Поклонение богине или самая древняя форма секс-туризма? Рождение афродиты из моря – очарованная душа. Культ Афродиты — жрицы любви

За несколько сотен лет до нашей эры в античных странах Средиземноморья широко был распространен культ Великой Богини. В Элладе ее называли Афродита, в Вавилоне – Иштар, в Финикии – Астарта.

Поклонение этому божеству включало в себя сексуальные обряды. Так, собирающаяся замуж девушка обязана была пройти ритуальную дефлорацию именно в храме Великой Богини. Девушка, которая потеряла невинность не в стенах храмах, не считалась полноценной женщиной и фактически была обречена на безбрачие.

Обряд дефлорации совершался следующим образом: в определенный день девственница приходила в “священный дом” и отдавалась любому незнакомому мужчине, которого она здесь повстречает.

Интересно, что дефлоратор ни в коем случае не должен был обнажать девушку. Во-первых, это приравнивалось к осквернению храма, а во-вторых, считалось, что лицезрение женской наготы несет очень серьезную опасность для мужчины. Кстати, таким образом женщина жертвовала свою девственность Великой Богине и одновременно переходила под ее дальнейшую защиту. В то же время, в храмах существовала каста культовых жриц, занятия которых принято называть “священной проституцией”. Подобных куртизанок именовали “девами”, “чистыми” или “святыми”. Считалось, что они вместе составляют единое тело богини и одновременно каждая из них является ее “носительницей”.

Известно, что ремесло храмовой проститутки совсем не являлось позорным. Напротив, богатые, аристократические семьи почитали за огромную честь, если их дочь становилась жрицей в храме любви. Чтобы “пристроить” свою дочку, родители нередко платили огромные деньги. “Эротической службе” предшествовал довольно длительный период обучения премудростям любви, который мог длиться от трех до семи лет. Девушек учили опытные гетеры. Нередко в качестве своеобразных тренажеров в практических занятиях использовали мужчин-рабов, так как авторитетные наставницы в силу своих
физиологических особенностей
могли преподавать исключительно теорию. Обычная жрица любви, как правило, хорошо владела сорока-пятьюдесятью сексуальными позициями, знала магию и умела приготавливать “приворотные зелья”. Интересно, что большинство сексуальных позиций, которые описываются в современных руководствах по сексу, пришли к нам из античности и первоначально имели исключительно магические функции.

Кстати, помимо любовных поз, жрица любви должна была в совершенстве владеть техникой ласк языком. Так, в Месопотамии существовал обряд “облизывания”, когда несколько храмовых куртизанок доводили до экстаза с помощью языка юношу-девственника, который в скором времени должен был пройти обряд посвящения в воины. Большинство эротических ритуалов носили магические функции. Например, перед военными походами и античными “битвами за урожай” проводились opгии. где
главная роль
отводилась “мастерицам любви”, знающими, с помощью каких позиций добиться благосклонности у божеств войны и урожая.

Так, в Индии полководец накануне важной военной операции должен был прийти в храм любви и совокупиться в разных “магических” позах с четырьмя храмовницами”, каждая из которых как бы представляла собой определенную стихию: огонь, воду, землю и воздух. Считалась, что с помощью подобной акции военный вождь покоряет и приручает эти четыре элемента, которые поспособствуют ему в битве. Интересный обряд существовал у древних ассирийцев: там служительницы культа богини любви Астарты в день весеннего равноденствия похищали с помощью храмовых воинов юношей-девственников и устраивали с пленниками оргии.

Сие эротическое действо, которое условно можно назвать “охотой за семенем”, не включало в себя коитальные контакты, то есть молодые люди не теряли свою “девственность”. Жрицы доводили их до оргазма с помощью так называемых эвокаций – массажа эрогенных зон. При этом юноши были крепко связаны, а их глаза плотно закрывала повязка. В некоторых местах жриц, помимо эротической науки, обучали и искусству танца. Причем “храмовница” не просто должна была эстетически радовать “прихожан”, но и при помощи па обязана была доводить мужчин до сексуального экстаза. Интересно, что присутствующие при подобном танце не имели право не только касаться танцовщицы, но и вообще должны были сидеть без движения. В таком положении они достигали эякуляции. Считалось, что изверженное семя в подобном “танцевальном” ритуале приносилось в жертву Великой Богине.

Кстати, если девушка становилась матерью, ее отстраняли от “службы”. Это объяснялась тем, что, родив ребенка, жрица теряет свои
магические способности
. Без них сексуальная мистерия не сможет пробудить Великую Богиню и в то же время не переносит совокупляющегося с гетерой мужчину в мир божества, так называемую территорию Афродиты. Вероятно, во время ритуала мужчина действительно ощущал какую-то связь со сверхъестественным.

Во-первых, до такого состояния его могла довести владеющая в совершенстве искусством любви жрица.

Во-вторых, в мистериях Великой Богини активно применялись так называемые любовные напитки, рецепты которых давно утеряны. Кстати, “приворотные зелья”, вопреки нынешним стереотипам, использовались не с целью стимуляции сексуального влечения, а для того, чтобы придать соитию абсолютно новые измерения, которые бы отличали его от обычного полового акта.

По материалам RIN.RU

Когда-то, много тысячелетий тому назад, религиозные обряды у
разных народов
происходили на открытом воздухе.

А неотъемлемой частью этих церемоний во многих странах были ритуальные совокупления.

Считалось, что оплодотворение женщины равно посеву семян в землю; половой акт гарантирует богатый урожай.

Позднее на смену священным холмам и пещерам пришли храмы. Женские свиты богов и богинь стали располагаться в специальных помещениях.

Но ритуальные совокупления продолжались; более того, паломники, прибывавшие издалека к знаменитым святыням, должны были платить за любовь жриц, как за любую храмовую церемонию. Так возникла священная проституция, возможно, положившая начало всякой иной.

Во второй половине XVIII столетия знаменитый философ и писатель Вольтер привлек внимание общественности к вопросу священной проституции в связи с переводом на французский “Истории” Геродота. Речь шла о чужестранцах, ложившихся в храме, перед алтарем, с самыми знатными дамами Вавилона.

Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме, но только пришельцу: купцу, путешественнику, погонщику верблюдов и т. п.

Возможно, участие соотечественников в этих “забавах” создало бы много проблем, а тут пришел и ушел+ Не исключено также, что мужчинам, прибывшим извне, приписывали некую
магическую силу
. С точки зрения генетики, не столь уж глупо. Браки в тесном кругу ведут к вырождению+

“Отец истории” Геродот также рассказывает о богатых женщинах, которые заставляли провозить себя перед храмом напоказ, в колесницах, в окружении многочисленной челяди. Другие менее богатые и просто бедные входили за ограду храма и сидели там в ожидании, повязав головы лентами.

Территория за оградой была разделена с помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались на одной стороне такой аллеи, а иностранцы, выбирая их, прохаживались вдоль другой стороны и бросали монеты на колени дамам, которые им приглянулись.

Мужчина, бросая монету, говорил, должно быть: “Я взываю к богине Милитте”. Женщина должна была следовать за первым же мужчиной, бросившим деньги. Ей категорически запрещалось отвергать кого бы то ни было; предписывалось брать деньги, какой бы скромной ни была заплаченная сумма…

Исполнив свой долг перед богиней, женщина возвращалась домой. Геродот отмечает, что некоторым некрасивым женщинам случалось иногда проводить в храме по несколько лет, прежде чем их выбирали.

Строго говоря, в Вавилоне и “законный” брак имел нечто общее с проституцией. Существовало что-то вроде брачного аукциона, на котором по принципу “кто больше?” продавали невест.
Красивые женщины
быстро находили себе богатых мужей; однако, аукцион помогал и некрасивым!

Часть денег, вырученных на торгах, город платил мужчинам за то, что те соглашались брать в жены “невостребованных” женщин. Подобная ярмарка невест устраивалась в каждом городе дважды в год. Проводили ее трое наиболее известных своей честностью граждан.

В древней Армении дочери наиболее знатных семейств торговали собой в храме богини-матери Анахит в течение долгого времени, прежде чем выйти замуж.

Древние традиции.

В Финикии некоторых женщин закрепляли за храмом богини любви и плодородия Астарты. Они должны были обслуживать жрецов и иностранцев. Но в праздник Астарты священному соитию предавались многие.

Когда приходил пятнадцатый день пятого месяца, женщины, украшенные венками из тростника, рассаживались вдоль дорог… Те, кого уводили с собой прохожие, возвращались затем, уже без венков, к своим напрасно ожидавшим подругам и упрекали их за нетронутые венки.

В древней Лидии существовал обычай, согласно которому девушки занимались проституцией вплоть до замужества. Они сами выбирали себе мужей, отдавая им свои “честно заработанные” сбережения в качестве приданого.

Там же, но уже во II столетии, знатная женщина Аурелия Эмилия получила от одного оракула совет отправиться в храм и заняться проституцией, как это было принято некогда у ее предков (к тому времени данный обычай уже не практиковался).

Она так и поступила, после чего увековечила свой поступок в выгравированной надписи, как знак верности старинной, благородной традиции.

На Ближнем Востоке, в домусульманские времена, храмовые проститутки назывались зонах. Этих женщин также считали пророчицами. Их группы были важной частью торжественных процессий. Были проститутки и в известном Иерусалимском храме.

Они жили в уединении, в специальных кельях, и, помимо своих сакральных обязанностей, ткали одеяния для священных статуй. В храме жили также и мужчины, в чью функцию входила дефлорация девственниц.

В Израиле только что вступившие в брак женщины занимались проституцией в святилище, расположенном на вершине горы, в тени дубов и тополей.

Пророк Осия говорит: “Вот почему ваши дочери продают себя за деньги, а невестки изменяют вашим сыновьям”. Позднее еврейские религиозные реформаторы стали изгонять проституток из храмов.

Великая матриархальная богиня, чьими жрицами являлись эти женщины, создавала серьезную конкуренцию Яхве, мужскому богу.

Деятельность проституток утратила ритуальный характер, они стали обычными “уличными феями”; но, тем не менее, жрецы культа Яхве еще долгое время взимали
подоходный налог
с тех из них, кто продолжал заниматься своим ремеслом в непосредственной близости от святилища.

Как мы уже говорили, изначально приданое, приносимое женщиной своему мужу, составляли сбережения, накопленные ею в юности, во время занятий священной проституцией. Иногда таким образом гетеры скапливали немалые богатства.

Известно, что свержение одного из лидийских царей было щедро оплачено купцами, ремесленниками и проститутками, причем, взнос последних был наиболее значительным!..

В городе Гиераполисе, расположенном недалеко от Евфрата, женщины сидели перед храмом, торгуя своим телом. Вырученные ими деньги расходовались на две цели. Часть из них посвящали богине, часть копили в качестве приданого+

Подобный “священный рынок любви” существовал и в Нумидии, пока римский император Константин, сделавший христианство государственной религией, не отменил “языческую мерзость”… Интересно, что традиция собирать приданое посредством проституции до сих пор существует в одном из арабских племен улед-наиль.

На Кипре среди женщин был распространен обычай бродить с наступлением вечера по берегу моря и соблазнять иностранных моряков, чьи галеры приставали к причалам. Считалось, будто все рожденные на Кипре женщины должны отдаваться мужчинам за деньги, служа тем самым богине острова.

В Коринфе культу Афродиты служили тысячи сакральных куртизанок; кроме того, свободные женщины приходили заниматься проституцией в старинный и богатый храм, где жрецы кормили бесчисленное количество голубей птиц, посвященных богине любви Афродите.

Отцы церкви позднее утверждали, что сама Афродита была отнюдь не
строгих правил
; да и греческая мифология подтверждает это. В Пафосе, как и во всех остальных святилищах великой богини, присутствовала группа храмовых проституток. Любой из их детей имел шансы стать царем.

Почти повсюду в
древнем мире
существовал обычай посылать достигших половой зрелости дочерей в храмы, чтобы их лишили там невинности. Надо отдать должное грекам, они первыми отказались от этого позорного обряда.

Индия знает немало случаев, когда женщины оставляли на время своих мужей и уходили в храм, чтобы в рамках религиозного ритуала отдаваться там жрецам или обычным посетителям.

Бывало, что в церемониях принимала участие целая толпа сакральных куртизанок, и праздники превращались в массовые оргии+ Индийские сакральные проститутки это знаменитые баядеры.

Они принимали в специально отведенных для этой цели храмовых помещениях мужчин, принадлежавших к определенным, достаточно высоким кастам. Отношения с представителями низших каст были запретными…

Баядеры должны были ежедневно танцевать в храме во время религиозных служб, а также на улице во время процессий. В Индии профессия баядеры никогда не считалась позорной. Ее представительницы с самого раннего возраста поступали на службу божеству либо вследствие обета, данного матерью или отцом, либо добровольно.

Их дочери, как правило, занимались тем же ремеслом. Голландский путешественник Ставоринус писал в XVIII столетии: “Если во время танца баядер зритель захочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену.

Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем не бывало”. Слово “баядера” португальского происхождения и означает “танцовщица балета”.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне
    О том, как поделиться

    Закрыть окно

  • Правообладатель иллюстрации Andrea Watson

    В древние времена мужчины поклонялись богине Афродите, занимаясь любовью со служительницам ее культа в кипрском Пафосе. Как пишет корреспондент , сегодня это место обретает новую известность.

    В 2017 году город Пафос получит звание европейской культурной столицы. Кто бы мог подумать, что этой чести будет удостоен обыкновенный курорт на западе Кипра с его бесконечными бетонными отелями, китайскими и индийскими забегаловками, пивнушками, банальными сувенирными лавками,
    игровыми автоматами
    и всеми прочими атрибутами массового туризма в стиле семидесятых!

    Это решение удивило до глубины души даже некоторых
    местных жителей
    . Что же усмотрел в нем Европейский союз, принимающий решение о присвоении этого звания?

    В 1966 году один местный фермер, вспахивая свое поле недалеко от бухты, где промышляли владельцы лодок со стеклянным дном, случайно наткнулся на объект огромной археологической ценности.

    В ходе раскопок выяснилось, что под землей скрывался самый крупный на Кипре греко-римский город – с виллами, дворцами, театрами, крепостями и усыпальницами – и одно из самых больших римских поселений во всем Средиземноморье.

    Секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен

    От Неа-Пафоса, как назывался этот город в древности, остались одни развалины. Однако мощные землетрясения, которые обрушились на Западный Кипр в IV веке и сровняли с землей
    большую часть
    строений, пощадили огромную сокровищницу мозаичных полов, и те дошли до наших дней почти нетронутыми.

    Правообладатель иллюстрации

    Andrea Watson
    Image caption

    На некоторых из мозаичных картин, сохранившихся на месте расположения храма Неа-Пафоса, изображены эротические сцены из

    греческой мифологии

    , такие как история Аполлона и Дафны

    По мнению экспертов ЮНЕСКО, включивших Пафос в Список объектов всемирного наследия, это одни из лучших образцов мозаики во всем мире: “красочный альбом
    древнегреческой мифологии
    “, страницы которого составляет целая анфилада комнат с иллюстрациями мифов о Фисбе и Пираме, об Эхо и Нарциссе, о похищении Ганимеда, об Аполлоне и Дафне и обо всем пантеоне богов.

    Помимо руин
    древнего города
    Неа-Пафос, которые сегодня открыты для посетителей со всего мира, эксперты ЮНЕСКО оценили и храм Афродиты на территории современной Куклии, возведенный в 1200 году до нашей эры и некогда бывший главным святилищем Средиземноморья, посвященным богине любви.

    Сегодня на Кипре имя Афродиты используют для рекламы всего на свете – от аренды машин до вилл, но в
    дохристианскую эпоху
    оно служило совершенно иным целям: бесчисленные паломники, устремлявшиеся в ее храм, молились этой богине перед соитием со служительницами культа Афродиты. Такая вот древняя форма секс-туризма.

    Правообладатель иллюстрации

    Andrea Watson
    Image caption

    От храма Афродиты в Неа-Пафосе уцелели только колонны

    “Не может быть!” – воскликнет читатель. Но это так: полчища туристов приезжали сюда не только поклониться богине, но и поучаствовать в диких оргиях в ее честь (запрещенных римским императором Константином в 400 году нашей эры), где секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен.

    Свободная любовь?

    В современных путеводителях могут обходить молчанием принятые в те времена на Пафосе обряды, но греческий историк Геродот, писавший о Кипре в V веке до нашей эры, раскрывает удивительные факты.

    “Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу”.

    По его словам, это требование относилось к женщинам всех сословий – и низкого, и высокого, хотя богатые женщины часто ездили в храм в закрытых повозках.

    Земля Кипра разжигала в мужчинах похоть Лудольф фон Зухен, немецкий священник

    “Отказываться брать деньги женщине не дозволено […] Девушка должна идти без отказа за первым же человеком, который бросил ей деньги”.

    Историк ехидно добавляет, что особенно некрасивым женщинам иногда приходилось ждать этого человека годами.

    Те же сведения приводятся в монументальном труде Джеймса Фрезера “Золотая ветвь”, посвященном сопоставлению религий.

    “На Кипре первоначально обычай, очевидно, требовал, чтобы перед замужеством все женщины отдавались чужестранцам в святилище богини”, – пишет он, уточняя, что подобные традиции бытовали в Вавилоне, Библосе и Баальбеке, а также в Армении и Турции.

    Правообладатель иллюстрации

    Andrea Watson
    Image caption

    Храмовые проститутки носили ритуальные головные уборы и были обязаны отдаваться всякому мужчине, заплатившему им

    Память об этих обрядах, которые, вероятно, постепенно отошли в прошлое после введения в Риме запрета на подобные практики, жила еще много веков.

    В 1336 году немецкий священник Лудольф фон Зухен, описывая языческие паломничества на Пафос, предупреждал о том, что “земля Кипра разжигала в мужчинах похоть”.

    Считается, что настоящая или мифическая Афродита, или Венера, воплощающая в себе весь сонм древних богинь плодородия, была супругой своего первого жреца – короля Кипра.

    Богиня знаменита не только удивительной красотой, но и своими многочисленными любовниками.

    На
    известной картине
    Сандро Боттичелли чаровницу, которая, согласно легенде, родилась из морской пены, образованной из отсеченного пениса Урана, несут к берегу легкие ветра-зефиры, а нимфа спешит прикрыть ее обнаженные прелести развевающейся шелковой мантией, украшенной цветами.

    Мнение эксперта:

    Изучая историю древних культур, эксперты отмечают, что поклонение богине любви и красоты, Афродите, имеет множество аспектов. С одной стороны, это символ поклонения женственной силе, красоте и любви. С другой стороны, некоторые исследователи рассматривают культ Афродиты как древнюю форму секс-туризма, где жрицы служили не только святыням, но и удовлетворяли потребности паломников.

    Эксперты отмечают, что рождение Афродиты из моря символизирует ее связь с природой и водой как источником жизни. Культ богини любви включал в себя обряды, посвященные любви и плодородию, что отражает важность этих аспектов в древних обществах.

    Таким образом, мнение экспертов разнообразно. Некоторые видят в культе Афродиты выражение духовной поисковой искренности, в то время как другие рассматривают его как форму секс-туризма. Важно помнить, что каждый аспект древних религиозных практик имеет свой контекст и значение в рамках исторического и культурного контекста.

    О жрицах любви и культе Афродиты. Ч.1.О жрицах любви и культе Афродиты. Ч.1.

    Опыт других людей

    Культ Афродиты, богини любви и красоты, имеет древние корни и олицетворяет вечную привлекательность. Люди по всему миру восхищались этой богиней, вдохновляясь ее красотой и мудростью. Поклонение Афродите сопровождалось ритуалами, посвященными любви и страсти. Ее культ ассоциировался с жрицами любви, которые служили посредниками между богами и людьми. Рождение Афродиты из моря символизирует ее связь с природой и водой, придавая ей особую привлекательность и магию. Этот древний культ привлекает людей своей загадочностью и красотой, оставляя незабываемые впечатления.

    Интересные факты

    1. Афродита как богиня любви и красоты:Афродита была одной из самых почитаемых богинь в древнегреческой мифологии. Ее часто изображали как прекрасную молодую женщину, выходящую из морской пены. Афродита была связана с любовью, красотой, плодородием и сексуальностью. Ее часто призывали в молитвах о любви, браке и деторождении.

    2. Культ Афродиты и жрицы любви:В древней Греции существовал культ Афродиты, в котором жрицы любви играли важную роль. Эти жрицы были посвящены богине и часто занимались проституцией как формой поклонения. Считалось, что половой акт с жрицей Афродиты приносил удачу и благословение богини.

    3. Афродита и рождение Эроса:Афродита была матерью Эроса, бога любви. Эрос часто изображался как крылатый мальчик, стреляющий из лука. Его стрелы вызывали любовь и желание у тех, кого они поражали. Афродита и Эрос часто изображались вместе как символы любви и страсти.

    Греческая богиня Афродита. Сущность Афродиты в магии прямых порталов. (дух АфродитыГреческая богиня Афродита. Сущность Афродиты в магии прямых порталов. (дух Афродиты

    Ловушка для туристов

    Даже сегодня, в XXI веке, киприоты настолько влюблены в этот миф, что совершенно искренне уверяют посетителей, будто богиня родилась у берегов Пафоса.

    Все экскурсионные маршруты лежат через скалу Петра-ту-Ромиу, куда она ступила, выходя из моря; причем туристам настоятельно рекомендуют взять с собой фотоаппарат. Щелк! щелк! – и автобус катится дальше, к руинам близлежащего храма, посвященного Афродите.

    Здесь в сувенирной лавке я наткнулся на книгу покойного Стаса Параскоса (художника и основателя Кипрского колледжа искусств, расположенного недалеко от Пафоса), которая стала для меня настоящим откровением.

    Параскос знаменит тем, что стал последним художником в Великобритании, признанным виновным в непристойном поведении, так что он, конечно, не стал стесняться истории своей родины.

    В книге “Афродита: мифология Кипра” Параскос искусно переплетает факты с художественным вымыслом, рассказывая выдуманную историю паломника, своими глазами лицезревшего весенний праздник-афродизию с его обрядами, жертвоприношениями и мистическими слияниями с богиней.

    Правообладатель иллюстрации

    Wikipedia
    Image caption

    Афродита, изображенная на картине Боттичелли “Рождение Венеры”, вероятно, воплощает в себе образы нескольких богинь плодородия со всего Средиземноморья

    Герой книги сталкивается и с вполне обыденными вещами – ищет себе место для ночлега и спасается от воров и проституток, затесавшихся в толпы греков, египтян, персов и филистимлян.

    Повествование основано на подлинных источниках, а в конце книги автор рассказывает о тех пережитках культа Афродиты, которые еще сохранились на современном Кипре.

    От храма, по сути, не осталось и следа, но описание этого здания в гомеровской “Илиаде” совпадает с изображением на римской монете, датируемой 200 годом нашей эры, которая была найдена недалеко от Куклии и теперь хранится в Британском музее.

    Храм представлял собой открытое каменное сооружение с так называемыми вотивными столбами вокруг огромного конусообразного камня – древнего символа богини плодородия.

    Теперь этот фаллический монумент, почерневший от существовавшего до недавних пор обычая местных женщин помазывать его оливковым маслом, хранится в расположенном у развалин музее, который некогда был усадьбой крестоносца.

    Здесь же выставлена копия красивой мозаики, изображающей Леду, которая обнажается перед вожделеющим ее Зевсом, принявшим облик лебедя (оригинал мозаики хранится в Кипрском музее).

    Среди холмов, где один из любовников Афродиты, Арес, убил на охоте своего соперника Адониса, уже не раздается лай собак и звуки кимвала. Теперь здесь слышен лишь тихий стук клюшек для гольфа, который доносится из отеля “Афродита Хиллз”.

    Непреходящая слава этого имени и помогла Пафосу стать культурной столицей Евросоюза и войти в Список объектов всемирного наследия.

    Как утверждает ЮНЕСКО, в него включаются только объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность.

    Благодаря своей тесной связи с богиней любви, вдохновлявшей писателей, поэтов и художников на протяжении всей истории человечества, Неа-Пафос и Куклия очевидным образом соответствуют этому требованию.

    Пафос надеется на собственное возрождение и верит, что в этом ему помогут Афродита и реликвии удивительной и
    древней культуры
    , сокрытые под поверхностью современного Кипра.

    Имена, прозвища и атрибуты, указывающие на разнообразные представления о богах в Причерноморье своим происхождением, иногда, обязаны местным причинам. Вследствие разнообразия этих прозвищ и атрибутов неоднократно высказывались сомнения, действительно ли они принадлежат одной и той же божественной личности, или разным, только носящим одно и то же имя.

    «Я не знаю, — говорит Сократ у КсенофонтаО происхождении богов. Сост.Шталь И.В., М.: «Советская Россия»,1990, с 45.

    Одна ли Афродита, или две — Небесная и Всенародная: ведь и Зевс, которого признают за одного и того же бога, имеет много прозвищ».

    Боспор Фракийский имел огромное значение для развития античного мореплавания. Здесь начиналось или завершалось тяжёлое и часто опасное плавание в Понт. Столь широкая известность породила немало мифов о проливе. На его берегах было воздвигнуто несколько святилищ. Богатые жертвоприношения и посвящения богам должны были обеспечить безопасное плавание и счастливое возвращение. На спуске к морю стояли храмы.

    На южном побережье Понта Эвксинского – храм Афродиты в районе небольшой гавани и небольшого острова Аполлония.

    Известны многочисленные свидетельства культа Афродиты в разных районах Причерноморья.

    «В Пантикопее найдена мраморная головка Афродиты – копия 1 века с греческого оригинала 5 века до нашей эры. О римском стиле копии говорит трактовка глаз: слишком плоские, почти вдавленные глазные яблоки. Римская техника сказалась в полировке лица скульптуры, применении бурава при изображении волос, рта и глаз. Статуя Афродиты была выполнена в одном из городов западного побережья Малой Азии, из островного мрамора и в готовом виде привезена в Пантикапей, очевидно для храма» Цветаева Г.А. Рим и Боспор,М.: «Эдиториал», с. 121 – пишет Цветаева со ссылками на Блаватского, Лосева и Кобылину.

    «В технике провинциального римского искусства выполнены скульптуры, найденные в Херсонесе»Там же, с.156 – изображения эротов… к
    декоративным украшениям
    относятся мраморные подставки от алтаря или жертвенника в виде фигуры льва, подобные подставки были широко распространены в римское время».

    Давнее стремление местного искусства Северного Причерноморья к реалистическим портретным изображениям получило сильное развитие и влияние со стороны римского портретного искусства, что заметно в культовых скульптурах, найденных в Херсонесе.

    Под влиянием обстановки на Боспоре, правитель Танаиса в 193 году в честь победы над скифами поставил посвятительную надпись богам, Афродите в том числе.

    Не подлежит сомнению, что культ Афродиты, имеет в себе финикийские или другие азиатские элементы; оргиастические обряды культа Вакха обнаруживают сходство с фригийскими обрядами корибантов, а в элевсинских мистериях заметно влияние Египта. Были заимствования и с севера, например, из Фракии. Латышев В. В. Древности
    Южной России
    . Греческие и латинские надписи, найденные в Южной России в 1889– 1891 гг. MAP. – № 9. – 1892

    В некоторых Боспорских городах существовали фиасы (религиозные союзы), в которых объединялись почитатели Афродиты.

    Популярность культа Афродиты на азиатской стороне Боспора объясняется Гайдукевич В.Ф., История античных городов Северного Причерноморья, АГСП, М-Л,1955,т.1, с.272 тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления производящих сил природы, встретились с существовавшими у местного место-сидского населения аналогичным культом женской богини.

    На оборотных сторонах меди Рискупорида 5 – изображение Афродиты Урании, восседающей на троне. В правой руке богини – шар, в левой – скипетр, в поле монеты – звезда.

    Этот тип изображений своими корнями восходит к древним
    религиозным представлениям
    . Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России, М.,2002, с.132

    Особенно ярко это проявилось в культе Афродиты Апатуры, превратившейся в Афродиту Уранию.

    Существование культа этой богини на Боспоре чётко прослеживается с конца 1 века до нашей эры до третьей четверти 3 в. н.э., и особенно заметно в типологии медных боспорских монет. Это не удивительно, так как Афродита Урания являлась основной официальной богиней, дающей власть царям. Одним из её атрибутов, кроме звезды, яблока и патеры, как на меди Савромата 2 и Рискупорида 3, был шар или сфера. То, что шар был первоначально её основным атрибутом, свидетельствуют монеты города Уранополиса, выпущенные в 3 веке до нашей эры.

    На лицевой стороне этих монет помещено изображение солнечного диска с лучами, а на оборотной – изображение Афродиты как богини всего неба, восседающей на небесном шаре. Головной убор богини венчает звезда. В правой руке Афродита держит жезл с солнечным диском на верхнем конце. Слева помещена многолучевая звезда. Отталкиваясь от этого образа Афродиты Урании, можно предположить, что изображение шара или сферы на оборотных сторонах статёров Евпатора, Савромата 2, Котиса 3, Раскупорида 5, Фофорса и Рискупориды 6, является атрибутом Афродиты Урании и солнечного диска – атрибутом Гелиоса, верховного бога Солнца, мужского коррелята Афродиты Урании.

    Дифферент в виде двух шаров чаще всего встречается на лицевой стороне статеров Рискупорида 5 (252г.н.э.) и на
    обратной стороне
    статеров этого же года. Точно также трактуются изображения 2 шаров, помещённых один под другим, и на статерах Фарзанса.

    История Боспора Киммерийского, освещена источниками недостаточно и очень неравномерно. В особенности это утверждение верно для религиозной истории Боспора. В силу этого каждое свидетельство требует к себе пристального внимания. Среди таких немногочисленных свидетельств относительно религии населения Боспоры особое место занимает сообщение Страбона об одном Боспорском мифе:

    «Есть в Фанагории известное святилище Афродиты Апатуры. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на неё здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой то пещере; затем принимая гигантов по одиночке, она отдавала обоих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом убить их». Strabo, The Geography of Strabo, 2,р.70Это сообщение повторяет (со ссылкой на Страбона) и Стефан Византийский.

    Переходя к анализу данного мифа, отметим, прежде всего, то обстоятельство, которое даёт исследователям право считать его боспорским. Помимо прямых указаний на то, что действие развёртывается на территории Боспора Киммерийского, имеется другое – более важное обстоятельство: в мифе описывается столь важный для всего греческого мировоззрения миф о борьбе богов и гигантов, заканчивающийся гибелью последних, но при этом Боспор даёт нам такой вариант мифа, который очень мало согласуется с основной его версией. Важнейшее отличие Боспорского варианта от основного состоит в том, что противниками гигантов здесь являются только Афродита и Геракл и победа достается последним – не в результате жестокой битвы, а вследствии обмана.

    Необходимо обратить внимание так же на то, где происходит эта битва. Хотя у греков существовали определённые расхождения относительно места битвы между богами и гигантами, местом этого сражения назывались либо флегрейские поля к северу от Неаполя или Флегры – Паллена во Фракии; у Деодора, однако, во всех описаниях она всегда проходила на «открытом воздухе» и никогда – в пещере.

    Всё это позволяет рассматривать этот вариант мифа о гигантомахии как чисто локальной, боспорский.

    Несмотря на краткость изложения Боспорского варианта мифа о гигантомахии, в нём имеется несколько важных информационных блоков, помогающих понять его суть и происхождение:

    1 Общее указание на место – в Фанагории, где расположено известное святилище Афродиты Апатуры;

    2 указание на то конкретное место, где были уничтожены гиганты – в пещере;

    3 указание на 2 противоборствующие силы: гиганты с одной стороны и Афродиты и Гераклом – с другой;

    4 указание на то, каким образом была достигнута победа над гигантами – путём обмана.

    Особое значение имеет указание на Фанагорию – колониальный греческий полис, возникший в середине шестого века до нашей эры, в результате переселения на Таманский полуостров малоазиатских греков. Фанагория была
    крупнейшим городом
    Азиатского Боспора. Естественно, что святилище Афродиты Апатуры в нём имело особое значение, свидетельством чего является и упоминание его в труде Страбона: « в Фанагории есть известное святилище Афродиты Апатурос» Strabo The Geography of Strabo, 2,р.78

    Две из найденных в Фанагории надписей сообщают о воздвигнутых в царствование Пересада 1 статуях в честь богини Афродиты Небесной.

    Культ Афродиты засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

    Культ Афродиты на Боспоре обладал определёнными особенностями. Для понимания характера культа важны эпиклезы, которые прилагались к имени богини. Можно отметить несколько эпиклез Афродиты на Боспоре:

    1 Просто Афродита, без каких-либо дополнительных определений;

    2 Афродита Навархида;

    3 Афродита Урания, Апатуриада;

    4 Афродита Урания, владычица Апатура;

    5 Афродита Урания.

    Можно предполагать, что Афродита Навархида имела отдельный культ и особое значение как богиня, специально покровительствовавшая морякам.

    Существование этого культа зафиксировано на Боспоре только для относительно позднего времени (начиная со второй половины 1 века до нашей эры)

    «Популярность культа Афродиты в Боспорском царстве объясняется, тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления природы, встретились с существовавшим у местного место-сидского и скифо-сарматского населения аналогичным культом женской богини» Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. – М.: «Наука», 1949, с.224

    При Асандре и Динами наварх Паталеонт ставит статуи Пасейдону Сосинею и Афродите Навархиде, а в Горгипии – большом торговом порту и городе крупных судовладельцев в начале 2 века строят храмы Афродите Навархиде – «судоначальнице». Все остальные надписи свидетельствуют о едином культе. Наиболее полно, титулатура богини представлена вариантом № 4, где она определяется как богиня Урания, владычица Апатура, варианты № 3 и 5 – сокращённые. В каждом из них, кроме имени богини, представлен только один элемент её наиболее полной эпиклезы.

    В Горгинии Культ Афродиты носил официальный характер. Популярность богини засвидетельствована многочисленными находками её изображений, среди которых отмечено не менее 10 иконографических разновидностей. Из Горгиппии происходят глиняные, бронзовые и мраморные фигурки Афродиты, образ её украшают найденные в городе произведения торевтики. Основная масса изображений Афродиты в Горгинии относится к рубежу тысячелетий и 1-2 в н.э., лишь отдельные находки связаны с эпохой эллинизма. Многообразие типов выявляет
    разные стороны
    культа и представляет богиню в различных ипостасях.

    В Горгиппии почиталась Афродита Навархида и ей на рубеже 1и 2 вв. был выстроен храм, что свидетельствует об официальном характере культа. Непрерывное существование на Боспоре культа Афродиты продолжалось не менее 8 веков, но именно во 2в. н.э. этот культ утверждается в значении общего и с чтимой всеми Афродитой Апатурой Почитание богини в ипостаси Навархиды получает развитие в 1 в. до н. э., очевидно, в связи с пиком переселенческой колонизации. Афродита Урания (небесная) неоднократно представлена на золотых и серебряных украшениях из Горгиппии, она изображалась со скипетром в сопровождении 1 или 2 эротов.

    Прямоугольный щиток со штампованной полуфигурой Афродиты помещён в центре золотого венка из анапского скального склепа 2 – середины 3 в. Шея богини на этом щитке украшена ожерельем с подвесками, из-за левого плеча её выступает фигурка Эрота, справа помещён скипетр. Две круглые броши из могил городского некрополя – одна серебряная из комплекса 1 в. н. э., другая золотая из комплекса 1-2вв. – также представляют Афродиту погрудно в диадеме над пышными волосами с ожерельем на шее. За плечами богини 2 крылатых Эрота, спереди справа налево вытянут скипетр. По-видимому, аналогичный сюжет украшал серебряный медальон, найденный в могиле гогриппийского некрополя, датированной И.Т.Кругликовой 2в. до н.э. .

    Керченская плита 2в. до н.э. из местного известняка представляет летящую на лебеде Афродиту со скипетром в левой руке и крылатым Эротом слева. Плита содержит посвятительную надпись Афродите Урании, владычице Апатура и тем самым определяет местный иконографический образ богини в ипостаси Урании.

    В вазовой росписи подобное изображение Афродиты, стоящей на лебеде со скипетром в сопровождении 2 эротов, сочетается с фигурами Диониса и Гермеса, свидетельствуя о сложном синкретизме культов и заимствовании из метрополии местного богини – покровительницы.

    На монетах Савромата 2 покровительница государства Афродита Урания изображена с яблоком в правой руке и скипетром в левой, у ног её стоит Эрот, перед богиней помещён бюст императора.

    Синкретизм культа подтверждает ещё одна золотая бляха из горгиппийского некрополя. Обычное изображение Афродиты со скипетром и двумя эротами дополнено сценой терзания 2 зверей (лису терзает собака) – постигнутое животное обернулось к напавшему. Это дополнение скорее, символизирует культ Артемиды, но может отдавать дань и распространённому в Северном Причерноморье сюжету терзания – благого терзания, т.е. смерти во имя жизни.

    Анапские штампованные украшения из золота, изображающие Афродиту с символом власти, происходят из комплексов 1-2 вв. н.э. В культурном слое городища найден бронзовый штамп для оттиска бюста Афродиты Урании с Эротом и жезлом.

    С культом Афродиты Урании, возможно, связаны глиняные фигурки лебедей, найденные в горгипийском доме 2в. до нашей эры. Обычно с образом Афродиты Апатуры связывают терракотовые фигурки, изображающие стоящую женщину в высоком головном уборе, закутанную в гиматий и придерживающую на груди, его край. Такие статуэтки найдены в Горгиппии, а также в её окрестностях.

    В обрядовом отношении культ Афродиты выступает и как домашний – изображения её встречены на бытовых предметах при раскопках жилых домов и могил городского некрополя.

    Горгиппию украшали и мраморные статуи Афродиты. Сохранилась голова богини от фигуры высотой около метра, датируемая 1 – нач. 2 в.в. Предполагается, что подобной статуе Афродиты принадлежит головка конца 3 в. до н.э., хранящаяся в
    Государственном Музее
    Грузии. Обе эти головки относятся к распространённому в греческой пластике типу юной девушки или богини. Черты лица её обобщены, идеализированы и лишены портретной индивидуальности. Пышные волосы разделены прямым пробором, уложены с помощью ленты широким валиком и сзади собраны в узел. Отсутствие каких-либо атрибутов сохраняет условность отождествления изображений с Афродитой.

    Небольшой мраморной фигурке конца 2 – нач.3 в.в. принадлежит голова Афродиты в диадеме. В городской яме с разновременным материалом, по функционировавшей до сооружения здания конца 1 в. н.э. найдена ещё одна мраморная головка типа «мраморных Афродит», но с иной причёской. Видимо, она принадлежит скульптурному изображению эпохи эллинизма.

    С Культом Афродиты связана находка в слое городища бронзовой фигурки летящего Эрота. На крыльях гравировкой передано оперение,
    левую руку
    украшает навитый сверху браслет, причёска собрана в высокий локон надо лбом, лицо и волосы детально проработаны. Фигурка тяжеловата, голова непропорционально велика. Подобные изображения эротов Ламподофоров, исполненные ещё более посредственно, распространены в римских провинциях. Оттиском геммы с изображением стреляющего из лука Эрота помечено глиняное грузило из горппийской глины, происходящие из культурного слоя с преобладанием находок эллинистического времени.

    Следует упомянуть об иранской богине Анахата, она же – Астарта, Афродита – Урания –
    великая богиня
    сирийского города Аскалопа. Астарта почиталась на Боспоре ещё с 4 в. до н.э. Об этом свидетельствует надпись на лицевой стороне постамента с углублениями для 2 статуй, найденного на берегу Ахтанизовского лимана в 1804г.Мужская статуя не сохранилась, женская хранится в Керченском историческом музее. Надпись гласит: «Комосария дочь Горгиппа жена Перисада по обету посвятила сильным богам Саперу и Астарте при Перисаде архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, всех местов и Фатеев» Кобылина М. М. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н.э., М.: «Науке»,1978,с.36

    Статуэтки Афродиты – Апатуры в образе закутанной в гиматий
    стоящей женщины
    в высоком головном уборе, придерживающей на груди складки гиматия, найдены в Фанагории среди терракот 2 в. До н.э. местного производства. Этот тип статуэтки сохраняется ещё в 3 в. н.э.

    Встречающиеся в Северном Причерноморье изображения рыб связывают с культом Анахиты. Из Пантикапея происходит светильник с рельефным изображением плывущих рыб. Маленькая терракотовая рыбка была найдена на Донузловском городище. Небольшая мраморная плита из Танаиса, с рельефным изображением богини, сидящей на троне и держащей в руках, поднятых к груди, в каждой по рыбе, была обнаружена в хранилище Ново – Черкасского музея краеведения. На этой плите – явное изображение богини Анахиты. Её аналогией является изображение богини с рыбкой на бронзовой пластине из Абритуса. Богиню назвали Анахитой. Изображена полуфигура женщины в подпоясанном хитоне с украшениями на руках, её волосы распущены, пышной массой падают на плечи, на голове узкая Стефана и трехчастная корона, на уровне живота изображены рыба, руки её симметрично подняты вверх, ладонями к зрителю – в жесте обращения к небу.

    На фронтоне мраморной плиты III в. до н.э, с посвящением Афродите Урании Апатуре, в окрестностях Пантикапея изображена Афродита Урания, летящая на лебеде и около нее Эрот. На мраморной плите, поставленной членами религиозного объединения Танаиса, изображен всадник перед алтарем с зажженным огнем и деревом. В его руке ритон. Возможно, что конный бог — высочайший бог, которому в первые века нашей эры имеется много посвящений. Уникальные произведения греческого искусства были открыты в склепах Горгиппии на месте современной Анапы. В саркофаге погребён знатный воин, лежали великолепные мужские перстни, браслеты, шейная гривна, покрытый золотой чеканкой кинжал и ножны с изображением орла, терзающего зайца. На голове воина был золотой венок с фигурой Афродиты. Культ этой богини засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

    В Горгиппии прослеживается взаимосвязь культов Афродиты Урании и Гермеса. По мифологическому родству Гермес был братом Афродиты Урании. Спутников Афродиты – Приап и Эротов иногда называют происходящими от Гермеса и Афродиты, что свидетельствует о сложном синкретизме культов Афродиты и Гермеса, в частности на Боспоре, в Ольвии.

    В Горгиппии существовал египетский синкретический культ Афродиты – Изиды, покровительницы плодородия и жизненного начала, торговли и мореплавания, владычицы душ умерших. Интересно, что одежда и причёска характерны для римских императриц конца 2 – начала 3 вв. Очевидно, что это изображение – дань культу римского императора, выражающие и определённую
    политическую зависимость
    Боспора от Рима, формально установившуюся после Митридата 6, Евпатора. Любопытно, что жители, отмечая императора, ставили посвящения общеэллинским богам и совмещали обслуживание этих культов. Голубцова, . Идеология и культура сельского населения Малой Азии 1-2 вв, М.: «Наука»,1977, с. 123

    В итоге можем констатировать, что:

    Культ Афродиты известный в Причерноморье примерно с 4 в. до н.э.в результате переселения колонистов из греческих полисов, имеет в себе финикийские, азиатские, фригийские элементы;

    Культ Афродиты почитали и скифы, очевидно символизируя её

    великой богиней-матерью;

    Эллины популяризировали культ Афродиты и культы других эллинских богов в целях экономической и политической ассимиляции с местным населением;

    Культовая скульптура претерпела процесс романизации, что заметно по стилю исполнения. Культовая символика Афродиты связана с созвездием лебедя и изначально несла в себе космогонические идеи возникновения мира из Ничего (из пены морской), впоследствии излишне антропоморфизировалась и стала исполнять насущные нужды населения, в результате чего возникает новая вариация культа – Афродита Навархида. Процесс романизации выразился также и в совместных отправлениях культа с культом римского императора, который в свою очередь был заимствован Римом с Востока.

    На следующий день с утра поехал посмотреть святилище Афродиты (Sanctuary of Aphrodite), находящееся возле деревни Куклия. Стоянка рядом со святилищем расположена в деревне (34.709067, 32.574426). Погода была жаркой около 28-30 градусов, каково тут летом? Стоимость посещения святилища и музея при нем 4.5 евро.

    В древние времена здесь находился город Пафос или Старый Пафос (Палео Пафос). В древнегреческом мире Палео Пафос был одним из самых важных центров паломничества, поскольку здесь находился знаменитый Храм Афродиты, богини любви и плодородия. Культ Афродиты возник на острове за двенадцать веков до нашей эры. Тогда же на этом месте и был построен первый храм в её честь. Собственно поклонение богине началось задолго до этого момента. В раскопках находят культовые женские фигурки, относящиеся к 3800 году до н. э. Но тогда это была другая богиня. Сначала тогдашние «киприоты» поклонялись Богине-Матери, потом Астарте, культ которой завезли из Месопотамии. Астарта являлась богиней плодородия и покровительницей женщин.

    Древнее святилище представляло собой огороженную площадку размером примерно 20 на 50 метров, на которой располагались культовые сооружения. Мощнейшее землетрясение, произошедшее в 77 году, полностью разрушило храм и другие постройки. Однако римляне, владевшие тогда островом, на руинах разрушенного храма построили новый, ещё более помпезный. Новые римские строения, занимали большую площадь (79 x 67 м). Храм имел большой
    открытый двор
    , в центре которого находился главный объект поклонения − чёрный конический камень высотой 1,2 метра. Внешний облик храма Афродиты в Палео Пафосе сохранился лишь на древних монетах.

    Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии – иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.

    Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под
    открытым небом
    предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой. В этом смысле красавицам «везло» больше: они быстро совершали этот странный обряд. А вот менее симпатичным девушкам и дурнушкам приходилось туго: они могли месяцами ожидать «кавалера», пока к ним кто-нибудь присмотрится.

    Сей обряд лишь маленькая и самая безобидная толика в массе необузданных сексуальных оргий, которые описывались историками и литераторами в честь богини Афродиты. Например, девушка перед тем, как выйти замуж, проходила обряд лишения невинности именно в Храме. Причем совершить «священный ритуал» девственница должна была отнюдь не со своим избранником, а с незнакомцем, первым попавшимся, кто захочет ею овладеть. Так, девушка жертвовала своей девственностью во имя Великой Богини, которая тут же брала ее под свою защиту.

    Примечательно, что при Храме существовала особая каста женщин – жрицы Любви, сексуальная связь с которыми считалась особым почетом, ибо они олицетворяли Богиню и ее плоть здесь, на Земле. Их называли «девами» или «святыми», а их ремесло – «священной проституцией». Стать жрицей Любви было очень престижно. Богатые родители отдавали целые состояния за то, чтобы их дочери обучались искусству обольщения и сексуальной раскрепощенности у Великолепных Гетер. Между прочим, они славились на весь мир и ценились на вес золота, ведь их отличало не только умение доставить неземное сексуальное наслаждение, но и поймать психологическое состояние партнера, заставить его уйти от проблем или подойти к ним совершенно с другой стороны. Это список можно было бы продолжать, но факт остается фактом – Гетеры были очень умными и образованными женщинами.

    В 313 году римский император Феодосий провозгласил своим указом равенство всех религий и одновременно «упразднил» язычество. Храм Афродиты с тех пор стал невостребованным и постепенно разрушился от землетрясений, да потом и люди разбирали его для постройки своих домов. В наше время от храма остался только фундамент, да разбросанные по территории камни и фрагменты архитектуры.

    1. Мозаика на полу храма Афродиты.


    2.


    3. Рядом расположена церковь Panagia Katholiki, построенная в XII веке.


    4.


    5.


    6.


    Рядом с храмом в средневековой усадьбе Лузиньян (13 в.) расположен музей Пафоса.

    7. Вход в усадьбу.


    8. Рядом под навесами расположены останки храма, которые были найдены при раскопках.


    9. Во дворе усадьбы проводилось занятие для местных школьников – наглядные занятия по истории.


    10.


    11. Главная достопримечательность святилища Афродиты святой черно-зеленый камень, которому раньше поклонялись. Рядом с ним подушечки. Позже зашли школьники и расселись на них, а учитель рассказывала им историю.


    12. Votive Temple (1 в.) – объект, куда складывали свои подношения богам посетители храма. Отверстие закрывалось деревянной дверцей.


    13.


    14. Ванна.


    15. Изделия изготовленные около 2000-2500 г. до н.э.


    В музее находится саркофаг из песчаника (5-6 в. до н.э.), на котором изображены сцены из «Одиссеи» и «Илиады». Он обнаружен в 2007 г. возле деревни Куклия. Место захоронения было разграблено в древние века.

    16. Осада города, в которой принимал участие Геркулес.


    17. Лев, сражающийся под деревом с вепрем.


    18. Одиссей с друзьями убегает из пещеры циклопа Полифема, скрываясь под отарой овец.


    19. Аякс несет тело Геркулеса с поля боя.


    20. Еще ванны. В древности чистоте придавали значение.


    21. Мозаика леда и лебедь, обнаруженная при раскопках на территории святилища.


    22. В подвале довольно большой зал.


    23. Рядом расположены старое кладбище деревни.


    24. Новое кладбище.


    25. Цветет гранат.


    26. Лимоны зреют.


    27. Мушмулла.


    29. На выходе буйство кактусов.


    30. Заброшенный дом с мушмуллой у входа.


    Затем поехал на водохранилище Аспрокреммос рядом с деревней Куклия. На стоянку (34.727756, 32.552311) проехал прямо по дамбе водохранилища, что делать нельзя. Но там никого не было, хотя знак запрещающий стоял.

    Это водохранилище второе по емкости на Кипре. Раньше с
    пресной водой
    на Кипре была беда – ее катастрофически не хватало. Однако во второй половине XX проблема пресной воды была отчасти решена строительством дамб и водохранилищ, в которых собирается талая и дождевая вода. Любопытно, что Кипр занимает первое место по количеству дамб на один квадратный километр в Европе (по состоянию на 2011 год), а суммарная ёмкость всех водохранилищ на острове составляет 327,5 миллионов кубометров воды.

    31. Дамба.


    32. Вода красивая, но купание и ловля рыбы в нем запрещена.


    33. Уровень воды ниже максимума – видна полоса на дамбе.


    Пока осматривал водохранилище никого там и не увидел.

    На обед поехал в отель, а там с балкона номера наблюдал свадебную церемонию – одна из особенностей Кипра.

    34.


































    Возможно, будет полезно почитать:

    • Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
      ;
    • Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
      ;
    • Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
      ;
    • Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
      ;
    • Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
      ;
    • Поиск инн организации по названию
      ;
    • Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
      ;
    • Измерение величин Измеряется s в физике
      ;

    Частые вопросы

    Кто был любовником Афродиты?

    Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги. Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника.

    Какой символ был у Афродиты?

    Символом Афины была сова (так она олицетворяла собой богиню мудрости в древней Греции), Аполлона – лавровый венок, Артемиды – лук (она, в свою очередь выступала богиней охоты), а символом Афродиты был дельфин (древние предания гласят, что Афродита родилась из морской пены, а ее появление сопровождалось дельфинами).

    Кто такая жрица Афродиты?

    Лисимаха I (453—365 до н. э.) — древнегреческая жрица культа богини Афины. Жила в Афинах.

    Как звали богиню любви?

    Афродита (Венера) — в греческой мифологии богиня любви и красоты, возникшая из морской пены. Она — олицетворение красоты и вечной юности, будит в сердцах любовь. Первоначально богиня плодородия, затем богиня любви, а также богиня— покровительница мореплавания.

    Гомосексуализм. Мнение АнгеловГомосексуализм. Мнение Ангелов

    Полезные советы

    СОВЕТ №1

    Изучите историю и культуру древних греков, чтобы понять контекст почитания богини Афродиты и ее культа.

    СОВЕТ №2

    Посетите места, связанные с культом Афродиты, такие как Кипр, Коринф и Книд, чтобы погрузиться в атмосферу истории и мифологии.

    СОВЕТ №3

    Исследуйте искусство и литературу, посвященные Афродите, чтобы понять, как ее образ влиял на различные аспекты жизни в древности.

    Оцените статью
    Добавить комментарий