Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана – это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя
боевые действия
начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана – в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость – не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.
В принципе, Северный и Южный Судан – столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию – те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан – это негроиды, в основном – нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).
«Страна черных»
Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых – динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.
Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур – в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея
арабским языком
, обладавшим фактической монополией на севере Судана.
В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.
«Жало змеи» и первая гражданская война
Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана – африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.
Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.
Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.
Исламизация и начало второй гражданской войны
Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении
политического влияния
исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.
В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.
Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья – мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.
Повстанцы Джона Гаранга
Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.
После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника.
Последнее время
он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.
Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.
Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника
генерального штаба
вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский
социалистический союз
» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди.
Последнее начало
переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену
чрезвычайного положения
и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось – ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.
Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир – профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме – захватил власть в стране, распустил правительство и запретил
политические партии
. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.
Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей – христиан на судей – мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.
На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности – набегам арабских работорговцев на негритянские селения.
Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка – одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.
В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года – группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.
Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны – изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других
политических организаций
.
Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства – вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.
Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.
Его сменил Салва Киир (род.1951) – заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.
Политическая независимость не принесла мир
8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.
Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане – провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.
Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор – так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке – одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.
6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.
26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом – из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты
природными ресурсами
. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.
Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка – одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) – также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем – Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.
Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане – на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.
Говорят, что самые страшные ссоры – это ссоры между близкими людьми, родственниками. Одни из самых тяжелых и кровопролитных войн – гражданские.
Серия гражданских войн между католиками и протестантами шли 36 лет
Серия гражданских войн между католиками и протестантами шли с 1562 по 1598 годы. Гугенотов поддерживали Бурбоны, католиков – Екатерина Медичи и партия Гизов. Началась с нападения на гугенотов в Шампани 1 марта 1562 года, организованного герцогом де Гиз. В ответ принц де Конде взял город Орлеан, который стал оплотом гугенотского движения. Поддержку протестантам оказывала королева Великобритании, за католические силы выступали король Испании и Папа Римский.
Первое мировое соглашение было заключено после гибели лидеров обеих воюющих групп, был подписан Амбуазский мир, затем подкрепленный Сен-Жерменским эдиктом, который гарантировал свободу вероисповедания в определенных округах. Конфликт это, впрочем, не решало, а переводило в разряд замороженных. В дальнейшем игра условиями этого эдикта приводила к возобновлению активных действий, а плохое состояние королевской казны к их затуханию. Сен-Жерменский мир, подписанный в пользу гугенотов, сменился страшной резней протестантов в Париже и других французских городах – Варфоломеевской ночью.
Лидер гугенотов Генрих Наваррский вдруг становился королем Франции, приняв католичество (ему приписывают знаменитую фразу «Париж стоит мессы»). Именно этому королю, с весьма экстравагантной репутацией, удалось объединить государство и закончить эпоху страшных религиозных войн.
Гражданская война в России 1917−1922
Итогом Гражданской войны стало бегство из России интеллектуальной элиты
Началом Гражданской войны считают переселение первых групп противников едва установившейся большевистской власти на юг России, где стали формироваться «белые» отряды из бывших офицерских чинов и добровольцев, не признававших итоги большевистской революции (или большевистского переворота). В составе антибольшевистских сил были, конечно, самые разные люди – от республиканцев до монархистов, от одержимых безумцев, до борцов за справедливость. Они притесняли большевиков со всех сторон – и с юга, и с запада, и со стороны Архангельска и, конечно, с Сибири, где обосновался адмирал Колчак, ставший одним из ярчайших символов
белого движения
и белой диктатуры. На первом этапе с учетом поддержки иностранных сил и даже прямой военной интервенции белые одерживали определенный успех. Лидеры большевиков даже думали об эвакуации в Индию, однако смогли переломить ход борьбы в свою пользу.
Начало 20-х – это уже отступление и окончательное бегство белых, жесточайший большевистский террор и страшные преступления антибольшевистских маргиналов вроде фон Унгерна. Итогом Гражданской войны стало бегство из России значительной части интеллектуальной элиты, капитала. Для многих – с надеждой на скорое возвращение, которое фактически так и не состоялось. Сумевшие устроиться в эмиграции, за редким исключением, так и остались за рубежом, подарив своим потомкам новую родину.
Мнение эксперта:
В 1983 году Судан столкнулся с нефтяным раздвоением, которое оказало значительное влияние на политическую и экономическую ситуацию в регионе. Эксперты отмечают, что это разделение привело к серьезным последствиям для обеих частей страны. Северный Судан стал одним из крупнейших производителей нефти в Африке, что привело к экономическому росту, но также вызвало конфликты из-за распределения доходов от нефтяной индустрии. Южный Судан, в свою очередь, столкнулся с проблемами развития инфраструктуры и экономики из-за отсутствия доступа к нефтяным ресурсам. Эксперты подчеркивают, что нефтяное раздвоение судана оказало длительное и сложное воздействие на обе части страны, требуя комплексного подхода к разрешению проблем и устойчивому развитию.
Гражданская война в Китае 1927−1950
Противостояние войск Гоминьдана и коммунисов шло в течение почти 25 лет
Противостояние войск Гоминьдана и коммунистических сил упорно шло в течение почти 25 лет – с 1927 по 1950 годы. Началом служит «Северный поход» Чан Кайши – националистического лидера, который собирался подчинить себе северные территории, контролировавшиеся Бэйянскими милитаристами. Это группа, основанная на боеспособных частях армии Империи Цин, но она представляла собой довольно разрозненные силы, быстро сдающие позиции Гоминьдану. Новый виток гражданскому противостоянию возник из-за конфликта Гоминьдана с коммунистами. Эта борьба ожесточилась в результате борьбы за власть, в апреле 1927 года произошла «Шанхайская резня», подавление коммунистических выступлений в Шанхае. Во время еще более жестокой войны с Японией внутренние распри поутихли, но о борьбе ни Чан Кайши, ни Мао Цзэдун не забыли и после окончания второй мировой Гражданская война в Китае возобновилась. Националистов поддерживали американцы, коммунистов, что не удивительно – СССР.
К 1949 году фронт Чан Кайши фактически развалился, он сам сделал официальное предложение о мирных переговорах. Условия, выдвинутые коммунистами, отклика не нашли, сражения продолжились, а гоминьдановская армия оказалась разделенной.
1 октября 1949 года была провозглашена Китайская
народная республика
, коммунистические войска постепенно подчиняли себе один регион за другим. Одним из последних был присоединен Тибет, вопрос о независимости которого периодически ставится и сегодня.
Интересные факты
-
Нефтяное раздвоение Судана в 1983 году стало результатом длительного конфликта между северной и южной частями страны. Северная часть, в основном мусульманская, доминировала над южной частью, в основном христианской и анимистической. Конфликт обострился в 1956 году, когда Судан получил независимость от Великобритании, и северное правительство попыталось навязать свою власть югу.
-
В 1983 году южные повстанцы атаковали нефтяные месторождения на юге Судана, что привело к закрытию трубопровода, по которому нефть транспортировалась на север. Это привело к резкому сокращению доходов правительства Судана и усугубило экономический кризис в стране.
-
Нефтяное раздвоение Судана также привело к усилению международного давления на правительство Судана. США и другие западные страны обвинили правительство Судана в нарушении прав человека и поддержке терроризма. В 1993 году Совет Безопасности ООН ввел санкции против Судана, которые были сняты только в 2017 году.
Гражданская война в Гватемале 1960−1996
Среди примкнувших к повстанцам в Гватемале были индейцы-майя
Началом противостояния стал
государственный переворот
, во время которого был смещен президент страны Хакобо Арбенс. Выступление военных, впрочем, было довольно быстро подавлено, но значительная их часть покинула страну, начав подготовку партизанского движения. Именно ей и предстояло сыграть основную роль в этой долгой войне. Среди примкнувших к повстанцам были индейцы-майя, это привело к тяжелой реакции против индейских деревень вообще, говорят даже об этнических чистках майя.
В 1980-м действовало уже четыре фронта гражданской войны, их линия проходила как по западу и востоку страны, так и по северу, и по югу. Повстанческие группировки скоро оформились в Гватемальское национальное революционное единство, их борьбу поддерживали кубинцы, с ними нещадно боролась гватемальская армия.
В 1987 году в решении конфликта пытались принять участие президенты и других центральноамериканских государств, через них осуществлялся диалог и предъявление требований воюющих сторон. Серьезное влияние в деле переговоров получила и Католическая церковь, способствовавшая формированию Комиссии национального примирения.
В 1996 году был заключен «Договор о прочном и длительном мире». По некоторым данным, война унесла жизни 200 тысяч человек, большинство из которых – индейцы-майя. Около 150 тысяч пропали без вести.
Опыт других людей
Судан 1983 года ознаменовался не только политическими и социальными изменениями, но и разделением страны на две части из-за нефтяных ресурсов. Люди отмечают, что это событие привело к серьезным последствиям для экономики и общества. Некоторые высказывают опасения относительно углубления разделения и конфликтов из-за контроля над нефтью. В то же время, другие указывают на потенциал развития нефтяной индустрии как возможность улучшения экономического положения обеих частей страны. В целом, мнения людей по этому вопросу разнообразны, отражая сложность ситуации и ее многогранные последствия.
Гражданская война в Судане 1955−1972, 1983−2005
Первая и вторая войны в Судане случились с перерывом в 11 лет
Первая и вторая войны в Судане случились с перерывом в 11 лет. Обе разразились из-за конфликта между христианами юга и мусульманами севера. Одна часть страны в прошлом контролировалась Великобритании, другая – Египтом. В 1956 году Судан получил независимость, госучреждения были размещены в северной части, что создавало серьезный перекос влияния внутри нового государства. Обещания федеративного устройства, данные арабами в правительстве Хартума, не были воплощены, христиане юга восстали против мусульман, а жестокие карательные акции лишь разожгли огонь Гражданской войны. Бесконечная череда новых правительств не была способна справиться с этническими трениями и
экономическими проблемами
, повстанцы Южного Судана захватывали селения, но не обладали достаточными силами для нормального контроля своих территорий.
В результате Аддис-абебского соглашения 1972 года признавало за югом автономию и армию страны, которая включала в себя и мусульман и христиан, примерно в равных пропорциях. Следующий виток продолжался с 1983 по 2005 год и была гораздо более зверской по отношению к мирному населению. По оценке международных организаций, жертвами стали около 2 миллионов человек. В 2002 году начался процесс подготовки мирного соглашения между представителями Армии освобождения Судана (Юг) и правительством Судана. Он предполагал 6 летнюю автономию и последующий референдум о независимости Южного Судана. 9 июля 2011 был провозглашен суверенитет Южного Судана
ЭФИОПИЯ И СУДАН
1983–1988 гг.
Свыше 1 миллиона человек погибли от голода, который достиг апогея между 1984 г. и 1986 г. Причинами его возникновения были как природные факторы, так и гражданские войны в Эфиопии и Судане.
Большая часть Африки не настолько подвержена засухе и голоду, как территория Азии. Но межплеменная рознь, неумение вести сельское хозяйство и гражданские войны усилили влияние голода в Африке на жизнь людей. Сейчас, в 90-х годах XX столетия, когда страны всего мира становятся богаче, 150 миллионов африканцев, по словам генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Эдварда Саумса, «пребывают в самой тяжелой экономической ситуации, испытывая дефицит продовольствия, который может привести к массовому голоду».
Даже в
лучшие времена
Африка, по европейским меркам, – бедный континент. Она находится в зависимости от сельскохозяйственного производства, которое обеспечивает пищей 12 миллионов людей в 12 странах. Используемые методы ведения
сельского хозяйства
давно устарели и часто вызывают прямо противоположный эффект. Например, страны, прилегающие к Сахаре (Чад, Нигер, Мавритания, Мали, Верхняя Вольта, Гамбия, Кабо-Верде), из-за наступления пустыни (в среднем 8 километров в год) теряют плодородные земли. Количество осадков за последние 20 лет уменьшилось на 25 процентов.
Отсутствие дождей – природный феномен, но наступление Сахары в значительной степени обусловлено неразумным ведением сельского хозяйства, избытком овец и других сельскохозяйственных животных. Юг Сахары, когда-то покрытый деревьями и пышной зеленью, превратился теперь в голую, изъеденную эрозией полупустыню.
В таких странах, как Зимбабве, ведущей восстановление своей экономики после 8 лет войны, с ее обширной северо-западной территорией, страдающей из года в год от засух, вряд ли в ближайшее время есть надежда на самообеспечение продуктами питания. Коррупция правительства в Гане привела к дефициту продовольствия для 10 миллионов человек.
Итак, Африка была и остается регионом, где в обозримом будущем голод еще долго будет править жизнью людей. Во всяком случае, до тех пор, пока населением будут управлять коррумпированные, ведущие войны правительства и правительственные кланы.
Ни одно государство в Африке не может более наглядно подтвердить драматизм ситуации на собственном примере, чем соседние страны: Эфиопия и Судан. С 1983 г. оба государства страдают от засухи, голода и гражданских войн. Их правительства проводят политику геноцида, используя голод. Обе страны когда-то разыгрывались в качестве пешек в противостоянии между Западом и Востоком. Точнее, между правительствами США и СССР, которые поддерживали местные правительства или воюющие группировки, чем еще более усугубляли общий беспорядок и нужду.
Стержневым годом стал 1983 г. Поскольку власть в Эфиопии захватило поддерживаемое СССР марксистское правительство, ООН потребовала заключить перемирие и положить конец вооруженному конфликту. Но в 1983 г. также началась гражданская война между Северным и Южным Суданом. Здесь поддерживаемое со стороны США правительство провозгласило себя демократическим, хотя входящие в него исламские фундаменталисты объявили о действии по стране законов шариата, чем вызвали эскалацию борьбы между арабскими мусульманами на севере, христианами и другими верующими на юге. Военные действия, засуха, голод (естественные и социальные причины) унесли в Судане с 1983 г. по 1988 г. более 1 миллиона жизней. И сейчас, когда пишутся эти строки, война и голод еще не закончились, хотя степень их остроты уменьшилась.
Чтобы разобраться в этом клубке бедствий, нужно вернуться на 20 лет назад.
В 1973 г. и 1974 г. сотни тысяч человек в Западной и Восточной Африке страдали от голода, а Западный мир был погружен в свои проблемы, связанные с
экономическим кризисом
, усугубленным драматическим повышением ОПЕК цен на нефть и нефтепродукты. В результате помощь голодающей Африке практически не оказывалась. Как считают многие аналитики, это привело к настоящему голодному мору, более тяжелому, чем следовало ожидать. Он достиг апогея в 1983–1986 гг. Фактически марксистское правительство Эфиопии ухватилось за высказанное учеными предположение и использовало его в качестве дымовой завесы, чтобы прикрыть свои затраты в 200 миллионов долларов на празднование 10-й годовщины прихода к власти, в то время как миллионы бедных эфиопов жили под угрозой голодной смерти, а сотни гибли ежедневно.
Ситуация сложилась таким образом, что проблему можно было успешно решить, обратившись в международные организации оказания помощи, которые в 1984 г. начали наступление на голод и болезни. Но постоянные миграции населения, связанные с передвижением беженцев из одной части страны в другую, сделали невозможным планирование. Поставки продовольствия могли оказаться в избытке в одной части страны, в то время как в другой их совершенно не хватало. Вопрос их перераспределения внутри страны вызывал большие сомнения, поскольку даже конвои под флагом ООН подвергались атакам со стороны сомалийских партизан.
Такие действия начались в 1980 г. В это время 1,8 миллиона человек из 5 миллионов голодающих в Эфиопии находились в провинции Огаден, где этнические сомалийцы проводили партизанские рейды на правительственные заставы и деревни. Часто подобные рейды совершались и в Гаму-Гофа, на юго-западе, где засуха была наиболее жестокой. За весь год там не выпало ни одного дождя. Официальные представители ООН, посетившие Гаму-Гофа, Байе, Харар и Валло, отметили, что 50 процентов поголовья скота из 600000 уже погибло от нехватки кормов.
На протяжении 1981–1982 гг. орошение было невозможно, поскольку реки пересохли. В то же время приливы Индийского океана стали более высокими и сделали воду солоноватой.
Даже при условии, что в некоторых африканских странах рынок был прекрасно развит, продуктов для торговли не хватало. Все больше и больше люди превращались в кочевников и бродили с одного места на другое, вспоминая о последних обильных дождях в зоне к югу от Сахары в 1968 г.
В Гане в 1983 г. январский горячий ветер дул в два раза дольше обычного. Он принес пожары, которые уничтожили поля и продовольственные склады. Вместе с засухой пожары стоили государству трети годового производства продовольствия.
Наконец, в середине 1983 г. большая часть мирового сообщества спохватилась и повела массированную борьбу с волной голода, охватившего Африку. В сентябре того же года ООН заставила правительство Эфиопии подписать перемирие с партизанами. Администрация США, во главе которой стоял Рейган, сначала противилась поставкам продовольствия марксистскому правительству Эфиопии, по потом решила оказать гуманитарную помощь и подняла расходы на оказание помощи, доведя их до 10 миллионов долларов.
В конце 1984 г. ООН в «Нью-Йорк таймс» напечатала сообщение о том, что предположительно около 7 миллионов эфиопов находятся на грани голода. Многие умирали от сопутствующих недоеданию болезней.
Отряды ООН выяснили, в каких ужасных условиях жило население страны последние 10 лет. Когда к власти пришло марксистское правительство (в результате правительственного переворота), оно не стало принимать мер для орошения земель, улучшения технологии ведения сельского хозяйства. В результате сельскохозяйственная деятельность на севере страны довела землю до жалкого состояния, вызвав почти полную эрозию почв. Площадь выбиваемых домашним скотом лесов сократилась. Но правительство так ничего и не предприняло. Если же и делало, то лишь ухудшая обстановку. С помощью принадлежащих ему корпораций сельскохозяйственного рынка правительство снизило закупочные цены на зерно, лишив крестьян стимула производить избыточный продукт и продавать его.
«Фактически многие крестьяне предпочитают из избытков зерна создавать запасы, а не продавать его правительству за бесценок, – заметил один из представителей ООН. – Лучше иметь дополнительные продукты, считают они, чем те крохи, которые получат от правительства».
Тем временем засуха продолжалась, и от голода ежедневно продолжали умирать сотни эфиопов. Ученые предполагали, что с мая 1984 г. по май 1985 г. умрет от нехватки еды полмиллиона человек.
«… Многие другие, особенно дети, будут страдать от голода на протяжении всей жизни, включая отставание в физическом и
умственном развитии
», – заявил выездной представитель британской организации содействия «Оксфам» Хай Гойдер.
Объезжающие лагеря работники служб, которые кормили десятки тысяч человек ежедневно, описывали состояние дел в печальных и жутких тонах. «Так, в Кореме ситуация улучшилась, – заметил член независимой организации «Спасения детей» Уильям Дей. – В центре распределения пищи, что в 350 километрах к северу от Аддис-Абебы, три недели назад ежедневно умирали 150 человек. Три дня назад (ноябрь 1984 г.) эта цифра снизилась до 40».
Это было лишь сравнительным улучшением, так как люди продолжали гибнуть от голода. В высокогорных лагерях Эфиопии было очень холодно. В результате там люди гибли и от переохлаждения. Не имея другого убежища, они выкапывали землянки и сооружали вокруг них каменные заборы. Это было единственной защитой от мороза и ветра. В лагерях свирепствовали болезни. Тиф, пневмония, дизентерия, минингит и корь уносили жизни сотен людей.
Пока правительства обвиняли друг друга в причине бедствия, гибель людей продолжалась. В лагеря начали прибывать кочевники. Они сооружали традиционные низкие хижины в форме капли – тукус, сделанные из циновок и палок. Одна из их женщин в Хараре (Восточная Эфиопия) сказала в декабре 1985 г. репортеру «Тайме»: «Все животные от засухи погибли, за три года мы лишились всего. У нас нет ни овец, ни коз, и мы ничего не сможем сделать, даже если пойдут дожди».
Такая безысходность охватила многих из 1,2 миллиона человек в Хараре, кого захватила длительная засуха. Один из представителей организации спасения «Взаимодействие» назвал ее «зеленым голодом». «На полях растет сорго, па нем нет ни единого зернышка. Кукуруза высохла на корню, так что в ближайшем будущем конца голоду не видно», – сделал он вывод.
К январю 1985 г. помощь Эфиопии со стороны США возросла до 40 миллионов долларов. Но правительство страны большую часть этих поставок использовало не по назначению. Продовольствие и одеяла были использованы в качестве приманки для предполагаемого переселения жителей из бедных перенаселенных районов севера в плодородные малонаселенные районы юга. Скрытой целью этого, несомненно, был геноцид. Изнуренные голодом и болезнями сотни тысяч беженцев умирали в дороге, обочины которой уже были усеяны трупами животных и людей.
Наконец, в 1986 г. начались дожди, засуха прекратилась. Но остальные проблемы с улучшением погодных условий не исчезли. «Нормальная» ситуация для Эфиопии означает импорт 15 процентов необходимого для потребностей страны продовольствия и обеспечение пищей 2,5 миллиона человек. (Во время пика голодного мора в течение 1984–1986 гг. получили пищу 6,5 миллиона человек.)
В январе 1987 г. лидер Эфиопии полковник Менгисту Хайле Мариам начал трехлетнюю борьбу за полное обеспечение страны продовольствием. Он сказал, что «голод оставил в истории страны и в душах его людей неизгладимый след».
Высокие слова. Но недоплата фермерам за их продукцию и ужас переселения января 1985 г., который еще должен был повториться, заставили работников ООН усомниться в способности эфиопского правительства справиться с бедностью, засухой и голодом. И не только это. В конце 1987 г. конвой ООН, сопровождавший продовольствие в провинциях Эритрея и Тигр, которые подверглись засухе, был атакован людьми из антиправительственной группировки Народный освободительный фронт Эритреи. Было подожжено 35 грузовиков, доставляющих продовольствие страдающим от голода эфиопам. Оно так и не попало по адресу.
Появились новые проблемы. Еще больший размах приобретает гражданская война в соседнем с Эфиопией Судане. Сотни тысяч беженцев из Судана стали переходить через западные границы Эфиопии. Десятки тысяч беженцев тысячи километров проходили пешком по дорогам Судана, которые, как несколько лет назад в Эфиопии, были усеяны трупами людей, умерших от голода или от пуль милиции.
Ввиду того, что правительство Судана являлось демократическим, администрация Рейгана прислала ему в виде помощи 1,7 миллиарда долларов. Свыше 1 миллиона долларов в день должны были расходоваться на распределение пищи среди голодающих. Но работники независимых организаций помощи не были допущены в страну, а обязанность распределять пищу была возложена на армию. В результате большая часть поставок осталась в армии и не дошла до голодающего населения.
Обстановка еще более обострилась в связи с обильными наводнениями, которые буквально парализовали страну в августе 1988 г. Когда вода спала, прибывшие в страну многочисленные представители ООН и агентств спасения увидели в этом запустении явные признаки геноцида.
Как и в Эфиопии, милиция перегоняла с места на место согнанные в стада тысячи людей. Многие из них умирали в дороге. Но в отличие от Эфиопии, где в этих передвижениях было какое-то разумное начало, в Судане ничего подобного не наблюдалось. Единственной целью являлась смерть людей. Горожан переселяли в деревни, сельское население сгоняли в города, но никто не мог выжить в непривычных условиях, поэтому они умирали.
Множились и болезни. Туберкулез выкашивал целые районы.
Наконец, в мае 1989 г. между Южным и Северным Суданом было заключено перемирие. Впервые за все время в страну был разрешен доступ Международному Красному Кресту. Продовольствие стало поступать в страну, но правительство не распределяло его среди населения. Назревал кризис. Приближались майские дожди. Когда они начнутся, дороги размоет и транспорт с продовольствием будет надолго задержан. Начались активные воздушные перевозки продовольствия, которые на какое-то время дали бедным странам, так сильно пострадавшим от засухи и голода, надежду, что разрухе и смерти будет положен конец.
Из книги
Энциклопедический словарь
(С)
автора
Брокгауз Ф. А.
Судан
Судан или Белад-ес-Судан, также Нигриция – название значительной части сев. Африки, лежащей к Ю от Сахары. С. не имеет строгих географических границ и скорее обозначает целый ряд мусульманских государств, находящихся в большей или меньшей зависимости от Египта и
Из книги
Большая Советская Энциклопедия (ПО)
автора
БСЭ
Порт-Судан
Порт-Судан, город в Судане, в провинции Кассала. 100,7 тыс. жителей (1969). Главный порт страны на Красном море (грузооборот около 3 млн. т
в 1971). Ж.-д. станция. Нефтеперерабатывающий завод. Хлопчато-бумажная фабрика. Судоремонт. Вывоз хлопка, гуммиарабика, хлопко-семян,
Из книги
Большая Советская Энциклопедия (СУ)
автора
БСЭ
Из книги
Большая Советская Энциклопедия (ЭФ)
автора
БСЭ
Из книги
Словарь современных цитат
автора
Душенко Константин Васильевич
Из книги
Все страны мира
автора
Варламова Татьяна Константиновна
ВОЛЬПИН Михаил Давыдович (1902-1988);
ЭРДМАН Николай Робертович (1900-1970),
драматурги;
АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903-1983), кинорежиссер
146
* Под моим чутким руководством.К/ф «Волга-Волга» (1938), сцен. Вольпина, Эрдмана и Александрова, реж. Александров
В фильме: «благодаря
Из книги
Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу
автора
Автор неизвестен
Судан
Республика Судан
Дата создания независимого государства: 1 января 1956 г.Площадь: 2,5 млн кв. кмАдминистративно-территориальное деление: 26 штатовСтолицы: ХартумОфициальный язык: арабскийДенежная единица: суданский динарНаселение: ок. 40 млн (2004)Плотность населения
Из книги
Затерянные миры
автора
Носов Николай Владимирович
Эфиопия
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Дата создания независимого государства: 26 октября 1896 г. (признание полной независимости Эфиопии Италией); 22 августа 1995 г. (провозглашение Федеративной Демократической Республики Эфиопия)Площадь: 1,1 млн кв.
Из книги
Дайвинг. Красное море
автора
Рянский Андрей С.
Республика Судан
Консульский отдел посольства: г. Хартум, блок А-10, ул. Нью Экстеншен, 5, п/о 1161, тел. 413-15, 408-70 (круглосуточно), телекс
Из книги
Природные катастрофы. Том 2
автора
Дэвис Ли
Народная Демократическая Республика Эфиопия
Консульский отдел посольства: г. Аддис-Абеба, п/я 1500, тел. 11-20-61,
СУДАН
Хартум, 4-5 августа 1988 г.
Город Хартум в Судане был затоплен во время наводнения, вызванного разливом Нила 4 августа 1988 г. Более 100 человек утонули, сотни получили ранения, и более 1 миллиона человек остались без крыши над головой.* * *Хартум, расположенный в месте слияния
Из книги
автора
Судан
Судан – самая большая, самая жаркая и самая дружелюбная страна Африки. Простираясь на 3000 км с севера на юг и на 1500 км с запада на восток, Судан покажется путешественнику даже ещё более громадным благодаря плохим дорогам и суданской неспешности.Маршруты наших
Из книги
автора
Эфиопия
Древнейшая, беднейшая и свободнейшая страна Африканского континента.Является единственной страной Африки, которая за последние 5000 лет никогда не была колонизирована – только кратковременно оккупирована итальянцами в течение нескольких лет Второй мировой
Вопрос № 31
Новый виток кризиса в отношениях двух регионов Судана пришелся на начало
1980-х гг., когда Хартум фактически дезавуировал ключевые положения (ААС) Аддис-Абебское мирное соглашение. Южане ответили новым антиправительственным восстанием, что привело к началу второй в
новейшей истории
страны гражданской войны (1983-2005 гг.). Противником правительства выступило Суданское народно-освободительное движение (СНОД) во главе с мятежным полковником Дж. Гарангом
,которое, в отличие от своих предшественников – повстанцев времен первой гражданской войны – на первом войны не выдвигало сепаратистских требований.
Главными причинаминового вооруженного восстания, таким образом, стали:
· ущемление центральным правительством Судана политической и культурной автономии южного региона;
· недовольство образованной части южносуданского общества авторитарными методами управления страной, к которым в 1970-х – начале 1980-х гг. систематически прибегало правительство Дж. Нимейри;
· протест Южного Судана против введения судопроизводства по шариату в масштабах всей страны;
· недовольство бывших участников движения «Анья-Нья» своим финансовым положением и карьерными перспективами в суданской армии.
· внешний фактор – заинтересованность стран-соседей Судана в дестабилизации южного региона страны и ослаблении правительства Нимейри.
В рассматриваемый период круг внешних сил, оказывавших воздействие на взаимоотношения Севера и Юга, постоянно менялся. В то же время можно выделить группу международных организаций и правительств зарубежных стран, которые в течение всего периода 1983-2011 гг. либо значительной его части имели наиболее серьезные рычаги влияния на ситуацию в Судане. К их числу относятся международные организации (ООН, ОАЕ, АС и ИГ АД), страны-соседи Судана (
Эфиопия, Эритрея, Уганда, Египет, Ливия, Заир/ДРКи др.),
США, Великобританияи, в меньшей степени,
Франциякак наиболее заинтересованные представители стран Запада,
Европейский Союз, Китай,а также
Саудовская Аравия и Иранкак ключевые партнеры Хартума на Ближнем и Среднем Востоке. Россия, как и СССР в 1983-1991 гг., не была непосредственно вовлечена в суданские дела, однако ее статус и возможности как постоянного члена СБ ООН, а также позиция заинтересованного наблюдателя позволили стране быть одним из значимых игроков.
Интересы и мотивы вовлеченных в конфликт внешних акторов были разнообразны.
Для одних на первом месте стояла заинтересованность в ресурсах Судана, в частности нефтяных и водных. Другие руководствовались интересами безопасности своих границ с южным регионом Судана, опасаясь дестабилизирующего воздействия суданского конфликта. Определенную роль играли геополитические и идеологические факторы: «холодная война», общая арабо-исламская идентичность, христианская солидарность и панафриканизм.Однако, помогая той или иной стороне конфликта, международные акторы руководствовались, прежде всего, своими практическими экономическими и политическими интересами, и лишь затем – идеологическими соображениями.
В годы вооруженного конфликта 1983-2005 гг.
позиция Организации африканского единства и ее правопреемника Африканского союза по главной проблеме (о праве Юга Судана на самоопределение) и другим вопросам повестки дня переговоров была неоднозначной и непоследовательной.Общеафриканские организации, с одной стороны, подчеркивали нежелательность распада Судана, призывая стороны к сохранению единства страны, с другой – поддержали разнонаправленные инициативы в рамках переговорного процесса 1986-2005 гг. Непоследовательность позиций ОАЕ и АС не позволила им в полной мере реализовать свой потенциал участия в мирном урегулировании до самого окончания гражданской войны.
Начало войны
Нарушение Аддис-Абебского соглашения
Президент Судана Джафар Нимейри попытался взять под свой контроль нефтяные месторождения на юге страны, которые были обнаружены в 1978, 79 и 82 годах.
Исламские фундаменталисты на севере страны были недовольны положениями Аддис-Абебского соглашения, которые обеспечивали религиозную свободу на юге страны христианам и язычникам. Позиции исламистов постепенно укреплялись и в 1983 году президент Судана объявил о том, что Судан становится исламской республикой и ввёл шариат на всей территории страны
Народная армия освобождения Судана
была основана в 1983 году группой повстанцев для борьбы с правительством Судана с целью восстановления автономии Южного Судана.Группа позиционировала себя как защитник всех угнетённых граждан Судана и выступала за единый Судан.
Лидер НАОС Джон Гарангкритиковал правительство за проводимую политику, которая вела к распаду страны.
В сентябре 1984 года президент Нимейри объявил о прекращении чрезвычайного положения и ликвидации чрезвычайных судов, но вскоре обнародовал новый судебный акт, который продолжал практику чрезвычайных судов. Несмотря на публичные заверения Нимейри о том, что права немусульман будут уважать, южане и другие немусульмане относились к этим заявлениям крайне подозрительно.
В начале 1985 года в Хартуме ощущалась острая нехватка топлива и продовольствия, засуха, голод и эскалация конфликта на юге страны привели к тяжёлой внутриполитической ситуации в Судане
. 6 апреля 1985 года генерал Абдель ар-Рахман Свар ад-Дагаб с группой старших офицеров совершил государственный переворот. Они не одобряли попыток тотальной исламизации Судана.Конституция 1983 года была отменена, правящая партия Суданский социалистический союз распущена, бывший президент Нимейри отправился в изгнание, однако законы шариата отменены не были. После этого был создан переходный военный совет во главе с Сивар ад-Дагабом. После этого было сформировано временное
гражданское правительство
, которое возглавил Аль-Джазули Даффаллах.
В апреле 1986 года в стране прошли выборы, после которых было сформировано новое правительство во главе с Садиком аль-Махди из партии «Умма».Правительство состояло из коалиции партии «Умма», Демократического союза, Национального исламского фронта Хасана Тураби. Эта коалиция была распущена и изменялась несколько раз в течение нескольких лет. Премьер-министр Садик аль-Махди и его партия играли центральную роль в Судане в это время.
Переговоры и эскалация
В мае 1986 года правительство Садика аль-Махди начало мирные переговоры с НАОС во главе с Джоном Гарангом. В течение года представители Судана и НАОС встречались в Эфиопии и договорились о скорой отмене законов шариата и проведении конституционной конференции.В 1988 году НАОС и Демократический союз Судана договорились о проекте плана мирного урегулирования, включающего отмену военных соглашений с Египтом и Ливией, отмену шариата, отмену чрезвычайного положения и прекращение огня.
Однако из-за обострения обстановки в стране и тяжёлой экономической ситуации в ноябре 1988 года премьер-министр аль-Махди отказался одобрить план мирного урегулирования. После этого Демократический союз Судана вышел из правительства, после чего в правительстве остались представители исламских фундаменталистов.
В феврале 1989 года под давлением армии аль-Махди сформировал новое правительство, призвав членов Демократического союза,и принял план мирного урегулирования. Конституционная конференция была назначена на сентябрь 1989 года.
Совет революционного командования национального спасения
30 июня 1989 года в Судане произошёл военный переворот под руководством полковника Омара аль-Башира. После этого был создан «Совет революционного командования национального спасения», который возглавил аль-Башир. Он также стал министром обороны и главнокомандующим
вооружёнными силами
Судана. Омар аль-Башир распустил правительство, запретил политические партии, деятельность профсоюзов и других «нерелигиозных» учреждений, ликвидировал свободную прессу.
После этого в Судане снова началась политика исламизации страны.
Уголовный закон 1991 года
В марте 1991 года в Судане был опубликован Уголовный закон, который предусматривал наказания по законам шариата, включая ампутации рук. Первоначально эти меры практически не использовались на юге страны, однако
в 1993 году правительство начало замену немусульманских судей в южной части Судана. Помимо этого была создана полиция
общественного порядка
для контроля за соблюдением норм шариата, которая следила за правопорядком.
Разгар войны
Под контролем Народной армии освобождения Судана находились часть экваториальных территорий, Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил. Также подразделения повстанцев были активны в южной части Дарфура, Кордофана и Голубого Нила. Под контролем правительственных сил были
крупные города
на юге: Джуба, Вау и Малакаль.
В октябре 1989 года после перемирия боевые действия возобновились. В июле 1992 года правительственные войска в ходе крупномасштабного наступления взяли под контроль южную часть Судана и захватили штаб-квартиру НАОС в Торите.
Под предлогом борьбы с повстанцами суданское правительство разместило значительные армейские и полицейские силы в южных районах страны. Однако часто эти силы совершали атаки и налёты на деревни с целью получения рабов и скота. В ходе этих боевых действий, по разным оценкам, около 200 000 южносуданских женщин и детей было захвачено и обращено в рабство суданскими вооружёнными силами и иррегулярными проправительственными группировками (Народная армия обороны).
Разногласия в НАОС
В августе 1991 года в НАОС начались внутренние раздоры и борьба за власть. Часть повстанцев отделились от армии освобождения Судана. Лидера НАОС Джона Гаранга попытались свергнуть с поста руководителя. Всё это привело к появлению в сентябре 1992 года второй фракции повстанцев
(во главе с Уильямом Бани), а в феврале 1993 года третьей (
во главе с Керубино Боли). 5 апреля 1993 года в Найроби (Кения) лидеры отделившихся повстанческих фракций заявили о создании коалиции.
Похожая информация.
Возможно, будет полезно почитать:
- Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
; - Измерение величин Измеряется s в физике
; - Магнитные материалы и точка кюри
; - Квантовая теория гравитации
; - Аллегорический смысл оды “фелица”
; - Клеточная теория Основные постулаты клеточной
; - Тригонометрические уравнения — формулы, решения, примеры
; - Народы населяющие африку Какие народы населяли африканский континент история
;
Частые вопросы
Что произошло в Судане 2023?
Суданская армия объявила о закрытии всех аэропортов в стране, а военно-воздушные силы Судана нанесли авиаудары по позициям СБР в Хартуме, в разных частях города была слышна артиллерийская стрельба. Также сообщалось о столкновениях в штаб-квартире государственной телекомпании Sudan TV.
Что случилось в Южном Судане?
Гражданская война в Южном Судане — вооруженный межэтнический конфликт между нуэр и динка в Южном Судане, начавшийся 15 декабря 2013 года и завершившийся 22 февраля 2020 года. Это конфликт между силами правительства и силами оппозиции.
В каком году Судан стал независимым?
1 января 1956 года Судан был провозглашён независимым государством.
Какой конфликт в Судане?
Вооруженное противостояние между армией Судана и СБР началось 15 апреля. Поводом для столкновений стал вопрос интеграции СБР в структуру армии. Начавшиеся в столице боевые действия вскоре охватили и другие части страны. Правительство Судана призвало международное сообщество объявить СБР «террористической группировкой».
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Судана и его нефтяной промышленности, чтобы понять контекст событий 1983 года и их влияние на современное положение дел.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на роль нефтяной промышленности в политической и экономической ситуации в Судане, чтобы понять важность этого аспекта для страны.