Забастовки во франции и пути их решения. Почему опять бастует франция

Во Франции проходят массовые акции протеста против повышения цен на топливо. 24 ноября в демонстрациях приняли участие 23 тыс. человек, из них 8 тыс. – в Париже. Протестующие пытались прорваться к Елисейскому дворцу, однако полиция применила против них слезоточивый газ и водомёты. Эксперты отмечают, что большинство митингующих – бедные жители страны, которые пострадали от реформ, проводимых президентом Эммануэлем Макроном. В частности, одной из причин роста стоимости топлива стало введение налога на выброс парниковых газов. Аналитики отмечают, что это далеко не первый непопулярный шаг, предпринятый правительством. Однако, по мнению специалистов, Макрон продолжит вносить запланированные изменения в законодательство, несмотря на то что они негативно отражаются на его рейтинге.

Во Франции продолжаются протесты «жёлтых жилетов» — автомобилистов, выступающих против повышения цен на топливо. Участники акций ведут себя всё более агрессивно: в ночь на субботу, 24 ноября, семеро полицейских при нападении протестующих, лица которых были скрыты масками. По информации телеканала BFMTV, между ними и стражами порядка завязалась потасовка, в результате которой нападающие сожгли патрульный автомобиль. Инцидент произошёл в городе Энен-Бомон на севере страны.

Днём столичная полиция применила слезоточивый газ и водомёты против демонстрантов в районе Елисейских Полей после того, как они попытались прорваться к ограждениям, которыми городские власти накануне перекрыли проход в центр Парижа. Об этом сообщил телеканал BFMTV. Собравшиеся в этом районе «жёлтые жилеты» пели «Марсельезу» и требовали, чтобы глава государства Эммануэль Макрон ушёл в отставку.

О том, что 24 ноября «жёлтые жилеты» снова выйдут на улицы, было известно заранее — люди открыто заявляли о своих планах в социальных сетях. Многие специально приехали из других регионов в столицу для участия в митингах. По данным французского МВД, численность протестующих достигла 8 тыс. в столице и 23 тыс. по всей стране.

Городские власти успели подготовиться к новым выступлениям — к обеспечению безопасности на улицах Парижа были привлечены около 3 тыс. сотрудников правоохранительных органов, на пути к Елисейскому дворцу были установлены заграждения.

В ходе столкновений протестующих с полицией пострадали сотрудники RT France, корреспондент RT Шарлотта Дубенски и стрингер видеоагентства Ruptly. Оператор телеканала RT France получил незначительную травму головы, однако продолжил работу. При применении слезоточивого газа также пострадали репортёры двух съёмочных групп RT France. Один из корреспондентов получил небольшие ожоги.

Из-за очередной волны уличных протестов 24 ноября администрация одной из главных парижских достопримечательностей — Эйфелевой башни — была вынуждена её для посещений.

При этом в пятницу вечером, 23 ноября, в
правоохранительные органы
поступила информация о жителе города Анже, который требовал, чтобы глава государства лично встретился с ним. В противном случае мужчина обещал взорвать гранату. Полиции по его обезвреживанию.

Протест сельской глубинки

Напомним, многотысячные акции протеста во Франции . Возмущение населения вызвал рост цен на топливо — с начала года стоимость бензина увеличилась для французских потребителей на 7,5%, а
дизельного топлива
— на 15%.

Ситуация усугубляется тем, что власти уже анонсировали
новый рост
цен в начале 2019 года. Предполагается, что стоимость литра бензина увеличится на 3 евроцента, а дизеля — на 6,5 евроцента.

Особое возмущение у граждан вызывает то, что одним из факторов роста стал экологический налог на выброс парниковых газов, введённый правительством. Протестующие требуют снизить налоговое бремя. Однако премьер-министр Франции Эдуар Филипп заявил 18 ноября, что власти не намерены отменять экологический сбор.

При этом правительство планирует смягчить последствия от введения сборов для незащищённых слоёв населения. В частности, речь идёт о новых льготах для малоимущих семей на оплату электроэнергии. Кроме того, власти обещают повысить до €4 тыс. дотации на замену старых автомобилей на новые, более экологичные машины. Сейчас размер этих выплат составляет примерно €2 тыс.

К 2040 году продажа автомобилей с двигателями
внутреннего сгорания
может и вовсе оказаться под запретом. Об этих планах ещё в 2017 году заявил министр
окружающей среды
Франции Николя Юло. Все изменения направлены на то, чтобы к середине века полностью ликвидировать вредные выбросы автомобильных двигателей. В начале следующего года французские власти планируют рассмотреть пакет поправок, направленных в первую очередь на внедрение более экологичных видов транспорта, таких как электромобили.

  • Деревня Плугонвелин, Франция, 29 марта 2017 года
  • Reuters
  • Stephane Mahe

Впрочем, предлагаемые меры не вызывают энтузиазма у значительной части населения. Как показали данные опроса, проведённого компанией Odoxa 21—22 ноября среди 1 тыс. человек, 82% французов поддерживают требования протестующих и считают, что власти должны отменить новые топливные сборы. Требования стихийного движения «жёлтых жилетов» обоснованными назвали 77% респондентов, а ещё 62% опрошенных заявили, что не считают методы протестующих чрезмерными.

Участники стихийных манифестаций назвали свои акции движением «жёлтых жилетов», которые являются обязательным атрибутом французских автомобилистов: водители обязаны надевать светоотражающие жёлтые жилеты в темноте или в условиях плохой видимости, когда выходят из машины.

Хотя к протестам вскоре присоединились активисты профсоюзов и
политических партий
,
главную роль
в них играют самоорганизовавшиеся при помощи социальных сетей жители страны, преимущественно из провинции, отмечают эксперты.

«Движение «жёлтых жилетов» — совершенно стихийное, это такое «творчество» масс, которые сами организовались в социальных сетях, — пояснил в интервью RT ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров. — Политические активисты, профсоюзы, которые сейчас заявляют о забастовках, присоединились уже позднее, поэтому властям сейчас даже не с кем вести переговоры, и это очень осложняет ситуацию».

  • Работники ВКТ заблокировали доступ к НПЗ с требованиями улучшения условий труда и повышения
    заработной платы
    , 22 ноября 2018 года, юго-восток Франции
  • Boris Horvat

Как рассказал эксперт, основная часть протестующих — бедные жители глубинки, которые используют машины с
дизельными двигателями
из-за дешевизны этого вида топлива.

«Эти люди не только зачастую вынуждены проезжать в день многие десятки километров, например, на работу в соседние города, но ещё и ограничены в средствах, они действительно считают каждый евро, поэтому намерение властей поднять цены на дизельное топливо больно бьёт по их карманам», — пояснил Фёдоров.

По этой причине почти все акции на прошлой неделе прошли именно в провинции, в тысячах деревень и городков, в то время как крупные города эта волна затронула мало, за исключением столицы, куда протестующие съезжаются специально, пояснил эксперт.

Напомним, 17 ноября на территории Пятой республики прошло больше 2 тыс. акций протеста, в которых приняли участие около 300 тыс. человек, полицией были задержаны 282 участника выступлений. Всего в ходе уличных столкновений , двое погибли. Полиция применяла против митингующих слезоточивый газ, также происходили стычки между протестующими и автомобилистами, дорогу которым преграждали участники манифестаций.

«Жёлтые жилеты» активно блокировали дороги по всей стране. Результатом этих действий стали перебои с поставками топлива — из-за многокилометровых пробок к автозаправкам не могли пробиться бензовозы. На многих АЗС закончились бензин и дизельное топливо.

Мнение эксперта:

Забастовки во Франции стали обычным явлением, вызванным различными причинами, включая изменения в законодательстве о труде, пенсионной реформе и другие социально-экономические вопросы. Эксперты указывают на необходимость более конструктивного диалога между правительством и профсоюзами для нахождения компромиссов, способствующих улучшению условий труда и социальной защите работников. Также важно уделить внимание образованию и обучению, чтобы подготовить рабочую силу к изменяющимся условиям рынка труда. Кроме того, необходимо провести анализ причин и последствий забастовок, чтобы разработать более эффективные механизмы предотвращения конфликтов и разрешения споров.

Массовые протесты фермеров во Франции: чем недовольны протестующие и что обещают властиМассовые протесты фермеров во Франции: чем недовольны протестующие и что обещают власти

Опыт других людей

Забастовки во Франции вызывают много разговоров и обсуждений. Люди выражают свои различные точки зрения на причины и пути решения этой проблемы. Некоторые считают, что причиной забастовок является недовольство работников условиями труда и социальными вопросами. Другие утверждают, что проблема связана с недостаточной гибкостью законодательства и нерешенными экономическими проблемами. Опять же, есть мнение, что причины забастовок кроются в политических и социальных аспектах. Для решения этой проблемы необходимо внимательное изучение всех аспектов и поиск комплексных решений, учитывающих интересы всех сторон.

Интересные факты

  1. Забастовки во Франции имеют давнюю историю.Первые забастовки были зарегистрированы еще в 14 веке, когда рабочие протестовали против низкой заработной платы и тяжелых условий труда. С тех пор забастовки стали неотъемлемой частью французской культуры и политики.
  2. Франция является одной из стран с самым высоким уровнем забастовок в мире.В 2019 году во Франции было зарегистрировано более 1 500 забастовок, в которых приняли участие более 2 миллионов человек. Это в два раза больше, чем в среднем по странам Европейского союза.
  3. Забастовки во Франции часто приводят к серьезным экономическим потерям.В 2019 году забастовки во Франции обошлись экономике страны в более чем 10 миллиардов евро. Это эквивалентно 0,5% ВВП страны.
Протесты и беспорядки во Франции: как пенсионная реформа Макрона разозлиа французовПротесты и беспорядки во Франции: как пенсионная реформа Макрона разозлиа французов

«Президент для богатых»

Рост цен на топливо — далеко не единственный повод для массовых акций протеста во Франции за
последнее время
. Ранее возмущение населения вызвала трудовая реформа, которую проводит Эммануэль Макрон: в начале октября на улицы французских городов вышли около 160 тыс. человек, сообщили в МВД страны.

Стоит отметить, что в течение года правительство приняло целый ряд непопулярных законов, затрагивающих права работников. В целом речь идёт о снижении социальной ответственности работодателей и ограничении полномочий профсоюзов.

Также по теме



Испытание для президента: как непопулярные реформы Макрона могут сказаться на политической ситуации во Франции

Массовые протесты и беспорядки, охватившие 22 марта 2018 года Францию, – это серьёзное испытание для президента Эммануэля Макрона,…

Сейчас на фоне «бензиновых» протестов эта повестка актуализировалась — накануне профсоюзное объединение «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ) призвало работников трёх нефтеперерабатывающих заводов корпорации Total объявить забастовку, если руководство компании не примет требований по заработной плате. Об этом со ссылкой на представителя объединения Тьерри Дефресна сообщило агентство Reuters. Также ранее стало известно о блокировке нескольких объектов Total на территории Франции работниками предприятий, которые вскоре присоединились к «жёлтым жилетам».

По мнению экспертов, подъём
протестной волны
не приведёт к громким отставкам в правительстве, но способен серьёзно ухудшить политический рейтинг действующего президента в долгосрочной перспективе.

Как пояснил в интервью RT заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО имени Примакова РАН Константин Воронов, протесты обладают кумулятивным эффектом и оказывают давление на и без того низкий рейтинг главы государства.

«Франция — левая страна, где протестный потенциал высок испокон веков. Но, несмотря на бурные протестные выступления, вряд ли страну ждут какие-то резкие политические сдвиги, ведь Макрон пользуется поддержкой Национального собрания. Речи об отставке правительства или президента не идёт, но ситуация всё равно тяжёлая для властей», — отметил эксперт.

По мнению Воронова, французский кабмин проявляет такое упорство по вопросу экологического налога, потому что тема экологии в европейских политических кругах давно приобрела едва ли не
религиозное значение
. И этот тренд поддерживает значительная часть общества, но интересы беднейших слоёв населения при этом учитываются далеко не всегда.

Похожей точки зрения придерживается и Сергей Фёдоров.Как пояснил эксперт, вряд ли эти события вызовут социально-политический кризис в стране, однако они могут ещё больше снизить рейтинг Макрона, который к ноябрю и так упал до 25%. В свою очередь, это ставит под вопрос успех его партии на предстоящих в мае 2019 года выборах в Европарламент. Под угрозой могут оказаться и планы Макрона по реформированию Евросоюза, а в перспективе и его шансы на переизбрание на пост президента.

«Макрон ранее заявлял, что проведёт непопулярные реформы, несмотря на то что это может ударить по его персональному рейтингу, и он держится этой линии. Однако сейчас многие политологи уже говорят, что некоторые реформы следовало бы отложить, действуя поэтапно. Сейчас новые непопулярные меры могут только подлить бензина в огонь», — пояснил эксперт.

  • Эммануэль Макрон
  • Reuters
  • Yves Herman

Программа Эммануэля Макрона для многих французов стала шоковой, причём сильнее всего на текущем этапе оказались задеты наиболее незащищённые слои общества. Например, после того как власти отменили социальные взносы для работающих граждан и подняли общий социальный налог, ухудшилось положение пенсионеров.

«Такие меры только утверждают многих французов во мнении, что Макрон является прежде всего «президентом для богатых». Люди считают, что и налог на дизельное топливо связан не с заботой об экологии, а с желанием вытянуть из населения средства, чтобы залатать бюджет, поэтому сейчас правительство должно задуматься о каких-то уступках по этому вопросу», — считает Сергей Фёдоров.

Портрет президента Олланда с надписью «Позор» – во Франции бастуют против реформы
трудового законодательства
, 31 марта 2016.
REUTERS/Pascal Rossignol

Во Франции в четверг, 31 марта, объявлена новая национальная забастовка против законопроекта о труде, представленного правительством Франсуа Олланда. Реформа
Трудового кодекса
является одним из
важнейших этапов
для пятилетнего правления президента и станет, возможно, его итогом. Что же так не нравится в новом Законе о труде французским профсоюзам и всем бастующим?

Перебои в движении транспорта, неработающие школы и административные здания, закрытая для посетителей Эйфелева башня и даже казино, ненапечатанные газеты, музыкальный радиоэфир без обычных программ. Массовые манифестации в
крупных городах
, сопровождающиеся проливным дождем и столкновениями с полицией. Такой выглядит Франция в последний день первого весеннего месяца.

Правительство социалистов предложило либерализовать трудовое законодательство, чтобы подтолкнуть французский бизнес к созданию новых рабочих мест в условиях 10-процентной безработицы. По замыслу властей, реформа должна помочь предпринимателям «преодолеть страх» найма новых работников, вызванный сложной и дорогостоящей процедурой увольнения. Профсоюзы же требуют если не отказа от реформы, то ее существенного изменения. Они полагают, что президент Олланд идет на существенные уступки бизнесу в ущерб защите прав работников.

За двумя зайцами: Олланд между профсоюзами и предпринимателями

«Закон о труде: нет, спасибо!»
REUTERS/Pascal Rossignol

17 февраля проект закона был впервые передан на обсуждение в Госсовет и одновременно представлен прессе. Текст законопроекта был подписан и его автором считается министр труда Франции Мириам Эль-Комри, хотя его подготовка началась задолго до ее назначения на этот пост. Но во французском простонародье этот текст уже надежно закрепился под названием «Закон Эль-Комри».

Если говорить в целом, то этот законопроект закрепляет верховенство коллективного договора, заключенного на каждом конкретном предприятии, над трудовым законодательством в вопросах, связанных с урегулированием рабочего времени и оплатой сверхурочных, ограничивает выплату компенсаций работнику при увольнении и облегчает работодателю процесс экономического увольнения сотрудников.

Естественно, такой текст не мог не вызвать возмущения профсоюзов трудящихся, в то время как союз предпринимателей Франции (MEDEF) остался им довольным. Задачей правительства как раз и являлась «либерализация трудового законодательства», которая, по мнению министров, должна привести к убыстрению роста медленно выздоравливающей после кризиса французской экономики, что, в свою очередь, в отдаленном будущем должно привести к увеличению рабочих мест и снижению безработицы.

То, что все без исключения профсоюзы назвали данный законопроект «историческим регрессом», можно было предугадать. Но правительство никак не ожидало столкнуться с сопротивлением этому законопроекту в рядах родной социалистической партии, а также в «стане левых» партий вообще. Это довольно редкий случай в истории Франции, когда правительство социалистов делает уступки предпринимателям, вызывая поддержку среди правых избирателей, и так резко настраивает против себя рабочие профсоюзы и все левое крыло
политической жизни
Франции.

Уличная демонстрация профсоюзов в Нице, 31 марта 2016.
REUTERS/Eric Gaillard

Вскоре после публикации законопроекта в интернете появилась петиция под названием «Закон о труде: нет, спасибо!», которую подписали более миллиона человек. Президент страны Франсуа Олланд сделал заявление в СМИ о том, что «права французских работников никак не пострадают», но это не помогло.

Профсоюзы начали угрожать массовыми забастовками, после чего 29 февраля (то есть через 12 дней после публикации) премьер-министр Манюэль Вальс объявил о том, что законопроект нуждается в доработке и его голосование в парламенте будет отложено.

Пока продолжались трехсторонние переговоры между правительством, союзом предпринимателей и профсоюзами трудящихся, во Франции 9 марта прошла против принятия закона о труде. Она собрала, по самым скромным подсчетам, более двухсот тысяч человек. И уже 14 марта правительство публикует новый, доработанный текст закона о труде, частично удовлетворивший профсоюзы, но вызывавший возмущение работодателей.

24 марта в Париже прошла , в которой приняла участие в основном молодежь. Именно студенты и школьники считают, что законопроект ничего не даст им в плане получения работы, однако значительно сократит их права в случае, если работу им все-таки удастся найти. Сегодня по всей Франции проходят более против реформы Трудового кодекса. В таких городах, как Ренн и Нант, начались столкновения манифестантов с полицией. А в южном Марселе в ходе таких столкновения даже было ранено трое полицейских.

Между уступками и упрямством

Протестующие на улицах Парижа, 31 марта 2016.
REUTERS/Charles Platiau

Тем не менее правительство все-же пошло на какие-то уступки. Прежде всего, мера, вызывавшая наибольшее возмущение профсоюзов, – это ограничение
компенсационных выплат
работнику в случае его увольнения. Согласно первой версии законопроекта, максимальная компенсация составляла сумму в 15 зарплат, но только в том случае, если стаж работы на предприятии более 20 лет. Это случается довольно редко, и молодым работникам законопроект обещал довольно маленькие компенсации. Данное положение отменили, предложив взамен примерную шкалу выплат, совсем не обязательной для применения, но рекомендательной. Отменило правительство и меру, позволяющую работодателю увеличивать продолжительность работы для несовершеннолетних. Сейчас молодые, проходящие стаж на предприятии работники, максимально могут находиться на рабочем посту 10 часов подряд, правительство же намеревалось увеличить его до 12.

В тексте закона еще сохранились недоработанные положения, до сих пор вызывающие разногласия. Именно они могут привести либо к новым манифестациям, либо заставят правительство признать поражение и снять законопроект. Самый острый вопрос на сегодня – это так называемое массовое увольнение сотрудников предприятия по
экономическим причинам
. Проект закона предусматривает, что можно увольнять любого сотрудника безо всяких объяснений, если экономический оборот предприятия (это даже не доходы, а количество, например, заказов) снижается в течение одного года. Причем, доходность предприятия в целом не берется в расчет, а оценивается лишь эффективность французских филиалов.

Как опасаются профсоюзы, на практике это будет означать, что какой-нибудь крупный концерн, имеющий дочерние предприятия за границей, в целом успешен, но желая увеличить доходы акционеров, он сможет беспрепятственно перевезти производство в страны с дешевой рабочей силой, оставив без работы французов. Ни о какой борьбе с безработицей, как мы видим, здесь речи не идет.

На акции протеста в Париже 31 марта 2016.
REUTERS/Stephane Mahe

Что касается продления рабочего времени – рабочего дня и недели, то здесь также сохраняются разногласия между авторами законопроекта и профсоюзами. Текст проекта предполагает верховенство коллективного договора на предприятии над существующим во Франции законодательством. Другими словами, если во Франции законом установлена фиксированная
рабочая неделя
(это максимально 44 часа для некоторых профессий) и фиксированный рабочий день (максимальная рабочая смена в 10 часов), то предприятие, по своему усмотрению, может его увеличить до 12 часов в день и 46 часов в неделю соответственно. При этом, все отработанные сверхурочные уже не будут так хорошо оплачиваться, как раньше: вместо 25-процентной надбавки они будут оцениваться лишь на 10% дороже обычного рабочего времени.

Последний успех или очередной провал

Правительство Франции не намерено отказываться от реформы, которую премьер-министр Манюэль Вальс назвал «продуманной, смелой и необходимой». Законопроект должен поступить на рассмотрение нижней палаты парламента – Национального собрания – 3 мая. Пока же еще возможны его доработки.

От принятия этого законопроекта зависит политическое будущее не только президента Олланда, но и премьер-министра Манюэля Вальса, которые, предположительно, выдвинут свою кандидатуру на
президентских выборах
2017 года. За 4 года правления президенту пришлось отказаться от нескольких начатых им реформ. Согласно опросам общественного мнения, 70% французов высказываются против предлагаемой правительством реформы трудового законодательства.

В ближайшие недели и месяцы французам придется нелегко – во Франции началась одна из самых длительных забастовок в истории страны. Из-за участия в ней работников коммунальных служб на тротуарах вырастут горы мусора, в цехах заводов и фабрик будет периодически отключаться электричество – профсоюзы энергосектора предупредили о точечном отключении света, движение поездов французской государственной железнодорожной корпорации SNCF отменено. Даже сбежать подальше от царящего хаоса будет непросто – в стачке участвует и персонал авиакомпании Air France.

Более четырех месяцев французские профсоюзы приходили в себя после того, как волна забастовок , поднятая ими осенью 2017 года, завершилась поражением. В тот раз им пришлось удовлетвориться мелкими уступками правительства в реформировании рынка труда – но они не смогли предотвратить изменений в трудовом законодательстве, обещанных президентом страны Эмманюэлем Макроном еще в ходе предвыборной борьбы . Более того: правительству удалось вбить клин между профсоюзами различных отраслей и добиться того, чтобы недовольство жителей страны не вылилось за допустимые рамки, – по французским меркам, тогда на улицы вышло не так уж и много народу. Инициаторы новой забастовки надеются, что на этот раз все будет по-другому.

Спорные
привилегии

Профсоюзы хорошо подготовились к тому, чтобы одержать победу в решающем сражении. За четыре месяца им удалось не только добиться большей сплоченности, но и разработать обширную программу действий. Инициатором протестов стали три крупнейших профсоюза железнодорожников – CGT, CFDT и Unsa, отстаивающих права работников Национальной компании французских железных дорог SNCF. На сегодняшний день эта гигантская государственная корпорация обременена долгом в размере 45 млрд евро.

Запланированная правительством реформа национальных железных дорог предполагает лишить служащих SNCF особого статуса, связанных с ним льгот (в числе которых – возможность раннего выхода на пенсию) и приравнять их к обычным наемным работникам. Профсоюзы расценили эти изменения как неприкрытую атаку и призвали к беспрецедентной акции протеста, которая, по замыслу организаторов, должна продлиться более трех месяцев. Планируется, что до 28 июня все участники забастовки вместо положенных пяти рабочих дней будут работать лишь три.

Работники SNCF начали забастовку уже вечером 2 апреля. На следующий день во многих регионах Франции началась и трехмесячная забастовка сотрудников служб по вывозу мусора, также выступающих против планов властей лишить их профессиональных льгот, в частности – возможности раннего выхода на пенсию. Пока что представители особо вредных для здоровья профессий, к которым относятся работники коммунальных служб, помимо финансовых льгот имеют право выйти на пенсию на пять, а то и на десять лет раньше, чем позволяет пенсионный возраст.

3 апреля к трехмесячной забастовке присоединились и работники энергетической и газовой отрасли, также протестующие против либерализации рынка труда. А у поддерживающего стачку персонала авиакомпании Air France требования не настолько комплексны: они хотят добиться повышения заработной платы на 6 процентов. Организаторы забастовки надеются, что в ней примут участие представители всех отраслей госсектора.

Опасность
для
Макрона
?

Профсоюзы пытаются надавить на правительство со всех сторон, но особенно опасной для президента Макрона и его премьер-министра Эдуарда Филиппа может стать забастовка железнодорожников. Хотя, согласно опросам, большинство французов одобряют отмену особого статуса работников железнодорожного транспорта и связанных с ним привилегий, эксперты все же предупреждают: если движение поездов, а, следовательно, и
общественная жизнь
во Франции будут парализованы более двух недель, жителей страны охватит беспокойство. Как следствие, усилится давление на правительство страны, и, возможно, оно будет вынуждено пойти на уступки.

Примеров из прошлого более чем предостаточно. Особенно часто в связи с предстоящей забастовкой французские СМИ упоминают осень 1995 года. Тогда недавно вступивший в должность премьер-министр Ален Жюппе предложил радикальную реформу пенсионной системы и социального страхования. Как и реформа Макрона, план Жюппе включал в себя отмену привилегий работникам железнодорожной корпорации SNCF, долг которой на тот момент составлял 25 млрд евро. Затрагивала реформа и другие отрасли общественного сектора. В ответ профсоюзы организовали
всеобщую забастовку
, парализовавшую жизнь страны на несколько недель. В итоге правительству пришлось уступить – изменения в
пенсионную реформу
так и не были внесены. Карьере Жюппе, в первые дни стачки заявившему, что ни о каких послаблениях не может быть и речи, пришел конец.

Контекст

Исход битвы не берется предсказать никто

Но несмотря на множество параллелей, у предстоящей забастовки есть существенные различия с той, которая произошла в 1995 году. В отличие от тогдашнего президента Франции Жака Ширака, Эмманюэль Макрон обещал провести реформу рынка труда еще на этапе предвыборной борьбы. Кроме того, согласно опросам, в стране возросло число жителей, которые после длившихся десятилетиями дебатов о необходимости реформирования трудового законодательства поддерживают предложенные Макроном преобразования.

При этом правительство Франции действует довольно осмотрительно. Несмотря на то, что государственный долг страны приближается к 100 процентам, президент Макрон намерен сократить всего 120 тысяч из почти 5,6 млн рабочих мест в госсекторе в течение четырех лет – до 2022 года.

В то время как расстановка сил перед предстоящим боем в целом ясна, никто из экспертов не отваживается предположить, чем завершится противостояние. Пока ясно лишь одно: если правительство поддастся давлению улицы, запланированная реформа рынка труда, которая, возможно, является краеугольным камнем президентства Макрона, окажется под угрозой срыва. Профсоюзы прекрасно это осознают – и надеются, что в ближайшие недели в стране установится
хорошая погода
. Холодная осень 2017 года мобилизации участников забастовки не способствовала.

    Среднестатистического француза мёдом не корми, дай побастовать. Население 67 – ми миллионной страны, среди которой лишь только

    1 200 000 человек являются миллионерами
    , относит себя по большей части к пролетариату.

    Да и о каких миллионерах во Франции может идти речь, если при оценке общего состояния учитывается стоимость жилья. А учитывая тот факт, что

    стоимость квадратного метра в Париже превышает 10 000 евро
    , то любая унаследовавшая пусть даже небольшую квартирку секретарша с зарплатой в полторы тысячи евро легко переходит в ранг миллионерш.

    Конечно же, всё в мире относительно. Но если вдруг тебе приспичило прикупить квартирку метров в девяносто и даже без вида на Сену,

    ежемесячная выплата
    по кредиту составит около 5000 евро в месяц
    . Откуда и возникает вопрос: относясь к богатой категории населения, ты действительно тот самый нелюбимый пролетариатом жующий рябчиков буржуй, или всё же человек без определённого места жительства?

    Ибо своё личное жильё в Париже тебе явно не светит, если о нём не позаботились предыдущие поколения. Медленно, но верно вкладывая деньги в недвижимость, которая подскочила в цене как минимум в два раза только лишь за последние 10-15 лет.

    Да и не факт, что ты снимешь какую-нибудь «трёшку», площадью в 40 квадратных метров. Потому как даже имея зарплату уровня тех самых буржуев, необходимо ещё иметь всякие там поручительства от состоятельных членов семьи.

    Но, как и полагается хозяевам страны, среднестатистические французы смело продолжают пользоваться благами, созданными предыдущими поколениями, и маршируют с плохо скрытым энтузиазмом на традиционную сезонную тусовку в честь очередного недовольства правительством.

    Надо заметить, что по форме организации эти акции якобы недовольства всё больше и больше напоминают массовые гуляния. С песнями, барбекю и весёлыми размахиваниями французским флагом.

    Поджигание машин и разбитые витрины к этим мероприятиям никакого отношения не имеют, ибо санкционированы соседями нашими меньшими из ближайших пригородов, которые, сидя на шее у государства, чаще всего не имеют причин для недовольства, но тоже хотят массовых празднеств.

    Ну а что касается трудового населения страны, среди которого в государственном секторе занято 22%, то они не могут не воспользоваться этой прекрасной возможностью массового тимбилдинга. Тем более, что зарплата при этом чаще всего у них сохраняется.

    Коллеги из частного сектора могут лишь только тихо завидовать. Синдикаты синдикатами, а будешь бастовать, не видать ни премии, ни продвижения в рамках компании. Посему в случае крайней невозможности дотерпеть до очередного отпуска, можно взять оплачиваемый больничный. И тем самым поиметь себе внеочередной отпуск размером в 19 дней, согласно средней по стране статистике отсутствия по болезни.

    А если к этим девятнадцати добавить ещё 25 рабочих законных отпускных дней, да плюс 10 дней за переработку?

    В общем, каждый выживает как может. Ну или пока госказна тянет, безнадёжно поскрипывая уже здорово проржавевшим механизмом.

    Ну а что касается французских бастующих, то хотя они и относят себя к пролетариату, о благах своего ближнего трудящегося не задумываются совершенно. И также как и местные самоубийцы, бросающиеся под колёса проходящего метро, останавливая тем самым движение на несколько часов, точно так же и митингующие получают особенное удовольствие в выведении страны из привычного ритма в какой-нибудь час пик или во время очередных каникул.

    Ведь ни для кого не секрет, и уж совсем не сюрприз, что местные
    железные дороги
    и печально известная своими забастовками авиакомпания AirFrance, не пропускают ни один отпускной сезон, чтобы не потребовать от государства очередных благ ну или хотя бы сохранения старых. Ведь даже если давным-давно не колесят по стране паровозы на угле, то ту самую надбавку за вредность от работы с углём железнодорожники требует по сей день.

    Вот и на сей раз рискнул Макрон поднять стоимость бензина на 3 сантима, и понеслось.

    При том, что среднестатистической годовой бюджет французской семьи на бензин составляет около 1760 евро в год, являясь второй статьёй расходов после оплаты жилья, нетрудно посчитать, что в месяц они потратят на бензин всего лишь на три с половиной евро больше. Для сравнения, пачка сигарет стоит 8 евро.

    Вот это возникает вопрос, а действительно ли эти три несчастные евро делают бюджетную погоду французской семье? Или же это повод отвлечь нацию от более масштабных вопросов, о которых уже давно пора задуматься на уровне государства?

В субботу во Франции началась серия акций протестов автомобилистов, прозванных «желтыми жилетами» за то, что выходящие на дорогу с протестами люди надевают светоотражающие автомобильные жилеты. Протестующие вышли на дороги во многих регионах страны – Марселе, Тулузе, на парижской кольцевой дороге, в Нормандии и Бретани и других регионах страны, передает Le Figaro.

По данным МВД Франции, по состоянию на утро в республике проходит более 1 тыс. акций автомобилистов, в которых участвуют более 50 тыс. человек. Об этом сообщает газета Le Monde. Никаких стратегически важных дорожных путей перекрыто не было, подчеркнул министр внутренних дел Кристоф Кастанер. Между тем в департаменте Савойя на юго-востоке Франции скончался протестующий. Его сбила женщина, которая везла свою дочь к доктору. Когда по окну ее авто начали стучать манифестанты, водитель запаниковала и въехала в толпу протестующих. Сейчас женщина находится в отделе полиции в состоянии шока, ее допросят полицейские.

Всего в результате наездов и других инцидентов в ходе протестов пострадали порядка 17 человек, включая полицейского, который был ранен в столкновении с разгневанными автомобилистами, передает телеканал BFMTV.

Новый вид протестов

Французы, выступающие против повышения цен на топливо, планировали организовать около 1,5 тыс. акций протеста по всей Франции, сообщало накануне AFP со ссылкой на неназванные источники в полиции. Манифестанты не координируют свои действия в рамках единой структуры, как обычно это происходит во Франции, а общаются через
социальные сети
. Поэтому понять, где и в каком количестве соберутся манифестанты, сложно, утверждали правоохранители. По их словам, это обстоятельство усложняло принимать меры для контроля за ситуацией. Существует серьезный риск перекрытия протестующими дорог в разных регионах и, как следствие, транспортного паралича Франции, передавал французский телеканал BFM TV.

Как указывает газета Libération, у движения автомобилистов нет единого лидера и оно было организованно спонтанно через социальные сети, включая Facebook. В качестве одного из главных участников движения «желтых жилетов» французские СМИ упоминают Присциллу Людоски, предпринимателя c cевера страны. Ее обращение с призывом понизить цены на топливо собрало более 750 тыс. подписей. «Государство не должно забывать, что работает на
простых людей
, а не на лоббистов», – сказала Людоски в интервью газете Le Parisien. – Нельзя требовать от людей, чтобы они перестали пользоваться своими машинами и на следующий день взяли кредит на покупку электромобилей, которые, кстати, тоже загрязняют окружающую среду».

Министерство внутренних дел выделит дополнительно 30 отрядов
быстрого реагирования
, чтобы поддержать региональные силы правопорядка. МВД и Министерство транспорта будут тесно координировать свои действия, чтобы избежать трудностей при перемещениях по стране, уточняет Le Figaro. Власти не позволят протестующим нарушать права других граждан и их свободу передвижения, и полиция готова предотвратить такие попытки, заверил глава МВД Кристоф Кастанер. Правительство уважает право граждан на протест, но блокировать дороги недопустимо, подтвердил ​премьер-министр республики Эдуар Филипп.

Почему протестуют французы

Согласно планам правительства, в
следующем году
налог на дизельное топливо вырастет на 6,5%, а на бензин – на 2,9%. Такие действия власти предпринимают с целью борьбы с загрязнением атмосферы. «Еще в ходе президентской кампании мы говорили о намерениях прогрессивно повышать налог на бензин, а следовательно, на углероды, и таким образом будем препятствовать загрязнению окружающей среды», – объяснил позицию правительства премьер Эдуар Шарль Филипп (цитаты по Le Monde).

За
последний год
цены на бензин во Франции выросли на 10–15%, передает радио RFI. Наиболее популярное в стране дизельное топливо подорожало на 24%, сейчас стоимость литра часто превышает €1,6. В среднем по стране стоимость литра бензина SP-95 (примерный аналог АИ-95) и дизельного топлива составляет €1,48.

Президент Эмманюэль Макрон защищает решение повысить налоги. «Люди выступают против налогов на топливо, но призывают бороться с загрязнением окружающей среды из-за того, что их дети страдают от болезней», – обратил внимание президент. Макрон также напомнил, что цена бензина на 70% зависит от цен на нефть. ​

Введение экологического налога стоит рассматривать в контексте более масштабных преобразований Макрона, сказал РБК ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Реформы президента затрагивают сферы социального страхования, образования, рынка труда, больниц и пенсий, напомнил эксперт. Кроме того, уточнил Федоров, эти изменения проводятся на фоне сокращения государственных расходов, чтобы снизить дефицит бюджета страны. «В целом такой комплекс мер привел к недовольству политикой Макрона в разных слоях населения, включая пенсионеров и госслужащих, – сказал Федоров. – Повышение налога на топливо, которое ударило по карману обычных французов, особенно в провинции, где люди чаще пользуются автомобилями, стало спусковым крючком новой волны протестов».

Как скажутся протесты на имидже Макрона

Протесты проходят на фоне падения рейтинга президента. Согласно опросу, подготовленному компанией YouGov для издания Huffington Post, положительно оценивает деятельность главы республики 21%. Негативное отношение к Макрону демонстрирует 61% французов – рекордно высокий показатель за полтора года его президентства, отмечается в исследовании, опубликованном 1 ноября.

В интервью телеканалу CNN Макрон отстаивает избранный им курс. По мнению президента, предлагаемые реформы могут быть непопулярными, однако являются необходимыми для Франции. «Меня избрали потому, что все мои предшественники или не смогли провести эти реформы, или даже не попытались их провести, – сказал он. – Я убежден, что в конце концов французы начнут постепенно осознавать смысл того, что мы делаем, и что это вносит позитивный вклад в развитие страны».

Макрон вложил много сил в реализацию реформ, и обратить этот курс вспять уже не представляется возможным, убежден Сергей Федоров. Опасность для президента сегодня представляют не только уличные протесты, но и возможное неудачное выступление на выборах в Европейский парламент в мае 2019 года. «Французы, вероятно, используют это голосование как возможность выразить протест действиям властей, а это ударит по планам Макрона по ускорению европейской интеграции», – пояснил Федоров. И указал, что свое представительство в Европарламенте на следующих выборах могут увеличить ультраправые партии, оппонирующие курсу французского лидера.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
    ;
  • Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
    ;
  • Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
    ;
  • Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
    ;
  • Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
    ;
  • Поиск инн организации по названию
    ;
  • Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
    ;
  • Измерение величин Измеряется s в физике
    ;

Частые вопросы

Почему во Франции забастовка?

Протесты против пенсионной реформы во Франции — серия всеобщих забастовок и демонстраций, организованных во Франции с 19 января 2023 года лидерами официальных профсоюзов правительства Борн, предполагающей повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет. Ещё до демонстраций забастовку объявили на государственных АЭС.

Почему в Париже забастовки?

В Париже в субботу вечером продолжились столкновения протестующих с полицией из-за президентской инициативы по повышению пенсионного возраста. Люди вышли на улицы по всей стране. В столице полицейские применили слезоточивый газ, а протестующие поджигали накопившийся из-за забастовок мусор.

Чем Франция привлекает туристов?

Франция привлекает туристов из разных стран мира своими многочисленными музеями, средневековыми замками, величественным Версалем, таинственным Нотр-Дамом, а также удивительным разнообразием природного ландшафта: горы и реки, долины Луары и пляжи Ниццы, скалистые берега Бретани и своеобразие Эльзаса.

Что за праздник 8 мая во Франции?

"Осада Парижа": как французские фермеры борются за свои права“Осада Парижа”: как французские фермеры борются за свои права

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю забастовок во Франции, чтобы понять их причины и особенности. Это поможет вам лучше понять текущую ситуацию и возможные пути решения проблем.

СОВЕТ №2

Изучите позиции различных сторон конфликта, чтобы получить более объективное представление о причинах забастовок и возможных путях их разрешения.

СОВЕТ №3

Обратитесь к экспертам и аналитикам, чтобы получить профессиональные комментарии и анализ ситуации с забастовками во Франции. Это поможет вам получить более глубокое понимание проблемы и возможных решений.

Оцените статью
Добавить комментарий