Вербально коммуникативные методы опрос. Классификация вербально-коммуникативных методов

1. Виды вербально-коммуникативных методов

· Метод беседы

o Интервью

Клиническое интервью

· Метод опроса

o Анкетирование

o Личностные тесты

Метод беседы

Метод беседы – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

· Управляемая

· Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

· Терапевтическая беседа

· Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

· Автобиографическая беседа

· Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

· Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

· Телефонная беседа

Интервью относят, как и к методу беседы, так и к методу опроса.

2. Совершенствование навыков вербального общения

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

Как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальником или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос (“Вам нравится ваша работа?”) можно ограничиться простым “да” или “нет”, тогда как открытый вопрос (“Что вам нравится в вашей работе?”) требует развернутого ответа.

Взаимоотношения могут и не возникнуть под влиянием совместной учебы и других дел. Эти отношения необходимо специально воспитывать учителю. ГЛАВА III Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьном возрасте. 3.1 Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. Учебная деятельность. Одно из основных открытий ребенка…

Ситуация кардинально меняется. Выводы Подводя итог данной главы, необходимо сказать, что в результате нашего исследования, были выявлены и изучены
психологические особенности
личности учителей с
разными стилями
педагогического общения. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Существуют различия между особенностями личности учителей с авторитарным и…




Органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие
общественных отношений
. Глава 2 Эмпирическое исследование педагогического общения преподавателя со студентами 2.1 Методика исследования С целью реализации задачи исследования: изучить предпочтения студентов разных курсов
внешнего вида
и культуры поведения…

В 11 классе, предпочитают рассуждающее – методичный стиль (РМС) взаимодействия с учащимися, что приводит к напряженным взаимоотношениям между ними и учащимися класса”. В процессе работы были проанализированы
различные источники
по проблематике стилей педагогического общения, выбраны методики для изучения аспектов личности учителя. Нами было посещено по 10 уроков у каждого преподавателя. После…

·

Метод беседы

o

Интервью

§

Клиническое интервью

·

Метод опроса

o

Анкетирование

o

Личностные тесты

Метод беседы

Метод беседы —

психологический

вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного

диалога
между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена

информацией
. Метод беседы широко применяется в

психотерапии
. Его также используют в качестве самостоятельного метода в

консультативной
,

политической
,

юридической психологии
.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

· Управляемая

· Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие

навыка

вербальнойи

невербальной коммуникации
. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления

психической
деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет

экспресс-диагностику
и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого

субъекта
к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать

раппорт
, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

· Терапевтическая беседа

· Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных

гипотез
)

· Автобиографическая беседа

· Сбор субъективного

анамнеза
(сбор информации о личности субъекта)

· Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

· Телефонная беседа

Интервьюотносят, как и к методу беседы, так и к

методу опроса
.

Актуальность и принципы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Формирующий этап
Цель:
– выработать стратегию воспитания, способствующую формированию коммуникативных навыков у младших школьников, обучающихся по системе Л.В.Занкова;
– организовать работу с учащимися согласно выбранной стратегии…

Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе

Игровая деятельность
как средство обучения
иностранным языкам

Несмотря на наличие схожих черт,
педагогическая игра
как своеобразное явление имеет ряд особенностей, которые отличают ее от обычной игры…

Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности учеников

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда…

Использование методик активного обучения на занятиях по экономическим дисциплинам

Использование методов активного обучения на уроке ОБЖ при изучении темы “Авария на радиоактивных объектах”

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания…

Использование педагогических методов в процессе музыкального воспитания школьника

Рассматривая педагогический процесс как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о конкретных методах решения воспитательных задач…

Коммуникативные игры, как новый формат игровых технологий при обучении
английскому языку

Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка…

Методы и приемы интерактивного обучения на уроках математики в начальной школе

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов и методик…

Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам

При активном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся…

Методы стимулирования поведения в современной начальной школе

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки понятий «метод», «средство» воспитания. Исходя из философской трактовки метода как способа достижения какой-либо цели…

Развитие вербально-логического мышления

Развитие коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей…

Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе

Исходный дидактический принцип построения учебного курса экономики – наличие учебной концепции, в соответствии с которой отбираются и выстраиваются традиционные вопросы данной науки. Выработка учебной концепции и есть то…

Условия обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным способам изображения

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, актуальных, авторских программно – методических материалов…

Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с
Древней Греции
, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

В практике Паблик рилейшнз нельзя забывать, что как раз содержательная часть сообщений имеет важнейшее значение для формирования атмосферы доверия, выстраивания позитивных для организации общественных отношении.

Именно поэтому PR-специалисты уделяют массу времени подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Необходимо видеть различие между текстом и вербальной коммуникацией. Текст обладает своей собственной структурой, отличающейся от других. Вербальная же коммуникация воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности и т.д.).

Специалистами по коммуникациям выделяются четыре дистанции общения, изменение которых ведет к изменению норм общения, включая и нормы устной речи:

– интимная (15–45 см);

– личная – близкая (45–75 см),

– личная – дальняя (75–120 см);

– социальная (120–360 см);

Знание таких деталей, бесспорно, является важным при построении вербальной коммуникации. Еще важнее – выбор стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию.

Стратегия включает в себя совокупность
личностных качеств
коммуникатора, его знания основ психологии аудитории, умение определить близкие ей ценности, а также руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации. Сообщение выстраивается в соответствии с определенными требованиями:

– речь должна быть простой и доступной;

– обращение к аудитории следует основывать на простых и понятных человеческих ценностях;

– желательно избегать частого употребления новых, малоизвестных и иностранных слов.

В рамках психотерапии разработаны
интересные правила
формирования доверия в отношениях между коммуникатором и аудиторией. Вот одно из них: «Для начала – установить контакт, связь, встретить пациента в его собственной модели мира. Сделайте ваше поведение – словесное и

несловесное – таким же, как у пациента, Депрессивного пациента должен встречать депрессивный врач» .

Среди качеств предпочтительных для положительного восприятия лидера, называются терпимость к собеседникам и соперникам, умение выглядеть компетентным, соблюдать меру в плане самоподачи, не увлекаться собственной персоной.

Вербальное воздействие на аудиторию начинается со звукового восприятия. Поэтому специалисты-фоносемантики определили различные значения звуков, исходя из ассоциаций носителей данного языка с тем или иным цветом.

Например, вот так определяет шкалу гласных звуков и цветов А. Журавлев в работе «Звук и смысл» :

А – ярко-красный;

О – яркий светло-желтый или белый;

И – светло-синий;

Е – светло-желтый;

У – темно-сине-зеленый;

Ы – тусклый темно-коричневый или черный.

Подобные шкалы разработаны не только для звуков (гласных и согласных), но и для слов в целом, а также отдельных словосочетании:

Взрыв – большой, грубый, сильный, страшный, громкий.

Вопль – сильный.

Гром – грубый, сильный, злой.

Лепет – хороший, маленький, нежный, слабый, тихий.

Рык – грубый, сильный, страшный.

Свирель – светлый.

Треск – шероховатый, угловатый.

Шепот – тихий.

Немалое значение для восприятия выступления аудиторией имеет форма, эмоциональная окрашенность речи.

Зачастую влияние произнесенного слова в большей степени зависит от силы убеждения, чем от содержания сообщения.

Обратимся к другой области. Подача новостей в СМИ строится не хаотично, а по строго выверенным и апробированным канонам, как правило, включающим несколько информационных уровней охвата аудитории:

– обстановка;

– направленность;

– осложнение;

– развязка;

– оценка;

Реакция человека, слушающего новости, здорово разнится в зависимости от того, в каком контексте он слышит сообщение.

О том же самом в книге «Лингвистика лжи» писал X. Вайнрих: «Существует привилегированная область литературной лжи. Любовь, война, морское путешествие и охота имеют свой язык – как и все опасные занятия, поскольку это важно для их успеха» .

Итак, вербальная коммуникация формирует основные характеристики стратегии Паблик рилейшнз. Она помогает создавать сообщения, воспринимаемые и понимаемые широкой
целевой аудиторией
, существенно влияет на реакцию последней.

Виды вербально-коммуникативных методов

  1. Клиническое интервью
  2. Личностные тесты

Вербально-коммуникативные методы предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации. Они широко распространены в медицине, социологии, педагогике, а также в психологии.

К вербально-коммуникативным методам относятся беседа, интервью и анкетирование. Интервью и анкетирование иногда объединяют общим названием – методы опроса.

По характеру взаимосвязи исследователя и респондента различают очные и заочные методы. К очным относятся беседа и интервью, к заочным – анкетирование, опрос по почте, опрос через средства массовой информации и т. п.

По степени формализации вербально-коммуникативные методы подразделяются на стандартизированные (их часто называют опросами) и нестандартизированные. Стандартизированные опросы проводятся по заранее подготовленному плану, нестандартизированные, или свободные, имеют только общую цель, в них не предусмотрен детально проработанный план. Существует также комбинация этих двух групп – полустандартизированные опросы, когда часть вопросов и план точно определены, а другая часть – свободная.

По частоте проведения выделяют одноразовые и многоразовые опросы.

Специфическим видом опроса является опрос экспертов. К этому методу обращаются чаще всего на
начальном этапе
исследования при определении его проблемы и цели, а также на заключительном этапе – как к одному из методов контроля полученной информации. Основные этапы экспертного опроса: подбор экспертов, их опрос, обработка результатов. Подбор экспертов – наиболее ответственный этап. Эксперты – это люди, компетентные в исследуемой области, крупные специалисты с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными методами подбора экспертов являются: а) документальный (на основе изучения социально-биографических данных, публикаций,
научных работ
и т. п.); б) тестологический (на основе тестирования); в) на основе самооценок; г) на основе оценок специалистами.

Экспертный опрос может быть как анонимным, так и открытым. Обращение к конкретному эксперту в анкете по имени и отчеству часто способствует установлению контакта между ним и исследователем. В опросе экспертов чаще используются открытые вопросы, что требует при ответе значительных временных затрат, поэтому следует особо поблагодарить эксперта за участие в опросе (подробно об открытых и закрытых вопросах см. 3.3).

Экспертный опрос может быть проведен и в форме интервью. Чаще всего интервьюирование экспертов проводится на этапе уточнения проблемы и постановки целей исследования. После обработки данных интервью с экспертами составляется анкета, которая затем используется в массовом опросе.

Опрос как процесс общения. Понимание опроса как метода сбора данных отражает несколько упрощенную трактовку. В этом случае респонденты выступают как источник информации, а исследователь – как ее приемник и регистратор. Однако, как показывает опыт проведения опросов, на практике дело обстоит гораздо сложнее. Опрос представляет собой
особую форму
общения. Любые участники опроса и в роли респондента, и в роли исследователя в процессе опроса оказываются не простыми объектами воздействия, а напротив, воздействующими лицами. В общение вступают активные личности, которые не только обмениваются репликами, отмечают согласие или несогласие, а выражают определенное отношение к ситуации общения, его условиям и средствам.

Вместе с тем общение в процессе опроса обладает рядом специфических черт, таких как целенаправленность, асимметричность, опосредованность. Целенаправленность опроса определяется тем, что цель общения в процессе опроса задается задачами исследования.

Процесс общения в психологии рассматривается как субъект-субъектное взаимодействие. Партнеры по общению попеременно выступают в роли источника и адресата сообщений и имеют обратную связь, на основе которой строят свое последующее поведение. Общение, основанное на равноправном участии сторон, называется симметричным. Такое общение наиболее эффективно. Беседа как разновидность опроса является симметричным видом общения и поэтому позволяет получить наиболее глубокие сведения о респонденте. В реальной жизни имеют место и асимметричные модели общения (ситуации экзамена, допроса и т. п.), когда одна сторона преимущественно задает вопросы, а другая должна на них отвечать. В асимметричном общении одна из сторон берет на себя преимущественно функции воздействия, т. е. субъекта, а другая – объекта.

Ситуация опроса во многом несимметрична. В любой ситуации опроса, особенно при проведении анкетирования или интервью, инициативу в установлении контакта берет на себя исследователь. Составление вопросника для интервью или анкеты – также функции исследователя. В этом случае активность респондентов проявляется далеко не в полной мере. Существуют специальные методические приемы, позволяющие исследователю приблизить опрос к ситуации более симметричного общения, с тем чтобы расположить к себе опрашиваемого и получить более искренние ответы.

Опосредованным является такое общение, для осуществления которого привлекаются посредники. Опрос очень часто является опосредованным общением. В качестве посредника может выступать третье лицо (интервьюер), письменный текст (анкета),
техническое средство
(телевидение). В таком общении утрачивается контакт исследователя с респондентом, затрудняется или задерживается во времени обратная связь.

Опрос можно рассматривать как разновидность массового общения. Он ориентирован на большие группы людей, которые интересуют исследователя как носители определенных свойств и качеств, представители тех или иных
социальных групп
. Респондент как личность исследователю неизвестен.

Таким образом, при проведении опроса исследователю следует принимать во внимание влияние особенностей, присущих данному виду общения, на результаты.

Получение при опросе недостоверных сведений может спровоцировать сам исследователь. Это происходит вследствие многих причин, к которым можно отнести следующие.

Отношение исследователя к опросу. Ситуация опроса парадоксальна в том отношении, что исследователь, преследуя научные цели, обращается к рядовым людям и собирает информацию, почерпнутую из их обыденного сознания. Он строит исследование исходя из собственных предположений, которые могут отразиться и в формулировке вопросов, и в интонации, с которой эти вопросы будут заданы в беседе.

Предположения исследователя об уровне сознания респондентов. Предметом изучения чаще всего являются интересы, склонности, симпатии, а все это осознается
разными людьми
в разных обстоятельствах неодинаково. В любом психическом акте можно выделить осознанные и неосознанные компоненты. Респондент, как правило, может дать отчет только об осознаваемых фактах психической реальности.

Проблема «языка». При составлении вопросника, конструировании анкеты исследователь формулирует свои мысли с помощью слов. Использование определенных слов может вызвать разночтения. Понимание респондентом вопроса может не совпадать со смыслом, вложенным в него исследователем. Кроме того, разные респонденты могут понимать смысл вопроса по-разному.

Отношение исследователя к респонденту. Если респондент рассматривается только с позиций получения информации и не представляет для исследователя интереса как активная самостоятельная неповторимая личность, то процесс общения значительно обедняется.

У исследователя могут быть и неадекватные установки по отношению к респондентам, например он может полагать, что все респонденты, попавшие в выборку, примут участие в опросе или с одинаковым интересом отнесутся к этому мероприятию. Исследователь может также считать, что все участники опроса правильно понимают содержание предлагаемых вопросов, способны разобраться во всех видах вопросов и в одинаковой степени формулировать свои ответы, все без исключения добросовестно отвечают на все вопросы, включенные в список, говорят о себе только правду, объективны в оценках и т. п.

Отношение к анкете, вопроснику. Анкета или вопросник – не прибор, позволяющий «замерить» исследуемое явление. Проблема анкеты – это проблема посредника (в более явной форме она проявляется в том случае, если к проведению опроса привлекаются помощники – интервьюеры и анкетеры). Как при составлении анкеты, так и при привлечении помощников необходимо соблюдать
особые правила
(подробнее о них см. 3.3).

Тем не менее при проведении исследования с использованием вербально-коммуникативных методов главным источником недостоверности результатов является респондент. Рассмотрим причины этого подробнее.

  • 1. Отношение респондентов к опросу. Степень согласия для участия в опросе может быть различной. Одни люди с удовольствием участвуют в опросах, другие соглашаются с неохотой, третьи отказываются. Поэтому не исключено, что исследователь сможет узнать мнение только определенной группы людей. Среди тех, кто принял участие в опросе, также можно выделить
    различные виды
    отношения к нему – недобросовестность, опасение последствий, что приводит к пропускам отдельных вопросов. Скрытое нежелание участвовать в опросе может состоять в специфической фиксации ответов (все ответы «да», все ответы «нет», все ответы «не знаю», высший балл по всем шкалам, фиксация ответов в шахматном порядке и т. п.).
  • 2. Мотивация респондентов для участия в опросе. Мотивы, побудившие респондента участвовать в опросе, могут соответствовать целям исследования, противоречить им или быть нейтральными по отношению к ним. Не существует однозначного мнения о том, насколько повышается мотивация опрашиваемых, если их участие оплачивается. К мотивации участия в опросе может быть применена известная типология. Часть опрашиваемых действует под влиянием мотивации достижения успеха, их анкеты всегда полностью заполнены, ответы подробные, содержат комментарии, замечания, пожелания. Для людей, действующих под влиянием мотивации избегания неудачи, характерен выбор общих ответов, обтекаемых формулировок. Человек боится нанести ущерб своему престижу, поэтому он, как правило, открыто не отказывается участвовать в опросе.
  • 3. Эмоциональное отношение к участию в опросе. Эмоции вносят определенные изменения в исходную мотивацию. Чаще всего они активизируют респондента, однако в некоторых случаях происходит торможение деятельности.
  • 4. Установки респондентов можно рассматривать как устойчивое расположение человека, готовность к определенной форме реагирования. При участии в опросах одни люди считают, что опрос помогает в решении важных научно-практических задач, и стремятся сотрудничать с исследователем (кооперативная установка), другие считают опрос не слишком важным делом, анкету – неудачной, организаторов – несерьезными людьми. Обычно эти люди участвуют в опросах формально. Для получения достоверной и надежной информации предпочтительнее наличие кооперативной установки.
  • 5. Восприятие цели исследования. Мера информирования респондента о цели исследования остается дискуссионной. Сторонники одного подхода считают, что цель должна оставаться неизвестной не только для респондентов, но и для интервьюеров и анкетеров, другие полагают, что достаточно простого указания о проведении опроса в
    научных целях
    , по мнению третьих, цель должна быть представлена респонденту в доступной для его понимания форме.
  • 6. Восприятие интервьюера, анкетера. Для респондентов этот человек олицетворяет и исследователя, и организацию, проводящую исследование. От восприятия опрашиваемым такого «посредника» во многом зависит его дальнейшее поведение и качество участия в опросе.
  • 7. Проблема доверия. Установлению доверия к исследованию способствует уверенность респондента в том, что сведения, полученные от него, не пойдут ему во вред, а анонимность ответов гарантирована.

Отдельную группу составляют проблемы, связанные с восприятием респондентами вопросов. В зависимости от типа вопроса, а также от индивидуальных особенностей каждого респондента могут наблюдаться различные искажения в понимании смысла вопросов и формулировании ответов. Восприятие вопросов, с одной стороны, представляет собой процесс чувственного познания (услышать вопрос, увидеть вопрос), но, с другой стороны, не сводится к нему. Понимание вопроса – это расшифровка его смысла. Оно начинается с поиска общей мысли высказывания и только затем перемещается на лексический и синтаксический уровни. В процессе понимания часто встречаются затруднения (односторонние и обоюдные). Рассмотрим наиболее типичные из них.

Восприятие «трудного вопроса». В узком смысле трудный вопрос – это вопрос, понимание которого затруднено при восприятии письменного текста и не затрагивает соображения престижа или самооценки. Восприятие вопроса могут осложнять чисто
внешние признаки
(длинный вопрос, вопрос в табличной форме), неудачное расположение (начало на одной странице, окончание на другой). Затруднение вызывает понимание вопроса, содержащего незнакомые слова, термины (их лучше не использовать, а при необходимости пояснять). Иногда затруднения возникают из-за неконкретности вопроса, а также при восприятии так называемого множественного вопроса, когда в одной формулировке содержится несколько вопросов.

Трудности при формулировании ответа могут быть связаны: а) с принятием респондентом решения о совпадении его мнения с вариантом ответа (в случае, если исследователь при формулировании ответов не учитывает лексику респондентов); б) выбором множественного ответа; в) трудностями припоминания, исчисления или воображения. Все указанные трудности могут стать причиной отказа работы с анкетой.

Восприятие тенденциозного вопроса. Под тенденциозностью вопроса понимают такое его качество, при котором респондент вынужденно принимает точку зрения, навязанную исследователем. (Иначе говоря, в вопросе содержится подсказка, намек на то, какой ответ нужен исследователю.) В результате некоторая часть респондентов отказывается отвечать на такие вопросы, а другая – не утруждает себя возражениями и соглашается с исследователем. Тенденциозность вопроса достигается внушением, которое незаметно для человека и произвольной коррекции не поддается.

Иногда тенденциозность вопроса заключается уже в его формулировке, преамбуле к вопросу (внушается авторитетное мнение, мнение большинства), закрытии вопроса (жесткие рамки заранее определенных ответов), содержании подсказок. Внушающее воздействие может иметь последовательность подсказок (как правило, респонденты уделяют больше внимания вариантам, расположенным в начале или в конце списка).

Использование слов с модальным значением побуждает респондента выразить согласие с высказанной в вопросе точкой зрения (например, в вопросе «Как вы относитесь к необходимости повышения ответственности чиновников?» внушающее воздействие на респондента оказывает слово «необходимость»). Вводные слова в формулировке вопросов («Как вы считаете? Как, по вашему мнению…?» и т. п.) часто побуждают респондентов высказать именно свое мнение. С другой стороны, внушающее воздействие оказывают ссылки на точку зрения специалистов («По мнению ведущих ученых…), слова „к сожалению…“ и др.

Употребление частиц также может оказать воздействие на восприятие вопроса. Частица «ли» придает вопросу оттенок сомнения («Должны ли мы всегда ходить на
родительские собрания
?») и провоцирует отрицательный ответ. Использование частицы «не» тоже нежелательно, так как на двойное отрицание трудно получить достоверный ответ. («Не хотелось ли вам хотя бы раз в жизни сменить профессию?» «Да». «Нет».) Оба варианта ответа означают одно и то же.

Восприятие деликатного вопроса. Под деликатным вопросом понимается вопрос, касающийся наиболее интимных, глубоко личных свойств человека, которые редко становятся предметом публичного обсуждения. Вторжение психолога-исследователя во внутренний мир человека не оставляет последнего равнодушным. Как правило, человек старается не афишировать свои притязания, проблемы, личные переживания и т. п. При ответах на некоторые деликатные вопросы респондент стремится уклониться от ответа, чтобы сохранить свои привычные представления о чем-либо. Нужно ли избегать в исследовании постановки деликатных вопросов? Как правило, они непосредственно связаны с целью исследования, ведь деликатность вопроса как раз и заключается в оценке личных, скрытых качеств респондента, о которых он не намерен рассуждать публично. Однако следует учитывать стремление некоторых респондентов уклониться от ответов на подобные вопросы и ввести нейтральные формулировки ответов: «не задумывался», «затрудняюсь ответить». Не ответив содержательно на один-два
деликатных вопроса
, респондент не откажется от участия в опросе в целом, но, не имея такой возможности, он скорее всего даст неискренний ответ или просто не станет участвовать в опросе.

Следует заметить, что практически любой вопрос для респондентов может оказаться трудным, тенденциозным или деликатным, так как это связано с индивидуальностью и неповторимостью внутреннего мира каждого человека.

Некоторые исследователи выражают сомнение в целесообразности использования информации, полученной в опросах, из-за большой вероятности сознательных искажений ответов, неискренности респондентов. Проблема искренности респондентов связана со свойственным каждой личности стремлением к самоутверждению. Достичь мнимого самоутверждения в ситуации опроса для респондента довольно легко – следует только выдать желаемое за действительное, показать себя не таким, каким он является на самом деле, а таким, каким ему хотелось бы быть. Поэтому тщательная работа по формулированию вопросов необходима как на этапе составления вопросника, так и при проведении пилотажных опросов, т. е. на стадии апробации вопросника.

Более детальная классификация и характеристика вопросов, применяемых в психологических исследованиях с использованием вербально-коммуникативных методов, дается в разделах 3.3 и 3.4.

  • 4.5.1. Общее понятие о данных
  • 4.5.2. Классификация данных
  • 4.5.3. Процедура сбора данных
  • 4.6. Обработка данных
  • 4.6.1. Общее представление об обработке
  • 4.6.2. Первичная обработка
  • 4.6.3. Вторичная обработка
  • 4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке
  • 4.6.3.2. Меры центральной тенденции
  • 4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса)
  • 4.6.3.4. Меры связи
  • 4.6.3.5. Нормальное распределение
  • 4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализаданных при вторичной обработке
  • 4.7. Интерпретация результатов
  • 4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработкаэмпирической информации
  • 4.7.2. Объяснение результатов
  • 4.7.2.1. Общее представление об объяснении
  • 4.7.2.2. Виды объяснения в психологии
  • 4.7.3. Обобщение результатов
  • 4.8. Выводы и включение результатовв систему знаний
  • Часть II методы психологии
  • Раздел а
  • Общее представление о системе методов в психологии
  • Глава 5. Категория «метод» в системесмежных понятий
  • Глава 6. Классификация методов
  • Раздел б Неэмпирические методы
  • Глава 7. Организационные методы (подходы)
  • 7.1. Сравнительный метод
  • 7.2. Лонгитюдный метод
  • 7.3. Комплексный метод
  • Глава 8. Методы обработки данных
  • 8.1. Количественные методы
  • 8.2. Качественные методы
  • Глава 9. Интерпретационные методы (подходы)
  • Раздел вЭмпирические методы общепсихологического значения
  • Глава 10. Наблюдение
  • 10.1. Общее представление о методе наблюдения
  • 10.2. Виды наблюдения
  • 10.3. Интроспекция – специфическийметод психологии
  • Глава 11. Вербально-коммуникативные методы
  • 11.1. Беседа
  • 11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы
  • 11.1.2. Основные способы ведения и виды психологической беседы
  • 11.1.3. Особенности беседы с детьми
  • 11.2. Опрос
  • 11.2.1. Общие сведения об опросных методах
  • Глава 11. Вербально-коммуникативные методы 207
  • 11.2.2. Интервью
  • 11.2.2.1. Интервью как единство беседы и опроса
  • 11.2.2.2. Процедура интервьюирования
  • 11.2.2.3. Требования к интервьюеру
  • 11.2.2.4. Виды интервью
  • 11.2.3. Анкетирование
  • 11.2.3.1. Специфика анкетирования как опросного метода
  • 11.2.3.2. Анкета
  • 11.2.3.3. Виды анкетирования
  • 11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования
  • Глава 12.Эксперимент
  • 12.1. Общая характеристика психологического эксперимента
  • 12.1.1. Определение
  • 12.1.2. Основные элементы экспериментального метода
  • 12.1.3. Уровни эксперимента
  • 12.2. Процедурные особенности эксперимента
  • 12.2.1. Предъявление независимой переменной
  • 12.2.1.1. Виды нп
  • 12.2.1.2. Требования к процедуре предъявления нп
  • 12.2.1.3. Планирование эксперимента
  • 12.2.2. Контроль дополнительных переменных
  • 12.2.2.1. Контроль внешних дп
  • 12.2.2.2. Контроль внутренних дп
  • 12.2.3. Фиксация эксперимента
  • 12.3. Виды эксперимента
  • 12.4. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого
  • 12.4.1. Доэкспериментальное общение
  • 12.4.2. Экспериментальное взаимодействие
  • 12.4.3. Послеэкспериментальное общение
  • Глава 13. Психологическое тестирование
  • 13.1. Общее представление о психологическом тестировании
  • 13.2. Возникновение и развитие метода тестирования
  • 13.3. Классификация психологических тестов
  • 13.4. Субъективные тесты
  • 13.5. Объективные тесты
  • 13.6. Проективные тесты
  • 13.7. Компьютерное тестирование
  • 13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик
  • Глава 14. Моделирование в психологии
  • 14.1. Определение
  • 14.2. Немного истории
  • 14.3. Понятие «модель»
  • 14.3.1. Общее представление о модели
  • 14.3.2. Функции моделей
  • 14.3.3. Классификация моделей
  • 14.4. Специфика моделирования в психологии
  • 14.5. Основные направления моделирования в психологии
  • 14.5.1. Моделирование психики
  • 14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики
  • 14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики
  • 14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов
  • 14.5.2. Психологическое моделирование
  • Раздел г Эмпирические методы частнопсихологического значения Глава 15. Психосемантические методы
  • 15.1. Метод семантического дифференциала
  • 15.2. Метод семантического радикала
  • 15.3. Метод репертуарных решеток
  • Глава 16. Психомоторные методы психодиагностики
  • 16.1. Методы исследования свойств нервной системы
  • 16.2. Методы исследования моторики
  • 16.3. Методика миокинетической психодиагностики
  • Глава 17. Методы социально-психологическойдиагностики личности
  • 17.1. Социометрия
  • 17.2. Групповая оценка личности
  • 17.3. Референтометрия
  • 17.4. Методика фидлера
  • Глава 18. Психотерапевтические методы
  • 18.1. Общее представление о психотерапии
  • 18.2. Гипнотерапия
  • 18.3. Аутогенная тренировка
  • 18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия
  • 18.5. Игровая психотерапия
  • 18.6. Психоэстетотерапия
  • 18.7. Наркопсихотерапия
  • 18.8. Телесная психотерапия
  • 18.9. Социальная психотерапия
  • Глава 19. Методы изучения документов.Контент-анализ
  • Глава 20. Биографические методы
  • 20.1. Общие сведения о системе биографических методов
  • 20.2. Психобиография
  • 20.3. Каузометрия
  • 20.4. Формализованная биографическая анкета
  • 20.5. Психологическая автобиография
  • Глава 21. Психофизиологические методы
  • 21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики
  • 21.2. Методы исследования работы вегетативной нервной системы
  • 21.2.1. Измерение кожно-гальванической реакции
  • 21.2.2. Методы исследования работы сердечно-сосудистой системы
  • 21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы
  • 21.2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы
  • 21.2.5. Методы исследования работы глаз
  • 21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы
  • 21.4. Методы исследования работы центральной нервной системы
  • 21.4.1. Электроэнцефалография (ээг)
  • 21.4.2. Метод вызванных потенциалов
  • Глава 22. Праксиметрические методы
  • 22.1. Общее представление о праксиметрии
  • 22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий
  • 22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности
  • Литература
  • Вербально-коммуникативные методы –
    это группа способов получения и применения
    психологической информации на основе
    речевого (устного или письменного)
    общения.

    Методы могут выступать как самостоятельные
    приемы диагностической, исследовательской,
    консультационной и психокор-рекционной
    работы, так и входить в структуру других
    методов в качестве их естественных
    компонентов. Например, инструктирование
    в эксперименте и тестировании,
    психотерапевтическое собеседование,
    сбор биографических данных, опросы в
    пракси-метрии и социометрии и т. д.
    Основные виды
    данного типа
    методов:
    беседа и опрос. Опрос реализуется двумя
    главными способами: интервью и
    анкетированием.

    Спецификой методов рассматриваемой
    группы является их неотъемлемость от
    процесса интенсивного общения
    исследователя с исследуемым. При этом
    по задаче исследования обычно требуется
    лишь их плодотворное взаимодействие.
    Но последнее, как правило, невозможно
    осуществить без установления между
    ними благоприятных взаимоотношений.
    Таким образом, применение
    вербально-коммуникативных методов
    наглядно демонстрирует, что общение –
    это единство

    взаимодействий
    и

    взаимоотношений.
    Практика использования
    этих методов выработала и определенную
    специфическую терминологию. Так, в
    зависимости от вида метода применяющий
    его исследователь (или его
    представитель-посредник) может именоваться

    корреспондентом, ведущим, опрашивающим,
    слушающим, интервьюером, анкетером.
    Соответственно исследуемый может
    обозначаться

    какрес-пондент, ведомый,
    отвечающий, говорящий, интервьюируемый,
    анкетируемый.

    11.1. Беседа

    Мнение эксперта:

    Вербально-коммуникативные методы опроса являются важным инструментом для сбора информации и анализа данных. Эксперты отмечают, что классификация таких методов включает в себя различные подходы, такие как структурированные интервью, полуструктурированные интервью, открытые и закрытые вопросы, а также масштабы оценки. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретного подхода зависит от целей и задач исследования. Важно учитывать контекст и особенности аудитории при выборе вербально-коммуникативных методов опроса, чтобы обеспечить качественное сбор и анализ данных.

    " Основы коммуникации - тема 3: Вербальная и невербальная коммуникация. Раппорт". Алексей Усенко” Основы коммуникации – тема 3: Вербальная и невербальная коммуникация. Раппорт”. Алексей Усенко

    Опыт других людей

    Вербально-коммуникативные методы опроса широко используются в социологии, маркетинге и других областях для сбора информации от людей. Люди отмечают, что такие методы позволяют получить более полное представление о мнениях и убеждениях опрашиваемых. Классификация вербально-коммуникативных методов включает в себя открытые и закрытые вопросы, масштабы оценки, интервью и фокус-группы. Эти методы помогают исследователям получить разнообразные и достоверные данные для анализа и принятия решений.

    Интересные факты

    1. Вербально-коммуникативные методы опроса являются одними из наиболее распространенных и широко используемых в социологических исследованиях. Они позволяют получить информацию о мнениях, установках, ценностях и поведении респондентов.

    2. Вербально-коммуникативные методы опроса классифицируются по различным критериям, таким как:

    • Форма проведения опроса (устный, письменный, телефонный, онлайн);
    • Количество респондентов (индивидуальный, групповой);
    • Цель опроса (получение информации, оценка общественного мнения, изучение рынка);
    • Степень структурированности опроса (структурированный, полуструктурированный, неструктурированный).
    1. Каждый из вербально-коммуникативных методов опроса имеет свои преимущества и недостатки. Например, устный опрос позволяет получить более подробную информацию, но требует больше времени и ресурсов, чем письменный опрос. Письменный опрос более экономичен, но не позволяет получить столь же подробную информацию, как устный опрос.
    Лекция 3. Метод опроса.  3.1. Назначение и особенностиЛекция 3. Метод опроса. 3.1. Назначение и особенности

    11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы

    Беседа– это метод устного получения
    сведений от интересующего исследователя
    человека путем ведения с ним тематически
    направленного разговора.

    В принципе беседа как средство общения
    может вестись не только устно, но и
    письменно. Скажем, беседа с другими
    людьми в виде переписки, беседа с самим
    собой в виде дневника. Но беседа как
    эмпирический метод подразумевает именно
    устное общение. Причем это общение
    исследуемого человека, во-первых, не с
    любым другим человеком, а с исследователем
    и, во-вторых, это общение в момент
    исследования, т. е. актуальное общение,
    а не отставленное во времени. Письменная
    же беседа обоим этим условиям одновременно
    не удовлетворяет. Даже если «письменным
    собеседником» исследуемого выступает
    исследователь, что в научной практике
    явление чрезвычайно редкое, то само
    «собеседование» в форме переписки
    неизбежно затягивается во времени и
    пространстве и прерывается значительными
    паузами. Теоретически можно представить
    ведение такой беседы (хотя бы с
    психотерапевтической целью), но в
    практической работе исследователя
    подобные заочные беседы весьма
    проблематичны. Поэтому общепринято
    беседу как метод понимать в варианте
    устного общения, а письменный вариант
    беседы как способ общения изучать
    методами исследования документов или
    продуктов деятельности. Именно в такой
    трактовке и будем рассматривать метод
    беседы.

    Беседа широко применяется в социальной,
    медицинской, возрастной (особенно
    детской), юридической, политической
    пси-хологиях. Как самостоятельный метод
    беседа особенно интенсивно применяется
    в консультативной, диагностической и
    психокоррекционной работе. В деятельности
    практического психолога беседа часто
    играет роль не только профессионального
    метода сбора психологических данных,
    но и средства информирования, убеждения,
    воспитания .

    Беседа как метод неотрывна от беседы
    как способа человеческого общения.
    Поэтому квалифицированное применение
    беседы немыслимо без фундаментальных
    обще- и социально-психологических
    знаний, навыков общения, коммуникативной
    компетентности. Поскольку любое общение
    невозможно без восприятия людьми друг
    друга и без осознания ими своего «Я»,
    постольку метод беседы теснейшим образом
    связан с методом наблюдения (как внешнего,
    так и внутреннего). Перцептивная
    информация, получаемая при собеседовании,
    зачастую не менее важна и обильна, чем
    информация коммуникативная. Нерасторжимая
    связь беседы с наблюдением – одна из
    характернейших ее особенностей. При
    этом

    психологическая беседа,
    т. е.
    беседа, направленная на получение
    психологической информации и оказывающая
    психологическое воздействие на личность,
    пожалуй, может быть отнесена наряду с
    интроспекцией

    к наиболее специфичным
    для психологии методам.

    Исследователь обычно старается вести
    беседу в свободной, непринужденной
    манере, стремясь «раскрыть» собеседника,
    раскрепостив его, расположив к себе.
    Тогда вероятность искренности собеседника
    значительно повышается. А чем он
    искреннее, тем выше адекватность
    получаемых в беседе и опросах данных
    исследуемой проблеме. Наиболее частыми
    причинами неискренности могут быть:
    опасение показать себя с дурной или
    смешной стороны; нежелание упоминать
    о других лицах и тем более давать им
    характеристики; отказ раскрывать те
    стороны жизни, которые респонденту
    представляются (правильно или ошибочно)
    интимными; опасения, что из беседы будут
    сделаны неблагоприятные выводы;
    «несимпатичность» проводящего беседу;
    непонимание цели беседы .

    Обычно очень
    важное значение
    для
    успешного развития беседы имеет самое

    начало разговора.
    Его первые фразы
    могут вызвать либо интерес и желание
    вступить в диалог с исследователем,
    либо, наоборот, стремление уклониться
    от него. Для поддержания хорошего
    контакта с собеседником исследователю
    рекомендуется демонстрировать свой
    интерес к его личности, к его проблемам,
    к его мнениям. Но от открытого согласия,
    а тем более несогласия с мнением
    респондента следует воздерживаться.
    Свое живое участие в беседе, интерес к
    ней исследователь может выражать
    мимикой, позами, жестами, интонацией,
    дополнительными вопросами, специфическими
    замечаниями типа «это очень интересно!»
    . Беседа всегда в той или иной мере
    сопровождается наблюдением за обликом
    и поведением исследуемого. Это наблюдение
    дает дополнительную, а подчас и основную
    информацию о собеседнике, о его отношении
    к предмету разговора, к исследователю
    и сопутствующей обстановке, о его
    ответственности и искренности.

    Специфика психологическое беседы в
    отличие от житейской состоит в

    неравенстве
    позиций собеседников.
    Психолог здесь
    выступает, как правило, инициативной
    стороной, именно он направляет тематику
    разговора и задает вопросы. Его партнер
    обычно выступает в роли отвечающего на
    эти вопросы. Подобная асимметрия функций
    чревата снижением доверительности
    беседы. А акцентирование этих различий
    и вовсе может разрушить баланс во
    взаимодействии исследователя с
    исследуемым. Последний начинает
    «закрываться», намеренно искажать
    сообщаемые им сведения, упрощать и
    схематизировать ответы вплоть до
    односложных высказываний типа «да–нет»,
    а то и вовсе уклоняться от контакта.
    «Поэтому очень важно, чтобы беседа не
    превращалась в допрос, поскольку это
    делает ее эффективность равной нулю»
    .

    Еще одна важная особенность психологической
    беседы обусловлена тем, что в обществе
    выработано

    отношение к психологу
    как
    специалисту по
    человеческой душе
    и
    человеческим отношениям . Его партнеры
    по беседе зачастую настроены на получение
    сиюминутного разрешения их проблем,
    ожидают советов по поведению в повседневной
    жизни и однозначных ответов на вопросы
    духовной жизни, в том числе на вопросы
    из категории «вечных». И психолог,
    ведущий беседу, должен соответствовать
    этой системе ожиданий. Он должен быть
    коммуникабелен, тактичен, толерантен,
    эмоционально чувствителен и отзывчив,
    наблюдателен и рефлексивен, хорошо
    эрудирован по широкому кругу вопросов
    и, безусловно, должен обладать глубокими
    психологическими знаниями.

    Но не всегда эффективна так называемая
    управляемая беседа, т. е. беседа, в которой
    инициатива – на стороне исследователя.
    Иногда более продуктивной является
    неуправляемая форма беседы. Здесь
    инициатива переходит к респонденту, и
    беседа принимает характер исповеди.
    Такой вариант беседы типичен для
    психотерапевтической практики, когда
    человеку необходимо «выговориться».
    Тогда особое значение приобретает такое
    специфическое качество психолога, как
    умение слушать. Это качество вообще
    является одним из базовых для плодотворного
    и приятного общения, но в данном случае
    оно выступает как необходимый и важнейший
    элемент профессиональной деятельности
    психолога. Недаром психологи время от
    времени вспоминают изречение основателя
    стоицизма Зенона из Китиона (336-264 до н.
    э.): «Два уха и один язык нам даны для
    того, чтобы больше слушать и меньше
    говорить».

    Слушать в беседе– это не значит
    просто не говорить или ждать своей
    очереди высказаться. Это активный
    процесс, требующий повышенного внимания
    к тому, о чем
    идет речь
    , и к тому, с кем
    разговаривают. Умение слушать имеет

    два аспекта.
    Первый – это

    внешний,
    организационный.
    Речь идет о способности
    сосредоточиться на теме разговора,
    активно участвовать в нем, поддерживая
    интерес к беседе со стороны партнера,
    и тогда, как говорит И. Атватер, «слушать
    – больше, чем слышать». «Слышать»
    понимается как восприятие звуков, а
    «слушать» – как восприятие значения и
    смысла этих звуков. Первое – процесс
    физиологический (по Атватеру, физический).
    Второе – процесс психологический,
    «волевой акт, включающий также и высшие
    умственные процессы. Чтобы слушать,
    необходимо желание» . Этот уровень
    слушания обеспечивает

    правильное
    восприятие и интеллектуальное понимание
    речи собеседника,
    но недостаточен
    для эмоционального понимания самого
    собеседника.

    Второй аспект слушания –

    внутренний,
    сопереживательный.
    Даже самое страстное
    желание говорить с другим человеком
    еще не гарантирует того, что он до нас
    «достучится», а мы его «услышим», т. е.
    вникнем в его проблемы, прочувствуем
    его боль или обиду, действительно
    порадуемся его успеху. Такое сопереживание
    может варьировать от легкого сочувствия
    до сильнейшей эмпатии и даже идентификации
    себя с партнером по общению. В этом
    случае, пожалуй, «слышать – больше, чем
    слушать». Мы, внимательно слушая
    собеседника, слышим его внутренний мир.
    Автор знаменитой клиенто-центрированной
    психотерапии К. Роджерс особенно обращал
    внимание на этот момент беседы: «Я
    испытываю наслаждение, когда по-настоящему
    слышу человека… Когда оказываюсь
    способным действительно услышать
    другого человека, я соприкасаюсь с ним,
    и это обогащает мою жизнь… Мне нравится,
    чтобы меня слышали… Я могу подтвердить,
    что когда вы чем-то расстроены и кто-то
    по-настоящему слышит вас, не оценивая,
    не принимая на себя ответственность за
    вас, не пытаясь изменить вас, то ощущение
    от этого чертовски хорошее! Когда меня
    слушали и когда меня услышали, я в
    состоянии по-новому воспринять свой
    мир и продолжить свой путь… Человек,
    которого услышали, прежде всего отвечает
    вам благодарным взглядом. Если вы
    услышали человека, а не просто его слова,
    то почти всегда глаза его увлажняются
    – это слезы радости. Он испытывает
    облегчение, ему хочется рассказать вамбольше о своем мире. Он
    поднимается с новым ощущением свободы.
    Он становится более открытым для процесса
    изменений… Я знаю также, как это тяжело,
    когда вас принимают за человека, которым
    вы не являетесь, или когда слышат то,
    чего вы не говорили. Это вызывает гнев,
    ощущение тщетности борьбы и разочарование.
    Я страшно расстраиваюсь и замыкаюсь в
    себе, если пытаюсь выразить что-то
    глубоко мое, личное, какую-то часть моего
    собственного внутреннего мира, а другой
    человек меня не понимает. Я пришел к
    убеждению, что такие переживания делают
    некоторых людей психотиками. Когда они
    теряют надежду, что кто-то может услышать
    их, то собственный внутренний мир,
    который становится все более и более
    причудливым, начинает быть единственным
    их прибежищем» .

    Таким образом, соотношение понятий
    «слушать» и «слышать» не однозначно и
    динамично. Эта диалектика должна
    учитываться профессиональным психологом
    при проведении беседы. В некоторых
    случаях вполне достаточно первого
    уровня общения, и даже может быть
    нежелательным «сползание» на уровень
    сопереживания (скажем, в целях соблюдения
    социальной дистанции). В других случаях
    без эмоционального соучастия не обойтись,
    необходимую информацию из партнера «не
    выудить». Тот или иной уровень слушания
    определяется задачами исследования,
    складывающейся ситуацией, личностными
    особенностями собеседника.

    Какова бы ни была форма беседы, она
    всегда есть

    обмен репликами.
    Эти
    реплики могут быть и повествовательного,
    и вопросительного характера. Понятно,
    что именно реплики исследователя
    направляют разговор, определяют его
    стратегию, а реплики респондента
    поставляют искомую информацию. И тогда
    реплики ведущего можно считать вопросами,
    даже если они выражены не в вопросительной
    форме, а реплики его партнера – ответами,
    даже если они выражены в вопросительной
    форме. Специалисты считают, что подавляющее
    число ответов (до 80%) в речевом общении
    отражает такие реакции на речь и поведение
    собеседника, как оценка, толкование,
    поддержка, уточнение и понимание .
    Правда, эти наблюдения относятся в
    основном к «свободной» беседе, т. е. к
    разговорам в естественной обстановке
    с равнозначными позициями партнеров,
    а не к исследовательским ситуациям с
    асимметрией функций собеседников. Тем
    не менее в психологической беседе эти
    тенденции, видимо, сохраняются.

    При выборе (или назначении) людей на
    роль собеседников в исследовании
    небезынтересны также сведения о

    половых
    особенностях в речевом общении.
    «Анализ
    магнитофонных записей разговоров
    позволил установить существенные
    различия в поведении мужчин и женщин.
    Когда разговаривают двое мужчин или
    две женщины, то они перебивают друг
    друга примерно одинаково часто. Но когда
    разговаривают мужчина и женщина, то
    мужчина перебивает женщину почти в два
    раза чаще. Примерно одну треть времени
    разговора женщина собирается с мыслями,
    пытается восстановить то направление
    разговора, которое было в момент, когда
    ее перебили. По-видимому, мужчины склонны
    сосредоточиваться больше на содержании
    разговора, тогда как женщины больше
    уделяют внимания самому процессу
    общения. Мужчина обычно слушает
    внимательно только 10–15 секунд. Затем
    он начинает слушать самого себя и искать,
    что бы добавить к предмету беседы.
    Психологи считают, что слушать самого
    себя – привычка чисто мужская, которая
    закрепляется путем тренировки в уточнении
    существа разговора и приобретении
    навыков решения проблем. Поэтому мужчина
    прекращает слушать и сосредоточивается
    на том, как бы прервать разговор. В
    результате мужчины склонны слишком
    быстро давать готовые ответы. Они не
    выслушивают собеседника до конца и не
    задают вопросов, чтобы получить больше
    информации перед тем, как сделать выводы.
    Мужчины склонны замечать ошибки по
    существу разговора и вместо того, чтобы
    подождать также и хороших высказываний,
    хватаются скорее за ошибку. Женщина,
    слушая собеседника, скорее увидит его
    как личность, поймет чувства говорящего.
    Женщины реже перебивают собеседника,
    а когда перебивают их самих, то возвращаются
    к тем вопросам, на которых их остановили.
    Но это вовсе не означает, что все мужчины
    невосприимчивые и некорректные слушатели,
    как и то, что все женщины – слушатели
    душевные и отзывчивые» .

    Очень важно как при проведении беседы,
    так и при ее интерпретации учитывать,
    что некоторые типы реплик, за которыми,
    естественно, стоят определенные
    психические особенности человека и его
    отношение к собеседнику, могут нарушать
    ход общения вплоть до его прекращения.
    Иногда подобные реплики называют
    барьерами общения. К ним относятся: 1)
    приказ, указание (например, «говорите
    яснее!», «повторите!»); 2) предупреждение,
    угроза («вы еще пожалеете об этом»); 3)
    обещание – торговля
    («успокойтесь, я вас выслушаю»); 4)
    поучение, нравоучение («это неправильно»,
    «вам следует сделать так-то», «в наше
    время такие поступали»); 5) совет,
    рекомендация («я предлагаю вам поступить
    таким-то образом», «попробуйте сделать
    так-то»); 6) несогласие, осуждение,
    обвинение («вы поступили глупо», «вы
    ошибаетесь», «я больше не могу с вами
    спорить»); 7) согласие, похвала («думаю,
    что вы правы», «я горжусь вами»); 8)
    уничижение («а, все вы одинаковы», «ну
    что, господин Всезнайка?»); 9) брань
    («негодяй, вы все испортили!»); 10)
    интерпретация («да вы и сами не верите
    в то, что говорите», «теперь понятно,
    почему вы так поступили»); 11) успокоение,
    утешение («все ошибаются», «я тоже
    расстроен этим»); 12) допрос («как вы
    намерены поступить?», «кто вам это
    сказал?»); 13) увод от проблемы, отвлечение,
    отшучива-ние («поговорим о другом»,
    «выкиньте это из головы», «ха-ха, это
    несерьезно!»).

    Такие реплики часто нарушают ход мысли
    собеседника, сбивают его с толку,
    заставляют прибегать к защите, могут
    вызвать раздражение и даже возмущение.
    Конечно, реакции на эти «барьеры»
    ситуативны, и необязательно совет должен
    вызвать раздражение, а тем более похвала
    – возмущение. Но такие негативные для
    общения реакции возможны, и свести
    вероятность их появления в беседе к
    минимуму – обязанность психолога.

    Возможно, будет полезно почитать:

    • Свиные ребрышки с картошкой
      ;
    • Салат с крабовыми палочками и корейской морковью
      ;
    • Дисциплинарные меры в церкви?
      ;
    • Как сделать дрожжевые закрытые беляши с мясом
      ;
    • Рецепт вкусного десерта из антоновки
      ;
    • Салат с крабовыми палочками и кукурузой по классическому рецепту
      ;
    • Карта россии со спутника
      ;
    • Астероид флоренс можно ли увидеть
      ;

    Частые вопросы

    Что относится к вербальной коммуникации?

    229]. Вербальная коммуникация – это коммуникация словами и речью. Это процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых инструментов.

    Какие существуют виды вербального общения?

    Вербальные средства общения – это все виды общения, в которых так или иначе присутствует слово: устная, письменная речь, язык жестов и т. д. Это может быть разговор, дискуссия, деловая переписка или общение в мессенджере.

    Как сделать вербальное общение эффективным?

    содержать оптимальное количество информации. (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение),содержать правдивые высказывания,соответствовать целям, предмету разговора,быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

    Что такое вербальный процесс?

    При коммуникации вербальной происходит процесс, при котором каждый из коммуникантов попеременно является говорящим и слушающим участником коммуникации. Для вербальной коммуникации существенным элементом процесса является переход от речи отправителя сообщения к действию получателя сообщения.

    Пример эффективной коммуникацииПример эффективной коммуникации

    Полезные советы

    СОВЕТ №1

    Изучите основные вербально-коммуникативные методы опроса, такие как интервью, анкетирование, фокус-группы и наблюдение. Понимание их особенностей поможет вам выбрать подходящий метод для проведения исследования.

    СОВЕТ №2

    Обратите внимание на особенности каждого метода, такие как структура вопросов, способы анализа данных и возможные ограничения. Это поможет вам более эффективно использовать вербально-коммуникативные методы в своих исследованиях.

    Оцените статью
    Добавить комментарий