о благотворительном пожертвовании
(публичная оферта)
Международная
общественная организация
«Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», в лице
Исполнительного директора
Жемковой Елены Борисовны, действующей на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Благополучатель», настоящим предлагает
физическим лицам
или их представителям, именуемым в дальнейшем «Благотворитель», совместно именуемые «Стороны», заключить Договор о благотворительном пожертвовании на нижеследующих условиях:
1.Общие положения о публичной оферте
1.1. Данное предложение является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса РФ.
1.2. Акцептом настоящей оферты является осуществление Благотворителем перечисления денежных средств на расчётный счёт Благополучателя в качестве благотворительного пожертвования на уставную деятельность Благополучателя. Акцепт данного предложения Благотворителем означает, что последний ознакомился и согласен со всеми условиями настоящего Договора о благотворительном пожертвовании с Благополучателем.
1.3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днём её публикации на официальном сайте Благополучателя www..
1.4. Текст настоящей оферты может быть изменен Благополучателем без предварительного уведомления и действует со дня, следующего за днём его размещения на Сайте.
1.5. Оферта действует до дня, следующего за днем размещения на Сайте извещения об отмене Оферты. Благополучатель вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
1.6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечёт недействительности всех остальных условий Оферты.
1.7. Принимая условия данного соглашения, Благотворитель подтверждает добровольный и безвозмездный характер пожертвования.
2.Предмет договора
2.1. По настоящему договору Благотворитель в качестве благотворительного пожертвования перечисляет собственные денежные средства на расчётный счёт Благополучателя, а Благополучатель принимает пожертвование и использует на уставные цели.
2.2. Выполнение Благотворителем действий по настоящему договору является пожертвование в соответствии со статьей 582
Гражданского кодекса
РФ.
3.Деятельность Благополучателя
3.1. Целью деятельности Благополучателя в соответствии с Уставом является::
Содействие в построении развитого
гражданского общества
и демократического
правового государства
, исключающего возможность возврата к тоталитаризму;
Формирование общественного сознания на основе ценностей демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни;
Восстановление исторической правды и увековечение памяти жертв
политических репрессий
тоталитарных режимов;
Выявление, обнародование и критическое осмысление информации о нарушениях прав человека тоталитарными режимами в прошлом и прямых и косвенных последствиях этих нарушений в настоящем;
Содействие полной и гласной моральной и юридической реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям, принятию государственных и других мер по возмещению нанесенного им ущерба и предоставлению им необходимых социальных благ.
3.2. Благополучатель в своей деятельности не имеет целью извлечение прибыли и направляет все ресурсы на достижение уставных целей. Бухгалтерская отчетность Благополучателя ежегодно проходит аудиторскую проверку. Благополучатель публикует информацию о своей работе, целях и задачах, мероприятиях и результатах на сайте www..
4. Заключение договора
4.1. Акцептовать Оферту и тем самым заключить с Благополучателем Договор вправе только физическое лицо.
4.2. Датой акцепта Оферты и соответственно датой заключения Договора является дата зачисления денежных средств на банковский счёт Благополучателя. Местом заключения Договора считается город Москва
Российской Федерации
. В соответствии с пунктом 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается заключенным в письменной форме.
4.3. Условия Договора определяются Офертой в редакции (с учётом изменений и дополнений), действующей (действующих) на день оформления платёжного распоряжения или день внесения им наличных денег в кассу Благополучателя.
5. Внесение пожертвования
5.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер суммы благотворительного пожертвования и перечисляет его Благополучателю любым платёжным методом, указанным на сайте www..
5.2. При перечислении пожертвования путём оформления списания с банковского счёта в назначении платежа следует указать «Пожертвование на уставную деятельность».
6. Права и обязанности сторон
6.1. Благополучатель обязуется использовать полученные от Благотворителя по настоящему договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством РФ и в рамках уставной деятельности.
6.2. Благотворитель даёт разрешение на обработку и хранение персональных данных, используемых Благополучателем исключительно для исполнения указанного договора.
6.3. Благополучатель обязуется не раскрывать третьим лицам личную и контактную информацию Благотворителя без его письменного согласия, за исключением случаев требования данной информации государственными органами, имеющими полномочия требовать такую информацию.
6.4. Полученное от Благотворителя пожертвование, по причине закрытия потребности частично или полностью не израсходованное согласно назначению пожертвования, указанному Благотворителем в
платежном поручении
, не возвращается Благотворителю, а перераспределяется Благополучателем самостоятельно на другие актуальные программы.
6.5. Благополучатель имеет право извещать Благотворителя о текущих программах с помощью электронных, почтовых и СМС-рассылок, а также с помощью телефонных обзвонов.
6.6. По запросу Благотворителя (в виде электронного или обычного письма) Благополучатель обязан предоставить Благотворителю информацию о сделанных Благотворителем пожертвованиях.
6.7. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
7.Прочие условия
7.1. В случае возникновения споров и разногласий между Сторонами по настоящему договору, они будут по возможности разрешаться путем переговоров. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров, споры и разногласия могут решаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.
8.Реквизиты сторон
БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»
ИНН: 7707085308
КПП: 770701001
ОГРН: 1027700433771
Адрес:127051, Москва, Малый Каретный переулок, д.12,
Электронный адрес: nipc@сайт
Банковские реквизиты:
Международный Мемориал
Расчетный счет: 40703810738040100872
Банк: ПАО СБЕРБАНК г.МОСКВА
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
Реабилитация была медленной, противоречивой и мучительной. Она не завершена. Ее проведение проходило и проходит в ожесточенной борьбе между демократическими и прокоммунистическими силами. Она началась вскоре после смерти Сталина. 1 сентября 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было упразднено Особое совещание. Жалобы и заявления осужденных коллегией ОГПУ, «тройками» («двойками») и Особым совещанием стали рассматриваться Прокуратурой СССР, но с предварительным заключением МВД СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право пересматривать решения спецколлегий, «троек» и Особого совещания. До 1954 г. реабилитировано 827 692 человека, осужденных в 1917-1953 гг. Реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Из всех реабилитированных к
смертной казни
были приговорены лишь 1 128 человек, или 0,14% (здесь и далее используются статистические данные, взятые из официальных материалов Центрального архива КГБ-МБ-ФСК-ФСБ России).
Карательные органы всячески препятствовали объективной реабилитации и держали ее под своим контролем. В этих целях
Генеральный прокурор
СССР, министр юстиции СССР, министр внутренних дел СССР и председатель КГБ СССР 19 мая 1954 г. издали совместный совершенно секретный приказ № 96 сс/0016/00397/002252, который фактически изменял порядок пересмотра уголовных дел, установленный указом в отношении осужденных, еще отбывающих наказание, т.е. тех, которые были в большинстве своем репрессированы в бытность находящихся у власти
должностных лиц
. Пересмотр дел предполагался свой, ведомственный. Для этого создавалась Центральная комиссия, в состав которой вошли Генеральный прокурор, председатель КГБ, министр внутренних дел, министр юстиции, начальник «СМЕРШ», начальник Главного управления военных трибуналов. Ей предписывалось пересматривать дела на лиц, осужденных центральными органами. Дела репрессированных на местах предполагалось пересматривать республиканскими, краевыми и областными комиссиями, состоящими из руководителей тех же карательных органов. По мысли авторов приказа, решение названных комиссий должно быть окончательным. Однако этого не получилось.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 г., который не был опубликован, допущен к пересмотру решений Центральной комиссии Верховный Суд СССР (который, может быть, немного меньше был в крови невиновных лиц, чем КГБ), а 24 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал собственные комиссии для проверки на местах обоснованности содержания осужденных лиц, обвиняемых в совершении «политических преступлений». Этим комиссиям также предоставлялось право принятия окончательных решений. Из содержания анализируемых нормативных актов о порядке реабилитации видно, что все причастные к репрессиям органы не желали выпускать из своих рук контроль над реабилитацией.
25 февраля 1956 г., в последний день работы XX съезда КПСС, на закрытом заседании вне повестки дня состоялся доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Это было первое официальное признание сталинских репрессий. 7 августа 1957 г. закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР Верховным Судам
союзных республик
и военным трибуналам округов (флотов) по протестам соответствующих прокуроров также предоставлялось право пересматривать все дела, в том числе решения Центральной и местных комиссий при карательных органах, а несколькими днями позже – и решения комиссий Президиума Верховного Совета СССР. В течение 1954-1961 гг. было реабилитировано еще 737 182 человека (в это число входят и осужденные после 1953 г.), включая 353 231 человека (47,9%), приговоренного к смертной казни.
В начале 60-х гг. процесс реабилитации стал намеренно затормаживаться, были сокращены штаты отделов прокуратур, занимающихся подготовкой материалов для внесения протестов. А со снятием Хрущева в октябре 1964 г.
массовая реабилитация
практически приостановилась. За 25 лет (1962-1987 гг.) было реабилитировано только 157 055 человек. Этот процесс возобновился лишь в 1988 г. До 1993 г. было оправдано еще 1 264 750 человек (с 1992 г. в число реабилитированных входят лишь лица, осужденные на территории России). Всего персонально реабилитировано 2 986 679 репрессированных. Однако это далеко не полный счет беззаконий. Вскрыть их при индивидуальном пересмотре наличествующих уголовных дел после многократных стараний КГБ было практически невозможно. Поэтому стал разрабатываться путь групповой реабилитации.
16 января 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» были отменены все вынесенные «тройками», спецколлегиями и особыми совещаниями внесудебные решения. Этого, однако, оказалось недостаточно. 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Но и это не решало все вопросы. Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период насильственной коллективизации и других граждан, репрессированных по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20-50-е гг.
Указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и народа. Но как их выявить? Только путем проверки каждого дела. Следовательно, групповой реабилитации все равно не получилось. Более того, обоснованно или необоснованно репрессирован осужденный, решалось не судом, а келейно чиновниками в прокуратуре. В о т и получалось тайная реабилитация тайных осуждений. Обнаружились и другие трудности2. Они преодолевались в Законе РСФСР от 26 апреля 1991 г. “О реабилитации репрессированных народов” и Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Осужденные реабилитировались по декриминализированным деяниям. Однако не все составы, считавшиеся в 20-50-е гг. государственными преступлениями, были декриминализирова-ны и не все репрессированные были осуждены незаконно. Таким образом, и по этим актам реабилитация требовала индивидуального подхода. В 1993 г. в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» были внесены изменения, предоставляющие лицам, которым отказано в реабилитации, право обращаться в суд.
Одним из последних актов реабилитации был Указ Президента РФ от 24 января 1995 г. «О восстановлении законных прав российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой
Отечественной войны
и в послевоенный период». В нем признаны противоречащими основным правам человека и гражданина, а также политическими репрессиями действия партийного и государственного руководства
бывшего СССР
и меры принуждения со стороны
государственных органов
, принятые в отношении российских граждан – бывших советских военнослужащих, попавших в плен и окружение в боях при защите Отечества, и гражданских лиц, репатриированных во время войны и в послевоенный период. Этим лицам, которых мало осталось в живых, выдаются удостоверения участников войны, и на них распространяются социальные льготы, предусмотренные для граждан, подвергшихся нацистским преследованиям. Естественно, все это не касается тех лиц, которые служили в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск и в полиции.
И последнее. В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» говорится о территориальной, политической, материальной, социальной и культурной реабилитации. Наиболее трудными оказались материальная и особенно территориальная реабилитация для немцев, турок-месхетинцев,
крымских татар
и некоторых народов
Северного Кавказа
. До последнего времени, например, идет поиск путей погашения
межнационального конфликта
между ингушами и осетинами в связи с территориальной реабилитацией ингушей.
Не только в России, но и в других государствах, образованных на территории бывшего СССР, было принято множество нормативных актов, определяющих порядок реабилитации незаконно репрессированных граждан, восстановления их прав и законных интересов, предоставления льгот и выплат
денежных компенсаций
.
Еще по теме § 3. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ:
- § 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ БАЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
- § 2. Политико-правовые тенденции политических репрессий в СССР
- § 1. Понятие реабилитации и основания возникновения права на реабилитацию
- § 1. Понятие реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию
- 3.1. Понятие и содержание определения жертвы преступления 3.1.1. Понятие жертвы преступления
- О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ
–
Авторское право –
Аграрное право –
Адвокатура –
Административное право –
Административный процесс –
Акционерное право –
Бюджетная система –
Горное право –
Гражданский процесс –
Гражданское право –
Гражданское право зарубежных стран –
Договорное право –
Европейское право –
Жилищное право –
Законы и кодексы –
Избирательное право –
Информационное право –
Исполнительное производство –
История политических учений –
Коммерческое право –
Конкурсное право –
Конституционное право зарубежных стран –
Конституционное право России –
Криминалистика –
Криминалистическая методика –
28 лет назад – 13 августа 1990 года – Михаил Горбачев подписал указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920–1950‑х годов».
Этот указ стал окончательным признанием вины государства перед гражданами, репрессированными в период сталинизма. В указе впервые необоснованные репрессии были названы “политическими преступлениями на почве злоупотребления властью”.
В соответствии с указом, были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально‑экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920‑1950‑х годах, права которых должны быть полностью восстановлены.
«Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми… Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во второй половине 60-х годов», – говорилось в тексте президентского указа.
При этом Горбачев определенно был не готов реабилитировать предателей типа генерала Власова и иже с ними: реабилитация не распространялась на изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны,
нацистских преступников
, участников бандформирований и их пособников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших умышленные убийства и другие уголовные преступления.
«Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам», – говорилось в тексте указа.
Процесс был запущен, и началась массовая реабилитация граждан СССР. Причем не только партийных деятелей, но и рядовых граждан Советского Союза.
Согласно предварительным данным «Мемориала», с 1921 по 1953 год в СССР было репрессировано по политическим мотивам примерно 11–12 млн человек. Причем из них 4,5–5 млн были осуждены по политическим мотивам, еще около 6,5 млн человек были наказаны в
административном порядке
–
речь идет
о депортированных народах, раскулаченных крестьянах и других категориях населения.
30 октября 1990 года на Лубянской площади в Москве напротив памятника Феликсу Дзержинскому установили Соловецкий камень – памятник жертвам политических репрессий, сделанный из валуна, многие годы пролежавшего на Соловках в районе Соловецкого лагеря
особого назначения
(СЛОН), который с 1937 по 1939 год именовался Соловецкой тюрьмой особого назначения (СТОН). Спустя год «железного Феликса» демонтировали, а 30 октября стало Днем политзаключенных СССР.
====================
ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРАВ ВСЕХ ЖЕРТВ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 20 – 50-Х ГОДОВ
Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа. Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.
Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми.
Массовые репрессии осуществлялись
большей частью
путем внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, “тройки” и “двойки”. Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства.
Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и по существу прекратилось во второй половине 60-х годов.
Специальной Комиссией по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, реабилитированы тысячи безвинно осужденных; отменены незаконные акты против народов, подвергшихся переселению из родных мест; признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ – НКВД – МГБ в 30 – 50-е годы по политическим делам; приняты и другие акты по восстановлению в правах жертв произвола.
Но и сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам.
Скорейшее преодоление последствий беззаконий, политических преступлений на почве злоупотреблений властью необходимо всем нам, всему обществу, вставшему на путь морального возрождения, демократии и законности.
Выражая принципиальное осуждение
массовых репрессий
, считая их несовместимыми с нормами цивилизации и на основании статей 127.7 и 114 Конституции СССР постановляю:
1. Признать незаконными, противоречащими основным гражданским и социально – экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20 – 50-х годах, и полностью восстановить права этих граждан.
Совету Министров СССР, правительствам союзных республик, в соответствии с данным Указом, внести в законодательные органы до 1 октября 1990 года предложения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий.
2. Настоящий Указ не распространяется на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы.
Совету Министров СССР внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим Указом.
3. Учитывая политическое и
социальное значение
полного решения
всех вопросов, связанных с восстановлением прав граждан, необоснованно репрессированных в 20 – 50-е годы, возложить наблюдение за этим процессом на Президентский Совет СССР.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М.ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
==========================================================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА – эпоха перемен»
Процесс реабилитации осужденных в период с 20-х до начала 50-х годов начался сразу после смерти Сталина. По указу «Об амнистии» 1953 года Верховного Совета СССР было выпущено на свободу до полутора миллионов человек.
Массовая юридическая реабилитация началась с 1961 года. Тогда за отсутствием состава преступления были реабилитированы 737 182 человека, с 1962 по 1983 год были реабилитированы 157 055 человек. Процесс реабилитации был возобновлен в конце 80-х. Тогда были реабилитированы почти все репрессированные деятели ВКП(б), и многие из тех, кто был объявлен «классовым врагом». В 1988-89 годах были пересмотрены дела на 856 582 человека, по ним реабилитировано 844 740 человек. И, наконец, в 1991 году был подписан «Закон о реабилитации жертв политических репрессий». С момента начала действия этого закона и по 22015 год было реабилитировано более 3,7 миллиона человек. И тем не менее, даже при такой масштабной работе, заключающейся в пересмотре миллионов дел, отнюдь не все репрессированные были признаны невиновными. Кто же так и не получил реабилитации? Закон 1991 года запрещает реабилитировать тех, кто сам участвовал в репрессиях.
Мнение эксперта:
Итоги реабилитации жертв сталинских репрессий продолжают оставаться предметом обсуждения среди историков и общественных деятелей. Одним из ключевых вопросов является точное число репрессированных и реабилитированных. Эксперты отмечают, что оценки числа жертв репрессий продолжают корректироваться на основе новых архивных материалов и исследований. Несмотря на усилия по реабилитации, многие считают, что истинное число жертв сталинских репрессий до сих пор может быть недооценено. Важно продолжать исследования и обсуждения этой темы, чтобы сохранить память о прошлом и извлечь уроки для будущего.
https://youtube.com/watch?v=88J-tcjNBlA
Генрих Григорьевич Ягода
С 1934 по 1936 год он занимал пост наркома внутренних дел СССР. Именно под руководством Ягоды был создан ГУЛАГ. Он же начал строительство Беломоро-Балтийского канала силами заключенных. Он официально носил титул «первого инициатора, организатора и идейного руководителя социалистической индустрии тайги и Севера». Созданная им машина перемолола в итоге и его самого: в 1937 году он был арестован, а через год расстрелян. Ягоду обвиняли в совершении «антигосударственных и уголовных преступлений», в «связях с Троцким, Бухариным и Рыковым, организации троцкистско-фашистского заговора в НКВД, подготовке покушения на Сталина и Ежова, подготовке
государственного переворота
и интервенции».
Интересные факты
-
По данным Генеральной прокуратуры РФ, за период с 1991 по 2021 год было реабилитировано более 3,5 миллионов жертв сталинских репрессий. Из них более 2,5 миллионов были реабилитированы посмертно.
-
В ходе реабилитации жертв сталинских репрессий было установлено, что число репрессированных было значительно выше, чем считалось ранее. Так, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в период с 1921 по 1953 год было репрессировано более 12 миллионов человек, из которых более 7 миллионов были расстреляны.
-
Реабилитация жертв сталинских репрессий стала важным шагом в восстановлении исторической справедливости и увековечении памяти погибших. В настоящее время в России действует ряд программ, направленных на поддержку реабилитированных жертв репрессий и их семей.
Николай Иванович Ежов
Этот человек, как известно, возглавлял народный комиссариат внутренних дел с 1936 по 1938 год. Это ему принадлежит сомнительная честь организатора репрессий 1937-38 года, известных, как «большой террор». В народе эти репрессии получили название «ежовщина». В 1939 году он был арестован, а в 1940 — расстрелян по обвинению в подготовке антисоветского государственного переворота и шпионажа в пользу пяти иностранных разведок.
Опыт других людей
Итоги реабилитации жертв сталинских репрессий вызывают большой интерес у общества. Многие люди высказывают свое мнение о числе репрессированных и реабилитированных. Некоторые считают, что официальные цифры недооценивают реальное количество жертв, в то время как другие утверждают, что процесс реабилитации был недостаточно эффективным и не все пострадавшие получили официальное признание. Важно помнить, что обсуждение этой темы помогает сохранить память о страшных событиях прошлого и предотвратить их повторение в будущем.
Лаврентий Павлович Берия
С 1941 года Лаврентий Берия –
генеральный секретарь
госбезопасности. Берия – «
правая рука
Сталина», человек из ближайшего окружения «отца народов», стал для многих поколений советских людей едва ли не символом сталинских репрессий, несмотря даже на то, что в период «большого террора» на посту наркома внутренних дел был отнюдь не Берия. Лаврентия Павловича не обошла судьба его предшественников, он так же стал жертвой запущенного в начале 30-х маховика арестов и казней по странным обвинениям. Берия был арестован в 1953 году, признан виновным в шпионаже и заговоре с целью захвата власти, и расстрелян.
Деканозов, Мешик, Влодзимирский, Меркулов
Это люди из ближайшего окружения Берии, чекисты, активные участники сталинских репрессий. И Владимир Георгиевич Деканозов, и Павел Яковлевич Мешик, и Лев Емельянович Владзимирский, и Всеволод Николаевич Меркулов были арестованы по делу Берии, признаны виновными в шпионаже с целью захвата власти и расстреляны в 1953 году.
Юридический казус
Специалисты говорят: в том, что касается этих и других им подобных лиц, имеет место некий юридический казус. Очевидно, что ни Ягода, ни Ежов, ни Берия, ни его приспешники, не совершали тех преступлений,которые были им инкриминированы. Не были они шпионами бесчисленных иностранных разведок и на захват власти в стране никто из них не покушался. Однако, комиссия по реабилитации отказалась признать этих людей невиновными. Основанием для отказа стало указание на то, что они сами являлись организаторами массовых репрессий, а потому не могут считаться их жертвами. С точки зрения юриспруденции, может быть, имеет место некая неточность формулировки, во всяком случае, есть юристы, которые на этом настаивают. Однако, если по-справедливости, то все верно.
Три неполных года без Сталина предшествовали докладу Хрущева «О культе
личности и его последствиях» на закрытом заседании ХХ съезда партии. Но
эти годы были чрезвычайно насыщенными, вместив в себя и ожесточенную
борьбу за власть между наследниками вождя, и исполненную в традициях
середины 1930-х гг. расправу над Берией, Абакумовым, другими палачами, и
стыдливое замалчивание имен организаторов, причин, масштабов прежних
репрессий, и начавшуюся трудную переоценку ценностей, и деятельность
первых реабилитационных комиссий ЦК КПСС под руководством Ворошилова,
Микояна, Поспелова.
Как это ни парадоксально, первые реабилитационные акты инициировал
человек, чье имя общественное мнение прочно связывало с карательными
органами и творившимся в стране произволом. Весной 1953 г. Берия проявил
повышенную активность, буквально бомбардировав Президиум ЦК своими
записками и предложениями. Они, правда, затрагивали лишь некоторых его
ближайших сотрудников, родственников высших партийных сановников, а
также осужденных на срок до 5 лет, т.е. по мягким обвинениям.
Предлагалось пересмотреть дела второй половины 1940-х – начала 1950-х
гг. (так называемые дела кремлевских врачей, мингрельской
националистической группы, руководителей артиллерийского управления и
авиационной промышленности, убийство главы Еврейского антифашистского
комитета Михоэлса и другие). Но при этом не было и речи о массовых
репрессиях 30-х гг. или депортациях народов в период Великой
Отечественной войны, к которым сталинский подручный имел прямое
отношение. И понятно почему:
главной целью
инициатив Берии было
стремление укрепить
собственное положение
во властных структурах,
поднять любыми способами личный авторитет, исключив себя из числа лиц,
ответственных за преступления сталинского режима.
Смещение Берии, казалось, должно было облегчить процесс политической
реабилитации. Но этого не произошло.
Остававшийся пока еще формальным лидером страны Маленков на июльском
(1953 г.) Пленуме ЦК КПСС ввел в оборот слова о «культе личности
Сталина». Но для Маленкова этот культ означал прежде всего беззащитность
партийно-государственной номенклатуры от произвола вождя. Будучи
замешанным в организацию массовых репрессий, он, разумеется, не мог
пойти на масштабный подход к этой проблеме.
Месяцы ушли на очередной передел власти внутри Президиума ЦК, расправу
со сторонниками и родственниками Берии и других руководителей
карательных служб, перестановку кадров в органах безопасности,
внутренних дел и прокуратуры, пересмотр результатов объявленной по
инициативе Берии амнистии. За активную роль в аресте Берии отблагодарили
военных: состоялась реабилитация 54 осужденных генералов и адмиралов
Советской армии
, в том числе близких Жукову – Телегина, Крюкова и
Варенникова. Но многочисленные письма, поступавшие от заключенных,
ссыльных и спецпоселенцев, оставались без ответа. Принятые в этот период
решения отличало разве что более определенное указание на якобы главных
виновников репрессий – бывших руководящих работников МГБ и МВД, которых
судили в спешном порядке.
Лишь в начале 1954 г., когда в партийно-государственной верхушке четко
обозначилось лидирующее положение Хрущева, реабилитация получила новый
импульс, хотя, взяв курс на расширение процесса реабилитации, на
установление причин и последствий репрессий, Хрущев, как и свергнутый
Берия, руководствовался далеко не бескорыстными мотивами. Об этом
свидетельствуют, с одной стороны, сохранение в тайне статистических
данных об арестованных органами ВЧК–ОГПУ–НКВД–МГБ за 1921–1953 гг. (они
были подсчитаны, вероятно, по поручению первого секретаря ЦК, уже в
декабре 1953 г.), а с другой – стремительная реабилитация
участников «ленинградского дела». Хрущев хорошо усвоил сталинские методы
использования компрометирующих материалов для ослабления соперников в
борьбе за власть. Восстановление справедливости по отношению к
ленинградцам компрометировало Маленкова, одного из виновников гибели
Вознесенского, Кузнецова и их товарищей. Проведенная с широкой оглаской
среди партийного аппарата, эта реабилитация укрепляла авторитет Хрущева,
выстилая ему дорогу к единоличной власти.
Но какими бы мотивами ни руководствовались правители, чаяния и надежды
политзаключенных и ссыльных стали постепенно сбываться. Наряду с
установлением судебного порядка пересмотра дел (по Указу Президиума
Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 г. Верховный суд СССР получил
право пересматривать по протесту Генпрокурора СССР решения коллегии
ОГПУ, Особого совещания и двоек и троек), в мае 1954 г. начала работу
Центральная комиссия по пересмотру дел осужденных за «контрреволюционные
преступления», содержащихся в лагерях, колониях, тюрьмах и находящихся в
ссылке на поселении, были созданы аналогичные комиссии на местах.
Центральная комиссия получила право пересматривать дела лиц, осужденных
Особым совещанием при НКВД–МГБ или Коллегией ОГПУ; местные комиссии
наделили функциями пересмотра дел осужденных двойками и тройками. Для
изучения положения спецпоселенцев была образована комиссия под
председательством Ворошилова, результатом деятельности которой стало
известное постановление «О снятии некоторых ограничений в правовом
положении спецпоселенцев» от 5 июля 1954 г. Были освобождены из ссылки
ранее осужденные на срок до 5 лет за «антисоветскую деятельность», сняты
ограничения по спецпоселению с раскулаченных и граждан немецкой
национальности, проживавших в районах, откуда выселение не производилось.
Механизм принятия решения о реабилитации не был простым. Лишь в 1954 г.
органы прокуратуры получили право затребовать из КГБ
архивно-следственные дела, что позволило увеличить количество
рассматриваемых персональных дел осужденных в судебном порядке жертв
репрессий. Прокурорам, следственным работникам, военным юристам
полагалось провести так называемую проверку дела, в ходе которой
собиралась разнообразная информация о репрессированном, вызывались
свидетели, запрашивались архивные справки. Особую роль при этом играли
справки Центрального партийного архива, в которых отмечалась
принадлежность репрессированного лица к той или иной оппозиции либо
отсутствие таких данных.
Проводивший проверку работник составлял заключение. На основании этого
документа Генеральный прокурор СССР, его заместители, Главный военный
прокурор вносили (а могли этого и не делать) на пленум, Коллегию по
уголовным делам или Военную коллегию
Верховного суда
СССР протест по
делу. Суд выносил определение. Оно не обязательно было реабилитационным.
Суд, например, мог переквалифицировать предъявленные статьи
(политические в уголовные и наоборот), мог оставить прежний приговор в
силе, наконец, мог ограничиться лишь снижением меры наказания.
Из-за усложненного порядка реабилитации к началу 1956 г. объем
непересмотренных дел оставался огромным. Чтобы как-то ускорить процесс
освобождения из лагерей, руководство страны пошло на создание
специальных выездных комиссий, которым на месте, не дожидаясь
определения о реабилитации, разрешалось принимать решения об
освобождении заключенных.
Следует учесть еще одно важное обстоятельство. В соответствии с
заведенным в стране порядком все
принципиальные вопросы
реабилитации
особенно известных в стране людей предварительно вносились в Президиум
ЦК. Именно этот всевластный орган являлся высшей «прокурорской» и
«судебной» инстанцией, определявшей судьбы не только живых, но и
мертвых. Без его согласия органы прокуратуры не вправе были представлять
предложения по пересмотру дел в суды, а суды – выносить определения о
реабилитации.
Однако не следует думать, что решения Президиума ЦК всегда
незамедлительно воплощались в жизнь. Например, когда особые лагеря были
преобразованы в обычные исправительно-трудовые, в них сохранялись старые
правила внутреннего распорядка, регламентировавшие поведение «особо
опасных государственных преступников». Вместо фамилии они по-прежнему
называли свой номер, который носили на одежде. Другим примером является
судьба осужденных по делу Еврейского антифашистского комитета. После
решения Президиума ЦК их реабилитация растянулась на несколько лет.
Более того, во второй половине 1980-х гг. к этой проблеме пришлось вновь
возвращаться.
В Президиум ЦК стекалась обобщенная и разносторонняя информация о ходе
реабилитации. С каждой запиской, с каждым пересмотренным делом
вырисовывалась все более зловещая картина преступлений, которую дальше
трудно было скрывать от народа. Масштабы злодеяний не поддавались
описанию. Чем больше выявлялось документов, тем острее вставали трудные,
неприятные вопросы, и в первую очередь – о причинах и виновниках
трагедии, об отношении к Сталину и его политике, о предании гласности
кровавых фактов.
Ситуация внутри Президиума ЦК постепенно накалялась. Члены партийного
ареопага не спорили при реабилитации Чубаря, Рудзутака, Косиора,
Постышева, Каминского, Гамарника, Эйхе, других известных большевиков,
болгарских или польских коммунистов. Голосования по этим постановлениям,
как показывают протоколы, всегда проходили единогласно. Не спорили они и
тогда, когда силовые министры и Генеральный прокурор СССР внесли
предложение о выдаче родственникам расстрелянных и погибших в лагерях
ложных справок об обстоятельствах и дате смерти, чтобы тем самым
затушевать истинные масштабы и ход репрессий. Согласны были и с тем, что
нельзя подвергать сомнению итоги внутрипартийной борьбы и
реабилитировать троцкистов, оппортунистов, а также эсеров, меньшевиков,
представителей других социалистических партий; что нужно, по
возможности, воздержаться от возврата бывшим спецпоселенцам и ссыльным
конфискованного у них во время репрессий имущества; что украинские и
прибалтийские националисты
по-прежнему должны оставаться в местах ссылки
под административным контролем.
Споры возникали вокруг другого, близкого и больного – личной
ответственности за преступления. Конечно, в такой прямой формулировке
вопрос на заседаниях Президиума ЦК не ставился и по понятным причинам не
мог ставиться. Однако вопрос об ответственности незримо присутствовал на
заседаниях Президиума ЦК, едва речь заходила об отношении к наследию
Сталина и об обнародовании информации о репрессиях.
5 ноября 1955 г. состоялось заседание Президиума ЦК, на котором
рассматривались мероприятия в связи с празднованием очередной годовщины
Октябрьской революции. Был поднят вопрос о предстоящем в декабре дне
рождения Сталина. В предшествующие годы этот день всегда отмечался
торжественным заседанием. И вот впервые принимается решение торжеств не
проводить. За это выступили Хрущев, Булганин, Микоян. Возражали
Каганович и Ворошилов, подчеркивая, что такое решение «народом будет
воспринято нехорошо».
Новая острая дискуссия развернулась 31 декабря 1955 г. при обсуждении
обстоятельств убийства Кирова. Высказывалось предположение о том, что к
убийству приложили руку чекисты. Было решено просмотреть следственные
дела
бывших руководителей
НКВД Ягоды, Ежова и Медведя. Тогда же для
выяснения судеб членов ЦК ВКП(б), избранного на ХVII съезде партии,
создали комиссию во главе с секретарем ЦК Поспеловым. В ее состав вошли
секретарь ЦК Аристов, председатель ВЦСПС Шверник, заместитель
председателя Комитета партийного контроля при ЦК Комаров. Комиссия
получила право запрашивать все необходимые для работы материалы.
Вопрос о репрессиях был поставлен и на заседаниях 1 и 9 февраля 1956 г.
В ходе острого обсуждения материалов о так называемом военном заговоре в
Красной армии и действительной вине Тухачевского, Якира и других
военачальников члены Президиума сочли необходимым лично допросить одного
из следователей по этому делу – Родоса. После его откровений, после
знакомства членов Президиума и секретарей ЦК с приведенными в докладе
комиссии Поспелова ужасающими фактами о варварских методах следствия и о
массовом уничтожении в 1930-х гг. членов партии Хрущев добился включения
в повестку предстоящего ХХ съезда КПСС вопроса о культе личности Сталина
и о репрессиях. Возражения Молотова, Ворошилова и Кагановича ни
политически, ни морально уже не могли приниматься во внимание.
Какие мотивы определили позицию большинства Президиума ЦК, поддержавшего
Хрущева? Микоян позднее писал, что о репрессиях лучше было рассказать
самим руководителям партии и не ждать, когда за это возьмется кто-либо
другой. Такая информация, считал Микоян, могла бы показать делегатам
съезда, что всю правду о сталинских преступлениях его бывшие соратники
узнали недавно, в результате специального изучения, предпринятого
комиссией Поспелова. Тем самым члены Президиума ЦК пытались снять с себя
вину за кровавый террор.
Подобного рода признания содержатся и в воспоминаниях Хрущева, который
не только рассчитывал уйти от личной ответственности, но и понимал, что
обнародование фактов о сталинских преступлениях в первую очередь
дискредитирует старейших и пока еще авторитетных членов Президиума ЦК,
долго работавших бок о бок со Сталиным. Хрущев почему-то был убежден,
что о его причастности к репрессиям говорить не будут.
При оценке причин, побудивших выбрать курс на критику сталинизма, помимо
субъективных моментов следует учесть еще одно обстоятельство.
Большинство Президиума ЦК к этому времени подошло к пониманию того, что
прежними методами оно вряд ли сможет удержать страну в повиновении и
сохранить режим в условиях тяжелого
материального положения
населения,
низкого уровня жизни, острых продовольственного и жилищного кризисов. Об
этом заставляли помнить недавно состоявшиеся восстания заключенных в
Горном лагере в Норильске, в Речном лагере в Воркуте, в Степлаге,
Унжлаге, Вятлаге, Карлаге и других «островах архипелага ГУЛАГ». При
неблагоприятной обстановке восстания могли стать детонатором больших
социальных потрясений. Поэтому в действительности выбор вариантов
действий у членов Президиума ЦК был ограничен.
Прозвучавший 25 февраля 1956 г. при гробовом молчании на закрытом
заседании ХХ съезда знаменитый доклад о культе личности и его
последствиях произвел ошеломляющее впечатление на делегатов. Этот для
своего времени смелый обличительный документ, вопреки первоначальным
планам сохранения его в тайне, был доведен до сведения всей партии,
работников советского аппарата, актива
комсомольских организаций
. С ним
были ознакомлены присутствовавшие на съезде руководители делегаций
зарубежных коммунистических и рабочих партий. Затем в откорректированном
и несколько сокращенном виде доклад разослали для ознакомления
председателям и первым секретарям всех дружественных коммунистических
партий мира.
С этого момента критика сталинизма и неразрывно связанных с ним
преступлений стала публичной. Открылся новый этап в реабилитации жертв
репрессий.
А.Н.Артизов
Документы и научно-справочный аппарат к ним публикуются по изданию: Реабилитация:
как это было
.Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В
3 т. Т. 1. Март 1953 – февраль 1956. Сост. АРТИЗОВ А.Н., СИГАЧЕВ Ю.В.,
ХЛОПОВ В.Г., ШЕВЧУК И.Н. М.: Международный фонд «Демократия», 2000.
Возможно, будет полезно почитать:
- Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
; - Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
; - Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
; - Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
; - Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
; - Поиск инн организации по названию
; - Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
; - Измерение величин Измеряется s в физике
;
Частые вопросы
Сколько было реабилитировано жертв сталинских репрессий?
По сведениям, предоставленным Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ, за весь период реабилитации на момент 1 января 2002 г. было реабилитировано свыше 4 миллионов граждан, включая 2 438 000 человек, которые были осуждены в судебном и несудебном порядке к мерам уголовного наказания.
Сколько было жертв репрессий в СССР?
по обвинениям в антисоветской деятельности и агитации было арестовано 4 миллиона 700 тысяч человек, были расстреляны 1 миллион человек, всего пострадало (с учётом депортированных и раскулаченных) 11 миллионов 700 тысяч человек.
Сколько людей погибло при сталинском режиме?
По версии историка Земскова, расстрелянные по политическим мотивам 681 692 человека составляют 85 % общей численности расстрелянных за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления за весь условный «сталинский период» (799 455 человек c 1921 по 1953 год).
Что такое реабилитация после репрессий?
Реабилитация – это возвращение утраченных прав и преимуществ, снятие правоограничений, связанных с незаконным привлечением к уголовной ответственности, лишением свободы, неоправданным осуждением невиновных лиц, незаконным применением принудительных мер медицинского характера, а также восстановление правоспособности на …
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении истории сталинских репрессий обращайте внимание на различные источники информации, чтобы получить более полное представление о масштабах репрессий и их последствиях.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на исследования ученых и историков, которые специализируются на проблематике сталинских репрессий, чтобы получить более глубокое понимание этого периода и его влияния на современное общество.
СОВЕТ №3
При изучении итогов реабилитации жертв сталинских репрессий обратите внимание на меры, принимаемые государством для компенсации ущерба, причиненного репрессированным и их семьям.