Оборудование:
Ожидаемые результаты:
- соблюдать моральные правила;
Ход урока:
I.Проверка домашнего задания.
Какую тему проходили на прошлых уроках? /Счастье и смысл жизни./
Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./
Дети демонстрируют свои рисунки.
А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье – это когда…»
Для вас счастье – это когда…
СЛАЙД № 2
… наступают праздники;
… дарят подарки;
… получаешь хорошие оценки;
… дома ждут любящие люди;
… тебя понимают;
… живы родители;
СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье – это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.
II. Актуализация знаний.
СЛАЙД № 4 “Ценные качества человеческой души»
СЛАЙД № 5 «Кроссворд»
1 – чувство высшей радости от исполнения желаний, осу-ществления мечты, получения важного результата;
2 – требование для исполнения неких условий (норма поведения) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание;
3 – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали;
4 – очень желанная, но труднодостижимая цель;
5 – все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть от-личают от животных;
6 – высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;
7 – обязанности, которые необходимо выполнить вне зави-симости от своих желаний;
8 – противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;
9 – учение о нравственности и морали, правильном и до-стойном поведении;
10 – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой;
11 – мысли, слова, дела, которые люди считают положитель-ными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;
12 – чувство вины перед другими, например, за неисполнен-ный долг;
13 – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;
14 – доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.
Какое слово у нас получилось? /Справедливость./
СЛАЙД № 6 «Справедливость»
СЛАЙД № 7 «Работа в группах»
Проверка.
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Откройте учебник на с. 34.
Какова тема наших уроков? /Справедливость и милосердие. /
Сегодня мы говорим о …?/Справедливости./
Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /В школе. /
А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?
Чтение вслух текста.
Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /Они возмутились его поведением. /
В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /Как поступить по справедливости? /
Почему Рустам не согласился с Антошкой? /Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать. /
Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /
СЛАЙД № 10 «Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?»
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?
Работа с текстом «Золотое правило».
Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?
Учитель организует комментированное чтение текста.
СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»
Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)
Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?
Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность /
СЛАЙД № 12.
– «Золотые правила» существуют и в наше время.
А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?
Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /
Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.
Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.
Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.
А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?
Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.
Посмотрите на рисунок на с. 36.
Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?
Прочитайте подписи под картинками. /Преступление. Справедливое наказание. /
К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?
Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?
Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы
СЛАЙД № 13
Отметьте ответы на кальке.
Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?
Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?
V. Выражение решения проблемы.
Вернёмся к нашему вопросу:
СЛАЙД № 14
VI. Рефлексия. Слайд № 15
Ответили ли мы на главный вопрос урока?
VII. Домашнее задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока »
Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Светская этика.
4-й класс МБОУ СШ № 5
Учитель: Сухова Ольга Николаевна
Тема: «Справедливость и милосердие» (первый урок).
Цель:познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
Задачи:
сформулировать понятие «справедливость», конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;
обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека;
воспитание в детях чувства справедливости;
способствовать становлению личности;
развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию делать выводы и обобщения;
развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Оборудование:
М\медийная установка, экран, толковые словари, альбомные листы, фломастеры, листы для записи.
Ожидаемые результаты:
умение поступать по справедливости;
соблюдать моральные правила;
умение оценивать свои поступки.
Ход урока:
I
.Проверка домашнего задания.
Какую тему проходили на прошлых уроках?
/Счастье и смысл жизни./
Каким было домашнее задание?
/Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./
Дети демонстрируют свои рисунки.
Из рисунков мы создадим журнал «Минутки счастья».
А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье – это когда…»
Для вас счастье – это когда…
СЛАЙД № 2
… исполняются все желания и мечты;
… наступают праздники;
… дарят подарки;
… получаешь хорошие оценки;
… дома ждут любящие люди;
… мама приходит раньше с работы;
… тебя понимают;
… живы родители;
… рядом с тобой близкие, друзья;
… у родственников и друзей всё в порядке
Хочется закончить эту прекрасную тему отрывком из стихотворения Эдуарда Асадова:
СЛАЙД № 3А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье – это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.
II
. Актуализация знаний.
СЛАЙД № 4“Ценные качества человеческой души»
На каждом уроке мы дополняем кластер «Ценные качества человеческой души». Назовите эти качества.
Сегодня мы будем говорить ещё об одном ценном качестве. А вот о каком, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.
СЛАЙД № 5 «Кроссворд»
1 –чувство высшей радости
от исполнения желаний, осу
ществления мечты, получения
важного
результата;
2 –требование для исполнения неких условий (
норма
поведения
) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено
поощрение
, а за невыполнение
наказание
;
3 –добрые качества человека, побуждающие его
следовать правилам морали;
4 –очень желанная, но труднодостижимая цель;
5 –все
мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его
к добрым поступкам, возвышают над
обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть отличают от животных;
6 –высшая
цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;
7 –обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний;
8 –противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди
считают плохими,
тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;
9 –учение о нравственности и морали, правильном
и достойном поведении;
10 –способность человека
отличать
хорошие поступки от плохих
и за
плохие чувствовать
вину перед
самим собой;
11 –мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;
12 –чувство
вины перед
другими, например, за неисполненный долг;
13 –уважение в самом
себе
личности, своих
прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;
14 –доброе
имя
человека, его самоуважение и уважение к
нему со стороны других
людей за то, что
поступки человека не расходятся
с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.
Какое слово у нас получилось? /
Справедливость./
СЛАЙД № 6«Справедливость»
СЛАЙД № 7«Работа в группах»
1группа: составляют кластер к слову «справедливость»
2,3 группа: ищет значение слова в «Толковом словаре»
4 группа: запишет ответ на вопрос «Какого человека называют справедливым?»
Проверка.
1 группа. Кластер «Справедливость» –
беспристрастие, объективность, правда, честность, достойность, правильность, верность, беспристрастность, законность, достоверность, истинность, заслуженность, правосудие.
2, 3 группа.
«СПРАВЕДЛИВОСТЬ
, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) – признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное» Словари В.И. Даля;
С.И.
Ожегов, Н.Ю.Шведова.
«
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.».
Большой энциклопедический словарь
.
СЛАЙД № 8
4 группа
СЛАЙД № 9«Справедливый человек»: добрый, умный, мудрый, терпеливый, честный, смелый, щедрый.
А легко ли быть справедливым человеком?
III
. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
– Откройте учебник на с. 34.
– Какова тема наших уроков? /
Справедливость и милосердие./
– Сегодня мы говорим о …?/
Справедливости./
– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /
В школе./
– А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?
Чтение вслух текста.
– Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /
Они возмутились его поведением. /
– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /
Как поступить по справедливости? /
– Почему Рустам не согласился с Антошкой? /
Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать. /
–Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /
Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /
СЛАЙД № 10 «
IV
.
Решение проблемы, открытие новых знаний.
–Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?
Работа с текстом «Золотое правило» .
– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?
Учитель организует комментированное чтение текста.
Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций.
САЙД № 11. Однажды один из его учеников спросил:
– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное?
(Можно? Предположите.)
– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе».
(У вас был такой вариант?)
Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.
Почему оно «золотое»?
(Как мы решили?)
Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых.
(Как?)Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший.
(Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)
«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется.
СЛАЙД № 11.«Золотое правило нравственности»
Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других».
(Верно?)
– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?
– Каким единственным словом он обозначил своё учение? /
Взаимность/
СЛАЙД № 12.
– «Золотые правила» существуют и в наше время.
– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?
– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /
Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал»./
Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.
– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.
– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.
– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?
Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.
– Посмотрите на рисунок на с. 36.
– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?
– Прочитайте подписи под картинками. /
Преступление. Справедливое наказание. /
– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?
– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?
–Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы
СЛАЙД № 13
1)Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»?
2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?
3)Чем уравновешиваются права человека в обществе?
4)Чем вознаграждаются добрые поступки?
5)Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?
Отметьте ответы на кальке.
– Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?
– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?
V
. Выражение решения проблемы.
Вернёмся к нашему вопросу:
СЛАЙД № 14
Вспомнить о золотом правиле нравственности и применить его в зависимости от ситуации.
VI
. Рефлексия. Слайд № 15
С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились?
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
VII
. Домашнее задание:найти пословицы, высказывания философов о справедливости.
Просмотр содержимого презентации
«Справедливость_»
Справедливость
и
милосердие
(первый урок)
Основы светской этики
Составитель: Сухова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 ,
г. Кстово Нижегородской области
Счастье
–
это когда…
…
исполняются все желания и мечты;
…
наступают праздники;
…
дарят подарки;
…
получаешь хорошие оценки;
…
дома ждут любящие люди;
…
мама приходит раньше с работы;
…
тебя понимают;
…
живы родители;
…
рядом с тобой близкие, друзья;
…
у родственников и друзей всё в порядке
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Эдуард Асадов
преданность
честность
искренность
верность
открытость
надёжность
доброта
мудрость
дружелюбие
отзывчивость
рассудительность
стыд
С
Ч А С Т Ь Е
П
Р А В И Л О
Н
Р
А В С Т В Е Н Н О С Т Ь
М Е Ч Т
А
Д У Х О
В
Н О С Т Ь
И Д
Е
А Л
Д
О Л Г
З
Л
О
Э Т
И
К А
С О
В
Е С Т Ь
Д
О
Б Р О
С
Т Ы Д
Д О С
Т
О И Н С Т В О
Ч Е С Т
Ь
Работа в группах
1 группа: составить кластер
«Справедливость»
2 группа:
работа со словарём
3 группа:
4 группа: ответить на вопрос «Какого человека называют справедливым?»
Справедливость
–
моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний;
- совершение действия в соответствии
с истиной, законом
щедрый
добрый
Справедливый человек
умный
смелый
мудрый
честный
терпеливый
Как вы думаете, легко быть справедливым человеком?
«Золотое правило
нравственности»
«Относись к людям
так, как хочешь,
чтобы относились
к тебе».
Конфуций.
взаимность
Закон справедливости:
«Не делай другим того, чего не хочешь себе».
Закон нравственности:
«Относитесь к другим так, как желаете, чтобы они относились к вам».
Христианская заповедь:
«Во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, поступайте и вы с ними» (Матф.7:12
).
«Ценные качества человеческой души»
1) Как объяснятся в тексте значение слова «справедливость»?
2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других?
3) Чем уравновешиваются права человека в обществе?
4) Чем вознаграждаются добрые поступки?
5) Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?
преданность
честность
искренность
открытость
верность
надёжность
доброта
Ценные качества человеческой души
мудрость
дружелюбие
отзывчивость
стыд
рассудительноть
справедливость?
Было интересно. Тема урока понятна.
Это мне пригодится в жизни.
Было интересно, но кое-что непонятно.
Было неинтересно и непонятно. Это мне не пригодится в жизни.
Источники информации:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 20010. – 63 с.: ил.
http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_equity.html
http://letter.com.ua/aphorism/validity1.php
http://www.aphorismos.ru/validity/
http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://www.aforism.su/83.html
http://bigpodarok.ru/imgbd/2008/06/02/b1295.jpg
http://pics.livejournal.com/melody_su/pic/000331zz/s320x240
http://endem.ru/uploads/posts/2009-12/1260478048_h35oy0iex6ozvce.jpeg
http://www.litera.ru/stixiya/authors/barto/okapyvali-vishni-sergej.html
http://www.piplz.ru/photo/Demokritos1.jpg
http://www.labirint.ru/books/187626/
http://www.myparents.ru/ASFOTO/AS001.jpg
http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000251467.jpg
http://www.tonnel.ru/gzl/685881118_tonnel.gif
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jean-Jacques_Rousseau_%28painted_portrait%29.jpg
Слайд 1
Слайд 2
Справедливость Урок 12.
Составитель: Пичугина Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ»
Основы светской этики
Слайд 3
Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Притча от Леонардо да Винчи. «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. – Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
Слайд 7
Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Слайд 8
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота – сбор нектара с цветов, у других – работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
Слайд 9
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
Слайд 10
В чем может проявляться справедливость?
(в работе, к окружающим, к самому себе).
А что значит быть справедливым?
Слайд 11
Слайд 12
Пословицы и поговорки:
Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай,
В ком добра нет,
в том и правды мало.
правду и делай. да в лес ушла.
да не всяк её творит.
а правду слушай.
коли в тебе её нет.
Слайд 13
Афоризмы:
Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер)
Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.
Марк Туллий Цицерон:
Слайд 19
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Аристотель:
Слайд 20
Демокрит:
Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. – ок. 370 до н. э.) – древнегреческий философ
Слайд 24
Вывод. Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
Слайд 25
Заключение. Р. Киплинг, английский писатель Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово
Слайд 26
Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
- ПВЕАРЛИСТОСЬВД
- Справедливость –
- Что такое справедливость?
- Какого человека можно назвать справедливым?
- Что значит, справедливо относиться к людям?
- Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают?
- Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?
- Составьте предложения с предложенными словосочетаниями:
- справедливый поступок; справедливое решение; справедливое вознаграждение; справедливое наказание.
Индийская сказка
«Хитрый шакал»
- -Почему крестьянин освободил тигра?
- – Как тигр хотел отблагодарить человека?
- – Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке?
- – Как ты думаешь, что такое справедливость?
- Фемиду – богиню правосудия – иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.
- Не от богатства
- и бедности люди поступают несправедливо.
- Хорошо рассуждать о добродетели –
- не значит ещё быть добродетельным,
- а быть справедливым в мыслях – не значит ещё быть справедливым на деле.
- Аристотель
- (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
- Аристотель:
- Справедливость есть исполнение долга,
- несправедливость – неделание того,
- что должно, уклонение
- [от выполнения своих обязанностей].
- Демокрит:
- Демокри́т Абдерский
- (ок. 460 до н. э. – ок. 370 до н. э.) – древнегреческий философ
Пословицы
- -Говоришь правду-правду и делай.
- -Была правда, да в лес ушла.
- -В ком добра нет, в том и правды мало.
- -Всяк правды ищет, да не всяк её творит.
- -Без правды – не житьё, а вытьё.
- -Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
- -Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- -Правда глаза колет.
- -Правду что шило в мешке не утаишь.
- -Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
справедливость
- Надумала кошка Мурка Шарика из
- конуры выжить.
- И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура – Шарикова!
- И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
- Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили – век доживать!
КАК БЫТЬ?
- Ситуация 1. «Игра»
- Сестра:
- – Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: – Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
- Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
- Ситуация 2. «Дружок»
- Мама пришла с работы и спросила у сына: – Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, – возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
- Оцените поступок мальчика.
- Я ЛИШНИЙ
- Окапывали вишни.
- Сергей сказал:
- – Я лишний.
- Пять деревьев, пять ребят
- – Я напрасно вышел в сад.
- А как поспели вишни,
- Сергей выходит в сад.
- – Ну нет, теперь ты лишний!
- Ребята говорят.
- Агния Барто.
- Можно ли считать справедливыми
- слова ребят в стихотворении А. Барто
- «Я лишний» ?
- Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
Сократ
- Нормою человеческих действий
- должна служить справедливость.
- Николай Чернышевский
- Справедливость – такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб.
- Людвиг Берне
Домашнее задание:
- Напишите для себя несколько законов справедливости и постарайтесь в течение недели им следовать. В конце недели запишите, каким законам справедливости оказалось труднее или, наоборот, легче следовать.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Справедливость
Вспомните, у вас были ситуации, когда с вами поступили несправедливо?
Сердце подскажет Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает. – Я же поделился и дал Жене его половину. – Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо. – Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась. – Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо. – А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные? – А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение…
– Как поступить в данной ситуации справедливо? -Что подсказывает вам ваше сердце? – Почему Саша поступил несправедливо? – Если бы вместо шоколадки надо было делить невкусную котлету, какую бы часть Саша отдал Жене?
Справедливость – это честное и правильное отношение (действие, решение), которое подсказывает сердце (чувство справедливости идет от сердца). Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести, как подсказывает ему сердце. Несправедливый человек часто не умеет поступать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется своими личными интересами и мнениями).
Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие. (Толковый словарь С. И. Ожегова) Справедливость – одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Русская энциклопедия)
Мудрые мысли. Если сила соединиться со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза. Эсхил Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно. В. Гюго Видеть несправедливость и молчать- это значит самому участвовать в ней. Ж.Ж. Руссо
Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон
Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие,с весами в одной руке и мечом в другой – такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции. Римляне вложили в её правую руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, т. е. она изображалась с весами и рогом изобилия. Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды – символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.
Справедливость – совершенная добродетель Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит ещё быть справедливым на деле.
В XIX веке дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали прежде всего за высокое положение и за богатство, а не заслуги и выдающиеся способности. Это считалось морально оправданным и справедливым.
У некоторых народов раньше справедливым считалось «Око за око, зуб за зуб» И сегодня еще существует обычай кровной мести.
Признаки справедливости соразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное»
«Моральные правила» – Избегать в своих действиях зла(унижения достоинства, обмана и насилия) – Стремиться в борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть – Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения Стремиться найти решение, которое устроило бы всех Соблюдение прав других людей;
Таким образом, можно говорить о том, что в сознании людей существуют три различных представления о справедливости: * соответствие действительности; * хорошее и непредубежденное отношение к людям; * исполнение закона.
О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?
Пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость». Как аукнется, такова ему и плата Любишь кататься, Око за око, Что посеешь, Где справедливость, Кто за правое дело стоит, Как нажито, Каков работник – так и откликнется так и прожито зуб за зуб. то и пожнёшь там и правда. тот всегда победит. люби и саночки возить
Заставил задуматься… -навёл меня на размышления… -я узнал на уроке… -я считаю нужным запомнить… Рефлексия. Закончи предложение. – с егодня я узнал… -было интересно…
http://go.mail.ru/search_images?q= картинка%20дворян& http://go.mail.ru/search_images?q= картинка%20дворян& http://900igr.net/kartinki/biologija/stroenie-serdtsa/005-aristotel.html http://dreamworlds.ru/kartinki/22986-boginja-pravosudija-femida.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0 ttp%3A%2F%2Fmaxpark.com%2Fstatic%2Fu%2Farticle_image%2F13%2F06%2F08%2FtmpcU8uHW.jpeg http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Furlnav%2Cpos%2Cp0%2Csource%2Cweb_tdi%2Curl%2Cp1&text ru. wikipedia .org › Квинт Туллий Цицерон Источник: http:// www.aphorisme.ru / about-authors / eshil /?q=4472
ЗАКОН И СПРАВЕДЛИВОСТЬУрок по предмету «Гражданское воспитание»
в 10 «А» и 10 «Б» классах
2 декабря 2015 г.
Преподаватель – Бурдейная С.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что презентация на тему “справедливость” в контексте светской этики представляет собой важное обсуждение актуальных социальных и моральных вопросов. Она позволяет обратить внимание на принципы справедливости, которые лежат в основе межличностных отношений и общественной жизни. В рамках светской этики презентация может рассматривать вопросы равенства, честности, уважения к правам и свободам каждого человека. Эксперты подчеркивают, что такая презентация способствует формированию осознанного отношения к вопросам справедливости и развитию критического мышления у аудитории.
Цели урока:
В конце урока вы будете способны:
Идентифицировать различные определения понятия
«закон», адекватно использовать этот термин
Назвать первые письменные законы в истории
человечества. Выявить специфические черты
законов различных эпохи и стран
Анализировать взаимосвязь понятий «закон» и
«справедливость» в контексте сегодняшних реалий
Интересные факты
-
Справедливость – это не только правовая концепция, но и этическая.Она основана на идее, что каждый человек имеет право на справедливое обращение и равные возможности. Справедливость требует, чтобы люди относились друг к другу с уважением и не причиняли вреда.
-
Справедливость может быть достигнута только тогда, когда люди следуют определенным моральным принципам.Эти принципы включают в себя честность, справедливость, равенство и уважение к другим. Когда люди следуют этим принципам, они создают общество, в котором все люди могут жить в мире и гармонии.
-
Справедливость – это не статичное понятие, а динамичное.Она постоянно меняется и развивается в зависимости от времени и обстоятельств. То, что считалось справедливым в прошлом, может не считаться справедливым сегодня. Это связано с тем, что наше понимание справедливости основано на нашем опыте и знаниях, которые постоянно меняются.
Блез Паскаль (1623 – 1662)
Французский математик,
механик, физик,
литератор и философ.
Классик французской
литературы, один из
основателей
математического
анализа, теории
вероятностей и
проективной геометрии
Опыт других людей
Презентация на тему “справедливость” по Светской этике вызвала яркие эмоции у слушателей. “Это было просто потрясающе! Автор глубоко и увлекательно рассказал о важности справедливости в нашей жизни”, – поделилась впечатлениями одна из участниц. Другой слушатель отметил: “Презентация заставила задуматься о том, как мы сами относимся к вопросам справедливости в повседневной жизни”. Все согласились, что данная тема актуальна и требует обсуждения.
«Справедливость без власти беспомощна, власть без справедливости – тиранична» (Блез Паскаль)
«Справедливос
ть без власти
беспомощна,
власть без
справедливост
и – тиранична»
(Блез
Паскаль)
ФЕМИДА
В древнегреческой
мифологии богиня
правосудия, вторая
супруга Зевса. У римлян –
Юстиция.
Изображается с повязкой на
глазах, весами и мечом в
руках.
Иносказательно Фемида –
правосудие, закон; весы
Фемиды – символ
правосудия; слуги (жрецы)
Фемиды – слуги закона,
судьи
АСТРЕЯ
В греческой
мифологии богиня
справедливости.
По преданию,
является
дочерью Зевса и
Фемиды, а также
сестрой
Стыдливости.
Первый письменный закон
Свод законов Хамураппи
Создан вавилонским царем Хаммурапи (приблизительно в 1792 – 1750
годах до н. э.).
Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе
раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней
Месопотамии).
Свод законов написан на чёрном базальтовом столбе и состоит из 282
законов (37 уничтожено). Законы выбиты клинописью на обеих
сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского
языка.
В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий
законы из рук бога солнца Шамаша.
Оригинал хранится в Лувре. Точные копии столба находятся в Москве,
в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева –
филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.
ЗАКОН
Нормативный акт,
постановление
высшего органа
государственной
власти, принятый в
установленном
порядке и имеющий
юридическую силу
Закон
Правило общественного поведения,
являющееся общепринятым,
обязательным, непреложным; ОБЫЧАЙ
ЗАКОН
Связь, устойчивые
взаимоотношения
между явлениями,
между причиной и
следствием
ЗАКОН
Основное
положение какой-либо
деятельности, творчества, игры и
т. п.
ЗАКОН
Система нравственных и обрядовых
требований, принципов какого-либо
религиозного учения
Домашнее задание:
Составить 5 предложений со словом
«ЗАКОН», используя его в каждом
из 5ти предложенных значений
Составить Свод законов
сообщества «NEXT-2»,
состоящий, как минимум, из 5
пунктов
Возможно, будет полезно почитать:
- ПП чизкейк: вкусные диетические рецепты Диетический шоколадный чизкейк
; - Вредны ли чипсы Pringles?
; - Подсчитываем калории: в вашей тарелке – печенка говядины
; - Бульонные кубики магги Бульонные кубики Магги – польза и вред
; - Голубой сыр с плесенью – полезные свойства и рецепт
; - Безе: состав, калорийность, энергетическая ценность, польза и вред Безе калорийное
; - Что написать в резюме в разделе «обо мне
; - Срок давности по неоплаченным кредитам: какой он
;
Полезные советы
СОВЕТ №1
При подготовке презентации о справедливости по светской этике, уделите особое внимание исследованию различных точек зрения на эту тему. Включите в презентацию аргументы разных философов и мыслителей, чтобы продемонстрировать обширность и многогранность понятия справедливости.
СОВЕТ №2
Не забывайте о примерах из реальной жизни, иллюстрирующих принципы справедливости. Ваша презентация будет более убедительной, если вы сможете привести конкретные ситуации, в которых проявляются принципы справедливости и их нарушения.
СОВЕТ №3
Используйте визуальные средства для поддержки вашей презентации. Вставляйте картинки, диаграммы, графики, которые помогут визуально продемонстрировать аспекты справедливости и сделают вашу презентацию более запоминающейся.
Частые вопросы
Какие аспекты справедливости можно выделить в контексте светской этики?
В контексте светской этики аспекты справедливости могут включать равенство перед законом, защиту прав человека, обеспечение равных возможностей для всех членов общества и т.д.
Какие примеры нарушения справедливости можно привести в свете современных событий?
Примерами нарушения справедливости в современных событиях могут быть неравенство в оплате труда, дискриминация по различным признакам, коррупция в системе правосудия и другие.
Какие методы достижения справедливости могут быть предложены в рамках светской этики?
Методы достижения справедливости в рамках светской этики могут включать улучшение законодательства, образование и просвещение населения, поддержку независимых институтов правосудия, а также активное участие граждан в общественной жизни.