В какой день крестопоклонной неделе выносят крест. Служба недели крестопоклонной

На службе Крестопоклонной Недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. На середину храма для поклонения выносят Святой Крест, поэтому и сама неделя называется Крестопоклонною.

В пятницу, по окончании часов и после поклонения, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь.

Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути.

Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – теперь, в середине Великого поста, Святая Церквоь предлагает утешение и ободрение, – Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение.

Точное изложение
православной веры
кн. 4

Кроме общего руководства к посту и покаянию, в богослужении Святой Четыредесятницы дает также особое руководство в священных воспоминаниях, соединенных с некоторыми днями Четыредесятницы. В первой ее половине побуждает к подвигу поста и покаяния, главным образом, тем, что показывает высокое достоинство подвига, а с недели четвертой – Крестопоклонной – она укрепляет верующих в подвиге высокими примерами подвижничества и терпения.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза .

С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого . В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток.

Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к
покаянному канону
прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого .

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике.

На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским.

Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в
Прощеное воскресенье
.

Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы.

Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве
Православной Церкви
над всеми ересями, возмущавшими , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.

Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую . Победа Православия в самой Греческой Церкви первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста. Таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия имеет глубокие исторические корни. этим торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста, являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и жизни со всей Церковью и полагает основание для молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по обетованию Господа ().

Мнение эксперта:

В день крестопоклонной недели, в среду, выносят крест. Служба недели крестопоклонной представляет собой особую церковную практику, в рамках которой особое внимание уделяется памяти о страданиях и крестных муках Христа. Эксперты отмечают, что этот день имеет особое значение для верующих, поскольку он напоминает о том, как Христос принял на себя грехи мира и погиб за спасение человечества. Служба недели крестопоклонной призвана напомнить верующим о важности покаяния, прощения и милосердия, а также о символическом значении креста как знака спасения и надежды.

"Возьми крест свой, и следуй за Мною". Протоиерей Олег Стеняев. Крестопоклонная Неделя“Возьми крест свой, и следуй за Мною”. Протоиерей Олег Стеняев. Крестопоклонная Неделя

ВТОРАЯ СЕДМИЦА И ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие:

На великом повечерии (в пятницу вечером) по первом Трисвятом – тропари дня: «Апостоли, мученицы и пророцы». В 3 части повечерия после канона и третьего Трисвятого – кондак «Со святыми упокой».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы и пророцы». Затем 16 кафизма с обычными «славами», седальном и ектенией в конце и 17 кафизма («Непорочны»), разделяемая на две статии. Припев к первой статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а ко второй: «Спасе, спаси мя». Между статиями – заупокойная ектения.

По окончании 17 кафизмы сразу поются тропари по Непорочных: «Святых лик» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», после которых бывает заупокойная ектения и седален: «Покой, Спасе наш»; затем, по 50 псалме – канон (без чтения молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя»).

Каноны на утрене поются храму, по Минее и Триоди. Начиная с 6 песни, когда начинается четверопеснец, канон храму оставляется. Тропари канонов (всех песней) читаются в соединении со стихами Священного Писания. Песни из Священного Писания стихословятся перед тропарями канонов, начиная с 6 песни и до ирмосов. Окончание утрени такое же, как и у обычной (не великопостной) субботней утрени.

Во все пятницы Святой Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужениях великих поклонов не полагается до вечерни в воскресенье, то есть до вечера.

Вторая седмица и вторая Неделя Великого Поста называются седмицей и Неделей светотворных постов, во время которых молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и этой Недели , сокрушаясь о греховном состоянии человека, указывает на пост как на средство к благодатному внутреннему озарению, побуждая христиан к новым подвигам поста.

Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особой силой раскрывается во вторую Неделю – Неделю святого , архиепископа Фессалонитского (XIV век). Святой Григорий, будучи великим подвижником горы Афон, известен также как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном Свете, озаряющем
внутреннего человека
и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и на Синае). Варлаам не допускал возможности достигнуть такого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном для суждения по этим вопросам Соборе в Константинополе в 1341 году святой , названный сыном Божественного Света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста.

Церковная служба в честь святого и его житие составлены в XIV веке , Патриархом Константинопольским (1362–1365 гг.), а канон – Патриархом Константинопольским (XV в.).

Интересные факты

  1. Крестный ход с выносом Креста совершается в среду Крестопоклонной недели. Это один из самых торжественных крестных ходов в православном календаре. Он символизирует победу над смертью и воскресение Христа.

  2. Крестный ход возглавляет епископ или священник. Он несет Крест впереди процессии, а за ним следуют священнослужители, монахи и миряне. Крестный ход проходит вокруг храма или по улицам города.

  3. Во время крестного хода поются особые песнопения, посвященные Кресту. Верующие молятся о прощении грехов, о помощи в трудных жизненных ситуациях и о спасении души.

Крест и Забытые смыслы Креста на Крестопоклонной неделе - Православные БеседыКрест и Забытые смыслы Креста на Крестопоклонной неделе – Православные Беседы

Опыт других людей

В какой день крестопоклонной недели выносят крест? Этот вопрос интересует многих людей, и мнения на этот счет различаются. Одни считают, что крест выносят в первый день крестопоклонной недели, другие утверждают, что это происходит в последний день. Несмотря на разногласия, служба недели крестопоклонной остается важным событием для верующих. В этот период проводятся особые богослужения, молитвы и поклонения перед крестом. Это время памяти о Христовой муке и крестном пути, которое призывает к самоотверженной вере и покаянию.

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА (КРЕСТОПОКЛОННАЯ)

Праздник Входа Господня во Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы.

Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет дней предпразднства, как дней с особым и более торжественным богослужением, однако богослужение всей предыдущей седмицы Ваий, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено Входу Господню во Иерусалим и, таким образом, вся предшествующая празднику седмица служит приготовлением верующих к самому празднику.

Все последование службы в Неделю Ваий совершается по Триоди, кроме случая, когда на этот день приходится Благовещение или храмовый праздник, – в этом случае службы этих праздников соединяются.

Особенности богослужения Недели Ваий следующие:

В Неделю Ваий поются два тропаря: первый – «Общее воскресение» (см. выше – в Лазареву субботу); второй (гл. 4):

Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый
во Имя Господне.

После полиелея поется величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен грядый
во Имя Господне».

Тропари «Ангельский собор» не поются.

Степенны поются не рядового, а четвертого гласа, 1 антифон «От юности моея». Прокимен и Евангелие – только празднику.

После Евангелия «Воскресение Христово видевше» не поется, а сразу читается псалом 50 и совершается освящение ваий. Во время чтения 50 псалма священник с диаконом совершают троекратное каждение вокруг ваий. После 50 псалма диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй».

Священник читает молитву на благословение ваий: «Господи Боже наш». По прочтении молитвы священник трижды окропляет ваий, говоря: «Освящаются вайя сия благодатию Пресвятаго Духа окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (трижды). Хор: «Аминь». И поются стихиры по 50 псалме на «Слава, и ныне». Когда молящиеся подходят к Евангелию и иконе, им раздаются ваий; с ветвями и зажженными свечами они стоят во время пения канона, изображая тем самым первоначальную встречу Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ветвей и свечей относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые , Амвросий, Прокл и другие отцы Церкви. Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, а поется ирмос 9 песни канона; диакон запевает начальные слова ирмоса: «Бог Господь, и явися нам», певцы продолжают: «Составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с вайями и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый
во имя Господа Спаса нашего».

В конце всенощного бдения и Литургии бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш».

Литургия совершается святого . Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входное: «Благословен грядый
во Имя Господне». По входе – тропари и кондак праздника. Задостойник – ирмос 9 песни без припева: «Бог Господь, и явися нам, составите праздник».

Лазарева суббота и
Вербное воскресенье
являются переходом от Четыредесятницы к Страстной Седмице.

Если в Неделю Ваий случится Благовещение, то на «Господи, воззвах», на литии и на стиховне стихиры поются празднику и Ваий. После прокимна «Господь воцарися» читаются восемь паремий: 5 – Благовещения и 3 – Ваий. На благословении хлебов поется тропарь Благовещения – дважды и Ваий – один раз (также и на «Бог Господь»).

После полиелея – величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваий. После освящения Ваий – стихира Ваий.

Канон праздника и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9 песни – припев праздника Благовещения, а к тропарям 9 песни канона Ваий обычный припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

На Литургии святого поются изобразительны. Входное. Прокимен, Апостол и Евангелие праздника и Ваий. Задостойник Ваий. Причастен праздника и Ваий.

Крестопоклонная неделя – это третье воскресенье Великого поста, за которым начинается
Крестопоклонная седмица
.

Это торжество в честь Животворящего Креста, на котором был распят Иисус, появилось четырнадцать веков назад, во времена крестоносцев. Крест был обнаружен в 326 году святой царицей Еленой во время её паломничества в Иерусалим. Это паломничество было предпринято также с целью проведения раскопок для поиска христианских реликвий. Во время ирано-византийской войны патриарх Иерусалима Захарий был взят в плен, а Животворящий Крест, одна из главных христианских реликвий, исчез.

По существующим легендам, весной 631 года, после победоносного завершения войны, пропавший Крест внёс в город сам император, и вместе с ним шёл освобожденный из плена ликующий патриарх Иерусалима. Именно с того времени, сначала только в Иерусалиме, стали отмечать как
великий праздник
Крестопоклонную неделю – возвращение в Иерусалим Креста Господня. С течением времени это торжество перестало быть только иерусалимским. Крестопоклонная неделя стала очень значимой для всех христиан, став напоминанием о жертве Иисуса и поддержкой в середине Великого поста – самого строгого из всех христианских постов.

В субботу 30 марта 2019, перед третьим великопостным воскресеньем, Крест, убранный цветами, вынес из алтаря в середину храма настоятель храма
Тихвинской иконы
Божией Матери
иерей Александр Гольцов. Это торжественное действие напоминает не только о страданиях Иисуса, но и о приближающемся празднике
Светлого Воскресения
Христова и служит для воодушевления и укрепления постящихся в продолжение трудного поста.

В эту неделю все верующие должны прикладываться к кресту и молиться Спасителю о придании сил для соблюдения ещё долгого Великого поста. Вынесенный Крест Господень должен напомнить верующим, что Иисус терпел великие страдания ради людей, и помочь им понять, что их страдания ничтожны по сравнению с тем, что перенёс ради людей Спаситель. В благодарность Ему необходимо соблюдать до конца все требования Великого поста, и, главное, духовный пост более важный, чем временное ограничение в питании.

Великий пост
– сложный период для всех верующих христиан. Это время уничтожения внутри себя «прежнего» человека, время для изгнания пагубных привычек и страстных желаний. Поэтому очень важным является напоминание о мучениях на кресте Иисуса, которые он перенес ради спасения людей. Крест приводит людей к раскаянию в совершённых грехах и, одновременно, дает надежду на воскресение, после очищения от грехов. Любой человек имеет свои трудности, болезни, печали и грехи, то есть свой собственный Крест. Крестопоклонная неделя напоминает, что нести этот крест надо без ропота, благодаря Господа и помня о безмерных мучениях и последующем воскресении Христа.

Становится понятным, что страдания на Кресте – главный поступок Иисуса, в которого веруют христиане. Это одновременно и огромная помощь людям, и необыкновенно жёсткий диагноз им же. А когда помощь приходит в таком безграничном объёме, это уже не просто помощь, а именно спасение. Спасение же необходимо, если угроза увеличена бессилием перед ней.

Когда Крест вынесен на середину храма, священнослужители вместе с прихожанами совершают перед ним три поклона, сопровождая их песнопением: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твоё славим». Поэтому эта неделя и называется Крестопоклонной.

В течение недели делается четыре таких поклонения: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. Торжественные тексты молитв, возносимых во время поклонений к кресту, необычайно красивы и поэтичны, с множеством иносказаний и художественных олицетворений
библейских персонажей
. Во всех песнопениях говорится о Животворном Кресте, но совсем не о великих страданиях Иисуса при распятии, а, наоборот, о его победе над смертью. Эти песнопения предваряют скорое наступление Светлого Христова Воскресения. Крест воспевается как носитель жизни, победивший
тёмную силу
смерти. Примечательно, что во время этой службы нет обычного субботнего чтения Евангелия о чудесном воскресении Христа. Вместо него произносится стихотворная молитва во славу Божией Матери.

Ну вот, мы и добрались до середины поста. Среда четвертой седмицы, находящаяся на «экваторе» Великого Поста сейчас фактически ничем не выделяется из череды
будних дней
Великого поста, ну, разве что чином поклонения Кресту, который совершается в эту неделю четыре раза: воскресенье, понедельник, среду и пятницу. На
данный момент
эта среда — как бы отголосок , и все… Но история середины Поста очень интересна и, в свое время эта среда выделялась в череде Великого Поста.

Среда Крестопоклонной недели— это древнее западное начало . Именно тогда — на три недели позже последующей практики — начинался пост на Западе в IV-V веках. Но ведь и город Константинополь — это, первоначально, город Римской культуры. Построенный, как новая столица империи, город Константина впитал в себя традиции Рима с рождения. Известно, что еще через два века после освящения Константинополя, часть горожан говорила на
латинском языке
и даже традиция чтения Евангелия на
разных языках
на Пасхальном богослужении пришла к нам из столицы империи, где
длительное время
сохранялось греко-латинское двуязычие горожан.

Значение крестопоклонной среды сохранялось в Константинополе очень долго. Послеиконоборческий Типикон Великой церкви (церкви Софии Константинопольской — Айя Софии) устанавливает на этот день начало оглашения крещаемых. Следом этого является появляющаяся с этого дня особая ектения об оглашенных на . Данная ектения по современному Уставу возглашается на всех Преждеосвященных, начиная от среды Крестопоклонной недели. Пока диакон возносит прошения ектении:

«Вернии, о иже ко святому Просвещению готовящихся братиях и спасении их, Господу помолимся. Яко да Господь Бог наш утвердит их и укрепит, просветит их просвещением разума и благочестия, сподобит их во время благопотребно бани пакибытия (купели возрождения, т.е. крещения в воде — прим. автора), оставления грехов и одежды нетления, породит их водою и духом, дарует им совершение веры, сопричтет их святому Своему и избранному стаду».
Священник читает молитву о готовящихся ко святому Просвещению:

«Яви, Владыко, Лице Твое на иже ко святому Просвещению готовящихся желающих греховную скверну оттрясти: озари их помышление, извести их в вере, утверди в надежди, соверши в любви, уды честны Христа Твоего покажи (покажи достойными членами Тела Христа Твоего — прим. автора), давшаго Себе избавление о душах наших».
По старой традиции эта ектения возглашалась и на полных литургиях, т.е. в субботу и воскресенье. Отсюда особый праздничный статус Крестопоклонной среды. Например Студийско-Алексиевский устав, принятый в Киево-Печерском монастыре в 1081 году Феодосием Печерским, предписывает есть в этот день рыбу! И лишь с падением практики оглашения и забвением того, что эта среда значит, ее значение упало до обычной будничной среды.

Мы привыкли к тому, что Великий пост длится 7 недель, но в IV-V веках количество дней Великого поста было различным: в Иерусалиме постились 8 недель (по данным свт. Кирилла Иерусалимского и паломницы Эгерии); в Александрии — 6 (об этом прямо говорит свт. Афанасий Великий); В остальных
восточных регионах
постились 7 или 8 недель; а вот в Риме — 3 (так пишет Сократ Схоластик, который подтверждает и 6-недельный пост в Египте). Трехнедельный пост подтверждается и другими римскими источниками. Когда впоследствии в Риме переходят на 6-недельный пост, следы старой традиции сохраняются. При этом в Риме есть еще одна особенность — начало поста со среды. В
письменных источниках
эта особенность фиксируется в VII веке, но возникла, весьма вероятно, раньше. Три недели, плюс предваряющие несколько дней, со среды —

Средопостная среда
, или

Преполовение поста
(оба названия весьма часты в византийских и древнерусских источниках), или

Крестопоклонная среда
(а вот это — уже новообразование).

Средопостная среда — это совершенно особый день. У него особый устав поста, даже в нашем современном Типиконе под этим днем помещено рассуждение автора XVII века, что нельзя в этот день разрешать пост. Зачем такое замечание — ведь это и так очевидно. Значит еще была жива практика выделения этого дня во время поста. В Студийско-Алексиевском и других Типиконах этот день имеет послабление поста. Именно среда, а не воскресенье. И именно в этот день в Константинополе начиналось оглашение, а когда-то в этот день начинался сам пост, отчего до сих пор сохраняются следы в богослужении.

Песнопения доиконоборческой традиции (иерусалимской) для 3-й недели поста известны. В них нет ничего ни о середине поста, ни о Кресте. В них есть лишь тема о мытаре и фарисее (это, кстати, тема отдельного исследования — прим. автора). И в Иерусалиме, и в грекоязычном богослужении Константинополя (кондаках Романа Сладкопевца) — 3-я неделя поста была . При этом среда уже была Преполовением поста. Память Кресту появляется позднее, и пришествие этой
новой темы
вытеснило старую тему о мытаре и фарисее на подготовительные недели перед Великим Постом. Поэтому когда появляется память Креста (

кстати, почему эта память появилась, тоже нет однозначного ответа, вполне вероятно, что одним из побудительных мотивов появление памяти Креста могло быть отвоевание великой реликвии из персидского плена, которое пришлось на 629-630 годы, — исследователи разняться в оценках года и даты, но есть мнение, что возращение Святыни произошло 21 марта 629 года
), в Типиконе Великой Церкви поклонение Кресту как-то увязывается с уже тогда реально не существовавшим оглашением, не он как таковой образует середину поста, а уже существующая середина поста с ним как-то согласуется. Отсюда и появляются в Триоди Постной песнопения, обыгрывающие Крест и середину поста…

Ну и в конечном итоге, Средопостие совсем потеряло свой статус, сейчас никто не ценит Крестопоклонную среду как таковую, для всех это просто реплика к службе Крестопоклонной недели.

В центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое
воскресение Твое
славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.

Песнопения: Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.

Тропарь Кресту [

]

Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА: Радуйся Живоносный Kресте [
].

Проповедь в неделю Крестопоклонную.

Митрополит Антоний Сурожский

Источник: Библиотека
«Митрополит Сурожский

Антоний»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы животворящему и страшному

Кресту Господню. Один раз — во время Страстной Седмицы, когда, читая Евангелия

Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое Распятие, Крест, на

котором умер Господь с тем, чтобы мы получили
новую жизнь
. Второй раз празднуем

мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был

найден и как люди, впервые после свыше трех столетий, могли видеть тот Крест, на

котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне, облобызать его с трепетом и

любовью. Празднуем мы также и происхождение Честных Древ, когда этот же Крест,

вернее, небольшая его частица, обносимая в зараженном смертной заразой

Константинополе, вернула город к здравию, к жизни, к надежде, и обновила веру в

Крест, в милость и любовь Господню. И сегодня, в середине Поста, поклоняемся мы

живоносному Господню Кресту.

Каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того смысла,

с которым он совершается. Мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий

Четверг, мы с изумлением и благодарностью, ликующе совершаем Воздвижение и

Происхождение Честных Древ. С каким же чувством приступаем мы сегодня к

поклонению Кресту Господню?

Это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной

седмицей. О чем говорит нам этот Крест? Весь этот период времени говорит нам о

том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может

претворить каждого из нас, освятить каждого из нас, каждому дать новую жизнь,

вечную жизнь, как это случилось с тысячами и тысячами, миллионами людей до нас,

святыми прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о

безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на

Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха

и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес

на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы

Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы

ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни

Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем, и поэтому

вчера на каноне пелся — не с такою славою, как будет петься в пасхальную ночь,

но с тихой, ликующей надеждой — пасхальный канон о Воскресении Господнем. Это

жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в

Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все

возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так

дороги!

Но Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он говорит, что

для того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой, этой жизнью вечной, Божией

собственной жизнью, надо все пересмотреть. В Евангелии есть слова, обращенные

Христом к нам: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест

свой, и да грядет по Мне». Если кто хочет идти за Мной в вечность, в торжество

жизни, в царство любви, он должен последовать за Мной уже теперь, на земле. А

последовать за Христом, это значит вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и

мой ближний мне дороже собственной жизни, дороже себя самого. Начинается это с

того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я

действительно от себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить, сказав себе:

сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более

прекрасные, чем я сам.

И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное отвержение

себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить,

это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и значит умереть

для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой

бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем,

тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля,

т.е. чтобы к нему тоже пришла
вечная жизнь
, вечная радость, ликование и

торжество.

И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши,

привычные оценки ложны. Во вчерашней службе читался отрывок, молитва, где

говорится о том, что Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните,

как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, кто

умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с

мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда засудила на смерть

невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую

справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и

Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и

Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может

погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к

этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение, эту милость

Бог ему обещал — и даровал. Действительно, поистине, кающийся разбойник в тот же

день оказался со своим Спасителем в раю.

Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому

Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой

надеждой. Но, вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести

вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями

нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы

станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со

Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и

могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой

Божественной любви. Аминь!

Возможно, будет полезно почитать:

  • Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
    ;
  • Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
    ;
  • Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
    ;
  • Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
    ;
  • Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
    ;
  • Поиск инн организации по названию
    ;
  • Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
    ;
  • Измерение величин Измеряется s в физике
    ;

Календарь поста: Крестопоклонная неделяКалендарь поста: Крестопоклонная неделя

Частые вопросы

Когда выносят Крест на Крестопоклонную неделю?

В Крестопоклонную неделю и следующую седмицу 4 раза совершается особое поклонение Кресту: в воскресенье на утрени (рассмотренное выше), и аналогично ему в понедельник и в среду (на Первом часе), а также в пятницу (после отпуста Изобразительных).

Когда выносят Крест?

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой.

Что делать на Крестопоклонной неделе?

В Крестопоклонную неделю в храмах во время службы поклоняются священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий (якобы означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был). Поклоны – это дань уважения подвигу Христа. Есть ещё одно значение – нести свой крест, а значит, принять свою ношу.

Когда Крестопоклонная неделя в 2023?

19 марта, в третье воскресенье Великого поста, отмечается Крестопоклонная неделя. В храмах поклоняются главному символу христианства и спасения человечества. Ранее мы рассказывали, когда Великий пост 2023 и о его традициях и запретах.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите расписание богослужений в вашем храме заранее, чтобы знать, в какой день крестопоклонной недели будет происходить вынос креста.

СОВЕТ №2

Подготовьтесь к участию в крестопоклонной неделе, прочитав соответствующие молитвы и тексты, чтобы быть готовыми к участию в этом важном событии для православных христиан.

Оцените статью
Добавить комментарий