Марта грэм техника танца. Великие танцоры — Марта Грэм

, Аллегейни – 1 апреля , Нью-Йорк) – американская танцовщица и хореограф, создательница
труппы
,
школы
и танцевальной техники своего имени;
выдающийся деятель
хореографии США, одна из т. н. «великой четвёрки» (англ. The Big Four
) основоположников американского танца модерн , куда также входили Дорис Хамфри ,
Чарльз Вейдман
и
Ханья Хольм
.

Энциклопедичный YouTube

    1
    /
    3

    ✪ 9 языков современного танца. Марта Грэм

    ✪ «Марта Грехем – ретроспектива техніки руху»

    Субтитры

Биография

Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени . Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар-колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе Денишоун , которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Испании.

В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение – он был
составной частью
водевилей , костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца – балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм – это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины – в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще – дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного.
Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип: женщина – это слабое существо.

Американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок).

Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца «Денишоун» (Р.Сен-Дени – Т.Шоуна) в Лос-Анджелесе и через несколько лет дебютировала в составе труппы «Денишоун» в спектакле на ацтекские мотивы Ксочитл (Xochitl, 1920). В течение двух лет выступала в бродвейском шоу Гринич-виллидж фоллиз (1923–1925), затем преподавала в музыкальной школе Истмана в Рочестере. В 1930 основала в Нью-Йорке «Репертуарный танцевальный театр». К своей знаменитой постановке Весны священной И.Ф.Стравинского в 1930 она привлекла хореографа Л.Ф.Мясина и дирижера Л.Стоковского. В 1932 стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию.

В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow, музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World, музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart, музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey, музыка У.Шумена, 1

947) – ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Среди других значительных работ Грэхем – Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах – Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия – 1958); и прославление мира танца – Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960).

Первая «полнометражная» работа Грэхем – Клитемнестра (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством. Более поздние постановки Грэхем – Федра (музыка Роберта Старера, 1962), Полуявь – полусон (Part Real – Part Dream, музыка Мордехая Сетера, 1965), Древние времена (Archaic Hours, музыка Юджина Лестера, 1969) и Деяния света (Acts of Light, музыка Норманс Делло Джойо, 1981).

Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал «Центр современного танца Марты Грэхем» в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм Мир танцовщицы (A Dancer World), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона. Умерла Грэхем в Нью-Йорке 1 апреля 1991

Эту
великую женщину
называли “танцовщицей века”, а переоценить ее вклад в современное искусство невозможно. Гордость и слава американской культуры, создавшая собственный театр, была разносторонне одаренной личностью. Гениальная Марта Грэм, считавшая, что танец – это инструмент, которым управляет жизнь, раскрывала в движении суть человека.

Мнение эксперта:

Марта Грэм, великая танцовщица и основательница собственного танцевального стиля, оказала огромное влияние на мир танцевального искусства. Эксперты отмечают, что ее техника танца, основанная на глубокой эмоциональной экспрессии и уникальной философии движения, стала новаторской и вдохновила многих современных танцоров. Марта Грэм считается одной из величайших танцовщиц XX века, и ее вклад в развитие танцевального искусства остается неоценимым.

9 языков современного танца. Марта Грэм9 языков современного танца. Марта Грэм

Биография танцовщицы

Martha Graham родилась в 1894 году в штате Пенсильвания. Огромное влияние на нее оказывает отец-врач, работавший с людьми, страдавшими душевными расстройствами. Его больные занимались
физическими упражнениями
, а психиатр заявлял, что тело человека выражает все его чувства. Эту идею подхватывает Марта, обожавшая танцы. Несмотря на недовольство консервативных родителей, считавших, что это греховное занятие, она ходит на выступления знаменитых артистов и мечтает блистать на сцене так же, как и они.

Довольно поздно, в возрасте 20 лет, девушка поступает в школу танцев, где изучает различные техники, а позднее становится преподавателем. Один из педагогов увидел в пухленькой брюнетке небольшого роста потенциал и мощную энергию. Вскоре он ставит девушке, сбросившей вес, танец, который позволил ей продемонстрировать всю свою необычную личность и уникальный талант.

Как вспоминала сама Марта, ее долго не воспринимали всерьез. Она спускалась в зал ночью, когда все спали, и танцевала до изнеможения, придумывая собственные движения в полной темноте.

Интересные факты

  1. Марта Грэм была первой американской танцовщицей, которая создала собственную танцевальную труппу и школу. Она также была первой, кто использовал современную музыку в своих постановках.

  2. Грэм разработала уникальную технику танца, которая основана на принципах сокращения и высвобождения. Эта техника позволяет танцорам выражать широкий спектр эмоций и создавать сложные хореографические композиции.

  3. Грэм была очень влиятельной фигурой в мире танца. Ее работы оказали большое влияние на развитие современного танца и вдохновили многих других танцоров и хореографов.

Балет Марты Грэм «Хроники» (CHRONICLE)Балет Марты Грэм «Хроники» (CHRONICLE)

Страстный танец модерн

Она влюбляется в эмоциональный танец, который как нельзя лучше подходит ее темпераменту. Марту Грэм, начавшую работать профессионально, обожают зрители, приходившие полюбоваться на страстное выступление, и критики, положительно оценившие ее технику.

Дело в том, что в то время статус искусства имел только балет, а танцевальные школы готовили девушек для участия в развлекательных шоу, приносивших много денег. А Martha Graham мечтала стать настоящей артисткой с большой буквы.

Опыт других людей

Марта Грэм – легенда мирового танца. Ее техника и стиль вдохновляют и восхищают многих. Профессиональные танцоры отмечают, что методика Грэм помогает им лучше понять свое тело и выразить эмоции через движение. Зрители отмечают, что ее постановки заставляют переживать самые глубокие чувства. Марта Грэм остается великим и вдохновляющим примером для многих поколений танцоров.

https://youtube.com/watch?v=7HUWTv6_WGo

Собственная труппа

В 1926 году она основывает свою труппу, которая поначалу состоит из одних женщин, и с этого момента начинаются различные эксперименты. Грэм находит индивидуальный стиль, и в каждом выступлении появляются новаторские смелые идеи. Свое видение окружающего мира она выражает через рваные движения, которые поначалу были оценены как “уродливые”. Она ставит патриотические спектакли, показывая то, на что ранее никто не обращал внимания, – жизнь простых американцев. Танцовщица призывает увидеть в героях своих постановок
сильного человека
, способного на поступок.

Свобода, а не условность

Марта Грэм, творчество которой не столь известно в России, хотела, чтобы ее воспринимали настоящей артисткой, а мужчины видели бы в ней художника, а не объект плотских утех. Она считала мир балета условным и тянулась к современному танцу, полному свободы.

Самой яркой работой того периода считается “Плач”, где танцовщица застывала выразительной скульптурой, показывая женщину, которая изо всех сил пытается вылезти из роли, навязанной ей обществом. Здесь она даже не танцует, а сидит на скамейке, но зрители не могли оторвать от нее глаз. Этот
необычный образ
становится визитной карточной гениальной Грэм.

Ломающая стереотипы

Она отказалась от привычного взгляда на женственность и всегда стремилась сделать своих героев безличными или маскулинными, после чего многие критики связали ее имя с феминистическим движением. Сама жгучая брюнетка никогда не принимала участия в борьбе за эмансипацию, однако своими танцами она ломала все представления о том, что женщина – это слабое существо. Марта Грэм старалась всеми силами показать, что движение является средством самовыражения нашей души, а танец – ее язык.

Когда все “женские” темы были исчерпаны, а повторяться хореограф не хотела, она набирает в труппу мужчин. Один из них в будущем становится ее мужем, а второй будет нарушать устоявшиеся традиции в искусстве. С приходом представителей сильного пола репертуар труппы значительно обогатился новыми сюжетами.

Техника танца Марты Грэм

Танцовщица и хореограф всегда стремилась дать телу человеку свободу, когда он воспроизводит
эмоциональное состояние
. В ее произведениях важны не только свет и музыка, но и застывшие позы, различные жесты, сочетание цветов и яркие костюмы. Все это создает запоминающееся представление огромной эмоциональной силы. Как ни странно, но паузы и молчание персонажей повествуют о глубинах человеческих страстей так же, как и сам неподражаемый танец. А зрители испытывали настоящее потрясение на каждом спектакле.

Марта, стремящаяся к самовыражению, создала особую технику, основанную на концентрации и дыхании. Она прекрасно знает свое тело и старается сделать все, чтобы преподнести его с эстетической точки зрения. В то время это был настоящий прорыв в хореографии, и по сей день техника Марты Грэм является базовой для артистов, выбирающих модерн.

Единая система движений

Придуманные ей комбинации подчинены смыслу, а каждый жест символизирует эмоцию. Хореограф структурировала движения в единую систему. Она показала сначала Америке, а затем всему миру, что танец может быть интеллектуальным, а ее потрясающие работы вдохновляют на творчество новое поколение артистов.

Многие танцовщики постигают годами contraction-release – придуманную ею технику, состоящую из сжатия и расслабления, которая является основополагающей в современном танце модерн.

Сильные женщины

Помимо постановочного таланта, Грэм обладает талантом исполнителя, играя все главные роли в спектаклях. Свое вдохновение она находит в мифах
Древней Греции
: Федра, Ариадна, Медея в ее исполнении выходят на первый план. Марта воздает дань уважения сильным героиням, остающимся в тени главных персонажей, показывая, что испытания, которые выпали на их долю, требуют еще большего мужества.

Разноплановая личность

Величайшая личность в мировом танцевальном искусстве сочинила более 180 спектаклей, в которых использовала сюжеты из мифов Древней Греции, Библии, литературы и поэзии. Это разноплановые, эмоционально наполненные произведения, среди которых выделить самое яркое нельзя.

Она ставила номера для Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова, которые участвовали в постановках ее театра. Труппа Марты Грэм получила невероятную популярность после гастролей по Ближнему Востоку и Европе. Она существует и по сей день и имеет большой успех во всем мире. Все постановки, придуманные танцовщицей, не утеряны и до сих пор их можно увидеть в репертуаре театра.

Вклад в танцевальное искусство

Семейная жизнь с танцовщиком из труппы продлилась всего 6 лет, а расставание очень сильно ударило по ее самолюбию. Марта Грэм, биография которой насыщена различными проектами, уходит в творчество, воплощая в спектаклях новые танцевальные идеи. Когда ей исполнилось 76 лет, она уходит со сцены и работает хореографом в столь почтенном возрасте, ставя новые спектакли.

Никто не знает, как бы сложилась история современного танца без гениальной женщины, ушедшей в возрасте 96 лет. Неслучайно все исследователи сравнивают ее с Нижинским или Стравинским, которые сделали огромный вклад в искусство.

Автобиография на русском языке

В мае 2017 года свет увидела автобиография Марты Грэм “Память крови”. Книга, которая была написана в
последний год
жизни танцовщицы, содержит множество
интересной информации
. Здесь есть воспоминания великой дивы сцены о не менее гениальных партнерах, размышления о духовных и творческих поисках. “Память крови”, по мнению талантливой Грэм, означает знание, которое люди наследуют от предшествующих поколений.

С автобиографии начинается новая серия о современном танце, показывающем чувства через движения.

Высказывания Грэм

Закончить хочется откровениями гениального хореографа, которые разошлись на цитаты. Марта Грэм откровенно высказывалась о танце, дающем возможность оценить торжество жизни.

  • “Тело скажет о том, о чем не расскажут слова”.
  • “Художник – это время, а все остальные от него отстают”.
  • “Тело – священная одежда, тайный язык души”.
  • “Руки человека растут из спины, поскольку изначально они были крыльями”.
  • “В мои 96 меня спросили о том, верю ли я в жизнь после смерти. Я знаю, что жизнь, как и энергия, непрерывна, и боюсь забвения. А пока я смотрю в лицо настоящему”.

Американская танцовщица и хореограф Марта Грэм вошла в историю как одна из основоположников американского танца модерн, как человек, изменивший танцевальный мир. Между тем, начало жизни ее, казалось, не предвещало сценической карьеры. Марта Грэм родилась 11 мая 1894 года в штате Пенсильвания в глубоко религиозной пресвитерианской семье, где танцы были не в чести, считаясь занятием греховным. Впрочем, у Марты уже в детстве была возможность познакомиться и с иными культурами: няня девочки была католичкой, среди прислуги были японцы и китайцы.

Очень
интересную идею
усвоила Марта от своего отца – врача-психиатра, использовавшего движение для лечения нервных расстройств: он был убежден, что движение способно выражать душевное состояние человека. Благодаря этому, когда девушка из консервативной семьи все-таки познакомилась с хореографическим искусством, для полученного ею впечатления была подготовлена благодатная почва. Произошло это, когда Марте было почти двадцать лет – она посетила концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Девушка поняла, что танец – это ее судьба, и поступила в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе, а затем в школу «Денишоун», основанную той самой Рут Сен-Дени, чей концерт оказался для Марты Грэм судьбоносным.

В 1920 году состоялся ее дебют в труппе «Денишоун» в спектакле «Ксочитл», основанном на ацтекских мотивах. Его поставил один из основателей труппы – Тед Шоун – специально для нее. Он разглядел особенности ее дарования и понял, что лиричность, которой поначалу требовали от ученицы, ей не присуща. Истинной стихией молодой танцовщицы стала «страсть пантеры».

В те времена искусство танца подразделялось на две категории: балет, признаваемый
высоким искусством
, и танцевальные номера в шоу, водевилях и кабаре – причем в Америке процветало именно второе направление (балет в большей степени был европейским явлением). Классический балет был практически недоступен танцовщице, начавшей заниматься в 20 лет – но Марта к нему и не стремилась. Не привлекала ее и судьба танцовщицы в кабаре – она хотела быть настоящей артисткой. Ей предстояло найти свой собственный путь. После ухода из «Денишоун» в 1923 году она два года работает в Greenwich Village Follies, а затем начинает сольную карьеру, одновременно занимаясь преподаванием.

В 1926 году Марта Грэм основывает собственную труппу «Martha Graham Dance Company». Изначально она была чисто женской, но в 1938 году в труппу приходит Эрик Хоукинс, а позднее – другой хореограф-новатор, .

Одним из направлений творческих исканий Марты Грэм становится отказ от гендерных условностей, господствовавших в то время в искусстве танца: мужчинам «полагались» прямолинейные и толчковые движения, а женщинам – криволинейные и плавные. Отвергая подобные традиции, она не желала быть на сцене «ни деревом, ни цветком, ни волной». Не занимаясь борьбой за права женщин в политическом плане, Марта Грэм – как писала о ней однажды газета «Нью-Йорк таймс» – «освободила и женщину, и танец». Она представляет на сцене не женственных, а условно-безличных персонажей, воплощающих человеческую силу.

Немало постановок Марты Грэм посвящено трагическим героиням: поставленный в 1946 году балет «Пещера сердца» на музыку С. Барбера повествует о Медее, «Ночное путешествие» на музыку У. Шумена – о матери Эдипа царице Иокасте, в 1950 году был создан балет «Легенда о Юдифи» на музыку того же композитора, в 1958 году – «Клитемнестра» на музыку Х. Эль-Дабха, а в 1962 – «Федра» на музыку Р. Старера. Спектакль «Письмо миру» связан с творчеством американской поэтессы Эмили Дикинсон. Некоторые постановки – «Еретик», «Граница», «Плач» – связаны с размышлением о месте женщины в обществе. Были у Марты Грэм и такие творения, в которых человеческих персонажей нет вообще – например, созданный в 1946 году спектакль на музыку Чавеса «Темная долина», раскрывающий тему реинкарнации.

За свою
творческую жизнь
Марта Грэм создала 180 спектаклей, и каждый из них отличался предельной цельностью – ведь она сама продумывала все его детали: костюмы, декорации, выбор музыки. Не всем современникам приходились по душе творческие искания М. Грэм – некоторым критикам движения в ее постановках казались уродливыми, и все же танцовщица покорила публику своим особым шармом и экспрессией. После гастролей по Европе и Ближнему Востоку ее труппа приобрела мировую известность. Распространению хореографических идей Марты Грэм поспособствовал и фильм «Мир танцовщицы», снятый в 1957 году, а также изданная в 1973 году книга «Тетради Марты Грэм».

Танцовщица последний раз вышла на сцену в 60-летнем возрасте, а деятельность хореографа продолжала до самой смерти в 1991 году. Основанная ею труппа продолжает свою деятельность и сейчас, сохранив в репертуаре множество постановок Марты Грэм.

Музыкальные Сезоны

Великая Марта… Именно так называют американцы гениальную танцовщицу, хореографа-новатора Марту Грэм. Если в нашей стране


Марта Грэм

известна в основном лишь профессиональным танцорам и , то в Америке эта яркая брюнетка со скульптурными чертами лица и горящими выразительными глазами стала поистине национальным достоянием.

Участвуя в создании танца модерн, Марта внесла неоценимый вклад в развитие не , создала незабываемые постановки и образы, воспитала достойных учеников.


Становление личности, становление таланта

В мир танца


Марта Грэм

пришла достаточно поздно, лишь в 20 лет. Родившись в Америке в мае 1894 года, в силу пуританского образования, она была далека от искусства и, тем более, хореографии. Однако увидев на сцене балетную диву Рут Сен-Дени, была покорена ею и приложила все силы, чтобы поступить в ее школу. Страстная, темпераментная, экзотичная Марта не прижилась в школе, где требовали от воспитанниц плавной и нежной грации.

Молодая женщина покидает школу и создает в 1926 году труппу Martha Graham Center of Contemporari Dance, состоящей только из танцовщиц. Марта ставит талантливые номера, призванные осознать роль женщины в обществе, в судьбе любимого мужчины, в жизни страны. Одной из знаменитых постановок того периода стала работа “Плач”, в которой Марта предстала скульптурой, разрывающей условности, навязанные женщине обществом.


В 1938 году в труппе появляются двое мужчин, один из которых, Эрик Хоукинс становится мужем Марты.

На сцене появляются все новые номера, настоящие танцевальные драмы, в которых исследуются не столько
внешние события
, сколько самые глубокие и тайные движения души. Великую Марту не зря стали называть “Шекспиром танца”.

Марта вдохновлялась античными и библейскими мифами, историей Америки, обращалась в своем творчестве к Фолкнеру, Теннеси Уильямсу, сестрам Бронте. Ее постановки становились все масштабней, а их психологизм все глубже и изощренней.


Техника Марты Грэм

В особой, необычайно выразительной технике танцовщицы в отличие от плавных главенствуют резкие, угловатые движения. Напряженность и суровая откровенность поз отрывают зрителя от равнодушного созерцания и призывают к мысли и самопостижению.

Техника Марты, в основе которой соединились “сжатие и растяжение” столь выразительна, что до сих пор привлекает хореографов.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Дело об убийстве царской семьи: что говорят в РПЦ Телеграммы великой драмы
    ;
  • Чуть в стороне от царского пути
    ;
  • Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша
    ;
  • Псориаз: лечение с помощью заговора Церковные православные молитвы от псориаза
    ;
  • Преподобный Мефодий Пешношский – основатель Николо-Пешношского монастыря
    ;
  • ПП чизкейк: вкусные диетические рецепты Диетический шоколадный чизкейк
    ;
  • Вредны ли чипсы Pringles?
    ;
  • Подсчитываем калории: в вашей тарелке – печенка говядины
    ;

Частые вопросы

Где училась Марта Грэм?

В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе, затем она училась в школе Денишоун, которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Испании.

Когда родилась Марта Грэм?

Что означает слово Грэм?

Грэм (англ. Graham, другие транскрипции Грейем, Грейам, Грэхем, Грэхэм, Грэхам, Грегем) — мужское имя, фамилия и топоним шотландского происхождения. клан Грэхэм — один из кланов равнинной части Шотландии.

Кто такая марта?

Марта — последний представитель вида странствующий голубь (Ectopistes migratorius).

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию Марты Грэм, чтобы понять ее влияние на развитие современного танца и ее технику.

СОВЕТ №2

Посмотрите видео выступлений Марты Грэм, чтобы увидеть ее технику танца на практике и понять особенности ее стиля.

СОВЕТ №3

Прочитайте интервью с современными танцорами, которые были вдохновлены Мартой Грэм, чтобы понять, как ее техника и стиль влияют на современное танцевальное искусство.

Оцените статью
Добавить комментарий