Спортивные игры городки для детей дошкольного возраста. Методика обучения игре в городки дошкольников: практический опыт

Городки – старинная русская игра.

В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». До сих пор проводятся соревнования городошников.

Раньше городки считались чисто
мужской игрой
– биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.

Лето – пора игр во дворе, на даче, на лужайке в лесу, в детском лагере отдыха. Поиграем в городки вместе с детьми как это делали наши выдающиеся соотечественники? Поиграем!

Как играть в городки?


Как сделать своими руками набор для игры в городки?

Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:

    Два черенка – это две биты.

    Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!

Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из
твердых пород
дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.

Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.


Как подготовить площадку к игре в городки?

Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это


полукон

.

Далее отступите еще несколько метров и начертите линию –


кон

(расстояние от полукона до кона примерно 3 метра).


Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей.
Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.


Играем в городки.

Как играть в городки?

    Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.

    В каждой команде выбирается ведущий.

    Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.

    Все рюхи ставятся в город определенными фигурами. Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» – пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.


На заметку:
Сейчас распространены задания для детей
дошкольного возраста
по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей
интересной игрой
!


Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.


Очень важное примечание:


1) Для игры с маленькими детьми (старшими дошкольниками) достаточно пяти фигур городков.
Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. А для подростков и взрослых можно использовать весь набор фигур в городки.


2) В игре с дошкольниками у каждого игрока одна бита, которой он выбивает фигуры.
В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара.

Чтобы было понятнее, как выбивать фигуры в этой игре, приведу


пример.

Команда поставила фигуру – звезда. Первый удар первого игрока делается с кона, увы, он не попал. Право хода переходит ко второму игроку. Он делает удар тоже с кона и выбивает одну рюху из фигуры – звезды. Ура! Теперь следующий игрок бьет уже не с кона, а с полукона и выбивает всю фигуру. Далее устанавливается другая фигура (см. последовательность фигур городков). Каждую новую фигуру начинают выбивать снова с кона. Так играют до последней фигуры пока ее не выбьют. Это один период игры в городки. Можно после отдыха сыграть еще раз – будет уже второй период игры. Сколько всего будет периодов (т.е. сколько раз будем играть), нужно договариваться заранее.

Если играют дети постарше, то изменение одно – каждый игрок может попробовать выбить фигуру с двух попыток (двух бит) и в нашей последовательности фигур будет уже не пять фигур, а десять.


Еще один пример игры с дошкольниками в городки командой.
Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.

Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.

Правила игры в городки

    Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.

    Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).

    Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.

    После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается.

    Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Иногда в городках рядом с городом рисуется пригород (более сложный вариант игры). Тогда, если рюха закатилась в пригород, ее необходимо продолжать выбивать в следующих ходах.

    Если при выбивании фигуры бита улетела в город и не выкатилась из него, то она остается в городе до тех пор, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.

    Если игрок заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не засчитывается. Об этом правиле нужно сразу же рассказать детям и следить вместе с ними, чтобы никто не заступал за линии при метании.

Я рассказала о семейном и самом
простом варианте
игры, в который можно играть уже с детьми дошкольного возраста. Есть более сложные правила игры в городки и более сложные нюансы этой игры и фигуры. Если Вам понравится, Вы всегда сможете усложнить эту игру, освоив ее взрослые спортивные варианты.

Ольга Соколухина
«Обучение
спортивной игре
«Городки». Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по теме: «

Обучение спортивной игре

«

Городки
»

Цель: познакомить с русской игрой

«

Городки
»

Задачи:

1. Развивать силу, координацию, глазомер, ловкость;

2. Учить правильной стойке при броске биты;

3. Воспитывать командные качества и чувство товарищества;

4. Вызывать эмоциональный интерес к

игре и к игре
, как к форме активного отдыха.

Оборудование:

городки
(20штук, биты (10 штук, наглядный материал (карточки с изображением

городошных фигур
, музыкальное сопровождение

Занятиепроводится в физкультурном зале.

Ход занятия

Части

занятия
Содержание Время проведения Указания

1. Вводная часть

(Дети заходят в зал и строятся в одну шеренгу)

1. Воспитатель: равняйсь, смирно! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по

спортивной игре

«

Городки
»
. Нам надо будет пройти станции, которые

называются
: разминочная, станция развивающих упражнений, прицельная, эстафетная,

городок
, живая фигура.

2. Расчёт на 1-ый-2-ой.

Дети должны запомнить свои номера

3. Ходьба разными способами

(в руках

городки
)

Станция

«Разминочная»



спортивная ходьба

На носках, руки вверх

На пятках, руки за спину

На внешней стороне стопы, руки в стороны



«с перекатом»
(пятка-носок, руки на пояс;

С высоким подниманием бедра, руки в стороны – под коленом стукнуть

городками
,

С

«захлёстом»
голени, руки сзади

В полуприседе, руки к плечам

В упоре на локти и колени (

«муравьи»

Подскоки

Галоп боковой, руки в стороны

(с другой ноги)

Ходьба с восстановлением дыхания

Ходьба с восстановлением дыхания.

Перестроение в 2 колонны (дети, не останавливаясь, кладут

городки
в корзину и берут биты)

Спину держать прямо

2. Основная часть

(общеразвивающие упражнения с битой)

«Станция развивающих упражнений»

1. И. П. – о. с., ноги врозь, бита в руках, хват руками сверху.

Поднять биту вверх, на носки опустить биту, вернуться в И. П.

(дозировка 8 раз)

2. И. П. – о. с. руки вперёд. Вращения битой перед собой в вытянутых руках

(10 раз)

3. И. П. – о. с. бита за головой. Наклоны в стороны

(8 раз)

4. И. П. – о. с., бита в руках у груди. Наклоны вниз, положить биту, вернуться в и. п., прогнуться. Наклон, взять биту, вернуться в и. п.

(8 раз)

5. И. П. – о. с., бита в правой руке. Поднять правую ногу, согнуть в колене и переложить биту в левую руку. Тоже повторить в другую сторону

(8 раз)

6. И. П. – стоя на коленях, бита в руках. Сесть на ягодицы вправо от себя на пол, руки вынести вперёд. Вернуться в и. п. повторить в другую сторону.

(6 раз)

7. И. П – сидя на полу, ноги прямые впереди, бита за головой. Движения на ягодицах вперёд и назад

(по 8 раз)

8. И. П. – лёжа на животе, бита вертикально стоит на полу

(держать руками)
. Поднять туловище от пола, перехватить руками вверх и вниз, вернуться в и. п.

(по 4 раза)

9. И. П. – лежа на спине, бита за головой в руках, ноги прямые. Поднять ноги и опустить их за голову, коснуться биты, вернуться в и. п.

(10 раз)

10. И. П. – о. с., бита на полу вертикально лежит. Прыжки боком через биту

(8 раз)

Восстановление дыхания. 4минуты

Локти в стороны, спина прямая. Колени не сгибать.

Ноги от пола не отрывать, спину прогнуть

3. Основные виды движений Станция

«Прицельная»

– воспитатель: мы с вами на станции

«Прицельная»
. Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции. Вспомните, кто какой номер получил в начале

занятия
и встаньте 2 колонны

1. Забросить биту в

«

город
»

(квадрат)с полукона.

(2-3 попытки)

2. Выбить кеглю из

«

города
»

(2-3 попытки)

Станция

«Эстафетная»

Воспитатель: а сейчас вы посоревнуетесь, чья команда быстрее построить

городошную фигуру
.

1. (Воспитатель показывает

городошные фигуры
, а дети быстро отвечают)

Воспитатель кладет в квадрат –

«

город
»
карточку с изображением фигуры –

«Звезда»
,

«Артиллерия»
и дети по сигналу относят по 1-ому

городку в город
, а последний – строит фигуру и возвращается обратно.

2. Воспитатель называет фигуру, дети по сигналу бегут всей командой к

«

городку
»
и строят фигуру (

«колодец»
,

«пушка»
,

«забор»
)

Станция

«

Городок
»

3. Выбивание фигуры

«забор»
с кона.

4. Выбивание фигуры

«ракетка»
с полукона. 18 минут

4 Заключительная часть

Малоподвижная игра Станция

«Живая фигура»

Дети по сигналу должны

«построить»
из своих тел

городошную фигуру

«артиллерию»,

«Звезда»
,

«Рак»
.

Воспитатель
: вот и подошло наше путешествие по

спортивной игре

«

Городки
»
к концу. Стройсь! 4 минуты

Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта состоит в разработке педагогической технологии использования игры городки в развитии физических качеств
старшей группы
детского сада.

Задачи проекта:

Разработать этапы постепенного внесения игры городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Определить содержание работы с детьми на каждом этапе;

Спроектировать систему работы с дошкольниками на каждом этапе педагогической технологии.

Определить методы промежуточной и итоговой диагностики, позволяющей оценить эффективность реализации разработанной технологии.

Проект педагогической технологии базируется на следующих теоретических положениях:

Теория развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов)

Теория игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Михайленко Н.Я.).

Теория системного подхода к изучению развития и поведения ребенка. теория единства физического и психического развития. (Н.А. Бернштейн, Б.Г. Ананьев, Пиаже, И.М. Сеченов, А.Р. Лурна, П.Ф. Л.Ф.Лесгафт, А.А. Ухтомский)

Принцип проектирования:

Принцип доступности обучения. При работе с детьми учитываются особенности развития детей.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предполагает построение системы коррекционных воздействий в таком порядке, который позволит достичь наиболее оптимальных результатов.

Принцип развивающего характера обучения. Использование игры городки значительно будет развивать физические качества у детей.

Педагогическая технология состоит из трех основных этапов, которые заключаются в следующем:

1.Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

2.Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и цель; показать важность
правильной техники
для достижения конечного результата.

3.Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить выбивать городок из города.

4.Развивать скоростно – силовую реакцию, координацию, телесную ловкость глазомер; формировать самостоятельность в
двигательной деятельности
, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.

Задачи первого этапа педагогической технологии:

Познакомить с русской народной игрой городки, историей ее возникновения, развивать умение различать, называть и строить фигуры.

Познакомить с элементами игры городки.

Для решения первой задачи первого этапа технологии предполагалось ознакомительную беседу с детьми. Тема беседы « Путешествие в удивительный город». (Приложение 2)На этом этапе предполагалось, познакомит детей с историей возникновения игры городки, с названием инвентаря для игры (биты, городки – рюхи), из чего сделан инвентарь, с правилами
безопасной игры
; правильной стойке городошника, действиям с битой, способам броска на дальность, в цель. Затем показывался иллюстративный материал с изображениями городошных фигур. Следует в беседе отметить, что игра в городки развивает глазомер, скоростно-силовую реакцию, телесную ловкость быстроту, натиск. Отметить, что самым отменными игрокам в городки был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой, игравший в городки до глубокой старости и даже далеко не секрет, что большим поклонникам городков был первый русский император Петр I.

Для решения второй задачи первого этапа второй серии необходимо познакомить детей с элементами техники игры городки. Основные режимные моменты: вечерний. Здесь для работы с детьми предполагалась использовать фрагменты из мультфильмов. Они будут формировать положительный эмоциональный настрой. Также использовалась игра «Кто быстрее передаст биту», « Через биты полоски».

Для работы предлагается использовать следующие фрагменты из мультфильмов:

«Ну погоди»

Второй этап педагогической технологии связан с проведением цикла занятий с использованием игры городки. Реализация поставленной задачи была построена таким образом, что основная деятельность детей проходила на занятиях по заранее спланированной кружковой работе. Кружковая работа проходила в утренние часы на физкультурных занятиях. (Приложение 3)

Дети овладевали действиями с битой (прицел, замах, бросок), отрабатывали навык броска биты в цель, на дальность, закрепляли умение строить городошные фигуры (забор, звезда, колодец, вилка, пулеметное гнездо, тир, письмо).

Задачи кружковой работы:

Содействовать всестороннему гармоническому и физическому развитию детей и укреплению их здоровья.

Привлекать детей к регулярным занятиям физических упражнений.

Развивать у детей физические качества.

Меткость

Ловкость

Воспитывать нравственно – волевые качества:

Терпение

Целеустремленность

Выдержка

Организованность

Решительность

5. осуществлять общефизическую подготовку детей и на ее основе совершенствовать технику движений:

Исходное положение

6. обучать детей простейшим трудовым навыкам:

Убрать предметы

Расставить предметы

Аккуратно относится к инвентарю.

Третий этап технологии включает следующие задачи:

Для реализации завершающего этапа технологии мы предполагаем

Подбор игр, которые могут быть использованы в
самостоятельной деятельности
детей старшего дошкольного возраста

Решение первой задачи третьего этапа осуществлялось путём подбора игр, которые будут способствовать развитию физических качеств.

«Передай биту»

« Метни стрелу»

«Отгадай фигуру на картинке».

Дидактические игры:

«Назови фигуру»

«Построй такую же»

« У кого городок»

Итоговая диагностика оценки эффективности технологии по своему содержанию практически соответствует методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя такие методы, как:

«Выбивание одной рюхи»

«Выбивание всей фигуры из города»

Движение рук и ног в сагиттальной плоскости.

Координация движений рук и ног в горизонтальной плоскости

Метание в горизонтальную цель

Метание мешочка (150-200гр.) правой и левой рукой

Еще одним важным показателем качественно проведенной работы являлся анализ продуктов детской творческой деятельности, посвященных нашим занятиям (приложение 4).

Для исправления типичных технических ошибок и для более успешного и быстрого овладения техникой был разработан наглядный материал. Например, если ребенок не правильно держал биту, его внимание сразу же обращалось на иллюстрацию с изображением правильного хвата.

Рис. 13. Хват битой

Не правильное исходное положение и замах в этом случае внимание детей так же обращалось на соответствующую иллюстрацию (рис.14)

Рис. 14. Элементы техники игры городки.

Цель:Развитие
у детей старшего дошкольного возраста
физических качеств и двигательных
способностей, положительного отношения
к спорту и здоровому образу жизни через
знакомство с русской народной игрой
«Городки»

Задачи:

    Обогащать
    двигательный опыт дошкольников новыми
    действиями, знакомить с правильной
    техникой выполнения элементов русской
    народной игры «Городки».

    Содействовать
    развитию двигательных способностей
    (быстроты
    реакции, ловкости, силы, выносливости,
    глазомера, координационных особенностей),
    наклонностей и природных задатков.

    Воспитывать
    положительные морально-волевые
    качества: инициативность, организаторские
    способности, самостоятельность,
    дисциплинированность (соблюдение
    правил игры, уважение соперника,
    подчинение личного успеха интересу
    коллектива), гордость за причастность
    к истории своего народа.

    Формировать
    навыки и стереотипы
    здорового образа
    жизни.

Мнение эксперта:

Спортивные игры в городки для детей дошкольного возраста имеют важное значение для их физического и социального развития. Опытные специалисты подчеркивают, что методика обучения игре в городки у детей дошкольного возраста должна быть основана на игровом подходе. Важно создать комфортную и безопасную обстановку, где дети могут свободно экспериментировать и учиться. Практический опыт показывает, что включение элементов соревнования и сотрудничества в игровой процесс способствует развитию моторики, координации движений и умению работать в команде. Эксперты рекомендуют также использовать разнообразные игровые сценарии, которые позволяют детям развивать логическое мышление и стратегическое мышление. Важно помнить, что игра в городки не только способствует физическому развитию, но и формирует у детей навыки взаимодействия, уважения к правилам и способности к адаптации к различным ситуациям.

Разбираемся в правилах игры в городки и городошного спортаРазбираемся в правилах игры в городки и городошного спорта

Новизна

Разработана
система работы с детьми старшего
дошкольного возраста по ознакомлению
с русской народной игрой « Городки» в
течение учебного года для развития
физических качеств, оздоровления,
формирования нравственно-патриотических
чувств.

Возраст
детей
:
5 – 7 лет

Периодичность
занятий
:
1 раз в неделю

Срок
реализации
:
2 года

Этапы
обучения
:

Первый год – старшая группа

Второй год – подготовительная к школе
группа

Интересные факты

  1. Городки – традиционная русская спортивная игра, которая развивает ловкость, координацию движений и глазомер. Она доступна для детей дошкольного возраста, так как не требует специальной физической подготовки.

  2. В городки можно играть как на улице, так и в помещении. Для игры необходимо иметь набор городков (биты и чурки), а также площадку с ровной поверхностью.

  3. Игра в городки способствует развитию у детей таких качеств, как целеустремленность, настойчивость и умение работать в команде. Она также помогает детям научиться контролировать свои эмоции и справляться с неудачами.

ЗАБАВНЫЙ СПОРТ: ГОРОДКИЗАБАВНЫЙ СПОРТ: ГОРОДКИ

Правила и техника выполнения

ГОРОДКИ
– старинная славянская игра. Её история
насчитывает несколько веков. Упоминание
о городках можно найти в сказках, в
старинных легендах, в документах,
относящихся к истории
Древней Руси
. Эта
игра вошла в нашу историю как часть
национальной культуры, знакомство с
которой воспитывает в детях
духовно-нравственные чувства, патриотизм
и гордость за свою Родину.
Игра
в городки развивает глазомер,
сообразительность, точность движений,
укрепляет мышцы рук и туловища. Она
доступна по содержанию и не требует
больших финансовых затрат.
Игрой
в городки увлекался генералиссимус
А.В.Суворов, преобразователь России –
царь Петр I, Николай II.
Игра
в городки была излюбленным физическим
упражнением для многих выдающихся
деятелей отечественной науки, культуры,
писателей. Среди них – академик И.П.
Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский,
певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик
и композитор В.В.Стасов, классики мировой
литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.
Цель
игры – бросками бит выбить из «города»
(отсюда и название) поочередно определённое
количество фигур, составленных из 5
городков – цилиндрических столбиков.
Главная задача – затратить на выбивание
15 фигур как можно меньше бросков.

Для
детей дошкольного возраста подбираются
облегченные биты длиной 45-50см, весом
400-450г, городки высотой 10-12см, сечением
2,5см. Система и правила игры в городки
для детей дошкольного возраста значительно
упрощены по сравнению с игрой взрослых:
на земле чертят «город» – квадрат,
каждая сторона которого рав­на 1,5 м.
На расстоянии 3-4 м от передней (лицевой)
линии города проводится черта, с которой
начинается кон. Между городом и коном
на расстоянии 2-2,5 м от города – полукон.
Когда дети научатся выбивать городки
с этого расстояния, линии кона и по­лукона
увеличиваются на расстояние 5-6 и 2-3
м. Обучение
игре начинается с выбивания фигуры
“заборчик”. В ней городки выставляются
вертикально на одной линии на расстоянии
10-15 см друг от друга. Эта
фигура имеет большой объём, что облегчает
её выбивание, повышает эмоциональную
заинтересованность детей и стремление
к совершенству.
Игрок
располагается на линии полукона на
расстоянии 3 м от города и принимает
исходное положение (стойку).
Выбиваются
фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит
хотя бы один городок, остальные выбиваются
с «полукона». А вот «письмо» выбивается
только с «кона». Городок считается
выбитым, если он полностью вышел за
линии квадрата или усов. Городки,
выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию
квадрата или в пределы усов, считаются
невыбитыми. «Марка» в «письме» считается
выбитой, если ни она, ни бита не задели
другие городки.
Бросок
считается потерянным, если:

бита коснулась штрафной линии или земли
перед ней;

игрок в момент броска наступил или
заступил за линию кона (полукона);

во время броска игрок заступил ногой
за боковую планку;

игрок затратил
большее время
(30 сек), на
подготовку для броска.
Все
городки в этих случаях ставятся на
прежние места, повторять удар не
разрешается.
Основной
элемент техники – это бросок биты.
Однако здесь недостаточно одной точности,
необходим, кроме того, и точный расчет.
Мало попасть битой в фигуру, нужно еще,
чтобы она полностью развернулась у цели
и соприкоснулась с наибольшим числом
городков. Поэтому игре необходимо хорошо
отработать бросок, чтобы бита всегда
вращалась с одной скоростью и делала
полный оборот вокруг своего центра
тяжести, пролетев каждый раз одинаковое
расстояние.
Результативность
броска зависит от многих причин: степени
владения избранным способом броска,
захвата ручки,
правильного выбора
места,
врождённой координации, настойчивости
и упорства в овладении навыками
игры.
Техника
броска биты состоит из следующих
элементов:

хват или держание биты за ручку;

исходное положение – стойка;

замах – отведение биты;

разгон биты;

выброс или финальное усиление.

Хват
«Хватом»
называют удержание биты кистью. Существует
много его разновидностей. Различают
глубокий хват – конец ручки биты выходит
за пределы кисти; средний – граница
мякоти кисти совпадает с концом ручки;
мелкий – ручка заканчивается под
мизинцем руки игрока.
Разучивание
хвата можно начинать уже в ясельной
группе. Подводящим упражнением является
обучение броску в горизонтальную цель
способом снизу от себя. Процесс обучения
проводится в
игровой форме
, и называется
“Пирожок для бабушки”.
Метание
проводится в обруч мешочком с песком
весом 150 г, с небольшого расстояния:
мешочек
лежит на ладони прямой руки, большой
палец врозь, удерживает мешочек сверху.
Бросок выполняется замахом снизу от
себя.
В
младших и средних группах во время
метания обращается внимание на исходное
положение (стойка):
левая нога
впереди,
правая сзади, мешочек в правой руке (для
правши), для левши – наоборот. Расстояние
до обруча увеличивается до 2-3 м.
Внимание
детей обращается на то, что заступать
за линию или наступать на неё нельзя.
В
старших и подготовительных группах
обучение игре проводится на открытой
городошной (спортивной) площадке.
Обучение начинается городками и битами
из пластика.
С
освоением элементов техники игры, правил
и навыков владения инвентарём, обучение
продолжается игрой в деревянные городки.
Обучение
технике проводится с жёстким соблюдением
требований мер безопасности и
предупреждения травматизма.
Зрители
и обучаемые находятся сзади игроков на
значительном удалении, но с доступным
обзором.

Стойка
Постановка
ног. Правая стопа ставится впереди на
расстоянии шага от левой. Вес тела
равномерно распределяется на обе ноги,
не наступая на линию.
Туловище
занимает естественное положение по
отношению к постановке ног и раскрепощено,
насколько позволяет удержание биты в
руках. Голова направлена лицом к фигуре
и остаётся в таком положении или близко
к нему в течение всего броска. Продольная
ось биты направлена в сторону
фигуры.

Замах
Замах
начинается с переноса веса тела на
толчковую ногу, правая нога при этом
незначительно сгибается в коленном
суставе. Плечи немного отводятся назад
и поворачиваются по часовой стрелке,
увлекая руки с битой через сторону
назад.
Левая рука
лёгким толчком
освобождается от биты в направлении
её, и продолжает закручивать плечи с
позвоночным столбом. Правая рука
продолжает отводить биту назад, постепенно
выпрямляясь в локтевом суставе.

Выброс

Весь
разгон и выброс
правая рука
выпрямлена
и всю работу выполняет от плеча как одно
целое с битой. Заканчивается бросок
выбросом биты.
При
переходе на обучение игре деревянными
городками, из них строятся фигуры.
Желательно
иметь плакат с изображением городошных
фигур в непосредственной близости от
площадки, в спортивном зале и в спортивных
уголках групп. Это позволяет детям
запоминать конфигурацию и названия
фигур, варианты их построения (рис.2).

Как играть в городки?Городки – история игры, правила игры, фигуры, как сделать набор для игры в городки.

Городки – старинная русская игра.В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». До сих пор проводятся соревнования городошников.

Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.

Лето – пора игр во дворе, на даче, на лужайке в лесу, в детском лагере отдыха. Поиграем в городки вместе с детьми как это делали наши выдающиеся соотечественники? Поиграем!

Опыт других людей

Спортивные игры городки для детей дошкольного возраста получили много положительных отзывов от родителей и педагогов. Методика обучения игре в городки дошкольников основана на практическом опыте и позитивном воздействии на развитие детей. Родители отмечают, что игры в городки способствуют развитию моторики, координации движений и социальных навыков у детей. Педагоги подчеркивают, что такие игры развивают у детей умение работать в команде, стратегическое мышление и улучшают общую физическую подготовку. В результате, спортивные игры городки для детей дошкольного возраста становятся не только увлекательным развлечением, но и эффективным инструментом развития малышей.

Народная игра 'Городки' в физическом воспитании дошкольниковНародная игра ‘Городки’ в физическом воспитании дошкольников


Как сделать своими руками набор для игры в городки?

Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:

  1. Два черенка – это две биты.
  2. Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!

Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.

Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.


Как подготовить площадку к игре в городки?

Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это


полукон

.


Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей.
Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.


Играем в городки.

Как играть в городки?

  1. Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.
  2. В каждой команде выбирается ведущий.
  3. Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.
  4. Все рюхи ставятся в город определенными фигурами (схемы фигур даны ниже). Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» — пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.


На заметку:
Сейчас распространены задания для детей дошкольного возраста по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей интересной игрой!


  1. Задача в игре в городки
    – выбить все рюхи из города противника. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка).
  2. Команды бьют битой (метают) по очереди. Сначала метают все игроки одной команды, потом все игроки другой команды.
  3. Игра заканчивается тогда, когда из города противника выбиты все рюхи.


Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.


Очень важное примечание:


1) Для игры с маленькими детьми (старшими дошкольниками) достаточно пяти фигур городков.
Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. А для подростков и взрослых можно использовать весь набор фигур в городки.


2) В игре с дошкольниками у каждого игрока одна бита, которой он выбивает фигуры.
В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара.

Чтобы было понятнее, как выбивать фигуры в этой игре, приведу


пример.

Команда поставила фигуру – звезда. Первый удар первого игрока делается с кона, увы, он не попал. Право хода переходит ко второму игроку. Он делает удар тоже с кона и выбивает одну рюху из фигуры — звезды. Ура! Теперь следующий игрок бьет уже не с кона, а с полукона и выбивает всю фигуру. Далее устанавливается другая фигура (см. последовательность фигур городков). Каждую новую фигуру начинают выбивать снова с кона. Так играют до последней фигуры пока ее не выбьют. Это один период игры в городки. Можно после отдыха сыграть еще раз – будет уже второй период игры. Сколько всего будет периодов (т.е. сколько раз будем играть), нужно договариваться заранее.

Если играют дети постарше, то изменение одно – каждый игрок может попробовать выбить фигуру с двух попыток (двух бит) и в нашей последовательности фигур будет уже не пять фигур, а десять.


Еще один пример игры с дошкольниками в городки командой.
Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.

Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.

Правила игры в городки

  • Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.
  • Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).
  • Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.
  • После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается.
  • Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Иногда в городках рядом с городом рисуется пригород (более сложный вариант игры). Тогда, если рюха закатилась в пригород, ее необходимо продолжать выбивать в следующих ходах.
  • Если при выбивании фигуры бита улетела в город и не выкатилась из него, то она остается в городе до тех пор, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.
  • Если игрок заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не засчитывается. Об этом правиле нужно сразу же рассказать детям и следить вместе с ними, чтобы никто не заступал за линии при метании.

Я рассказала о семейном и самом простом варианте игры, в который можно играть уже с детьми дошкольного возраста. Есть более сложные правила игры в городки и более сложные нюансы этой игры и фигуры. Если Вам понравится, Вы всегда сможете усложнить эту игру, освоив ее взрослые спортивные варианты.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Белецкий — значение и происхождение фамилии Руководствовался “флюидами неприязни”
    ;
  • Восточный гороскоп Какое сегодня год по японскому летоисчислению
    ;
  • Вредна ли шаурма Вредна ли шаурма для желудка
    ;
  • Сорбет из смородины в домашних условиях Как делать сорбет в домашних условиях
    ;
  • Как определить свежесть свинины
    ;
  • Чипсы в домашних условиях: готовим любимую хрустящую закуску без химии
    ;
  • Свиные ребрышки с картошкой
    ;
  • Салат с крабовыми палочками и корейской морковью
    ;

Частые вопросы

В чем смысл игры в городки?

Суть игры — бросками бит (палок) выбить из города (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Какие качества развивает игра в городки?

Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск.

Как играть в городки с детьми?

Суть игры заключается в том, чтобы бросками биты выбить все «городки» — деревянные цилиндры, из которых собираются фигуры — за пределы квадратной площадки, где они располагаются. При этом чем меньше попыток спортсмен потратит на выбивание каждой фигуры — тем лучше.

Как играть в городки?

Цель игры – выбить поочередно все фигуры за наименьшее количество бросков. Победителя определяют по результатам трех туров. Некоторые фигуры выбивают полностью с «кона», а при попадании в другие игрок переходит для «добивания» остальных элементов фигуры ближе (к отметке «полу кон»).

Полезные советы

СОВЕТ №1

Используйте разнообразные предметы в качестве мишеней для игры в городки, такие как мячи, мягкие игрушки, пластиковые бутылки или консервные банки. Это поможет разнообразить игровой процесс и развить меткость у детей.

СОВЕТ №2

Поддерживайте дружескую и поддерживающую атмосферу во время игры, поощряйте детей их усилия и успехи. Это поможет им чувствовать себя увереннее и развивать социальные навыки.

СОВЕТ №3

Варьируйте правила игры в городки в зависимости от возраста и уровня подготовки детей, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным.

Оцените статью
Добавить комментарий