Сюжетно-ролевые игры нужны прежде всего для удовлетворения потребностей детей в интересном досуге.
Причем такой досуг может стать полезным, способствовать индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей, но это уже во многом зависит от позиции создателя (или создателей) игры. Через игру педагог может достигать воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно Цель является той отправной точкой, с которой начинается создание игры.
Цель сюжетно-
ролевой игры
для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, самоидентификации, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к
школьной жизни
.
Цель любой игры лежит за пределами игровой ситуации, но для того, чтобы достичь цели необходимо правильно организовать взаимодействие детей. Перед началом игры воспитатель должен чётко, кратко объяснить правила игры, сообщить название игры, рассказать о её содержании, дети должны выбрать роли. Необходимо помнить, что в играх не должно быть отрицательных ролей, т.к. дети склонны переносить
игровую ситуацию
в
реальную жизнь
и отношение к сверстникам в группе.
Задачи сюжетно-ролевой игры:
- 1. Развивает интерес и уважение к разным профессиям.
- 2. Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
- 3. Обогащает словарь, развивает речь детей.
- 4. Развивает коммуникативные навыки.
- 5. Обучает основам адаптации.
- 6. Приобщает к взрослому миру.
- 7. Доносит специфические знания.
- 8. Планомерно обогащает жизненный опыт.
- 9. Передает детям игровой опыт, игровые умения.
- 10. Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта
- 11. Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.
Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра “Магазин”. На первый взгляд, ничего, кроме того, что “магазин” – примитивная сюжетно-ролевая игра для детей, сказать о ней и нельзя.
Сюжетно-ролевая игра
, действующая по сценарию типа “магазин” чрезвычайно важна для развития навыков общения у маленьких детей. Ход игры способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения. Когда один ребенок настойчиво предлагает другому что-то приобрести, а другой находит способ отказаться, будьте уверены, последний в жизни уж точно не пропадет.
Цели сюжетно-ролевой игры “Магазин”:
- 1. Сформировать навыки поведения в общественных местах;
- 2. Научить обращению при покупке и продаже товаров;
- 3. Закрепить слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т.д.);
- 4. Научить описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки;
- 5. Развить умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;
- 6. Обогатить словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т.д.
- 7. Упражнять в счете
Я считаю, что необходимым и обязательным элементом воспитания и обучения детей
дошкольного возраста
является сюжетно-ролевая игра. Она помогает обрести ребёнку большинство качеств, которые впоследствии способствуют его благополучному росту. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. В результате игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появляются такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить. В дошкольном детстве игра является важнейшей
самостоятельной деятельностью
ребенка и имеет
большое значение
для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Конспект совместной деятельности:
сюжетно – ролевая игра «Детский сад» для детей старшей группы
по программе «Детский сад – дом радости».
Цель:формирование
моральных ценностей
личности через реализуемую программу «Детский сад – дом радости».
Задачи:
содействовать:
Формированию в процессе игры взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи , доброжелательности; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо разрешать споры, недоразумения;
Развитию творческой инициативы, способности самостоятельно создавать и реализовывать игровые замыслы, вести себя в соответствии с взятой на себя ролью;
Использованию игры в диагностических и коррекционных целях;
Воспитанию ответственности за сохранность игровых материалов, привычки и умения приводить их в порядок.
Интеграция образовательных областей
:безопасность, социализация, познание, коммуникация.
Оборудование:
–комплект напольного строителя
;
–
картинки: повар, прачка, няня, воспитатель, овощеводы, овощехранилище, животноводы, молокозавод , шофер;
Для поваров: сковородки, кастрюли, доски, ножи, поварешки, отбивной молоток; фартуки, колпаки, полотенца;
–
для воспитателей: куклы (8 больших, 6 маленьких и 4 средних); 6 комплектов постельного белья, кукольные полотенца 14 шт., детские книги ,
для сервировки кукольных столов салфетки, украшения, посуда, 2 набора дли игры в песочнице, маленький мяч, напольные деревья, клумбы с цветами;
–
для прачечной:«грязное» кукольное постельное белье, 5 комплектов чистого кукольного постельного белья, бельевая веревка, 2-4таза, «стиральный порошок», «кондиционер для белья», утюги;
–
для овощеводов:совочки, грабельки, ведерки – маленькие наборы для игры с песком – по 2шт., скакалка – 2 шт. – шланг для поливки, 2 лейки, искусственные муляжи овощей или картинки с овощами для грядок, детские корзиночки для сбора урожая;
–
для животноводов:зеленый луг – пастбище, кормушки для коров, мелко нарезанные полоски зеленой бумаги – сено, маленькие ведерки, тряпочки, губки для ухода за животными, скакалки и призмы для доильных аппаратов, кегли как бидоны;
–
для шоферов:2
грузовые машины
, инструменты, телефоны, скакалка для бензоколонки, тряпочки и ведерки для мытья машин.
–
для молокозавода: пакеты под молоко и кефир, сыр, пачки творога и т. д.;
Предметы – заменители: кирпичики из настольного строителя (
сотовые телефоны
), кольца от пирамидок (мыло) и др.
Предварительная работа:знакомство с профессиями: воспитатель детского сада, няня, повар, прачка, овощеводы, работники овощехранилища, животноводы, шофер, рабочие на молокозаводе через чтение художественной литературы , рассматривание картин и картинок, беседы, экскурсии, рассказы родителей. Обыгрывание данных профессий в сюжетно – ролевых играх «Детский сад», «Овощеводы», «Животноводы», «Магазин».
Ход игры.
Сговор:
(в послеобеденное время, перед сном).
В – ль: «Мне родители звонят, волнуются: им на работу надо идти, а детей дома не с кем оставить! Как быть?»
Дети: «Надо детский сад открыть!»
В – ль: «Как же я его одна-то открою?! Надо детей накормить, погулять с ними, спать уложить… Я одна не справлюсь».
Дети: «Мы поможем!», « Я буду спать укладывать», « Я гулять», « Я кормить» и т. д. – идет распределение ролей, при котором воспитатель является «дирижером»: «Ты один успеешь накормить детей или тебе нужен будет помощник? К тебе в группу придут 8 детей… Договорись с кем – ни будь», «А где повара овощи возьмут на обед?», « А молоко?», «Кем ты будешь?», «А полотенца и простынки кто – то постирает?» и т. д.
После сна в спальне
на мольберте размещены картинки людей разных профессий, которые работают в
детском саду
: повара, прачки, помощника воспитателя, воспитателя.
Кто изображен на картинках? (Перечислить).
Где работают люди этих профессий? (В детском саду).
Какую работу они выполняют в детском саду?
Кто знает, для чего они все это делают?
Выслушать ответы детей и обобщить: «Да, что бы детям было хорошо в детском саду».
Люди, которые работают в детском саду, какие они? (Добрые, внимательные, заботливые, вежливые…)
Любящие! – можно так сказать? Почему?
Вы сказали «вежливые». Как они разговаривают друг с другом? (Называют друг друга по имени и отчеству, всегда говорят вежливые слова.)
Какие вежливые слова вы знаете? (Здравствуйте, спасибо, извини, до свидания, пожалуйста …)
Вы хотите в детском саду работать? Будем детский сад открывать? (Да)
Мы сейчас прямо как взрослые – ваши мамы и папы. Как будто наступило утро, вы проснулись, оделись… Сейчас умоемся, попьем молоко и пойдем на работу.
Умывальная комната
.
В ней размещены картинки овощеводов, овощехранилища, животноводов, молокозавода, шофера.
Чтобы детям было хорошо в детском саду, люди каких профессий нам будут помогать? (Овощеводы, животноводы, шофер…).
Молоко как появится в детском саду? (Доярки подоят коров, потом отправят молоко на завод, а с завода шофер привезет в детский сад.)
А как шофер узнает, что доярки уже подоили коров и молоко пора везти с фермы на молокозавод, чтобы оно не прокисло? (Животноводы сообщат ему по телефону).
Как они будут разговаривать? (Вежливо) Что скажут? («Здравствуйте, Николай Петрович, отвезите, пожалуйста, молоко на завод»)
А можно так сказать: «Эй, там, молоко на завод пора везти!» (Нет)
А в детском саду, когда воспитатель встречает детей, как она разговаривает? («Здравствуй, Леночка! Я по тебе скучала, ждала тебя» – ласково, улыбаясь, нежно…)
Почему так надо разговаривать, а нельзя сказать грубо, недовольно? (Не приятно, не красиво. Чтоб родители не волновались. И т. д.)
Вижу, все вы у меня будете вежливые и трудолюбивые сотрудники.
Полдник.
Дети стоя пьют молоко.
Воспитатель разыгрывает перед детьми сценку:
Родители позвонили, волнуются, спрашивают, когда мы детский сад откроем. Им на работу надо идти, а детей дома оставить не с кем …
Опять звонок!
«Здравствуйте! Заведующая детским садом «Дом радости» слушает Вас.
Да, мы открываемся. Можете приходить к 8 часам.
У Вас девочка или мальчик? Как ее зовут? Очень красивое имя.
Приходите, Вас будут ждать.
До свидания».
Повара самые первые приходят на работу. Послушайте меню: салат морковный; на первое – щи; на второе – пюре с курицей; на третье – компот. Договоритесь, кто что готовит и приступайте к работе.
Кто кормит детей?
У вас сегодня 8 детей. Что на обед – не забудьте узнать. (Приступают к работе.)
Кто спать укладывает?
У вас сегодня 6 детей в группе. Постарайтесь, пожалуйста, чтоб все уснули.
Воспитатели, которые будут гулять с детьми… Детей без присмотра на участке не оставляйте, пожалуйста, чтоб не было неприятностей.
Кто в прачечной работает?
Чистое белье на полке, грязное – в тазу.
Дети разместились по всему пространству группы.
Воспитатели, чьи дети обедают, строят столы, стулья, умывальники, спрашивают у поваров, что сегодня на обед, накрывают столы, получают обед на кухне, раздают еду, моют руки детям и кормят их.
Воспитатели, чьи дети спят, строят кровати, умывальники и стульчики для кукол; относят грязное постельное белье в прачечную и получают чистое; заправляют кровати; моют куклам руки, укладывают их спать, сняв с кукол только обувь, усыпляют их.
Воспитатели, чьи дети гуляют на участке детского сада, огораживают участок, строят веранду , песочницу, горку, карусель, сажают деревья и цветы, прокладывают дорожку к веранде. Затем играют с детьми, наблюдают за насекомыми или цветами на участке.
Повара готовят обед, просят шофера привезти овощи со склада или из совхоза и молоко с завода; выдают готовый обед воспитателям.
Овощеводы строят грядки, склады, овощехранилище, поливальную машину. Капают землю, рыхлят, поливают её, сеют семена, выращивают урожай, собирают его, хранят на складах в овощехранилище.
В прачечной оборудуют
стиральную машину
, гладильный станок или доску, сушилку. Стирают белье вручную или на машине, гладят его, выдают чистое белье и полотенца воспитателям, принимают грязное.
Животноводы строят коровник, колодец, загон на поляне, пасут коров, кормят и поят их, ухаживают за коровами, чистят коровники, доят и сдают молоко на завод.
На молокозаводе молоко расфасовывают в пакеты, готовят из него масло, творог, кефир, сыр и т. д.
Шоферы строят гараж на несколько машин, бензозаправку, автомойку , ремонтную мастерскую; следят за своими машинами: моют их сами или на станции, ремонтируют, заправляют бензином; перевозят продукты.
Воспитатель наблюдает за ролевыми взаимоотношениями между подгруппами (спать укладывают – попросить белье в прачечной, сказать какое количество необходимо; кто кормит – узнать меню и получить обед у поваров; овощеводы и работники овощехранилища, животноводы и работники молокозавода – вызвать шофера, чтобы тот доставил их продукцию в детский сад) и в нутрии их.
Возможные комментарии воспитателя по ходу игры:
Коровушкам давно пора в коровник, а они все еще на лугу гуляют…
Овощеводы, не торопитесь, дайте поспеть урожаю.
Шоферы на грязных машинах из гаража не выезжают.
На молокозаводе пакетов для молока хватит или нет?
В – ль: «Рабочий день подходит к концу: на прогулке дети игры заканчивают; вы детей начинаете потихонечку будить; обед тоже закончился; на рабочих местах наводим порядок…» Воспитатель принимает кукол у детей: «С прогулки дети возвращаются румяные, веселые… Дети в средней группе уже проснулись! Вы уже покушали!
Приглашаю всех на собрание!» (В спальню.)
Рефлексия и самоанализ.
В – ль: «Понравилось играть? Довольны? И родители довольны. Позвонили, просят «спасибо» поварам передать – очень вкусно готовят.
–
Кто сегодня поваром работал?(Встали.)
Что приготовили? Как успели так много приготовить? (Договорились.) Какими вы сегодня были и почему?
А молоко вам сегодня привезли? Надо будет в следующий раз обязательно из него что – ни будь приготовить.
– Кто кормил детей?
Мамочка одна позвонила – беспокоилась: успели покушать дети или нет? Так какими воспитателями вы были? Как вы узнали, чем будете кормить детей?
Как спрашивали?
–
Кто гулять водил детей?
Какими вы были воспитателями: строгими или добрыми?
– Кто спать укладывал?
Полотенец и простынок всем детям хватило или пришлось в прачечную идти? (Идти.) Как вы попросили? Вежливо. Мы сказали …
– Кто в прачечной работал?
К вам помощники воспитателей приходили за полотенцами? Как они разговаривали с вами? Как просили? А как вы им отвечали? Здравствуйте. Возьмите, пожалуйста.
– Овощеводы.
Что делали? Так какими вы были? (Трудолюбивыми.) Кто помог сохранить урожай? (Работники овощехранилища). А еще кто? Шофер. Он отвез урожай. А как он узнал, что пора увозить урожай? (Мы ему позвонили и сказали.)
–
Шофер.
Тебе звонили овощеводы? Как они с тобой разговаривали? А ты, уезжая, сказал «до свидания»? А в детский сад успел отвезти морковь или только в овощехранилище отвез?
– Молокозавод.
Молока много в детский сад отправили? А сколько они просили? Вот молоко и прокисло. В следующий раз обязательно позвоните в детский сад и уточните, сколько молока им надо».
А еще можно магазин открыть, т. к. продукции молокозавода и у овощеводов много, то часть отправить в детский сад, а оставшуюся в магазин. Шофер захочет пообедать – зайдет в магазин и купит себе молоко, сыр или еще что – то на обед.
В – ль: «Будем еще детский сад открывать? Подумайте: кем вы хотите быть, какую профессию себе выберете?
На этом наше собрание заканчивается. Нам надо еще группу в порядок привести и погулять сходить».
На «собрании» самоанализ проводится только в 2 – 3 подразделениях играющих. С остальными – в свободное от НОД время.
Уборка группового помещения начинается с
мелких деталей
: продукты, овощи, столовые приборы. Затем посуда; постельное белье. Последним – строитель.
Взросление детей проходит многочисленные этапы, и на каждом из них деток сопровождает сюжетно-ролевая игра. Кроха занимается с игрушками неосознанно, сначала сам, а затем со своими сверстниками. Так как все восприятие окружающего мира у него происходит в
игровом процессе
, этот вид деятельности очень важен для гармоничного развития.
Характеристика сюжетно-ролевой игры
То, как детки воспринимают окружающую действительность, составляет основу любой сюжетно-ролевой игры. Они примеряют на себя роль взрослых, опираясь на собственный опыт, то есть на то, как они это видят. Еще в возрасте 2-3 лет дети начинают увлекаться игрушками, и это является самым первым проявлением потребности в таком виде деятельности. Чем старше он становится, тем более серьезными становятся действия.
Нельзя недооценивать значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Она необходима каждому, ведь через нее происходит психическое, личностное и интеллектуальное развитие маленькой личности. При помощи игр дети могут самостоятельно справляться с различными фобиями (боязнь темноты, собак, врачей, общения со сверстниками) без вмешательства психолога.
Подобные
игровые формы
прекрасно адаптируют
маленького человечка
к новым для него условиям – переезду на другое место жительства, поступлению в школу. Цель сюжетно-ролевой игры – помочь карапузу освоиться в мире взрослых. До этого возраста ему еще далеко, но это является преимуществом – за годы таких занятий дети успевают узнать, как должны вести себя взрослые люди в той или иной ситуации, и это поможет им в будущем. Структура сюжетно-ролевой игры состоит из роли, содержания и сюжета. Каждому из компонентов отведена определенная роль, и все они являются значимыми:
- Сюжет – это та сфера человеческой деятельности, которая обыгрывается в процессе игры. Это может быть семья, школа, полиция, детский сад – все как в реальной жизни.
- Сначала роли дитя выбирает для себя самостоятельно. После, они распределяются между участниками, и каждый хочет исполнять ту, которая ему больше по душе.
- Содержание зависит как от возраста игроков, так и от имеющегося у них жизненного опыта. Сюжетно-ролевая игра – это осознанные действия, которые выполняются в определенном порядке по договоренности участников.
Мнение эксперта:
Сюжетно-ролевая игра в детском саду имеет целый ряд важных задач и целей в организации воспитательного процесса. Эксперты отмечают, что данная форма игры способствует развитию воображения, творческого мышления, эмоциональной сферы и социальных навыков у детей дошкольного возраста. Она позволяет малышам погрузиться в мир взрослых, понять их роли и функции, а также освоить правила взаимодействия в коллективе. Таким образом, сюжетно-ролевая игра стимулирует разностороннее развитие детей, формирует их личностные качества и способствует успешной адаптации к обществу.
Виды сюжетно-ролевых игр дошкольников
Взрослые, в основном, являются лишь наблюдателями и не вмешиваются в ход действия. Какие сюжетно-ролевые игры для детей выбрать, решают сами участники. Они делятся на пять основных разновидностей, но могут быть и смешанными:
- Постановочные игры.В них карапуз сам является режиссером своих действий. Он говорит от своего имени, или от имени игрушки, согласно придуманного им самим сценария.
- Общественные игрыбудут полноценными, когда в наличии имеются игрушки для сюжетно-ролевых игр для детей. Для обыгрывания сюжета на тему «больница», «транспорт», и прочие, понадобится соответствующий реквизит.
- Существуют менее распространенные
игры на патриотическую или героическую тему.В них детки могут быть отважными солдатами, известными космонавтами. - Сюжетно-ролевая игра может отображать мультфильмы или сказкис участием персонажей из них – Микки Мауса, Злого волшебника – она называется сказочной.
- Бытовая тематикаодна из любимых у детворы – «дом» или «семья» демонстрируют истинные отношения в семье ребенка.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Когда-то наступит время, когда дитя впервые пойдет за хлебом в ближайший магазинчик. Подготовка к этому ответственному делу начинается заранее. Для этого используются подобные сюжетно-ролевые игры для дошкольников:
- Инвентарь.Для игры потребуются овощи и фрукты, весы, деньги, фартук для продавца.
- Цель.Ролевая игра «Магазин» нужна для того, чтобы улучшить знания детворы о названиях овощей и фруктов, помочь им узнать о тонкостях профессии продавца.
- Ход.Продавец одевает фартук и колпак и взвешивает фрукты, которые попросил покупатель. Тот платит деньги и складывает покупки в сумку.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Многие дошколята боятся ходить к доктору. Помочь в преодолении страха поможет имитация различных ситуаций, происходящих на приеме у доктора, в манипуляционном кабинете, у стоматолога:
- Инвентарь.Потребуются соответствующие атрибуты – докторский колпак, фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, молоточек для невропатолога, пластиковый шприц и вата.
-
Цель.Сюжетно-ролевая игра «Больница», цель которой – ознакомить с предназначением инструментария доктора, может помочь деткам учиться действовать согласно
сюжетной линии
. Положительным моментом будет снижение боязни врача. - Ход.Используя такие компоненты сюжетно-ролевой игры как сюжет, роли и содержание, педагог предлагает деткам разделиться на эскулапов и больных. Первые вооружаются инструментами, после чего проводят прием больных.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Девочки и мальчики любят копировать отношения мамы и папы. Сюжетно-ролевая игра «Семья», цель которой умение правильного распределения ролей, помогает понять свою роль в социуме:
- Инвентарь.Для этой игры не потребуется многого, хватит будет куклы, в качестве младенца, игрушечной коляски и предметы утвари – посудка, веник, совок.
- Цель.Основная задача – это раскрытие внутреннего мира дошкольника, обучение взаимодействию между членами семьи.
- Ход.Дети сами регулируют сценарий, согласно своих представлений о поведении внутри семьи.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Маленькие девочки хотят быть похожими на своих мам, заботящихся о красоте. Это желание нужно развивать. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», цель которой развить знания о профессии, заинтересует и мальчишек:
- Инвентарь.Флакончики от шампуней, лака для волос, расчески и заколки.
- Цель.Дети в ходе игры узнают много новых терминов, таких как «бигуди», «укладка» и это расширяет их словарный запас. Также они обучаются нормам поведения в общественных местах.
- Ход.К парикмахеру приходит клиент, которому при помощи расчески и заколок сооружают прическу.
Сюжетно-ролевая
Подготовка к школьной жизни должна начинаться задолго до первого класса. В этом поможет проигрывание процесса урока, когда будущий школьник имеет возможность почувствовать себя как учеником, так и учителем:
- Инвентарь.Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Школа» просты. Потребуется доска, указка, очки и звонок. «Школьникам» нужны книжки, тетрадки, рюкзак и ручки.
- Цель.Занятия помогают сделать понятие детворы о школе более конкретным, а не абстрактным, побороть страх.
- Ход.Учитель приглашает учеников на урок, звоня в звоночек. Дети сидят смирно, поднимают руку, не балуются.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
Девчонки с удовольствием практикуются в крое и шитье при помощи маленькой детской
швейной машинки
. Мальчики же могут выступать в роли моделей. Эта нестандартная игровая деятельность, как и остальные, способствует социализации ребенка:
- Инвентарь.Необходимые атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Ателье» есть в каждом детском садике. Это утюжки, гладильные доски, куклы и одежда для них. Дополнительно можно приобрести метр для измерения, бумагу и ножницы для выкроек.
- Цель.Детям помогают наладить взаимоотношения друг с другом и ознакомить с азами кроя и шитья – тем, чем занимаются работники ателье.
- Ход.Детвора придумывает выкройку, вырезает ее и понарошку шьет платье для куклы.
Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Умение вести себя в общественных местах пригодится будущему взрослому. В этом ему поможет сюжетно-ролевая игра «Кафе», атрибуты которой найдутся в каждой группе детского сада:
- Инвентарь.Понадобятся: поднос, чайный сервиз, игрушечные пирожные, фрукты, игрушечное меню, спецодежда.
- Цель.В процессе дети учатся аккуратной сервировке, уважительному отношению друг к другу.
- Ход.В действии принимают участники официант, посетители, повар. Каждый занят своим делом, конечной целью которого является качественное обслуживание населения.
Сюжетно-ролевые
Учиться грамотному поведению на дороге нужно с раннего возраста. Для этого проводятся разные мероприятия, в числе которых сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»:
- Инвентарь.Потребуется нарисованная или начерченная зебра, светофор, палочка регулировщика.
- Цель.В ходе игры детки учатся, как правильно вести себя на улице, где переходить дорогу, знакомятся с сигналами светофора.
- Ход.Дети делятся на пешеходов, водителей, регулировщика. Воспитатель рассказывает правила, а мальчики и девочки обыгрывают придуманные ситуации.
Интересные факты
- Развитие воображения и творческих способностей.Сюжетно-ролевая игра позволяет детям создавать свой собственный мир, в котором они могут быть кем угодно и делать что угодно. Это помогает им развивать воображение, творческие способности и способность мыслить нестандартно.
- Формирование социальных навыков.В сюжетно-ролевой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, сотрудничать и решать конфликты. Это помогает им развивать социальные навыки, которые необходимы для успешной жизни в обществе.
- Расширение знаний об окружающем мире.Сюжетно-ролевая игра позволяет детям знакомиться с различными профессиями, социальными ролями и жизненными ситуациями. Это помогает им расширять свои знания об окружающем мире и лучше понимать его.
Анализ сюжетно-ролевой игры
Основным показателем развития сюжетно-ролевой игры является ее последовательное действие, которое регулируется самими детьми. То есть процесс начинается, потом идет его основная часть и, затем, он логически завершается. В нем у детей могут возникнуть некоторые трудности и задача воспитателя – устранить недопонимание. Наблюдая за детками со стороны и вмешиваясь в случае необходимости, воспитатель анализирует поведение участников.
Диагностика сюжетно-ролевой игры выявляет трудности в отношениях между детьми – дружны ли они между собой, умеют ли действовать сообща и помогать друг другу. Наблюдение за детками помогает понять, есть ли у них проблемы в отношениях со взрослыми. На основании полученных знаний педагоги должны корректировать поведенческие несоответствия в раннем возрасте.
Не только педагоги, но и родители с успехом могут применять такой способ общения со своим чадом, как метод разнообразить досуг. Так, можно будет неожиданно для себя узнать много нового и даже увидеть себя со стороны в действиях, поступках и совах игрушечных котиков или кукол. Особенно полезно проводить время, подобным образом, тем, кто по каким-то причинам не посещает детский сад и редко общается со сверстниками.
Участвуя в играх с бытовыми сюжетами, дети осваивают систему взаимоотношений в семье, учатся выполнять свои домашние обязанности, овладевают навыками самообслуживания.
Идем на прогулку
Цель: учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к
окружающей среде
, формировать навыки эстетического созерцания.
Перед прогулкой воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришли новые друзья. Ребятам предлагается познакомиться с куклами. После этого воспитатель предлагает взять кукол с собой на прогулку, но для этого надо помочь им правильно выбрать одежду по погоде.
Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Желательно, чтобы дети объясняли свой выбор.
После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению. Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек.
Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.
Дочки-матери
Цель: побуждать детей воспроизводить
семейные отношения
и творчески их интерпретировать; знакомить с широким спектром домашних обязанностей; раскрывать нравственный смысл поступков взрослых; воспитывать чувство взаимопонимания, заботы о ближних.
К участию в игре привлекаются и мальчики, и девочки. Обычно они выполняют роли родителей или бабушек, дедушек и других взрослых родственников. Роль детей отводится куклам.
Сначала все вместе должны воссоздать
домашнюю обстановку
: расставить мебель, разложить вещи. Также детям нужно договориться, кто какие роли будет выполнять. Воспитатель может лишь наблюдать за этим процессом и помогать решить конфликтные ситуации. Лучше всего не пускать игру на самотек, а предлагать детям «прожить» конкретные ситуации:
- «Собираем детей в садик»;
- «Выходной день»;
- «Большая уборка»;
- «Ремонтируем табурет»;
- «За
обеденным столом
» и т.д.
Ход игры должен предполагать не только общение между детьми, но и содержать элементы труда. Перед игрой можно прочитать детям рассказ на семейную
бытовую тему
, а потом обсудить его и предложить продемонстрировать правильную модель поведения в описанной ситуации через игру.
В гостях у Мойдодыра
Цель: формировать у детей гигиенические навыки, расширить их знания о приемах пользования предметами гигиены; приучать ежедневно выполнять гигиенические процедуры; воспитывать чистоплотность, желание беречь свое здоровье.
В начале игры воспитатель сообщает детям о том, что к ним в группу принесли посылку от Мойдодыра. Если нужно, можно рассказать о том, кто это такой, показать мультфильм или прочитать одноименную книгу и рассмотреть ее иллюстрации.
Можно предложить ребятам разыграть сюжет утренних сборов в садик или вечернего туалета перед сном.
Встречаем гостей
Цель: научить детей готовиться к приему гостей, делать уборку, правильно сервировать стол; развивать навыки сотрудничества; прививать потребность постоянно поддерживать чистоту.
Воспитатель предупреждает детей, что к ним сегодня придут в гости ребята из другой группы. Поэтому нужно хорошо подготовиться к их приему.
Есть два варианта проведения игры:
- дети делятся на группы, и каждая выполняет отдельное задание (убрать, накрыть стол, продумать, чем занять гостей);
- дети действуют коллективно, и все задания выполняются поочередно.
После подготовки дети принимают гостей.
К этому типу игр еще относятся такие
«У меня есть младший брат», «Маленькие питомцы», «Собираем урожай».
Опыт других людей
Сюжетно-ролевая игра “Цель” в детском саду вызывает восторженные отзывы у родителей и педагогов. Она позволяет детям развивать социальные навыки, творческое мышление и эмоциональную интеллектуальность. Цель игры – формирование у детей понимания о важности сотрудничества, уважения к окружающим, а также развитие самостоятельности и ответственности. Такая форма организации воспитания детей дошкольного возраста позволяет им активно участвовать в процессе обучения, развиваясь в гармонии с собой и окружающими.
Сюжетно-ролевые игры на производственные темы
Картотека сюжетно ролевых игр в
старшей группе
по ФГОС с целями включает сценарии на производственные темы. Даная группа игр направлена на ознакомление детей с профессиями, особенностями трудовой деятельности, основными производственными процессами.
Утро в детском саду
Цель: познакомить детей с обязанностями сотрудников детского сада; ; воспитывать уважение к труду, желание оказывать посильную помощь.
Для этой игры необходимо провести предварительную подготовку. Детям предлагается в течение нескольких дней понаблюдать за действиями персонала во время утреннего приема воспитанников, завтрака или каких-либо других событий, предназначенных для последующего воспроизведения.
Игра начинается с беседы о том, люди каких профессий работают в их детском саде. Можно кратко обсудить обязанности каждого из них. После этого следует провести распределение ролей, . Посетителями детского сада будут игрушки и куклы.
Для начала детям ставятся конкретные задания: смоделировать встречу воспитателем детей, приготовить завтрак и всех накормить, провести
утреннюю гимнастику
и т.д. Ведущий следит за взаимоотношениями между детьми, учит их вежливо общаться друг с другом, знакомит с устоявшимися формулировками приветствия, озвучивания команд.
Магазин
Цель: познакомить с особенностями профессиональной деятельности работников магазина; развивать диалогическую речь; формировать навыки согласовывать свои действия с другими сверстниками; воспитывать аккуратность, общительность, вежливость.
На подготовительном этапе рекомендуется совершить экскурсию в магазин и понаблюдать за разгрузкой товара, расстановкой его на полках, продажей и покупкой. Можно предложить ребятам рассказать о том, как они с родителями совершают покупки в магазине. Если у кого-то родители работают в магазине, нужно расспросить об их профессиональных обязанностях.
- выбрать и купить нужный товар;
- получить консультацию у менеджера;
- правильно упаковать покупки;
- вернуть некачественный товар.
Игру можно проводить несколько раз, предлагая детям посещать разные товарные отделы.
Больница
Цель: вызвать интерес к профессиям врача, медсестры; расширить знания детей об обязанностях медперсонала; развивать умения совершать опрос; воспитывать сопереживание, стремление заботиться о других, оказывать помощь.
Проведению игры может предшествовать посещение медицинского кабинета, слушание рассказов на соответствующую тему. Дети расскажут о своем опыте обращения к врачу.
Все участники игры распределяются по ролям и обсуждают их обязанности: доктор (проводить осмотр, выслушивает жалобы и назначает лечение), медсестра (оказывает первую помощь, проводит процедуры), пациенты (изображают симптомы болезни). Нужно не забывать об использовании спецодежды.
Можно разыгрывать такие сюжеты:
- на осмотре у доктора;
- заболело горло;
- порезал палец;
- идем на прививку и т.д.
В ходе игры следует обращать внимание детей на выражение сочувствия пациентам, проявление заботы о них.
Тематика подобных сюжетно-ролевых игр обширна. Детям очень нравятся игры
«Школа», «Стройка», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Пиццерия», «Полиция», «Пожарники», «Космонавты»и т.д.
Сюжетно-ролевые игры на общественные темы
Сюжетно-ролевые игры в старшей группе включает сюжеты, в которых разыгрываются различные ситуации в общественных местах, компании друзей. Привлекая детей к играм этой группы можно сформировать у них навыки общественного поведения, коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.
Зоопарк
Цель: учить правилам поведения в зоопарке; расширить знания о животных, их предпочтениях в пище и повадках; развивать словарный запас (названия животных); воспитывать любовь к животным.
Воспитатель объявляет детям, что они пойдут на экскурсию в зоопарк и выясняет, что они знают об этом месте. Далее ведущий знакомит ребят с порядком покупки билетов и предъявления их на входе. После объяснений такая ситуация разыгрывается детьми.
Основная часть игры — это знакомство с правилами поведения в зоопарке и беседы о животных, которых они там встретят. Особенно нужно обратить внимание детей на соблюдение техники безопасности при общении с хищниками.
День рожденья у Машеньки
Цель: познакомить детей с правила приема гостей; расширить знания о том, как нужно дарить и принимать подарки; учить сервировать праздничный стол; формировать коммуникативные навыки; воспитывать вежливость, внимательное отношение к товарищам.
Сюжет игры заключается в том, что Машенька собирается отмечать свой День рождения и приглашает всех ребят к себе в гости. Данную игру можно разделить на несколько частей:
- собираемся в гости;
- подбираем поздравления;
- принимаем подарки;
- угощаем гостей;
- развлечения на Дне рождения.
В конце игры можно опросить детей, что им больше всего понравилось на празднике.
Улица
Цель: разучивать правила поведения на улице в качестве пешехода или водителя; учить распознавать знаки и сигналы светофора, реагировать на звуковые сигналы; развивать умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение; воспитывать чувство ответственности, толерантность.
Проведению игры предшествует большая
подготовительная работа
. В течение нескольких прогулок воспитатель знакомит детей с
общим видом
улицы, разновидностью зданий и их предназначением, различными машинами, которые ездят по улице (в том числе и специализированными автомобилями).
Поскольку уличное движение очень сложное, с большим количеством участников и правил, рекомендуется такую игру проводить в виде рассказа с иллюстрированием. После распределения ролей воспитатель начинает описывать «жизнь» улицы, а дети ее инсценируют. Таким образом получится объединить разрозненные события в единый сюжет.
Реплики могут быть следующими:
Сережа подошел к светофору. На светофоре загорелся красный свет. Что нужно сделать мальчику? Правильно, подождать. Мимо него проезжают машины.
Теперь загорелся зеленый свет светофора. Что делает Сережа? (Переходит) Как это правильно нужно сделать? (По пешеходному переходу).
Дети не просто отвечают на вопросы воспитателя, но и осуществляют озвученные действия. Лучше в этой игре выбирать два-три главных героя, которые должны выполнить
конкретное задание
: добраться в школу, проехать до больницы и т.д. Остальные исполняют роль массовки.
Также можно предложить детям такие игры
«Идем в кафе», «Мы спортсмены», «Библиотека», «Цирк».
Принимая участие в сюжетно-ролевых играх, дети расширяют свои знания об
общественных отношениях
, формируют навыки взаимодействия, учатся находить выходы в
различных ситуациях
. Благодаря такой
игровой деятельности
для ребят создается эффективная социальная обстановка, содействующая развитию личности каждого в соответствии с их индивидуальными особенностями и творческими склонностями.
Текст: Марина Гладко, Фото: Денисова Татьяна Владимировна, Болдышева Елена Сергеевна, учителя-логопеды, ГБДОУ Детский сад №74, г. Санкт-Петербург из статьи .
В
последнее время
родители часто озабочены вопросом раннего обучения детей. В большом почете
дидактические игры
, развивающие игрушки. Годовалого кроху знакомят с алфавитом, трехлетнего побуждают решать задачки и складывать слоги. При этом родители не учат своих малышей играть в магазин, “дочки-матери”, больницу. Сюжетно-ролевые часто строятся по типу учебного занятия, что отбивает интерес к ним. Все это приводит к обеднению личности ребенка.
Определение
Детям свойственно желание поскорее вырасти и вместе со взрослыми принимать активное участие в
общественной жизни
. В силу возраста они пока не могут сами печь торты, нянчить малышей, водить машину или летать в космос. Противоречие разрешается через участие в детских сюжетно-ролевых играх.
В их центре – вымышленная ситуация. Сюжеты игр разнообразны: это и визит в салон красоты, и полет на Луну, и спасение мира Человеком-пауком. Ребенок берет на себя роль определенного персонажа и действует от его имени. Чаще всего малыши превращаются во взрослых или любимых героев. При этом игрокам приходится договариваться между собой, действовать в соответствии с ролями (мама и малыши, злодей и герой, доктор и пациент).
Развивающий фактор
Как мы видим, цель сюжетно-ролевой игры, которую неосознанно преследуют ребятишки, – моделирование социальных отношений. Вживаясь в роль, дети учатся регулировать свое поведение в соответствии с правилами общества, координировать действия с другими играющими. Все это понадобится им для дальнейшего обучения в школе. Ребенок ощущает себя активным лицом, которое может повлиять на окружающую действительность.
При этом бурно развивается воображение. Дети используют палочку вместо ложки, сооружают машину из стульев и сами сочиняют захватывающий сюжет. Игра позволяет выйти за рамки повседневности, творчески переработать полученный опыт. Для этого приходится задействовать имеющиеся знания, решать возникшие у персонажей проблемы, выражать словесно свое мнение, договариваться, переживать богатую палитру эмоций. Именно через такие игры происходит всестороннее развитие дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры в ДОУ
Сегодня родители активно занимаются
интеллектуальным развитием
детей, уделяя мало времени анализу отношений между людьми. Поэтому игры современных ребятишек часто основаны на сюжетах мультфильмов или
компьютерных игр
. Они воспроизводят простой набор действий (например, драка черепашек-ниндзя или фей Винкс). Отношения между действующими персонажами примитивны. Жизнь взрослых в игре представлена небольшим набором ситуаций: “Больница”, “Парикмахерская”, “Магазин”, “Семья”.
Исправить это положение может воспитатель детского сада. Сюжетно-ролевым играм по ФГОС должно отводиться одно из ведущих мест в образовательном процессе. При этом важно соблюдать
следующие принципы
:
- Воспитатель превращается в равноправного партнера по играм.
- Эту роль он выполняет постоянно, по мере взросления детей усложняя сюжет, расширяя их представления об окружающем мире.
- Необходимо с самого начала ориентировать ребятишек не только на воспроизведение действий, но и на смысл происходящего, отношения между персонажами.
Руководство игрой
Уже доказано, что умение играть не возникает у ребенка спонтанно. Поэтому так важна роль воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр в детском саду.
Прежде всего, он должен познакомить ребятишек с окружающей действительностью. Игра в повара будет намного интереснее после экскурсии на кухню, поводом для игры в полярников может стать прочтение книг о Северном полюсе. Затем готовятся необходимые атрибуты, нередко с привлечением к этому самих детей.
Организуя игру в младших группах, педагог берет инициативу на себя. Он продумывает сюжет, распределяет роли между воспитанниками, сам превращается в одного из ключевых персонажей. Однако, если так происходит каждый раз, детская инициатива, свободное творчество гасятся.
Поэтому важно создать условия для возникновения
самостоятельных игр
. Чтобы способствовать этому, педагог через некоторое передает свою роль одному из воспитанников. Или предлагает проблемную ситуацию, найти выход из которой дети должны самостоятельно.
Классификация
В педагогике выделяют пять видов сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте. К ним относятся:
- Бытовые игры, воспроизводящие семейные отношения (приготовление обеда, день рождения ребенка, купание куклы).
- Общественные игры, связанные с
профессиональной деятельностью
людей (школа, полет на самолете, строительство дома). - Патриотические игры, когда малыши представляют себя участниками войны или отважными космонавтами.
- Игры, в основу которых ложится сюжет сказки или мультфильма.
- Режиссерские игры, когда ребенок придумывает историю и разыгрывает несколько ролей одновременно при помощи игрушек.
Определяемся со сценарием
Выбор сюжета во многом зависит от склонностей и интересов детей. Педагог заранее готовится к игре, в этом ему поможет составление плана-конспекта. Обычно он имеет следующую структуру:
- Выбранная тема, возраст дошкольников.
- Цели и задачи, которые будут решены в процессе игры.
- Необходимые атрибуты.
- Роли и действия, связанные с ними. Например, посетители в кафе делают заказы, обедают, общаются, расплачиваются перед уходом. Администратор встречает и рассаживает их, руководит персоналом. Официант принимает заказы, передает их на кухню, разносит еду и собирает деньги. Повара готовят блюда, передают их официанту.
- Возможные диалоги между персонажами. Важно, чтобы дети учились вежливо разговаривать, культурно вести себя в общественных местах.
- Приблизительный план сюжетно-ролевой игры. Он должен быть интересен детям и допускать внесение изменений. Так, в кафе можно организовать игровую зону для посетителей с детьми, пригласить музыкантов.
Атрибуты
Доктору требуются инструменты и
белый халат
, повару – посуда, шоферу – автомобиль. Правильно организованная среда в группе способствует развитию детской игры. Воспитателю следует запастись атрибутами для сюжетно-ролевых игр:
- Готовыми наборами врача, кассира, слесаря и т.д.
- Бросовым материалом: сломанными приборами, коробками и банками от продуктов, пузырьками из-под лекарств, флаконами из-под кремов, масок, шампуней. Все это пригодится для игр в домик, аптеку, магазин, салон красоты.
- Самодельными предметами. Микроволновая печь из коробок, пирожные из поролоновых губок, удочки из прутьев… Такие атрибуты для сюжетно-ролевых игр старшие дошкольники могут изготовить своими руками.
- Костюмами продавцов, полицейских, парикмахеров и моряков. Их можно сделать из старых рубашек или выкроить накидки из подкладочной ткани. Окончательно прояснит принадлежность костюма соответствующая надпись или символическое изображение профессии.
- Масками, настоящими и самодельными, коронами, головными уборами, платками.
Чем младше ребятишки, тем больше атрибутов им требуется для игры. Старшие дошкольники способны сами проявить фантазию и найти предметы-заместители.
Ясельная группа
Дети раннего возраста только учатся манипулировать игрушками. Организация сюжетно-ролевой игры пока невозможна, так как малыши не умеют взаимодействовать друг с другом. В течение первого полугодия воспитатель учит их производить простые игровые действия: качать куклу, катать машину, кормить мишку. При этом активно используются предметы-заместители: брусок вместо утюга, кусочки бумаги вместо каши. Игры предполагают задействование одного ребенка или группы малышей, каждый из которых выполняет одинаковое действие.
Со второго полугодия педагог учит выстраивать цепочки из двух-трех ситуаций: куклу надо покормить, а потом укачать и уложить в кроватку. Сначала он сам проигрывает сюжет на глазах детей. Затем, покормив куклу, просит одного из малышей укачать ее, а другого – отнести в постель и укрыть одеялом. Все действия должны быть хорошо знакомы ребятишкам из собственного опыта.
Младшая группа
Приблизительно с 2,5 лет появляются зачатки сюжетно-ролевой игры. Целью малыша становится воспроизведение действий определенного персонажа (мамы, доктора). При этом он еще не обозначает свою роль словесно. На этом этапе важна целенаправленная работа педагога.
Внимание ребятишек по привычке приковано к предметам: они увлеченно перевязывают больному руку, ставят градусник. Взрослый должен переориентировать их на взаимодействие с партнером по игре. С этой целью используется минимум игрушек, чтобы они не отвлекали внимание. Для вживания в нужную роль широко применяются специальные костюмы, маски. Взрослый первоначально сам становится партнером ребенка, побуждает его вступить в диалог, а затем уступает свое место другому малышу.
К четырем годам дети уже осознанно принимают на себя ту или иную роль, строят простейшие диалоги со сверстниками, выполняют специфические для своего персонажа действия. Сюжеты игр берутся из жизненного опыта малышей: поездка на машине, поход в гости, посещение врача, покупка продуктов в магазине.
Средняя группа
В возрасте 4-5 лет дети осваивают сюжетно-ролевые игры с несколькими персонажами, учатся ориентироваться в отношениях между ними. Желательно, чтобы сюжет предполагал наличие одного главного героя (например, ветеринара) и 2-3 второстепенных (медсестра, хозяева животных, аптекарь, продающий выписанные лекарства).
Отлично, если персонажей больше, чем детей. Тогда по ходу игры им придется менять свое поведение, изображая то матроса, то водолаза. В конце можно ввести еще одну роль, аналогичную основной. Так, если обыгрывается путешествие на корабле, можно организовать встречу с проплывающим мимо судном. Капитаны расскажут друг другу о своих приключениях, а дети глубже осознают взаимоотношения различных ролей.
Любимыми играми этого возраста остаются “Больница” и “Магазин”. Однако педагог должен расширять опыт детей, знакомить их с новыми ситуациями: ”
Скорая помощь
“, визит в зоопарк, экскурсия по городу, посещение театра. Сюжет не продумывается воспитателем заранее, а развивается по законам импровизации.
Сюжетно-ролевая игра в старших группах
Согласно нормам, пятилетние дети должны сами выступать инициаторами игр на
различные темы
. Причем сюжеты берутся как из собственного опыта, так и из книг, фильмов. Дошкольники превращаются в пиратов, покоряют Марс, отправляются в кругосветное путешествие. Они глубоко вживаются в роль, испытывают те же эмоции, что и их персонажи. Перед игрой самостоятельно договариваются о сюжете, распределяют роли. В этом случае воспитатель должен превратиться в заинтересованного наблюдателя.
Однако современным детям трудно подняться на такой уровень игры. Часто они воспроизводят одни и те же знакомые схемы, позаимствованные из телевизионных передач. Сюжетно-ролевые игры в старших группах оторваны от реальности, содержат много агрессии. И здесь требуется планомерная работа воспитателя по обогащению детского опыта.
Действуем с умом
Если игры старших дошкольников бедны по содержанию, причин тут две: неразвитое воображение и недостаток знаний. Поэтому воспитателю необходимо расширять представления детей об окружающем мире через чтение книг, просмотр мультфильмов, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.
Чтобы дети быстрее включились в новую сюжетно-ролевую игру, вместе с ними подготавливается группа, создаются макеты корабля, дома, ракеты. Важно с самого начала задать тон, предложить детям интересную игровую ситуацию. Ключевые роли лучше раздать ребятишкам с богатой фантазией. Во время игр воспитатель не должен называть реальные имена детей, все указания и замечания делаются с учетом выбранного сюжета. Сам он вскоре выходит из игры, вмешиваясь в двух случаях:
- При возникновении конфликта.
- При угасании интереса к игре. В этом случае можно предложить неожиданный поворот сюжета (на корабль напал огромный спрут) или ввести нового персонажа (в парикмахерскую приходит Баба-яга).
Задача взрослых – не допустить исчезновения из жизни детей сюжетно-ролевой игры. Ведь именно через нее происходит социализации ребенка, развиваются воображение, умение регулировать свое поведение в соответствии с исполняемой ролью.
Возможно, будет полезно почитать:
- ПП чизкейк: вкусные диетические рецепты Диетический шоколадный чизкейк
; - Вредны ли чипсы Pringles?
; - Подсчитываем калории: в вашей тарелке – печенка говядины
; - Бульонные кубики магги Бульонные кубики Магги – польза и вред
; - Голубой сыр с плесенью – полезные свойства и рецепт
; - Безе: состав, калорийность, энергетическая ценность, польза и вред Безе калорийное
; - Что написать в резюме в разделе «обо мне
; - Срок давности по неоплаченным кредитам: какой он
;
Частые вопросы
Что такое сюжетно ролевая игра в детском саду?
Сюжетно-ролевые игры это – игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.
Что составляет основное содержание сюжетно ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.
Какой вид действия дети используют в сюжетно ролевой игре?
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение. ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отно- шения.
В каком возрасте появляются элементы сюжетно ролевой игры?
С какого возраста можно начинать сюжетно-ролевые игры? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, ведь каждый ребенок развивается индивидуально. В среднем такие игры начинают занимать малыша примерно с трех лет и могут продолжаться даже до окончания начальной школы.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Используйте сюжетно-ролевые игры для развития социальных навыков детей. Позвольте им выражать свои чувства, учиться сотрудничать и решать конфликты в игровой форме.
СОВЕТ №2
Используйте игры для развития речи и языковых навыков. Предлагайте детям играть в различные роли, использовать разнообразную лексику и выражать свои мысли.
СОВЕТ №3
Используйте сюжетно-ролевые игры для развития творческого мышления и воображения. Предлагайте детям создавать свои собственные сюжеты и роли, поощряйте креативность и фантазию.