Что значит строгий пост. Великий пост — самый главный и строгий среди постов

Церковь придает
большое значение
посту. От него сильно зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые Отцы и древнего, и нашего времени.

В
христианском календаре
около 200 дней занято постами.
Православная церковь
выделяет многодневные и однодневные посты.

Основное правило: среда и пятница в течение всего года, кроме Святок и
сплошных седмиц
, – строго
постные дни
(если нет особого разрешения на послабление поста). В некоторых монастырях постятся и по понедельникам (в честь Ангелов). Затем, в году существуют 4 больших поста:

1)
Великий пост
– 40 дней; к нему присоединяется Страстная Седмица – последняя неделя перед Светлым
Христовым Воскресением
– Пасхой; подвижный пост.

2) Петров пост начинается через неделю после Пятидесятницы (
Троицына дня
) и кончается 12 июля на Петров день; подвижный пост, разной продолжительности.

Кроме того, строго постными считаются:

  • день Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
  • день Усекновения главы св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября)
  • Рождественский сочельник (6 января)
  • и Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 18 января

Пост – это с древности установленные правила, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Но бывают в жизни человека обстоятельства, которые затрудняют хранение поста (скажем, нахождение в путешествии или болезнь). Тогда разрешается послабление. Пожилые больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует советоваться со своим духовным отцом.

Авва Исаак Сирии в труде “Слова Подвижнические” писал:


Кто не радит о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон?

Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай!

(Св. Василий Великий).

Христианство исходит из того, что в человеческой природе нарушена гармония между духовным и плотским началом, плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку необходимы хотя бы самые
простые методы
самоограничения. Посты учреждены
христианской церковью
с целью поддержать в христианине духовно-нравственные стремления над чувственными.
Но давайте посмотрим на посты с современных позиций. Строгий ритуал питания – эта та же самая психотерапия, но подкрепленная ритмом, определенным набором
продуктов.

Соблюдая пост, человек как бы вступает в другое душевное состояние, отсекает от себя неблагоприятные
чувственные восприятия, вызванные как внешними, так и внутренними воздействиями. При соблюдении поста, у человека появляется цель, он начинает ощущать прилив сил, бодрости, у него появляются уверенность, воля.
Так же как при аутогенной тренировке, он постоянно внушает себе, что со строгим соблюдением поста у него прибавляются силы, ему гораздо легче дышать, он становится все
здоровее.

Посты полезны каждому из нас, потому что организм наш зашлакован чужеродными веществами, вдыхаемыми с загрязненным воздухом: свинцом, токсическими газами, радиоактивными веществами, поступающими с пищей: нитратами, солями тяжелых металлов, пестицидами и другими химическими веществами; лекарственными средствами. В период поста мы питаемся растительной пищей, а именно растительная пища, особенно пектины, клетчатка, способствует связыванию и выведению токсических веществ из организма. Этому способствует и монотонный, стабильный состав продуктов.

Соблюдение постов более физиологично для организма, чем предполагаемое голодание или раздельное питание.

Избыточное количество пищи приводит к перегрузке, прежде всего, желудка и сердца, составные ее части поступают в кровь и забивают все клетки и ткани, происходит своего рода “удушение”, неполное сгорание и нарушается обмен веществ.

Работа сердца, печени, желудка, почек, внутренних желез увеличивается за счет неусвоенных продуктов питания, происходит своего рода “загнивание” и отравление организма. Многие из нас замечают этот процесс, когда после обильного приема пищи накануне утром встают уставшие, вялые, несмотря на ночной отдых.

Но вот вы решили соблюдать пост. Пища, которую вы начинаете употреблять, производит мягкое, щадящее воздействие на функцию эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Пища должна быть
слегка
подсоленой, овощи необходимо употреблять в сыром, полусыром и вареном виде. Во время поста исключаются животные жиры, вводятся растительные.

Подобное питание способствует выведению холестерина и других веществ, вызывающих атеросклероз. Благотворно посты сказываются на функции почек, мочевыделительной системы. Из организма выделяется
большое количество
отходов питания животным белком: мочевина, мочевая кислота.

В последние десятилетия среди населения, включая и детей, резко возросло количество больных с нарушением обмена веществ: все чаще встречаются ожирение, сахарный диабет. Так, например, ожирением больны 25 – 50 процентов, а
сахарным диабетом
, включая и скрытые формы, до 10 процентов численности населения. Во время поста насыщение наступает более быстро, отсюда происходит суммарное уменьшение веса у людей с ожирением. Если во время постов ограничивать сахар до 0,5 г на 1 кг нормальной массы тела, то резко снижается его уровень в крови.

Конечно, многим выполнение постов покажется трудным. Но начинать необходимо постепенно. Прежде всего с воздержания от животной пищи, не исключая ее из рациона, то есть применять обычный пост. В этот период едят все, кроме мяса. Особенно полезен такой тип питания в летне-осенний период, когда много фруктов и овощей. Мясоедам трудно полностью отказаться от мяса. Вначале сократите потребление его до одного раза в день, заменяя рыбой, птицей, яйцами, творогом.

Существуют различные степени строгости поста:

  • очень строгий– сухоядение, когда употребляют только растительную пищу без масла, хлеб;
  • строгий– едят вареную растительную пищу с растительным маслом;
  • обычный– кроме того, что едят в
    строгий пост
    , едят рыбу.
  • ослабленныйпост – для немощных, находящихся в пути, питающихся в столовых: едят все, кроме мяса.

Необходимо также при соблюдении постов отказаться от употребления спиртных напитков, совершенно устраняются раздражающе и возбуждающе действующие на аппетит продукты.

Что можно есть в пост? Хлеб (желательно грубого помола), кроме сдобы, каши, сваренные на воде без
сливочного масла
, овощи, фрукты, в том числе сушеные, орехи, грибы.

Рождественский пост (40 дней).

Перед Рождеством Христовым – с 28 ноября по 6 января. В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять ни рыбу, ни постного масла. После праздника святителя Николы – 19 декабря – рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста – со 2 января – следует соблюдать так же, как и Великий пост.

Особо строгий пост налагается накануне рождества Христова, когда один раз, вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается вкусить “сочива”, то есть сухих плодов, смоченных в воде, отчего и сам день называется сочельником.

Рождественский пост называют еще Филипповым, так как он начинается в день памяти апостола Филиппа.

Мнение эксперта:

Строгий пост в христианской традиции играет важную роль в духовной практике. Эксперты отмечают, что Великий пост, считающийся самым строгим среди всех постов, представляет собой период самоограничения, молитвы и воздержания от многих видов пищи. Это время, когда верующие стремятся очистить свой разум и тело, углубить свою веру и привести свою жизнь в соответствие с духовными ценностями. По мнению экспертов, строгий пост помогает людям обрести внутренний покой, сосредоточиться на духовном росте и преодолеть собственные слабости. Таким образом, Великий пост не только символизирует подготовку к празднику Пасхи, но и представляет собой время самоочищения и духовного возрождения.

Как провести Пост. Протоиерей  Андрей Ткачёв.Как провести Пост. Протоиерей Андрей Ткачёв.

Пост Святых Апостолов (Петров пост).

Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до Дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Устав о питании в этот пост такай же, как и в Рождественский. Если день конца поста приходится на среду или пятницу, то разговены, как и в Успенский пост, переносятся на следующий день, а в этот день едят только рыбу.

Интересные факты

  1. Во время Великого поста запрещается употребление мяса, яиц, молочных продуктов, рыбы и морепродуктов. Разрешается есть только растительную пищу, а также хлеб и воду.
  2. Великий пост длится 40 дней, в память о 40 днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, молясь и постясь.
  3. Великий пост является временем духовного очищения и подготовки к празднику Пасхи. Во время поста верующие стараются больше молиться, читать Священное Писание и совершать добрые дела.
Великий Пост. Как Правильно Поститься? Полезно ли Поститься? Православный Пост и Диета. Смысл ПостаВеликий Пост. Как Правильно Поститься? Полезно ли Поститься? Православный Пост и Диета. Смысл Поста

Успенский пост.

длится с 14 по 27 августа. Установлен в честь успения
Пресвятой Богородицы
. Во время этого поста отмечаются три больших
церковных праздника
, в простонародии именуемыми Спасами.

Опыт других людей

“Что значит строгий пост” – это тема, которая вызывает разные мнения и обсуждения среди людей. Одни считают, что строгий пост – это возможность очистить свое тело и разум, достичь духовной гармонии. Другие считают его излишне строгим и непрактичным. Однако, великий пост имеет свои традиции и значение для многих верующих, их отношение к нему особенно уважительно.

Пост в среду и пятницу - смысл, правила, особенностиПост в среду и пятницу – смысл, правила, особенности

Три Спаса в русском календаре

Есть на Руси три праздника, именуемых “Спасами”: медовый, яблочный и ореховый. Каждый из них – как бы с двойным смыслом и имеет по два названия: одно – торжественное, церковное, другое – народное, крестьянское.

Первый, или медовый, Спасотмечается 14 августа; в этот день
в православном
церковном календаре
значится официальный праздник: “Происхождение
(изнесение) честных древ животворящего Креста Господня”.

Название праздника сложилось на заре христианства. По преданию, в этот день 988 года принял крещение русский князь Владимир.
Народное название
“Спас”, несомненно, связано с именем Спасителя – Христа. А почему “медовый”? Подмечено, что к этому дню соты в ульях бывают наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору меда.

Однако
народное поверье
не велит вкушать собранный мед вплоть до второго Спаса. Впрочем, ждать совсем не долго: пять дней.

Второму (яблочному) Спасу-19 августа – в церковном календаре соответствует праздник Преображения Господня. Праздник был установлен в память чудесного преображения Иисуса Христа, о котором повествуется в Евангелии от Луки (9:29). К этому дню оказался приурочен справлявшийся на Руси с давних времен
народный праздник
, посвященный началу сбора плодов.

Яблочный Спас – из трех Спасов самый главный.

“Пришел Спас – всему час”, – говорилось в старину. До наступления этого дня не полагалось есть никаких плодов, кроме огурцов (ягоды не в счет). До сих пор многие верующие соблюдают давний обряд: в день яблочного Спаса несут в церковь для освящения первые собранные яблоки, другие плоды, мед, после чего они считаются дозволенными к употреблению в пищу. В этом обычае – отголоски древней земледельческой магии: надлежало, вероятно, задобрить соответствующего духа определенными обрядами, чтобы не “спугнуть” будущий урожай.

Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. Сейчас мы разберем пользу поста для верующего человека, что можно и что нельзя делать в Великий Пост.

И зачем он вообще нужен этот пресловутый пост, без которого и так «нормально» живется?

Вспомним святого

Апостола Павла
, который пишет «Воздержание на все полезно». То есть, воздерживаться от пресыщения полезно человеку во всех отношениях. Это подтверждает, например, медицина и

здравый смысл
.

В наше время рынок переполнен. Все доступно — и продукты питания и предметы быта и информация. Современный человек живет в полном достатке и полагает, что это нормально. Но на самом деле — вредно. Давайте немного поразмышляем на эту тему!

Нормальное состояние человека, это когда он безусловно выполняет свою земную миссию, возложенную на него Господом Богом от рождения, занимает свое место в жизни, трудится «в поте лица» как сказано в Ветхом Завете, планомерно и разумно себя загружает таким образом, чтобы быть максимально производительным и одновременно довольным жизнью.

В случае потери трудоспособности из-за чрезмерного ослабления наступает апатия и уныние. А это уже грех. А саму трудоспособность надо поддерживать — пищей, сном, разумным отдыхом, чистотой и теплом.

Никто не говорит, что нужно ограничивать себя в пост беспредельно. Человек должен быть здоров и работоспособен. Поэтому — забота о теле, как носителе души человеческой, никогда не перестанет быть актуальной. Но забота о теле в пост — это забота и о его (тела) очищении и своего рода — перестроении тела на нормальный жизненный лад.

Пища в пост

Тот, кто ни в чем себе не отказывает — обязательно разленится. Девиз — брать от жизни все, пока можно — заведомо обречен на фиаско. Пресыщение в пище, например, ведет к ожирению, болезням сердца, диабету. Пресыщение в выпивке ведет к деградации всего организма, к циррозу и к смерти в конечном итоге.

Но раньше всего умирает душа, не получающая своей, духовной подпитки. Душу тоже надо кормить. Если тело не забываем насытить трижды в день, то и душа хочет своей пищи — молитвы.

Мы молимся о Вас!

Кто лакомит себя и привык есть все, что захочется, как правило, забывает о молитве. Наполненное пищей тело требует дополнительного сна. И уже на ум никак не придет желание позаботиться о душе.

Напротив, если немного ослабить тело пищевым постом, то легче будет голова соображать, возникнет желание активнее продумать свою жизненную позицию, просмотреть свои проекты заново, просчитать шаги достижения целей, попросить помощи Свыше и благодарить Бога.

Кто уже научился хоть мало-мальски молиться, тот знает, какое благодатное состояние наступает в душе, если хорошо и умиленно почитать молитвы, настроиться внимательно в храме, почитать Священное Писание и поразмышлять над прочитанным!

Это тот самый мир в душе, который достигается молитвой и постом. И этот мир — самое главное для человека. Он и создает желаемое и так трудно достижимое человеческое счастье. Данное благодатное и умиленное состояние души, когда оно приходит, надо беречь как можно дольше. Не осквернять себя пустословием, осуждением, пресыщением пищей и информацией.

Вот мы и подошли к теме духовного поста, который превыше телесного. На самом деле, телесный пост дан нам Самим Богом в поддержку духовного поста. А сам духовный пост выражается в воздержании чувств:

— глаз, зрения — не смотри на грех, не читай греховных книг, исключи зомбоящик — тв;

— ушей, слуха — не слушай греховные речи, сплетни, рассказы, осуждение, кривотолки;

— вкуса и обоняния — не стремись к лакомству, довольствуйся поддержкой тела простой пищей;

— рук — не твори грех;

— ног, чтобы не вели на грех. Также половое воздержание. И так далее.

Многие бы возразили, а как жить тогда? Что же тогда можно в пост?

Все очень просто.

Надо осознать тебе, человече, что ты настолько пал, что не можешь выбраться из ямы страстей самостоятельно. Ты пресыщен всеми соблазнами мира, ты живешь не своей жизнью, смотря телепередачи и сериалы, ты и помыслить не можешь, что такое чистота христианская и свобода от греха! Так вот упражнение поста и дает тебе возможность вернуться к Богу, очистить душу и тело и навыкнуть в молитве.

Вместо грязной теле-информации, например о политике, кровавости и разврате, ты посмотри канал СОЮЗ, проникнись духовностью, СДЕЛАЙ УСИЛИЕ! Господь судит по намерению. И дает силы любому старающемуся. Помни, что Царство Божие силой берется, как учит Господь. Пустоту и тоску, которые могут образоваться при потере привычного образа жизни, можно заполнить добродетелью и полезным общением, а также чтением душеспасительной литературы.

Твоя молитва может быть слабой и недостаточной. Соборная молитва имеет бОльшую силу. Духовное общение с единомышленниками и более опытными людьми в духовном плане помогут тебе на этом пути своей поддержкой. Правда, в наше время желает быть лучше. Но выбирать свой путь и нести ответ пред Господом в свое время предстоит ТЕБЕ и только тебе.

Вместо скоромной мясо-сальной привычной пищи научись употреблять растительную — овощи, фрукты, крупы и их производные. На самом деле постные блюда еще лучше и вкуснее мясных. Следует помнить, что с мясом мы поглощаем трупный яд. И еще. Слон такой большой и сильный, а питается травой!

Нарушение поста не карается Церковью. Наверно только Боженька смотрит на нас как на чад неразумных.Человек сам себя наказывает, когда отказывается от поста.

Первая Заповедь в раю была — не ешь от древа познания добра и зла. А поскольку человек нарушил волю Божью, то пал. Последствия грехопадения испытываем все мы через века и тысячелетия. И, всместо того, чтобы истреблять грех, мы его почему-то только приумножаем. Поэтому не стоит удивляться, что с годами становится все труднее жить.

И вот, чтобы этого не было, навыкай в посте и молитве! Пост по силам любому. Но и сам пост должен быть посильным. Иным путем постится ребенок, иным — полноценный взрослый, иным постом постятся больные, немощные и престарелые. Подходить к посту надо разумно.

Мы не изверги. Не должны издеваться над собой. Свыше сил — это уже не пост. И вообще, пост ради поста — не спасителен. Пост нужен для христианского совершенства и спасения души.

ПОСТ — ЭТО ДУХОВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Постите, обязательно постите! Возродится и усовершенствуется душа Ваша.

И проживете дольше во здравии, чем думали.

V. Поминовение и просфоры. Панихида и молебен

Если мы желаем, чтобы Церковь молилась вместе с нами за дорогих нам

близких (живых и умерших), мы пишем их имена на записке с надписью “о

здравии” и “об упокоении” и передаем вместе с просфорой, которую покупаем за

свечным ящиком, в алтарь. Сделать это нужно до начала литургии; если же

служба уже началась, то все разговоры, связанные с покупкой просфор,

передачей записок или свечек следует вести шепотом, чтобы не мешать службе.

Поданные записки священник читает перед началом литургии (на проскомидии) и

во время службы, когда он вынимает из просфор частицы и молится о здравии и

об упокоении записанных. В конце литургии эти частицы опускаются в Чашу в

знак искупительного действия св. Евхаристии. Священник в это время молится:

“Омой их грехи кровию Твоею…”

После обедни просфоры выносятся из алтаря и обычно ставятся на свечном

ящике, откуда те, кто подавал с ними записки, их разбирают. Просфору можно

по своему желанию либо съесть сразу, либо распределить на несколько дней,

либо отдать ее тому, за кого мы ее “вынимали”.

Просфоры при желании можно раздавать в храме с просьбой молиться о тех,

за кого они вынуты, но это следует делать не во время службы, а после того,

как все подойдут ко кресту.

Кроме поминовения за литургией в церкви совершаются и другие виды

молитв за живых и усопших:

1. Молитва о живых, или молебен, к которому по просьбе верующих может

быть добавлено водоосвящение или чтение акафиста. Желающие служить молебен

обращаются за свечной ящик до службы (или, в крайнем случае, после службы).

2. Молитва об усопших называется панихидой. Ее служат перед особым

столиком для свечей (кануном). Издревле существовал обычай в память усопших

устраивать трапезу. В ней принимали участие бедняки, которых просили

молиться за умерших. И в наши дни те, кто молится о них, приносят в храм

пищу, которую раздают “для поминовения” после панихиды. Это делается и в

особые поминальные (“родительские”) дни.

3. Молитвы, которые поют и читают при погребении, называются

отпеванием.

По окончании его икона, которая была на груди у покойника, ставится на

канун и находится там в течение 40 дней. После этого родные могут ее взять.

Во время литургии молитва совершается только за членов Церкви или

готовящихся ко крещению (“оглашенных”). Считается, однако, что во время

молебна могут быть помянуты и люди некрещеные. Для отпевания католиков,

старообрядцев и других инославных существует особый чин.

VI. Правила, касающиеся отношения мирянина к своему духовнику

Духовником называется священник, к которому мы постоянно ходим на

исповедь. Как больному лучше лечиться у одного врача, который хорошо знает

его организм и болезни, так и духовное врачевание будет проходить успешнее,

если человек будет приносить свою исповедь постоянному духовнику. Отношения

между этим священником и мирянином должны быть построены на искренности,

понимании и доверии. Мирянину следует помнить о следующих пяти правилах:

1. Христианин не предпринимает никакого важного жизненного шага, не

получив благословения духовника или, по крайней мере, не посоветовавшись с

ним.

2. Христианин принимает от духовника указания о
молитвенном правиле
,

постах и делах служения людям.

3. Христианин должен привести свою жизнь в согласие с нравственными

требованиями Церкви в срок, указанный духовником.

4. Частоту исповеди и причащения христианин должен согласовать с

духовником и твердо этого придерживаться.

5. В случае расхождения со своим духовником и намерения перейти к

другому мирянин должен поставить своего духовника в известность и просить

благословения на переход к другому священнику, конкретно указанному (см. 1

Цар 15, 22; Евр 13, 7, 17; Немоканон Иоанна Постника, Стоглав 40; Вопрошание

Кирика, 6, 17; Написание митр. Григория, 4; Заповедь к исповедующемуся, 27;

Слово Божие о покаянии, 97)2.

VII. Важнейшие праздники года

Праздничные и
воскресные дни
надо освободить от работы, которую можно

отложить. Церковный годовой круг праздников делится на праздники

“переходящие” и “непереходящие”, двунадесятые и великие. Непереходящие

празднуются каждый год в одно и то же число месяца. Переходящие относятся к

Пасхальному циклу и приходятся каждый год на
разное время
. Приводим список

переходящих, непереходящих и великих праздников по “Православному церковному

календарю”.

Двунадесятые переходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим – воскресенье;

Пасха Христова – воскресенье;

Вознесение Господне – четверг;

День Святой Троицы (Пятидесятница) – воскресенье.

Двунадесятые непереходящие праздники

Крещение Господне – 6/19 января;

Сретение Господне – 2/15 февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта/7 апреля;

Преображение Господне – 6/19 августа;

Успение Пресвятой Богородицы – 15/28 августа;

Воздвижение Креста Господня – 14/27 сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября/4 декабря;

Рождество Христово – 25 декабря/7 января.

Великие праздники

Обрезание Господне – 1/14 января;

Рождество Иоанна Предтечи – 24 июня/7 июля;

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня/12 июля;

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа/11 сентября;

Покров Пресвятой Богородицы – 1/14 октября.

Церковное исчисление ведется по старому стилю. Вторая дата указывает

новый стиль.

VIII. Посты

В нашей человеческой природе нарушена гармония между духовным и

плотским началом; плоть стремится возобладать над духом. Поэтому человеку,

ведущему духовную жизнь, необходимы хотя бы самые простые методы аскезы

(самоограничения). К ним относится пост – воздержание от животной пищи,

которое имеет двоякое значение.

С одной стороны, пост обуздывает стихию плоти, с другой – развивает

через послушание Церкви духовную стойкость и волю человека. Пост освящен

Самим Христом, Который, постясь, Своим примером указал на необходимость

воздержания для Его учеников.

Существуют различной степени посты. Примерно их можно охарактеризовать

следующим образом:

I. Очень строгий пост – сухоядение. Едят только сырую растительную пищу

без масла.

II. Строгий пост – едят всякую вареную растительную пищу с растительным

маслом.

III. Обычный пост – кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу.

IV. Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в

столовых) – едят все, кроме мяса.

Отмена или ослабление поста предусмотрены Церковью для
особых случаев

(болезнь, нахождение в пути и т.п.). Однако христианин не должен по

собственному усмотрению ослаблять или отменять пост (как и, напротив, делать

его более строгим), но спрашивать благословения духовника.

Пост – не только время телесного воздержания; он означает и время

усиления борьбы с грехом, особенной молитвенной сосредоточенности, более

частого причащения.

В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные

дни – среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий

установлены также однодневные посты.

Многодневные посты

Великий Пост – предпасхальный, в общей сложности продолжается семь

недель. Пост строгий. Очень строгие недели – первая, четвертая

(Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост

прекращается после литургии в
Страстную субботу
. По обычаю же разговляются

только после Пасхальной заутрени, т.е. в ночь на Св. Воскресение.

Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные

годы падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост – перед праздником святых апостолов Петра и Павла.

Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и

продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою

продолжительность в
разные годы
, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот

пост – наименее строгий, обычный.

Успенский пост – перед праздником Успения
Божией Матери
. Он всегда

падает на одни и те же числа: 14-28 августа нового стиля. Это – строгий

пост.

Рождественский (Филиппов) пост – начинается на следующий день после

празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября

– 7 января нового стиля.

Однодневные посты

Среда и пятница – в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель)

и святок. Пост обычный.

Крещенский сочельник – 5/18 января. Пост очень строгий (существует

народный обычай
в этот день не есть до звезды).

Усекновение главы Иоанна Крестителя – 25 августа/11 сентября. Пост

строгий.

Воздвижение Креста Господня – 14/27 сентября. Пост строгий.

IX.
Домашняя молитва
и духовное чтение

Молитвы, содержащиеся в Молитвослове, составлены по большей своей части

святыми и людьми высокого
духовного опыта
. Читая эти молитвы, мы приобщаемся

к их духовной жизни и учимся сами молиться. Молитва по книге (молитвословие)

не исключает молитвы своими словами и молитвенного предстояния Богу в

молчании.

[О ежедневном правиле см. ”
Практическое руководство
…”]. Ежедневным

“правилом” называется собрание молитв, предназначенных для чтения утром,

вечером и в продолжение дня. Опускать это правило не следует даже тогда,

когда в душе нет молитвенного настроения. Сами святые слова оказывают

воздействие на душу помимо сознания. Однако нужно всегда стремиться побороть

рассеянность и вникать в слова молитв. Для случая крайней усталости или

особых обстоятельств преп. Серафим дал “малое правило”.

Великим Постом к ежедневному правилу добавляется молитва св. Ефрема

Сирина “Господи и Владыко живота моего…”, а в пасхальный период – тропарь

праздника (“Христос воскресе из мертвых…”).

Всякое дело мы должны начать молитвой. На эти случаи есть в

Молитвослове особые псалмы и молитвы.

Читать Священное Писание следует ежедневно. Прежде всего это касается

Нового Завета. Его можно читать по частям или главам, на выбор, или в

соответствии с
церковными чтениями
этого дня. К отрывку из Евангелия

присоединяем чтение из Посланий. Из
Ветхого Завета
ежедневно читают псалмы.

Остальные книги Библии следует читать с толкованиями, чтобы правильнее и

глубже понимать смысл ветхозаветных книг и их соотношение с Новым Заветом.

К чтению Св. Писания рекомендуется добавлять чтение из Св. Отцов или

духовных писателей.
Лучшими книгами
из Отцов для начинающих могут служить:

“Псалтирь” св. Ефрема Сирина, “Исповедь” бл. Августина, “Нравственные

правила” св. Василия Великого. Из более поздних авторов – творения Тихона

Задонского, “Невидимая брань” св. Никодима Святогорца, “Руководство к

благочестивой жизни” Франциска Сальского. Из современных духовных писателей

– “Записи” свящ. А. Ельчанинова, книги митрополита Антония Сурожского.

О проведении Великого Поста

Общие правила

Недели Поста

Время Великого Поста специально дается Церковью, чтобы мы могли

собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных дней.

Великим Постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить

пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных

неурядиц, рассеянности, лености и прочего.

Общие правила

1. Воздержание от
мясной пищи
обязательно. Относительно всего прочего

следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь

житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до

Пасхи.

2. За время Поста нужно прочесть все четыре Евангелия.

3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел – всего, что

рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать

такие, которые не нарушали бы мир души (например прогулки, поездки за город

и т.д.).

4. Ежедневно надо читать молитву св. Ефрема Сирина, желательно

медитативно, т.е. сосредотачиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно

преимущественно над одной частью (например, фраза “Господи, Владыко живота

моего”; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель.

Ощутить это хотя бы на короткое мгновение).

5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать

ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще-то желательно полчаса) – 5 минут

утром и 5 минут вечером – молитвенным размышлениям. Главное – не пропустить

ни одного дня в течение Великого Поста.

Рекомендуется во время молитвы выбирать удобное место, удобное

положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять

можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром – одним

словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не

“наседало”, не волновала необходимость срочно что-то сделать, не угнетала

слишком сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно

перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие;

понудить себя отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли

поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы

всегда с Ним и перед Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к

кресту (если мы не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста).

Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным,

движений не нужно (кроме
крестного знамения
). После этого мысленно

произносим фразу из молитвы или Евангелия (можно из литании, акафиста,

литургии – по выбору) и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании,

обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей

жизнью. Сначала это будет получаться с трудом. Возможно, только на третьей

неделе дело
пойдет лучше
. Главное – не надо отступать. И так каждый день

весь Пост, по пять минут утром и пять – вечером. В крайнем случае время

можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и

огорчаться, ловя себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно

считать себя учеником новоначальным, впервые приступающим к таким

размышлениям. Список молитвенных речений для них хорошо составить заранее на

неделю. Надо стараться на протяжении дня в свободные от работы мгновения

возвращаться мысленно к теме размышлений, как бы готовясь к встрече.

Основное условие успеха – установление внутренней тишины; это самое трудное

в наш шумный век.

6. После пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто

постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с

этой тишиной в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее “звук” как

можно дольше.

7. Все воскресные дни во время Великого Поста обязательно посещать

литургию, не опаздывая к службе. Перед службой во время “часов” хорошо

прочесть молитву:

Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.

Уповаю, Господи,

но Ты укрепи надежду мою.

Я возлюбил Тебя, Господи,

но Ты очисти любовь мою

и воспламени ее.

Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,

да приумножу покаяние мое.

Чту, Господи, Тебя, Творца моего,

воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.

Ты же направь меня мудростью Твоею,

защити и укрепи.

Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,

да исходят они от Тебя.

Дела мои да будут во
имя Твое
,

и желания мои да будут в воле Твоей.

Освети ум мой, укрепи волю,

очисти тело, освяти душу.

Да узрю мои прегрешения,

да не прельщусь гордостью,

помоги мне побеждать искушения.

Да славлю Тебя во все
дни жизни
,

которую Ты даровал мне.

Аминь.

Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но заранее

нужно готовиться к общему причащению в
Великий Четверг
, день Тайной Вечери.

8. В дни Поста особенно важно усилить молитву за других. Не пропуская

ни одного случая, когда кто-то болен, находится в унынии, испытывает

трудности, надо немедленно за него помолиться, сколько хватает сил и

времени.

9. Нужно составить список особо чтимых святых и в течение Поста чаще

обращаться к ним, как к живым, как к помощникам и друзьям, ставить им свечи,

молиться перед их иконами.

10. Надо остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Именно от

этого будут предохранять спокойные и систематические молитвенные

размышления. Следует одергивать себя при проявлениях излишнего духовного

восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это помогает

уберечься и от провалов.

Недели Поста

Первая седмица (неделя)

Проводим следующий цикл молитвенных размышлений:

1-й день. День Екклесиаста

Размышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого

добился, а умрет, как все, порой – тяжелее. К чему все это было? Одни шли по

трупам, другие убивали свою душу, а в итоге – ничто. Прочтем: “Кая житейская

сладость…” (в чине отпевания). Почет, любовь, слава, здоровье – как все

это (без духовной жизни) ничтожно и пусто! Все ниспадает, как водопад, в

смерть. На всем печать несовершенства. Все, за чем мы бежим, за что мы

цепляемся – дым и пыль. Все – бессмыслица, и бессмыслица страшная, зловещая

(Камю, Кафка).

2-й день. “Из глубины воззвах”: Пс 130 (129)

Время Великого поста – самое продолжительное и строгое в году. И личный выбор каждого: соблюдать или не соблюдать правила строго поста, все зависит от желания и силы веры человека. Намереваясь следовать христианским обычаям и преодолев соблазн «не позволительной» пищи, человеку будет очищен. Согласно
православной традиции
: не столько значительна пища, сколько положительное духовное благосостояние каждого верующего.

Питание в строгий пост

Ставя перед собой задачу «есть или не есть», следует проконсультироваться с доктором. Людям с
хроническими заболеваниями
, в особенности пожилым, всем детям, беременным и кормящим женщинам пост категорически противопоказан. Если же человек все же решился на пост, потому как чувствует, что хроническое обострение его не беспокоит в данный период, стоит соблюдать послабленный пост, предварительно поговорив со священником, ибо обострение, которое может быть вызвано ограничением белковой пищи животного происхождения, вновь возобновится.

Яйца, молочные продукты, рыба, мясо, содержащие незаменимые аминокислоты, являются строительным материалом нашего организма в целом. Более того, белковая пища – главная
составная часть
ферментной, иммунной системы, отвечающая также за физическую и умственную активность. Стоит отметить, если
здоровый человек
не включает в свой рацион белковую пищу больше недели, его организм, для восполнения белков, начинает поедать себя изнутри. Организм становится более подверженным вирусным заболеваниям.

И все же соблюдение строго поста — это личный выбор каждого православного.

Другая категория белков — фрукты, овощи (особенно бобовые), крупы, орехи относится к «заменимым» белкам. Но строительного материала для организма (аминокислот) в них очень мало. Притом, что взрослому человеку нужно съедать 80-90 грамм белка в сутки. Так, чтобы пополнить суточный белковый запас, нужно съедать не менее 5 кг картофеля, 400 грамм сыра или 6-7 килограммов овощей и фруктов. Но можно обойтись примитивно, начав прием витаминов, купленных в аптеке.

Так чем же питаться в строгий пост? Имеется множество способов приготовить вкусную, постную пищу. Например, запеките овощи с грибами в духовке, овощные котлеты — прекрасный легкий завтрак, приготовьте суп с соевым мясом на овощном бульоне. А молочные продукты, в частности масло, применяемые в приготовлении крупяных каш, замените овощным или грибным соусом. В приготовлении салатов, можно воспользоваться таким рецептом заправки: на один стакан оливкового масла , 3 чайные ложки винного уксуса, одну столовую ложку горчицы. Такая заправка хороша еще и тем, что прекрасно сохраняется в холодильнике до нескольких дней. Вместо сахара используйте мед. К тому же мед богат витаминами и микроэлементами, содержит фруктозу, что позволительно даже людям больным сахарным диабетом. И обязательно ешьте фрукты, как в свежем, так и в замороженном виде.

Соблюдение строгого поста позволяет нам нормализовать обмен веществ в организме. Выводятся шлаки, различные токсины, стабилизаторы, консерванты и прочие
вредные вещества
, которыми насыщены современные продукты питания. Ограничивая жирную пищу, поедание различных колбас,
мясных консервов
, еды
быстрого приготовления
(фаст-фуды) и других видов неправильной еды, стоит посту выразить благодарность.

Но не воспринимайте пост как диету, ведь первое, что нуждается в очищении – это состояние души. Ведь недаром в строгий пост многие священники, отвечая на вопрос «что нельзя есть», говорят: «друг друга не ешьте». И, согласитесь, стоит об этом задуматься.

Регина Липнягова специально для

Великий пост в 2019году проходит

с 11 марта по 27 апреля
, знаменуя собой кардинальные изменения в рационе питания всех верующих. Великий пост является одним из самых строгих постов в церковном календаре, начинаясь за семь недель до Пасхи и продолжаясь 48 дней. Он состоит из Четырехдесятницы, символизирующей голодание Христа в пустыне на протяжении 40 дней, и Страстной седмицы, напоминающей о
последних днях
жизни Христа, его распятии и воскрешении.

В Великий Пост запрещено употреблять продукты животного происхождения, включая мясо, яйца и молоко, а также продукты, изготовленные с использованием яиц и молока. Например, торты, пирожные, печенье, выпечка из сдобного теста – все это под запретом. Употребление рыбы и растительного масла разрешено лишь по определенным дням, тогда как включение в рацион питания морепродуктов, таких как кальмары, креветки или мидии, не возбраняется. К разрешенным продуктам относятся овощи, фрукты, крупы, бобовые, грибы, орехи, сухофрукты, мед, сахар, халва, горький шоколад и соусы, включая постный майонез. В рацион питания также можно включить макароны, в составе которых нет яиц, и хлеб, изготовленный без использования молока и яиц. Не стоит забывать про домашние консервации, которые позволят разнообразить
постное меню
в определенные дни, и про зелень, которая может сделать вкус блюд постных блюд более выраженным. Если вы не представляете свою жизнь без молока, настоящей «палочкой-выручалочкой» для вас могут стать соевое или кокосовое молоко.

Стоит отметить, что поститься – совершенно не означает голодать, и если рационально продумать свой рацион питания, голодным вы точно не останетесь. Необходимо также помнить о том, что постный стол представляет собой лишь часть поста, тогда как первостепенным моментом являются концентрация на молитвах, посещение храма, добрые дела, отказ от дурных помыслов и развлечений, прощение обид и благожелательное отношение к окружающим. Если соблюдать все эти правила, ограничения в питании пойдут на пользу как телу, так и душе.

Итак, рассмотрим
подробнее питание
по дням в Великий пост в 2019 году.

Первая и последняя недели поста являются самыми строгими
– в эти дни на рацион питания накладываются особо жесткие ограничения.

В Чистый понедельник – первый день Великого поста
– принято полностью воздерживаться от употребления пищи, тогда как во вторник разрешаются только хлеб и вода. В остальные дни первой недели следует придерживаться сухоядения и употреблять продукты исключительно в сыром виде один раз в сутки – это могут быть фрукты, овощи, орехи или зелень.

В субботу и воскресенье первой
неделе можно употреблять горячую пищу с маслом, например, каши, постные супы , тушеные овощи или жареные грибы. В эти дни допустим двухразовый прием пищи.

В воскресенье
можно позволить себе небольшое количество красного вина – оно должно быть натуральным и не содержать спирта и сахара. Желательно развести его
горячей водой
, а лучше и вовсе воздержаться от вина.

В понедельник, среду и пятницукаждой последующей недели Великого поста, кроме последней, предписывается сухоядение, при этом есть разрешается только один раз в сутки в
дневное время
.

Во вторник и четверг
тех же пяти недель позволительна горячая пища один раз в
вечернее время
, однако готовить ее необходимо без добавления масла. Например, это могут быть вареные или запеченные овощи. Так, приятным дополнением к вашему рациону могут стать приготовленные в духовке морковь или тыква, дополненные медом, орехами и сухофруктами.

По выходным
постящихся снова ожидают послабления – можно увеличить количество приемов пищи до двух раз в день и употреблять горячую пищу с добавлением растительного масла. Так,
тушеная капуста
, картофельные котлеты, овощной суп, лобио из фасоли, овощное рагу или картофель, жаренный с грибами и луком, прекрасные постные вторые блюда . Употребление рыбы допускается

на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
, который в этот раз приходится на

25 марта
, и в

Вербное воскресенье
, которое выпадает на

21

апреля.

20 апреля

, в Лазареву субботу, допускается употребление до 100 г рыбной икры.

Страстная неделя – последняя неделя Великого поста– является не менее строгой, чем первая. В первые три дня разрешаются только
сырые продукты
без масла один раз в день. В четверг можно позволить себе горячую пищу, прошедшую тепловую обработку, без добавления масла. Например, это может быть отварная
цветная капуста
или запеченный картофель. В пятницу не принято ничего есть. В субботу
Страстной недели
многие верующие продолжают отказываться от пищи до наступления Пасхи. Тем не менее, во второй половине дня разрешены сырые продукты и хлеб.

Для некоторых людей данные предписания могут быть слишком строги и недопустимы, например, по состоянию здоровья или в силу возраста – в этом случае рекомендуется отказаться от продуктов животного происхождения и употреблять горячую пищу, приготовленную на масле, на протяжении всего Великого поста. В любом случае, помните, что Великий пост – это не просто ограничения в еде, а приближение к духовной чистоте, борьба с грехами и обретение согласия со своей душой через воздержание от пищи, а вкусные постные рецепты помогут вам в этом.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Что написать в резюме в разделе «обо мне
    ;
  • Срок давности по неоплаченным кредитам: какой он
    ;
  • Психологическое понимание труда и профессии
    ;
  • Как испечь пасхальный кулич – рецепты к пасхе
    ;
  • Как испечь пасхальный кулич: мой семейный рецепт с подробными картинками
    ;
  • Пустынными тропами Аризоны
    ;
  • Пошаговый рецепт морковных оладий: фото и секреты
    ;
  • Сколько хранится фаршированный перец в холодильнике
    ;

Частые вопросы

Что такое строгий пост?

Великий пост: самые строгие дни Также строгими можно считать второй – пятый день поста, а также последнюю неделю поста, кроме воскресенья, на которое приходится Пасха. В эти дни верующие должны придерживаться сухоядения. Это означает, что можно употреблять пищу, но без всякой термической обработки.

Чем отличается пост от строгого поста?

  • строгий пост – без рыбы, – простой пост – употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи. Кроме того, во время поста рекомендуется ограничить число приемов пищи (например, до двух раз в день), сократить количество пищи (приблизительно до двух третей от обычной нормы).

Какой самый строгий день поста?

Вербное воскресенье является предвестником грядущих страданий и смерти Иисуса, поэтому следующая за ним неделя называется Страстной. В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи.

Какой самый строгий пост?

в первую и последнюю (Страстную) седмицы — особо строгий пост, не разрешаются «скоромные» продукты (мясо и его субпродукты, животный жир, молочные продукты, яйца),

Полезные советы

СОВЕТ №1

Постарайтесь избегать употребления мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы и алкоголя во время Великого поста. Вместо этого употребляйте больше овощей, фруктов, зерновых и бобовых.

СОВЕТ №2

Используйте время поста для духовной практики, молитвы и медитации. Постите не только тело, но и ум, отказываясь от негативных мыслей и эмоций.

СОВЕТ №3

Помимо отказа от определенных видов пищи, постарайтесь также отказаться от праздного разговора, злословия и других негативных проявлений в поведении.

Оцените статью
Добавить комментарий