Участники должны быть
расположены
по
кругу
. Выберете широкое
место для игры
. Выберите
ведущего
, который
встает
по
центру
.
Стоя
в
кругу
между
ними
начинают
перебрасывать мячик
волейбольный
(или
баскетбол
). Водящий стоит
в
центре
круга
. Он
попытался
перехватить
мяч
, или
по
крайней
мере
касаться
мяча
рукой
, когда
мяч
в
воздухе
или
в
руках
игроков.
Если
Водящий сумел
сделать
это
на
своем
месте
, который
был
последним
мяч
игроки
, ведущую
роль
в
круге
Перед
игрой
, вы
можете
договориться
, может
не
только
бросать
мяч
на
другую
сторону
по воздух
, и
катался
по
земле
. Если
мяч
падает на землю
игроки
могут
менять свои
позиции
в
кругу
. Возьмите
мяч
и
вернуться
на то
место где они находился
, и
они
продолжают
игру
.
Комплексная
игра
, вы
можете
выбрать
между
двумя
свинца
. Вы
также
можете
согласиться
не
более
объятиями
в
воздухе
, а
не
бросать
мяч
ниже
. Учитель
несет
ответственность
за
соблюдение
этих
правил
, который
ввел
новое
нарушение
лидерства
(из
числа
нарушителей
) правил
, а
также
круг
.
Месяц |
Подвижные игры |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Татарская Татарская народная игра «Кот на крыше Русская народная игра «Кот и мыши» Русская народная игра «Наседка и цыплята» Татарская народная игра «Овощи» Русская народная игра «Волк» Татарская народная игра «Лисичка и курочки» Русская народная игра «Куры в огороде» Татарская народная игра «Кошка и мыши» Русская народная игра «Наседка и цыплята» Русская народная игра «Стая уток» Русская народная игра «Лиса в курятнике» Татарская народная игра «Серый волк» Русская народная игра «Воробышки и кот» Татарская народная игра «Лисички и курочки» Русская народная игра «Наседка и цыплята» Татарская народная игра «Кот и мыши» Русская народная игра «Лохматый пес» Татарская народная игра «Кот на крыше» Русская народная игра «Солнышко и дождик» Татарская народная игра «Карусель» Русская народная игра «Волк» Татарская народная игра «Лисичка и курочки» Русская народная игра «Наседка и цыплята» Татарская народная игра «Собачки и зайчики» Русская народная игра «Курица и цыплята» Татарская народная игра «Мяч по кругу» |
Предварительный просмотр:
Башкирские народные игры
Юрта
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
–
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра
(
крыши), получается юрта.
Правила игры.
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Медный
пень
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
–
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
–
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три
Беги!» -разбегаются в
разные стороны
. Добежавший
первым встает
за медным пнем.
Правила игры.
Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Палка-кидалка
Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку дайной 50см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен,
Правила игры.
Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия; Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
Липкие пеньки
Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры.
Пеньки не должны вставать с мест.
Стрелок
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок т- стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры.
В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Мнение эксперта:
Подвижная игра про собаку для детей может стать отличным способом разнообразить занятия физкультурой. Эксперты отмечают, что такая игра не только способствует физическому развитию детей, но и развивает их координацию и социальные навыки. Включение подобных игр в картотеку по физкультуре для учащихся начальных и младших классов позволит сделать занятия более интересными и эффективными. Кроме того, подобные игры могут способствовать формированию у детей положительного отношения к занятиям спортом и физической активности в целом.
Предварительный просмотр:
Марийские народные
игры
Катание мяча
Играющие договариваются, в каком порядке они будут катать свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3-5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получит одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не
попадет в ямку, катит
следующий по очереди. Победит тот, кто
первый наберет условное количество очков.
Правила игры.
Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
Биляша
На площадке чертят две линии на расстоянии 3 -4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по
собственному желанию
и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрок – нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.
Правила игры.
Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место.
Интересные факты
-
Подвижная игра “Собачка” развивает у детей ловкость, быстроту реакции и координацию движений. Она также помогает детям научиться работать в команде и взаимодействовать друг с другом.
-
Картотека по физкультуре на тему “Картотека игр УМК и НРК” содержит большое количество разнообразных подвижных игр, в которые можно играть с детьми разного возраста. Игры подобраны таким образом, чтобы они были интересны и полезны для детей, а также соответствовали требованиям образовательной программы.
-
Подвижная игра “Собачка” может быть использована в качестве разминки перед основным занятием по физкультуре или в качестве самостоятельной игры. Она также может быть использована в качестве игры на свежем воздухе или в помещении.
Предварительный просмотр:
Мордовские народные игры
Котел
В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2-3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч палкой. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.
Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.
Правила игры.
Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.
Салки
Ямки-салки роют по размеру мяча (3 -4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5-1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.
Правила игры.
Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.
Круговой
Играющие чертят
большой круг
, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры.
Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
Раю-раю
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие –
мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
–
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью входят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры.
Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Опыт других людей
“Подвижная игра про собаку для детей” из Картотеки игр УМК и НРК получила восторженные отзывы. Родители отмечают, что игра стимулирует активность и развивает координацию движений у детей. Они отмечают, что игра помогает детям учиться работать в команде и развивает социальные навыки. Многие также отмечают, что игра прекрасно подходит для проведения занятий по физкультуре в детских садах и школах, внося разнообразие в уроки физкультуры.
Предварительный просмотр:
Татарские народные
игры
Продаем горшки
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры.
Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Серый волк
На площадке на расстоянии 20-30 м чертят две линии. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки,
серый волк
прячется за одной чертой (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне за другой чертой. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идем.
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберем.
- Вам зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
–
Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов
не видать
серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.
Правила игры
.
Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут привнесены слова
не видать.
Ловить убегающих можно только до черты дома.
Скок-перескок
На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место
Одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры.
Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
Хлопушки
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу:
левая рука
на поясе,
правая рука
вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп
–
сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной.
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры.
Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Займи место
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет по кругу в противоположную сторону и говорит:
–
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу
-Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры.
Круг должен сразу остановиться при слове беги.
Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Ловушки
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают
всех.
Правила игры.
Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
Жмурки
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга, остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!» – и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры.
Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга, обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
Перехватчики
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
–
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры.
Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
Тимербай
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
–
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами
вот так
водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры.
Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре разные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Лисички и курочки
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На
противоположном – стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая
вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним
подкрадывается лисичка, петухи кричат «Ку-ка-ре-ку!» По этому
сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая
старается запятнать любого из игроков.
Правила игры.
Если водящему не удается запятнать кого-либо из
игроков, то он снова водит.
Угадай и догони
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.
Правила игры.
В случае если водящий не поймает товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.
Кто первый?
Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой -ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, тот считается победителем.
Правила игры.
Расстояние от одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды.
По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки с песком, стараясь, добросит до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде
большее число
участников добросит мешочки до флажка.
Правила игры.
Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
Мяч по кругу
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от которого был пойман мяч.
Правила игры.
Передача мяча производится путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча.
Спутанные кони
Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила игры.
Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
Предварительный просмотр:
Удмуртские народные
игры
Водяной
Очерчивают круг – это пруд или озеро.
Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и
повторяют слова: – Водяного нет, а людей-то много.
Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые
подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в
кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано
большинство игроков.
Правила игры.
Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловушками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Серый зайка
На площадке чертится квадрат (6×6 м) – это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукругом в 3-5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят:
Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?
На
последние слова
зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.
Правила игры.
Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.
Догонялки
Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:
–
Пять бород, шесть бород,
Седьмой
–
дед с бородой.
Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово
тыбяк.
Пойманный выходит из игры.
Правила игры.
Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
Игра с платочком
Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется.
Правила игры.
Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей,
стоящих парами
. Игра начинается по сигналу.
Предварительный просмотр:
Чувашские народные
игры
Хищник в море
В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные-рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила игры.
Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
Рыбки
На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий – акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула «салит» перебегающих. Объявляется счет «осаленных» из каждой команды.
Правила игры.
Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой «осалено» условленное число игроков, например пять. «Осаленные» не выбывают из игры.
Луна или солнце
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры.
Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Тили-рам?
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Первая команда говорит хором:
Тили-рам, тили-рам? (Кого вам, кого вам?) Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры
.
Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.
Расходитесь!
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» – после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры
.
Водящий может сделать определенное количество шагов
(по договоренности в зависимости от величины круга обычно три-пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после
слова,
расходитесь.
Летучая мышь
Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка – летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные -вокруг них. Один из капитанов первым кидает
летучую мышь
высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на
земле.
Правила игры.
Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.
Лариса Ез
Картотека подвижных игр
Гуси-гуси
Цель: учить диалогической речи; упражнять в беге
«стайкой», не сталкиваясь, начинать движения по сигналу.
Материал: эмблема волка или крупная игрушка, два шнура
(или начертить линии на песке).
Ход игры: Проводятся две линии – два
«дома», и очерчивается логово для
«волка». Среди играющих выбирается
«волк». Остальные дети –
«гуси». Воспитатель – хозяйка гусей. Затем происходит диалог между Хозяйкой и
Гусями:
Гуси, гуси! Га, га, га!
Есть хотите? Да, да, да!
Так летите же домой! Нам нельзя!
Серый волк, под горой
Не пускает нас домой!
Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
После этих слов
«гуси»пытаются перелететь из одного дома в другой, а волк их ловит.
Пастух и стадо
Дети изображают стадо
(коров, телят, овец). Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Взрослый произносит
слова:
Рано-рано поутру
Пастушок:
«Ту-ру-ру-ру».
А коровки в лад ему
Затянули:
«Му-му-му».
На слова
«Ту-ру-ру-ру»пастушок играет в рожок, после слов
«Му-му-му»коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щелкает кнутом, гонит стадо домой.
Игра может повторяться. Для нее нужен простор, чтобы дети могли с удовольствием походить по лугу.
Можно несколько изменить сюжет игры, введя в нее волка. В этом случае пастух выгоняет стадо на луг и внимательно следит, не появится ли волк, который охотится за овцами, телятами. Увидев волка, щелкает кнутом, как бы отпугивает его и гонит стадо домой.
Перед началом игры выбирается
«Совушка», которая должна сидеть в гнезде. Гнездом может быть что угодно, например песочница или начерченный на земле круг. Все остальные участники игры должны в хаотичном порядке расположиться по игровой площадке.
По звуковому сигналу
ведущего:
«День наступает – все оживает», дети должны спокойно бегать, прыгать по площадке, изображая всевозможных зверей, птиц или насекомых. А
«Совушка»в это время спокойно спит в своем гнезде. Далее звучит следующая команда ведущего
«Ночь наступает – все замирает»и в этот момент все дети должны замереть в той позе, в которой они оказались во время звучания команды. Сова в это время просыпается и вылетает на охоту. Она должна заметить игроков, которые пошевелились, и увести к себе в гнездо. Все пойманные совой игроки в последующих раундах становятся совами и все вместе по определенной команде вылетают на охоту. Игра ведется до того момента, пока не будут пойманы все участники игры. По результатам игры также можно отметить того участника, который поймал всех больше игроков.
Во время
подвижнойзапрещено очень долго гоняться за одним игроком, а игроку, которого поймали – насильно вырываться. Все играющие – птички, один – сова, которая находится в стороне от площадки. По сигналу
«День»сова спит, а птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал
«Ночь»все птички останавливаются и стоят
неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится, и забирает их к себе в гнездо. Через 15-20 секунд снова дается сигнал
«День», сова улетает в гнездо, дети – птички бегают по площадке.
Подбрось и поймай.
Предложите ребенку подбрасывать и ловить мяч. Вначале предложите подбросить мяч вверх, и подождать пока он ударится о землю, только после этого – поймать. Затем – ударить мяч о землю и сразу поймать его.
Найди свой домик
Каждый ребенок выбирает себе домик
(обруч, кубик, мяч, флажок). По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал
«Найди свой домик»занимают домики.
Чья колона быстрее соберется?
Дети стоят в две колоны напротив воспитателя. На определенный сигнал дети ходят колонами один за другим или в своей колоне перестраиваются в пары и ходят парами. Затем разбегаются по всей площадке. На слово
воспитателя: “Стой!” все останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель меняет место и
говорит: “Раз, два, три, быстрее стройтесь в колоны возле меня!” Воспитатель отмечает, чья колона быстрее соберется.
Затем игра повторяется.
Перелет птиц
Малыш стоит в одном углу комнаты. Он – птица.
В другом углу комнаты помещается лесенка-стремянка или стул
(табурет).
По сигналу взрослого “Птички улетают!” малыш, подняв руки-”крылья” в стороны, бегает по комнате.
По сигналу “Буря!” малыш бежит к лестнице
(табурету)и влезает на
нее: “птицы” скрываются от “бури” на “деревьях”.
Когда взрослый говорит: “Буря прекратилась”,- малыш спускается с лестницы и снова бегает
(”птицы” продолжают “полет”).
Во время игры взрослый должен находиться возле лестницы, чтобы в случае необходимости помочь малышу.
Коршун и наседка.
В игре участвуют несколько детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой – наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди – за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок – гнездо коршуна. По сигналу взрослого
«Коршун!»ребенок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны, защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.
Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 – 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети.
Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно
(при наличии достаточного места)двумя группами.
Правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.
Собака и воробьи
Цель: закреплять знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.
Материал: эмблемы воробьев, мягкая игрушка собачки.
Взрослый объясняет детям: «Мы все будем воробьями
(раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой?»
Ребенок-собачка берет
мягкую игрушку
, садится в уголок.
«Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке». Начинаем играть.
Скачет, скачет воробей: Скок-поскок! Скок-поскок!
Дети скачут кто как может.
Кличет маленьких детей: Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив!
Дети повторяют:
«Чив! Чив! Чив!»
Киньте крошек воробью, Я вам песенку
спою: Чик-чирик! Чик-чирик!
Дети повторяют:
«Чик-чирик!»
Взрослый говорит:
«Вдруг собачка прибежала, на воробушек залаяла громко-громко». Ребенок-собачка выбегает и громко
лает: ав-ав! Воробьи разлетаются в разные стороны. Игра продолжается по желанию детей 2-3 раза.
Гуси – лебеди
На одной стороне площадки определяют место для гусятника, где живут гуси, а на противоположной – поле, где они пасутся. Между полем и гусятником место для волка – волчье лежбище.
Одного ребенка выбирают волком. Волк сидит в лежбище, а гуси – в гусятнике. Воспитатель начинает игру
словами: “Гуси – лебеди, на поле!”. Гуси вылетают, размахивая крыльями. Через некоторое время воспитатель зовет
гусей: “Гуси – гуси, гусенята!” или “Гуси – лебеди, домой, серый волк под горой!”. Дети останавливаются и вместе
спрашивают: “Что он там делает?” – “Гусей щиплет”, отвечает воспитатель. – “Каких?”, опять спрашивают дети. – “Сереньких и беленьких. Прибегайте быстрее домой!”. Гуси бегут к себе в гусятник (за линию, а волк выбегает и ловит их. Пойманных отводит в логово. После 2-х выходов гусей в поле выбирается новый волк. Игра повторяется.
Самолеты
Группу детей разделяют на три соревнующиеся команды и расставляют в разных сторонах площадки или спортзала, воображаемых аэродромах. Перед каждой командой необходимо поставить кубики или флажки
разного цвета
. Родитель или воспитатель дает команду
«Приготовиться к полету». Это значит, что дети должны согнуть руки и начать выполнять круговые движения. Таким образом, создается впечатления, что самолеты заправляются и заводят моторы. Следующий сигнал –
«Летите». Дети выпрямляют руки, поднимают их и разбегаются в разные стороны. Последняя команда –
«На посадку»– означает, что все участники команд строятся в своеобразные звенья, и каждый опускается на колено, другими словами, самолеты успешно приземляются. Побеждает та команда, чье звено было построено быстрее.
Ворона и собачка
Цель: учить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
Материал: большая игрушечная собачка, эмблемки с изображением ворон.
Ход игры
Взрослый произносит:
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны:
«Кар! Кар! Кар!»
Дети прыгают, изображая ворону, издают каркающие звуки. Взрослый подходит, берет в руки собачку и
говорит:
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала:
«Ав! Ав! Ав!»
Дети-вороны разбегаются во все стороны. Игра повторяется по желанию 2-3 раза.
Беги к тому, что назову
Цель: напомнить названия предметов. Обучить бегать
«стайкой».
Правша: уметь слушать взрослого.
Ход игры
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог
объясняет:
«Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем
произносит:
«Раз, два, три. К песочнице – беги!»
Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и
произносит:
Раз, два, три,
К веранде – беги!
Дети бегут то к качелям, то к столику и т. д.
Листопад
Цель: закрепить знания детей о цвете, величине
осенних листьев
. Конкретизировать понятие – листопад.
Материал: осенние листья.
Вы все будете листочками, выберете себе листочек, который
понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький. Дети показывают и называют, какой лист он выбрал по цвету и величине. Взрослый
рассказывает:
«Листья легкие, они медленно летят по воздуху». Дети бегают взмахивают руками.
Листопад! Листопад! Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки.
(Действия выполняют дети с желтыми листочками.)
Кружатся красивые красные листочки.
(Действия выполняют дети с красными листочками.)
Покружились и уселись все на землю
(все приседают). Сели! Уселись и замерли
(не шевелятся).
Прилетел легкий ветерок, подул
(дует сам, за ним дети). Взрослый
продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны
(дети разбежались по площадке). Закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят». Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Педагог читает стихотворение В. Мирович
«Листопад».
По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.
Птички и дождик
Цель: учить действовать по команде взрослого, упражняться в произношении звуков.
Материал: эмблемы птиц.
Воспитатель раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая. Взрослый
объясняет: все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия.
Педагог начинает: «Птички летают (дети бегут по площадке, клюют зернышки (дети присаживаются,
«клюют», опять улетают.
Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. (
«Ввв!»– произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше».
«Тук! Тук! Тук!», – повторяют дети.
«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми», – зовет взрослый. – Все птички
попрятались: кто под кустик, кто под листик
(дети присаживаются).
Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». Дети имитируют голоса знакомых птиц.
Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке кошки, собачки, автомобиля.
(Каждый раз дети-птички разлетаются в разные стороны.)
Дед Мороз
Цель: привить умение выполнять характерные движения.
Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимою детям подарки.
Я – Мороз, Красный нос. Бородою зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики!
Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят. Все разбегаются.
Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек, лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от Деда Мороза.
Снег кружится
(по стихотворению А. Барто)
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Материал: ободочек с эмблемкой снежинки. Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, иногда подует ветерок. Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям покружиться,
произнося:
Снег, снег кружится, Белая вся улица!
Затем жестом приглашая детей приблизиться,
произносит:
Собрались мы все в кружок, Завертелись, как снежок.
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают.
Воспитатель произносит:
«Подул холодный ветер.»Как? Вввв!».
Ввв!» – произносят дети. Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны. Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей может повториться 3-4 раза.
Цыплята и собачка
Цель: упражнять детей в выполнении разных действий, в лазании и подлезании под шнур.
Материал: эмблемки цыплят, крупная игрушечная собачка, шнур.
Воспитатель раздает эмблемки цыплят. Закрепляет протянутый шнур на высоте 60-70 см от земли. Это домик цыплят. На расстоянии 2 м от шнура домик собачки – будка.
Ход игры
Дети-цыплята находятся за шнуром. Воспитатель-курочка сзывает
«цыплят»:
«Ко-ко-ко! Идите зернышки поклевать!»
«Цыплята»подлезают под шнур, бегают по площадке перед собачкой, пищат.
Воспитатель подходит к собачке, берет ее в
руки:
«Гав! Гав!»
«Цыплята»убегают в разные стороны.
«Курочка»зовет
«цыплят»спрятаться в домике (подлезать под шнур, а сама грозит
собачке:
«Не пугай моих деток!»Игра повторяется 3-4 раза.
Мы веселые ребята
Цель: учить выполнять действия согласно указаниям взрослого.
Взрослый: «Сейчас будем играть. Я буду петь, а вы слушайте и выполняйте то, о чем я прошу,
приговаривайте:
«Солнечным весенним днем».
Ход игры
Мы танцуем возле клумбы Солнечным веселым днем.
Так мы кружимся на месте,
Так мы топаем ногами,
Так мы хлопаем руками,
А вот так мы моем руки,
Так мы руки вытираем И бежим скорее к маме!
(Дети повторяют:
«Солнечным весенним днем»и танцуют.)
(Дети повторяют:
«Солнечным весенним днем».)
(Выполняют движения – топают.)
(Дети:
«Солнечным весенним днем», и хлопают.) (
Дети:
«Солнечным весенним днем», и
«моют руки».)
(Бегут к воспитателю.)
Все дети прибежали к маме! Молодцы, веселые ребята. Игра повторяется.
Зайка серый
Цель: учить действовать согласно словам текста.
Материал: эмблемки зайчат.
Взрослый раздает детям эмблемки и
объясняет: внимательно слушайте и выполняйте действия.
Ход игры
Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается. Вымыл носик, Вымыл хвостик, Вымыл ухо. Вытер сухо! И
поскакал: Скок-поскок! Скок-поскок!
Взрослый спрашивает у
детей: Скажи нам». Игра продолжается.
(Все
«умываются».)
(Трут ладошками нос,
«хвостик», уши.)
(Все скачут.)«К кому в гости скачешь, зайка?
Цель: научить имитировать характерные движения зверушек.
Взрослый напоминает, что скоро наступит
Новый год
– праздник для всех. Везде будут стоять украшенные елки, вокруг них все будут водить хороводы, петь песни, плясать. Лесные зверушки тоже любят этот праздник, приходят к детям в гости полюбоваться их нарядом, наряженной елкой, повеселиться.
Ход игры
Слушайте и сразу же выполняйте то, что делают зверушки.
Ну-ка, елочка, светлей, Засверкай огнями! Пригласили мы гостей Веселиться с нами. По дорожкам, по снегам, По лесным лужайкам Прискакал на праздник к нам Длинноухий зайка.
Все скачут, как зайчики, бегут, подпрыгивая.
А за ним, смотрите все, Рыжая лисица. Захотелось и лисе С нами веселиться.
Взрослый комментирует:
«Тихо-тихо бегите, как лисонька».
Вперевалочку идет Косолапый мишка. Он несет в подарок мед И большую шишку.
Взрослый уточняет:
«Медленно топает, вперевалочку».
Ну-ка, елочка, светлей, Засверкай огнями, Чтобы лапы у зверей Заплясали сами!
Дети пляшут кто как хочет. Игра по желанию повторяется 2 раза.
Солнечные зайчики
(по стихотворению А. Бродского
«Солнечный зайчик»)
Цель: уточнять с детьми
направления: вверх, вниз, в сторону. Учить выполнять разнообразные движения.
Материал: маленькое зеркальце в руках взрослого. Посмотрите, к нам прискакал в гости веселый солнечный зайчик. Видите, как он радуется, скачет вверх, затем вниз, потом в сторону. И заплясал!
(Водит солнечного зайчика по стене веранды.)Поиграем с ним.
Скачут побегайчики – Солнечные зайчики. Прыг! Скок! Вверх – вниз – вбок!
Дети пытаются поймать солнечного зайчика.
Мы зовем их -Не идут. Были тут – И нет их тут.
Дети ищут солнечного зайчика.
Прыг! Скок! Вверх – вниз – вбок!
Прыг, прыг По углам.
Были там -И нет их там.
Дети включаются в игру.
Где же побегайчики – Солнечные зайчики?
Все ждут продолжения игры.
Мыши водят хоровод
Цель: упражнять в выполнении движений.
Взрослый рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один – котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, взрослый сажает в укромный уголок площадки,
спрашивает:
«Как кот мяукает, знаешь?»
Далее объясняет всем: «Мы – мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?»
Ход гры
Мыши водят хоровод: дети тихо передвигаются и подпевают за взрослым.
На печурке дремлет кот. Ля-ля-ля!
Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот – Разобьет наш хоровод!
Мышки не слушаются, бегают, пищат.
Вот проснулся Васька-кот, Разбежался хоровод!
«Кот»бегает за
«мышками»:
«Мяу-мяу-мяу!»
«Мышки»разбегаются. По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.
Мы ребята смелые
Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске. Развивать умение согласовывать движения со словами, ползти друг за другом не толкаясь. Формирование навыки безопасного поведения в
подвижной игре.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.
Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.
Описание. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.
Мы ребята смелые,
Ловкие, умелые.
Проползем здесь и там – по дорогам
(в прямом направлении)
По мостам
(по доске)
Влезем на гору высоко
(по наклонной доске)
Видно нам с нее далёко.
А потом найдем дорожку
И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой
«дорожке», обозначенной шнурами).
Меткие стрелки
Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель.
Оборудование: мячи по количеству детей.
Описание. Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми
произносит:
Крепки руки, меток глаз. Трудно армии без нас.
В цель мячи кидаем – Точно попадаем.
Основное движение: Ходьба, бег
Описание игры:
Водящий
(Баба Яга)стоит в центре круга, дети идут по кругу и произносят
слова:
«Бабка Ёжка – костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит: У меня нога болит. Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на улицу, раздавила курицу. Вышла на лужайку, испугала зайку.»
После этих слов дети разбегаются, водящий ловит.
Хитрый лис
Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Упражнять в лазании по гимнастической стенке. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке.
Оборудование: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.
Описание. Дети выполняют движения проговаривая
слова:
В огороде, во дворе
Курицы гуляли.
Зёрнышки клевали,
Червячка искали.
(дети ходят, имитируя движения кур)
Вдруг откуда ни возьмись
Появился хитрый лис.
Куры быстро н насест!
А не то всех вас он съест!
(дети бегают и забираются на гимнастическую стенку).
Собираем урожай
Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками.
Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Оборудование: корзинки, маленькие мячи двух цветов.
Описание. На расстоянии 2 м. от детей стоят корзинки, рядом с детьми лежат маленькие мячи двух цветов. Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки.
Соберут зайчата ловко
С грядок сочную морковку
И хрустящую капусту.
В огороде будет пусто.
По очереди дети бросают мячи
«овощи»в
корзинку: левой рукой –
«морковку», а правой –
«капусту».
Охотники и утки
Цель. Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.
Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Описание. Игроки одной команды
«охотники»становятся за линией круга _(вокруг озера, а игроки другой команды
«утки», располагаются в круге
(на озере). Охотники стреляют в
«уток»
(кидают маленькие мячики). Утки перемещаются в пределах круга. Подбитая
«утка»покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все
«утки»не будут подбиты. После этого команды меняются ролями
Найди, где спрятано
Дети стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель показывает им флажок и говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет флажок и
говорит:
«Пора». Дети ищут спрятанный флажок. Кто первым найдет флажок, тот прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3-4 раза.
Указания. Если дети не могут долго найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь подыскать соответствующее место.
День – ночь
Цель:развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.
Ход игры. Дети делятся на две команды –
«день»и
«ночь». По сигналу
«День!»дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу
«Ночь!»наоборот.
Подвижная игра “Ты, собачка, не лай!” для детей от 1, до 3-х лет
Вариант 1
Неожиданно послышался лай собачки, дети прислушиваются к нему, тихо подходят к двери (если игра проходит в помещении), открывают её и видят: перед ними сидит симпатичная игрушечная собачка.
Возьмите её на руки. Игрушку следует держать таким образом, чтобы все дети могли видеть собачку.
«Она, наверное, заблудилась и забежала в
детский сад
», – высказывают своё предположение малыши.
Дети знакомятся с собачкой, дают ей имя – Жучка и решают, что она будет жить в зале вместе с другими игрушками, а малыши с ней будут играть.
Про Жучку есть песенка, спойте её, а ребята внимательно послушают:
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубки – острые,
Шёрстка – пёстрая!
Ты, собачка, не лай,
Собачка вдруг весело залаяла – это она приглашает ребят поиграть с ней.
Лучше с нами поиграй!
Малыши грозят ей пальчиком.
Посадите игрушку в обруч, а сами вместе с детьми встаньте в круг вокруг обруча – так начинается игра.
Ещё раз спойте знакомую малышам песенку:
Малыши, держась за руки, ходят по кругу.
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубки – острые,
Шёрстка – пёстрая!
Вдруг собачка начинает лаять.
Ты, собачка, не лай,
Стоя на месте, дети грозят ей пальчиком.
Лучше с нами поиграй!
Мы бежим, ты – догоняй!
Убегают от собачки, она с лаем их догоняет.
С игрушкой в руках побегите за малышами.
Не «понарошку», а по-настоящему малыши сопереживают событиям, которые лежат в основе этой игры: они внимательно наблюдают, как воспитатель бережно обращается с собачкой, берёт её в руки, ласково гладит. Такое заботливое отношение взрослого к происходящему формирует у ребёнка чувство отзывчивости, доброжелательности. Специально созданная ситуация требует от детей активного соучастия. Они могут самостоятельно погладить собачку, потрогать её лапки, ушки и пообщаться с ней.
Примечание
Детей больше привлекают игрушки, в которых воплощён образ детёныша животного, поэтому будет лучше, если за дверью дети увидят маленького щенка.
Ходить по кругу, взявшись за руки, для малышей не так-то просто: вот почему в качестве домика для собачки надо взять обруч диаметром 1 м. Ободок обруча точно устанавливает границу движения малышей и не позволяет им подходить близко к игрушке.
Напоминайте детям, что они идут по кругу. Обратите внимание на темп ходьбы. Обращайтесь непосредственно к ребёнку, если он отстаёт или обгоняет рядом идущего.
Вариант 2
Загадайте детям загадку: «Это кто так громко лает и нас в дом не пускает?» Не сомневайтесь в том, что дети не найдйт правильного ответа.
Малыши увидели собачку Жучку, ей грустно, сидит она одна-одинешенька и ждёт, когда же детки с ней поиграют.
Дети подходят, здороваются с собачкой, гладят её. Жучка отвечает радостным лаем (если игрушка озвученная).
Возьмите игрушку в руки и прочитайте следующее стихотворение:
Жучка, Жучка,
Милый пёс,
Ты так громко лаешь,
Будто нас пугаешь.
Спросите детей, как лает Жучка. Малыши подражают лаю собачки.
Дети грозят ей пальчиком и вместе со взрослым произносят последние строчки стихотворения.
Ты, собачка, не лай,
Лучше с нами поиграй,
Мы бежим – ты догоняй!
Дети бегут на противоположную сторону площадки, в «домики»-обручи, собачка их «догоняет». Затем Жучка возвращается на своё место.
Игра повторяется.
Примечание
При повторе игры раз за разом увеличивайте расстояние, которое пробегают дети; меняйте расположение обручей или положите вместо прежних только два больших обруча. Объясните ребятам, что в таком «
большом доме
» живут дружные дети, и места хватит всем. Спросите малышей, что за такую
весёлую игру
надо сказать собачке? Не спешите с ответом. Желательно, чтобы дети вспомнили это хорошее слово «спасибо».
Жучка «будет очень рада», если кто-то из детей повяжет ей на шею красивый бант.
Цель.
Скок поскок
Скок поскок.
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала.
Цель.
Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.
Цель.
Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве
.
Нарисовать на земле несколько кругов – это гнёздышки.
– По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.
Взрослый произносит слова:
Вот летели птички, птички невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чише.
Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.
По сигналу: “Летите домой в гнёздышки!” дети возвращаются в “гнёздышки” – сначала в любое
– Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого “вылетел”.
Воробушки и автомобиль.
Цель.
Описание
. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя “Полетели, воробушки, на дорожку” дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя “Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!” автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Указания к проведению
. Сначала в игре принимает участие небольшая группа (10-12) детей, со временем играющих может быть больше. Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя воспитатель, и только после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.
Поезд
Цель
. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.
Описание.
Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: “Вы будете вагончиками, а я – паровозом”. Паровоз дает гудок – и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: “Вот и остановка”. Затем паровоз вновь дает гудок – и поезд движется дальше.
Указания к проведению
. Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. При повторении может быть большее число участвующих (12-15). Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносят в такт: “Чу-чу-чу”.
Роль паровоза вначале выполняет воспитатель.. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики-дети не отставали.
Играющие строятся друг за другом произвольно. При многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.
Самолеты
Цель.
Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание
. Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: “К полету приготовиться. Завести моторы!” Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук “р-р-р”. После сигнала воспитателя “Полетели!” дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя “На посадку!” они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.
Указания к проведению.
Воспитатель должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он выполняет движения вместе с детьми.
При повторном проведении игры можно вызывать большее число детей, а после многократных повторений можно предложить всем детям полетать на самолетах.
Пузырь
Цель
. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание
. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой. Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: “Лопнул пузырь!” Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: “Хлоп!” Можно также предложить детям после слов “лопнул пузырь” двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук “ш-ш-ш” – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Указания к проведению
. Сначала в игре принимает участие небольшое число детей (6-8). При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текст воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.
Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.
Солнышко и дождик
Цель
. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание
. Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: “Солнышко! Идите гулять!” Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов “Дождик! Скорей домой!” они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: “Солнышко! Можно идти гулять”, игра повторяется.
Указания к проведению
. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу “Дождик!”. Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в
разных местах
комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.
Мой веселый
звонкий мяч
Цель
. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание.
Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:
Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться за тобой!
(С.Маршак)
Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: “Сейчас догоню!” Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.
Указания к проведению
. При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты. Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.
Птички летают
Цель.
Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.
Описание
. Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: “На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки”. Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя “Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!” дети бегут на свои места.
Указания к проведению
. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки или комнаты на достаточном расстоянии один от другого, чтобы дети не толкались и могли свободно занять места. Нужно показать малышам, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать, одним словом: “Солнышко!” или “Дождик!”. Дети должны знать, по какому сигналу, что нужно делать.
Найди свой домик
Цель.
Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание
. С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: “Найди свой домик!” – дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
Указания к проведению
. Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать “Найди свое дерево”.
Зайка беленький сидит.
Цель.
Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.
Описание.
Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Со слова “хлоп” и до конца фразы дети хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов “скок-скок” и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Кто-то (или мишка) зайку испугал,
Зайка прыг… и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.
Указания к проведению
. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.
Мишка косолапый
Цель
Две веселые овечки
Цель
.
Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(1. Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки
.
(2. Встаем на ножки, тянемся вверх 3. Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(4. Кружимся)
И в речку свалились
(5.Падаем).
Идет коза рогатая
Цель.
Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Идет коза рогатая
(1. Приставляем к голове “рожки”)
За малыми ребятами.
Ножками – топ-топ!
(Топаем ножками)
Глазками – хлоп-хлоп!
(2. Зажмуриваемся и открываем глазки)
– Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(3. Грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю!
(4. Бодаемся)
Два жука
Цель.
Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
На полянке два жука
Танцевали гопака:
(1. Танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(2. Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(3. Топаем левой ножкой
)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(4. Встаем на носочки, тянемся вверх).
Возможно, будет полезно почитать:
- Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
; - Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
; - Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
; - Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
; - Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
; - Поиск инн организации по названию
; - Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
; - Измерение величин Измеряется s в физике
;
Полезные советы
СОВЕТ №1
При подготовке подвижной игры про собаку для детей, уделите особое внимание выбору безопасного и простого для выполнения движения. Дети должны легко понимать правила игры и выполнять их без травматизма.
СОВЕТ №2
Используйте яркие и привлекательные атрибуты, которые помогут детям лучше вжиться в роль собаки и сделают игру более увлекательной. Например, мячи в форме костей или поводки с изображением лап собаки.
СОВЕТ №3
Не забывайте о вариативности игры. Дети разного возраста и физической подготовки могут участвовать в игре по-разному. Предложите варианты выполнения упражнений и заданий, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя комфортно и успешно в игре.
Частые вопросы
Какие игры можно включить в подвижную игру про собаку для детей?
В подвижную игру про собаку для детей можно включить такие игры, как “Преследование собаки”, “Подкидывание мяча”, “Имитация лайка собаки”, “Прыжки через препятствия” и другие, которые позволят детям активно двигаться и весело провести время.
Какие пользы могут принести подвижные игры про собаку для детей?
Подвижные игры про собаку для детей способствуют развитию координации движений, улучшению физической формы, развитию социальных навыков через игровое взаимодействие, а также способствуют улучшению настроения и общему физическому развитию детей.