Священство Русской Православной Церкви подразделяется на три степени, установленные ещё святыми апостолами: диаконов, священников и епископов. Первые две включают в себя как священнослужителей, принадлежащих к белому (женатому) духовенству, так и чёрному (монашествующему). В последнюю, третью степень возводятся только лица, принявшие монашеский постриг. Соответственно этому порядку установлены все церковные звания и должности у православных христиан.
Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён
Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности. Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты. Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.
Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями. Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова. Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания
православной церкви
.
Мнение эксперта:
В христианстве сан – это особое благодатное действие, которое призвано освящать и укреплять верующих. В православной церкви различают два основных духовных звания – иерей и протоиерей. Иерей – это священнослужитель, который имеет право совершать обряды и таинства. Протоиерей же – это более высокое духовное звание, которое обычно присваивается за долгую и безупречную службу. Протоиерей имеет больше полномочий и обычно занимает более ответственные должности в церковной иерархии. Вместе с тем, как иерей, так и протоиерей исполняют свои обязанности в соответствии с канонами и традициями церкви, служат прихожанам и являются духовными наставниками.
Низшая ступень священства
Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается
Божья Благодать
, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.
Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.
Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.
Интересные факты
- Сан в христианстве – это степень священства, которая присваивается духовному лицу после прохождения определенных обрядов и испытаний. В христианстве существует три степени священства: диакон, пресвитер (иерей) и епископ.
- Иерей – это священник, который имеет право совершать все таинства, кроме рукоположения. Протоиерей – это священник, который имеет высшую степень священства и может совершать все таинства, включая рукоположение.
- Разница между иереем и протоиереем заключается в том, что протоиерей имеет более высокий сан и может совершать больше таинств. Кроме того, протоиерей обычно является настоятелем храма или благочинным.
Вторая ступень священнической иерархии
Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более
высокий уровень
священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.
С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.
За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и
почётным званием
. Именно из архимандритов формируется епископат.
Опыт других людей
Сан – это священное действие в православной церкви, которое символизирует освящение и очищение. Люди, посещающие церковь, отмечают, что Сан приносит им внутренний покой и благодать. Иерей и протоиерей – оба являются священниками в православной церкви, но протоиерей имеет более высокий духовный статус и может исполнять определенные обряды, которые недоступны иерею. Однако оба служат верующим, помогая им в их духовной жизни.
Архиереи православной церкви
Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание
высшей группе
иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев. Получившие при рукоположении
наибольшую степень
Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.
Согласно церковному Уставу, все епископы обладают равной степенью священства, при этом наиболее заслуженные из них именуются архиепископами. Особую группу составляют столичные епископы, называемые митрополитами. Это название произошло от греческого слова «митрополия», что значит «столица». В тех случаях, когда в помощь одному епископу, занимающему какую-либо высокую должность, назначается другой, он носит звание викария, то есть заместителя. Епископ ставится во главе приходов целой области, называемой в этом случае епархией.
Предстоятель православной церкви
И наконец, высшим чином
церковной иерархии
является патриарх. Он избирается Архиерейским Собором и вместе со Священным Синодом осуществляет руководство всей поместной церковью. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, сан патриарха является пожизненным, однако в
отдельных случаях
архиерейскому суду даётся право суда над ним, низложения и решения вопроса о его уходе на покой.
В тех случаях, когда патриаршая кафедра вакантна, Священным Синодом избирается из числа его постоянных членов местоблюститель, выполняющий функции патриарха до его законного избрания.
Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей
Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё
церковное служение
, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.
В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время
церковных служб
и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан
колокольным звоном
в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.
Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.
Наследие святых апостолов
Мы рассмотрели все церковные звания по возрастанию. В России и у иных православных народов эти чины несут на себе благословение святых апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Именно они, став основателями земной Церкви, установили существующий порядок церковной иерархии, взяв в качестве образца пример ветхозаветных времён.
Одним из основных направлений в христианстве является православие. Его исповедуют миллионы людей по всему миру: в России, Греции, Армении, Грузии и других странах. Храм Гроба Господня считается хранителем главных святынь в Палестине. существуют даже на Аляске и в Японии. В домах православных верующих висят иконы, которые представляют собой живописные изображения Иисуса Христа и всех святых. В XI веке
христианская церковь
раскололась на православную и католическую. Сегодня большинство
православных людей
проживает в России, так как одной из самых старейших церквей является Русская Православная Церковь, во главе которой стоит патриарх.
Иерей – кто это?
Существует три степени священства: дьякон, священник и епископ. Тогда иерей – кто это? Так называют священника низшего ранга второй степени православного священства, который с благословления епископа допускается к самостоятельному ведению шести церковных таинств, кроме таинства рукоприложения.
Многих интересует происхождение титула иерей. Кто это и чем он отличается от иеромонаха? Стоит отметить, что само слово с
греческого языка
переводится как “жрец”, в Русской церкви – это священник, которого в монашеском чине называют иеромонахом. В официальной или торжественной речи к священникам принято обращаться “Ваше Преподобие”. Иереи и иеромонахи имеют право возглавлять церковную жизнь в городских и сельских приходах и называются они настоятелями.
Подвиги священников
Иереи и иеромонахи в эпоху великих потрясений ради веры жертвовали собой и всем тем, что у них было. Именно так подлинные христиане держались за спасительную веру во Христа. Их настоящий подвижнический подвиг церковь никогда не забывает и чтит со всеми почестями. Не каждый знает, сколько иереев-священников погибло в годы страшных испытаний. Их подвиг был настолько велик, что невозможно себе даже представить.
Священномученик Сергий
Иерей Сергий Мечев родился 17 сентября 1892 года в Москве в семье священника Мечева Алексея. Окончив гимназию с
серебряной медалью
, он пошел учиться в Московский университет на медицинский факультет, но потом перевелся на историко-филологический факультет и окончил его в 1917 году. В годы студенчества он посещал богословский кружок имени Иоанна Златоуста. В годы войны 1914 года Мечев работал в санитарном поезде братом милосердия. В 1917-м он часто бывал у патриарха Тихона, который с
особым вниманием
относился к нему. В 1918 году он получает благословение принять священство от После этого, будучи уже отцом Сергием, никогда не оставлял своей веры в Господа Иисуса Христа и в самые сложные времена, пройдя лагеря и ссылки, даже под пытками не отказался от нее, за что и был расстрелян 24 декабря 1941 года в стенах Ярославского НКВД. Сергия Мечева причисли к лику святых новомучеников в 2000 году РПЦ.
Исповедник Алексей
Иерей Алексей Усенко родился в семье псаломщика Дмитрия Усенко 15 марта 1873 года. Получив семинарское образование, он был посвящен в сан священника и стал служить в одном из сел Запорожья. Так бы и трудился он в своих смиренных молитвах, если бы не революция 1917 года. В 1920-1930-х годах его особо не коснулись гонения советской властью. Но в 1936 году в селе Тимошовка Михайловского района, где он жил с семьей, местные органы закрыли церковь. Ему было уже тогда 64 года. Тогда иерей Алексей пошел работать в колхоз, но как священник продолжал свои проповеди, и везде находились люди, которые готовы были его слушать. Власти не смирились с этим и отправляли его в дальние ссылки и тюрьмы. Иерей Алексей Усенко безропотно терпел все лишения и издевательства и до конца дней был верен Христу и Святой Церкви. Вероятно, он так и умер в БАМЛАГЕ (Байкало-Амурском лагере) – доподлинно неизвестны день и место его смерти, скорее всего, он похоронен в лагерной братской могиле. Запорожская епархия обратилась в
Священный Синод
УПЦ, чтобы рассмотреть вопрос причисления иерея Алексея Усенко к лику местночтимых святых.
Священномученик Андрей
Иерей Андрей Бенедиктов родился 29 октября 1885 года в селе Воронино в Нижегородской губернии в семье священника Николая Бенедиктова.
Его вместе с другими священнослужителями православных церквей и мирянами арестовали 6 августа 1937 года и обвинили в антисоветских разговорах и участии в контрреволюционных
церковных заговорах
. Иерей Андрей виновность свою не признал и против других показаний не давал. Это был настоящий священнический подвиг, он умер за свою непоколебимую веру в Христа. К лику святых был причислен Архиерейским собором РПЦ 2000 году.
Василий Гундяев
Он был дедом российского патриарха Кирилла и тоже стал одним из
ярчайших примеров
настоящего служения православной церкви. Родился Василий 18 января 1907 года в Астрахани. Чуть позже его семья переехала в Нижегородскую губернию, в город Лукьянов. Василий работал в железнодорожном депо механиком-машинистом. Он был очень религиозным человеком, в страхе божьем воспитывал и детей своих. Семья жила очень скромно. Однажды патриарх Кирилл рассказывал, что, будучи еще ребенком, спрашивал у деда, куда он дел деньги и почему ничего не скопил ни до, ни после революции. Тот ответил, что все средства отправлял на Афон. И вот, когда патриарх оказался на Афоне, он решил проверить этот факт, и, что, в принципе, неудивительно, это оказалось чистой правдой. В монастыре Симонометра есть старые архивные записи начала ХХ века на вечное поминовение иерея Василия Гундяева.
В годы революции и жестоких испытаний иерей отстаивал и сохранил свою веру до конца. Он провел в гонениях и заточениях около 30 лет, за это время просидел в 46 тюрьмах и 7 лагерях. Но эти годы не сломили веру Василия, он скончался восьмидесятилетним старцем 31 октября 1969 года в селе Оброчном Мордовской области.
Святейший патриарх
Кирилл, будучи студентом Ленинградской академии, участвовал в отпевании своего дедушки вместе со своим отцом и родственниками, которые тоже стали священниками.
“Иерей-сан”
Очень интересный художественный фильм сняли российские кинематографисты в 2014 году. Его название – “Иерей-сан”. У зрителей сразу же появилось много вопросов. Иерей – кто это? О ком пойдет речь в картине? Идею фильма подсказал Иван Охлобыстин, который когда-то увидел в храме среди священников настоящего японца. Сей факт вверг его в глубокие размышления и изучения.
Оказывается, в Японию в 1861 году, во времена гонений на чужеземцев с островов, рискуя своей жизнью, приехал с миссией распространения православия иеромонах Николай Касаткин (Японский). Он несколько лет посвятил изучению японского, культуры и философии, чтобы перевести Библию на этот язык. И вот спустя несколько лет, а точнее в 1868 году, священника подстерег самурай Такума Савабэ, который захотел убить его за то, что тот проповедует чуждые вещи для японцев. Но иерей не дрогнул и сказал: «Как же ты можешь меня убить, если не знаешь за что?» Он предложил рассказать о жизни Христа. И проникнувшись рассказом священника, Такума, будучи японским самураем, стал
православным священником
– отцом Павлом. Он прошел много испытаний, потерял семью, свое имение и стал
правой рукой
отца Николая.
В 1906 году Николая Японского возвел в сан архиепископа. В этот же год произошло основание Киотского викариатства Православной церковью в Японии. Он умер 16 февраля 1912 года. Равноапостольный Николай Японский причислен к лику святых.
В заключении хочется отметить, что все люди, о которых велась речь в статье, хранили веру как искорку от большого костра и разносили ее по всему свету, чтобы народ узнал, что нет большей истины, чем христианское православие.
Иерархия в православной церкви обладает большим количеством наименований (рангом). Человек, приходящий в церковь, встречается со священнослужителями, которые занимают определенные посты и несут ответственность, как истинные служители Всевышнего, за паству.
Церковная иерархия в православии
Православные чины
Бог-Отец разделил собственный народ на три типа, в зависимости от приближенности к Своему Царству.
- К первому разряду относятся
миряне– рядовые члены православного братства, которые не облачились в духовный сан. Эти люди составляют основную массу всех верующих и принимают участие в молитвенных богослужениях . Церковь разрешает мирянам проводить обряды и в своих домах. В первые столетия христианства народ имел гораздо больше прав, чем сегодня. Голоса мирян имели силу при избрании настоятелей и архиереев. - Церковнослужители– низший чин, посвятивший себя Богу и облачившийся в соответствующие одежды. Чтобы получить посвящение эти люди проходят обряд хиротесии (рукоположения) по благословению епископа. Сюда относят чтецов, пономарей (дьячков), певцов.
- Священнослужители– ступень, где стоят высшие клирики, образующие богоучрежденную иерархию. Для получения этого чина следует пройти таинство хиротонии , но только после нахождения некоторое время в более низком ранге. Белые одежды носит духовенство, которому позволено иметь семью, в черном – те, кто ведет монашескую жизнь. Только последним разрешается управлять церковным приходом.
О различных служителях церкви:
При первом же взгляде на духовенство понимаешь, что для удобства в определении чина различается одежда батюшек и святых отцов: немногие носят красивые разноцветные мантии, другие придерживаются строгого и аскетичного вида.
На заметку! Церковная иерархия является, как говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит, прямым продолжением «небесной армии», в которую входят архангелы – ближайшие поданные Бога. Высшие чины, разделенные на три строя, через беспрекословное служение передают благодать от Отца к каждому из его детей, коими мы и являемся.
Начало иерархии
Термин «причет церковный» употребляется как в узком, так и
широком смысле
. В первом случае это словосочетание означает совокупность священнослужителей самого низкого ранга, не вписывающегося в трёхстепенный строй. Когда говорят в широком смысле, имеют в виду клириков (причетников), объединение которых составляет штат любого церковного комплекса (храма, монастыря).
Приход Православной церкви
В
дореволюционной России
их утверждала консистория (учреждение при епископате) и лично архиерей. Количество священнослужителей низшего ранга зависело от числа прихожан, ищущих общения с Господом. Причет большой церкви состоял из десятка диаконов и клириков. Чтобы совершить изменения в составе этого штата, архиерей обязан был получить разрешение от Синода.
Доходы причета в прошлые века складывались из платы за церковные требы (священнодействия и молитвы по нужде мирян). Сельские приходы, обслуживаемые низшими чинами, обеспечивались участками земли. Некоторые чтецы, пономари и певцы жили в специальных церковных домах, а в XIX стали получать жалование.
Для сведения! История развития церковной иерархии полностью не раскрыта. Сегодня с уверенностью говорят о трех степенях священства, тогда как о первохристианских именованиях (пророк, дидаскал) практически забыли.
Смысл и значение чинов отражали ту деятельность, которую авторитетно оглашала Церковь. Ранее братией и делами монастыря управлял игумен (предводитель), отличавшийся только наличием опыта. Сегодня обретение церковного ранга похоже на должностную награду, полученную за определенный период службы.
О жизни Церкви:
Пономари (дьячки) и клир
При возникновении христианства они исполняли роль сторожей храмов и священных мест. В обязанности привратников входило возжжение лампады при богослужениях. Григорий Великий называл их «хранителями церкви». Пономари распоряжались выбором утвари для обрядов, они вносили просфоры, освященную воду, огонь, вино, возжигали свечи, занимались уборкой алтарей, благоговейно мыли полы и стены.
Сегодня должность дьячка практически сведена к нулю, старинные обязанности теперь возложены на плечи уборщиков, сторожей, послушников и простых монахов.
- В
Ветхом Завете
термин «клир» затрагивает низший чин и простой народ. В древности клириками становились представители племени (колена) Левия. Народом называли всех тех, кто не отличался «истинной» родовитостью. - В книге Нового Завета критерий нации опускается: теперь низший и высший чин может получить любой христианин, подтвердивший соответствие определенным канонам религии. Здесь повышается статус женщины, которой позволяется получить вспомогательную должность.
- В древности народ разделяли на мирян и монахов, которые отличались большим аскетизмом в жизни.
- В узком значении клирики – церковнослужители, стоящие на одной ступени с причетниками. В современном православном мире это наименование распространилось и на священников высшего ранга.
Первая ступень иерархии священнослужителей
В первых христианских общинах диаконами называли помощников епископа. Сегодня они служат слову Божьему, читая Священные Писания и возглашая мольбы от лица прихожан. Диаконы, всегда спрашивающие благословение на работы, кадят церковное помещение, помогают совершать проскомидию (литургию).
Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств
- Именование без уточнения указывает на принадлежность служителя белому духовенству. Монашествующий чин называется иеродиаконами: их одежды не отличаются, но вне литургий они носят черную рясу.
- Старшим в ранге диаконата является протодиакон, которого отличает двойной орарь (длинная узкая лента) и фиолетовая камилавка (головной убор).
- В древности было распространено давать чины диаконисс, задача которых состояла в ухаживание за больными женщинами, подготовке к крещению и помощи священникам. Вопрос о возрождении такой традиции рассматривался в 1917 г., но ответа не оказалось.
Иподиакон является помощником дьякона. В
древнее время
им не разрешали брать жен. Среди обязанностей находилась забота о церковных сосудах, покровах алтаря, который они же и охраняли.
Для сведения! В настоящем этот чин наблюдается только в богослужениях архиерея, которому иподиаконы со всем старанием прислуживают. Кандидатами на ранг становятся чаще студенты духовных академий.
Вторая ступень иерархии священнослужителей
Пресвитер (глава, старейшина) – общий канонический термин, объединяющий чины среднего порядка. Он имеет право совершать таинства причащения и крещения, но не обладает авторитетом ставить других священников на какие-либо места иерархии или даровать окружению благодать.
Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем
При апостолах пресвитеры часто именовались епископами – термином, обозначающим «блюстителя», «надзирателя». Если такой священник обладал мудростью и почетным возрастом, его называли старейшиной. В книге Деяний и Посланий говорится, что пресвитеры благословляли верных и председательствовали в отсутствие епископа, они оказывали поучение, совершали множество таинств и принимали исповеди.
Важно! РПЦ выдвигает правила, которые говорят о том, что сегодня эта церковная ступень доступна только монахам с богословским образованием. От пресвитеров требуют идеальной нравственности и возраста выше 30 лет.
В эту группу вносят архимандритов, иеромонахов, игуменов и протоиереев.
Третья ступень иерархии священнослужителей
До
Церковного Раскола
, произошедшего в середине XI века, две части христианства были едины. После разделения на православие и католицизм основы епископата (высшего чина) практически не отличались. Богословы говорят, что власть эти две религиозные организации признают могущество Бога, а не человека. Право управлять передается только после снисхождения Святого Духа в ритуале хиротонии (рукоположения).
Епископом в современной русской традиции может стать только монах
Христианский богослов по имени Игнатий Антиохийский, являющийся учеников Петра и Иоанна, положительно отнесся к вопросу о том, что в каждом городе необходим один епископ. Последнему должны беспрекословно подчиняться священники низших ступеней. Апостольское преемство, дающее право на церковную власть перед паствой, рассматривалось в качестве догмата в доктринах православия и католицизма.
Приверженцы последнего поддерживают безусловный авторитет Папы Римского, что формирует строгую иерархию епископов.
В православии власть отдается патриархам национальных церковных организаций.Здесь, в отличие от католицизма, официально принята доктрина о соборности иерархи, где каждые главы уподобляются апостолам, слушающим наставления Иисуса Христа и дающим распоряжение пастве.
Архиереи (архипастыри), епископы, патриархи обладают совершенной полнотой служб и администрирования. Этот чин имеет право на произведение всех таинств, рукоположения представителей других степеней.
Священнослужители, находящиеся в одной церковной группе равны «по благодати» и действуют в рамках соответствующих правил. Переход на другую ступень происходит во время Литургии, в центре храма. Это говорит о том, что монах получает символическое облачение безличностной святости.
Важно! Иерархия в православной церкви строится на определенных критериях, где низшие чины подчиняются высшим. В соответствии с рангом миряне, причетники, церковники и священнослужители имеют определенные полномочия, которые должны выполнять с истинной верой и беспрекословностью перед волей Высшего Творца.
Православная азбука. Иерархия церковная
Эта аналогия проявилась как-то сама собой. Я читал Краткий
Церковный словарь
, и там, к своему удивлению, увидел, что очень
большое количество
слов связано со званиями церковнослужителей, выполняющих различные служения. Чтобы хотя бы в
общих чертах
узнать о служителях в структуре Русской Православной Церкви, я их выписал в отдельный список и постарался систематизировать его по старшинству.
И, что самое интересное, все они различаются одеждой (облачением) – совсем, как в армии. И хотя,
посторонние люди
на эти
мелкие детали
одежды или их цвет, как правило, не обращают никакого внимания (мол, все в рясах), но сами Церковнослужители сразу же видят, кто есть кто.
Может и Вам, будет интересно увидеть этот краткий должностной список? Правда, для этого Вы должны, как минимум, понимать структуру
воинских званий
и хотя бы различать сухопутные войска и
военно-морской флот
, а так же отличать сержантов от младших офицеров, а младших офицеров от старших офицеров.
А я, в свою очередь, заранее извиняюсь, если где допустил неточности при выстраивании иерархии в
Церковных званиях
(мой взгляд – всего лишь взгляд простого прихожанина, на внутреннюю структуру Русской Православной Церкви).
НАЧНУ С АНАЛОГИИ ЗВАНИЙ В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ И СРЕДИ СВЯЩЕНСТВА
1. рядовой – Канонарх (при богослужении провозглашает перед пением строки из молитв)
2. ефрейтор – Пономарь или параэклизиарх, или алтарник (во время служения подает кадило, выходит со свечой, в остальное время – сторож храма)
3. сержант – Староста или ктитор (избирается прихожанами, “завхоз” в храме);
4. старший сержант – Чтец (посвящается из мирян (не рукоположен), во время служения читает богослужебные тексты);
5. прапорщик – Иподьякон (посвящается из чтецов, открывает царские врата, прислуживает священнику при служении);
6. лейтенант – Дьякон (рукоположен,
низшая степень
духовенства, может помогать при свершении таинств);
7. старший лейтенант – Протодьякон (рукоположен, старший дьякон в храме);
8. капитан – Иерей или священник (рукоположен (вторая степень священства) совершает все таинства, кроме рукоположения);
9. майор – Протоиерей или старший иерей (звание дается иерею, как награда);
10. подполковник – Викарий (рукоположен, помощник епископа или архиепископа);
11. полковник – Епископ или архиерей (рукоположен (третья,
высшая степень
священства), совершает все таинства);
12. генерал-майор – Архиепископ (старший епископ, управляет крупными епархиями);
13. генерал-лейтенант – Экзарх (руководитель крупной области за пределами страны, руководит епископами и архиепископами);
14. генерал-полковник – Митрополит (руководитель крупной области, звание митрополита дается архиепископу как награда);
15. генерал армии – Патриарх (глава поместной церкви данной страны).
ТЕПЕРЬ ПРОВЕДУ АНАЛОГИЮ ЗВАНИЙ В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ И СРЕДИ МОНАХОВ
1. матрос – Послушник (готовящийся к постригу в монахи);
2. старшина 2 статьи – Рясофор (посвящается через пострижение, подготовительная степень монаха (первая степень посвящения));
3. старшина 1 статьи – Монах или инок (посвящается через пострижение (вторая степень посвящения));
4. главный корабельный старшина – Схимонах (посвящается через пострижение (третья, высшая степень посвящения));
5. лейтенант – Иеродьякон (дьякон – монах);
6. старший лейтенант – Архидьякон (старший дьякон – монах);
7. капитан-лейтенант – Иеромонах (священник – монах);
8. капитан 3 ранга – Игумен (начальник монастыря);
9. капитан 2 ранга – Архимандрит (старший игумен, начальник важного монастыря).
А паства, получается, как зрители на этом параде званий и облачений.
Погребняк Н. 2002
Вопросы внешнего благочестивого обихода часто волнуют прихожан многих храмов. Как правильно обращаться к священнослужителям, как отличать их друг от друга, что говорить при встрече? Эти, казалось бы, мелочи могут смутить неподготовленного человека, заставить его волноваться. Попробуем разобраться, существует ли разница в понятиях «батюшка», «поп» и «священник»?
Священник — г
лавное
действующее лицо
любого богослужения
Что означают названия служителей церкви
В церковной среде можно услышать самые разные обращения к служителям храма. Главное действующее лицо любого богослужения – это священник. Это человек, которых находится в алтаре и совершает все чинопоследование службы.
Важно! Быть священником может только мужчина, который прошел специальное обучение и рукоположен правящим архиереем.
Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей». Только рукоположенные иереи имеют право совершать Таинства церкви, согласно определенному чину. В официальных документах православной церкви также употребляется слово «священник» для обозначения того или иного иерея.
Среди мирян и простых прихожан храмов часто можно услышать обращение «батюшка» по отношению к тому или иному иерею. Это обиходное, более простое значение, оно указывает на отношения к прихожанам как к духовным детям.
Если открыть Библию, а именно Деяния или Послания апостолов, то мы увидим, что очень часто к народу они использовали обращение «Дети мои». Еще с Библейский времен любовь апостолов к своим ученикам и уверовавшему народу была сравнима с отцовской любовью. Также и сейчас – прихожане храмов получают наставления от своих священников в духе отцовской любви, поэтому в обиход и вошло такое слово, как «батюшка».
Батюшка — это простонародное обращение к женатому священнику
Чем отличается поп от священника
Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.
Интересно! В годы
советской власти
, когда были сильные притеснения церкви, попами называли всех подряд церковнослужителей. Именно тогда это слово приобрело особое негативное значение, сравнимое с врагом народа.
Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла. Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» – это жена мирского священника. Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.
Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих.
Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка».К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».
Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.
Каким должен быть настоящий священник
Возможно, будет полезно почитать:
- Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А
; - Почему ссср ввязался в гражданскую войну в испании Испанская гражданская война 1936 1939 кратко
; - Савинов, Пётр Иванович: биография Капитан вов савинов п и танкист ас
; - Методы решения неопределенных интегралов
; - Основные проблемы, изучаемые на макроэкономическом уровне
; - Свинья скорпион карьера и финансы
; - Как производится расчет пени по налогам: начисление пени, порядок расчета, пример вычислений
; - Дарение полностью самортизированного объекта ОС
;
Частые вопросы
В чем разница протоиерей и иерей?
Протоиерей — («первый») старший иерей (официальное название православного священника). До появления термина «протоиерей» обиходным названием старшего православного священника в России было «протопоп» (от греч.
Что означает сан иерей?
Иере́й (греч. ἱερεύς) в Православной церкви ― рукоположённый священник, пресвитер, вторая степень православного священства. Термин перешёл из греческого перевода Ветхого завета (Септуагинты), где первоначально обозначал кохена (священника).
Чем отличается иеромонах от иерея?
При постриге имя может быть дано новое, но в современной практике это не обязательно. Иерей в рясофорном чине в России называется иеромонахом, иногда также священноиноком. В существующей церковной практике иеромонах — иерей, постриженный в монашество.
Какой церковный сан выше протодиакон или иерей?
Протодиакон – первый или главный диакон в епархии. Протоиерей – старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите основные понятия христианства, такие как священство, иерей, протоиерей, чтобы понимать разницу между этими терминами.
СОВЕТ №2
Обратитесь к официальным источникам церковной литературы или обратитесь к духовному наставнику, чтобы получить более глубокое понимание роли иерея и протоиерея в христианстве.
СОВЕТ №3
Изучите богослужебные книги и тексты, чтобы понять, какие функции выполняют иерей и протоиерей в церковной практике.