Ети животное. Снежный человек йети – интересные факты о снежном человеке

Многие мифы и легенды мира тесно перекликаются с
реальными событиями
и встречами, которые не поддаются объяснению. Снежный человек является одной из наиболее неоднозначных фигур в истории. Хотя его существование не доказано, есть очевидцы, утверждающие, что встречали настоящего йети.

Происхождение образа йети

Первые упоминания о существовании огромного, волосатого человекоподобного существа, обитающего в горах, встречаются в . Есть запись о том, что на этой территории обитает человекообразное существо невероятных размеров, обладающее инстинктом выживания и самосохранения.

Термин «
снежный человек
» впервые появился благодаря людям, которые отправлялись в экспедиции и покоряли заснеженные вершины тибетских гор. Они утверждали, что видели огромные следы на снегу, принадлежащие . Сейчас этот термин считают устаревшим, т. к. стало известно, что йети предпочитают горные леса, а не снег.

В то время как среди учёных всего мира активно проходит дискуссия о том, кто такой снежный человек – миф или реальность, обитатели горных местной восточных стран, а в особенности Тибета, Непала и некоторых регионов Китая, абсолютно уверены в его существовании и даже часто выходят с йети на контакт. В середине XX в. правительство Непала даже признало существование йети на официальном уровне.

По закону, тот, кто сможет обнаружить место обитания
снежных людей
, получит большое денежное вознаграждение.

На основе этого можно сказать, что йети – мифическое или реальное человекоподобное животное, обитающее в горных лесах Тибета, Непала и некоторых других местностей.

Мнение эксперта:

Снежный человек, известный также как йети, вызывает большой интерес у исследователей и любителей загадок. Эксперты утверждают, что многие свидетельства о встречах с этим существом могут быть объяснены через призму мифологии и фольклора различных культур. Однако, существует также ряд удивительных фактов, которые могут указывать на реальное существование йети. Например, многие отчеты о больших неизвестных существах в горных районах мира могут быть связаны с неизвестными видами приматов или другими животными, а также с феноменами оптических иллюзий. Таким образом, мнение экспертов по поводу снежного человека остается разногласным, и исследования в этой области продолжаются.

Ученые Наконец Выяснили, Кто Такой ЙетиУченые Наконец Выяснили, Кто Такой Йети

Описание внешнего вида йети

Из тибетских легенд и наблюдений очевидцев можно многое узнать о том, как выглядит снежный человек.
Характерные черты
его внешности:

  • Йети относят к семейству гоминидов, которое включает в себя наиболее развитых особей приматов, т. е. людей и человекообразных обезьян.
  • Особенностью таких созданий является их чрезвычайно большой рост. Среднестатистическая взрослая особь этого вида может достигать от 3 до 4,5 м.
  • Руки йети несоразмерно длинные и почти достигают ступней.
  • Всё тело снежного человека покрыто шерстью. Она может быть серого или чёрного цвета.
  • Считают, что самки этого вида гоминидов отличаются настолько большим размером груди, что во время
    быстрого передвижения
    им приходится закидывать их на свои плечи.

Семья йети – американский и южноамериканский бигфут. В некоторых источниках назван Большеногим.

Интересные факты

  1. Снежный человек йети – это мифическое существо, которое якобы обитает в Гималаях и других горных регионах Азии. Его часто описывают как крупное, волосатое и похожее на человека существо, которое передвигается на двух ногах.

  2. Существует множество легенд и историй о йети, которые передаются из поколения в поколение. В некоторых из них йети изображается как доброжелательное существо, которое помогает людям, а в других – как опасный хищник, который нападает на людей и скот.

  3. Несмотря на то, что нет никаких научных доказательств существования йети, многие люди верят в него. В Гималаях и других горных регионах Азии часто проводятся экспедиции в поисках йети, но до сих пор никому не удалось найти его следы.

5 САМЫХ ДОСТОВЕРНЫХ ВИДЕО С ЙЕТИ (СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК)5 САМЫХ ДОСТОВЕРНЫХ ВИДЕО С ЙЕТИ (СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК)

Характер и образ жизни существа

Несмотря на свой
внешний вид
, йети далеко не агрессивен, обладает относительно уравновешенным и миролюбивым характером. Избегают контакта с людьми и ловко карабкаются по деревьям, подобно обезьянам.

Йети всеядны, но отдают предпочтение фруктам. Обитают в пещерах, но есть предположения, что некоторые виды, обитающие глубоко в лесу, способны строить себе дома на деревьях.

Гоминиды способны развивать небывалую скорость до 80 км/ч, из-за чего их так трудно поймать. Ни одна попытка ловли йети не увенчалась успехом.

Опыт других людей

Снежный человек, известный как йети, давно привлекает внимание людей. Многие утверждают, что видели его следы или даже самого существа. Легенды о йети пронизаны тайнами и загадками, что вызывает интерес у исследователей и любителей загадок. Существуют многочисленные рассказы о встречах с этим загадочным существом, и каждый из них добавляет новый кусочек в пазл загадки о снежном человеке.

Снежный человек: миф или реальность | ФактыСнежный человек: миф или реальность | Факты

Встречи с йети в реальности

Истории известно множество случаев встречи человека с йети. Обычно главными действующими лицами таких историй становятся охотники и люди, ведущие отшельнический образ жизни в лесной или горной местности.

Йети является одним из главных предметов изучения для людей, увлекающихся криптозоологией. Это псевдонаучное направление, занимающееся поиском доказательств существования мифических и легендарных созданий. Часто криптозоологами являются простые энтузиасты без наличия высшего
научного образования
. Они по сей день прикладывают много усилий, чтобы поймать мифическое существо.

Впервые следы снежного человека были обнаружены в Гималайских горах в 1899 г. Свидетелем был англичанин по фамилии Уэддел. Согласно словам очевидца, само животное он не обнаружил.

Одно из официальных упоминаний о встрече с йети датируется 2014 годом во время горной экспедиции профессиональных альпинистов. Экспедиторы покоряли
высшую точку
Гималайский гор – Джомолунгму. Там, на самой вершине они сначала заметили гигантские следы, находящиеся на довольно большом расстоянии между собой. Позже они увидели широкую, волосатую фигуру человекоподобного существа, достигавшую ростом 4 м.

Научное опровержение существования йети

В 2017 году доктор биологических наук Пётр Каменский дал интервью для научного издания «Аргументы и факты», в котором доказывал невозможность существования йети. Он использовал несколько доводов.

На
данный момент
на Земле не осталось не изученных человеком мест. Последний крупный вид приматов был открыт более 100 лет назад. Окрытия современных деятелей науки – это преимущественно редкие маленькие растения и т. д. Йети слишком большой, чтобы иметь возможность постоянно укрываться от исследователей, зоологов и простых жителей горных местностей.
Большую роль играет численность популяции йети. Понятно, что для поддержания существования
отдельного вида
в одной местности должно обитать не менее нескольких десятков особей. Скрыть такое количество огромных гоминидов задача не из лёгких.

Подавляющая часть доказательств в пользу существования снежного человек оказались фальсификацией.

Образ йети в массовой культуре

Как и множество других фольклорных и мифических существ, образ снежного человека активно используется в искусстве и различных проявлениях массовой культуры. В т. ч. литература, киноиндустрия и компьютерные видеоигры. Персонажа наделяют как положительными, так и негативными чертами.

Снежный человек в литературе

Персонаж йети активно используют в своих произведениях писатели всего мира. Образ огромного волосатого гоминида встречается как в фантастических, мистических романах, научно-популярных работах, так и в детских книгах.

Одну из главных ролей йети играет в романе американского фантаста Фредерика Брауна «Ужас Гималаев». События книги разворачиваются в гималайских горах во время съёмки кинофильма. Неожиданно актрису, игравшую в фильме
главную роль
, похищает йети – огромное человекоподобное чудовище.

В фантастической серии «Плоский мир» известного британского прозаика Терри Пратчетта йети являются одной из основных . Они являются дальними родственниками гигантских троллей, обитающими в местности вечной мерзлоты за Овцепикскими горами. Они обладают белоснежной шерстью, могут подчинить себе ход времени, а их гигантские ступни считают мощным афродизиаком.

В детском фантастическом романе Альберто Мелиса под названием «В поисках Йети» описаны приключение команды исследователей, отправившихся в Тибетские горы, дабы спасти снежного человека от вездесущих охотников.

Персонаж в компьютерных играх

Снежного человека можно назвать одним из наиболее частых персонажей
компьютерных игр
. Обычно обитают в тундрах и других ледяных локациях. Для игр существует стандартный образ снежного человека – существо, напоминающее что-то средне между гориллой и человеком, гигантского роста с белоснежной и густой шерстью. Такой окрас помогает им эффективно маскироваться в
окружающей среде
. Ведут хищный образ жизни и представляют опасность для путников. В бою применяют грубую силу. Главный страх – пламя.

Бигфут и его история

Бигфут или сасквоч – это родственник тибетского снежного человека, населяющим лесные и горные местности американского континента. Впервые термин появился в конце шестидесятых благодаря американскому бульдозеристу Рою Уоллесу, который обнаружил вокруг своего дома следы, напоминающие по форме человеческие, но достигавшие огромных размеров. История Роя быстро набрала популярность в прессе, а животное признали родственником тибетского снежного человека.

Спустя почти 9 лет Рой представил в СМИ короткий видеоматериал. На видео можно увидеть, как самка бигфута передвигается по лесу. Это видео долгое время находилось на экспертизе и всевозможных деятелей науки и не только. Многие признали его настоящим.

После смерти Роя его друзья и родственники признались, что все истории Уолесса были лишь выдумкой, а подтверждения являлись фальсификацией.

  • Для следов он использовал обыкновенные доски, вырезанные в форме больших ступней.
  • На видео была жена бульдозериста, переодетая в костюм.
  • Ложными оказались и остальные материалы, которые Рой регулярно демонстрировал общественности.

Хотя история Роя оказалось ложной, это не означает, что в Америке не водится человекообразных гоминидов. Есть ещё немало историй, в которых сасквоч фигурирует в качестве главного
действующего лица
. Индейцы, коренные жители Америки, утверждают, что огромные гоминиды обитали на территории континента задолго до них самих.

Внешне бигфут выглядит почти также, как и его тибетский родственник – снежный человек. Главными отличиями является то, что максимальный рост взрослой особи достигает 3,5 м. Окрас американского бигфута рыжий или бурый.

Альберт в плену у бигфутов

В семидесятые годы некий Альберт Остман, работавший всю свою жизнь лесорубом в Ванкувере в Канаде, рассказал свою историю о том, как он жил в плену у семьи бигфутов.

На тот момент Альберту было всего 19 лет. После работы он остался ночевать на окраине леса в спальном мешке. Посреди ночи кто-то огромный и сильный схватил мешок вместе с Альбертом. Как потом оказалось, его выкрал бигфут и отнёс в пещеру, где также жила самка и двое детей. Существа не вели себя агрессивно по отношению к лесорубу, а скорее относились к нему как люди относятся к домашним питомцам. Спустя неделю парню всё-таки удалось сбежать.

История бигфута на ферме Мишелин

В начале XX в. в Канаде на ферме семьи Мишелин некоторое время происходили необычные события. В течение 2-х лет они сталкивались с бигфутом, который со временем просто исчез. Со временем семья Мишелин поделилась некоторыми историями из встреч с этим существом.

Впервые с бигфутом лицом к лицу они столкнулись, когда их младшая дочь играла неподалёку от леса. Там она заметила большое, волосатое существо, напоминавшее ей человека. Когда бигфут увидел девочку, то направился в её сторону. Тогда она принялась кричать и сбежались мужчины с ружьями, спугнув неизвестное чудовище.

В следующий раз девочка увидела гоминида, когда занималась домашними делами. Был полдень. Она подняла глаза к окну, то столкнулось со взглядом того самого бигфута, который теперь пристально наблюдал за ней через стекло. В этот раз девочка снова закричала. К ней на помощь прибежали родители с ружьём и прогнали существо выстрелами.

Последний раз бигфут пришёл на ферму ночью. Там он столкнулся с собаками, которые громко лаяли, из-за чего он исчез. После этого гоминид больше не появлялся на ферме Мишелин.

История замороженного бигфута

Одной из наиболее нашумевших историй, связанных со встречей человека и йети, является история американского военного лётчика Фрэнка Хансена. В 1968 г. Фрэнк появился на известной гастролирующей выставке. У него был необычный экспонат – огромный холодильник, внутри которого находилась глыба льда. Внутри этой глыбы можно было рассмотреть тело человекообразного существа, покрытое шерстью.

Спустя год Фрэнк позволил двум деятелем науки изучить замороженное существо. Со временем к экспонату Фрэнка начала проявлять интерес служба ФБР. Они хотели заполучить замороженный труп бигфута, но тот таинственным образом исчез на долгие годы.

После смерти Хансена в 2012 году его семья признала, что Фрэнк в течение нескольких десятков лет хранил холодильник с замороженным трупом в подвале собственного дома. Родственники лётчика продали экспонат Стиву Басти, хозяину Музея странностей.

Профессиональная экспертиза экспоната

В 1969 г. Фрэнк Хансен позволил зоологам Эйвельмансу и Сандерсену осмотреть экспонат. Они составили небольшую научную работу, описав в ней свои наблюдения.

Хансен отказался говорить о том, откуда у него появился труп бигфута, поэтому изначально зоологи предположили, что тот является неандертальцем, который сохранился в глыбе льда со времён каменного века. Затем было обнаружено, что существо погибло от пулевого ранения в голову и находилось во льду не более 2-3 лет.

  1. Особь была мужского пола, а ростом достигала почти 2 м. Особенность заключалось в том, что всё тело гоминида было покрыто густой, длинной шерстью чёрного цвета, что абсолютно не характерно для людей, даже при наличии заболеваний чрезмерного волосяного покрова.
  2. Пропорции тела бигфута довольно близки к человеческим, но больше напоминают телосложение неандертальца. Широкие плечи, слишком короткая шея, выпуклая
    грудная клетка
    . Конечности также отличались своими доисторическими пропорциями: ноги короче человеческих, выгнуты, а руки слишком длинные и почти дотягиваются до пят гоминида.
  3. Черты лица бигфута также больше напоминают внешность неандертальцев.
  4. Маленький лоб, большой рот без губ, крупный нос с раздутыми бровями, которые сильно находят на глаза.
  5. Ступни и ладони намного больше и шире человеческих, а пальцы короче.

Признание Фрэнка Хансена

Там он написал, что однажды отправился в горные леса на охоту. Он отправился по следу оленя, которого выслеживал уже какое-то время и совершенно неожиданно увидел шокировавшую его картину. Трое огромных гоминидов, покрытых чёрной шерстью с головы до ног, стояли вокруг мёртвого оленя со вспоротым животом и доедали его внутренности. Один из них заметил Фрэнка и направился к охотнику. Испугавшись, мужчина выстрелил ему прямо в голову. Услышав звук выстрела, два других бигфута разбежались.

Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно, груди, болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным.

Ги де Мопассан, «Страх»

Вымышленные существа населяют фольклор всех мировых культур– будь то степные кочевники, северные оленеводы или южноамериканские людоеды. Люди, живущие на разных континентах, независимо друг от друга придумали драконов, оборотней, призраков, водных монстров, карликов и гигантов. Но лишь немногие сказочные твари смогли стать частью современного фольклора. Если вы скажете, что встретили в лесу огнедышащего дракона, то получите освобождение от физкультуры и бесплатные таблетки от шизофрении. Но если заявите, что подрались на помойке с гигантским волосатым гоминидом


получите реальный шанс попасть на первые полосы утренних газет.

В марте 2006 года («МФ» № 26) мы рассказывали вам о «криптидах» – животных, существование которых отвергается
современной наукой
(по крайней мере, до тех пор, пока одно из них не оказывается пойманным – как, например, карликовый жираф окапи или кистеперая рыба целакант). Сегодня речь пойдет о «королях» криптозоологии – архаичных великанах, известных ныне как «снежные люди».

Дикие и несимпатичные

Древние народы, не сговариваясь, верили в то, что задолго до них на Земле жили великаны. Последние были необузданны и свирепы, ввиду чего боги либо поголовно истребили их (иудаизм), либо изгнали за пределы мира (
древнегреческие мифы
). Великаны оставили после себя лишь огромные руины, называемые «циклопическими» в честь циклопов, воздвигнувших стены Микен.

Неудивительно, что встречи людей с доисторическими гигантами происходили чрезвычайно редко. Большинство великанов позднего европейского фольклора имели чисто человеческие черты и не считались представителями какой-то древней расы. Средневековыми «снежными людьми» в их нынешнем понимании можно назвать леших, однако они были разновидностью духов. У скандинавов были ётуны и тролли, у
южных славян
– дрекаваки, но образы этих лесных обитателей слишком размыты, чтобы можно было вести речь о систематических контактах обычных людей со «снежными».

Снежный человек, как и НЛО, – феномен исключительно 20 столетия. Можно сколько угодно рассуждать о разрастании антропогенных зон и об отсутствии в 18-19 веках
мощных средств
массовой информации
, способных раздуть любой пустяк до сенсации, но факт остается фактом: еще совсем недавно снежного человека как массового явления не было, а теперь – есть. Почему же существа, эволюционировавшие вместе с людьми на протяжении миллионов лет, оставались настолько малоизвестными, что в общекультурном смысле они способны претендовать разве что на звание расы гигантов, причем вымершей?

Судя по древнейшим литературным источникам, контакты со снежными людьми происходили крайне редко. Первым описанием подобного случая можно считать шумерский «Эпос о Гильгамеше», рассказывающий о событиях 57-вековой давности. Согласно первой таблице эпоса, богиня Аруру создала Энкиду – волосатого богатыря, живущего в полной дикости. Царь Гильгамеш придумал
оригинальный способ
изловить его: на берег реки, где пасся Энкиду, привели блудницу Шамхат. Бедняжку раздели, и великан «познавал ее семь дней». После такого марафона дикарь ослабел, а сородичи – животные – стали избегать его. Таким образом, Энкиду был вынужден стать частью человеческого общества.

Разрозненные свидетельства о встречах с некими «дикими людьми» можно найти почти у каждого крупного историка. Например, Плутарх рассказывал о том, как солдаты Суллы однажды поймали сатира (следует учесть, что изначально сатиры не ассоциировались исключительно с рогами и копытами – им приписывались различные звериные черты, символизировавшие дикость). Римский диктатор собрал всех имеющихся переводчиков и учинил пленнику допрос, однако тот испускал лишь гнусное блеянье и ржание, «отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел немедленно убрать его с глаз долой как явление безобразное» (Плутарх, «Сравнительное жизнеописание», Сулла, 27).

Средневековые исследователи упоминали о диких людях много и часто, но чаще всего описывали обычных обезьян либо нецивилизованных туземцев. На карте Старого Света уже не оставалось белых пятен, поэтому о встречах с подобными существами говорилось лишь в прошедшем времени. Когда-то в Европе водились львы. Теперь же здесь не сохранились даже дикие быки и тарпаны, а снежные люди перешли в разряд курьезов. Например, Генрих фон Геслер в 14 веке писал о дикой альпийской женщине, «груди которой столь длинны, что она забрасывает их за плечи».

Энтузиасты часто вспоминают, что Карл Линней включил снежного человека в свою знаменитую классификацию живых существ («Система природы»). Действительно, шведский естествоиспытатель писал про «человека дикого» (о неких волосатых «сыновьях тьмы», живущих в пещерах и крадущих ночью еду у людей), а также про «человека троглодитового» (вероятно, неандертальца). Однако не следует забывать, что в первом издании «Системы природы» Линней назвал китов рыбами…

Зажгли так зажгли

В архитектуре и геральдике раннефеодальной Европы часто использовался образ «дикого человека» (вуду-ваза), скопированный, вероятно, с греческих сатиров. С этим существом связан первый в истории Европы маскарад. В 1393 году королева Изабелла Баварская устроила бал. Король Карл VI Безумный и шестеро его приближенных явились в костюмах «снежных людей», сделанных из
льняной ткани
, смолы и пеньки. В разгар праздника герцог Орлеанский случайно поднес свечу к королевскому костюму. Тот немедленно вспыхнул. Огонь перекинулся на других «лесных людей». Четверо из них погибли. Король получил сильные ожоги, но спасся благодаря герцогине де Берри, накрывшей его своей одеждой.

Происхождение видов

Пересказывать современные истории о встрече со снежным человеком не имеет смысла – большинство из них смахивает на байки охотников. Они либо однотипны, либо невероятны, и в любом случае не поддаются проверке. Определенный интерес представляют лишь общие сведения об известных «разновидностях» снежного человека.

В горах Алтая, Кавказа и Памира обитает

алмас
(«алмаст», от монгольского – «дикий человек»). Его описывают как гуманоида с красной шерстью, человеческими чертами лица, мощными надбровными дугами, плоским носом и подбородком (что полностью совпадает с реконструированным обликом неандертальца).

Легенды об алмасах не могут похвастаться древностью – им всего лишь несколько сотен лет. Может создаться впечатление, что алмасов в горах едва ли не больше, чем людей. В 1871 году их видел Николай Пржевальский, а в 1941-м бойцы-красноармейцы якобы поймали на Кавказе какого-то волосатого гражданина, допросили его (безрезультатно) и расстреляли как
немецкого шпиона
.

В Афганистане и Пакистане эти существа известны как

барману
, однако наибольшую популярность на Западе имеет другое, тибетское название –

йети
(«человек-медведь» либо «каменный медведь»). Количество встреч с ним возрастало пропорционально увеличению числа европейцев, исследовавших Гималаи. В 1832 году англичане заметили в горах некое рыжее существо – вероятно, орангутанга, в 1889 – нечто вроде медведя.

А еще здесь обитают йети. Йети, представляющие высокогорный подвид семейства троллей, слыхом не слыхивали о том, что людоедство безнадежно вышло из моды. Их мнение по данному вопросу таково: ешь, что шевелится. Если не шевелится, подожди, пока шевельнется. И тогда ешь.

Терри Пратчетт, «Движущиеся картинки»

Монастыри Кхумджунг и Пангбоче долгое время хранили скальпы йети, которым приписывалась
магическая сила
. В середине прошлого века было проведено их исследование. Результаты вызывают разочарование: это всего лишь шкуры с шеи гималайской горной козы. Монахи Пангбоче владели и другой реликвией – мумифицированной когтистой лапой йети, однако в 1991 году она была украдена (вероятно, осев в чьей-то частной коллекции).

В Шотландии на горе Бен Макдуй обитает

Ам Фир Лиат Мор
(«Большой серый человек»). Никто его толком не видел, однако множество альпинистов слышали странные шаги по склонам. Их истории мало чем отличаются друг от друга – они шли по горе в тумане (как правило, вечером), как вдруг где-то сзади начали раздаваться размеренные шаги. Преследователь ступал редко, но не отставал – то есть был в несколько раз крупнее человека. Люди начинали паниковать, ударялись в бегство и лишь мельком видели какой-то огромный серый силуэт в тумане.

Это явление отличалось такой массовостью, что ему было просто необходимо подобрать объяснения. Выдвигались теории про энергетические разломы и «пугающий» инфразвук, однако наиболее вероятно, что специфические условия Бен Макдуя (частые туманы) создают хорошо известный альпинистам эффект фантома. Если низко стоящее солнце светит человеку в спину, а перед ним плывет туман, то в нем появляется жутковатое отражение фигуры, окруженной ярким нимбом света.

Филиппинское лесное существо по кличке

Капри
слегка напоминает снежного человека своими повадками (живет на деревьях, шумит, проявляет интерес к женщинам), но вместе с тем имеет чисто человеческую внешность, носит традиционную одежду бахаг и курит трубку (говорят, что сверчки в лесах – выпавшие из нее угли).

Свой снежный человек есть даже в перенаселенной Японии. Его называют

Хибагон
(или Хинагон), поскольку он живет на лесной горе Хиба в префектуре Хиросима. Встреча с ним произошла 35 лет назад. По словам очевидцев, Хибагон был невысоким, волосатым, с плоским носом и горящими глазами. Все признаки указывают на то, что это не снежный человек, а нечто вроде гориллы.

Среди всех разновидностей данного существа наиболее интересна судьба американского «большенога»

бигфута
или

сасквача
(термин придуман в 1920 году школьным учителем Бернсом, заметившим, что многие индейские племена используют слова с одинаковым корнем «сас» для обозначения диких людей).

До середины 20 века года бигфуты в США не водились, а истории о сасквачах были популярны лишь в индейских резервациях. В августе 1958 году строительная компания Рэя Уоллеса прокладывала дорогу в безлюдном районе Калифорнии. Бульдозерист Джерри Крю обнаружил следы «больших ног». Ступни были 40-сантиметровые, длина шага – свыше метра. Местная газета окрестила находку «бигфутом», а Уоллес начал активно продвигать «большенога» среди любителей непознанного.

Но настоящим «днем рождения» американского снежного человека можно считать 20 октября 1967 года, когда участникам конного родео Роджеру Паттерсону и Бобу Гимлину удалось заснять его на пленку. Они отправились в
национальный парк
«Шесть рек» с взятой в аренду 16-миллиметровой камерой, намереваясь сделать документальный фильм о бигфуте в стиле «Ведьмы из Блэр». Мужчины договорились, что по возможности попытаются подстрелить «большенога» – его тело можно выгодно продать, к тому же оно будет неопровержимым доказательством.

Однако когда они увидели его, то совершенно позабыли об оружии. Бигфут стал быстро уходить от исследователей. Паттерсон спешился с лошади и пустился за ним вдогонку с работающей камерой, Гимлин с ружьем прикрывал его сзади. В результате первая половина фильма вышла бракованной – изображение тряслось и прыгало во все стороны, но когда Паттерсон приблизился к бигфуту на несколько десятков метров и встал неподвижно, качество съемки заметно улучшилось. Существо несколько раз оглянулось на преследователей и скрылось в лесу.

У США наконец-то появился свой национальный монстр. За несколько десятилетий слово «бигфут» стало популярным брендом. Со всех концов страны пошли сообщения об аналогичных встречах. Люди находили следы, шерсть, экскременты «большенога». Появились многочисленные клубы «бигфутологов», а в туризме возникла новая индустрия. Ученые, исследовавшие пленку Паттерсона-Гимлина, разделились на два примерно равных по численности лагеря: одни говорили, что это явная инсценировка (перед объективом бегает актер в шерстяном костюме), другие отмечали необычную походку существа и заявляли, что оно не может быть человеком.

26 ноября 2002 года Рэй Уоллес, первооткрыватель и популяризатор бигфутов, скончался. Его семья вскоре призналась, что Рэй вместе со своим братом подделали следы вокруг бульдозера, надев на ноги большие деревянные ступни. Зачем это было им нужно – точно не известно. Вероятно, они хотели немного развлечься, но придуманный ими бигфут вскоре превратился в общенационального американского героя, начал приносить немалый доход и приобрел всемирную славу. Такая мелочь, как подделка первых обнаруженных следов, энтузиастов ничуть не смущает.

Недостающее звено

Теорий о происхождении снежного человека много, но если отмести все нездоровые фантазии (пришелец из космоса, из иного измерения, энергетическая проекция обычных людей, души наших предков, секретные правительственные эксперименты, сверхразвитые приматы, скрывающиеся от людей с помощью телепатии), оставшиеся версии можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Первая, наиболее известная, опирается на мифические корни диких гигантов, якобы живших на планете задолго до человека. Учитывая специфическую географию встреч со снежным человеком,
большая часть
которых приходится на Азию, Северную Америку и
Восточную Европу
, можно предположить, что мы имеем дело с

гигантопитеком
(Gigantopithecus blacki).

Останки этой вымершей человекоподобной обезьяны были найдены именно в Азии (Китае). К сожалению, их слишком мало, чтобы воссоздать облик животного. В распоряжении ученых имеются лишь несколько нижних челюстей и около 1000 зубов, самые крупные из которых в 6 раз больше, чем у человека. Предполагается, что рост гигантопитека, вставшего на
задние лапы
, достигал 3 метров. Эти великаны, скорее всего, напоминали горилл или орангутангов.

Против «снежного очеловечивания» гигантопитеков говорит тот факт, что они вымерли почти 100 000 лет тому назад и вряд ли могли расселиться по нескольким континентам – особенно при их предполагаемой диете (большинство костей было обнаружено в ареале обитания предков современных панд, питавшихся бамбуком).

Другие кандидаты в снежные люди –

неандертальцы
– также не внушают оптимизма. Даже если бы они дожили до 21 века, то были бы слишком разумны, чтобы вести дикий образ жизни (неандертальцы умели строить убежища, использовали огонь и применяли разнообразные орудия – от каменных резаков до деревянных копий). Они были приземисты и коренасты (рост – до 165 см), что также не соответствует предполагаемому облику снежных людей.

Наконец, совершенно точно известно, что неандертальцы вымерли около 24000 лет назад. Последние места их обитания – Хорватия, Иберия (Испания) и Крым. Как они могли сохраниться единичными особями по всему свету – вопрос из серии «С кем спаривалось Лох-Несское чудовище в небольшом озере, чтобы дожить до наших дней?». Сегодня, когда вся планета уже сфотографирована спутниками и выставлена на всеобщее обозрение в Google Earth, когда амазонские индейцы одеваются в китайский Adidas, а тибетцы катают туристов по горам на японских джипах, реликтовому гоминиду спрятаться попросту негде.

Есть мнения, что снежные люди появляются «точечно» в разных местах планеты лишь потому, что они – нечто вроде Маугли или Тарзана. История знает около 100 случаев обнаружения

одичавших детей
. Их находят и по сей день, зачастую в трагикомичном положении – например, два года назад на Фиджи был обнаружен молодой человек Сунджит Кумар, выросший среди кур и подражавший их поведению.

В древности потерянные или брошенные дети, а также лица с некоторыми психическими отклонениями могли легко одичать, провести всю (безусловно, недолгую) жизнь на природе и лишь изредка попадаться на глаза суеверным обывателям. Тысячи лет назад их называли бы троллями и сатирами, а в 20 веке – снежными людьми. Именно такой случай описал Тургенев в гостях у Гюстава Флобера (эпиграф статьи) – причем в итоге выяснилось, что это была сумасшедшая, подкармливаемая пастухами и жившая в лесу более 30 лет.

Наиболее разумным объяснением феномена снежного человека становится поговорка «У страха глаза велики». В ошибочном восприятии сокрыты многие тайны мироздания. Гигантские морские змеи на проверку оказывались спутавшимися водорослями, летающие тарелки – метеозондами, а снежные люди – гориллами или медведями.

Медведь – такое оригинальное животное, что всякой узнает его по первому взгляду. Он не ест себе подобных, не бродит ночью по деревне в надежде схватить и утащить ребёнка. От времени до времени он залезает на дерево до самой верхушки, а оттуда осматривает окрестность. Он особенно не любит, чтобы его дразнили или нарушали его покой.

Альфред Брэм, «Жизнь животных»

Брэм ошибался – считает японский альпинист Макото Небуга. Медведя узнает далеко не каждый, особенно если человек напуган, а косолапый встал на задние лапы. Небуга 12 лет искал в горах Непала, Тибета и Бутана легендарного йети и пришел к выводу, что тот уже давно содержится во многих зоопарках мира. Легенда о нем возникла из-за того, что гималайский медведь – «мети» – был спутан с «йети» (неудивительно, ведь местные жители считают медведя сверхъестественным существом). Реальность редко бывает столь же загадочна, как наши представления о ней.

  • В 2001 году специалисты Оксфордского университета опубликовали материалы исследования гена рыжих волос. Исходя из предположения, что неандертальцы были рыжими, стали делаться выводы о том, что рыжие люди – их далекие потомки (впрочем, оксфордские авторы считают эту версию излишне смелой).
  • С 1969 года в округе Скамания (Вашингтон) действует закон, согласно которому убийство всякого гуманоидного существа – уголовно наказуемое преступление.
  • Большинство снежных людей «обнаружены» в холодном климате (северные широты, высокогорье).
    Естественная среда
    обитания приматов гораздо теплее. Кроме того, на территории Северной Америки крупные обезьяны (гоминиды) никогда не обитали. По крайней мере, их останки не обнаружены до сих пор, что ставит под сомнение реальность бигфута.
  • Термин «снежный человек» появился в 1921 году после тибетской экспедиции Королевского географического общества, когда один из шерпов объяснил британцам, что странные следы на снегу (по-видимому, волчьи) принадлежат «канг-ми», то есть «снежному человеку».
  • Европейские вуду-вазы упоминаются Толкином. Во «Властелине Колец» вскользь говорится о неких «уозах»: Эльф Сарос обозвал Турина «лесным дикарем» (wood-wose). Сегодня это слово модернизировано до wood-house (лесной дом).
  • В 1978 году в национальном лесу Сискью (Орегон) была построена единственная в мире ловушка для бигфута – небольшой сарайчик с захлопывающейся дверцей. Она функционировала шесть лет, но за все это время в нее попадались только медведи. Теперь это туристическая достопримечательность.
  • * * *

    Взвесив все «за» и «против», можно с 99% вероятностью утверждать, что снежные люди – фикция. Однако, как верно подметил приматолог Джон Напье, существует некая предельная численность свидетельств о встрече с бигфутом, после которой их уже нельзя будет объяснить одними лишь ошибками и мистификациями. Одну или две истории о «волосатой обезьяне с горящими глазами» можно не принимать во внимание. Сто тысяч рассказов об этом – повод задуматься. Нам остается только ждать и анализировать. Время рассудит.

    Описание

    В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу – чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как

    Homo troglodytes
    (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде – моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

    Представления о

    снежном человеке
    и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного
    страшного человека
    может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за

    снежных людей
    принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

    Происхождение названия

    Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

    Существование

    Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

    …о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.


    Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

    Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

    Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах
    Центральной Азии
    реликтового гоминоида – «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире – почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп – очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]

    Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? – ответ: «Да». Верю ли я в его существование? – ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное
    личном опыте
    : […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) – выводы делайте сами…

    – «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

    В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка – постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

    Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

    С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «
    официальной науки
    » в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

    На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…

    А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов – под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.

    И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.

    В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…


    Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

    Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

    Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

    Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

    Общество криптозоологов

    Упоминания в истории и литературе

    Абстрактный рисунок снежного человека.

    Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе

    косматый
    ), Рамаяне (

    ракшасы
    ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (

    фавн
    ,

    сатир
    и

    силен
    в Древней Греции ,

    йети
    на Тибете , в Непале и Бутане ,

    гулей-бани
    в Азербайджане ,

    чучунны, чучунаа
    в Якутии ,

    алмас
    в Монголии ,

    ежэнь
    (野人
    ),

    маожэнь
    (毛人
    ) и

    жэньсюн
    (人熊
    ) в Китае ,

    киик-адам
    и

    албасты
    в Казахстане ,

    леший
    ,

    шиш
    и

    шишига
    у русских ,

    див
    в Персии (и Древней Руси),

    чугайстер
    на Украине ,

    дев
    и

    албасты
    на Памире ,

    шурале
    и

    ярымтык
    у казанских татар и башкир ,

    арсури
    у чувашей ,

    пицен
    у сибирских татар ,

    абнауаю
    в Абхазии ,

    сасквоч
    в Канаде ,

    тэрык
    ,

    гиркычавыльин
    ,

    мирыгды
    ,

    килтаня
    ,

    арынк
    ,

    арыса
    ,

    рэккем
    ,

    джулии
    на Чукотке ,

    бататут
    ,

    седапа
    и

    орангпендек
    на Суматре и Калимантане,

    агогве
    ,

    какундакари
    и

    ки-ломба
    в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

    Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

    Ссылки

    См. также

    Примечания

    1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
    2. Фильм Паттерсона
    3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
    4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
    5. Жанна-Мария Кофман
    6. см. например, «Популярный
      биологический словарь
      », 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
    7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
    8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «
      Современное состояние
      вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
    9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
    10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
    11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev

      In The Footsteps of the Russian Snowman
      240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
    12. Б. А. Шуринов

      Парадокс XX века
      «
      Международные отношения
      » 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
    13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
    14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др.
      Большая энциклопедия
      животного мира: Науч.-поп. издание для детей. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.

    С доисторических времен людской страх перед неизведанным порождает легенды о кровожадных чудовищах, живущих в местах, не тронутых цивилизацией. До сих пор неизвестно, например, существует ли только в сказках или есть реальные научные доказательства.

    Мифы и свидетельства древних народов

    Легендарное животное имеет множество имен, в зависимости от региона, где его видели:

    • Непальский йети;
    • Американский сасквоч или бигфут;
    • Австралийский йоуи;
    • Китайский йерен.

    Названия

    минче
    и

    цзу-тех
    в тибетском языке, относят неизвестного зверя к медведям.

    Индийский народ лепча, живущий в сиккимском районе Гималаев, почитает «существо с ледника», по описанию похожего на доисторического

    гоминида
    , считает божеством охоты и внешний вид сравнивает с медведем.

    В религии Бон для специальных церемоний использовали кровь ми-ргода или «дикого человека».

    Ученые изучают феномен йети

    Когда свидетельства очевидцев были отрывочные, записей, костей или иных физических подтверждений не находили, антропологи выдвинули предположение, что снежный человек – это гоминид, потомок неандертальцев, доживший до наших дней. Карл Линней придумал название

    Homo troglodytes
    (человек пещерный).

    • Первые задокументированные следы описал подполковник Чарльз Говард-Бери в книге «Гора Эверест. Разведка» в 1921г. Проводник из местной народности шерпов рассказал альпинисту, что он видел того, кого тибетцы называют метох-кангми или «дикого человека снегов».
    • В 1925г. фотограф Томбази на склоне Зему заметил высокое существо с рыжей шерстью на высоте 4600м. над уровнем моря, а также обнаружил следы, принадлежащие двуногому пятипалому гоминиду с длиной стопы 33см.
    • На территории бывшего СССР в Абхазии живет семья, предком которой по рассказам
      местных жителей
      является дикая обезьяноподобная Зана. В конце XIX века ее поймал князь Ачба и подарил своему вассалу, который привез дикарку в Тхину. Сельские долгожители говорят, что тело Заны было покрыто серыми
      длинными волосами
      , рост достигал двух метров, она бегала быстрее скакунов и носила тяжести без особых усилий.
    • С 1975г. изучением потомков Заны занялся кандидат
      исторических наук
      Игорь Бурцев. Ему удалось получить разрешение на то, чтобы выкопать и отправить на экспертизу череп сына
      необычной женщины
      Тхина. Результаты показали, что эти люди произошли из
      Западной Африки
      . Также есть мнение, что Зана была просто сбежавшей умственно отсталой.

    Как выглядит снежный человек?

    В массовой культуре сформировался образ бигфута как обезьяноподобного существа гигантских размеров с белой шкурой и удлиненными передними конечностями. Люди боятся его как чудовища, которое может утащить и сожрать людей. Это представление отличается от того, которое составляют криптозоологи на основании рассказов очевидцев.

    Если суммировать впечатления счастливчиков, видевших следы животного и его самого, йети действительно похож на огромного прямоходящего орангутанга, рост которого достигает 3м. Тело зверя покрыто бурой, серой или рыжей шерстью, голова примерно в два раза больше человеческой и имеет заостренную форму.

    Он ловко передвигается по горам и карабкается по деревьям, силой и скоростью превосходит людей. Ученые предполагают, что снежный человек всеяден, питается мелкими животными, насекомыми и ягодами.

    Где живет легендарный бигфут?

    Судя по легендам, потомок древних приматов любит прятаться в горах. О йети знают в более десятках регионах на трех континентов:

    1. Про встречи с неизвестным «диким человеком» рассказывают в Гималаях, Дагестане, Абхазии, Бутане, Памире, на Кавказе, Урале, Чукотке;
    2. Более 300 свидетельств зафиксировано на территории Китая;
    3. Прибыв на Австралийский континент, европейцы столкнулись с дикими обезьяноподобными аборигенами и даже воевали с ними;
    4. Северная Америка и Канада также имеет свою легенду о сасквоче.

    Поскольку с бигфутом встречались чаще всего на территории бывшего СССР, в 1957г. была создана Комиссия при Академии наук, которая собрала ученых смежных специальностей (геолога, альпиниста, врача, антрополога) для изучения феномена. Однако серьезных результатов эта работа не дала.

    Существует ли снежный человек на самом деле?

    В конце XX века в реальность йети верили только криптозоологи и фанатики. Научное сообщество считало всю информацию, касающуюся гоминида, ошибочной или сфабрикованной. Однако в 2013г. профессор Оксфордского университета Брайн Сайкс вместе с командой провел генетический анализ волос мумифицированного бигфута из Ладакха,
    Северной Индии
    , и шерсти, найденной одним из жителей Бутана. Этим образцам было от 20 до 40 лет. Результат показал, что ДНК образцов совпала на 100% с генетическим материалом предка белых медведей, жившим в эпоху плейстоцена, то есть от 40 000 до 120 000 лет назад.

    Опубликовав эти новости, Брайан Сайкс продолжил собирать генетический материал у всех, кто утверждал, что сталкивался с чудовищем. Остальные полученные образцы относились к
    разным видам
    хищников, домашним собакам, часть оказалась растительными и даже синтетическими волокнами.

    В 2016 году на 69-ой Ежегодной Конференции Антропологических исследований в США был представлен доклад. В нем речь шла об изучении следов зубов, обнаруженных в 2013-2014 гг. в районе горы Св. Елены в штате Вашингтон. Митчелл Таунсенд утверждал, что отпечатки на реберных костях оленей указывают на гоминида с челюстью, в два раза превышающей человеческую. Ученый сделал вывод, что зверь, обглодавший ребра, держал их одной рукой, как делают приматы.

    В начале XXI века изменился подход к вопросу поиска информации о древних чудищах. Если раньше
    большую роль
    играли субъективные представления ученых о находках и рассказах свидетелей, то теперь появились инструменты, дающие точные ответы. На основании новых данных в околонаучной среде не утихают споры, существует ли снежный человек или нет. Остается лишь ждать следующих открытий, чтобы поставить точку в этом вопросе.

    5 самых достоверных видео-фактов существования йети

    В данном ролике антрополог Владимир Перевалов покажет реально существующие кадры, на которых удалось запечатлеть снежного человека:

    Истории о снежном человеке появляются в прессе с завидной регулярностью. Неоспоримые факты о существовании странных, страшных гоминидов обрастают
    снежным комом
    слухов и в конце концов объявляются представителями научных кругов псевдоисследованиями.

    Но как же в таком случае объяснить неоднократные встречи человека и йети, многие из которых остались задокументированы на пленке?

    Давайте попробуем разобраться подробнее.

    Российские поиски

    Общеизвестно, что на территории России поисками снежного человека занимались еще сто лет назад. В начале 1914 года дипломированный зоолог Виталий Хахлов отписывал в Академию наук информацию о том, что сумел обнаружить несомненные признаки существования нового вида животных на территории Казахстана. Зоолог даже успел дать виду название, Primihomo asiaticus и затребовал от Академии целую экспедицию. К сожалению, вскоре началась Первая мировая война и советским ученым просто не осталось ресурсов на поиски какого-то полумифического животного.

    Встреча на Эвересте

    К середине прошлого века альпинисты со всего мира принялись за освоение высочайших пиков планеты. Современное оборудование позволяло смельчакам подняться на такие высоты, что буквально захватывало дух. Примерно в начале 1950-х годов мир захлестнула волна информации о встречах странных созданий, якобы проживающих высоко в горах. Знаковым можно считать случай британского альпиниста Эрика Шиптона, сумевшего запечатлеть следы йети во время покорения Эвереста.

    Экспедиция Иззарда


    Английская пресса была настолько взбудоражена такой громкой сенсацией, что даже отрядила в горы специальную экспедицию. Возглавил ее журналист «Дейли Мэйл» Ральф Иззард, успевший до того получить докторскую степень по зоологии. Снежного человека Иззарду поймать не удалось, зато пронырливый писака сумел проникнуть в святая святых горных жителей-шерпов – высокогорные монастыри. И здесь он обнаружил свидетельства того, что огромные, покрытые шерстью полулюди-полузвери существовали прямо при монастырях. Испуганный до дрожи в коленях журналист поспешил убраться с гор куда подальше и никогда больше не соглашался даже на интервью о своей экспедиции.

    Для служебного пользования


    Очередная экспедиция советских ученых в Гималаи состоялась в 1959 году. Возглавил ее профессор Борис Поршнев, ставший впоследствии основателем целой новой науки, гоминологии. Все данные по итогам экспедиции были зашифрованы. Известно лишь, что в 1963 году Поршнев презентовал Академии Наук свою монографию «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», также вышедшую с пометкой «строго для служебного пользования».

    Смертельное знание


    Борис Поршнев неоднократно порывался опубликовать свою монографию. Он даже собрал целую книгу «О начале человеческой истории», вопреки навязчивым рекомендациям властей сохранить историю в тайне. Видный ученый всегда вел

    активную жизнь

    и был человеком спортивным. Тем не менее, незадолго до публикации у Поршнева случился внезапный сердечный приступ, которого зоолог не пережил.

    Кто эти звери!


    Но обрывки монографии в прессу все-таки просочились. На дворе стоял уже относительно свободный 1974 год. Опубликованные отрывки книги Поршнева показали, что ученый считал «снежных людей» неандертальцами, сумевших дожить до наших дней. Поршнев доказывал, будто эта боковая ветвь человеческой эволюции смогла приспособиться к жизни без использования огня, орудий труда и даже без речи.

    Американский след

    Интерес к полумифическим гоменидам вновь вспыхнул в 1967 году. Американский путешественник Роберт Паттерсон снял самку гоминида на пленку в Северной Калифорнии. Впрочем, Смитсоновский центр поспешил объявить запись подделкой и отложить на дальнюю полку. Стоит упомянуть, что Паттерсон – здоровый, крепкий путешественник в самом расцвете сил – вскоре после начала своей кинематографической карьеры скоропостижно скончался от рака мозга.

    Гибрид человека и животного


    Самая пугающая версия о происхождении йети – вивисекция.

    Еще в средних веках алхимики добивались немалых успехов в попытках создать искусственное существо, так что мешает современным, гораздо более подготовленным ученым пройти тот же путь? Совсем недавно была рассекречена биография ученика академика Павлова, Ильи Иванова. Как выяснилось, с начала 1920 годов Иванов проводил спонсируемые правительством опыты по скрещиванию человека и шимпанзе. Добился ли он успеха? Учитывая то, что опыты продолжались более 10 лет – вполне вероятно. Тем более, что как и прочие исследователи снежного человека, Иванов погиб при весьма загадочных обстоятельствах.

    Возможно, будет полезно почитать:

    • Целоваться во сне: к чему такое снится?
      ;
    • К чему снится Варить Суп?
      ;
    • Сонник видеть себя в новом красивом платье
      ;
    • Астральные путешествия во сне и наяву
      ;
    • Снится качаться на качелях высоко
      ;
    • К чему снится переодеваться по соннику К чему снится переодевание одежды
      ;
    • Став “кнут” Рунный став огненный кнут com
      ;
    • Руны халявы и исполнения желания Рун ставы халява
      ;

    Полезные советы

    СОВЕТ №1

    Исследуйте источники информации о снежном человеке из разных культур и регионов, чтобы получить более полное представление об этом мифическом существе.

    СОВЕТ №2

    Обратитесь к работам исследователей и ученых, занимающихся изучением снежного человека, чтобы получить научную перспективу на эту тему.

    СОВЕТ №3

    Поддерживайте дискуссии и обмен информацией о снежном человеке с другими увлеченными людьми на специализированных форумах и в социальных сетях.

    Частые вопросы

    Каков происхождение легенды о снежном человеке?

    Легенда о снежном человеке, или йети, имеет свои корни в тибетской и непальской мифологии, где он известен как “метох-кангми”.

    Какие научные объяснения существованию снежного человека?

    Научное сообщество считает, что легенды о снежном человеке могут быть связаны с различными видами медведей, обезьян или других животных, а также с мифическими представлениями.

    Оцените статью
    Добавить комментарий