Российский олигарх
превращает нажитые на бирже деньги в… корнеплод [видео]
Фото: Иван ВИСЛОВ
Изменить размер текста:
A A
Банкира Александра Лебедева
россияне, как им кажется, хорошо знают. Подрался в
прямом эфире
НТВ
с другим скандальным бизнесменом, Сергеем Полонским
. Издает британские таблоиды Independent и Evening Standard. В России
– оппозиционную «
Новую газету
». С врагом режима Алексеем Навальным дружит, да так, что даже хотел выпустить
банковскую карту
: покупаешь по ней трусы-тапочки, а процент капает на организацию «белоленточных» митингов. Но что Лебедев – фермер?! Корреспондент «КП
» Евгений Арсюхин поехал в село Поповка
Тульской области. Посмотреть на оппозиционные клубни.
ТОЖЕ МНЕ МАРКИЗ КАРАБАС
В Поповку я ехал в скептическом настроении. Мысленно окрестил Лебедева маркизом Карабасом – шутка ли, 40 тысяч га скупил.
Да кому нужна его картошка, – брюзгливо размышлял. – Врешь, не проведешь, деньги моет банкир!
Вспомнил и фермера Александра Никандрова
из Псковской области, к которому ездил еще в августе. Как он горбатится на поле, а приедут белорусские гости со своим товаром – и все труды насмарку. Не может Никандров ни качество, как у белорусов, обеспечить, ни дешево, как они, торговать.
Давайте посмотрим нашу технику, – приглашает тем временем Елена, сотрудник агрохолдинга «Максим Горький
» (о как, и Горького приплели).
Машина заезжает в ворота, собака срывается с диспозиции и с лаем преследует авто. Пока все, как в обычном колхозе… кроме техники. Техника в самом деле хороша. От именитых брендов на капотах тракторов да сеялок рябит в глазах. Заснеженный двор (машины-то зимой на приколе) скорее напоминает выставку.
ГДЕ БАНКИР ОТМЫВАЕТ
Что значит торговать картошкой? Часто видите: стоит машина на людном пятачке, посконные мешки, грязные клубни. Налетай! Черный картофель, то есть в
натуральном виде
, из земли, к нам белорусы и завозят. Но и наши фермеры в основном такой продают.
А тем временем в супермаркетах лежит импортная картошечка одна к одной, мытая, в пакетах. Подороже черной. Хозяйки ее одно время чурались, потом поняли – зачем платить за грязь? И взвинтили на нее
спрос. Вот Лебедев и решил: не сражаться с конкурентами на оптушках, а поляков
и израильтян в супермаркетах побороть. В конце прошлого года черная картошка уходила с поля по 5,5 руб. за кило, а мытая – от 14 руб.
Но легко сказать: мытая. Я был в ангаре, где Лебедев картошку моет. Там не такая простая технология. Заезжает «КамАЗ
» со склада. Ссыпает картошку в особые лотки. Душ простой. Душ циркулярный. Душ Шарко. Затем она, чистая, по вакуумной трубе поступает в соседнее здание.
МАГИЧЕСКИЙ ПАЛЕЦ
А там другой коленкор: чистый пол, приглушенный шум машин, отточенные движения немногочисленных рабочих. Лазеры, роботы – роботы отсекают мелкие клубни.
Крупные попадают на ленту, где для каждого своя ячейка. Над лентой висит видеокамера. Если она видит, что клубень гнилой, в ячейке срабатывает пневматический палец и выбрасывает картошку в отходы. Затем товар упаковывается и отправляется в магазины. «Максим Горький» работает почти со всеми сетями страны: «Перекресток», «Дикси
», «Магнит», «Ашан
»… «Седьмой континент» на подходе.
Прорваться в сети было непросто, – признает Лебедев. – Чтобы войти в «Пятерочку» и «Ашан», потратили год. Сети предпочитают покупать овощи за границей, хотя выгоды по цене нет. Зачем? А чтобы платить в Латвию
, Литву
, там уходить от налогов…
В КОСМОС ПОЛЕТИМ?
Ладно, крупное отправили в магазины, а с мелочью что? Ответ – в другом здании, и машину, которая там стоит, Лебедев называет «
космический корабль
». И точно: строгости – как на Байконуре.
Надень бахилы, всяк сюда входящий, да еще халат с шапочкой. Изучаю алгоритм омовения рук. Над раковиной – плакат: учат, под каким углом к струе ладони подставлять. После мыла и воды руки спрыскиваешь едкой синей жидкостью.
Пока спрыскиваю, заходит парень лет 20, хипстер такой московский, достает из кармана айфон, шлет кому-то SMS. Новый русский крестьянин на смену заступает.
Клубни размером 35 мм чистит машина. Такие чищеные стандартные 5-килограммовые блоки хорошо берут рестораны и столовые.
КАК МЫ БЕЛОРУСОВ СДЕЛАЛИ
Те, кому не повезло уродиться 35 мм в диаметре, попадают в бак, где на мгновение создается
высокое давление
– 16 бар. Вода под кожурой взрывается, кожура отстреливается, и голенькие плоды… превращаются в горячее тонкое полотно. Затем полотно размалывается в картофельные хлопья.
Хлопья – полуфабрикат. В основном из них делают готовые обеды. Добавляют усилители вкуса, и остается разбавить водой – получите пюре с грибами или с мясом. Хлопья Лебедев поставляет на российские заводы и – внимание! – в Беларусь
! Да-да, они нам – черную картошку, мы им – хлопья. Вот вы все умиляетесь тому, как Батька своих крестьян поддерживает, и не знаете, что Лебедев соседей сделал давно.
НЕ БОЙТЕСЬ КАБИНЕТА, ГДЕ УМЕР ЧЕЛОВЕК
Лебедев пришел в Поповку в 2006 году. Раньше здесь был знаменитый колхоз имени великого
пролетарского писателя. Работали по-пролетарски
просто: производили только картофель, и только на семена.
В
советское время
дела шли прекрасно. В 1992 году, когда масштаб перемен в стране был еще неочевиден, председатель Алексей Канавин провел в поселок газ. Село вышло на праздник. А к председателю приехала комиссия – и ну его песочить: тут нормативы нарушил, там… Канавин проводил комиссию и умер вечером того самого
праздничного дня
прямо у себя в кабинете.
После смерти Канавина «Максим Горький» и сам отдал концы. Подвело монопроизводство – на семена картофеля спрос упал, а больше ничего делать не умеем.
Назначенный Лебедевым глава хозяйства Андрей Самошин без предрассудков сел в том самом кабинете, где скончался председатель. Соорудил трогательную доску памяти покойного. И уроки прошлого учел. Нельзя класть яйца в одну корзину! Кроме картошки, решили выращивать пшеницу, кукурузу, ячмень рожь, горох, рапс…
Самошин – культовая фигура в области. Был депутатом Госдумы
,
областной Думы
, главой района. А главное – дерзал воевать с самим Василием Стародубцевым
, тогдашним губернатором Тульской области. Коммунистом, гэкачепистом и тоже знатным аграрием. Со Стародубцевым схлестнулся, потому что Самошин тоже баллотировался в губернаторы, но Стародубцеву проиграл, дескать, тот административный ресурс использовал. Только перед кончиной экс-губернатора стороны помирились.
С Лебедевым Самошин познакомился случайно.
Когда я стал главой Ленинского района, – рассказывает Самошин, – мне Стародубцев из мести вдвое срезал бюджет. И чтобы район выжил, я стал тупо ездить по московским фирмам и предлагать работать в районе. С помощью знакомых вышел на Лебедева, и он району помогать стал. Затем финансировал мое избрание в Госдуму, я это не скрываю.
А когда Лебедев завел агрохолдинг, даже вопрос не стоял, кого на хозяйство поставить – Самошин еще в 90-е сам фермером был.
КАБАНЫ ПООБЕДАЛИ НА $1 МЛН.
Но вернемся к экономике хозяйства. Диверсификация работает. До засухи 2010 года за зерновые давали мало, но хорошо продавалась картошка. После засухи все наоборот. В прошлом, 2012 году на одной картошке прогорели бы. Именно зерно сгенерировало прибыль. Кстати, сбывать его не так сложно, как картофель. Скажем, ячмень берут пивовары с «Балтики
» (филиал есть в Туле
), хлеб – государство в свои фонды.
Вот только кабаны со всех лесов теперь живут у нас в кукурузе! – смеется Лебедев. – Сожрали кукурузы на $1 млн.
Початки, которые ему прибыль обеспечили, банкир возлюбил и бесится, когда при нем начинают ругать Хрущева
.
Сделали из него клоуна! – чуть не кричит Лебедев. – А он великий реформатор был. Вон как у нас кукуруза хорошо вызревает.
В целом за
прошлый год
выручка хозяйства составила 1 млрд. руб., но прибыль – лишь 28 млн. руб. Если сопоставить прибыль и убытки с 2006 года, итогом окажется очень маленький плюс, говорят в хозяйстве. Вот так аграрный бизнес кормит своих владельцев.
КОРОВЫ В НАГРУЗКУ
Еще у Лебедева есть коровы – тысяча голов. И молоко неплохо берут местные заводы. Но на самом деле коровы ему не нужны. Их навязали вместе с землей.
Законы такие у нас, – рассказывает Лебедев. – Если ты берешь землю, а на ней есть еще и скот, нельзя поголовье резать, а только приумножать. Глупость, конечно. Это как если бы меня заставили еще и дороги федеральные за свой счет строить. Инвестиций в коровник делать не будем, только поддерживать. Ведь специализация другая у нас, нельзя хорошо делать сразу все.
Коровье хозяйство показалось мне отсталым, но не безобразным: я и похуже видал. Первое, что приметил в хлеву, – кошку. Сидит, лапками моется.
Привитая! – перехватывает мой взгляд главная скотница. – Ветеринар ее проверяет.
Породы коров нашенские, слабенькие, но за счет
хорошего корма
(зерно-то свое) умудряются выдаивать 5 тыс. кг в год. Это предел. Хочешь больше – покупай животных за границей. Бычья сперма тоже простецкая, из Подольска
(а серьезные хозяйства из Штатов в пробирках возят). Доят архаично: к каждой наклонись, вымя вымой… При этом качество молока, что удивительно, неплохое.
ВАЛЯ, НЕ ТУПИ
Вот наши девочки! – говорит начальница, кивая на доярку.
Девочке за 50, она только что переоделась и стоит, смущенно улыбаясь. В других хозяйствах ей с 5 утра до 8 вечера пришлось бы работать, тут, слава богу, в две смены.
Людям нравится зарплата – в среднем по хозяйству 24 тыс. руб. В округе и работы-то нет, не то что таких денег. Но не всем нравится, как руководство тащит сотрудников за уши в высокотехнологичное будущее.
А что вы хотели от такого руководства? Люди прогрессивные, даже москвичи попадаются. Например, финансист Марина Воробьева
. Окончила столичный вуз, поработала в Москве
за хорошие деньги в конторах типа купи-продай, разочаровалась в спекулятивном капитализме и решила в реальный сектор пойти. Сама недоумевает: в Москве ее английский был не нужен, а в Поповке – каждый день. Иностранцы же косяком прут. То смотрят, как работают купленные у них машины, то за опытом приезжают. А часто колхозные за рубеж ездят, перенимают технологии.
Вот такие топы и стали местных под себя подлаживать.
Вы думаете, я почему такие маленькие компьютеры своим агрономам купил, пожадничал? – Самошин показывает легкий ноутбук. – Им же их в поле возить! Здесь – GSM, фотокамера, модем и особая
аграрная программа
DACOM. Приезжает агроном на поле, видит проблему, фиксирует точные координаты, фотографирует и все это отсылает в штаб.
GPS-навигаторы ставят и на картофельные комбайны. Чтобы знать, что какая машина делает, не филонит ли комбайнер. Кто постарше от компьютеров стонет.
Сто лет назад крестьяне с трудом учились читать и писать, говорили: «Да отвяжитесь от нас, и без грамоты проживем», – говорит Самошин. – Теперь мы переживаем революцию такого же масштаба.
Но не все ветераны – противники нового.
Валя, что ты тупишь! – укоряет сама себя
пожилая женщина
, воюющая с компьютером.
Клавиатуру уже все выучили, – хвастается Самошин.
Что чувствуют простые деревенские люди, оказавшиеся вдруг сотрудниками передового хозяйства? Что они делают вечерами? Как растут их дети? И – самое главное – не сожрут ли этот оазис развитого капитализма ВТО
ли, свои ли чиновники-головотяпы?
Об этом и многом другом – в нашей следующей публикации в завтрашнем номере «КП».
Николай Клеточников
Про агента 007 Джеймса Бонда знают все. Про его коллег, работавших под другими номерами, известно куда меньше. Может быть, потому, что они были профессионально немногословны. Карьера Александра Лебедева, шпиона и олигарха, очень напоминает историю про глубоко засекреченного «агента ООО»: никаких документов, подтверждающих многочисленные истории, которые рассказывает о себе владелец НРБ, никто никогда не видел, зато подвиги, о которых Александр Евгеньевич вспоминать не любит, можно легко разыскать в архивах скандальной хроники последнего десятилетия. Имя шпиона, банкира, олигарха, спонсора
политических партий
, тайного владельца газет и журналов и будущего монополиста авиаперевозок фигурирует и в
громкой истории с выносом из Белого дома пресловутой коробки «из-под ксерокса», и в
деле «человека, похожего на Генерального прокурора», и еще в добром десятке скандалов, из которых в 90-х и складывалась
новейшая история
России.
Но если
раньше Александр
Евгеньевич довольствовался привычной ролью главного мифотворца среди отечественных олигархов, то
последний шаг
банкира заставил всерьез заговорить о растущих политических амбициях господина Лебедева: глава НРБ всерьез захотел занять кресло мэра Москвы.
Агент 000
А как все хорошо начиналось. Родился Шура Лебедев 16 декабря 1959 года в приличной московской семье. Папа -профессор, доктор технических наук, мама – преподаватель
английского языка
в МГИМО.
Немудрено, что с такой родословной Шура поступил учиться в суперэлитную английскую спецшколу №17. Детям из простых семей, пусть даже очень талантливым. путь туда был заказан. (От тех немногих сыновей и дочерей пролетариев. что попали в 17-ю благодаря тому, что жили по соседству, требовательные педагоги всеми способами избавлялись уже к четвертому классу.)
Нашему герою, как вы понимаете, эта судьба не грозила. Несмотря на то. что ученик класса «В» (а в старшей школе -«А») смазливый блондин Шура Лебедев имел славу избалованного хулигана и начинающего бабника, аттестат он получил вполне приличный.
Там же, в школе, Шурик впервые узнал о существовании такой таинственной и легендарной организации, как КГБ. Здесь училось много отпрысков руководителей с Лубянки. В один класс с Лебедевым, например, попал некий Саша Преображенский, у которого папа служил в спецслужбах в звании генерала. Так что к ученикам 17-й спецшколы на Лубянке присматривались чуть ли не с первого класса. Положили глаз и на Лебедева, правда, завербовали его, скорее всего, уже в институте.
Тот факт, что из всех столичных вузов Шура Лебедев выбрал и умудрился поступить в МГИМО, где работала его мать, удивления не вызывает. Учился Шурик в восьмой англо-испанской группе валютно-финансового отделения. А вот дальше версии расходятся.
По
официальной версии
, после окончания МГИМО в 1983 году Александр Лебедев сначала работал в Институте экономики мировой социалистической системы при Академии Наук СССР а затем перешел в Европейский отдел центрального аппарата МИДа.
По неофициальной – в 1983 году Александр Лебедев поступил в Академию внешней разведки. После ее окончания он якобы работал в центральном аппарате, но не МИДа. а первого управления КГБ СССР (теперь – Служба внешней разведки). По той же версии, именно в качестве разведчика господина Лебедева и направили в 1987 году в советское посольство в Лондоне.
Откуда появилась вторая версия, теперь уже трудно узнать, но, учитывая страсть господина Лебедева к мифотворчеству не исключено, что у ее истоков стоял сам преуспевающий ныне банкир. Во всяком случае, реального подтверждения того, что Александр Лебедев действительно занимался разведдеятельностью или хотя бы состоял в штате КГБ, найти не удалось. Более того, службисты любые намеки об этом поднимают на смех:
Лебедев? Шпион?
Однако сам Александр Евгеньевич при каждом удобном случае любит намекать на свое подпольное прошлое и грозить конкурентам «пыточными в Ясенево» (где находится штаб-квартира СВР). Недавно «Русскому фокусу» банкир так и «признался»:
Я как-то сказал Герману Грефу: «Дайте мне право в рамках этого проекта (речь шла об авиализинге «Ила») пытать чиновников. У меня и опыт есть… В Ясенево у нас пыточная еще сохранилась». Герман Оскарович сделал лицо такое строгое и серьезно ответил: «Мы либеральное государство строим, Александр Евгеньевич». И так на меня посмотрел еще, выразительно.
Тем не менее, имя шпиона Александра Лебедева в список легендарных агентов СВР так и не вошло. Единственное полезное дело, которое Лебедев сделал на посту второго секретаря посольства за 5 лет работы в Великобритании – то, что он завел тесное знакомство с будущим главой Внешэкономбанка, а в ту пору завхозом посольства Андреем Костиным. Да и то, польза от этого знакомства была скорее для самого Лебедева, но никак не для его родной спецслужбы.
Служили два товарища
В начале 90-х дипломаты-разведчики ударились в коммерцию. Костин в Лондоне учредил и возглавил некое предприятие под названием Greinlodge Limited. Лебедев параллельно создал Greinsale Limited. Что интересно, обе фирмы появились на свет примерно в одно время и зарегистрировались по одному юридическому адресу. Чуть позже дружеские фирмы учредили совместное дитя – компанию The Milith PLC. Кстати, делалось все это без всяких посредников и подставных фирм – свидетельство того, что за коммерсантами из посольства стояли некие силы в России.
Когда корреспондент подконтрольной нашему герою газеты как-то спросил Лебедева, как ему удалось из дипломата переквалифицироваться в банкира, тот ответил:
Удачное стечение обстоятельств. Будем считать, повезло. Вы же все равно
не поверите, если я скажу, что это только плод моих усилий, – и будете правы.
Вскоре, окончательно сделав выбор между дипломатией и коммерцией в пользу последней, Лебедев с Костиным создали в Москве Русскую инвестиционно-финансовую компанию. С 1993 года РИФК на правах управления вошла в состав АБ «Империал», а сам Лебедев стал начальником управления иностранных инвестиций банка. К слову, попал наш герой в «Империал» не случайно. Одним из создателей банка был одноклассник Лебедева Саня Мамутсо своей фирмой «Компания по проектному финансированию» (КОПФ). В школе они, правда, не очень-то ладили друг с другом, но в бизнесе нашли общий язык.
Я пришел в «Империал» 1 апреля 1992 года, – поделился своими воспоминаниями бывший председатель правления банка, а ныне президент Diners Club Russia Сергей Родионов. – Уже через две недели мне стало все понятно: банк был создан сложными структурами с тяжелым прошлым. Организаторами были кооперативы разного профиля. Первый председатель и хозяин банка имел, как выяснилось, судимость. Правда, он быстро умер. Своей смертью, что очень нетипично для нашей страны. У его коллег остались проблемы. Возникли они ввиду того, что у них неправильно были выстроены отношения с Отари Витальевичем Квантришвили… Там же, в составе учредителей первого ряда, была компания «АЛМ» Александра Леонидовича Мамута. Но с ними тоже произошел сразу же достаточно жесткий конфликт, который вылился в суды с банком «Лефортовский». С тех пор мы и не дружим.
Конфликт был весьма примечательный. После развала СССР все долги Внешэкономбанка российским импортерам были заморожены, а долги
коммерческим банкам
должны были погашаться. Для превращения этих долгов в наличность однокашники ввели в обиход простую схему.
Итак, в апреле 1993 года фирма “Технопромимпорт” продала по заниженному курсу один из своих долгов в $15 млн новому банку Мамута – «Компании по проектному финансированию» (КОПФ). Который в свою очередь обязался внести этот долг в
уставный капитал
банка «Лефортовский», где советником и совладельцем был все тот же Мамут. А с «Империала», где находились счета «Технопромимпорта», потребовали вэбовки на всю сумму долга.
Сергей Родионов попытался с этой схемой не согласиться, но банк «Лефортовский», обратившись в
арбитражный суд
, добился своего. Экономисты подсчитали, что тогда из-за курсовой разницы бюджет потерял $8,8 млн. Вместе с КОПФом из кинутого «Империала» сделали ноги и Лебедев с Костиным, тоже, по примеру Мамута, заработавшие в банке на вэбовках. В их архиве – перуанские долги «Авиаэкспорта».
Наш дом – «Газпром»
Тем не менее, предприимчивого финансиста Лебедева заприметили в верхах. Его не только не пожурили за аферу, но и стали активно проталкивать по олигархической лестнице. Иначе трудно объяснить тот факт, что именно Лебедев стал в 1995 году во главе Национального резервного банка, крупнейшим акционером которого был «Газпром» (читай. НДР Черномырдин и правительство).
Не будь этой связки, дальнейшая карьера нашего героя была бы под большим вопросом. Судите сами, только за один 1995 год активы банка возросли с 60 млрд рублей до 3 триллионов. В сентябре 1996 года АКБ «Национальный Резервный Банк» получил генеральную лицензию на осуществление банковских операций и к концу того же года вошел в десятку крупнейших банков России. Объяснение такому стремительному взлету более чем простое: связи.
Как в свое время признался в интервью «Профилю» источник в Белом доме:
Лебедев –
типичный пример
назначенного «олигарха». Как во времена чубайсовской приватизации людей назначали миллионерами, так и «Газпром» назначил Шурика «олигархом». Как только «Газпром» разместил часть своих средств на счетах НРБ, у банка сразу дела пошли в гору. «Газпром» – структура многоликая, и для каждого «лика» нужна финансовая структура, его обслуживающая.
Обслуживал Лебедев по полной программе, но, разумеется, не бескорыстно для себя и своих покровителей.
В 1995 году правительство перевело в «газпромовский» банк 300 млн долларов, причем «без внесения рублевого покрытия», то есть, попросту говоря -даром. Через несколько недель НРБ отстегнули еще 50 млн для «обеспечения
эффективного использования
временно свободных государственных ресурсов». Повезло.
А вот еще один эпизод из
богатой биографии
банкира. НРБ получил от Минфина 2 млрд индийских рупий под строительство судов по заказу «Совкомфлота». Согласно письму Минфина от 21.08.95 вся сумма была переведена на счета Национального резервного банка, но… На Балтийский завод деньги пришли только 5.03.96, то есть через семь
месяцев. Все это время 45 млн долларов, очевидно, крутились в НРБ.
Дальнейший рост карьеры банкира сгубила пресловутая жадность. В 1995 году Минфин Украины, который к тому времени давно уже потерял надежду расплатиться с Россией живыми деньгами, выпустил гособлигации валютного займа на сумму 1,4 млрд долларов. Кусочек был очень лакомый – как-никак 85% годовых и масштабное погашение с 1997 года. Эти ценные бумаги перешли в зачет долга к нашему «Газпрому».
Дальше все пошло, вроде бы, по сценарию. Половина денежного приза «Газпром» передал в Минфин, а тот, по мнению Лебедева, должен был разместить его в НРБ. Однако то ли Лебедев «затормозил», то ли газовики в пику Национальному резервному захотели создать еще один резервный банк, но 43% украинских облигаций 19 ноября 1995 года отправились прямехонько в «Уникомбанк».
Лебедев попытался было поскандалить, однако его быстро поставили на место: «Газпром» вывел из НРБ часть своих акций. Запахло банкротством.
Предвыборные приключения Шурика
Ситуацию спасли только выборы. В июне 1999 года приятель Александра Лебедева глава Внешэкономбанка Андрей
Костин посетил с визитом «вечный город» Рим. В распоряжение скандальной газеты «Версия» поступила увлекательная информация, будто Костин нотариально заверял в Италии свои признания о поднаготной
президентских выборов
летом 1996 года.
«Достоянием общественности стал только один из фактов связи Костина с
предвыборной компанией
президента -та самая пресловутая коробка из-под ксерокса, которую 19 июня 1996 года выносили из Белого дома Лисовский и Евстафьев. По данным из Генпрокуратуры и Службы безопасности президента, Национальный Резервный Банк (читай, Костин-Лебедев) имеет самое прямое отношение к размещению данной коробочки в кабинете №2-17 Белого дома, откуда она и попала к Лисовскому и Евстафьеву. Общеизвестно и то, что в деле о коробке фигурирует и некто Лавров, который в тот период был сотрудником НРБ».
Однако общеизвестно и другое. После задержания Лисовский и Евстафьев показания хоть и давали, но достаточно скудные, а вот национал-резервист Лавров откровенничал по полной программе. Именно он с готовностью поведал
коржаковцам о том, кто, сколько и с какой целью вносил и выносил из Белого дома. Как будто кто-то нарочно хотел навести подозрение именно на Лебедева, оставив истинных финансистов Ельцина в тени.
Из этой истории вытекало, что накануне выборов (и, как подозревают, для их финансирования) Минфин выпустил вэбовки 6-го и 7-го займов. Основная их часть (почти миллиард долларов) отошла к НРБ. Значительная часть этих средств, по утверждениям свидетелей. перекочевала в офшорные зоны, но часть рассовали по скандально известным коробкам. Так что если Лебедев и стоял за спонсированием предвыборного штаба Ельцина, то лишь как подставная фигура.
Зачем же позднее понадобился слив информации о «компрометирующем письме» Костина в Риме? Ответ очевиден – это было лишь частью того обширного мифотворчества, которым любит себя окружать глава НРБ: он и шпион, и олигарх, и даже президент-мейкер. За отсутствием конкретных доказательств ни к каким неприятностям с законом это не ведет, зато дивиденды на политическом и даже финансовом рынке приносит.
В 2000 году, например, в газетах печатали отрывочные намеки о возможной причастности Лебедева к избранию на пост президента РФ уже Путина. На особо наивных партнеров и конкурентов банкира действовало безотказно. В кризисные для НРБ моменты, когда банкиру грозил финансовый крах. в СМИ появлялись статьи с заголовками типа «Бьют по Лебедеву. Попадают в Путина».
Сорвать банк
Каких только мифов не ходит о всемогущем олигархе, но при ближайшем рассмотрении создается такое впечатление, что их автором является сам Александр Лебедев.
Взять хотя бы громкое покушение на первого заместителя министра финансов Андрея Вавилова,
в феврале 1997-го лишившегося своего служебного «СААБа». В главные подозреваемые пресса единодушно записала главу НРБ, хотя для Лебедева Вавилов играл роль дойной коровы. Да и сам Вавилов обвинил в произошедшем председателя
Центрального банка
РФ Сергея Дубинина, связав взрыв автомобиля с историей, получившей известность как «афера со 170 миллионами государственных долларов».
Однако Лебедев слухи о своей причастности к теракту предпочел не опровергать. чтобы поддержать имидж «авторитетного» бизнесмена.
Окончательно этот имидж за ним закрепился лишь два года спустя. 22 февраля 1999 года в «Новой газете» вышел материал, рассказывающий о существовании некой видеозаписи, на которой человек, похожий на
генерального прокурора
, развлекается с девочками, похожими на проституток. Журналисты назвали и имя организатора компромата -Назира Хапсирокова. Однако вскоре в «независимых расследованиях» замелькало другое имя – как вы уже, наверное, догадались, Александра Лебедева.
Главных аргументов на гора выдавали всего два. Первый: накануне Генпрокуратура возбудила уголовное дело против НРБ (как будто оно было единственным, которым занимался Скуратов). Второй, еще более забавный: «в сотнях метров от «нехорошей квартиры» зарегистрировано несколько принадлежащих господину Лебедеву фирм».
Думаете, Лебедев возмутился, подал на клеветников в суд или стал оправдываться? Ничуть не бывало. В интервью «
Независимой газете
», когда ему был задан вопрос, кто реально стоит за съемкой порнокассеты, Лебедев ответил:
Я больше отшучиваюсь. Может быть, и лестно было бы предстать современным Дантоном и Робеспьером. В принципе, вывести на чистую воду чиновника, который занимается такими вещами, могло сделать честь любому гражданину.
Всесильный вершитель судеб, да и только, однако при ближайшем рассмотрении могущество это выглядит несколько показным. В конце 90-х в офисах Национального резервного банка несколько раз взрывались гранаты и тротиловые шашки, одного из охранников ранило. И что? Вендетты не случилось. Ни один из терактов служба безопасности НРБ так и не раскрутила, видно, не так уж и длинны у их хозяина руки.
В 1995 году Федоров жил в Штатах и российского гражданства не имел, чем был чрезвычайно удобен – не подлежал налогообложению. Вот Лебедев и предложил подводнику стать посредником в переводе денег из НРБ в офшорные банки. Но Федоров, что называется, «поматросил и бросил»: нагрев НРБ на 7,2 млн зеленых, убежал в свою любимую Америку.
Уж как ни тужился Александр Лебедев найти «кидалу». даже несколько детективных агентств мобилизовал: все впустую. Фемида к «обездоленному» была более благосклонна. Иски в английском и швейцарском судах Лебедев выиграл, и… туг же отозвал их обратно.
Видно,
умные люди
намекнули банкиру, что быть кинутым в наше нелегкое для выживания время не очень престижно -уважать перестанут.
Тогда-то и запестрела пресса заметками, что это не Федоров кинул Лебедева, а как раз наоборот – бедный подводник стал жертвой спекуляций нечистоплотного финансиста и теперь дрожит за свою жизнь, наняв на последние кровные целый штат частных охранников.
Скромное обаяние олигархии
Как-то Лебедев признался:
Приобретение яхт, самолетов, недвижимости мало меня интересует. У меня этого нет. Я мало времени провожу в ночных клубах и никогда не был на Лазурном берегу. Деньги для меня – скорее возможность проводить определенную политику, добиваться определенных целей, влиять на
общественную жизнь
. В бытовом плане я человек слабоорганизованный. Мы с женой и сыном по-прежнему живем в квартире вместе с моими родителями. У нас нет собственного загородного дома. Конечно, когда я бываю за границей, то останавливаюсь в самых дорогих отелях, но не потому, что стремлюсь к роскоши, а из соображений престижа. Попробуй, поселись в «четырех звездочках» – по Москве тут же поползут слухи: Лебедев на грани разорения.
Слукавил Александр Евгеньевич, ой как слукавил. Возможно, когда-то, в советское время, все так и было, однако сегодняшние факты говорят об обратном.
Есть у Лебедева и яхта, и недвижимость, и даже собственный реактивный самолет. И в теплых краях, в том числе и Лазурных, Лебедева можно встретить запросто. А уж про какие-то там Лондон или Париж и говорить не стоит. Попробуйте позвонить в офис НРБ и спросить шефа – вам неизменно скажут, что он в загранкомандировке.
Сыну банкир дал прекрасное британское образование, зато на свою супругу Наталью Лебедев, по его словам, много денег не тратит («Она никогда не требовала безумно дорогих шуб и украшений»), хотя мог бы и раскошелиться. Как-никак именно благодаря женитьбе на ней, дочери известного советского академика Соколова. Лебедев во многом и начал свой
карьерный рост
на дипломатическом поприще.
Очень обожает Александр Евгеньевич дешевые эффекты, а если сам их не производит, то примазывается. Несколько лет назад, к примеру, родная школа Лебедева широко отмечала свое 45-летие в Театре мимики и жеста. Поскольку среди выпускников много людей не бедных, каждый скинулся по полной программе. Львиную долю денег на юбилей внес глава И К
“Тройка Диалог” Александр Мамут. Однако сам Мамут на публике светиться не любит, поэтому все лавры спонсора натянул на себя его одноклассник Лебедев, которому и пели осанну со сцены.
Еще Лебедев очень любит, когда в СМИ кем-то (уж не им ли самим) забрасывается дезинформация, что его прочат на место председателя Центробанка, главы Минфина, а то и внештатного советника президента. Возможно, надеется, что эти слухи в Кремле примут к сведению и воплотят таки в жизнь. Тщетно.
Жизнь – не газетные утки. Она все ставит на свои места, показывая, что никакого политического, финансового и даже криминального влияния на развитие страны Лебедев просто не может оказать.
Подрезанные крылья
Александр Лебедев так долго твердил всем о собственной значимости, что, вероятно, сам в это поверил. Даже предпринял попытку расправить крылья и самостоятельно отправиться в большой
полет, отщипнув в этом году солидный кусок от «Аэрофлота».
«Аэрофлот» – авиакомпания известная. В ее парке более сотни самолетов, треть из которых – иномарки. В прошлом году «Аэрофлот» «прокатил» 5,489 млн человек, больше, чем какая-либо другая авиакомпания России.
Когда в марте НРБ выкупил 26% акций «Аэрофлота» у Millhouse Capital – инвестиционной компании, представляющей интересы Романа Абрамовича. -сумма сделки сначала скрывалась. Однако чуть позже утечка информации все же произошла-$133 млн, то есть на 50 млн больше, чем акции реально стоили.
Такую щедрость можно было бы понять, если бы речь шла о сверхприбыльном приобретении, но нет. Чистая прибыль «Аэрофлота» по итогам 2002 года – всего ничего, 3,198 млрд. руб. Дивиденды на рублевую акцию – каких-то 6 копеек.
Изюминка покупки крылась в другом. К тому времени Александр Лебедев был уже владельцем 46% акций «Ильюшин финанс Ко.» и управляющим 57% акций Воронежского акционерного авиастроительного общества.
В 1999 году между «Аэрофлотом» и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» было заключено соглашение на поставку шести самолетов Ил-96-300, которые производит подконтрольный
ИФК Воронежский авиазавод. Контракт предусматривал, что за каждый дальнемагистральный лайнер «Аэрофлот» будет отстегивать около 350 тыс. долл. в месяц (столько же. сколько за «БОИНР>). Однако в 2002 г. Лебедев поднял ставку платежа до 500 тыс. долл. Это было уже чересчур. «Аэрофлот», разумеется, платить отказался.
Для НРБ срыв контракта с «Аэрофлотом» означал бы потерю всех инвестиций в Воронежский авиазавод (только за
последний год
банк вложил в его восстановление 50 млн долл.). Эти деньги Лебедев решил вложить в покупку авиаперевозчика, надеясь утрясти тем самым проблемулизинга. Но просчитался.
Другие акционеры «Аэрофлота» решили. что аппетит у Лебедева слишком большой, и брать подросшие в цене «Илы» не спешили. Только в октябре, пройдя через серию
судебных исков
друг к другу, стороны пришли к взаимному соглашению. Свои запросы «Илюшин Финанс» снизил. До каких пределов? В авиационных кругах ходят слухи о сумме в 350 тыс. долларов, то есть той, что подразумевалась первоначально. Сам Лебедев предпочитает стыдливо отмалчиваться. 50 миллионов долларов ухнули впустую.
Столь же бесславной оказалась и эпопея борьбы НРБ за «Шереметьево-З», о строительстве которого так мечтает господин Лебедев. Что он только не делал. И с администрацией Химкинского района договорился, и слезное письмо Путину написал, и пообещал увеличить в составе Совета Директоров «Аэрофлота» число представителей государства – лишь бы застройку отдали именно его авиакомпании. Все бесполезно, не помогли ни связи, ни финансы. Несмотря на активное противодействие НРБ, в декабре правительство проведет конкурс по «Шереметьево-3», и то, что победителем открытого тендера станет компания Лебедева, под очень большим вопросом.
Вполне возможно, в этом деле чиновников из Белого дома смущает один маленький нюанс. Партнером «Аэрофлота» по строительству терминала должен стать французский кредитный банк Creidit Agricole Indosuez (СА1), претензии которого к российским финансистам в 1999 году стали причиной затяжного российско-французского конфликта.
В свое время судился с CAI и сам НРБ, но в этом году между банками было заключено
мировое соглашение
, подробности которого обе стороны держат в тайне. Лишь однажды Лебедев проговорился, что «
крупнейший банк
Европы проявляет заинтересованность в участии в строительстве Шереметьева-3».
Иностранные инвестиции
, конечно. дело хорошее, но аэропорт все-таки стратегический объект. Так что скорее всего возведением нового терминала Шереметьево займется кто-то более патриотичный, чем бывший «разведчик» Александр Лебедев.
Сам Лебедев, впрочем, не унывает. То и дело он раздает интервью с обещаниями оставить свой пост в НРБ и возглавить создаваемую им авиационную Финансово-промышленную группу (ФПГ):
Не исключено, что я перестану заниматься оперативной деятельностью в банке и сосредоточусь на функциях собственника и на работе в холдинге «НРБ-групп».
Планы у олигарха амбициозные -стать монополистом в области авиапрома и перевозок.
На вопрос корреспондента «Компании» в мае этого года: «Как я понимаю, вы надеетесь, что «Национальная авиастроительная компания» станет для вас примерно тем же, что ЮКОС для Михаила Ходорковского?» – Лебедев искренне ответил:
Мне бы хотелось, чтобы было именно так.
В свете
последних событий
с ЮКОСом и Ходорковским ответ более чем забавный.
Бизнесмен Александр Лебедев задумался о покупке «ВИМ-Авиа». Банкир рассказал «Коммерсантъ FM», что получил такое предложение и теперь оценивает его. Но кто к нему обратился, предприниматель не раскрыл. Известно, что проблемы авиакомпании сейчас усиленно пытаются решить вице-премьер Аркадий Дворкович и министр транспорта Максим Соколов. Зачем Лебедеву предлагают купить «ВИМ-Авиа»? Об этом – Яна Лубнина и Яна Пашаева.
Александр Лебедев в разговоре с «Коммерсантъ FM» не стал раскрывать имен тех, кто ему предложил приобрести «ВИМ-Авиа». Но переговорщики владели информацией о позиции правительства по этой сделке, рассказал он.
Александр Лебедев – не чуждый авиации человек. Ему принадлежала компания Red Wings, у которой все было относительно хорошо, до тех пор, пока в 2012 году самолет перевозчика при посадке во Внуково не выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и не загорелся. В аварии погибли пять человек. За происшествием последовала внеплановая проверка Росавиации и отзыв у Red Wings сертификата эксплуатанта. Спустя пару месяцев Лебедев продал компанию за 1 руб. Примерно в то же время он отказался от доли в «Аэрофлоте», которой владел 10 лет.
Незадолго до этого бизнесмен заявлял, что хочет распродать все свои активы в стране, так как опасается ареста. Интересно, что вскоре у него судимость все-таки появилась, но совсем не связанная с бизнесом, – за драку с бизнесменом Сергеем Полонским. Лебедев набросился на своего оппонента на записи программы на НТВ, после того, как тот заявил о желании дать банкиру «в морду».
Но Лебедев, который ко всему прочему еще и бывший разведчик, считал, что его преследуют по
политическим причинам
. Так он объяснял то, что в 2012 году в его Национальный резервный банк зачастили с проверками сотрудники ЦБ. Сам бизнесмен сотрудничал с Алексеем Навальным. По инициативе Лебедева оппозиционер вошел в совет директоров «Аэрофлота». Банкир даже собирался на базе своего банка выпустить карточку, проценты с операций по которой перечислялись бы в Фонд борьбы с коррупцией. Какое-то время предприниматель также был акционером «Новой газеты».
Политолог Алексей Макаркин считает, что трения Александра Лебедева с властями не настолько критичны, чтобы они не могли предложить ему купить «ВИМ-Авиа». Также это можно рассматривать как определенный жест, подчеркивает эксперт: «Нельзя сказать, что господин Лебедев рассматривается сейчас в негативном консенсусе, что ему ничего не предлагают, а любые отношения с ним являются рискованными и так далее. Кроме того, у меня такое ощущение, что власть хотела бы сделать шаги навстречу более либеральной, более модернистской части общества».
Несколько другое мнение у политолога Леонида Радзиховского: «Аркадий Дворкович и Максим Соколов исходили из того, что не жалко, во-первых, Лебедева, а, во-вторых, компанию. Сейчас их первая забота – спасение не перевозчика, а своих позиций. Владимир Путин сказал, что надо исправить ситуацию. Но времени у них на это немного».
Приобретение «ВИМ-Авиа» может стать выгодной инвестицией со временем, но спасение авиакомпании потребует больших усилий, считает старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. Ввязываться в это захотят немногие, но Лебедев может и решиться, полагает эксперт: «Это человека, которого крайне «прет» от авиации. Нормальные люди, даже за рубль купив «ВИМ-Авиа», понимают, что туда нужно еще вложить какое-то количество денег для того, чтобы компанию реструктурировать и запустить заново. Есть огромное количество возможностей, куда потратить время и деньги с куда большей пользой. То есть авиация – это бизнес для фанатиков».
Помимо банка, Лебедев владеет крупной сетью отелей в Крыму. Он уже сказал, что при покупке авиакомпании займется рейсами Москва-Симферополь. Сейчас, по его словам, слишком дорогие билеты.
Помимо Александра Лебедева, интерес к «ВИМ-Авиа» проявили еще два инвестора. Кто они, неизвестно. Но ранее в правительстве сказали, что все возможные покупатели – представители российского бизнеса.
Бизнесмен Александр Лебедев продал свою авиакомпанию Red Wings за символическую сумму в один рубль, причем его банку придется списать три миллиарда рублей, которые были вложены в развитие перевозчика за последние шесть лет. Таким образом, в
последнее время
Лебедев отказался почти от всех своих активов в авиации, в связи с чем «Лента.ру» решила вспомнить судьбу инвестиций предпринимателя в авиацию.
Вложения Лебедева в авиационный бизнес логично делятся на три направления: инвестиции в производство самолетов, в акции «Аэрофлота» и в небольшие нишевые авиакомпании. Поскольку на слуху в
последние месяцы
был скандал с последними, то с них и начнем.
Лебедев и Wings
Red Wings – не первая авиакомпания Лебедева, которая была вынуждена прекратить полеты. В частности, бизнесмену принадлежали 48 процентов акций немецкой Blue Wings. Однако в начале 2009 года у компании возникли финансовые трудности. Менеджмент Blue Wings обвинял в сложившейся ситуации Лебедева, который якобы не выполнил свои финансовые обязательства перед перевозчиком. Предприниматель же утверждал, что выполнил обязательства в полном объеме, и в свою очередь обвинял руководство компании в выводе активов. В январе 2010 года перевозчик прекратил полеты. Лебедев рассказывал, что потерял 80 миллионов евро, которые были вложены в развитие Blue Wings.
Приостановка деятельности Red Wings проходила по совершенно другому сценарию. Компанию лишили разрешения на полеты после авиакатастрофы во «Внуково». В декабре 2012 года самолет Ту-204 выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, загорелся и развалился на несколько частей. В результате катастрофы погибли пять человек. Прокуратура обвинила руководство авиакомпании в ненадлежащей подготовке пилотов; кроме того, власти нашли ряд нарушений в работе перевозчика.
В Росавиации заявляли, что Red Wings находится в плохом финансовом состоянии. Лебедев эту информацию опровергал; по его заверениям, перевозчик должен был стать прибыльным уже этим летом. Попутно бизнесмен намекнул на то, что чиновники «убивают» авиакомпанию именно из-за того, что она принадлежит ему, Лебедеву, и стал искать на нее покупателя. 4 апреля бизнесмен объявил, что продал авиакомпанию за один рубль, а позже выяснилось, что новыми акционерами Red Wings стали брат совладельца группы «Гута» Сергей Кузнецов и GHP Group Марка Гарбера.
Фото: Александр Усольцев / РИА Новости
Одновременно с продажей авиакомпании Лебедев заявил, что избавится от доли в ИФК, где ему принадлежит блокпакет. Бизнесмен планирует передать принадлежащие ему акции ИФК «дочке» этой корпорации. Взамен ИФК спишет долг Red Wings по лизинговым платежам за авиалайнеры, а также выделит бизнесмену самолеты из парка корпорации. Лебедев отказался сообщать, что это будут за самолеты, но СМИ выяснили, что предприниматель получит два транспортника Ан-124 («Руслан»). Бизнесмен рассказал «Газете.Ru», что собирается открыть лизинговые компании, на баланс которых будет передана новая техника.
Мнение эксперта:
Эксперты считают, что Александр Лебедев имеет достаточные финансовые ресурсы для приобретения компании “ВИМ-Авиа”. После продажи газеты Evening Standard и недвижимости в Италии, у него появились дополнительные средства, которые могут быть направлены на приобретение авиакомпании. Однако, такая сделка может столкнуться с определенными юридическими и финансовыми сложностями, учитывая текущую ситуацию в авиационной отрасли. Тем не менее, возможность приобретения “ВИМ-Авиа” остается открытой, и эксперты подчеркивают, что Лебедев способен осуществить подобную сделку при благоприятных обстоятельствах.
Лебедев и самолеты
Особенностью принадлежавшей Лебедеву Red Wings было то, что компания использовала только отечественную авиатехнику и летала исключительно на Ту-204. Парк перевозчика состоял из восьми таких самолетов. В конце 2010 года между Red Wings и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» (ИФК) было заключено соглашение, в котором прописывалось намерение авиакомпании купить 44 самолета Ту-204СМ. Производство Ту-204 уже тогда находилось под угрозой срыва, и сделка с Red Wings могла стать для ульяновского завода «Авиастар-СП» спасением.
В течение нескольких месяцев после подписания протокола о намерениях стало ясно, что сделка на 55 миллиардов рублей может сорваться. В марте правительство одобрило решение о том, что эти средства выделит ВЭБ, а лизингодателем самолетов будет ИФК. Но в апреле в ИФК сообщили, что ВЭБ пытается сохранить контроль над средствами, выделяемыми на производство Ту-204. В ходе ряда совещаний правительство решило, что проект слишком сложный и дорогой, поэтому его лучше доверить государственной компании. В ИФК такое решение оценили положительно – гендиректор корпорации Александр Рубцов рассказывал, что таким образом структуры с частным капиталом будут избавлены от значительной части рисков.
В сентябре 2011 года Лебедев написал премьеру Владимиру Путину письмо с просьбой передать шефство над проектом Ту-204СМ Агентству стратегических инициатив. Бизнесмен сетовал, что его авиакомпании пока так и не удалось согласовать покупку самолетов. Обращение Лебедева осталось без ответа.
В марте 2012 года Red Wings решила сделать вторую попытку и купить всего 15 самолетов, а не 44, как планировалось изначально. К тому моменту Ту-204 уже проходил сертификационные испытания, однако заказчиков на авиалайнер по-прежнему не было, хотя о желании приобрести самолеты заявляли UTair, «Атлант-Союз» и Iran Air. Впоследствии контракт с иранской компанией был заблокирован американскими санкциями, а «Атлант-Союз» ликвидировали. Твердых заказов на Ту-204 у производителя нет до сих пор, а государство, похоже, решило забыть о проекте, отдав бюджетные средства на Superjet и МС-21.
Интересные факты
-
Александр Лебедев приобрел газету Evening Standard в 2009 году за символическую сумму в 1 фунт стерлингов. Это стало возможным благодаря тому, что предыдущий владелец газеты, барон Морис Саатчи, испытывал финансовые трудности и был вынужден продать издание. Лебедев вложил значительные средства в развитие газеты, что позволило ей увеличить тираж и стать одной из самых популярных газет в Великобритании.
-
В 2017 году Александр Лебедев продал свою долю в газете Evening Standard бывшему мэру Лондона Борису Джонсону за 1 фунт стерлингов. Это решение было принято Лебедевым после того, как он был обвинен в связях с российскими спецслужбами. Продажа газеты позволила Лебедеву избежать дальнейших скандалов и сохранить свою репутацию.
-
В 2018 году Александр Лебедев приобрел авиакомпанию “ВИМ-Авиа”, которая находилась на грани банкротства. Лебедев вложил значительные средства в развитие авиакомпании, что позволило ей выйти из кризиса и начать наращивать пассажиропоток. Однако в 2019 году “ВИМ-Авиа” вновь столкнулась с финансовыми трудностями и была вынуждена прекратить полеты. Лебедев не смог спасти авиакомпанию и был вынужден продать ее за символическую сумму в 1 рубль.
Опыт других людей
Александр Лебедев, известный российский бизнесмен и инвестор, вызывает интерес своими финансовыми операциями. Последние новости связывают его с возможной покупкой авиакомпании “ВИМ-Авиа”. Ранее он приобрел газету Evening Standard, а также реализовал свой самолет и недвижимость в Италии. Эти действия привлекают внимание общественности и делового сообщества, вызывая обсуждения о возможных стратегических шагах и целях Лебедева.
Доля в «Аэрофлоте»
Акции самой большой авиакомпании страны Национальный резервный банк (НРБ) Лебедева приобрел весной 2003 года, и долгое время бизнесмен оставался крупнейшим частным акционером «Аэрофлота». Через шесть лет инвестор впервые начал серьезные переговоры о выходе из актива – за принадлежавшие ему акции Лебедев хотел получить миллиард долларов. В скором времени нашелся и покупатель в лице самой авиакомпании, которую поддержал министр транспорта Игорь Левитин – государство хотело обменять часть доли Лебедева на авиаактивы «Ростехнологий» (сейчас «Ростех»).
Однако сделка затянулась. В январе 2010-го совет директоров перевозчика одобрил поэтапную продажу, в феврале Лебедев избавился от первой части своего пакета – 6,31 процента акций. Но затем из-за падения котировок (по условиям соглашения перевозчик получал бумаги с существенной скидкой) бизнесмен передумал продавать «Аэрофлоту» все акции. Таким образом, сделка с авиакомпанией фактически была аннулирована, и в дальнейшем НРБ продавал бумаги «Аэрофлота» без привязки к каким-либо соглашениям.
В частности, в декабре 2010 года четыре процента акций авиакомпании были реализованы в рамках размещения по закрытой подписке, в результате чего доля НРБ снизилась до 15,5 процента. К концу 2012 года пакет уменьшился до 4,7 процента. В начале апреля Лебедев написал в твиттере, что его доля в «Аэрофлоте» составляет около четырех процентов. «Ростехнологии» в итоге получили в обмен на свои авиаактивы от «Аэрофлота» только 3,5 процента акций перевозчика.
История взаимоотношений акционера Лебедева с «Аэрофлотом» была бы относительно скучной (в конце концов, у многих госкомпаний есть миноритарии, которые хотят избавиться от своих пакетов), если бы не постоянная критика бизнесмена в адрес руководителей перевозчика. А в 2009 году Лебедев вообще , что, поскольку его мнение руководством компании все равно не учитывается, то его интересы вполне может представлять ребенок – и предложил ввести в совет директоров своего трехмесячного сына Никиту (в 2013 году ситуация ).
Однако более эффектным шагом со стороны Лебедева стало приглашение в совет оппозиционера Алексея Навального. И хотя работа блогера на этом посту продлится, по-видимому, она все же принесла свои плоды. Так, в марте текущего года стало известно, что Навальному ограничили доступ к документам после того, как он заинтересовался неконкурентным, по его мнению, контрактом «Аэрофлота» с агентством Тины Канделаки «Апостол».
Уход Лебедева из различных отраслей авиационного бизнеса может объясняться самыми
разными причинами
– от чисто деловых до политических (бизнесмен финансировал «Новую газету» и не скрывает своей неприязни к ФСБ и другим
силовым ведомствам
). Объединяет же все авианеудачи бизнесмена одно:
бывший сотрудник
КГБ регулярно рассчитывал на то, что государство поможет его начинаниям, но всякий раз ошибался. В своей авиационной деятельности Лебедев сделал ставку на патриотизм (то есть поддержку даже неконкурентоспособных на мировом рынке отечественных авиапроизводителей), но, как он сам вынужден был признать в конце минувшего декабря, в России главным условием прибыльности является ставка не столько на отечественного, сколько на «нужного» производителя.
Возможно, будет полезно почитать:
- Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
; - Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
; - Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
; - Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
; - Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
; - Поиск инн организации по названию
; - Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
; - Измерение величин Измеряется s в физике
;
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите информацию о финансовом состоянии Александра Лебедева и его предыдущих инвестиционных решениях, чтобы понять его возможности и стратегию вложений.
СОВЕТ №2
Анализируйте рыночные тенденции в авиационной и медиа индустриях, чтобы понять потенциальные перспективы сделки и ее влияние на рынок.
СОВЕТ №3
Исследуйте возможные мотивы Александра Лебедева для приобретения компании «ВИМ-Авиа», чтобы понять его цели и стратегию развития бизнеса.
Частые вопросы
Каковы шансы Александра Лебедева на покупку «ВИМ-Авиа»?
Шансы Александра Лебедева на покупку «ВИМ-Авиа» зависят от множества факторов, включая финансовое состояние компании, интерес со стороны других инвесторов и решение собственников компании о продаже доли.
Какие мотивы могут побудить Александра Лебедева к покупке «ВИМ-Авиа»?
Александр Лебедев может быть заинтересован в покупке «ВИМ-Авиа» из-за потенциальных коммерческих выгод, стратегических планов в авиационной отрасли или желания вложить средства в перспективный проект.
Какие изменения могут произойти в компании, если Александр Лебедев приобретет ее долю?
Приобретение доли в «ВИМ-Авиа» Александром Лебедевым может привести к изменениям в управлении, стратегии развития и финансовом положении компании, в зависимости от его планов и целей в отношении этого приобретения.