Полковая церковь, стилизованная под барокко. Принадлежала Кавалергардскому полку, казармы которого стояли недалеко.
Церковь сооружена на месте прежней церкви, существовавшей с середины XVIII в.
Возведена в 1897-1899 гг. по проекту акад. арх. Л. Н. Бенуа.
Автор мозаичных икон в интерьере церкви –
известный художник
М. В. Нестеров. Утварь изготовила ювелирная фирма Фаберже.
Церковь была музеем полковой славы – в витринах лежали георгиевские кресты и медали, стояли штандарты, здесь же был небольшой памятник павшим в войне с Наполеоном.
Здание снесено в 1948 г.
В 1803 г. Кавалергардскому полку передали здания Запасного двора Придворного ведомства. Церковь для служащих стала полковой.
Первая церковь была освящена в 1747 г. В 1752 г. императрица Елизавета I издала указ о строительсве здесь каменной церкви с двухъярусной колокольней. 3 сентября 1753 г. храм был освящен. Двухярусный иконостас, по преданию, был выполнен на шелковом атласе в Греции в XVI в.
В 1755 г. на хорах освятили придел во имя св. Иоанна Богослова, куда в 1799 г. перенсли атласный иконостас.
В XIX в. церковь неоднократно расширяли. В 1855 г. имп. Николай I поручил арх. А. И. Штакеншнейдеру составит план перестройки и рисунки иконостаса. В 1858 г. храм реконструировал арх. К. К. Циглер фон Шафгаузн.
16 мая 1897 г. была заложена новая церковь по проекту арх. Л. Н. Бенуа в стиле елизаветинского барокко. Фасад украшли мозаичные иконы святых. Новую церковь освятили 14 января 1899 г.
Церковь, вмещавшая 1500 человек, была богатейшей в столице. Храмовый престол и лампады были выполнены в мастерской Фаберже. Иконостас был выполнен по рисунку К. К. Циглера. Мозаичные иконы “Воскресение” и “Святой Александр” по рисунку М. В. Нестерова созданы в мастерской Фролова. Фасадные мозаики – по картонам П. П. Чистякова.
www.citywalls.ru/house5770.html
При Лейб-Гвардии Кавалергардском полку.
ЗАХАРИИ И ЕЛИЗАВЕТЫ ЦЕРКОВЬ при Кавалергардском полку (Захарьевская ул., 22), пам. архитектуры. Первая кам. церковь выстроена на этом месте в 1752-53 для персонала придворной канцелярии. С 1803 полковой храм Кавалергардского полка. В 1856-58 перестроена, тогда же возведена колокольня (арх. К. К. Циглер). В 1897-99 храм вновь капитально перестроен (арх. Л. Н. Бенуа) в стиле “елизаветинского барокко” и стал вмещать 1500 чел. Наружные мозаики исполнены по рис. худ. П. П. Чистякова, две внутр. – по рис. М. В. Нестерова, серебр. престол изготовила фирма К. Фаберже. В храме хранились неск. ценных икон 18 в. и размещались полковые штандарты. В 1922 церковь передана обновленцам, в 1935 закрыта и переделана под спортзал, в 1948 разобрана, на ее месте – корпус Воен. инж.-техн. ун-та. От назв. храма происходит наименование Захарьевской улицы.
Церковь во имя святых Захария и Елизаветы Кавалергардского полка
Захарьевская улица, 22
Захарий – отец Иоанна Крестителя, священник, принадлежавший к древнему священническому роду. До преклонных лет он был бездетным. Когда ему в храме было видение ангела, возвестившего о рождении сына, Захарий усомнился, за что был поражен немотою и разрешен от нее только после исполнения данного ему обетования. У него родился сын Иоанн, предназначение которого Захарий воспел торжественной песней.
Елизавета – жена Захария и мать Иоанна Крестителя была родственницей Марии, она первая, после Благовещения, приветствовала ее как Благословенную между женами и как Матерь Божию.
Церковь заложена в 1752 г. по повелению Елизаветы Петровны. Освящение состоялось в сентябре 1756 г. в присутствии императрицы. Церковь построили для чиновников и служивших при Запасном дворе, в 1806 г. с перемещением
Кавалергардского полка она стала полковой. На протяжении всего существования первой церкви
внешний вид
ее оставался неизменный, менялась лишь отделка интерьера. Наиболее значительной была переделка 1856 г.: тогда возобновили иконостас, установили вместо кирпичных гранитные колонны, настелили паркетный пол. До 1844 г. в церкви находился придельный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроенный под сводами, которые были разобраны в 1856 г. Здесь хранился иконостас походной церкви, все иконы которого были писаны на белом атласе по золотому фону. Иконостас как памятник истории и культуры России XVIII в. в 1846 г. передали в Оружейную палату, в Москву. Первая церковь была однопрестольной, каменной; купол и колокольня ее – деревянными, иконостас – трехъярусным; иконы были писаны на черном фоне.
Святынями церкви являлись напрестольный крест с частицами святых угодников; серебряные литургические сосуды, пожалованные полку его шефом императрицей Александрой Федоровной; икона Богоматери, именуемая «Трех радостей», которой в 1848 г. Александра Федоровна благословила полк в Венгерский поход. В церкви хранились штандарты полка, украшенные Георгиевскими крестами в память об Отечественной войне 1812 г. Между штандартами на мраморном пьедестале стояла серебряная доска с именами погибших и раненых офицеров и с указанием числа убитых и раненых нижних чинов. В церкви также хранились мундиры Александра I и Николая I.
В 1897 – 1899 гг. по проекту академика архитектуры Л. Н. Бенуа на месте прежней была возведена изящная, стилизованная под барокко, церковь. В отделке ее интерьеров принял участие М. В. Нестеров, выполнивший мозаичные иконы. Утварь была изготовлена знаменитой фирмой Фаберже. В новую церковь из прежней перенесли иконостас и штандарты.
Здание снесено в 1948 г.
Деревянная
Захарьевская церковь была построена в 1752 году. Митрополит Сильвестр повелел
соорудить ее на месте, купленном у татар крестьянином М. Мухиным. В пожаре 1757 г. церковь сгорела, и
на ее месте заложили каменную двухэтажную, с шестью престолами. Церковь
строилась почти двадцать лет, и была полностью закончена в 1776 году. Работами
заведовал мастер Андрей Городничев. Главы храма были позолочены «через огонь»
на средства Тобольского купца Неволина.
Из
икон церкви Захария и Елизаветы наиболее прославилась икона «Всех скорбящих
радость».
В 1819 г. купец Иван
Васильевич Пиленков, прихожанин этой церкви отправился по делам торговли на
Оренбургскую линию. По дороге в г. Троицк у него понесли кони. С горечью и
молитвой он обратился к Пресвятой Богородице, обещая в случае Ее помощи
устроить для иконы новую серебряную ризу и установить в честь Ее особое
празднество. И лишь только он окончил молитву, как кони его пошли тише и скоро
совсем остановились. Когда Пиленков возвратился в Тобольск, он пошел к епископу
Амвросию (Келембету) и поведал ему обо всем случившимся в дороге. В 1830 г. купец устроил на
икону новую серебряную под золотом ризу весом 6 фунтов 13 ½ золотников,
украшенную жемчугом и
драгоценными камнями
. В 1846 г. по молитве к Божьей
Матери «Всех скорбящих радость» спасся от пожара на судне купец Петр Федорович
Плеханов. В 1848 г.
икона исцелила от холеры отставного майора Филиппа Шеметнина, а еще через шесть
лет от тяжелой болезни купеческую жену Евдокию Ременникову. В 1854 г. икона спасла жителей
д. Усольцевой Кугаевской волости Тобольского уезда от «гнилой горячки».
). Архитектурный облик этого необычного здания сочетает в себе элементы псевдоготического и романского стилей. По своему назначению - церковь не только культовое сооружение, но и четко различимый с моря ориентир для проходящих вдоль побережья кораблей.
Это и культурный центр Тарханкута, здесь долгое время работала одна из первых церковно-приходских школ в Западном Крыму.
Мнение эксперта:
Церковь св. Захарии и Елизаветы, расположенная в центре города, вызывает интерес как среди верующих, так и среди историков и архитекторов. Эксперты отмечают, что это здание имеет выдающееся историческое и культурное значение. Архитектурный стиль церкви, сочетающий элементы необарокко и неоренессанса, привлекает внимание специалистов и ценителей искусства. Кроме того, церковь св. Захарии и Елизаветы является важным объектом для изучения истории и религиозной практики в регионе. Ее уникальная архитектура и богатое внутреннее убранство делают ее значимым культурным наследием, привлекающим туристов и исследователей.
Архитектура
Христианский храм святых и праведных Захария и Елисаветы, построенный в 1838 году, своим созданием обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семеновичу Воронцову. Автором проекта был архитектор Торричелли.
Здание храма, выстроенное в псевдоготическом стиле, распространенном в Европе в XVIII - первой половине XIX века, привлекало внимание оригинальностью архитектуры и служило ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. Путешественники с удовольствием осматривали и посещали «
обыкновенный дом
со стрельчатыми окнами, с пристроенной к нему четырехугольной башней, на которой осьмиугольный пирамидный шпиль высотой 120 футов».
Церковь построена с необычной колокольней - по типу английских соборов времен Вильяма Шекспира. В оформлении окон и дверей встречаются элементы романской архитектуры (полукруглые арки в оконных и дверных проемах). Здание абсолютно не похоже на привычные верующим православные храмы: нет ни позолоченных куполов, ни богатых порталов, сложные наличники окон заменены скромной резьбой по камню, для украшения использованы витражи, а высокая колокольня с полукруглым шпилем напоминает башню древних резиденций феодалов.
Местные жители
привыкли к необычной архитектуре церковного здания. А вот приезжие высказывают искреннее удивление, когда узнают, что это оригинальное строение первой
половины XIX
века - православный храм.
Строился храм в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. М. С. Воронцов был сыном российского посланника в Англии, долгое время жил в Лондоне, питал пристрастие к
западной культуре
, поэтому им был заказан именно такой проект.
Интересные факты
- Церковь св. Захарии и Елизаветы была построена на месте дома, где, согласно христианской традиции, жили родители Иоанна Крестителя, Захария и Елизавета.
- Церковь была построена в XII веке крестоносцами и является одним из старейших сохранившихся христианских зданий в Иерусалиме.
- В церкви находится гробница Захарии и Елизаветы, а также гробница Иоанна Крестителя.
Опыт других людей
Церковь св. Захарии и Елизаветы – это место, о котором говорят с восхищением. Люди отмечают ее удивительную архитектуру и духовную атмосферу. Многие посетители отмечают, что внутри церкви царит особая тишина и покой, что позволяет им насладиться моментом внутреннего спокойствия. Также церковь часто отмечают за ее важную историческую роль в жизни города.
История
После включения в 1783 году Крыма в состав
Российской империи
и заселения выходцами из России и Украины опустевших в результате эмиграции
крымских татар
территорий, необходимость строительства
православного храма
стала очевидной.
Надо отдать должное умелым и предприимчивым хозяевам тарханкутских имений, которые смогли обустроить этот далекий уголок Крыма не только экономически, но и позаботились о духовности переселенцев.
Вот и стоит сегодня в посёлке Черноморском, ранее называемом Ак-Мечетью, христианская церковь как символ новой эпохи в Крыму, эпохи Екатерины II, Потемкина, Долгорукого и Суворова, Ушакова и Кутузова.
В 30-х годах XIX столетия М. С. Воронцов переселил на Тарханкут крестьян из России и, чтобы закрепить христианское население, в 1838 году построил церковь «каменную с красивою оградою» и освященную во имя святых и праведных Захария и Елисаветы.
«Идущему к Ак-Мечети от запада прежде покажется на восточном мысе Карантин, со стенами, спускающимися к морю, потом рыбный завод, здания на набережной… В тылу прибрежных зданий готическая церковь с высокой колокольнею, за ней слобода. По мере приближения к Ак-Мечетской бухте, церковь с колокольней будет видна над восточным мысом…», - упоминает о храме святых и праведных Захария и Елисаветы Лоция Черного моря за 1851 год.
Здесь же сказано, что колокольня видна за 16 или 17 миль наподобие минарета (1 миля равна 1852 метра).
Архивные данные сообщают о дате постройки церкви - 1838 год. Об этом также упоминает Гермоген, Епископ Псковский, бывший Таврический и Симферопольский в книге «Таврическая епархия».
Иконостас в Ак-Мечетском храме был одноярусным, особой роскошью не отличался, ветхий, как указывалось в более поздних церковных документах. Престол в храме один во имя святых и праведных Захария и Елисаветы, почитаемых 5 сентября. Притч на основании Указа
Священного Синода
от 1 марта 1865 года за №3 должен был состоять из священника и псаломщика.
Значительную поддержку церкви оказывали помещики граф М. С. Воронцов и В. С. Попов, направлявшие из своих экономии на её содержание по 100 руб. в год.
Имена святых, в честь которых освящен храм, не были случайными. По Библейскому преданию, святые и праведные Захарий и его супруга Елисавета почитались в
христианской церкви
как прародители Иоанна Крестителя.
Жену графа Воронцова звали Елизаветой Ксаверьевной (урожденная Браницкая). Умная, обаятельная, образованная, она пользовалась признательностью и уважением окружающих. В неё был самозабвенно влюблен А. С. Пушкин, ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». До конца своих дней Александр Сергеевич носил перстень, подаренный ему Елизаветой Ксаверьевной. А она долгое время хранила письма поэта, перечитывая их и после трагической гибели поэта.
Религиозный праздник святых Захария и Елисаветы совпадал с днем рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Оставила свой след в истории церкви Крымская война 1853–1856 годов. В 1854 году при обстреле Ак-Мечети в колокольню церкви попало ядро. После заключения мира, Россия предъявила Турции длинный список понесенных убытков. Инцидент с Ак-Мечетской церковью был расценен как оскорбление святыни и вплоть до первой мировой войны турки аккуратно выплачивали за это ежегодную контрибуцию.
Епископ Гермоген сообщает, что в состав церковного прихода входило 5 деревень с русским населением: Ярылгач (населенный в 60-х годах XIX века), Кунан, Тарпанчи, Караджа, Тарханкутский маяк (ныне Межводное, Красносельское, Окуневка, Оленевка) и 11 деревень со смешанным населением - татарским и русским: Аблах-Аджак, Ак-Бат, Акульчук, Байки-ят, Келегах, Керлут, Комрат, Костителкой-чан, Сабанчи, Табулды-ас, Тереклы-ас. Прихожан - 2087 человек. Духовных лиц - 12. Кроме того, в приходе татар 3917 душ обоего пола и небольшое число евреев и армян-грегорианцев.
С 1885 года здесь работала церковно-приходская школа, в 1893–1894 учебном году в ней обучалось 25 мальчиков, 11 девочек. Учителями состояли Анна Андреевна Марьяненко, окончившая курс наук в Ставропольской Ольинской
женской гимназии
, и священник Кондрат Козицкий. Содержалась школа на средства, получаемые от Ак-Мечетской, графа Шувалова экономии - около 500 руб.
360 руб., от местной церкви 100 руб. и от попечительства 32 руб. Небезынтересно знать, что за свою работу учителя получали 300 руб., а священники - 120 руб.
В 1890–1900 годах местное земство строило ряд общественных зданий. Вместо двухгодичной церковно-приходской школы была построена земская, в которой учили арифметике, письму, чтению, гражданской и церковной грамоте и закону Божьему.
Октябрьская революция изменила ход исторического развития.
В условиях формирования атеистического мировоззрения начались гонения на священнослужителей и верующих, ликвидировались храмы.
В 1930 году церковь в Ак-Мечети была закрыта. В протоколе № 68 заседания Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и военно-морских депутатов Крымской АССР это отражено следующим образом:
«Ввиду отказа верующих от пользования церковью и в следствие требования трудящихся церковь ликвидировать и использовать ее под клуб».
С 1930 года в помещении церкви открыли клуб, где демонстрировали кинофильмы и по вечерам устраивали танцы. В последующие годы церковное здание использовали не по назначению. С 1941 года по 1945 год в ней был склад. Но после Великой
Отечественной войны
вновь была открыта церковь. Во дворе жил настоятель церкви со своей семьей. Однако к 1958–1959 годам приход уменьшился, снова встал вопрос о нецелесообразности затрат на содержание церкви. Её закрыли. Часть икон была вывезена в Евпаторийскую церковь, часть разобрали по домам прихожане. А в 1981 году было принято решение о том, чтобы к бывшему зданию церкви был пристроен двухэтажный корпус детско-юношеской
спортивной школы
со спортзалом. Спортзалом стало и само здание церкви. В связи с этим оно было переоборудовано, внесены значительные изменения в его внешний облик. В конце 80-х годов XX века отношение к верующим изменилось. В 1990 году было принято решение о передаче «в ведение Русской
Православной Церкви
ранее закрытого православного храма во имя святых и праведных Захария и Елисаветы в пгт Черноморском…».
Прихожане, вернувшись в свой многострадальный храм, украсили его, как могли, принесли разобранные иконы. К сожалению, многие из них безвозвратно утрачены. Утраченный металлический крест в настоящее время заменён деревянным.
Храм Захария и Елизаветынаходится в подгорной части Тобольска.
Это одна из красивейших церквей города.
Храм построен в стиле сибирского барокко. Он был рассчитан на
большое количество
людей. Эта церковь была наиболее посещаема,
так как находилась в самом оживленном месте Тобольска в начале
Пятницкой улицы, которую заселяли богатые купеческие фамилии,
поэтому приход храма отличался особым достатком и это сказывалось
на его
внутреннем убранстве
. Вокруг церкви — красивая
металлическая ограда на каменных столбах.
В планировочной структуре нижнего города она занимала
главенствующее место. Расположенная на Базарной площади, вместе с Богородицкой церковью и другими зданиями, она формировала
торгово-административный центр города. Строилась церковь долго,
почти 17 лет, в период с 1758 по 1776 годы, и была освящена в 1776 году. На ее месте прежде стояла деревянная, построенная при
митрополите Сильвестре в 1752 году, но она сгорела через 5 лет.
Поэтому было решено возвести каменный храм. Церковь строилась
каменных дел мастером Андреем Городничевым по проекту,
присланному из Петербурга, относящемуся к школе В. Растрелли.
В процессе реставрации:
Возможно, будет полезно почитать:
- Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
; - Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
; - Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
; - Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
; - Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
; - Поиск инн организации по названию
; - Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
; - Измерение величин Измеряется s в физике
;
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед посещением церкви св. Захарии и Елизаветы изучите ее историю и архитектуру, чтобы лучше понимать ее значение и красоту.
СОВЕТ №2
Не забудьте уважительно относиться к религиозным обрядам и правилам церкви во время вашего посещения.
СОВЕТ №3
Проявите уважение к месту, не шумите и не мешайте другим посетителям, чтобы создать умиротворенную атмосферу в церкви.
Частые вопросы
Какова история возникновения церкви св. Захарии и Елизаветы?
Церковь св. Захарии и Елизаветы была построена в 1912 году на месте древнего храма. Она была возведена в память о святых Захарии и Елизавете, родителях Иоанна Крестителя.
Какие архитектурные особенности характеризуют церковь св. Захарии и Елизаветы?
Церковь св. Захарии и Елизаветы отличается необычным архитектурным стилем, сочетающим элементы необизантийского и неорусского стилей. Она имеет красивые мозаичные узоры и выразительные фрески.