Современные государства.
Количественное сравнение этих групп государств по-зволяет сделать вывод о победном шествии государствен-ности. Если раньше государства занимали лишь неболь-шую часть суши Земли, то сейчас более 200 стран зани-мают практически всю сушу.
2. Экономический критерий, или способ производства материальных благ.
Онхарактеризуется тем, какие орудия труда использовали люди, как они распределяли произведенные ими материальные блага.
От того, какой класс стоял у власти и какая экономика существовала на том или ином отрезке пути человечества, зависит и характер государства.
По этому признаку все государства можно разделить на 4 группы:
– рабовладельческое государство.Оно существовало далеко не во всех регионах Земли. Его экономический базис составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Именно рабы, их
физическая (мускульная) силаявлялась основой для создания материальных благ;
–
феодальное государство.Такое название произошло от слова «феод», означавшего кусок земли, земельный надел. И действительно, экономическую основу феодального государства составляла
собственность на землюи неполная собственность на крепостных крестьян;
–
буржуазное государство.В городах (слово «буржуа» означает горожанин) развивалась промышленность. В буржуазном государстве основой производства материальных благ стала
собственность на промышленные средства производства;
–
социалистическое государство,ранее считалось, что в нашей стране был построен социализм.
Однако это оказалось неверным. Социалистическое государство должно по всем показателям (экономическим, политическим, нравственным и др.) превосходить буржуазное. Считается, что на государственном уровне наиболее полно «социалистические» принципы реализованы в скандинавских странах (Швеция, Финляндия, Норвегия). В развитых стра-нах
интеллектуальная собственность (собственность на информацию – идеи, проекты и т. п.)приносит основное богатство обществу.
3. По устройству
государственной властигосударства делятся на монархии и республики.
Монархия(«моно» – один, «архия» — власть) озна-чает, что правит один человек.
Монархию отличают сле-дующие признаки:
а) существует единоличный глава государства;
б) он обладает всей полнотой власти;
в) власть в государстве передается путем наследования;
г) монарх правит бессрочно;
д) он не несет юридической ответственности за ошибки правления.
В Древние и Средние века практически все государства были монархиями, причем монархиями
абсолютнымив которых власть безраздельно принадлежала монар-ху. Теперь же гораздо чаще встречаются монархии
огра-ниченные,т. е. такие, в которых власть монарха не является безграничной, а значительную роль играет парламент.
Некоторые промышленно развитые страны (Ве-ликобритания, Швеция, Бельгия и др.) являются огра-ниченными монархиями, в которых монархическая фор-ма правления существует скорее формально, в силу традиции. Монархи какой-либо значимой роли в этих странах не играют, а управление страной осуществляют парламент, правительство во главе с премьер-министром.
Республика(в переводе с лат. дело общественное) возникла позже монархии, но в наши дни получила боль-шое распространение. В республике наряду с главой госу-дарства и главой правительства создается парламент –
государственный орган
, представляющий народ.
Респуб-лике присущи следующие признаки:
а) власть в государстве осуществляется системой органов;
б) существует разделение властей на законодательную (она в руках парламента), исполнительную (она в руках правительства) и судебную;
в) в формировании органов государства участвует на-род (выборы);
г) парламент и президент избираются на определен-ный срок;
д) высшие
должностные лица
несут юридическую от-ветственность за свои ошибки.
В республике ключевыми органами являются президент и парламент. Если по конституции государства президент сам формирует правительство и вообще играет более зна-чительную роль, нежели парламент, то такую республи-ку мы называем
президентской(например, в США). Если же правительство формируется парламентом и оно несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом, то это будет республика
парламентская(например, в Италии).
4.
По территориальному устройству
госу-дарства бывают унитарными и федеративными
Унитарное государстворазделено на административ-ные единицы (районы, провинции и т. п.), имеющие равный
правовой статус
(например, Украина, Польша, Норвегия и др.). Оно характерно для стран, имеющих небольшую территорию и однородный национальный со-став.
Федерация— это добровольное объединение несколь-ких ранее самостоятельных государственных образова-ний в единое государство.
Например, США, Бразилия, ФРГ, Россия и др. Хотя федеративное государство довольно сложное и многоликое объединение, главное в нем то, что его тер-ритория состоит из субъектов или частей (областей, шта-тов, земель и т. п.), которые, не являясь государствами в полном смысле слова, обладают определенной самостоя-тельностью (например, любой регион России имеет право самостоятельно заключать внешнеторговые договоры).
Это надо запомнить!
1. Процесс образования государства – это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и лишь тогда, когда общество в результате непрерыв-ного совершенствования орудий труда накапливает определенную долю богатства, позволяющего освобо-дить от участия в производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управ-лением.
2.
Разные народы
приходят к государственности в
разное время
: одни раньше, другие позже. Дело в том, что материальная база для образования государ-ства не у всех создается одновременно в силу разных климатических, географических,
природных условий
проживания разных народов.
3. В процессе образования государств у одних наро-дов оказываются преобладающими одни факторы (на-пример, ирригация), а у других – совершенно иные (например, насилие).
4. Некоторым народам передают свой опыт и помога-ют обрести государственность страны, уже убедивши-еся в эффективности государства как социального явления.
5. Государство – это особая организация, которой присущи следующие признаки: территория, населе-ние, публичная власть, право,
правоохранительные органы
, армия, налоги и суверенитет.
6. По временному критерию различают государства
Древнего мира
, средневековые государства, государ-ства Нового времени и современные государства.
7. По экономическому критерию можно выделить ра-бовладельческое, феодальное, буржуазное и социали-стическое государства.
8
.По устройству государственной власти государства являются монархиями либо республиками.
9. По территориальному устройству государства быва-ют унитарными и федеративными.
Вопросы для контроля
1. Когда и где появились первые государства?
2. Почему люди стали заниматься производством продуктов?
3. В чем отличие производящего хозяйства от присваивающего?
4. Какая материальная база необходима для образова-ния государства?
5. Часто ли мы употребляем слово «государство» и какой смысл в него вкладываем?
6. Что составляет территорию государства?
7. Есть ли различие между понятиями «население» и «нация»?
8. Что такое власть?
9. Что такое публичная власть?
10. Кто осуществляет государственную власть?
11. Что такое право и зачем оно существует в обще-стве?
12. Какие правоохранительные органы создаются в государстве?
13. В чем вы видите назначение правоохранительных органов?
14. Зачем нужна армия? Можно ли армию использо-вать для решения внутренних дел в государстве?
15. Что такое налоги и зачем они нужны?
16. Что такое суверенитет и какие его виды вы знаете?
17. Почему суверенитет всех государств с развитием общества постоянно уменьшается?
18. Какие виды государства по историческому (вре-менному) критерию вы можете назвать?
19. Дайте классификацию государств по экономическо-му критерию.
20. Что такое способ производства, который кладется в основу экономического подхода к классификации государств?
21. Дайте характеристику древнего государ-ства на конкретном примере.
22. Дайте характеристику феодального государства на конкретном примере.
23. Дайте характеристику буржуазного государства на конкретном примере.
24. Назовите признаки монархии и укажите примеры таких государств.
25. Хотели ли бы вы сейчас жить в монархическом государстве? Обоснуйте.
26. Что такое республика?
27. Почему республиканское правление возникло по-зднее монархического?
28. Какие признаки присущи унитарному государству?
29. Какие признаки присущи федеративному государству?
30. Охарактеризуйте современное Российское государ-ство по различным критериям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (темы диспутов)
Тема 1. Армия как необходимый атрибут государ-ства.
Первая точка зрения:Армия – это сила государ-ства, его мускулы. Чем армия больше, тем сильнее госу-дарство.
Вторая точка зрения:Армия ничего не производит. Однако на свое содержание требует много средств. Сле-довательно, чем больше армия, тем беднее и слабее госу-дарство.
Тема 2. Правоохранительные органы как необходи-мый атрибут государства.
Первая точка зрения:Правоохранительные органы обеспечивают порядок в обществе. Чем их сеть развет-вленное и чем интенсивнее они работают, тем больше в об-ществе порядка.
Вторая точка зрения:Правоохранительные органы устраняют нарушения норм права. Но если нормы права будут отвечать интересам всех людей, то их никто и не будет нарушать. Следовательно, правоохранительные органы будут вообще не нужны. Надо власти больше за-ботиться об усовершенствовании норм права, а не о на-казании правонарушителей.
Тема 3. Устройство государственной власти – реша-ющий фактор развития государства.
Первая точка зрения:Монархия –
лучший способ
управления обществом. Власть в монархии переходит по наследству, и поэтому общество относится к передаче власти довольно спокойно, в отличие от бурных страстей во время
избирательной кампании
в республике. Кроме того, при передаче власти по наследству на ветер не выбрасываются огромные деньги, которые неизбежно тратятся при проведении выборов.
Вторая точка зрения:Республика – более прогрес-сивная, чем монархия, форма правления. Республика – это коллективное правление, учитывающее мнение изби-рателей, т. е. всего населения, при принятии решения. В народе говорят: один ум хорошо, а два – лучше.
ЗАДАЧИ И
ЗАДАНИЯ
1. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люк-сембург) не имеют армий. Они вступили в НАТО , кото-рое в случае агрессии с чьей-либо стороны обязуется эти страны защищать.
Потеряли ли эти страны государственность? Если нет, то является ли армия необходимым признаком го-сударства?
2. Телевидение как-то показывало материал журнали-ста, побывавшего в Бразилии. Речь в нем шла о неболь-шом городке с населением около 20 тысяч человек, рас-положенном недалеко от Рио-де-Жанейро. В этом город-ке некогда был полицейский участок, но он закрылся, поскольку здесь уже года два не было совершено ни одного правонарушения. Точно так же закрыли и тюрь-му, начальник которой устал от безделья. Не оказалось в этом городке и суда. На вопрос журналиста: «У вас что, никто друг с другом не спорит и не конфликтует?» – жители отвечали, что если споры и возникают, то они обращаются за помощью к мэру городка.
Можно ли говорить о том, что правоохранительные органы являются необходимым признаком государства?
3. Вы министр финансов и распоряжаетесь финанса-ми страны, которые довольно ограниченны. В стране бастуют шахтеры, энергетики, учителя, преподаватели вузов, врачи, военнослужащие, требуя повышения зар-платы.
Где вы возьмете деньги и кому прежде всего повыси-те заработную плату?
4. На территории США японцы на свои деньги стро-ят заводы (например, по сборке автомобилей «Тойота»), покупают американские предприятия, участки земли, строят там дома для престарелых, отправляя туда жить своих граждан преклонного возраста и т. п.
Не следует ли из этого, что границы Японии как бы расширяются? В таком случае является ли терри-тория необходимым признаком государства?
5. Вашему вниманию предлагаются выдержки из за-конов, принятых в различных государствах в разное время. Попытайтесь определить, творением какого госу-дарства (древнего, средневекового, нового или современ-ного) является та или иная норма права.
1) Если человек, выступив в
судебном деле
со свиде-тельством о преступлении, не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого челове-ка должно убить.
2) Если суд лишает кого-либо права управления авто-мобилем, то он одновременно постановляет, что в тече-ние срока от шести месяцев до трех лет новые водитель-ские права не могут быть выданы.
3) Если кто лишит жизни свободного франка или варвара и будет уличен, присуждается к уплате 200 солидов.
Если кто лишит жизни человека, состоящего на коро-левской службе, или же свободную женщину, присужда-ется к уплате 600 солидов.
4) Если продавец вещи окажется вором, то его долж-но убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.
5) Никто не может быть принуждаем к исповедова-нию государственной религии путем наказаний или иным способом, но должны быть приложены старания привлечь граждан надлежащим наставлением и приме-ром хорошего поведения.
6) Если кто-либо будет вызван к испытанию посред-ством котелка с кипящей водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 15 солидов, он может выкупить свою руку за 3 солида.
7) Каждый трудящийся через посредство своих деле-гатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприя-тием.
8) Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.
9) Ни один приговор не может быть приведен в ис-полнение в дни национальных или религиозных празд-ников и в воскресные дни.
10) Мужчины и женщины имеют в принципе одина-ковые
гражданские права
и несут одинаковые обязанно-сти.
11) Если кто желает отказаться от родства, он дол-жен явиться в судебное заседание и сломать над своей головою три ветки мерою в локоть. И он должен в су-дебном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать сам, что он отказывается от соприсяжничества, от на-следства и от всяких счетов с ним.
12) Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и распо-лагать по усмотрению своим имуществом, своим дохо-дом, плодами своего труда и своего промысла.
13) Земельное наследство ни в коем случае не долж-но доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, то есть братьям.
14) Все люди равны по природе и перед законом.
15) Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей.
16) Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность Нам; исключе-ние делается только для сидящих в заключении и по-ставленных согласно закону королевства вне закона.
17) Кто злую песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого, сложит или распевает, того должно убить.
18) Суд может самостоятельно распорядиться о поме-щении лица в психиатрическую больницу или терапевтическое учреждение для алкоголиков и наркоманов, если вследствие невменяемости или недееспособности лица судебное разбирательство проведено быть не может.
19) Надо, чтобы при производстве обыска обыскива-ющий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.
Нашей юридической наукой рассматривались в основном четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Между тем первые два типа существовали только в Европе, в остальном мире в Азии, Африке и Америке государства были иными, относились к «восточному типу».
Восточный тип государства. Именно этот тип государства был первым в истории человеческой цивилизации. Самые первые государства возникли в зонах поливного земледелия около 45 тыс. лет назад (Египет, Элам, индийские и китайские государства).
Экономической предпосылкой
их появления было резкое повышение производительности труда, ставшее возможным благодаря строительству оросительных систем. Однако, как это отмечалось выше, такой характер сельскохозяйственного производства требовал сохранения общины: одна семья не могла обеспечить проведения объемных ирригационных работ. Поэтому там не появилась частная собственность на землю, не возникли классы собственники средств производства.
В процессе государствообразования создалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху единовластный монарх (царь, фараон, хан и т.п.), ниже круг его ближайших советников (визирей, «министров»), далее чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды сельскохозяйственные общины. Последние и являлись объектом эксплуатации, отдавая государственному аппарату в виде налогов значительную часть общественного продукта. «Классовая» принадлежность человека в восточном обществе определялась не формальной собственностью на основные средства производства (земля считалась собственностью общины), а реальным положением в общественногосударственной «пирамиде»: был ли он общинником или государственным чиновником, а в последнем случае его местом в иерархии государственного аппарата. Чиновники наиболее низкого ранга постоянно жили в общинах и были связующим звеном между ними и более высокой частью аппарата.
В восточном обществе существовала и частная собственность: у царя, его приближенных были рабы, дворцы, драгоценности; капиталы и
материальные ценности
были у части городского населения купцов и ремесленников. Однако в этом обществе частная собственность не играла существенной роли в
общественном производстве
. Основная доля общественного богатства создавалась трудом свободных общинников или рабов, находящихся в собственности государства и храмов. При этом положение общинников, по сути, мало чем отличалось от положения рабов: и они сами, и их семьи, и их собственность фактически находились в полной зависимости от царя и его ближайшего окружения. Таким образом, на деле существовала единая государственная собственность: государство в лице царя владело «всем и вся», в том числе жизнью и имуществом всех подданных, вплоть до своих приближенных. Такой характер собственности определял структуру общества (его «пирамидальное» устройство), а последняя препятствовала какимлибо существенным преобразованиям. Восточное общество имеет стагнационный характер, не меняется (или меняется незначительно) на протяжении веков и тысячелетий. Так, Древний Египет возник в IVIII тысячелетиях до н.э. и просуществовал более тридцати веков, практически не меняясь. Более 40 веков просуществовало китайское государство. При этом его организационное устройство и само китайское общество вплоть до конца XIX в. мало изменились.
Восточные государства во многом отличались друг от друга. В некоторых из них огромный вклад в экономику вносили государственные и храмовые рабы (Египет, Вавилон и др.), в других (Китай) рабство носило исключительно семейный, домашний характер. В одних существовала закрепленная религией кастовая организация общества (Индия), в других имела место постоянная классовая диффузия пополнение чиновничьего аппарата за счет представителей эксплуатируемых слоев общества. Так, в Китае любой общинник, сдав государственный экзамен (правда, довольно сложный), принимался на
государственную службу
, становился чиновником и в дальнейшем мог достичь высокого положения. Поэтому общины старались выявить наиболее способных мальчиков, помогали им получить достаточные знания и сдать такой экзамен. Впоследствии община могла рассчитывать на покровительство своего «выдвиженца».
Тем не менее, все восточные государства имеют много общего:
они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической
государственной системе
;
эти государства обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом;
правовые системы таких государств в большинстве неразвиты и, равно как и государственная власть, имеют «божественную основу», закреплены в религиознонравственных догмах и нередко поддерживаются традициями, «культом предков» и т.п.;
подобные государства, как и восточное общество в целом, имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.
Все это позволяет выделить особый восточный (азиатский) тип государства, а возможно, и особую восточную ветвь типов, поскольку различные восточные государства, как это отмечалось выше, существенно отличаются друг от друга, равно как и общество, в котором они существовали.
В отличие от восточных, западные государства (и западные общества), хотя возникли значительно позже, развивались гораздо быстрее. Именно в условиях Европы произошла достаточно
быстрая смена
общественноэкономических формаций (и типов государства): рабовладельческая сменилась феодальной, а та, в свою очередь, капиталистической (рис. 3).
Рабовладельческое государство. Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IXVIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более веков позднее Египта. К этому времени в условиях Северного Средиземноморья сельскохозяйственные общины распались и возникла семейная, т.е. частная, собственность на землю. Это привело к тому, что произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались не в различном положении в системе власти и в системе распределения, а прежде всего в разнице по отношению к средствам производства. Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также и самого производителя раба. Именно этот класс, владеющий средствами производства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатируемого большинства.
Положение рабов в разных государствах не было одинаковым. В демократических Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, в Риме таких ограничений власти рабовладельцев не было. Однако то обстоятельство, что повсеместно рабов было больше, чем рабовладельцев, указывает на неправильность укоренившегося представления, что труд рабов был основан исключительно на физическом принуждении. Действовали и идеологические методы, и меры экономического стимулирования труда. На определенных этапах развития рабовладельческого государства положение рабов улучшалось. Так, в Риме в императорский период рабы выполняли функции врачей и учителей, многие из них, занимаясь ремеслом и торговлей, богатели. Вольноотпущенники нередко занимали крупные посты в системе государственной власти.
Тем не менее во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу, рабы могут занимать в государственном аппарате некоторые незначительные должности, и классовый характер государства, таким образом, сомнений не вызывает, функции государства осуществляются практически в интересах рабовладельцев, а общесоциальные только в той мере, в которой они соответствуют интересам господствующего класса. Не случайно, что в рабовладельческих государствах имело место сопротивление рабов, которое подчас принимало наиболее острые формы восстаний против власти рабовладельцев (восстания рабов в Сицилии и Малой Азии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).
Характерно, что большинство рабовладельческих государств Европы возникли и существовали как городареспублики. Необходимость такой формы государства была связана с тем, что только так можно было выявить общеклассовую волю собственников средств производства.
Частная собственность
, таким образом, обусловливала необходимость известных демократических форм, в отличие от восточных государств, основанных на единой государственной собственности. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызывала появление достаточно сложных и разработанных правовых систем, основным источником права в которых становились разрабатываемые органами государства законы.
По сравнению с восточным обществом рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложены предпосылки дальнейшего развития. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствующее ему государство.
Феодальное государство. Государства этого типа возникли в Европе в VIIХ вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.
Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.
Социальное неравенство закреплялось законом. Практически крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали. Государственная власть была открыто классовой и безраздельно принадлежала феодалам. Государство было орудием диктатуры господствующего класса и защищало его интересы. Общесоциальные функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.
Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и проч.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословнопредставительные, а затем и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.
Феодальное общество в определенной степени напоминает восточное: ведь и здесь собственность на землю определенным образом становится государственной, приобретая некоторые черты «властисобственности». Однако, в отличие от «восточного» государства, источником власти является собственность, а не наоборот; наследуется земля по родственным признакам, а не по должности; полученная вассалом земля становится его собственностью и передается по наследству; сельскохозяйственные общины либо вообще не сохранились, либо они не играют такой роли, как на Востоке; отсутствует такой мощный, как в «восточном» государстве, чиновничий аппарат.
Тем не менее, феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятельство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует республиканская форма правления (городареспублики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).
Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период
феодальной раздробленности
в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франкогерманские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).
Буржуазное государство. Первые буржуазные (капиталистические) государства возникли в Европе и Северной Америке 200300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.
В отличие от предшествующих общественноэкономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий,
капиталистический способ
производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». В Декларации независимости США, во французской Декларации прав человека и гражданина, других подобных документах провозглашалось, что все люди рождаются равными и наделены равными правами. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.
На первой стадии (период свободной конкуренции) класс буржуазии состоит из сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Это определяет необходимость механизма выявления их общеклассовых интересов и воли. Таким механизмом становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится специальное средство, ограничивающее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.
Второй этап развития буржуазного общества период монополистического капитализма начался в конце XIX начале XX в. Он характеризуется тем, что наряду с
большим числом
разрозненных мелких предпринимателей на основе объединения промышленного, торгового и финансового капитала с широким использованием акционирования монополизируются
различные виды
производства и распределения, возникают мощные объединения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не очень многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно,
политическая власть
. Надобность в демократических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочисленные монополисты располагают иными средствами определить
общие интересы
. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военнополицейские в Латинской Америке и др.). Однако подобные режимы зачастую начинают проявлять и свою волю, отражать в первую очередь интересы стоящей у власти верхушки государственного или партийногосударственного аппарата. Поэтому в большинстве случаев оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Мало того, во многих странах они даже развиваются: упраздняются цензы, вводится всеобщее избирательное право. Вместо политических, «силовых» механизмов работают иные экономические: проведение избирательной кампании стоит так дорого, что это по силам только тем, кого поддерживают монополисты. Таким образом, власть попрежнему принадлежит классу буржуазии, и, прежде всего, его верхушке монополистической буржуазии. Функции государства осуществляются в интересах главным образом этой части господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам, иначе не привлечешь голоса избирателей.
В 30х гг. нашего столетия буржуазное общество вступает в
современный этап
развития, который, видимо, является переходным к очередной, более высокой общественноэкономической формации. Причины происшедших изменений, с одной стороны, были связаны с мощным ростом революционного рабочего движения в 20е гг. (в том числе под воздействием процессов, имевших место в России), а с другой с началом научнотехнической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения. А это, в свою очередь, повлекло значительный рост производительности труда, общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо оплачивать труд это дает большую прибыль. В современном западном обществе за счет все усиливающегося акционирования, что объективно выгодно, постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, т.е. меняется экономическая основа общества. По существу, исчезает класс пролетариата все меньше становится неимущих, все больше акционеров. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс. И хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному
политическому деятелю
. Это усиливает борьбу за голоса избирателей, приводит к взаимным разоблачениям, к дальнейшим уступкам народу как в политическом, так и в экономическом плане. Все
большее значение
приобретают право и законность: идет определенное продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Заметно изменились функции государства. Оно стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п. Осуществляется национализация некоторых отраслей хозяйства. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются многомиллиардные
социальные программы
, растет уровень жизни населения. Таким образом, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного, и для его понимания необходимо использовать различные теории и подходы, о которых говорилось в начале настоящей главы. Одного классового подхода здесь недостаточно.
Социалистическое государство. Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется прежде всего для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением
социальной революции
, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся для построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.
Однако большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства не привела к тому, что люди почувствовали себя их хозяевами. Проводимая уравниловка лишила труд необходимых стимулов, сделала его в значительной степени принудительным. Определенные достижения в сферах промышленности,
сельского хозяйства
, науки, культуры и других были достигнуты в немалой степени за счет «силовых» методов, что привело, в частности, к массовым необоснованным репрессиям.
В конечном счете сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийногосударственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неограниченную власть.
Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали во многом формальными, равно как и деятельность демократических институтов, в том числе Верховного Совета и других представительных органов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застойный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество. Идея социалистического государства на практике пока не нашла реального воплощения, осталась утопией, мечтой, а попытки ее реализации привели к фактической реанимации, естественно на более высоком витке общественного развития, общества восточного типа. Все это не отвергает идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях более
высокого уровня
развития экономики и культуры, науки, техники. Представляется, что первые шаги в этом направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада.
Окончательные
теоретические оценки
во многом зависят и от того, как будет происходить развитие таких стран, как Китай.
Классификация государств – задача, которую пытались решить многие ученые еще с древних времен. И по сей день этот вопрос является актуальным. Существует целый ряд подходов, на основании которых проводится классификация форм государства. В этой статье мы расскажем об основных из них.
Государство и его функции
Сначала необходимо определить, что такое государство. Это суверенная политико-территориальная организация
публичной власти
, которая имеет специальный аппарат, а также обладает волей, которую обязаны исполнять все ее граждане. Государство является основным институтом
политической системы
. Мы раскрыли значение этого понятия потому, что на определении существенных признаков объекта базируется каждая классификация.
Виды функций государства делятся на внутренние и внешние. К внутренним относятся политические (например, обеспечение порядка), экономические (приватизация, национализация), идеологические (формирование патриотических и гражданских ценностей через СМИ и образование, воспитание членов общества) и социальные (программы здравоохранения, поддержки культуры, социального обеспечения). Внешние функции – это обеспечение безопасности, развитие между странами взаимовыгодного сотрудничества, отстаивание национальных и государственных интересов в международной сфере, участие в решении различных глобальных проблем.
Государство появляется в обществе, которое наполнено принуждением и насилием, но стремится ограничить их, создать
необходимые условия
для сотрудничества и кооперации людей. Именно поэтому оно является противоречивым и сложным образованием, которое выступает арбитром и посредником между различными классами и группами социума. Его возникновение объясняется необходимостью удовлетворения интересов не только определенного общественного класса, но также и общества в целом.
Мнение эксперта:
Существует несколько основных вариантов классификации государств, включая географическую, политическую, экономическую и историческую. Эксперты отмечают, что методы классификации государств могут быть различными в зависимости от целей исследования. Одним из наиболее распространенных типов государств являются демократические, авторитарные и тоталитарные режимы, каждый из которых имеет свои разновидности. Эксперты подчеркивают важность учета различий между типами государств при анализе мировой политики и международных отношений.
Как классифицировать государства
Существует
большое количество
различных государственных образований. Поэтому их изучение предполагает объединение данных образований в отдельные группы. Это необходимо для определения воспроизводящихся, повторяющихся признаков, на которых базируется классификация государств. Кратко рассказать обо всем многообразии объекта нашего исследования непросто. Каждое государство уникально. Однако это не означает, что отдельные
существенные признаки
не могут повторяться. Некоторые из них характерны для целого ряда объектов. Понятие “классификация государства” предполагает упорядочивание их по различным основаниям (одному или нескольким), деление всей совокупности на группы и классы по тем или иным существенным признакам.
Еще Платон, древнегреческий мыслитель, предложил первый образец классификации государств, значимый с точки зрения науки. Этот образец впоследствии усовершенствовал его ученик, Аристотель. В настоящее время одним из наиболее известных является формационный подход, который базируется на историческом и диалектическом материализме Маркса и Энгельса. Можно считать, что это основная классификация государств.
Интересные факты
- Классификация государств по форме правления
- Монархия– форма правления, при которой главой государства является монарх (король, император, султан и т.д.). Монархии могут быть абсолютными (вся власть сосредоточена в руках монарха) или конституционными (власть монарха ограничена конституцией).
- Республика– форма правления, при которой главой государства является выборный президент. Республики могут быть президентскими (президент является главой государства и правительства) или парламентскими (президент является главой государства, а правительство возглавляет премьер-министр).
- Смешанная форма правления– форма правления, при которой элементы монархии и республики сочетаются в одной политической системе. Например, в Великобритании монарх является главой государства, а правительство возглавляет премьер-министр.
- Классификация государств по территориальному устройству
- Унитарное государство– государство, состоящее из единой территории, которая не разделена на административно-территориальные единицы (провинции, штаты, республики и т.д.).
- Федеративное государство– государство, состоящее из нескольких территориальных единиц (штатов, провинций, республик и т.д.), которые обладают определенной степенью автономии.
- Конфедерация– союз государств, которые сохраняют свою независимость и суверенитет, но объединяются для решения общих задач (например, обороны, торговли и т.д.).
- Классификация государств по политическому режиму
- Демократия– политический режим, при котором власть принадлежит народу и осуществляется через выборные органы власти.
- Авторитаризм– политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или группы лиц, которые не подотчетны народу.
- Тоталитаризм– политический режим, при котором власть полностью сосредоточена в руках одного человека или группы лиц, которые контролируют все сферы жизни общества.
Формационный подход
Он предполагает обращение к такому понятию, как общественно-экономическая формация. В марксистско-ленинской теории этот термин означает историческую ступень в
общественном развитии
. Ей присущ особый способ производства, называемый базисом. Кроме того, для нее характерны определенные политические и социальные отношения, идеология, юридические учреждения и нормы (надстройка).
С точки зрения сторонников этого подхода, существует 5 общественно-экономических формаций. Самая ранняя из них – первобытнообщинная. Далее следует рабовладельческая, затем феодальная, буржуазная и наконец коммунистическая. Классовым формациям соответствует определенный Критерии классификации этих типов следующие:
- способ производства, уровень развития производственных отношений и производительных сил;
- основная форма собственности (государственная либо частная);
- разделение общества на классы (богатых, имущих, бедных и неимущих).
В соответствии с данными критериями выделяются такие типы: рабовладельческое государство, феодальное, буржуазное и социалистическое. Рассмотрим каждый из них.
Опыт других людей
Классификация государств – важная тема, вызывающая интерес у многих. Мнения людей по этому вопросу различны. Одни считают, что основные варианты классификации государств определяются их политическим устройством, другие утверждают, что методы классификации должны учитывать их экономическое развитие. В то же время, существует множество типов государств и их разновидностей, от демократий до тоталитарных режимов. Важно понимать, что классификация государств – это сложный и многогранный процесс, требующий глубокого анализа и понимания особенностей каждого конкретного случая.
Рабовладельческий тип
В условиях такого государства основной объект собственности – человек. Примитивные орудия труда еще не могут обеспечить людям большую производительность. Следовательно, количество продуктов, которое получает общество, зависит от качеств работников. К рабовладельческому типу относились государства Древнего Востока, то есть те, которые сложились в конце 4 – нач. 3 тысячелетия до н. э. (
Древний Китай
,
Древняя Индия
, Древний Египет, Ассирия, Шумер и др.). Для них были характерны:
- сельскохозяйственные общины (общинное землевладение, сельские общины);
- ирригационное земледелие;
- коллективное рабовладение;
- примитивные виды патриархального рабства;
- собственность государства на ирригационные учреждения.
В
Древней Греции
и
Древнем Риме
, которые также были государствами рабовладельческого типа, наблюдались:
- разделение общества на классы рабовладельцев и рабов;
- частная собственность первых на средства производства (средства и предметы труда), а также рабов, которые были товаром, предметом, вещью и одновременно людьми, создающими различные материальные блага;
- защита и охрана частной собственности.
Феодальный тип
Существуют и другие виды государств. Классификация, предложенная Марксом и Энгельсом, как вы помните, включает в себя четыре типа.
Экономической основой
государства второго, феодального типа является частная собственность феодалов на средства производства, прежде всего землю. Для такого строя характерно закрепление крестьян в принудительном порядке на
земельных участках
. Это наблюдалось в силу различных причин. К примеру, крестьяне соглашались на это, чтобы не платить дань и не участвовать в военных походах. Они могли стать крепостными и по доброй воле, однако потому, что перед ними вставала необходимость как-то прокормить свою семью. Еще один вариант – проживание крестьян на принадлежащем помещику участке земли.
Однако крепостные были все-таки не совсем бесправными. Для государства феодального типа характерна частная собственность крестьян на инвентарь (мелкие орудия сельского хозяйства), а также на остатки продукции, произведенной ими, на постройки и свое жилье. Но при этом они должны были безвозмездно работать на феодала. В феодальном государстве существовало 3 основных вида ренты:
- барщина – отработочная рента, при которой крепостной был обязан отработать на своего господина определенное число дней в неделю;
- натуральный оброк, когда он был вынужден отдать хозяину определенное количество сельскохозяйственной продукции, произведенной им (а ремесленник отдавал продукты своего труда);
- денежный оброк (денежная рента), то есть уплата определенной суммы денег феодалу крепостным.
Наблюдалась правовая и экономическая зависимость крестьян от феодалов, а также вассалов (менее богатых феодалов) от более состоятельных (сюзеренов). Частная собственность вассалов и сюзеренов защищалась. Примерами таких государств были средневековая Франция, Германия, Италия, Россия и др.
Буржуазное государство (капиталистическое)
Для него характерно существование многообразных форм собственности, однако именно частная (на средства производства) является преобладающей. Главными источниками возникновения и накопления собственности считается эксплуатация труда служащих и рабочих. Результаты чужой работы присваиваются. Экономика носит рыночный характер. Это означает, что цены образуются на основе предложения и спроса. На рынке наблюдается конкуренция. Общество разделяется на классы капиталистов (буржуазии) и наемных рабочих; на низшие, средние и высшие классы.
Первые капиталистические государства появились примерно 200-300 лет назад в Северной Америке и в Европе. Буржуазная система начала быстро завоевывать мир после того, как произошла Великая
французская революция
. В 30-х годах прошлого века капиталистические государства вступили в современный этап развития. По всей видимости, он является переходным к более высокой формации.
Социалистический тип
Экономической основой государств этого типа является собственность государства на средства производства. Наблюдаются плановое регулирование экономики, уравнительное распределение произведенных благ, эксплуатация трудящихся государством. Общество разделено на классы интеллигенции, крестьян и рабочих.
Социалистическое государство в формационной теории уже не является государством в полном смысле этого слова, поскольку трудящиеся классы в нем не эксплуатируются меньшинством. Фактически можно говорить о том, что это “полугосударство”. Оно выражает интересы и волю абсолютного большинства социума: всех трудящихся.
В коммунистическом обществе, которое, как предполагается, наступит в будущем, оно отомрет, так как уступит место общественному коммунистическому самоуправлению. Однако, как полагал А. Б. Венгеров, социалистический тип государства в целом оказался во многих своих чертах разновидностью которые возникли в результате применения азиатского способа производства.
Один тип сменяется другим путем совершения социальной революции. Она является результатом наличия в обществе неразрешимого противоречия между производственными отношениями и производственными силами.
Цивилизационный подход
Существует и еще один популярный подход, по которому проводится классификация форм государства, – цивилизационный. Он основан не только на развитии классовых отношений и производства, но также на духовно-культурных и других факторах (в частности, технологическом, географическом, хронологическом, религиозном, правовом и др.).
Является центральным при использовании данного подхода. Этот термин произошел от латинского слова, в переводе означающего “гражданский”. А. Д. Тойнби, английский историк и философ 20-го века, считал, что цивилизации представляют собой определенные группы сообществ, которые вызывают ассоциации в сфере архитектуры, религии, живописи, обычаев и нравов, то есть в области культуры в целом.
Среди исследователей в настоящее время нет
общего мнения
по поводу того, сколько цивилизаций существовало в истории. Так, О. Шпенглер, немецкий культуролог и философ, говорил о восьми основных культурах. Карл Ясперс, философ-богослов, выделил девять цивилизаций. Их число с точки зрения А. Тойнби достигает 21 (китайская, египетская, западная, дальневосточная, православная, иранская, арабская, мексиканская, сирийская и др.).
Классификация Данилевского
Впервые основу
цивилизационного подхода
сформулировал Н. Я. Данилевский. В своем труде “Россия и Европа”, опубликованном в 1869 году, он обосновал теорию “культурно-исторических типов”. Иначе их можно определить как цивилизации. Эти типы отличаются своеобразием и самостоятельностью социального, религиозного, промышленного, бытового, художественного, научного и иного развития. Ученый считал, что цивилизации развиваются так же, как и биологические организмы. Они проходят стадии возмужания и дряхления, после чего погибают. Смена одного культурно-исторического типа другим неизбежна. Н. Я. Данилевский считал, что именно славянский тип является исторически перспективным. Он противостоит нежизнеспособным культурам Запада.
Юридическая классификация
Юридическая классификация государств не учитывает включенность их в ту или иную общественную систему. Она отвлекается от их социального содержания,
политических идеологий
и борьбы, соотношения оппозиционных и правящих партий, которые присущи любому государству. Исследование всех этих моментов происходит в политологии и исторической науке.
Юридический подход имеет институциональный и формальный характер. Такая классификация государств подразумевает их отнесение к той или иной
государственной форме
. Последняя определяется как способ возникновения, организации и реализации государственной власти. Она включает в себя следующие три аспекта:
- форму государственного устройства (унитарное государство, уния, конфедерация, федерация);
- форму правления (абсолютная, ограниченная или парламентская монархия, республика);
- форму политического режима, которая может быть либерально-демократической или недемократической.
Необходимо учитывать все эти критерии классификации государства. К примеру, Россия является федерацией, республикой, имеющей либерально-демократическую форму политического режима.
Другие основания классификации
Можно предложить и другие методы классификации государств. К примеру, по уровню развития техники они могут быть информационными, постиндустриальными, индустриальными и аграрными. С точки зрения истории развития, государство может определяться как современное, средневековое или древнее. Существует и экономическая классификация государств, на основании которой выделяются развитые и развивающиеся страны, страны третьего мира. Учитывая географический фактор, можно говорить о европейском, африканском, азиатском и американском типах. Существует также классификация правового государства. Оно может относиться к традиционно-религиозной, романо-германской или англо-американской
правовой системе
. Если взять за основу религию, то государства могут быть католическими, православными, индуистскими, мусульманскими.
Таким образом, классификация государств может быть проведена по множеству оснований. Мы подробно рассказали лишь о самых распространенных. Если вы сдаете экзамен, рекомендуем хорошо изучить такую тему, как “классификация государств”. Шпаргалка вам поможет только в том случае, если вы уяснили для себя основные моменты.
Государство представляет собой сочетание трех элементов:
а) определенной территории;
б) население, на ней проживающего;
в) организации публичной власти. Территориально-организационная структура государства
может быть разнообразной. Различают простые и сложные государства.
Простые (унитарные) государства представляют собой единую систему высших органов государственной власти, которой полностью подчинены органы власти на местах. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности и не могут от своего имени выступать на
международной арене. Считается, что если
речь идет
об унитарном государстве, то вопрос о международной правосубъектности его частей вообще не существует. Поэтому унитарное государство как единое образование выступает как единый субъект международного права, имеет полную международную правосубъектность.
Большинство из существующих в настоящее время государств, в том числе и Украина, являются унитарными.
Сложные государства объединением нескольких территориальных единиц, пользуются определенной политико-правовой самостоятельностью (некоторыми суверенными свойствами).
К
историческим формам
сложных государств относятся:
личная уния – объединение двух или нескольких государств под скипетром одного монарха. При этом субъектом международного права является не уния, а каждая из государств, входит в ее состав. Государства, входящие в состав личной унии, пользуются правом поступления в сношения с другими государствами независимо друг от друга и от унии в целом. Историческими примерами личной унии могут служить: польско-литовская уния 1386-1669 лет англо-ганноверская уния 1714-1838 лет Нидерланды-люксембургский 1815-1890 лет.
реальная уния – это объединение государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления, то есть реальное объединение государств. Субъектом международного права при реальной унии выступает уния в целом, а не государства в них. Примерами реальной унии могут служить шведско-норвежская уния 1814-1905 лет австро-венгерский с 1867 года до 1918 года; датско-исландский 1918-1944 лет.
В
современных условиях
встречаются такие виды сложных государств:
федерация (от француз, federation – объединение, союз) – это союзное государство, имеет постоянные общесоюзные органы власти и управления, состоит из государственных образований, выступает в качестве единого субъекта международного права.
Федерация имеет следующие признаки:
территория федерации состоит из территорий ее субъектов;
верховная законодательная, исполнительная и
судебная власть
принадлежит федеральным государственным органам;
компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;
субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
высший законодательный (представительный) орган федерации должен двухпалатную структуру (есть палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).
Таким образом,
государственные образования
, составляющих федеративное государство (штаты, земли, провинции и др.)., являются субъектами федерации и, имея свой административно-территориальное деление, обладают определенной самостоятельностью. Время самостоятельность субъектов федерации не доходит до того, чтобы они могли признаваться субъектами международного права. Это объясняется тем, что субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова: они не имеют суверенитета; не имеют право сецессии – право одностороннего выхода из федерации;
юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.
Вместе с тем государственные образования, входящие в федерацию, могут иметь больший или меньшую степень правосубъектности. Так, субъекты Российской Федерации обладают определенной Международной правосубъектностью, что предполагает их участие в международных экономических, культурных, социальных и других контактах договорного характера; земли ФРГ по Конституции Германии с согласия федерального правительства могут заключать договоры с иностранными государствами; штаты США в этом отношении имеют меньшую правосубъектность.
Международная деятельность субъектов федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение
международных соглашений
; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности международных межправительственных организаций макро-и субрегионального характера (например, Союз регионов Европы, движение Еврорегионов и т.д.).
Объем международной правосубъектности субъектов федерации зависит от вида федерации. Различают: территориальные и национальные федерации.
Территориальная федерация имеет следующие признаки:
Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
Субъекты такой федерации лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
Установлена запрет одностороннего выхода из союза;
Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.
Территориальными федерациями являются США, Мексика, ФРГ. Национальная федерация, на отличие от территориальной, характеризуется следующими признаками:
Ее субъекты являются национально-государственными образованиями;
Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
Гарантированность суверенитета больших и малых наций
Формирование высших органов государственной власти в определенной части из представителей субъектов федерации;
Закрепление в конституции или других документах (например, договорах о разделе компетенции между федерацией и ее субъектами и т.д.) права субъектов федерации на внешние сношения в определенных сферах, за исключением политической;
Утверждение права наций на самоопределение. Национальных федераций можно отнести
Российскую Федерацию
, Индию.
В настоящее время в мире существует более 20 федеративных государств, в которых объем международной правоспособности их субъектов колеблется от владения правом заключать международные договоры или соглашения с очень ограниченного круга вопросов аналогичными или нижестоящими субъектами других государств (экономические, пограничные, культурные, полицейские связи международного, регионального, субрегионального характера) под контролем федеральных правительств (Австрия, Канада, Швейцария, ФРГ), к запрету на любую внешнеполитическую деятельность.
Комиссией международного права ООН в 1966 году было произведено следующее правило: «Государства-члены федеративного союза могут иметь правоспособность заключать международные договоры, если такая правоспособность допускается федеральными конституции, и в пределах ее установленных ». И хотя это правило в таком виде не было принято Венской конференции по праву
международных договоров
1968-1969 лет, оно остается единственным достаточно авторитетным правилом по этому вопросу.
Истории известны две федерации – Союз ССР и Социалистическая Федеративная Республика Югославия, субъекты которых были по конституции суверенными государствами и могли претендовать на статус субъектов международного права. Правосубъектность двух союзных
советских республик
– Украины и Белоруссии – хотя и получила международное признание, благодаря их участию в создании ООН и последующем членству в этой международной универсальной организации, но на практике в значительной степени носила формально-юридический характер.
Конфедерация (лат. – confoederatio – союз, объединение) – это такая форма объединение государств, при которой государства, входящие в союз, сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Конфедеративный союз государств носит
временный характер
, создается для решения каких-либо общих задач, в нем любая из дер-жал-участников не перестает быть самостоятельным субъектом международного права и новый единый субъект международного права в виде конфедерации не образуется.
Указанная характеристика дает возможность выделить следующие черты конфедерации:
Конфедерация образуется на основе соответствующих международных договоров;
Субъекты конфедерации имеют право сецессии – право безусловного и свободного выхода из состава конфедерации в любое время;
Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав, и поэтому никакие решения союзной власти не имеют обязательной силы без согласия субъектов конфедерации;
В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (обычно вопрос войны и мира,
внешней политики
, формирование единой системы безопасности, единой армии и т.п.), кроме которых субъекты конфедерации сохраняют полную самостоятельность;
В конфедерацию входят не все органы государственной. власти и управления государств-субъектов конфедерации, а только те, которые необходимы для решения задач, лежащие в основе создания такого союза (министерства обороны, министерства иностранных дел и т.д.). Причем среди таких органов никогда нет органов судебной власти;
Постоянно действующие органы конфедерации лишены властных полномочий и принимают решение на согласительном основе;
Парламент конфедерации формируется представительными органами (парламентами) ее субъектов, которые обязывают свои делегации точно следовать выданным им инструкциям и указаниям;
Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации – пpaвo отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти. Причем за такой отказ правовая ответственность субъектов не предусмотрена;
В отличие от федерации: бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов; в конфедерации, как правило, отсутствует единая система денежного обращения, в ней нет единого союзного гражданства, военные формирование конфедерации набираются ее субъектами, причем нередко сохраняется их двойное подчинение органам конфедерации и ее субъектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что конфедерация сочетает в себе черты как международно-правового объединения, так и государственной организации. В настоящее время, на
мнению большинства ученых, в мире существует только одно образование, обладающее признаками конфедерации, – Европейский Союз, в котором его государства-члены сохраняют полную международную правосубъектность. Правда, после подписания 17 июня 1997 Амстердамского договора, Европейский союз, как представляется, вступил в стадию создание федеративного государства.
В исторической ретроспективе в разное время конфедерациями были: США – с 1776 по 1787 годы, Германия – 1815-1866 годы, Швейцария – с 1815 по 1848 годы.
Новой истории
известна конфедерация Объединенная Арабская Республика, которую с 1958 по 1961 годы составляли Египет и Сирия, и Сенегамбия, в которую с 1982 по 1989 годы входили
Гамбия и Сенегал.
С временной характеристики конфедераций, которые существовали, видно, что такой союз носит очень неустойчивый характер. На практике он функционирует как переходная форма от сосуществования
независимых государств
к их федерации или к образованию унитарного государства. Через этап конфедерации в своем развитии прошли США, Нидерланды, Швейцария, и сейчас официально называется конфедерацией, хотя практически уже давно стала федерацией. В 1990 году Корейская Народно-Демократическая Республика предложила в качестве переходной стадии к объединению двух корейских государств создать конфедерацию.
Каждое государство
в
современном мире
отличается от других
целым набором специфических черт и
характеристик, сложившихся под влиянием
его исторической эволюции, степени
остроты социальных и этнических
конфликтов, международных факторов.
При всей разнородности современных
государств их можно разделить на два
самых общих типа – монархия и республика.
В монархии власть
главы государства передается по
наследству, не являясь производной
от какой-либо другой власти.
Абсолютная монархияхарактеризуется
всевластием главы государства, не
ограниченного конституционными
учреждениями. Правительство назначается
монархом, выполняет его волю и ответственно
перед ним. В настоящее время абсолютная
монархия сохранилась лишь в Саудовской
Аравии.
При конституционной монархии,существующей в Великобритании,
Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии,
Дании, Испании, Японии, полномочия главы
государства строго определены
законодательными системами и актами.
Власть монарха в конституционных
монархиях не распространяется на сферу
законодательной деятельности и
значительно ограничена в сфере управления.
Законы принимаются парламентом, правом
вето монархи фактически не пользуются.
Правительство образуется на основе
парламентского большинства и несет
ответственность не перед монархом, а
перед парламентом. Монарх – это символ
и верховный арбитр нации, стоящий над
партийными схватками и обеспечивающий
единство страны.
Республика
– форма правления, при которой главой
государства является выборное и сменяемое
лицо, получающее свой ограниченный по
времени мандат от представителей органа
или непосредственно от избирателей.
Различаются президентская и парламентская
республики.
В президентской республикеглава государства, обладающий широкими
полномочиями в системе политического
управления, избирается независимо от
парламента на основе всеобщего, прямого
и тайного голосования. Для завоевания
президентского мандата политику, как
правило, необходима поддержка достаточно
влиятельной политической партии. Из
состава этой же партии обычно назначаются
и члены правительства. Однако большинство
в парламенте во время действия
президентского мандата могут составлять
депутаты от другой партии. Президентская
власть – главное звено государственного
руководства. Парламент и правовая
система обладают значительной
независимостью от исполнительной
власти.
Типичный пример
президентской
республики – США, где впервые была
установлена эта форма правления.
Парламентская республикахарактеризуется прежде всего тем, что
правительство формируется лидером
победившей на парламентских выборах
партии и несет ответственность перед
законодательным органом власти –
парламентом. Парламент контролирует
деятельность правительства. Глава
государства назначает правительство
из числа представителей партии или
коалиции партий, располагающих
большинством мест в парламенте. В целом,
хотя полномочия главы государства могут
быть достаточно широкими, он занимает
по сравнению с президентом в президентской
республике относительно скромное место
в системе государственного руководства.
Среди республиканских
форм правления есть и сочетающие в себе
признаки президентской и парламентской
республик. Подобным примером может
служить Франция. Конституция 1958 г.,
сохранив атрибуты парламентаризма,
значительно усилила президентскую
властью.
Территориально-политическая
организация государства.
Различают три основные
формы территориально-государственного
устройства – унитарную, федеративную
и конфедеративную.
Унитарное государство обладает
следующими основными признаками:
Единая
конституция
Единая
система высших органов государственной
власти управления и права
Единое
гражданство
Единая
судебная система
Федерация –форма
государственного устройства, при которой
несколько государственных образований,
юридически обладающих определенной
политической самостоятельностью,
образуют одно союзное государство.
Исторически федерация для таких стран,
как Германия, США, Швейцария, была формой
преодоления государственной и политической
раздробленности. Разграничение
компетенции между федерацией и ее
субъектами регулируется общегосударственной
конституцией. При этом обеспечивается
верховенство федеральной конституции
и законов, которым должны соответствовать
конституции и законы членов федерации.
К ведению центрального правительства
относятся вопросы обороны, внешней
политики, финансового регулирования,
установление важнейших налогов, политика
в области труда, занятости, социальной
защиты населения. Реальное соотношение
властных полномочий центра и субъектов
федерации определяется исторической
практикой государств, сложившимися
нормами и традициями, что придает
уникальность каждому федеративному
образованию.
Конфедерация
–постоянный союз
суверенных государств, созданный для
достижения каких-либо общих, преимущественно
внешнеполитических целей. Центральные
органы конфедерации не обладают прямой
властью над входящими в ее состав
государствами, решения этих органов
осуществляется только с согласия
институтов власти каждого из членов
союза. Единой правовой и налоговой
системы в конфедерации не существует,
ее финансовые средства складываются
из взносов входящих в нее государств.
Швейцария, официально именующаяся
конфедерацией, реально по своему
территориально-политическому устройству
принадлежит к числу федераций. Примерами
конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.
Правовое государство –это государство, ограниченное в своих
действиях правом, защищающим свободу
и другие права личности и подчиняющим
власть воле суверенного народа.
Взаимоотношения между личностью и
властью определяются в нем конституцией,
выступающей своего рода «общественным
договором» между народом и властью.
Правовое государство обладает следующими
признаками:
Наличие
гражданского общества
Ограничение
сферы деятельности государства охраной
прав и свобод личности, общественного
порядка, созданием благоприятных условий
для хозяйственной деятельности;
ответственность каждого за собственное
благополучие
Всеобщность
права, его распространение на всех
граждан, организации и учреждения, в
том числе органы государственной власти
Суверенитет
народа, конституционно-правовая
регламентация государственного
суверенитета, т.е. народ является конечным
источником власти
Разделение
законодательной, исполнительной и
судебной властей государства, что не
исключает единства их действий на основе
процедур, предусмотренных конституцией
Приоритет
в государственном регулировании
гражданских отношений метода запрета
над методом дозволения, т.е. разрешено
все то, что не запрещено законом
Свобода
и права других людей как единственный
ограничитель свободы индивида
Провозглашенные в
правовых государствах индивидуальная
свобода, равноправие и невмешательство
в дела гражданского общества не
препятствовали монополизации экономики
и ее периодическим кризисам, обострению
социального неравенства.
Конструктивным
ответом на несовершенство правового
государства явилась теория и практика
социального государства.
Социальное
государство –это
государство, стремящееся к обеспечению
каждому гражданину достойных условий
существования, социальной защищенности,
соучастия в управлении производством.
Его деятельность направлена на всеобщее
благо, утверждение в обществе социальной
справедливости. Социальное государство
сглаживает имущественное и иное
социальное неравенство, помогает слабым
и обездоленным, заботится о предоставлении
каждому работы или иного источника
существования, о сохранении мира в
обществе.
Социальные государства
возникли примерно в 60-х гг. XX в. Деятельность
современного социального государства
многогранна. Она включает в себя
Перераспределение
национального дохода в пользу менее
обеспеченных слоев
Политика
занятости и охраны прав работника на
предприятии
Социальное
страхование
Поддержка
семьи и материнства
Забота
о безработных, престарелых, сиротах и
инвалидах
Развитие
доступного для всех образования,
здравоохранения и культуры
Между правовым и
социальным принципами государственного
устройства есть как единство, так и
противоречие. Их единство стоит в том,
что оба они призваны обеспечить благо
индивида. Противоречие проявляется в
том, что правовое государство не должно
вмешиваться в вопросы распределения
общественного богатства, обеспечения
материального и культурного благосостояния
граждан.
В развитии современных
государств наблюдаются две тенденции.
Первая – деэтатистская – состоит в
активизации гражданского общества, его
контроля над государством, расширении
влияния на него
политических партий
и
групп интересов, усилении в деятельности
некоторых государственных органов
самоуправленческих начал. Вторая
тенденция – этатистская – проявляется
в повышении роли государства как
регулятивного и интеграционного органа
всего общества. Современное государство
активно вмешивается в экономические,
социальные и информационные процессы,
с помощью налоговой, инвестиционной,
кредитной и иной политики стимулирует
развитие производства.
В общем объеме
государственной деятельности заметно
сокращается удельный вес функции
принуждения. В целом же изменения,
происходящие в государстве и обществе,
не дают никаких оснований говорить об
отмирании государства в обозримом
будущем, как это утверждают анархизм и
марксизм.
Политический
режим – это методы осуществления
политической власти в обществе. Всякий
политический режим представляет собой
то или иное сочетание двух полярно
противоположных принципов организации
человеческих взаимодействий: авторитарности
и демократизма. Практически невозможны
режимы, полностью лишенные форм реализации
одного принципа и построенные на формах
реализации только другого принципа.
Принято делить политические режимы на
три типа: тоталитарный, авторитарный и
демократический.
В политической сфере
тоталитаризму соответствует монополизация
власти. Она оказывается у одной партии,
а сама партия – под властью одного
лидера. Происходит сращение правящей
партии с государственным аппаратом.
Вместе с тем происходит огосударствление
общества, т.е. уничтожение (или крайнее
сужение) независимой от государства
общественной жизни, уничтожение
гражданского общества. Умаляется роль
права, закона.
Авторитарный режим
возникает, как правило, там, где происходит
слом старых социально-экономических
институтов и поляризация сил в процессе
перехода стран от традиционных структур
к индустриальным.
Данный режим
чаще
всего опирается на армию. Она вмешивается
в политический процесс для того, чтобы
покончить с длительным политическим
кризисом, с которым невозможно справиться
демократическими, правовыми средствами.
В результате этого вмешательства вся
власть концентрируется в руках
политического лидера или определенного
органа.
При некотором сходстве
с тоталитаризмом авторитаризм допускает
размежевание и даже поляризацию сил и
интересов. В
данном случае
не исключаются
некоторые элементы демократии – выборы,
парламентская борьба и в определенных
пределах инакомыслие и легальная
оппозиция. Правда, политические права
граждан и общественно-политических
организаций сужены, серьезная легальная
оппозиция запрещена, политическое
поведение как отдельных граждан, так и
политических организаций строго
регламентировано. Центробежные,
деструктивные силы сдерживаются, что
создает условия для гармонизации
интересов и демократических реформ.
Понятие демократия
родилось в Древней Греции. Существует
ряд исторических типов демократии с
множеством ее различных форм:
Первобытно-общинная
и родо-племенная
Античная
Феодально-сословная
Буржуазная
Социалистическая
Демократия –это
прежде всего степень участия масс в
государственном управлении, а также
фактическое наличие у граждан
демократических прав и свобод, официально
признаваемых и закрепляемых в конституциях
и других законах. Демократия как
общественно-политическое явление за
свою
многовековую историю
развития
выработала определенные принципы и
ценности. Среди них:
Равное
право граждан на участие в управлении
обществом и государством
Гласность
в деятельности властей
Конституционное
оформление государственного строя
Разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную
Плюрализм
политической системы
Комплекс
политических, гражданских, экономических
и социальных прав и свобод человека
Эти ценности описывают,
конечно, идеальную систему, идеал,
который нигде не достигнут. Возможно,
он в принципе недостижим. Однако институты
по поддержанию демократических ценностей
существуют в действительности при всех
их недостатках.
Поскольку в буквальном
переводе слово «демократия» означает
народовластие, постольку именно принцип
народовластия является основополагающим.
Это находит свое выражение в участии
граждан и объединений в решении
государственных и общественных дел
через их представительные органы.
Возможно, будет полезно почитать:
- Целоваться во сне: к чему такое снится?
; - К чему снится Варить Суп?
; - Сонник видеть себя в новом красивом платье
; - Астральные путешествия во сне и наяву
; - Снится качаться на качелях высоко
; - К чему снится переодеваться по соннику К чему снится переодевание одежды
; - Став “кнут” Рунный став огненный кнут com
; - Руны халявы и исполнения желания Рун ставы халява
;
Частые вопросы
Как классифицируются государства?
По форме государственного устройства государства бывают трёх видов: унитарные, федеративные, конфедерации, ранее существовали и иные формы государственного устройства, такие как империи и протектораты.
Какие бывают типы государств?
В настоящее время существуют два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный. В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Один из ярких представителей цивилизационного подхода является английский историк А. Тойнби (XX в.).
Сколько типов государства?
Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Соответственно выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.
Как определить тип государства?
Основным критерием для деления государств на типы здесь выступают особенности общественно-экономической формации – исторически сложившейся формы общественных отношений, охватывающей базис (способ производства, тип производственных отношений) и надстройку (систему взглядов, идеологических отношений и учреждений, в том …
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед изучением классификации государств, рекомендуется ознакомиться с основными понятиями и терминами, используемыми в политологии и международных отношениях. Это поможет лучше понять различные типы государств и их разновидности.
СОВЕТ №2
Изучите различные методы классификации государств, такие как географический, политический, экономический и другие. Понимание этих методов поможет вам лучше понять разнообразие типов государств и их особенностей.
СОВЕТ №3
Не ограничивайтесь только теоретическими знаниями. Попробуйте применить изученные методы классификации на практике, анализируя различные страны и их особенности. Это поможет углубить понимание различных типов государств и их разновидностей.