П и пестель русская правда дележ земель. Русская Правда Пестеля П

История тайных декабристских организаций открывается 9 февраля 1816 года, когда в Петербурге в казармах лейб-гвардии Семеновского полка на учредительном заседании инициативной шестерки в составе А.Н.Муравьева, Н.М.Муравьева, братьев С.И. и М.И.Муравьевых-Апостолов, И.Д.Якушкина и С.П.Трубецкого было положено начало Союза Спасения. С момента возникновения первое тайное общество декабристов, получившее в начале 1817 года, после принятия устава, название «Общества истинных и верных сынов Отечества», поставило своей целью борьбу против самодержавия и крепостничества. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для развития России, а самодержавие – отжившая
политическая система
. Для переустройства
российского общества
необходимо было ликвидировать крепостничество и заменить самодержавие конституционной монархией. Союз Спасения, малочисленная, тщательно законспирированная организация, просуществовала всего два года. Она была явно не способна на успешные решительные действия. Сама жизнь поставила перед руководителями общества вопрос о необходимости создания более многочисленной и сильной организации. Члены Союза Спасения приняли решение распустить свое общество и на его основе создать новое, которое, сохраняя конституцию, строилось бы на иных организационных принципах. На время, пока вырабатывался устав и программа будущей тайной организации под руководством А.Муравьева, в Москве было создано «переходное» общество под скромным и не вызывающим
особого внимания
названием «Военное общество», которое затем уступило место новой организации – Союзу Благоденствия. Но созванный в 1821 году в Москве съезд постановил ликвидировать Союз Благоденствия. Радикально настроенные члены Союза, прикрываясь этим решением, хотели освободиться от слабых и колеблющихся членов и организовать новое тайное общество. И в марте 1821 года возникло Южное тайное общество на Украине, осенью 1822 года – Северное в Петербурге. Их идеологами стали: Южного – П.И.Пестель, Северного – Н.М.Муравьев. Обе организации рассматривали себя как единое целое. Несмотря на некоторые разногласия по программным вопросам, их объединяла общая цель – борьба с крепостным правом и самодержавием. Они согласовывали план совместных действий, избрав тактику военного переворота. Центральным вопросом была выработка программных документов: Н.М.Муравьев написал «Конституцию», П.И.Пестель – «Русскую правду». Это были две выдающиеся
политические программы
, обогатившие революционную мысль в России. Конституция Муравьева, отражавшая взгляды умеренной части членов Северного общества, была менее радикальной, чем республиканская «Русская правда» Пестеля, хотя многие положения этих документов похожи.

Годами трудился Павел Пестель над проектом своей конституции. Он был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Его конституционный проект «Русская Правда есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может». Русская Правда //Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.163. Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления». Нечкина М.В. Декабристы. М., 1976. С.74.

Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего законодательного памятника
Киевской Руси
. Он хотел этим названием почтить национальные традиции и подчеркнуть связь будущей революции с историческим прошлым русского народа. Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта.

Особенно тщательно разработал он мысль о временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была гарантией от «народных междоусобий», которых он хотел избежать.

В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава – «о земельном пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»; третья – «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая ­ об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая – наказ для составления
государственного свода
законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.162.

Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса
политической идеологии
декабристов.

Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права.

В своем аграрном проекте Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Вся обрабатываемая земля в каждой волости делится на две части: первая часть является
общественной собственностью
, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия».

Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его, но он не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать. Землю можно прикупить лишь из второй части земельного фонда.

Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, а также безвозмездное отчуждение, конфискация. Таким образом, помещичье землевладение (при
полном уничтожении
крепостного права!) все же частично сохранялось. Иными словами, Пестель не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.

Считая землю общественным достоянием, Пестель нигде не говорил о выкупе крестьянами той земли, которую они получат от государства после революции в порядке общинной собственности. Помещики получали от государства, а не от крестьян вознаграждения деньгами за отходящую крестьянам землю. Пестель проектировал лишь некоторые виды крестьянских работ на помещика во время переходного периода.

Пестель предполагал наличие банков и ломбардов в каждой волости, которые давали бы крестьянину ссуду на первоначальное обзаведение.

Пестель – убежденный противник самодержавия, тирании. Самодержавие в России по его проекту решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом.

«Русская Правда» провозглашала республику. Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.169. Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания», т.е. местные органы власти, а именно:1) в свое наместное волостное собрание, 2) в свое наместное уездное собрание, 3) в свое наместное окружное ил губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний – «выборные посадники». Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече.

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Никто не имел права роспуска Народного веча, т.к. оно «представляет волю в государстве, душу народа». Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.161.

Державная дума состояла из пяти членов, избранных народным вечем на пять лет. Кроме законодательной и
исполнительной власти
Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания.

Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов».

Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны. Права отделения от
Российского государства
других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои
национальные особенности
.

Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами. Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука, 1976. С. 88.

Но не все в программе Пестеля было реалистично. Нельзя, например, было ликвидировать тогда в России сословия. Это привело бы к разрушению
социальных структур
общества, могло вылиться в развал и хаос. Россия мало была готова к тому, чтобы перестроиться по проекту Пестеля.

Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда» был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».

Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени.

Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании; вносили свои поправки и другие декабристы. На Киевском съезде 1823 года основные положения «Русской Правды» были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, «Русская Правда», представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это – крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.

Революцию нельзя было, по его мнению, успешно совершить без готового конституционного проекта.

Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от «ужасов безначалия» и «народных междоусобий», которых он хотел избежать.

«Русская Правда», – писал Пестель в своем конституционном проекте, – есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может… Она содержит обязанности, на верховные правления возлагаемые, и служит для России ручательством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства… «В «Русской Правде» намечалось 10 глав: первая глава – о границах государства; вторая – о различных племенах, Российское государство населяющих; третья – о сословиях государства; четвертая – «о народе в отношении к приуготовленному для него политическому или общественному состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приуготовленному для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая – об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве; десятая – наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные».

По свидетельству Пестеля, написаны и окончательно отделены были лишь две первые главы и
большая часть
третьей, четвертая и пятая главы были написаны начерно, а последние пять глав вовсе написаны не были, материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных отрывков. Поэтому приходится привлекать добавочный материал для того, чтобы составить представление о конституционном проекте Пестеля в целом: показания о «Русской Правде», данные Пестелем и другими членами тайного общества на следствии, а также краткое изложение основных начал «Русской Правды», продиктованное Пестелем декабристу Бестужеву-Рюмину.

Разберем, прежде всего, вопрос о том, как разрешался в проекте Пестеля вопрос о крепостном праве, а затем перейдем к вопросу об уничтожении самодержавия. Это два основных вопроса политической идеологии декабристов.

Пестель чрезвычайно и высоко ценил личную свободу человека, будущее России, по Пестелю, – это общество прежде всего лично свободных людей. «Личная свобода, – говорится в «Русской Правде», – есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия».

Освобождение крестьян без земли, то есть предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлемым. Он полагал, например, что освобождение крестьян в Прибалтике, при котором они получили земли, есть лишь «мнимое» освобождение.

Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в «Русской Правде» и представляет значительный интерес.

В своем аграрном проекте Пестель смело объединил два противоречивых принципа: с одной стороны, он признавал правильным, что «земля есть собственность всего рода человеческого», а не частных лиц и поэтому не может быть частной собственностью, ибо «человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать», следовательно, земля – общее достояние всего рода человеческого. Но, с другой стороны, он признавал, что «труды и работы суть источники собственности» и тот, кто землю удобрил и – 4 обработал, имеет право владеть землей на основе
частной собственности
, тем более что для процветания хлебопашества «нужно много издержек», и их согласится сделать только тот, который «в поной своей собственности землю иметь будет».

Признав за правильные оба противоречивых положения, Пестель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам и признания каждого из этих принципов лишь в одной из половин разделенной земли.

Вся обрабатываемая земля в каждой волости «так предполагалось называть наиболее мелкое административное подразделение будущего революционного государства» по проекту Пестеля делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Часть общинная, предназначенная для производства необходимого продута, делится между волостными общинами.

Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его. Это положение должно было, по мнению Пестеля, гарантировать граждан будущей республики от нищенства, голода, пауперизма. «Каждый россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и уверен, что в своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит и в коем он пропитание сие получать будет не от милосердия ближних и не оставаясь в их зависимости, но от трудов, кои приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей яко члену волостного общества наравне с прочими гражданами. Где бы он ни странствовал, где бы счастья ни искал, но все же в виду иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то в волости своей, в сем политическом своем семействе, всегда пристанище и хлеб насущный найти может». Волостная земля общинная земля. Крестьянин или вообще любой гражданин в государстве, получивший земельный надел, владеет им на общинном праве, не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать.

Вторая часть волостных земель, предназначенная для производства «изобилия», находится в частной собственности, частью же может принадлежать и государству. Лишь эти земли могут покупаться и продаваться. Казенная доля этой земли также может быть продана: «Казна является в отношении к казенной земле в виде частного человека, и потому продавать казенные земли право имеет». Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить землю из этой второй части земельного фонда.

Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Иначе его проект и не мог быть осуществлен: – 5 ведь в каждой волости надо было отдать во владение крестьян половину земли, эта земля отчуждалась от ее владельцев, в первую очередь от помещиков. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. «Если у помещика имеется 10000 десятин земли или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия», – говорится в одном незаконченном отрывке «Русской Правды», озаглавленном «дележ земель». Если у помещика имелось менее 10000, но не более 5000 десятин, то тогда половина земли у него тоже отбиралась, но за нее давалось «возмездие» – или денежного характера, или земля где-нибудь в другой волости, но с тем условием, чтобы общее количество десятин у него не превышало 5000. Таким образом, помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично сохранялось. Беспощадно сметая устои феодально-крепостного общества, стремясь глубоко перестроить государство на буржуазный лад, Пестель тем не менее не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.

Пестель доказывал антинародность самодержавия: «прежняя верховная власть (для Пестеля она в момент составления «Русской Правды» была теперешней!) довольно уже доказала враждебные свои чувства протову народа русского».

Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось. Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царствующий дом: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции.

«Русская Правда» провозглашала республику. Шестая глава «Русской Правды», по свидетельству Пестеля, еще не была написана; в ней и должно было говориться об организации верховной власти. Но была ли эта глава не написана или была она просто уничтожена, неизвестно. Мы не имеем изложения этого вопроса в «Русской Правде». Общие республиканские установки Пестеля наиболее ясно сформулированы в «Государственном завете» –
кратком изложении
его конституции и в показаниях Пестеля на следствии: «Я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении». Пестель и его единомышленники «входили в восхищение и, сказать можно, в восторг», когда представляли себе «живую картину счастья, коим бы Россия по нашим понятиям тогда пользовалась», – так показывал Пестель.

Пестель – сторонник идей революционной верховной власти народа: «Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства».

Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены и слиты «в единое сословие гражданское». Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе с другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными», т.е. «рожденными во благо». Объявлялось – 6 равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции Пестеля достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели). В конституции Пестеля отсутствовал какой бы то ни было имущественный ценз; враг «аристократии феодальной», Пестель был не меньшим врагом «аристократии богатств», т.е. политических цензовых преимуществ, которые получали капиталисты-собственники в некоторых буржуазных государствах. Чтобы избрать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином
Российской республики
. Пестель предполагал, что избиратели отдадут предпочтение более просвещенным людям, но ценза грамотности у него в конституции не было: и грамотный и неграмотный имели одинаковое право голосования.

Пестель был врагом всякого федерального устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, так называемое земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «на местные собрания», т.е. местные органы власти, а именно:

1. в свое на местное волостное собрание, 2. в свое на местное уездное собрание, 3. в свое на местное окружное или губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямые. «Из всего явствует, – пишет Пестель, что все на местные собрания как волостные, так и уездные и окружные или губернские будут состоять из членов, назначенных в оные прямо и непосредственно от земских собраний, чем самым и будут все члены всех на местных собраний по всей точности и в полной мере самим народом избираемы». Главой на местного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского на местных собраний – «выборные посадники».

Компетенция на местных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты
исполнительных органов
власти в волости, уезде, губернии – волостных, уездных и земских правлениях, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних, и вообще занимались всеми делами местного значения, «до волости или уезда касающимися». Окружные на местные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные.

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве, оно было однопалатным: принципа двухпалатной системы Пестель не признавал. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась одна пятая часть Народного веча. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного веча
последний год
. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир.

Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно представляло «волю» и «душу» народа в государстве.

Державная дума состояла из пяти членов, избранных Народным вечем на пять лет. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся то ее член, который заседает в ней последний (пятый) год.

Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Центральным органом блюстительной власти был намечен по конституции Пестеля Верховный собор, который должен был состоять из 120 членов, вызывавшихся «боярами» и избиравшихся пожизненно. Верховный собор назначал, кроме того, главнокомандующего армией во время войны.

Столицей Российской республики по «Русской Правде» должен был стать
Нижний Новгород
. Он намечался в качестве столицы по пяти причинам: во-первых, он был расположен в центре страны; во-вторых, находился на удобных торговых путях (на Волге); в-третьих, Макарьевской ярмаркой он соединял Европу с Азией в сухопутных торговых отношениях; в-четвертых, «освобождение России от ига иноплеменного через Минина и Пожарского из сего города произошло»; в-пятых, «все воспоминания о древности нижегородской дышат свободою и прямой любовью к Отечеству, а не к тиранам его».

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных изданий виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Сословный суд, разумеется, отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Пестель был сторонником широкого развития промышленности в стране, хотя утопическое наделение всех граждан землей мешало бы в его будущей республике образованию пролетариата.

Он был врагом всякого принуждения в промышленности, считая, что «одни вольнонаемные работники должны бы при всяких заводах быть употребляемы».

Пестель отстаивал самую широкую и неограниченную свободу торговли. Границы Российской республики должны были по конституционному проекту раздвинуться до своих «естественных пределов». Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были, по его мнению, слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Пестель не понимал значения национального развития угнетенных народов и не сумел найти путей к разрешению
национального вопроса
. Правда, формально русский народ не имел каких-нибудь преимуществ перед нерусскими народностями, по конституции Пестеля; все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но в этой же конституции намечались жестокие меры против «буйных» кавказских народов. «Русская Правда» предлагала «разделить все сии кавказские народы на два разряда – мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям». Пестель считал желательной и христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: в Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должна быть провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России, по принципам «Русской Правды» “, со всеобщим избирательным правом, «дележом земли» и пр. После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделялась от России, но сохраняла с ней самый «тесный союз» на мирное и военное время, «вследствие коего бы Польша обязалась все войско свое присоединить на случай войны к
российской армии
, дабы тем в полной мере доказать, что чувства искренней дружбы и преданности к России питает т питать будет». План отделения Польши введен был в «Русскую Правду» «в предположении, что Польша заслужит самостоятельную независимость поступками своими и образом своего действия в роковое время Российского возрождения и государственного преобразования».

Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо

отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом от представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

47. «РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ

Критика формального характера демократизма, который утверждали тогда европейские конституции, а также жаркие споры декабристов по поводу основ конституционной программы Н. Муравьева способствовали формированию республиканских взглядов П.И. Пестеля, поиску им тех путей, которые, по его представлению, могли установить действительное народовластие.

«Русская правда» – этот важнейший памятник идеологии декабризма, интереснейший документ той исторической эпохи, явился во многом плодом коллективного творчества декабристов. После принятия основных положений на Киевском съезде руководителей Южного общества в 1823 г. «Русская правда» стала фактически его программным документом. Она не раз обсуждалась также на заседаниях Северного общества.

«Русская правда» решительно отменяла самодержавное правление и провозглашала республику. При этом Пестель отстаивал такую форму республиканского строя, при которой были бы исключены политические преимущества дворянства и буржуазии. Поэтому одной из первостепенных задач он считал введение равенства всех граждан перед законом, ликвидацию всех сословий. Пестель предусматривал для России демократический
государственный строй
. При этом строе верховная власть должна была принадлежать однопалатному Народному вечу. Пестель выступал противником двухпалатной системы, которая давала возможность для усиления значительного влияния крупных собственников как из дворян, так и из буржуазных кругов. Согласно его проекту Народное вече избирается путем двухстепенных выборов в количестве 500 человек сроком на 5 лет, при этом впоследствии каждый год 1 / 5 часть его состава выбывает, а на их место выбираются новые депутаты. Этот парламент объявляет войну, заключает мир, обсуждает и принимает все законы кроме конституционных. Последние должны быть обнародованы и опубликованы в печати только после их одобрения народом.

Исполнительная власть согласно «Русской правде» передавалась пяти лицам, избираемым Народным вече на 5 лет и составлявшим Державную думу. Каждый год состав думы обновлялся: выбывал один член и на его место избирался новый. Каждый член Державной думы в последний год пребывания в ней становился президентом. Пестель полагал, что выборы в которых будут участвовать все российские граждане, достигшие 20 лет, за исключением осужденных по суду и находящихся в личном услужении, отберут для участия в управлении государством «самых достойнейших и просвещеннейших людей».

Всякая мысль о федерации решительно отвергалась автором, поскольку ассоциировалась у него с временами раздробленности Русского государства.

Восстания Северного общества 14 декабря 1825 г. и Южного общества в декабре 1825 г. – январе 1826 г. потерпели поражение, а 5 руководителей
тайных обществ
были казнены. Однако нравственное и политическое наследие декабристов оказало значительное влияние на ход общественно-политической мысли России. Сам факт принесения себя в жертву вполне обеспеченными людьми из высших слоев общества, благородные цели восставших подавали пример их последователям.

Из книги
Гвардейское столетие

автора

Бушков Александр

«Русская Правда» П. И. Пестеля
Введение
…12. Определение, цель и действие Русской Правды Русская Правда есть по сему верховная всероссийская грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все предметы и статьи, уничтожению и ниспровержению

Из книги
Кто есть кто в истории России

автора

Ситников Виталий Павлович

Из книги
Русская история. 800 редчайших иллюстраций

автора

Из книги
Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

автора

Буровский Андрей Михайлович

Русская правда
О первом кодексе законов на Руси, о Русской правде, мы знаем по спискам-копиям XIII–XV веков. Различают «Правду Ярославичей» – кодекс, написанный сыновьями Ярослава, Изяславом, Святославом и Всеволодом, в 1072 году. И более раннюю «Правду Ярослава» – от 1016 или

Из книги
Зверь на престоле, или правда о царстве Петра Великого

автора

Мартыненко Алексей Алексеевич

Русская Правда
«Славянские племенные союзы IX в… были государства, построенные снизу вверх»» .И вышепоименованные так называемые «низы» даже в эпоху крепостничества, на самом деле, в плане своей духовности так и остались наверху. Лишь они одни и позволили

Из книги
Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций]

автора

Ключевский Василий Осипович

РУССКАЯ ПРАВДА
Я кончил изображение
политического порядка
, установившегося на Руси в XI и XII вв. Теперь я должен обратиться к более глубокой, зато и более сокрытой от глаз наблюдателя сфере жизни, к гражданскому порядку, к ежедневным частным отношениям лица к лицу и тем

Из книги
Допетровская Русь. Исторические портреты.

автора

Федорова Ольга Петровна

РУССКАЯ ПРАВДА{74} (извлечение)
1. Если муж убьёт мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны брата, или племянник со стороны сестры; если никто не будет мстить, то взыскивается 40 гривен{75} за убитого.2. Если придёт на суд человек, избитый до крови

Из книги
Обзор истории русского права

автора

Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги
Хрестоматия по истории СССР. Том1.

автора

Автор неизвестен

37. «РУССКАЯ ПРАВДА»
«Русская Правда» дошла до нас более чем в 100 списках, относящихся к XIII–XVII вв. Составлялась «Русская Правда» постепенно. В основе ее лежит запись права, сделанная в начале XI века при Ярославе Мудром. Затем в «Русскую Правду» вошли дополнения, сделанные

Из книги
Декабристы

автора

Йосифова Бригита

«Русская правда»
Почтовая контора была создана в Москве в начале XVIII века в соответствии с повелением Петра I: «Почты устроить от Петербурга до всех главных городов, где губернаторы обретаются ныне».Эти конторы должны были возглавить
знающие люди
, которые смогли бы

Из книги
Родная старина

автора

Сиповский В. Д.

Русская Правда
Вместе с христианством из Византии перенесены были в Русскую землю все церковные порядки и законы. Свод церковных законов, «Номоканон», перешел к нам, вероятно, в болгарском переводе, под названием «Кормчая книга».Задумал Ярослав установить и в мирских

Из книги
Родная старина

автора

Сиповский В. Д.

К рассказу «Русская Правда»
«Русская Правда» начала составляться еще во время правления Ярослава в Новгороде в 1016 г. и потом неоднократно дополнялась. В частности, в 1060-х гг. ее дополнили сыновья Ярослава («Правда Ярославичей», в которой кровная месть была наконец

Из книги
Русская история. Часть I

автора

Воробьев М Н

«РУССКАЯ ПРАВДА»
1. – Юридические памятники
Древней Руси
. 2. – «Русская Правда». 2а. – Краткая редакция. 2б. – Правда Ярослава. 2в. – Правда Ярославичей. 3. – Пространная редакция. 4. – Церковный устав князя Владимира. 5. – Источники церковного устава. 6. – Значение

Из книги
Русь и ее самодержцы

автора

Анишкин Валерий Георгиевич

«Правда Ярослава», или «Русская правда»
«Русская правда»- памятник русского права в Древней Руси XI–XII вв. Это сборник постановлений на основе права того времени. Статьи, составляющие сборник, карают за убийства, за поджоги, за уничтожение скота.Различают три основные

Из книги
По тонкому льду

автора

Крашенинников Фёдор

Русская правда
Оппозиция бесконечно разыгрывает
западную историю
о том, как герой противостоит системе, раскрывает всем глаза на злодеяние власти, а возмущенные несправедливостью люди, прочитав доклад о войне и коррупции или посмотрев сюжет, выходят на улицу –

Из книги
Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия [антология]

автора

Акунин Борис

Пространная Правда Русская
Подготовка текста и перевод М. Б. Свердлова
Пространная Правда Русская (далее – ППР) являлась сводом законов и представляла собой собрание законов, изданных в разное время князьями. Ее основой стала Краткая Правда Русская (далее – КПР),

пестель муравьев конституция декабрист

Декабристы придавали
большое значение
созданию конституционных проектов. Глава Южного общества П.И. Пестель годами трудился над проектом своей конституции.

Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура должна была длиться 10-15 лет.

Его конституционный проект «Русская правда» был наказом Временному верховному правлению, облаченному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: «Русская правда, или Заповедная Государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования
государственного устройства
России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления». Этот проект показывал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени.

Друг Пестеля, секретарь Южного общества Н.И. Лорер вспоминает: «В квартире, во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания, и всевозможные конституции. Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках».

В работе над текстом проекта принимали участие Юшневский, Сергей Муравьев-Апостол, писавший отдельную главу. Записки декабриста Н.И. Лорера. М. На Киевском съезде 1823 г. основные положения «Русской правды» были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Свой проект Пестель назвал «Русской правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси, но лишь в 1824 г., раньше проект названия не имел.

Любовь к Родине Пестель ставил выше всего. «Любовь к отечеству – сей источник всех государственных добродетелей и сия сильнейшая подпора существования и благоденствия царств», – писал он в одном из набросков. Пестель придавал большое тактическое значение «Русской правде». По его мнению, нельзя было начинать следствии. Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от «ужасов безначалия» и «народных междоусобиц», которых он хотел избежать. Немедленное установление диктатуры Временного правительства после переворота и наличие готового «верного наказа» Временному правительству – «Русской правды» обеспечивало, по мнению Пестеля, нужный ход событий в самое опасное для революции время – с момента военного выступления до момента установления республики и введения в действие новых революционных учреждений.

В «Русской Правде» намечалось 10 глав:

  • 1. О границах государства.
  • 2. О различных племенах.
  • 3. О сословиях государства.
  • 4. «О народе в отношении к приуготовляемому для него политическому и общественному состоянию».
  • 5. «О народе в отношении приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию».
  • 6. Об устройстве и образовании верховной власти.
  • 7. Об устройстве и образовании местной власти.
  • 8. Об устройстве безопасности в государстве.
  • 9. О правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве. 10. Наказ для составления государственного свода законов.

По свидетельству Пестеля, написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы остались в виде черновых подготовительных отрывков. Поэтому для анализа привлекаются показания декабристов на процессе, а также так называемый Государственный завет, сохранившийся в деле члена Общества соединенных славян Шимкова.

Прежде всего Пестель уделяет внимание решению двух важных вопросов: отмене крепостного права и уничтожению самодержавия. Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права, потому что это «…дело постыдное, противное человечеству. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека.
Будущая Россия
, по Пестелю, – это общество прежде всего лично свободных людей. «…без свободы личной нет государственного здания, и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия».

Но освобождение крестьян без земли он считал мыслимым, поэтому аграрный проект подробно разработан, хотя в нем объединены два противоречивых принципа: с одной стороны, он признавал правильным, что «земля есть собственность всего рода человеческого», а не частных лиц, и поэтому не может быть частной собственностью, ибо «человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать». Следовательно, земля – общее достояние всего рода человеческого. Но, с другой стороны, он признавал, что «труды и работы суть источники собственности», и тот, кто землю удобрил и обработал, имеет право владеть землей на основе частной собственности и, тем более что для процветания хлебопашества «нужно много издержек». Их согласится сделать только тот, который «в полной своей собственности землю иметь будет».

Признав за правильные оба противоречивых положения, Пестель положил в основу своего аграрного проекта и требования разделения земли пополам, и признания каждого из этих принципов лишь одной из половин разделенной земли. Вся обрабатываемая земля в каждой волости (так предполагалось называть мелкое административное подразделение будущего государства), по проекту Пестеля, делится на 2 части: первая часть является общественной собственностью и ее нельзя продавать, она идет в общий раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть является частной собственностью, объектом купли-продажи, и предназначена для производства «изобилия». Общинная часть делится между волостными общинами.

Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его. Это будет гарантией от нищенства, голода, пауперизма. Волостная земля – общинная. Получивший надел владеет им на общинном праве, не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать. части каждый россиянин может прикупить землю, чтобы расширить свое хозяйство. Для осуществления этого проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. «Если у помещика имеется 10 тыс. десятин или более, тогда отбирается у него половина земли без всякого возмездия. Если имелось менее 10 тыс. десятин, но не более 5 тыс. десятин, то половина отбиралась за вознаграждение в виде денег или земли в другой волости, но чтобы общее количество земли не превышало 5 тыс. десятин». Записки декабриста Н.И. Лорера. Таким образом, помещичье землевладение при полном уничтожении крепостного права частично сохранялось.

Для своего времени проект Пестеля был чрезвычайно радикальным. Накануне реформы 1861 г. крестьянская запашка занимала лишь 1/3 обрабатываемых земель – 2/3 были под барской запашкой. Пестель же отдавал 1/2 всей обрабатываемой земли крестьянам, ничего не «отрезав» у последних. Таким образом, аграрный проект Пестеля гораздо шире, чем реформа 1861 г., открывала дверь буржуазному развитию страны. Пестель нигде не говорит о выкупе крестьянами полученной земли, «вознаграждение» помещикам платит государство. Предполагалось, что будущая Российская республика будет иметь банки и ломбарды, дающие крестьянам ссуду на первоначальное обзаведение и расширение своего предпринимательства.

Таков был проект ликвидации крепостного права. Что касается государственного устройства, Пестель был убежденным противником самодержавия, называя его «разъяренным зловластием». В «Русской правде» он выражает желание изгладить даже само воспоминание о прежнем торжестве этой тирании. Поэтому самодержавие в России, по проекту Пестеля, решительно уничтожалось, и не только сам институт самодержавия, но и весь царствующий дом.

Записная книжка Пестеля. «Русская правда» провозглашала республику. И хотя текст 6 главы, где планировалось изложить структуру верховной власти, до нас не дошел, республиканские установки Пестеля изложены им в «Государственном завете» и в показаниях на следствии: «Я сделался в душе республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как республиканском правлении». Верховная власть должна принадлежать народу.

«Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». Все сословия должны быть решительно уничтожены и слиты в «единое сословие гражданское». Предполагалось уничтожить и сословные привилегии. Все россияне объявлялись одинаково «благородными», т. е. «рожденными во благо». Следовательно, провозглашалось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Немедленно уничтожались гильдии, цехи, а также военные поселения, «одна мысль о которых наполняла каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом».

Гражданского совершеннолетия, по «Русской правде» россиянин достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права. Какой-либо имущественный ценз отсутствовал. Враг аристократии феодальной, Пестель был не меньшим врагом «аристократии богатств», т. е. политических цензовых преимуществ, которые получали капиталисты-собственники в некоторых буржуазных государствах. Чтобы избирать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином.

Пестель предполагал, что избиратели отдадут предпочтение более просвещенным людям, но ценза грамотности у него в конституции не было. Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика делилась на губернии, уезды и волости. Ежегодно в каждой волости собиралось так называемое земское народное собрание, выбиравшее депутатов в различные «наместные собрания», а именно:

  • 1. В свое наместное волостное собрание.
  • 2. В свое наместное уездное собрание.
  • 3. В свое наместное окружное или губернское собрание.

Выборы были прямыми, во главе стояли «волостные предводители» и «выборные посадники». Компетенция наместных собраний была высокой: выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости и уезде, принимали жалобы на местное начальство, выбирали и утверждали чиновников местного управления. Окружные вече.

Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенными. Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве, оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе. Народных представителей выбирали на 5 лет, каждый год переизбиралась 1/5 часть Народного вече. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного вече последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного вече, т. к. оно представляло «волю и душу народа в государстве». Державная дума состояла из 5 членов, избранных Народным вече на 5 лет, ежегодно одного переизбирали.

Кроме законодательной и исполнительной власти, Пестель выделял власть блюстительную, которая осуществляла контроль за соблюдением конституции и двумя другими ветвями власти. Центральный орган блюстительной власти – Верховный собор, должен был состоять из 120 членов, называвшихся «боярами» и избиравшихся пожизненно. Столицей российской республики, по «Русской правде», должен был стать Нижний Новгород, расположенный в центре страны, на торговых путях, а также бывший центр организации ополчения Минина и Пожарского.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности, объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания (хотя запрещалось многоженство у мусульман). За содержание печатных произведений виновные отвечали только перед судом. Суд сословный отменялся, вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан. Границы Российской республики должны были, по конституционному проекту, раздвинуться до своих «естественных пределов».

Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны, по его мнению, слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Правда, формально русский народ не имел каких-нибудь преимуществ перед нерусскими народностями, все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но в этой же конституции намечались жестокие меры против «буйных» кавказских народов, которые предлагалось «разделить на 2 разряда – мирные и буйные: первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям».

Пестель считал желательной и христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов. Что касается польского вопроса, то за Польшей признавалось право отделения от России, но при следующих условиях: «В Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России. После отделения Польская республика сохраняла с Россией самый тесный союз в мирное и военное время». Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда», проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо абсолютного государства. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.

Полное наименование –

Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления, обладающего диктаторскими полномочиями
.

История документа

Основные положения «Русской правды» были одобрены
Южным обществом
в 1823 году, а своё название документ получил в 1824 году. Полное название такого: «Русская правда или заповедная грамота для народов России, служащая заветом для государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного народного правительства.» Работа над документом велась 4 года. Из запланированных 10 глав были написаны только 5.

Глава первая. О земельном пространстве.

Глава вторая. О племенах, Россию населяющих.

Глава третья. О сословиях, в России обитающих.

Глава четвёртая. О народе в политическом отношении.

Глава пятая. О народе в гражданском отношении.

Мнение эксперта:

Русская Правда Пестеля – это исторический памятник, описывающий правовые нормы и обычаи Древней Руси. Эксперты отмечают, что данный документ является ценным источником для изучения социально-экономических отношений и правовой системы того времени. В частности, “П и пестель” русская правда дележ земель представляет собой детальное описание процедуры дележа земель между наследниками. Эксперты подчеркивают, что эта тема имеет большое значение для понимания социально-экономических отношений и общественной жизни Древней Руси.

Некоторые положения "Русской правды" Пестеля / Борис КипнисНекоторые положения “Русской правды” Пестеля / Борис Кипнис

Источники идей

Основой всех конституционных проектов декабристов стали идеи «Эпохи Просвещения », принципы «естественного права ».

Интересные факты

  1. Русская Правда Пестеля П.И. была одним из первых проектов конституции в России. Она была написана в 1820-х годах и содержала ряд радикальных идей, таких как отмена крепостного права, введение всеобщего избирательного права и разделение властей. Проект конституции был представлен Александру I, но не был принят.

  2. Русская Правда Пестеля П.И. была основана на идеях французской революции. Пестель считал, что Россия должна следовать примеру Франции и свергнуть монархию. Он также был сторонником республиканского правления.

  3. Русская Правда Пестеля П.И. была одним из первых документов, в котором говорилось о необходимости освобождения крестьян. Пестель считал, что крепостное право является несправедливым и препятствует развитию России. Он предлагал освободить крестьян с землей и дать им право голоса.

История отечественного государства и права. Лекция 2. Русская правда, как памятник праваИстория отечественного государства и права. Лекция 2. Русская правда, как памятник права

Преобразования, предусмотренные «Русской правдой»

Государственное устройство

  • Высшая законодательная власть принадлежала однопалатному

    Народному вече
    . В него входили 500 человек.
  • Исполнительная власть осуществлялась

    Державной думой
    в составе 5 человек, избиравшихся Народным вечем на 5 лет (каждый год по одному человеку). Председателем был тот человек, который заседал в Думе последний год. Думе подчинялись все министерства.
  • Высшая контрольная («блюстительная») власть доставалась

    Верховному собору
    из 120 человек, куда пожизненно избирались самые
    уважаемые люди
    со всей страны.
  • Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостные

    наместные собрания
    .
  • Исполнительная власть на местах осуществлялась соответствующими

    наместными
    .

Земельный вопрос

«Русская правда» предполагала полную отмену крепостного права

Вместе с тем решение вопроса о земле было компромиссным. Пестель определил, что половина пахотной земли должна выполнять
социальную функцию
предотвращения бедности, для чего она должна находиться в общинной собственности. А вторую половину земельного фонда планировалось оставить в частной собственности. Помещичья земля предназначалась для сдачи в аренду фермерам – «капиталистам земледельческого класса», которые должны были организовать на ней крупные товарные хозяйства с широким привлечением наёмного труда.

В целом распределение земли между общиной и помещиками по «Русской Правде» примерно соответствовало сложившимся в то время пропорциям. Так, накануне крестьянской реформы 1861 года по шести типичным крепостническим губерниям (Казанской, Воронежской, Саратовской, Псковской, Новгородской и Симбирской) в фактическом распоряжении крестьян находилось 43,3 % общей площади земельных угодий. Таким образом, за помещиками должна была сохраниться подавляющая часть занимаемой ими земли. Сам Пестель думал по этому поводу следующее:

Несмотря на указанные ограничения, проект Пестеля был для того времени чрезвычайно радикальным. Накануне реформы 1861 г. крестьянская запашка, как известно, занимала лишь одну треть обрабатываемых земель – две трети земли были под барской запашкой. Пестель же отдавал крестьянам половину всей обрабатываемой в государстве земли, то есть значительно увеличивал крестьянское землепользование по сравнению с тем количеством земли, которым крестьяне могли пользоваться при крепостном праве. Крестьянская реформа 1861 г., как известно, ещё отрезала от крестьянского землевладения одну пятую крестьянских земель (знаменитые «отрезки») и выселила крестьян «на песочки» (земельные наделы, выделявшиеся крестьянским семьям). Ничего подобного в проекте Пестеля не было.

Таким образом, аграрный проект Пестеля выдвигал требование дать крестьянам значительно больше земли, чем дала спустя три десятилетия правительственная реформа. Отсюда следует, что аграрный проект Пестеля гораздо шире, чем реформа 1861 г., открывал дверь именно буржуазному развитию страны.

Гражданские свободы

  • Все проживающие в России племена и народы сливались в один

    русский народ
    .
  • Все сословия сливались в одно

    гражданское сословие
    .

«Русской правдой» предусматривалось:

  • Равенство всех граждан перед законом.
  • Избирательное право для всего мужского населения, достигшего двадцатилетнего возраста.
  • Свобода слова , печати, вероисповеданий.
  • Свобода собраний, занятий, передвижения.
  • Неприкосновенность личности и жилища.
  • Введение нового суда, равного для всех.

Национальный вопрос

Разделить все население России на три разряда:

  • Племя Славянское, Коренной Народ Русской

В этот разряд входят все
славянские народы
без различия.

  • Племена, к России присоединенные

Тут предлагался набор идей для разных народов:

Жители
Средней Азии
должны быть преобразованы в Аральское Казачество с правом сохранения мусульманского вероисповедания, но искоренением многоженства.

Цыгане обязаны либо принять православие, либо быть выселенными за пределы России.

«Буйные» кавказские племена надлежит переселить «вглубь России», предварительно раздробив на малые части. «Мирные» кавказские племена оставить на Кавказе.

Интеграция евреев, в силу их национальных и конфессиональных особенностей, рассматривалась как значительная проблема планируемого государства:

«Паче же всего надлежит иметь целью устранение вредного для Християн влияния тесной связи Евреями между собою содержимой ими противу Християн направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей» .

Предлагались два варианта решения этого вопроса. Либо достижение договоренности с представителями еврейской общины: если «Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в
неприязненное отношение
к Християнам» . Либо сбор 2 миллионов евреев России и Польши, которому должны быть приданы армейские части, с последующим переселением их на территорию азиатской Турции и созданием там еврейского государства.

  • Иностранцы являлись третьим разрядом и делились на подданных и неподданных России по их собственному выбору. Неподданным запрещалось иметь недвижимое имущество и состоять на государственной службе.

Опыт других людей

Пестель и “Русская Правда” – темы, которые не перестают быть актуальными и обсуждаемыми. Люди высказывают разные мнения о значимости этого исторического документа и его авторе. Некоторые считают, что “Русская Правда” Пестеля имеет огромное историческое значение и является важным источником для изучения древнерусского права и общественной жизни. Другие же относятся к этому сдержанно, указывая на различные интерпретации историков и возможные политические мотивы автора. В любом случае, “Русская Правда” Пестеля продолжает привлекать внимание и вызывать дискуссии среди историков и общественных деятелей.

«Русская Правда» П. Пестеля. Россия в первой половине XIX века. Урок 100«Русская Правда» П. Пестеля. Россия в первой половине XIX века. Урок 100

Напишите отзыв о статье “Русская правда (Пестель)”

Примечания

Литература

  • Восстание декабристов. – М.-Л., 1958. – Т. 7.
    (первая публикация
    полного текста
    «Русской правды»).
  • Павел Пестель. «Русская правда». М., 1993.

Ссылки

  • . 1824. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

Отрывок, характеризующий Русская правда (Пестель)

– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.

– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.

Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.

Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.

Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.

Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.

Только что солнце показалось на чистой полосе из под тучи, как ветер стих, как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра; капли еще падали, но уже отвесно, – и все затихло. Солнце вышло совсем, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, стоявшей над ним. Через несколько минут солнце еще светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая ее края. Все засветилось и заблестело. И вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий.

Не успел еще Ростов обдумать и определить, как далеки эти выстрелы, как от Витебска прискакал адъютант графа Остермана Толстого с приказанием идти на рысях по дороге.

Эскадрон объехал пехоту и батарею, также торопившуюся идти скорее, спустился под гору и, пройдя через какую то пустую, без жителей, деревню, опять поднялся на гору. Лошади стали взмыливаться, люди раскраснелись.

– Стой, равняйся! – послышалась впереди команда дивизионера.

– Левое плечо вперед, шагом марш! – скомандовали впереди.

И гусары по линии войск прошли на левый фланг позиции и стали позади наших улан, стоявших в первой линии. Справа стояла наша пехота густой колонной – это были резервы; повыше ее на горе видны были на чистом чистом воздухе, в утреннем, косом и ярком, освещении, на самом горизонте, наши пушки. Впереди за лощиной видны были неприятельские колонны и пушки. В лощине слышна была наша цепь, уже вступившая в дело и весело перещелкивающаяся с неприятелем.

Ростову, как от звуков самой веселой музыки, стало весело на душе от этих звуков, давно уже не слышанных. Трап та та тап! – хлопали то вдруг, то быстро один за другим несколько выстрелов. Опять замолкло все, и опять как будто трескались хлопушки, по которым ходил кто то.

Гусары простояли около часу на одном месте. Началась и канонада. Граф Остерман с свитой проехал сзади эскадрона, остановившись, поговорил с командиром полка и отъехал к пушкам на гору.

Вслед за отъездом Остермана у улан послышалась команда:

– В колонну, к атаке стройся! – Пехота впереди их вздвоила взводы, чтобы пропустить кавалерию. Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик, и на рысях пошли под гору на французскую кавалерию, показавшуюся под горой влево.

Как только уланы сошли под гору, гусарам ведено было подвинуться в гору, в прикрытие к батарее. В то время как гусары становились на место улан, из цепи пролетели, визжа и свистя, далекие, непопадавшие пули.

Давно не слышанный этот звук еще радостнее и возбудительное подействовал на Ростова, чем прежние звуки стрельбы. Он, выпрямившись, разглядывал поле сражения, открывавшееся с горы, и всей душой участвовал в движении улан. Уланы близко налетели на французских драгун, что то спуталось там в дыму, и через пять минут уланы понеслись назад не к тому месту, где они стояли, но левее. Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях.

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями.

Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу.

– Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем…

– Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле…

Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
    ;
  • Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
    ;
  • Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
    ;
  • Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
    ;
  • Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
    ;
  • Поиск инн организации по названию
    ;
  • Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
    ;
  • Измерение величин Измеряется s в физике
    ;

Частые вопросы

Что относится к Русской Правде Пестеля?

«Русской правдой» предусматривалось: Равенство всех граждан перед законом. Избирательное право для всего мужского населения, достигшего двадцатилетнего возраста. Свобода слова, печати, вероисповеданий.

Что хотел Пестель?

Союзниками декабристов Пестель считал крестьян, которые в благодарность за отмену крепостного права и наделение землей, по его мнению, поддержат восставших. По Муравьеву же, Россия должна была стать конституционной монархией, при которой царь обладал бы чисто представительскими функциями.

Как назывался конституционный проект разработанный п пестелем?

Конституционный проект «Русская Правда» П. И. Пестеля. 1822–1824 гг.

Кто из декабристов был автором Русской правды?

Он был создателем и бессменным руководителем Южного общества декабристов. С 1821 года Павел Иванович начал подготовку обширного проекта социально-экономических и поли-тичеаких преобразований в России. (Позже он назвал этот документ «Русской правдой».)

Оцените статью
Добавить комментарий