“Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему -это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие – сущность бесчеловечности.” Бернард Шоу
Пройти мимо чужой беды или помочь близким,безразлично созерцать горе,проблемы вокруг,думая только о себе или попытаться сделать мир лучше,подарить надежду,проявить сострадание -это личный выбор каждого человека,зависящий от него самого.В литературе много примеров равнодушных героев-эгоистов,но гораздо
больше персонажей
стремящихся разделить радости и горе окружающих,дающих людям теплоту своей души.Отзывчивые люди помогают нам стать добрее,сделать жизнь светлее и лучше.
Равнодушие-это нравственная проблема,делающая человека бесчувственным,а его жизнь пустой и серой.Классический пример равнодушия описан в пьесе М.Горького “На дне”.Безразличие к проблемам близких,нежелание прийти на помощь,отозваться на чужое горе,опустило обитателей ночлежки на самое дно жизни,сделав их существование невыносимым,безразличным даже к самим себе.Другой образ равнодушия создан А.Чеховым в рассказе “Тоска”,где равнодушие окружающих,их безучастность и нежелание даже выслушать человека делают горе извозчика Ионы невыносимым.Не найдя сочувствия и понимания у людей,Иона изливает свою душу лошади.Обливаясь слезами,он рассказывает о смерти сына единственному близкому существу,своей лошади.
Противоположные эмоции вызывают
отзывчивые люди,стремящиеся прийти на помощь другим,не задумываясь,спасти ближнего и совершить маленькое чудо.Матрёна,простая русская женщина,героиня рассказа А.Солженицина ” Матрёнин двор” становится “праведником,без которого не стоит село”.Помогая другим,не думая о себе,она шла по жизни творя добро,самоотверженно делая жизнь окружающих легче,светлее.
Отзывчивость,спасшая жизнь людей описана А.Куприным в рассказе “Чудесный доктор”.Доктор не прошёл мимо беды,откликнулся на чужое горе.Он спас умирающего ребёнка,а всю семью Мерцаловых сделал счастливой,кардинально изменив судьбу чужих ему людей. Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество,такие люди,как доктор Пирогов живут среди нас,сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду.”Всякая помощь хороша вовремя” и жизнь дана на добрые дела,неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды.
Создавая образы
различных людей
в своих произведениях,авторы призывают нас быть более внимательными,добрыми к окружающим,проявлять сострадание и отзывчивость к ближним,не оставаться равнодушными к страданиям людей.Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом,а мир станет добрее и прекраснее.
“Отзывчивость – это равнодушие в превосходной степени. “
Дон-Аминадо
Главный герой рассказа Иона Потапов – старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.
Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова – молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.
По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще.
«Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…»В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.
В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.
Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой – человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.
Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.
Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке…
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
Ознакомившись с рассказом А.П. Чехова “Тоска”, я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении “Тоска”.
Чехов повествует нам о
трудовом дне
бедного труженика Иона Потапова. Работая кучером, он встречается с
разными людьми
и проводит с ними большую часть времени. Нам может показаться, что это человек, которого не преследует проблема одиночества. Но
заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не
имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает.
Наплевательское отношение
пассажиров друг к другу и к самому Иону является горстью соли, насыпанной на его душевную рану. Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А.П. Чехова “Тоска”, хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.
Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в
своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней
развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие
достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”
формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа
может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов – бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не
немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.
Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.
С творчеством А.П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по
школьной программе. И сразу замечаем, что
отличительной чертой
его творчества
является краткость. Сам Чехов говорил: “Умею коротко писать о длинных вещах”. Об одной из таких “длинных вещей” писатель повествует в рассказе “Тоска”. В нем А.П.
Чехов поднимает вечную проблему человечества – проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение
тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия
рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов
окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение
вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,
и боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать
кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и
непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не
обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах
людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,
Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают
об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.
Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то
другому – равнодушие и непонимание.
Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо, то есть коротко”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его
пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали,
за короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями, за которыми
Вот и сейчас в его рассказе “Тоска” достаточно нескольких предложений, чтобы понять
атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся
сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи,
спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности,
пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном
пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом
перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с
бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе – о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с
бабами лучше разговаривать на эту тему, “те хоть и дуры, но ревут от двух слов”. Однако
его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому
горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая
границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила…”
Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив “Тоски”. Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем “увлекается и рассказывает ей все”. Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом “бездушном” городе – это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.
Обычно, когда человек думает о А.П. Чехове, то ему приходят на ум его юмористические или «обличительные» сочинения, но русский классик так же хорош и в серьезной, психологической прозе, достоверно описывающей трагедию личности. Наша статья, надеемся, это продемонстрирует в полной мере, ее предмет – анализ рассказа «Тоска». Чехов в центре внимания.
Безразличный к непогоде извозчик
Идет снег. Старый извозчик Иона молчаливо отдается в руки непогоды. Осадки покрывают его ровным слоем наравне с другими предметами окружающего мира. Он выходит из оцепенения только тогда, когда к нему подходит клиент – военный и просит отвезти его на Выборгскую. Везет его Иона кое-как, не до работы ему пока. У него неделю назад сын умер, о чем он и пытается рассказать своему пассажиру, но тот только спросил, от чего тот умер и все, а потом поездка кончилась.
И у какого-то дома, а, может быть, где-то под фонарем старик Иона снова погрузился в свой трагический анабиоз.
Для того чтобы провести анализ рассказа «Тоска» (Чехов А.П. написал его), нужно пройти по тем точкам сюжета, которые важны для понимания главного персонажа повествования.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что тема “Равнодушие и отзывчивость” в контексте аргументации в ЕГЭ является актуальной и важной. Они подчеркивают, что умение аргументировать свою позицию по данной теме не только демонстрирует развитие логического мышления, но и отражает глубину понимания социальных и моральных проблем. Эксперты также отмечают, что умение высказывать свое мнение по вопросам равнодушия и отзывчивости способствует формированию критического мышления и развитию эмпатии у выпускников. Таким образом, владение аргументами на эту тему не только помогает успешно сдать экзамен, но и развивает важные социальные навыки.
Двое высоких и горбач
Ионе надо снова возвращаться в мир внешний из страны своих горестных дум – у него пассажиры. Теперь их трое: двое высоких и один горбатый. Они долго решают, кто поедет стоя, а кто сидя. И итоге консилиум пассажиров постановляет, что ехать стоя должен горбатый, так как он ниже всех, а высокие посидят. Компания сторговалась на двугривеннике, а старику все равно, ведь у него сын умер. Он и этим пассажирам сообщает скорбную новость сию, но молодые люди отвечают только: «Все там будем». Хорошо известно, что обычно за этой фразой ничего не стоит настоящего.
Но извозчику хорошо, ибо шумно у него в экипаже, а раз стоит галдеж, значит, нет тишины. Внутреннее и внешнее молчание отступает на некоторое время. А следовательно, проходит тоска.
Иона понимает, что он не работник сегодня и возвращается домой, во двор – пристанище, там, где спят другие его коллеги. Как кажется, анализ рассказа «Тоска» (Чехов автор его) вполне передает общее настроение произведения.
Интересные факты
-
Равнодушие и отзывчивость – два противоположных качества, которые могут существовать в одном человеке. Равнодушие – это отсутствие интереса или заботы о других, в то время как отзывчивость – это готовность помочь другим, даже если это требует жертв.
-
Равнодушие может быть вызвано различными факторами, такими как эгоизм, страх или отсутствие эмпатии. Отзывчивость же, как правило, является результатом воспитания, образования и личного опыта.
-
Равнодушие может иметь негативные последствия для общества, такие как рост преступности, безразличие к чужому горю и социальная изоляция. Отзывчивость же, наоборот, способствует созданию более сплоченного и гармоничного общества.
Тоска, способная затопить весь мир, если выйдет наружу
Старик сидит у старой и грязной печи. Изба забита другими извозчиками. Они спят. Тут просыпается один (молодой) и тянется к ведру с водой, Иона пытается заговорить с ним о сыне, но все тщетно, молодого сослуживца еще не отпустил из своих объятий Морфей и ему не до душевных излияний старика. Здесь анализ рассказа «Тоска» (Чехов подарил его миру) достигает своего высшего градуса по шкале безысходности.
Оказывается, что лучший слушатель старика был все это время не так уж далеко – это его кобылка. В финале рассказа он идет в конюшню и все свои душевные страдания доверяет ей. Надеемся, что старика не будет впредь мучить тоска так уж сильно.
Опыт других людей
Равнодушие и отзывчивость – темы, которые всегда актуальны. Люди часто высказывают разные мнения на этот счет. Одни считают, что в современном мире слишком много равнодушия, что люди стали оторванными друг от друга. Другие утверждают, что отзывчивость все-таки присутствует, и приводят в пример множество случаев добрых поступков. В контексте ЕГЭ эти темы также обсуждаются, и важно уметь аргументировать свое мнение.
Каждый по-разному переживает неожиданно свалившееся на него горе
Кому-то надо побыть в одиночестве, а кому-то нужен шум, необходимы люди, чтобы не слышать ужасающего внутреннего молчания. Вообще, сочинение Чехова, наверное, должно называться не «Тоска», а «Горе», такое заглавие точнее отражает эмоциональное настроение старика, но у него есть свой недостаток: в рассказе пропадает интрига, все становится ясно и понятно. К такому выводу подводит нас анализ рассказа Чехова «Тоска».
Извозчик не хочет оставаться один, потому что его уединение предполагает автоматическим образом самопоглощение. Человек в таком состоянии начинает себя «переваривать». Он задает себе слишком много вопросов, которые не имеют ответа.
Смерь – необъяснимый провал человеческого бытия
Вообще, смерть – это то, что невозможно объяснить, у смерти есть причины, но нет объяснения. Уважаемый читатель наверняка ловил себя на такой мысли, даже когда умирает не молодой, а старый, но
близкий человек
. В таком случае у родственников есть все документы на руках, которые говорят о физической причине смерти, с моральной точки зрения внезапно наступающий акт небытия объяснить невозможно.
Наш анализ рассказа Чехова «Тоска» показывает, что примерно это же и чувствовал старик. Несчастный отец даже хотел бы обменять свою жизнь, на жизнь сына, но нет. У каждого свой срок пребывания на этой земле ни высчитать, ни просчитать его никоим образом нельзя, ибо длина жизни зависит от множество взаимосвязанных факторов, математически определить которые не представляется возможным. Люди уходят в мир иной, не соблюдая очереди, а оставшиеся здесь (на земле) только скобят и ждут своего часа.
Почему люди так черствы, а животные так отзывчивы?
Ответ прост: у людей есть «дела», а животные ничем не заняты, они только спят, едят и работают (если
речь идет
о лошадях). В остальном же они совершенно свободны, у могут выдержать сколь угодно длинный разговор. У них нет расовых, возрастных и профессиональных предрассудков. С ними легко можно говорить о смерти, так как они не знают, что это такое и никогда не узнают: у животных нет сознания, они воспринимают смерть здесь и сейчас, что позволяет им не переживать процесса умирания во время жизни. Для них смерть просто наступает как неизбежность, как естественный ход вещей, человек же склонен искать высший смысл как в жизни, так и в смерти. Вот таким он смертоцентричным получается наш анализ рассказа А. П. Чехова «Тоска».
Далее продолжаем рассуждение. Но вместе с тем об утрате близких с животными говорить стоит. Они вполне понимают человека в этом смысле, ибо некоторые звери чрезвычайно привязаны к родне и потомству. Русский классик не показывает, насколько лошадь сопереживает своему хозяину, но она уже тем
лучше людей
, что хотя бы выслушала его.
А. П. Чехов – врач с неочерствевшим сердцем
Удивительно, что такие проникновенные сочинения о человеке пишет именно врач по образованию, который должен был еще во время обучения потерять всякую чувствительность к человеческому горю. Но нет, «Тоска» (анализ произведения Чехова почти завершен) доказывает, что психологическую чуткость русский классик сохранил вопреки своему образованию.
Вообще у Чехова отношение к человеку сложное: с одной стороны, у него нет насчет своего собрата иллюзий. Он трезво оценивает как достоинства, так и недостатки человеческой природы, иногда увлекаясь критикой или насмешкой, но художнику позволена такая слабость. С другой же стороны, он жалеет человека, может быть, даже ищет возможность его спасти, но находит ли? «Тоска» (анализ произведения Чехова подводит нас к такой мысли) утверждает, что выход в единстве с других живым существом, пусть и не человеком.
Сочинения русского классика – отличное противоядия против «анестезии сердца», окостенения души. Причем Чехов настолько универсален, что его можно читать в любом расположении духа. С ним можно и погрустить и повеселиться, главное – выбрать подходящий рассказ. Под печальное настроение подходит «Тоска». Рассказы Чехов Антон Павлович писал с большим изяществом, мастерством и вкусом. Отрадно, что они оставляют все-таки человеку надежду на наступление лучших времен.
Мищенко С.Н.
Структура сочинения
1. Вступление
Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной
части.
2. Основная часть
Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения
1-й тезис и аргументация
2-й тезис и аргументация
3. Заключение
Примерно 60-70 слов. Стоит начинать с итоговых конструкций: «Подводя
итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др.
Структура аргумента:
1.
Укажите автора и полное название произведения.
2.
Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению,
соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
3.
Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
4.
Подведите промежуточный итог.
Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть
плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные
предложения.
Темы данного направления нацеливают на осмысление
разных типов отношения человека к людям и к миру
(безразличие к окружающим, нежелание тратить
душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность
разделить с ближним его радости и беды, оказать ему
бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с
горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и
беды, а с другой – персонажей, воплощающих
противоположный, эгоистический, тип личности.
Аспекты темы
1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким,
друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем, кому
повезло меньше). Равнодушие взрослых к детям
Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и
эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой
радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев
(эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть
равнодушие в любви
2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.
3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.
4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой
личности. Здесь можно проанализировать формы крайнего
проявления этих свойств: равнодушия – в фатальном эгоизме и
безразличии, а отзывчивости – в фанатизме. Склонный помогать
подряд человек, забывая о себе, зачастую буквально “сажает себе на
шею” объект своей заботы. В художественной литературе, как и в
жизни, таких примеров предостаточно. (К примеру, «Размазня» А.П.
Чехова или даже Сказка о рыбка и рыбке А.С. Пушкина).-
Равнодушие – это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть
немного помочь им, облегчить их боль, страдания. Равнодушный человек не протянет руку помощи
нуждающемуся, спокойно может пройти мимо.
Равнодушие – это и безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему. Равнодушный человек не
интересуется тем, что происходит вокруг. Он живёт в своём мире, своими проблемами, заботами, а
всё, что интересует и волнует его современников, людей, живущих с ним в одной стране, городе,
работающих в одном коллективе, всё это ему безразлично.
Равнодушие – это черта характера человека, которая приводит его к душевной пустоте, нежеланию
откликаться на чувства и эмоции других, к злобе и даже жестокости. Равнодушному человеку ничего и
никого не жалко, он теряет стыд, совесть.
Равнодушие – это иногда результат усталости души, когда человек настолько много пережил в своей
жизни, что он равнодушием пытается уберечь себя от новых бед. Такое равнодушие может со временем
пройти, душа начнёт понемногу согреваться, возвращаться в прежнее состояние, когда человек сможет
снова сочувствовать другим. Но может и не произойти такого процесса, тогда человек до конца останется
безразличным ко всему вокруг.
Равнодушие – один из злых пороков человека. С молчаливого согласия равнодушных людей могут
совершаться самые отвратительные дела.
Равнодушие – это утрата человеком способности любить, дружить, ценить что-либо в жизни, неумение
радоваться красоте вокруг, ведь равнодушным всё равно. Равнодушие делает и самого человека
несчастным и приносит много неприятностей и даже бед окружающим.
Синонимы к слову «равнодушие»:
холодность
беспристрастность
безразличие
бесчувственность
безучастность
Апатичность
флегматичность
Равнодушие – это безразличное отношение к другим
людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть
немного помочь им, облегчить их боль, страдания.
Равнодушие – это и безучастное,
пассивное отношение ко всему
происходящему.
Равнодушие – это черта характера
человека, которая приводит его к
душевной пустоте, нежеланию
откликаться на чувства и эмоции
других, к злобе и даже жестокости.
Равнодушие – это иногда результат
усталости души, когда человек настолько
много пережил в своей жизни, что он
равнодушием пытается уберечь себя от
новых бед.
Равнодушие – один из злых пороков
человека. С молчаливого согласия
равнодушных людей могут совершаться
самые отвратительные дела.
Равнодушие – это утрата человеком
способности любить, дружить, ценить чтолибо в жизни, неумение радоваться красоте
вокруг, ведь равнодушным всё равно.
Список книг
1. Равнодушие взрослых к детям
«Красавица» И.Бунин (рассказ)
«Мальчик у Христа на ёлке»
Ф.М.Достоевский (рассказ)
«Гуттаперчевый мальчик» Д.В.Григорович
(повесть)
«В дурном обществе» В.Г.Короленко
(рассказ)
2. Равнодушие к родным
«Телеграмма» К.Паустовский (рассказ)
«Анна на шее» А.П.Чехов (рассказ)
3. Равнодушие к ближнему
«В аптеке» А.П.Чехов (рассказ)
«Тоска» А.П.Чехов (рассказ)
«Старик в станционном буфете»
К.Паустовский (рассказ)
«Левша» Н.Лесков (повесть)
«Экспонат №» Б.Васильев (повесть)
«Шинель» Н.В.Гоголь (повесть)
4. Равнодушие к жизни
«Герой нашего времени»
М.Ю.Лермонтов (роман)
«Евгений Онегин» А.С.Пушкин (роман)
«Обломов» И.А.Гончаров (роман)
5. Равнодушие к животным, природе
«О чём плачут лошади» Ф.Абрамов
(рассказ)
«Белый Бим Черное ухо»
Г.Н.Троепольский (повесть)
«Не стреляйте в белых лебедей»
Б.Васильев (повесть)
Что такое “отзывчивость”
Отзывчивость – это одно из
положительных качеств
личности, которое
проявляется в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, оказать
помощь.
Отзывчивость связана с гуманизмом, с любовью к людям, желанием быть нужным
им, особенно в сложные минуты.
Отзывчивость – это и словесная поддержка другого, когда необходимо успокоить,
просто выслушать. Это и конкретные дела и поступки, выражающиеся в том, что
человек, оставив на втором плане свои проблемы, в первую очередь помогает
тому, кому эта помощь нужна. Поэтому эгоистичный, самовлюблённый человек
вряд ли будет отзывчивым на чужую беду, потому что для него важнее всего его
проблемы.
Отзывчивый человек чувствителен к состоянию другого, он может сам
предугадать, что тому нужна помощь и поддержка, не доживаясь, когда его об
этом поросят. Отзывчивость – это результат тактичности, внимательности,
душевности по отношению к другим. Это черта сильных и воспитанных людей.
Отзывчивость соседствует с бескорыстностью, потому что не требует похвалы,
награды. Это состояние души, когда человек просто не может жить по-другому,
проходя мимо людей и всего живого, кому нужна помощь.
Синонимы к слову «отзывчивость»:
Внимание участие сочувствие добродушие человечность
Чуткость внимательность душевность сострадательность участливость
Отзывчивость
Отзывчивость –
желание помочь
другому, сочувствие
Это и конкретные дела и
поступки
Отзывчивый человек чувствителен
к состоянию другого, он может сам
предугадать, что тому нужна
помощь и поддержка, не
доживаясь, когда его об этом
поросят
Отзывчивость соседствует с
бескорыстностью, потому
что не требует похвалы,
награды
10. Список книг. ОТЗЫВЧИВОСТЬ
1. Отзывчивость по отношению к людям
«Капитанская дочка» А.С.Пушкин (повесть) – Гринёв
«Чудесный доктор» А.И.Куприн (рассказ) – доктор Пирогов
«Летят мои кони…» Б.Васильев (повесть) – доктор Янсен
«Уроки французского» В.Распутин (повесть) – Лидия Михайлонвна
«Детство» М.Горький (повесть) – бабушка, Цыганок
«Лапти» И.Бунин (рассказ) – Нефёд
«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой (рассказ) – Дина
«В дурном обществе» В.Г.Короленко (рассказ) – Вася
«Легенда о Данко» М.Горький – Данко
«Война и мир» Л.Н.Толстой (роман) – Наташа, Мария Болконская
2. Отзывчивость по отношению к животным, природе
«Белый пудель» А.И.Куприн (рассказ) – Серёжа
«Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильев (повесть) – Егор Полушкин
11. Примерные темы
1.
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
2.
Какого человека можно назвать «равнодушным»?
3.
Чем опасно равнодушие?
4.
Может ли равнодушие ранить человека?
5.
Нужно ли учиться сочувствию?
6.
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
7.
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
8.
К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
9.
Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
10.
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
11.
Что значит “быть бескорыстным” человеком?
12.
Важно ли уметь прощать?
13.
Отзывчивость – качество нравственного человека
14.
Чем опасно равнодушие к чужому горю?
15.
Равнодушие – путь к разрушению нравственности
16.
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие – это паралич души,
преждевременная смерть».
17.
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением
человечности?
12.
Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие;
вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к
несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)
Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда,
равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.П.
Чехов)
Равнодушие к живописи – явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь
тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей
отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
Нет
опаснее человека
, которому чуждо человеческое, который
равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е.
Салтыков-Щедрин)
Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет
права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)
13. Сочинение ученицы Л,.Н. Тяжелковой, выполненное в рамках ЕГЭ по русскому языку. Отзывчивость души на красоту природы
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Эти слова И.А. Бунина вспомнила я, когда прочла данный для анализа текст. Да, природа может творить чудеса: завораживать своей
красотой душу, поднимать настроение, изменять отношение к жизни. И не только… Именно проблеме воздействия красоты
природы на человека посвятил М.М. Пришвин рассказ “Голубая стрекоза” – я читала это произведение раньше и хорошо его
запомнила.
Раскрывая проблему, автор повествует нам о случае, который произошел во время первой мировой войны. Тяжело раненный
молодой солдат, почти мальчик, просит “водицы”, но не для того, чтобы попить, а “водицы, ручья” – чтобы утолить “трепет души”. С
удивительным чувством восхищения описывает М.Пришвин красоту ручья “в косых лучах вечернего солнца”, струйки которого,
“соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку”. Рисуя раненого юношу, писатель показывает нам ту
борьбу, которая происходит в его душе и заканчивается милой и детской улыбкой, вызванной этой “прекрасной песенкой” и
летающей над заводью голубой стрекозой – летающей даже тогда, когда ее можно увидеть только отражающейся в воде – “этих
глазах земли”, видящих даже во тьме.
Позиция автора предельно ясна, она, по моему мнению, заключается в
последних словах
текста: человека излечить способны не
только доктора – этому может помочь и красота природы.
С мнением автора невозможно не согласиться, еще Гиппократ писал: “Лечит болезни врач, но излечивает природа”. Действительно,
природа может творить чудеса, она помогает человеку в трудные моменты жизни выстоять, делает его лучше. Тому есть множество
подтверждений в русской и мировой литературе.
Так,
главный герой
рассказа Юрия Яковлева «Разбуженный соловьями» Селюжонок, маленький колючий мальчишка, был
причиной беспокойства и неприятностей всего взрослого населения в лагере. За неделю лагерной жизни на него был истрачен
годовой запас восклицательных знаков. Он тащил все, что плохо лежит, и испытывал нервы не только воспитателей, но и
начальника лагеря. Однажды ночью Селюжонка разбудили соловьи. Рассердившись на птиц, он выбрался на улицу, чтобы кинуть в
нарушителей тишины камень. Но – произошло чудо: соловьиные трели, падающие из горлышка чистыми, хрустальными каплями,
влажное прикосновения неба к щеке мальчика, звезды, на которых, как решил Селюжонок, и держится небо, пробудили в душе
мальчика нечто, что до сих пор просто дремало. Восхищенный мальчишка затаил дыхание и не шевелился, чтобы неосторожным
движением не порвать серебряную нить соловьиных звуков. Так он простоял до самого рассвета. С той ночи Селюжонок стал
другим. Нет, внешне он ничем не изменился, он так же носился по лагерю и так же летели в него
восклицательные знаки
, но у него
появился интерес к жизни.
Вспомнилась мне и индийская притча о красоте, в которой мудрец, убегая от тигра, оказался на краю пропасти. Вися над
разверзшейся бездной, понимая, что вот-вот погибнет, он замечает прекрасный цветок, выросший на краю обрыва. И цветок этот
придает ему сил. Когда охотник, спасший мудреца, спросил, о чем он думал, в то время как жизнь его висела на волоске, мудрец
ответил: «О том‚ что‚ какими бы ужасными ни казались нам некоторые мгновения нашей жизни‚ в ней всегда есть место красоте».
Да, красота природы благотворно воздействует на человека. Нужно только, всмотревшись в окружающий нас мир, уметь ее
увидеть – в звонком ручье и в летающей над ним стрекозе, в простом цветке и в незамысловатой песенке птиц, в закатах и
рассветах, в манящей, как мечта, звезде. Прав был М. Пляцковский, когда писал:
Живет повсюду красота, \Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее \Она, наверно, неспроста.
14.
(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес
гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают…
(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк… (11)И ещё раз… (12)И ещё…
–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
–(15)Вот опять… (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек…
–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.
–(20)Страшно ночью в лесу…
–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка…
(23)Но дитя вдруг подымает голову.
–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»
(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный,
отчаянный вопль:
–(27)Спа-си-те!
–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть…
–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь
спать.
–(34)Спасите!
–(35)Жалко
живую душу
, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы…
–(37)Лежи, дурак… (38)Не наше дело…
(39)В темноте шлёпают туфли… (40)Старческий кашель… (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все
дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые
собаки… (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
(50)Это голос чёрствого благоразумия.
(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и
гордые люди
. (53)Всё у них было
самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами
никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая…
–(56)Спа-си-те!
(57)Молчание…
А.И. Куприн.
15.
1.Проблема равнодушного отношения людей к чужой беде. (Всегда ли
люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?)
2.Проблема эгоизма, «чёрствого благоразумия». (Почему некоторые
люди предпочитают не замечать чужой беды, заботятся только о своём
спокойствии?)
Превыше всего некоторые люди ставят собственное благополучие,
забывая о высоких нравственных принципах.
3. Проблема семейного воспитания. (Влияют ли поступки старших в
семье на формирование жизненной позиции ребёнка?)
Отстранённость старших в семье от чужой беды может сформировать
чёрствого, бездушного ребёнка. Равнодушие взрослых воспитывает в
ребёнке себялюбие.
16.
Аргумент.
Всегда ли люди относятся к чужому горю неравнодушно? К
сожалению, часто мы видим обратное – бездушное отношение к
другим. Проблему равнодушного отношения людей к чужой беде
поднимает в тексте А. Куприн.
Перед нами бытовая сцена с простой фабулой: в холодную ветреную
зимнюю ночь, когда вся семья неизвестных нам персонажей
(А. Куприн не дает имена своим героям) не может уснуть, слышится
крик о помощи какогото человека. И хотя этот крик не дает покоя даже
ребенку, взрослые предпочитают не вмешиваться, то выражая
сомнение в том, что это кричит не человек, то мотивируя тем, что
ружье неисправное, и, в конце концов, мать рассказывает своему
малышу сказку «о гордых, сильных, уверенных людях», живущих в
замках за высокими заборами; «их все ненавидели и боялись, они же
относились ко всем с презрением…». За этим незамысловатым
сюжетом просматривается глубокий смысл. Всех старших членов
семьи объединяет равнодушие к чужой беде. Голоса всех участников
диалога, кроме детского, сливаются в один – «голос черствого
благоразумия», который оправдывает их позицию невмешательства,
нежелания рисковать ради спасения чужой жизни. Куприн осуждает
людей, которые к чужому горю относятся равнодушно, с
высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной
ситуации и нуждаться в помощи.
17. Интернет. «Юшка » А. П. Платонов
В рассказе « Юшка » А. П. Платонов рассказывает о старом человеке и о людях, живущих
рядом с ним.. Юшка почти всегда говорит о любви, даже когда является объектом
человеческой глупости и жестокости. Детей, которые смеялись над ним, толкали,
мучили, Юшка называет «маленькими», «родными». На ярость взрослых старается не
отвечать вообще. Рассуждения Юшки полны милосердия и сострадания к неразумным
людям: «Меня, Даша, народ любит!»; «Он меня без понятия любит… Сердце в людях
бывает слепое ». Только один раз решается Юшка дать отпор человеческой жестокости:
«А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я
тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»
Люди мало общаются с Юшкой, а если и говорят с ним о чем-то, то единственно с целью
доказать неправомерность его существования на белом свете. Например, хозяйская
дочь, которая не раз поднимала лежащего в пыли, избитого Юшку, уводила домой,
могла довольно жестоко заявить о никчемности его существования: «Лучше бы ты умер,
Юшка». Агрессией и ненавистью ко всему живому проникнуты слова убийцы Юшки:
«Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее
бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!..» Пьяное веселье прохожего, неожиданно
получившего отпор от слабой жертвы, мгновенно сменяется злобой.
Злоба выплескивается на невиновного, а взамен приходит равнодушие: «Отдохни, –
сказал прохожий и ушел домой пить чай». Трудно определить, что наиболее страшным
оказалось в данной ситуации: человеческая злоба или человеческое равнодушие. К телу
умершего пришли проститься все люди, «старые и малые, весь народ, который знал
Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Юшку похоронили и забыли. Но
вскоре в деревне появляется девушка, и все с удивлением узнают, что Юшка все свои
деньги отдавал на воспитание и обучение сироты. Вот
яркий пример
человеческой
доброты и отзывчивости.
18.
Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким
мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как
привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.
Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка
тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже
вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали
от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного
треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно.
– Извозчик, на Выборгскую! – слышит Иона. – Извозчик! Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом,
видит военного в шинели с капюшоном.
– На Выборгскую! – повторяет военный. – Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный
садится в сани.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит
ничего, кроме сипенья.
– Что? – спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
– А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.
– Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
– А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.
– Поезжай, поезжай… – говорит седок. – Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом
оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на
Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется… Мокрый снег опять
красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой…
По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и
тонки, третий мал и горбат.
19.
– Извозчик, к Полицейскому мосту! – кричит дребезжащим голосом горбач. – Троих…
двугривенный!
– Ну, погоняй! – дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. – Лупи!
Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит
обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу
отлегать от груди. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
– А у меня на этой неделе… тово… сын помер!
– Все помрем… – вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. – Ну, погоняй, погоняй! Господа, я
решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?
– А ты его легонечко подбодри… в шею!
– Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком
ходить!..
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
– Извозчик, ты женат? – спрашивает длинный.
– Я-то? Гы-ы… ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена –
сырая земля
… Хи-хо-хо… Могила то
есть!.. Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того,
чтоб ко мне идтить, она к сыну…
И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и
заявляет, что, слава богу, они наконец приехали. Опять он одинок, и опять наступает для него
тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой.
Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не
найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не
замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и
вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно.
Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он
считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает
головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу.
“Ко двору, – думает он. – Ко двору!”
20.
И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора Иона
сидит уже около большой, грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ.
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.
– Пить захотел? – спрашивает Иона.
– Стало быть, пить!
– Так… На здоровье… А у меня, брат, сын помер… Слыхал? На этой неделе в больнице…
История!
Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с
головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется… Как молодому хотелось пить, так ему хочется
говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно
поговорить с толком, с расстановкой… Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что
говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за
одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить… Да
мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…
А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.
“Пойти лошадь поглядеть, – думает Иона. – Спать всегда успеешь… Небось выспишься…”
Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про
сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому
думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…
– Жуешь? – спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. – Ну, жуй, жуй… Коли на
овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То
настоящий извозчик был… Жить бы только…
Иона молчит некоторое время и продолжает:
– Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря…
Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем,
этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина… Иона увлекается и рассказывает
ей все…
21. Интернет. А. П. Чехов «Тоска»
Главный герой рассказа Иона Потапов – старый извозчик, недавно
похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце
тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со
своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и
холодности. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела
до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и
неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова – молодой
извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному
порыву старика. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного
города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где человек
духовно одинок.
Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся,
думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об
обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и
родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать
ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой.
Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания
и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного
светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир
светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.
22. Равнодушие взрослых к детям. И.А. Бунин «КРАСАВИЦА»
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице,
дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был
худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и,
если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично
и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд
имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество
губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – и все только
руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно
возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не
замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и
никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии
бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную,
небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него
был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица
сказала горничной:- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему,
Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной
барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил
совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, –
неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке
гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и
ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит
он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и
сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там
спрятано и все остальное добришко его. 28 сентября 1940
23. А.П. Чехов «В АПТЕКЕ»
Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от
доктора отправился прямо в аптеку.
“Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, – думал он, взбираясь по аптечной
лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. Ступить страшно!”
Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с
годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и
внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было. За желтой, лоснящейся конторкой,
уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой,
строгим лицом и с выхоленными бакенами – по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой
плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно
выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели
свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решеткой сидел
кассир и лениво считал мелочь. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в
полумраке копошились две темные фигуры. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному
господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий
полуоборот головы направо, пробормотал:
– Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem! (11)
– Ja! (12) – послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос.
Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.
– Ja! – послышалось из другого угла.
Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.
– Через час будет готово, – процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.
– Нельзя ли поскорее? – пробормотал Свойкин. – Мне решительно невозможно ждать.
Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь,
глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной
ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы.
24.
Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли
тянущие боли
, в отяжелевшей голове
бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с
банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и
медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове… Разбитость и головной
туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от
стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором…
– Должно быть, у меня горячка начинается, -сказал он. – Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня
болезнь, но уж больно я ослаб… Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в
деревне, где нет докторов и аптек!
Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил
ни словом, ни движением, словно не слышал… Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой… Стук
мраморной ступки становился всё громче и звонче. Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на
полки с банками и принялся читать надписи… Перед ним замелькали сначала всевозможные “радиксы”:
генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum”ы,
semen”ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.
“Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! – подумал Свойкин. Сколько рутины в этих банках,
стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!”
С полок Свойкин перевел глаза на стоявшую около него стеклянную этажерку. Тут увидел он резиновые
кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические
мыла, мазь для ращения волос…
Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы
то ни стало, подальше от света, ученой физиономии и стука мраморной ступки… Болезненное утомление
овладело всем его существом… Он подошел к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил:
– Будьте так любезны, отпустите меня! Я… я болен…
– Сейчас… Пожалуйста, не облокачивайтесь!
Учитель сел на диван и, гоняя из головы туманные образы, стал смотреть, как курит кассир.
“Полчаса еще только прошло, – подумал он. – Еще осталось столько же… Невыносимо!”
25.
Но вот, наконец, к провизору подошел маленький, черненький фармацевт и положил около него коробку
с порошками и склянку с розовой жидкостью… Провизор дочитал до точки, медленно отошел от конторки
и, взяв склянку в руки, поболтал ее перед глазами… Засим он написал сигнатуру, привязал ее к горлышку
склянки и потянулся за печаткой…
“Ну, к чему эти церемонии? – подумал Свойкин. – Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут”.
Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками.
– Получите! – проговорил он наконец, не глядя на Свойкина. – Взнесите в кассу рубль шесть копеек!
Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль, и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет
больше ни копейки…
– Рубль шесть копеек? – забормотал он, конфузясь. – А у меня только всего один рубль… Думал, что рубля
хватит… Как же быть-то?
– Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.
– В таком случае уж вы извините… Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю…
– Этого нельзя… У нас кредита нет…
– Как же мне быть-то?
– Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.
– Пожалуй, но… мне тяжело ходить, а прислать некого…
– Не знаю… Не мое дело…
– Гм… – задумался учитель. – Хорошо, я схожу домой…
Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой… Пока он добрался до своего номера, то садился
отдыхать раз пять… Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать
отдохнуть… Какая-то сила потянула его голову к подушке… Он прилег, как бы на минутку…. Туманные
образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание… Долго он помнил, что ему
нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла свое. Медяки высыпались из кулака, и
больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором.
26. Материал для аргумента
Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в
аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Он отдает приписанный доктором
рецепт провизору. Тот отвечает, что лекарство будет готово только через час.
В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек.
Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор
же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и
лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не
может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и
получил свое лекарство.
Это рассказ о том, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой
открыто не хочет замечать
данный факт
. Первый пытается как-то войти в
словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и
горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое
теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.
Сострадание – вот главная идея рассказа. Без умения сочувствовать другим людям
мы становимся эгоистичными и бездушными. Не случайно рассказ имеет
открытый финал. К чему привело равнодушие? Что в итоге случилось с больным?
Умер он или на утро сходил в аптеку? Этот вопрос автор оставляет открытым.
27. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Ларре Равнодушие к другим, эгоизм и их последствия
Человек, отделяя себя от других людей, замыкаясь только
на удовлетворении эгоистических потребностей, рано или поздно
осознаёт пустоту и бесцельность своего существования. Чуждый
и ненужный другим, он становится не нужен и себе самому. Ларра
осуждён на вечное скитание и вечное одиночество: «Ему нет жизни,
и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…».
Бестелесная тень, обречённая на вечные скитания, – вот финал
судьбы того, кто хотел брать от жизни всё, не расплачиваясь собой.
Легенда о Ларре из рассказа Горького «Старуха Изергиль» затрагивает
проблему человеческой гордыни, эгоизма, чувства превосходства над
окружающими и их влияния на судьбы людей. История «сына орла»
побуждает читателя к раздумью о месте человека в мире, о месте
человека среди людей. Безусловно, человек должен любить, уважать
себя, понимать собственную значимость, но при этом он должен
сохранять уважение и сочувствие к окружающим его людям, ибо
человек – частица мира, а не обособленное от него существо.
Возвышаясь над окружающими, человек неизменно обрекает себя на
одиночество, а это самая страшная доля.
28. Отзывчивость. И.А. Бунин. «Лапти». Краткое содержание
Зимний ненастный день. Мальчик бредит, часто плачет
и просит дать ему красные лапти. Над его постелью рыдает
мать, но она ничем не может помочь своему сыну.
Ни мать, ни Нефёд не знают, что за красные лапти просит
больной мальчик. Подумав, Нефёд решает:
Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо
добывать. Он хочет покрасить лапти фуксином. Для этого
надо отправиться далеко от дома, в Новосёлки. Несмотря
на снежную бурю, Нефёд тепло одевается и отправляется
в путь. Его ждут, но до наступления ночи он не является.
Домашние решают, что он там заночевал. Как только
рассвело, в дверь стучат новосельские мужики – они
привезли окоченевшего Нефёда, найденного ночью
в поле. За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи
лапти и пузырёк с фуксином.
29.
Текст рассказа. ЛАПТИ
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и
было
большое горе
: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какието красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха
и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до
доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…
Стукнуло в прихожей, – Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и
вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:- Ну что, барыня, как? Не полегчало?- Куда там, Нефедушка!
Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…- Лапти? Что за лапти такие?- А господь его знает.
Бредит, весь огнем горит… Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки –
все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.-
Как добывать?- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.- Бог с тобой, до Новоселок
шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал.- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а
пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не
говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон,
пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся
степном море.Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать
остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но
оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там,
в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать
поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала
причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и
тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
– Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:-
Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не
так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый,
зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие
мертвое тело
, – белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь
лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в
какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как
вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело –
оказывается, знакомый человек…
Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах
жилье…За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.22 июня 1924
30. Материал для аргумента
Главная проблема рассказа – вопрос о человечности, гуманном отношении к
людям. Нефёд символизирует сочувствие, сострадание и
самопожертвование. И противостоит он страшной стихийной силе
(«непроглядная вьюга», «…потонул в белом, куда-то бешено несущемся
степном море», «…в бездне снежного урагана и мрака», «страшный снег»; «гул
и грохот вьюги», «…в такую страсть», «такой ужас». Трудно представить, что в
такую погоду человек отважился пройти двенадцать верст, чтобы просто
исполнить желание мальчика. Не описывается в рассказе, как он шел, как
замерзал. Важно, что он дошёл, пусть и не сам, что он выполнил просьбу
ребёнка.
В рассказе много красного цвета – цвета пульсирующей крови и огня. В
христианской символике красный цвет означал любовь и милосердие – символ
самопожертвования Христа.
Финал рассказа открытый: остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас
ли его Нефед. Такое завершение заставляет еще раз задуматься о поступке
главного героя. Бескорыстность поступка Нефеда очевидна. Уже не зная того,
он спасает и отчаявшихся новосельских мужиков, ведь именно благодаря
Нефёду они находят правильную дорогу.
31. Сострадание, сочувствие по отношению к поверженному врагу. Аргументы. Л.Н. Толстой «Война и мир»
Вспомним эпизод из романа-эпопеи Л. Толстого «Речь Кутузова перед
солдатами Преображенского полка». Здесь мы видим, что полководца
объединяет с солдатами не только чувство ненависти к врагу, но и жалость к
поверженному, ничтожному неприятелю. Этой сцене предшествует встреча
Кутузова с французскими пленными: «
Большая часть
лиц французских солдат
были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были
красные, распухшие и гноившиеся глаза». Вид этих людей вызывает у
Кутузова чувство жалости, и он обращается с речью к своим солдатам: «Вам
трудно, да всё же вы дома; а они – видите, до чего они дошли. – Хуже нищих
последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть
можно. Тоже и они люди. Так, ребята?» И тут же: «Поделом им». Так в
«простодушно-стариковской речи» соединились жалость к обмороженным,
голодным французам и гнев за всё зло французского нашествия.
«Сердечный смысл этой речи не только был понят, но самоё чувство
величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием
своей правоты…это самое чувство лежало в душе каждого солдата».
Жалостливость к врагу Толстой считал отличительной чертой русского народа.
В душе русских солдат, как и в душе Кутузова, нет чувства ненависти,
стремления к мести тем, кто был виновником их страданий. Кутузов и солдаты
едины в своём отношении к врагам.
32.
Матрёна Васильевна –
главная героиня
рассказа А.И.Солженицына «Матренин
двор».
Лучшие стороны
характера Матрены Васильевны раскрывают несколько
эпизодов. (Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрены Васильевны, которую она
решила отдать Кире; просьба жены председателя помочь колхозу, просьба соседки
докопать картошку). И во всех эпизодах Матрёну просят чем-нибудь помочь, а она не
отказывается, помогает, даже если больна, и не берёт ничего взамен. Автор говорит о
ней: «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».
Героиня была «в ладах с совестью своей». Её душа была открыта для каждого,
внутренне она была чиста, как ребёнок. Автор сказал про таких людей, что у них» всегда
лица хорошие», то есть они добрые, чистосердечные, доступные окружающим.
И эта доброта довела Матрену Васильевну до гибели. Люди не смогли понять ее, ее
внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь, ее стремление к труду для
реализации своих личных целей, даже не пытаясь, ничего дать взамен. Нет, не деньги,
не продукты, а понимание, уважение – вот чего ждала Матрена Васильевна, но не
дождалась.
Считаю, что автор прав, назвав Матрену праведником, потому что она «есть… тот
самый праведник, без которого… не стоит село». Она была центром всего
происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу. Её
можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно
помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась
ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.
А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого
разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества. Без таких людей погибнет
Возможно, будет полезно почитать:
- Что написать в резюме в разделе «обо мне
; - Срок давности по неоплаченным кредитам: какой он
; - Психологическое понимание труда и профессии
; - Как испечь пасхальный кулич – рецепты к пасхе
; - Как испечь пасхальный кулич: мой семейный рецепт с подробными картинками
; - Пустынными тропами Аризоны
; - Пошаговый рецепт морковных оладий: фото и секреты
; - Сколько хранится фаршированный перец в холодильнике
;
Полезные советы
СОВЕТ №1
При анализе текстов по теме “Равнодушие и отзывчивость” для подготовки к ЕГЭ, обратите внимание на ключевые слова и фразы, которые помогут вам понять основные идеи автора.
СОВЕТ №2
Не забывайте обращать внимание на аргументы, приведенные в тексте, и анализировать их с точки зрения логики и убедительности.
СОВЕТ №3
Практикуйтесь в написании сочинений на тему “Равнодушие и отзывчивость”, используя аргументы из различных источников, чтобы улучшить свои навыки аргументации и логического мышления.
Частые вопросы
Какое значение имеет тема “Равнодушие и отзывчивость” для ЕГЭ?
Тема “Равнодушие и отзывчивость” является одной из ключевых для ЕГЭ, так как она позволяет проверить не только знание языка, но и умение аргументировать свою точку зрения, выражать собственное мнение и анализировать информацию.
Какие аргументы можно использовать при обсуждении темы “Равнодушие и отзывчивость”?
При обсуждении темы “Равнодушие и отзывчивость” можно использовать аргументы, основанные на этике, социальной ответственности, психологии межличностных отношений, а также на примерах из литературы, истории или современной жизни.
Какие навыки помогут успешно развить тему “Равнодушие и отзывчивость” в контексте подготовки к ЕГЭ?
Для успешной разработки темы “Равнодушие и отзывчивость” в контексте подготовки к ЕГЭ полезно развивать навыки анализа текстов, построения аргументированных высказываний, использования разнообразной лексики и умения выделять ключевые идеи.