В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не способен любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.
История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.
Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» – цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.
Печорин и княжна Мери являются
ключевыми фигурами
замечательного романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Отношения офицера и юной красавицы девушки являются, пожалуй, одной из самых ярких
сюжетных линий
этого уникального произведения. Они интересны во всех отношениях: непринужденно завязавшись – стремительно заканчиваются вследствие проведенной между Печориным и Грушницким дуэли и смерти последнего.
Молодой повеса, познакомившись в Пятигорске с юной княжной, решает непременно завоевать ее сердце. Это было нетрудно сделать, ибо эти два персонажа происходили из слоев высшего общества и практически постоянно находились в одних и тех же местах. Он ненавязчиво знакомится с ней, благодаря отвратительной выходке драгунского капитана, подославшего к девушке пьяного кавалера; а затем и продолжает знакомство, следуя свободе курортных обычаев – приглашать на танец незнакомых дам.
Всерьез свое увлечение Печорин решил не воспринимать, вознамерившись волочиться за Мери ради забавы и ради «легализации» своих встреч с Верой. Печорин, будучи мужчиной с богатым жизненным опытом по части обольщения женщин, без труда очаровывает юную особу.
При этом надо отметить, что Печорин всего лишь влюбляет в себя девушку, она же не просто симпатизирует офицеру, а влюбляется в него до безумия.
А что же сам Печорин? У него не имеется абсолютно никаких искренних чувств по отношению к бедняжке княжне, он просто играет на ее чувствах, делая это столь искусно, что никто из окружающих их людей не подозревает лжи. Хотя у него и возникает на минутку предположение, что его чувства искренне, чем ему самому хотелось бы.
Юная девушка является для Печорина не только объектом мучений. Он, ухаживая за княжной, гонится за новыми душевными эмоциями, которых ему не хватает. Мери является также своеобразной ширмой, закрывающей главного героя и его реальные чувства от сплетен. Его прежней возлюбленной была
замужняя женщина
по имени Вера, и Печорин решает скрыть возобновившиеся отношения от общества, показывая, что роман окончен и у него появилась новая пассия.
Однако в полные флирта и соперничества отношения Печорина и Мери стремительным вихрем ворвался товарищ офицера – глуповатый и выспренный юнкер Грушницкий, влюбленный в Мери.
Княжна, увлекшаяся было романтически настроенным молодым человеком, вскоре понимает, что Грушницкий отнюдь ей не подходит, он очень быстро надоедает девушке своим навязчивым поведением. Грушницкий отвержен, Мери не отвечает ему взаимностью.
Но не добившись своими действиями
положительного результата
, Грушницкий решается идти на крайние меры: он компрометирует Мери и Печорина в глазах общества. Этого-то Печорин вытерпеть не смог, поэтому он вызывает бывшего приятеля на дуэль и убивает его, еще более возвышаясь в глазах княжны и ее матери.
Княжна спешит заключить возлюбленного в свои объятия, а он ей честно признается в том, что играл ее чувствами и просто над ней смеялся, поспешив откланяться и уйти.
Мэри после такого обмана остается одна, ее чувства растерзаны, в ее сердце поселилась глубокая печаль. Отныне она может лишь страдать и ненавидеть.
Полная обмана, подлости и игры самолюбий история отношений Печорина и Мери помогает нам понять главного героя, его холодную и противоречивую натуру, способную и на низость, и на возвышенный поступок – но только не на настоящую любовь!
Ниже представлена история отношений Печорина и княжны Мери в романе “Герой нашего времени”: любовь Мери к Печорину, взаимоотношения героев и т.д.
Отношения Печорина и княжны Мери в романе “Герой нашего времени” Лермонтова
Знакомство Печорина и княжны Мери
Печорин и княжна Мери впервые встречаются в Пятигорске, куда Печорин приезжает после военного задания. Княжна Мери с матерью лечатся на водах в Пятигорске.
Печорин и княжна Мери оба вращаются в
высшем обществе
. У них есть общие знакомые в Пятигорске. Но при этом Печорин не спешит знакомиться с княжной Мери. Он намеренно дразнит ее, чтобы подогреть ее интерес:
“…мы до сих пор с вами незнакомы, – прибавила она, – но признайтесь, вы этому одни виною: вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже…” (мать княжны Мери, о Печорине)
В конце концов Печорин знакомится с княжной Мери на балу, пригласив ее на танец:
“…Я тотчас подошел к княжне, приглашая ее вальсировать, пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами…”
Печорин решает “волочиться” за княжной Мери ради забавы:
“…Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я…”
“…их не боюсь и постиг их мелкие слабости…”
Опытный сердцеед Печорин знает, как влюбить в себя княжну Мери:
“…Но я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!…”
“Система” Печорина
Печорин добивается любви княжны Мери по своей “системе”, которую знает наизусть. Эту систему он уже проверил на других женщинах:
“…Все эти дни я ни разу не отступал от своей системы. Княжне начинает нравиться мой разговор…”
“…Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!..”
Наконец план Печорина срабатывает и неопытная княжна Мери влюбляется в него:
“…знаешь ли, она влюблена в тебя до безумия, бедняжка!..”
При этом сам Печорин не любит княжну Мери:
“…зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?..”
“…как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны…”
Зачем Печорин затевает интригу с княжной Мери?
Печорин затевает интригу с княжной Мери по двум причинам. Во-первых, ради развлечения, чтобы получить новые эмоции. Печорину нравится мучить княжну Мери. Он признается, что в этом он похож на вампира:
“…А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!..”
“…она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира…”
Во-вторых, Печорин “волочится” за княжной Мери, чтобы отвлечь внимание публики от его отношений с
замужней дамой
Верой, его давней возлюбленной:
“…Вера часто бывает у княгини; я ей дал слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтоб отвлечь от нее внимание. Таким образом, мои планы нимало не расстроились, и мне будет весело…”
Любовный треугольник и дуэль Печорина с Грушницким
Юнкер Грушницкий, приятель Печорина, страстно влюбляется в княжну Мери. Но та не отвечает ему взаимностью:
“…Решительно Грушницкий ей надоел…”
В отместку влюбленный Грушницкий распускает слухи о княжне Мери и Печорине. За эти слухи Печорин вызывает приятеля на дуэль, где убивает его:
“…Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее, – следственно, рисковали жизнью…” (слова княгини Лиговской о Печорине)
Отношения Печорина и княжны Мери после дуэли
После дуэли княжна Мери мучается от любви к Печорину. Она ждет от него взаимности и признаний в любви. Но Печорин признается ей, что просто смеялся над ее чувствами:
“…Княжна, – сказал я, – вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня…”
“…Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль…”
Печорин не собирается жениться на княжне Мери:
“…Так ты не женишься на Мери? не любишь ее?.. А она думает…”
Княжна Мери ненавидит Печорина за то, что он играл с ее чувствами. В конце концов за участие в дуэли Печорина посылают служить в крепость N. Мери и Печорин расстаются навсегда:
“…Я вас ненавижу… – сказала она…”
На этом заканчивается история отношений Печорина и княжны Мери в романе “Герой нашего времени”: любовь княжны Мери к Печорину, взаимоотношение героев и т.д.
Печорин. Произнося это имя, мы сразу вспоминаем красавца офицера из романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Но, даже внимательно вчитываясь в строки произведения, возникает много вопросов. Кто на самом деле Печорин – циник, насмешник, дамский угодник или законченный эгоист, любящий только себя?
В произведении несколько новелл, в каждой из которых герой открывается перед нами с новой стороны. Лермонтов показывает Печорина глазами нескольких лиц, а затем дает слово ему самому, используя форму дневника. Все это делается для того, чтобы мы поняли сложную натуру героя.
Как проявляется характер Печорина в новелле «Бэла»
Григорий Александрович Печорин – человек умный, темпераментный, с аналитическим складом ума, но с противоречивым характером, от которого страдает он сам и окружающие его люди.
В новелле «Бэла» мы узнаем о Печорине от штабс-капитана Максима Максимыча. В свое время, Печорин служил в крепости на Кавказе под его руководством. Старый вояка с отеческой заботой предложил молодому офицеру свою дружбу. Григорий с высокомерием не принял протянутой руки.
В этой части романа есть еще и любовная завязка, где герой похож на избалованного эгоистичного ребенка: хочу – беру. Увлекшись юной черкешенкой, Печорин организует похищение красавицы. Когда же цель достигнута – плененная девушка к нему привязалась, Григорию становится скучно. Но в порыве жалости он притворяется заботливым и влюбленным. Кому же нужно такое сострадание, если, в конечном счете, из-за эгоизма и прихоти офицера погибает Бэла и ее отец.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что отношения между мери Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени” Лермонтова отражают сложный характер главного героя. Печорин проявляет свою непостоянность и эгоизм в отношениях с окружающими. Его характер олицетворяет дух эпохи романтизма, где эмоциональная неустойчивость и поиск новых впечатлений становятся основными чертами личности. Эксперты отмечают, что взаимоотношения Печорина с Грушницким и другими персонажами являются отражением его внутренней борьбы и поиска смысла жизни, что делает его персонажем многогранным и привлекательным для читателя.
Как проявляется характер Печорина – «Максим Максимыч»
Через пять лет после описанных событий Печорин вышел в отставку. По дороге в Персию он встречается со штабс-капитаном в придорожной гостинице. Старый служака готов броситься на шею молодому офицеру, но тот с пренебрежением и равнодушием смотрит на своего знакомого, вновь отвергая дружеское рукопожатие.
Интересные факты
-
Печорин и Грушницкий – два противоположных типа людей. Печорин – холодный, расчетливый и эгоистичный, а Грушницкий – романтичный, восторженный и наивный. Это различие в характерах приводит к тому, что они не могут найти общий язык и постоянно конфликтуют.
-
Печорин использует Грушницкого в своих целях. Он видит в нем слабого и легко управляемого человека, которого можно использовать для достижения своих целей. Печорин манипулирует Грушницким, играя на его чувствах и амбициях.
-
Грушницкий завидует Печорину. Он видит в нем более сильного и успешного человека, чем он сам. Эта зависть толкает Грушницкого на подлые поступки. Он пытается опорочить Печорина в глазах общества и даже вызывает его на дуэль.
Как проявляется характер Печорина – «Тамань»
В новелле рассказ ведет сам Печорин. Надо отдать ему должное, он ничего не утаивает и не приукрашивает, говорит, как было.
По казенным делам герой задерживается в небольшом местечке Тамань и останавливается в доме глухой старухи. На побережье Григорий встречает ведущих себя очень странно, девушку-ундину и слепого мальчика. Заинтересовавшись происходящим, Печорин начинает следить за ними. Тут-то и проявляется его авантюризм, любопытство, безрассудная храбрость, наивность. В итоге Печорин выясняет, что девушка и слепой связаны с контрабандистами. Но нельзя безнаказанно проникать в чужую тайну – ундина едва его не утопила, а мальчик – обокрал.
Опыт других людей
Отношение к Мери Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени” вызывает разнообразные реакции у читателей. Многие отмечают сложность и противоречивость характера Печорина, его циничность и безразличие к окружающим. В отношениях с Мери проявляется его эгоизм и непостоянство, что вызывает разочарование у девушки. В то же время, многие видят в Печорине человека, страдающего от своей неполноценности и одиночества, что вызывает сочувствие и понимание. Его сложный характер и взаимоотношения с Мери отражают внутренние противоречия и трагичность героя, делая его персонажем, вызывающим интерес и споры.
Как проявляется характер Печорина – «Княжна Мери»
В рассказе «Княжна Мери» – Печорин двуликий. С одной стороны – это искренний, мужественный, разумный офицер, который защищает княжну от сплетен и пересудов. Рискуя жизнью, он вызывает обидчика Мери, Грушницкого, на дуэль. С другой – самоуверенный, эгоистичный, мстительный человек, который изощренными методами добивается любви наивной девушки. Зная, что Грушницкий любим Мери, Григорий злит его, ухаживая за юной прелестницей. Кстати говоря, любовь Мери не нужна герою. Его влечет само действие, достижение цели – чтобы душа неопытной девушки открылась ему. Когда же Мери влюбляется настолько, что хочет связать с ним судьбу, лукавый повеса прямо говорит, что никогда ее не полюбит. Свои недостойные поступки Печорин оправдывает, ссылаясь на то, что общество Грушницких сделало из него такого «нравственного калеку».
А в сцене с погоней за Верой, мы видим уже другого человека. Это не расчетливый скептик, а
настоящий мужчина
, который боится потерять любимую женщину. Скачка во весь опор, отчаяние, слезы – все говорит об этом.
Как проявляется характер Печорина – «Фаталист»
Последняя глава показывает нам, что герой не ценит жизнь. Даже возможная смерть для него – игра, помогающая развеять скуку. Рисуется ли Печорин или думает так на самом деле? Понять сложно. Мы только видим, как Григорий, подвергая свою жизнь опасности, утихомиривает отчаянного убийцу. Здесь проявляется храбрость, стальные нервы, героизм офицера.
Печорин – романтический герой своего, да и нашего времени. Он не может применить свои способности, не знает, что сделать героического, полезного, ценного для общества. В итоге, этот незаурядный человек несет людям только несчастья. Герой так и остался для нас загадкой, но может быть это и привлекает читателей?
Печорин и Грушницкий
в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Главный герой
– Печорин –
личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление
на сцене Грушницкого.
Противостояние Печорина и
Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется
от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя,
поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным.
Он умеет подмечать в людях
характерные черты
и в двух-трех словах передать
их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.
Встречаются оба героя как
старые приятели.
Печорин уверен в себе, рассудителен,
эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит
Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком
экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает,
и слишком романтизирует людей (в первую очередь – себя самого). Тем не
менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить
много времени вместе.
Они почти одновременно увидели
княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая
трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий –
провинциальный романтик – не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг
Печорина – скука – заставляет его приводить княжну в бешенство различными
мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно
из желания развлечь себя.
Поведение обоих героев в отношении
княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий – пустозвон, он любит
красивые слова
и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный
роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось
бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в
романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может
быть, он несколько преувеличивает его.
С другой стороны – Печорин
– человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется
с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие
и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие
от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод,
но успел разочароваться в людях и в жизни в целом.
Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться
непонятным и таинственным и быть дерзким.
Печорин ведет двойную игру.
Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее
и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова
растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут
только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что
иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери.
Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви
и не жалеет об этом.
Грушницкий никогда не будет
вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает
яркими чертами
характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости
и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное
впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов
невыносимы.
Чем больше княжна увлекается
Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком),
тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется,
взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь
«столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.
Дуэль – это развязка отношений
двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком
узкой для двоих.
В день дуэли Печорин испытывает
холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий
же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое.
Он вел себя в
последнее время
недостойно, распуская про Печорина слухи,
и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть
человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но
это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит.
Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.
Так заканчивается история
отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват.
И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего
Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний,
а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он
не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.
Возможно, будет полезно почитать:
- Свинья скорпион карьера и финансы
; - Как производится расчет пени по налогам: начисление пени, порядок расчета, пример вычислений
; - Дарение полностью самортизированного объекта ОС
; - Комнатные цветы по знаку зодиака водолей
; - Корректировка реализации прошлого периода в сторону уменьшения Забыли провести реализацию в прошлом квартале
; - Бюджетная уха из головы сёмги
; - Пельмени: учимся жарить на сковородке
; - Рецепты диетических блюд для похудения из овощей Как тушить овощи для похудения
;
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении отношений между Печориным и Грушницким важно обратить внимание на их взаимодействие и диалоги, чтобы понять, как проявляется характер Печорина в общении с другими персонажами.
СОВЕТ №2
Исследуйте внутренний мир Печорина, его мотивы и внутренние конфликты, чтобы понять, какие факторы влияют на его отношения с Грушницким и другими персонажами.
Частые вопросы
Какое отношение к мери Печорина и Грушницкого проявляется в романе?
Отношение к мери Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени” Лермонтова проявляется весьма разнообразно. Мери воспринимает Печорина как загадочного и привлекательного мужчину, в то время как Грушницкий испытывает к нему смешанные чувства: зависть, недоверие и восхищение.
Какой характер проявляет Печорин во взаимоотношениях с Мери и Грушницким?
Во взаимоотношениях с Мери Печорин проявляет себя как загадочный и непредсказуемый мужчина, который привлекает ее внимание своими действиями и словами. С Грушницким он ведет себя более пренебрежительно, проявляя цинизм и безразличие к его чувствам.