3 й крестовый поход еще известен как. Третий крестовый поход – кратко

Весть о том, что совершилось на Востоке, получена была в Европе не сразу, и движение началось на Западе не раньше 1188 г. Первые известия о событиях в Святой Земле пришли в Италию. Для римского папы в то время не оставалось возможности колебаться. Вся церковная политика в XII столетии оказалась ложною, все средства, употребленные христианами для удержания Святой Земли, были напрасны. Необходимо было поддержать и честь церкви, и дух всего западного христианства. Невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа принял под свое покровительство идею поднятия Третьего крестового похода. В ближайшее время было составлено несколько определений, имевших целью распространить мысль о крестовом походе по всем западным государствам. Кардиналы, пораженные событиями на Востоке, дали папе слово принять участие в поднятии похода и проповедуя его пройти
босыми ногами
по Германии, Франции и Англии. Папа же решился употребить все церковные средства к тому, чтобы облегчить участие в походе по возможности всем сословиям. Для этого было сделано распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов.

Известно, что Третий поход осуществился при обстоятельствах более благоприятных, чем первые два. В нем принимали участие три коронованные особы – император германский Фридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский – Ричард Львиное Сердце . Не было в походе только общей руководящей идеи. Движение крестоносцев в Святую Землю направлялось разными путями, да и самые цели вождей, участвовавших в походе, были далеко не одинаковы. Вследствие этого история Третьего похода распадается на отдельные эпизоды: движение англо-французское, движение германское и осада Акры. Существенный вопрос, долго препятствовавший французскому и английскому королям прийти к соглашению насчет похода, зависел от взаимных отношений Франции и Англии в XII столетии. Дело в том, что на английском престоле сидели Плантагенеты, графы Анжу и Мена, получившие английский престол вследствие брака одного из них на наследнице Вильгельма Завоевателя . Всякий
английский король
, оставаясь в то же время графом Анжу и Мена, герцогом Аквитании и присоединенной сюда еще Гиени, должен был давать французскому королю ленную присягу на эти земли. Ко времени Третьего похода английским королем был Генрих II Плантагенет , а французским – Филипп II Август . Оба короля находили возможность вредить один другому благодаря тому обстоятельству, что земли их во Франции были смежны. У английского короля правителями его французских областей были два его сына Иоанн и Ричард . Филипп заключил с ними союз, вооружил их против отца и не раз ставил Генриха Английского в весьма затруднительное положение. За Ричарда была сосватана сестра французского короля Алиса, которая жила тогда в Англии. Разнесся слух, что Генрих II вступил в связь с невестой своего сына; понятно, что подобного рода слух должен был оказывать влияние на расположение Ричарда к Генриху II . Французский король воспользовался этим обстоятельством и начал раздувать вражду между сыном и отцом. Он подстрекал Ричарда , и последний изменил своему отцу, дав ленную присягу французскому королю; этот факт способствовал только большему развитию вражды между французским и английским королями. Было еще одно обстоятельство, препятствовавшее обоим королям подать возможно
скорую помощь
восточным христианам. Французский король , желая запастись значительными денежными средствами для предстоящего похода, объявил в своем государстве особый налог под именем “Саладиновой десятины”. Этот налог распространялся на владения самого короля, светских князей и даже на духовенство; никто, в виду важности предприятия, не освобождался от платы “Саладиновой десятины”. Наложение десятины на церковь, которая никогда не платила никаких налогов, а сама еще пользовалась сбором десятины, возбудило недовольство среди духовенства, которое и начало ставить преграду этой мере и затруднять королевских чиновников в сборе “Саладиновой десятины”. Но тем не менее эта мера была довольно успешно проведена как во Франции, так и в Англии и дала много средств для Третьего крестового похода.

Между тем, во время сборов, нарушаемых войной и внутренними восстаниями, умер английский король Генрих II (1189 г.), и наследство английской короны перешло в руки Ричарда , друга французского короля. Теперь оба короля могли смело и дружно приступить к осуществлению идей Третьего крестового похода. В 1190 г. короли выступили в поход. На успех Третьего крестового похода
большое влияние
оказало участие английского короля. Ричард , человек в высшей степени энергичный, живой, раздражительный, действовавший под влиянием страсти, был далек от идеи общего плана, искал прежде всего рыцарских подвигов и славы. В самых сборах его к походу слишком рельефно отразились черты его характера. Ричард окружил себя блестящей свитой и рыцарями, на свое войско, по свидетельству современников, он издерживал в один день столько, сколько другие короли издерживали в месяц. Собираясь в поход, он все переводил на деньги; свои владения он или отдавал в аренду, или закладывал и продавал. Таким образом, он действительно собрал громадные средства; его войско отличалось хорошим вооружением. Казалось бы, что хорошие денежные средства и многочисленное вооруженное войско должны были обеспечить успех предприятия. Часть английского войска отправилась из Англии на кораблях, сам же Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем и направить свой путь через Италию. Движение это началось летом 1190 г. Оба короля предполагали идти вместе, но многочисленность войска и возникшие при доставке пропитания и фуража затруднения заставили их разделиться. Французский король шел впереди и в сентябре 1190 г. прибыл в Сицилию и остановился в Мессине, поджидая своего союзника. Когда прибыл сюда и английский король , движение союзного войска было задержано теми соображениями, что начинать поход осенью по морю неудобно; таким образом оба войска провели осень и зиму в Сицилии до весны 1191 г.

Третий крестовый поход (1189-1192) был инициирован римскими папами Григорием VIII и (после смерти Григория VIII) Климентом III. В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов – германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог – Леопольд V (герцог Австрии) и английский король Ричард I Львиное Сердце. Третьему Крестовому походу предшествовал захват Саладином Иерусалима в октябре 1187 года. Записи очевидцев осады Иерусалима гласят:

Нас было около 20 тысяч. Мы шли прямо к святому городу, дабы забрать ковчег у неверных и передать его во власть Папы.Мы подошли близко к святому городу и уже видели его стены.Перед нами предстал отряд из трехсот войнов.Все они были одеты в белоснежные одежды, а капбшены закрывали их лица до носа.Мы посмеялись над армией неверных и смело пошли в бой.но наше лицемерство было рассеяно, когда первые шеренги наших войск пали,а белоснежные войны не получили и царапины.Они сражались подоно бесам, лешко перепрыгивали через 2 а то и три шеренги, убивая людей лишь косанием ладони.Когда седьмая часть нашего войска полегла в бою они обнажили сабли.Никто из нас никогда не видел таких солдат.С трудом нам удалось убить пятерых, а шестого мы взяли в плен во время отступления.Из 20 тысяч самых лучших войнов вернулось в лагерь лишь 5 тысяч.Я благорен всевышнему ха то, что мне посчастливилось выжить в том страшном бою.Когда мы доставили пленника в лагерь и рассказали командиру про наше поражение он пожелал незамедлительно поговорить с плеником.Пленник сказал всего несколько слов на незнакомом мне языке, после чего на его одежде проступили кровавые пятна.Когда мы поняли, что он мертв,командир приказал раздеть его и осмотреть оружие.На правом запястье мы обнаружили потайное лезвие, а на теле был кожаный желет, похожи на карсет.На нем крепилось 5 ножей.4 ударили пленника в сердце, а пятый вонзился в горло.на утро следующего дня мы обнаружили, что в живых осталось лишь несколько десятков человек.Никаких следов ведущих к городу мы не обнаружили.Солдаты начали бояться этой земли и молили командира отступить.Но командир был строг и приказал ждать войска, которые идуь на на помошь.мы провели на этой
страшной земле
еще 2 недели, но никого не потеряли, все были живы и здоровы.К нам присоединился отряд из 5 тысяч войнов и мы снова отправились к стенам города.в этот раз мы не встретили тех белоснежных войнов и безпрепятственно вошли в город.В городе не было ни одного человека, склады были полны еды, конюшни были полны лошадьми.Мы вошли в городской форт и разбили там лагерь.На утро выжило всего 500 человек. Наш командир так же был убит. В войске наступила паника и мы отступили со святой земли, дав себе клятву, не приходить сюда более.

Для удобства чтения текст переведен в художественном стиле.

Положение христианских государств на Востоке. Война с Саладином

Между тем в самих христианских государствах Палестины замечается внутреннее разложение, которым и пользуются соседние мусульманские властители. Распущенность нравов в антиохийском и иерусалимском княжествах обнаруживается особенно резко после окончания Второго крестового похода. К несчастью, как в Иерусалимском, так и в Антиохийском государствах во главе правления стоят женщины: в Иерусалимском – королева Мелизинда, мать Балдуэн III; в Антиохийском с 1149 г. – Констанция, вдова князя Раймунда. Начинаются придворные интриги, престол окружают временщики, у которых недоставало ни желания, ни умения стать выше интересов партии. Мусульмане же, видя безуспешность попыток европейских христиан освободить Святую Землю, начали наступать на Иерусалим и Антиохию с большей решительностью; особенную известность и роковое значение для христиан приобрел с середины XII столетия Нуредин, эмир Алеппо и Моссула, стоявший гораздо выше христианских государей по своему характеру, уму и пониманию исторических задач мусульманского мира.

Нуредин обратил все свои силы против антиохийского княжества. В войне Раймунда Антиохийского с Нуредином, которая велась в течение 1147-1149 гг., антиохийцы не раз были разбиты наголову, в 1149 г. пал в одном из сражений сам Раймунд. С тех пор положение дел в Антиохии стало не лучше, чем в Иерусалиме. Все события второй половины XII столетия на Востоке группируются главнейшим образом около величественной импозантной фигуры Нуредина, которого затем сменяет не менее величественный Саладин. Владея Алеппо и Моссулом, Нуредин не ограничивается тем, что стесняет антиохийское княжество, он обращает внимание и на положение королевства Иерусалимского. Еще в 1148 г. иерусалимский король, направив Конрада на Дамаск, сделал большую ошибку, которая дает себя чувствовать сейчас же после Второго крестового похода. Она повлекла за собою весьма печальный исход: Дамаск, теснимый иерусалимскими крестоносцами, входит в соглашение с Нуредином, который делается владетелем всех крупнейших городов и главнейших областей, принадлежащих мусульманам. Когда Нуредин захватил в свои руки Дамаск и когда мусульманский мир увидел в Нуредине самого крупного своего представителя, положение Иерусалима и Антиохии постоянно висело на волоске. Из этого можно видеть, как непрочно было положение восточных христиан и как оно постоянно вызывало необходимость содействия со стороны Запада. В то время как Палестина постепенно переходила в руки Нуредина, на севере возрастали притязания со стороны византийского царя Мануила Комнина, который не упускал из виду вековой византийской политики и употреблял все меры, чтобы вознаградить себя за счет ослабевших христианских княжеств. Рыцарь в душе, человек в высшей степени энергичный, любящий славу, царь Мануил готов был осуществлять политику восстановления Римской империи в ее старых пределах. Он неоднократно предпринимал походы на Восток, которые были для него весьма удачны. Его политика клонилась к тому, чтобы постепенно соединить антиохийское княжество с Византией. Это видно между прочим из того, что после смерти первой своей жены, сестры короля Конрада III, Мануил женится на одной из антиохийских принцесс. Вытекавшие отсюда отношения должны были в конце концов привести Антиохию под власть Византии. Таким образом, как на юге, вследствие успехов Нуредина, так и на севере, вследствие притязаний византийского царя, христианским княжествам во второй половине XII столетия угрожал близкий конец. Само собой разумеется, что трудное положение христианского Востока не оставалось неизвестным на Западе, и отношение византийского царя к христианам не могло не возбуждать ненависти к нему со стороны западных европейцев. Против Византии, таким образом, все более и более раздавались на Западе враждебные голоса.

Новое направление делам на Востоке дал Саладин; при нем произошло соединение египетского халифата с багдадским. Саладин обладал всеми качествами, которые нужны были для того, чтобы осуществить идеальные задачи мусульманского мира и восстановить преобладание ислама. Характер Саладина выясняется из истории Третьего крестового похода, из его отношений к английскому королю Ричарду Львиное Сердце. Саладин напоминает черты рыцарского характера, а по своей политической сообразительности он стоял далеко выше своих врагов-европейцев. Не в первый раз во время Третьего крестового похода Саладин является врагом христиан. Он начал свою деятельность еще во время Второго крестового похода; он участвовал в войнах Зенги и Нуредина против христиан. После окончания Второго крестового похода он отправился в Египет, где приобрел
большое значение
и влияние на дела и скоро захватил в свои руки высшее управление в халифате, поддерживая в то же время связи и отношения с халифатом багдадским. После смерти Нуредина его сыновья затеяли междуусобную борьбу. Саладин воспользовался этими раздорами, явился в Сирию с войсками и предъявил свои притязания на Алеппо и Моссул. Враг христиан, прославивший себя как завоеватель, Саладин соединил вместе с обширными владениями и грозными военными силами энергию, ум и глубокое понимание политических обстоятельств. Взоры всего мусульманского мира обратились на него; на нем покоились надежды мусульман, как на человека, который мог восстановить утерянное мусульманами политическое преобладание и возвратить отнятые христианами владения. Земли, завоеванные христианами, были одинаково священны как для египетских, так и для азиатских мусульман. Религиозная идея была столько же глубока и реальна на Востоке, сколько и на Западе. С другой стороны, и Саладин глубоко понимал, что возвращение этих земель мусульманам и восстановление сил мусульманства Малой Азии возвысит его авторитет в глазах всего мусульманского мира и даст прочное основание его династии в Египте. Таким образом, когда Саладин захватил в свои руки Алеппо и Моссул в 1183 г., для христиан настал весьма важный момент, в который им приходилось разрешить весьма серьезные задачи. Но христианские князья были далеко ниже своей роли и своих задач. В то время, когда со всех сторон они были окружены враждебным элементом, они находились в самых неблагоприятных условиях для того, чтобы оказать сопротивление своим врагам: между отдельными княжествами не только не было солидарности, но они находились в крайней деморализации; нигде не было такого простора для интриг, честолюбия, убийств, как в восточных княжествах. Примером безнравственности может служить Иерусалимский патриарх Ираклий, который не только напоминал собой самых дурных римских пап, но во многом превосходил их: он открыто жил со своими любовницами и расточал на них все свои средства и доходы; но он был не хуже других; не лучше были князья, бароны, рыцари и духовные лица. Припомним знатного тамплиера Роберта Сент-Олбанского, который, приняв мусульманство, перешел на службу Саладина и занял высокое положение в его войске. Полная распущенность нравов господствовала среди тех людей, на которых лежали весьма серьезные задачи в виду наступавшего грозного неприятеля. Бароны и рыцари, преследовавшие свои личные эгоистические интересы, не считали нисколько зазорным в самые важные моменты, во время битвы, оставлять ряды христианских войск и переходить на сторону мусульман. Это абсолютное непонимание событий было на руку такому дальновидному и умному политику, как Саладин, который вполне понял положение дел и оценил всю их важность.

Если среди рыцарей и баронов можно было ожидать измены и коварства, то и главные вожди, князья и короли, были не лучше их. В Иерусалиме сидел Балдуэн IV, человек, лишенный всякого политического смысла и энергии, который хотел отказаться от своего княжения и вместо себя намерен был короновать своего малолетнего сына Бодуэна V; при этом возник спор из-за опеки: спорили Гвидо Лузиньян, зять Бодуэна IV, и Раймунд, граф Триполи. Представителем полного произвола служит Рено де Шатильон, который совершал разбойничьи набеги на торговые мусульманские караваны, шедшие из Египта; мало того, что своими набегами Райнальд возбуждал мусульман против христиан, но он наносил существенный вред самим христианским княжествам, которые жили этими караванами, и подрывал в самом корне торговлю Тира, Сидона, Аскалона, Антиохии и других приморских христианских городов. Во время одной из подобных экскурсий, которые Райнальд совершал из своего замка, он ограбил караван, в котором находилась и мать Саладина. Это обстоятельство и можно считать ближайшим мотивом, вызвавшим столкновение между мусульманским повелителем и христианскими князьями. Саладин и раньше указывал иерусалимскому королю на недостойные поступки Рено де Шатильон, но у короля не было средств, чтобы обуздать барона. Теперь, когда Саладину было нанесено оскорбление чести и родственного чувства, он, невзирая на перемирие, которое было заключено между ним и христианскими князьями, объявил христианам войну не на живот, а на смерть. События, которыми сопровождалась эта война, относятся к 1187 г. Саладин решился наказать иерусалимского короля, как за проступки Рено де Шатильон, так и вообще за то, что он поддерживает еще тень независимого владетеля. Войска его подвигались из Алеппо и Моссула и были сравнительно с силами христиан весьма значительны. В Иерусалиме можно было набрать всего до 2 тысяч рыцарей и до 15 тысяч пехоты, но и эти незначительные силы не были местные, а составлялись из приезжих европейцев.

В битве 5 июля 1187 г., когда решалась участь всего христианства, не обошлось в христианском войске без отвратительной измены. Близ города Тивериады, когда два враждебных войска стояли одно против другого, готовые вступить в битву, многие из князей, увидя, что мусульманское войско превосходит их численностью, и считая сомнительным и даже невозможным для себя успех битвы, перебежали на сторону Саладина, в том числе и Раймунд. Само собою разумеется, что при таком положении дела христиане не могли выиграть битвы; все христианское войско было уничтожено; король иерусалимский и князь антиохийский попались в плен. Все пленные были обречены Саладином на
смертную казнь
; одному королю иерусалимскому была дарована жизнь. Ничтожная горсть христиан, которая спаслась от несчастной участи бегством, часть горожан и простых рыцарей, не могла принять на себя защиту христианских земель. Саладину в короткое время удалось завладеть всеми береговыми замками и крепостями, которыми владели христиане на берегу Средиземного моря. В руках христиан оставался пока только один Иерусалим, который, как внутреннее княжество, представлял собой не такой важный пункт в политическом отношении, чтобы Саладин мог им весьма дорожить; глубокий политический ум Саладина ясно понимал всю важность приморских торговых укрепленных пунктов. Завладев этим пунктами (Бейрут, Сидон, Яффа, Аскалон), отрезав христиан от сообщения с западной Европой, Саладин без препятствий мог завладеть и внутренними пунктами. Отнимая приморские города, Саладин уничтожил везде христианские гарнизоны и заменял их мусульманскими. В руках христиан остались еще кроме Иерусалима Антиохия, Триполи и Тир.

В сентябре 1187 г. Саладин подступил к Иерусалиму. Горожане думали сопротивляться, поэтому отвечали уклончиво на предложение Саладина сдать город под условием дарования осажденным свободы. Но когда началась тесная осада города, христиане, лишенные организующих сил, увидели всю невозможность сопротивления и обратились к Саладину с мирными переговорами. Саладин соглашался за выкуп даровать им свободу и жизнь, причем мужчины платили по 10 золотых монет, женщины – по 5, дети – по 2. Иерусалим был взят Саладином 2 октября. После взятия Иерусалима он не мог больше встретить препятствий к завоеванию остальных христианских земель. Тир удержался благодаря лишь тому, что его защищал прибывший из Константинополя граф Конрад из дома Монтферратских герцогов, отличавшийся умом и энергией.

Подготовка к походу

Весть о том, что совершилось на Востоке, получена была в Европе не сразу, и движение началось на Западе не раньше 1188 г. Первые известия о событиях в Святой Земле пришли в Италию. Для римского папы в то время не оставалось возможности колебаться. Вся церковная политика в XII столетии оказалась ложною, все средства, употребленные христианами для удержания Святой Земли, были напрасны. Необходимо было поддержать и честь церкви, и дух всего западного христианства. Невзирая ни на какие затруднения и препятствия, папа принял под свое покровительство идею поднятия Третьего крестового похода. В ближайшее время было составлено несколько определений, имевших целью распространить мысль о крестовом походе по всем западным государствам. Кардиналы, пораженные событиями на Востоке, дали папе слово принять участие в поднятии похода и проповедуя его пройти босыми ногами по Германии, Франции и Англии. Папа же решился употребить все церковные средства к тому, чтобы облегчить участие в походе по возможности всем сословиям. Для этого было сделано распоряжение о прекращении внутренних войн, рыцарям облегчена была продажа ленов, отсрочено взыскание долгов, объявлено, что всякое содействие освобождению христианского Востока будет сопровождаться отпущением грехов.

Известно, что Третий поход осуществился при обстоятельствах более благоприятных, чем первые два. В нем принимали участие три коронованные особы – император германский Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский – Ричард Львиное Сердце. Не было в походе только общей руководящей идеи. Движение крестоносцев в Святую Землю направлялось разными путями, да и самые цели вождей, участвовавших в походе, были далеко не одинаковы. Вследствие этого история Третьего похода распадается на отдельные эпизоды: движение англо-французское, движение германское и осада Акры. Существенный вопрос, долго препятствовавший французскому и английскому королям прийти к соглашению насчет похода, зависел от взаимных отношений Франции и Англии в XII столетии. Дело в том, что на английском престоле сидели Плантагенеты, графы Анжу и Мена, получившие английский престол вследствие брака одного из них на наследнице Вильгельма Завоевателя. Всякий английский король, оставаясь в то же время графом Анжу и Мена, герцогом Аквитании и присоединенной сюда еще Гиени, должен был давать французскому королю ленную присягу на эти земли. Ко времени Третьего похода английским королем был Генрих II Плантагенет, а французским – Филипп II Август. Оба короля находили возможность вредить один другому благодаря тому обстоятельству, что земли их во Франции были смежны. У английского короля правителями его французских областей были два его сына Иоанн и Ричард. Филипп заключил с ними союз, вооружил их против отца и не раз ставил Генриха Английского в весьма затруднительное положение. За Ричарда была сосватана сестра французского короля Алиса, которая жила тогда в Англии. Разнесся слух, что Генрих II вступил в связь с невестой своего сына; понятно, что подобного рода слух должен был оказывать влияние на расположение Ричарда к Генриху II. Французский король воспользовался этим обстоятельством и начал раздувать вражду между сыном и отцом. Он подстрекал Ричарда, и последний изменил своему отцу, дав ленную присягу французскому королю; этот факт способствовал только большему развитию вражды между французским и английским королями. Было еще одно обстоятельство, препятствовавшее обоим королям подать возможно скорую помощь восточным христианам. Французский король, желая запастись значительными денежными средствами для предстоящего похода, объявил в своем государстве особый налог под именем “Саладиновой десятины”. Этот налог распространялся на владения самого короля, светских князей и даже на духовенство; никто, в виду важности предприятия, не освобождался от платы “Саладиновой десятины”. Наложение десятины на церковь, которая никогда не платила никаких налогов, а сама еще пользовалась сбором десятины, возбудило недовольство среди духовенства, которое и начало ставить преграду этой мере и затруднять королевских чиновников в сборе “Саладиновой десятины”. Но тем не менее эта мера была довольно успешно проведена как во Франции, так и в Англии и дала много средств для Третьего крестового похода.

Между тем, во время сборов, нарушаемых войной и внутренними восстаниями, умер английский король Генрих II (1189 г.), и наследство английской короны перешло в руки Ричарда, друга французского короля. Теперь оба короля могли смело и дружно приступить к осуществлению идей Третьего крестового похода. В 1190 г. короли выступили в поход. На успех Третьего крестового похода большое влияние оказало участие английского короля. Ричард, человек в высшей степени энергичный, живой, раздражительный, действовавший под влиянием страсти, был далек от идеи общего плана, искал прежде всего рыцарских подвигов и славы. В самых сборах его к походу слишком рельефно отразились черты его характера. Ричард окружил себя блестящей свитой и рыцарями, на свое войско, по свидетельству современников, он издерживал в один день столько, сколько другие короли издерживали в месяц. Собираясь в поход, он все переводил на деньги; свои владения он или отдавал в аренду, или закладывал и продавал. Таким образом, он действительно собрал громадные средства; его войско отличалось хорошим вооружением. Казалось бы, что хорошие денежные средства и многочисленное вооруженное войско должны были обеспечить успех предприятия. Часть английского войска отправилась из Англии на кораблях, сам же Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королем и направить свой путь через Италию. Движение это началось летом 1190 г. Оба короля предполагали идти вместе, но многочисленность войска и возникшие при доставке пропитания и фуража затруднения заставили их разделиться. Французский король шел впереди и в сентябре 1190 г. прибыл в Сицилию и остановился в Мессине, поджидая своего союзника. Когда прибыл сюда и английский король, движение союзного войска было задержано теми соображениями, что начинать поход осенью по морю неудобно; таким образом оба войска провели осень и зиму в Сицилии до весны 1191 г.

Начало похода

Пребывание
союзных войск
в Сицилии должно было показать как самим королям, так и окружающим их лицам всю невозможность совместных действий, направленных к одной и той же цели. В Мессине Ричард начал ряд торжеств и праздников и своими поступками поставил себя в ложное положение по отношению к норманнам. Он хотел распоряжаться как полновластный повелитель страны, причем английские рыцари позволяли себе насилия и произвол. В городе не замедлило вспыхнуть движение, которое угрожало обоим королям; Филипп едва успел потушить восстание, явившись примиряющим посредником между двух враждебных сторон. Было еще одно обстоятельство, которое поставило Ричарда в ложное положение как по отношению к французскому, так и германскому королям, это притязания его на норманнскую корону. Наследница норманнской короны, дочь Рожера и тетка Вильгельма II, Констанца, вышла замуж за сына Фридриха Барбароссы Генриха VI, будущего германского императора; таким образом германские императоры этим брачным союзом узаконили свои притязания на норманнскую корону.

Между тем Ричард по прибытии в Сицилию заявил свои притязания на норманнские владения. Фактически он обосновывал свое право тем, что за умершим Вильгельмом II была замужем Иоанна, дочь английского короля Генриха II и сестра самого Ричарда. Временный узурпатор норманнской короны, Танкред, держал в почетном заключении вдову Вильгельма. Ричард потребовал выдать ему сестру и заставил Танкреда дать ему выкуп за то, что английский король оставил за ним фактическое обладание норманнской короной. Этот факт, возбудивший вражду между английским королем и германским императором, имел большое значение для всей последующей судьбы Ричарда.

Все это ясно показало французскому королю, что ему не удастся действовать по одному плану с королем английским. Филипп считал невозможным, ввиду критического положения дел на Востоке, оставаться далее в Сицилии и ожидать английского короля; в марте 1191 г. он сел на корабли и переправился в Сирию.
Главная цель
, к которой стремился французский король, был город Птолемаида (французская и немецкая форма – Accon, русская – Акра). Этот город в течение времени от 1187-1191 гг. был главным пунктом, на котором сосредоточивались виды и надежды всех христиан. С одной стороны к этому городу направлялись все силы христиан, с другой – сюда стягивались мусульманские полчища. Весь Третий поход сосредоточился на осаде этого города; когда весной 1191 г. прибыл сюда французский король, казалось, что главное направление дел дадут французы.

Король Ричард не скрывал, что он не желает действовать заодно с Филиппом, отношения к которому особенно охладели после того, как французский король отказался от женитьбы на его сестре. Флот Ричарда, отплывшего из Сицилии в апреле 1191 г., был захвачен бурей, и корабль, на котором ехала новая невеста Ричарда, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр. Остров Кипр находился в это время во власти Исаака Комнина, который отложился от византийского императора того же имени. Исаак Комнин, узурпатор Кипра, не различал друзей и врагов императора, а преследовал свои личные эгоистические интересы; он объявил своей пленницей невесту английского короля. Таким образом, Ричард должен был начать войну с Кипром, которая была для него непредвиденна и неожиданна и которая потребовала от него много времени и сил. Завладев островом, Ричард заковал в серебряные цепи Исаака Комнина; начался ряд торжеств, сопровождавших триумф английского короля. Это было в первый раз, что английская нация приобрела территориальное владение на Средиземном море. Но само собою разумеется, что Ричард не мог рассчитывать на долгое обладание Кипром, который находился на таком большом расстоянии от Британии. В то время, когда Ричард праздновал на Кипре свою победу, когда он устраивал торжество за торжеством, в Кипр прибыл титулярный король Иерусалима Ги де Лузиньян; мы называем его титулярным королем потому, что de facto он не был уже королем Иерусалима, он не имел никаких территориальных владений, а носил только имя короля. Ги де Лузиньян, прибывший в Кипр, чтобы заявить знаки преданности английскому королю, увеличил блеск и влияние Ричарда, который и подарил ему остров Кипр.

Побуждаемый Ги де Лузиньяном, Ричард оставил наконец Кипр и прибыл к Акре, где два года вместе с другими христианскими князьями принимал участие в бесполезной осаде города. Сама идея осады Акры была в высшей степени непрактична и прямо бесполезна. В руках христиан были еще приморские города Антиохия, Триполи и Тир, которые и могли обеспечивать им сообщение с Западом. Эта идея бесполезной осады была внушена эгоистическим чувством таких интриганов, как Ги де Лузиньян. В нем возбуждало зависть, что в Антиохии был свой князь, Триполи – владел другой, в Тире сидел Конрад из дома герцогов Монтферратских, а у него, иерусалимского короля, не было ничего, кроме одного имени. Этой чисто эгоистической целью и объясняется его приезд к английскому королю на остров Кипр, где он щедро расточал перед Ричардом заявления чувств преданности и старался расположить в свою пользу английского короля. Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей Третьего крестового похода; они бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, вполне бесполезного, которым хотели наградить Ги де Лузиньяна.

Начало движения Фридриха Барбароссы

Большим несчастьем для всего крестового похода было то, что в нем вместе с английским и французским королем не мог принять участия старый тактик и умный политик Фридрих Барбаросса. Узнав о положении дел на Востоке, Фридрих I начал готовиться к крестовому походу; но он начал дело не так, как другие. Он отправил посольства к византийскому императору, к иконийскому султану и к самому Саладину. Отовсюду были получены благоприятные ответы, ручавшиеся за успех предприятия. Если бы в осаде Акры участвовал Фридрих Барбаросса, ошибка со стороны христиан была бы им устранена. Дело в том, что Саладин обладал отличным флотом, который доставлял ему из Египта все припасы, а войска шли к нему из середины Азии – из Месопотамии; само собою разумеется, что при таких условиях Саладин мог успешно выдержать самую продолжительную осаду приморского города. Вот почему все сооружения западных инженеров, башни и тараны, все напряжение сил, тактики и ума западных королей – все пошло прахом, оказалось несостоятельным в осаде Акры. Фридрих Барбаросса внес бы в дело крестового похода идею практики и, по всему вероятию, направил бы свои силы туда, куда следовало: войну нужно было вести внутри Азии, ослаблять силы Саладина внутри страны, где находился самый источник пополнения его войск.

Крестовый поход Фридриха Барбароссы был предпринят с соблюдением всех мер предосторожности, обеспечивавших возможно меньшую потерю сил на пути через византийские владения. Фридрих заключил предварительно с византийским императором договор в Нюренберге, вследствие которого ему предоставлялся свободный проход через имперские земли и обеспечивалась доставка съестных припасов по установленным заранее ценам. Нет сомнения, что новое движение латинского Запада на Восток немало тревожило византийское правительство; в виду неспокойного состояния Балканского полуострова, Исаак Ангел был заинтересован в точном соблюдении договора. Еще крестоносцы не двинулись в поход, как в Византии получено было секретное донесение из Генуи о приготовлениях к походу на Восток. “Я уже известился об этом, – писал в ответ Исаак, – и принял свои меры”. Поблагодарив Бодуэна Гверцо за эти известия, император продолжает: “И на будущее время имей радение доводить до нашего сведения, что узнаешь и что нам важно знать”. Само собой разумеется, несмотря на внешние дружественные отношения, Исаак не доверял искренности крестоносцев, и в этом нельзя винить его. Сербы и болгары не только были в то время на пути к освобождению от власти Византии, но угрожали уже византийским провинциям; не скрываемые отношения с ними Фридриха были во всяком случае нарушением данной верности, хотя и не предусмотрены были нюренбергскими условиями. Для Византии весьма хорошо известны были намерения Фридриха завладеть далматинским побережьем и соединить его с землями сицилийской короны. Хотя Фридрих отверг, будто бы, предложения славян безопасно провести его по Болгарии и не вступил с ними в наступательный против Византии союз, но византийцам вполне естественно было сомневаться в чистоте его намерений; притом, едва ли справедливо, что предложения славян были вполне отвергнуты, как это видно будет из последующего.

24 мая 1189 г. император Фридрих I Барбаросса вступил в пределы Венгрии. Хотя король Бела III лично не решился участвовать в крестовом походе, он оказывал Фридриху знаки искреннего расположения. Не говоря уже о ценных подарках, предложенных императору, он снарядил отряд в 2 тысячи человек, который оказал немалую пользу крестоносцам знанием
местных условий
и выбором путей. Через пять недель крестоносцы были уже на границе владений византийского императора. Прибыв в Браничев 2 июля, они в первый раз вступили с чиновниками императора в прямые отношения, которые сначала казались, впрочем, удовлетворительными. Из Браничева лучшая дорога к Константинополю шла по долине Моравы к Нишу, потом на Софию и Филиппополь. Греки, будто бы, не хотели вести латинян этим путем и умышленно испортили его; но люди из угорского отряда, хорошо знавшие пути сообщения, убедили крестоносцев настоять на выборе именно этой дороги, которую они взялись исправить и сделать проезжей вопреки желанию греков. Заметив здесь, прежде всего, что крестоносцы держали путь по землям, едва ли тогда вполне принадлежавшим Византии. Течение Моравы, всего вероятней, было уже спорным между греками и сербами, иначе говоря, здесь не было тогда ни византийской, ни другой администрации. Шайки разбойников на собственный страх нападали на мелкие отряды крестоносцев и без подстрекательства византийского правительства. Нужно, с другой стороны, иметь в виду, что крестоносцы и сами не церемонились с теми, кто попадал в их руки: на страх другим, захваченных с оружием в руках они подвергали страшным истязаниям.

Около 25 числа июля к Фридриху явились послы Стефана Немани, а по прибытии в Ниш 27 числа император принимал и самого великого жупана Сербии. Здесь же, в Нише, велись переговоры с болгарами. Ясно, что в Нише не оставалось уже византийских властей, иначе они не допустили бы Стефана Неманю до личных объяснений с германским императором, которые во всяком случае не клонились в пользу Византии. И если крестоносцы на пути от Браничева до Ниша и потом до Софии подвергались неожиданным нападениям и терпели урон в людях и обозе, то, по справедливости говоря, византийское правительство едва ли должно нести за это ответственность. Нужно только удивляться, почему оно ни разу не сделало соответствующего заявления Фридриху I и не обратило его внимания на положение дел на полуострове. Сербы и болгары предлагали крестоносцам в сущности одно и то же – союз против византийского императора, но в награду за то требовали признания нового порядка на Балканском полуострове. Мало того, славяне готовы были признать над собою протекторат западного императора, если он согласится обеспечить за сербами сделанные ими за счет Византии завоевания и присоединить Далмацию и если Асеням предоставлена будет Болгария в бесспорное владение. В частности, великий жупан Сербии просил согласия императора на брак своего сына с дочерью герцога Бертольда, владетеля Далмации. Хотя не было тайной, что с этим брачным проектом соединялись виды на перенесение владетельных прав над Далмацией на дом Немани, тем не менее согласие Фридриха было получено. Это обстоятельство, в соединении с новыми переговорами, имевшими место между германским императором и славянскими вождями, позволяет выставить некоторые сомнения против показания Ансберта, будто ответ Фридриха в Нише был определенно отрицательного свойства. Имея действительной целью крестовый поход, Фридрих, может быть, из осторожности и по нежеланию впутываться в новые сложные отношения, уклонялся от прямого и решительного ответа на предложения славян. Но мы увидим далее, что славянский вопрос не раз еще заставлял его задумываться и колебаться. Будь на месте Фридриха Роберт Гвискар, Боэмунд или Рожер, события приняли бы совершенно иной оборот и предложения славянских князей, вероятно, были бы оценены.

Фридрих Барбаросса на византийской территории. Смерть Фридриха

Нет причины не доверять словам Никиты Акомината, который обвиняет в недальновидности и обычной небрежности тогдашнего логофета дрома (Иоанн Дука) и Андроника Кантакузина, на ответственности которых лежало провести крестоносное ополчение. Взаимное недоверие и подозрения питались не только тем, что крестоносцы не получали иногда подвоза припасов, но и слухами, что опаснейший проход (т. н. Траяновы ворота), ведущий через Балканские горы на Софию к Филиппополю, занят вооруженным отрядом. Конечно, нельзя не видеть нарушения нюренбергского договора в тех мерах, какие принимало византийское правительство, чтобы задержать движение крестоносцев: порча дорог, блокада перевалов и снаряжение наблюдательного отряда; но оно старалось объяснить свои предосторожности и выражало открытое неудовольствие отношениями Фридриха с возмутившимися сербами и болгарами. Так, когда еще крестоносцы были около Ниша, к ним явился Алексей Гид, который высказал строгое порицание губернатору Браничева и обещал все устроить по желанию Фридриха, если только сам он запретит войскам грабить окрестные селения, прибавляя, что германцы не должны иметь никаких подозрений относительно вооруженного отряда, стерегущего перевалы, ибо это мера предосторожности против жупана Сербии. Когда крестоносцы продвигались к главнейшему перевалу, ведущему в филиппопольскую равнину, трудности путешествия увеличивались для них все более и более. Мелкие отряды беспокоили их неожиданными нападениями в опаснейших местах, вследствие чего крестоносное ополчение шло медленно и в боевом порядке. Германское посольство, отправленное в Константинополь, по слухам, принято было недостойнейшим образом. Чем ближе крестоносцы подходили к Македонии, тем сильнее росло неудовольствие их против греков. Полтора месяца шли они от Браничева до Софии (Средец); как натянуты были отношения между греками и германцами, можно судить из того, что когда последние 13 августа достигли Софии, то нашли город оставленным жителями; само собой разумеется, здесь не было ни византийских чиновников, ни обещанных припасов. 20 августа крестоносцы держали путь через последний перевал, которая была занята греческим отрядом; последний, однако, отступил, когда крестоносцы обнаружили покушение проложить дорогу с оружием в руках. К Филиппоп

Отличное определение

Неполное определение ↓

Третий крестовый поход – третий по счету поход крестоносцев в Святую землю с целью изгнания из нее неверных. Был организован папой римским

Григорием

VI
II.
Начался Третий крестовый поход в

1189
году и

закончился спустя четыре года.

Причины похода

В ответ на крестовые походы, мусульмане объявили

священную войну – джихад

, возглавил который

Саладин.

В

1187

году огромная армия Саладина взяла в осаду самый священный город во всей Палестине –

Иерусалим.

Гарнизон города был невелик, и армия Саладина превосходила его по численности в десятки раз. После непродолжительной осады,

крестоносцы сдались

, и им было позволено мирно покинуть город.

Иерусалим был вновь в руках мусульман.

Католическая церковь была озлоблена потерей Святого города и

объявила о Третьем крестовом походе.

Участники похода

Всего в Третьем крестовом походе против неверных приняли участие четыре сильнейших монарха

Западной Европы

:

император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, английский король Ричард Львиное Сердце, австрийский герцог Леопольд

V
и французский король Филип

II
Август.

Имеются сведенья о численности войск крестоносцев. Источники говорят, что изначально

армия Ричарда Львиное Сердце
насчитывала около

8 тыс. х
орошо обученных воинов. Армия французского короля была немногочисленной – всего

2 тыс.
воинов. Однако император Фридрих Барбаросса повел огромную армию числом в

100 тыс. воинов
со всей империи.

Немецкая армия была способна исправить положение дел в Святой земле. Этого войска хватило бы, чтобы полностью избавить ее от присутствия мусульман. Но случилось ужасное событие, император утонул в реке, после чего часть воинов вернулась в Европу, и лишь малая ее часть дошла до Святой земли, однако их немногочисленность никак не повлияла на исход похода.

Боевые действия в Святой земле

Христиане долгое время

пытались захватить Акру

, но им это не удавалось, так как оборона города всегда была сильна, а для ее захвата нужны были осадные орудия, чего пока крестоносцы не могли позволить из-за отсутствия строительного леса. Кроме того, ранее христиане атаковали Акру только немногочисленными силами и никогда не объединялись в одну армию.

Когда в

1191
году к берегам Акры высадились европейские монархи, ситуация могла в корне перемениться. Но и тут возникли трудности, между французским и английским монархами развязалась вражда, причиной ей был и личная неприязнь, так и ситуация с захватом Кипра. Ричард захватил Кипр собственноручно и отказался делить его с французами, так как договор предусматривал разделение захваченных территорий только мусульман. По этим причинам две армии не могли объединиться.

Но, несмотря на это,

Акра все же была взята в осаду.
Крестоносцы не позволяли мусульман отправлять провизии в город, из-за чего силы защитников сильно истощились. Под угрозой голодной смерти, гарнизон Акры начал помышлять о сдачи города в руки крестоносцев. И, наконец,

12 июля
этого же года,

мусульмане сдали город
. Именно

во время осады Акры был основан
Тевтонский орден
,
который сначала должен был помогать бедным немцам.

После захвата Акры, разногласия между монархами усилились еще сильнее, все пришло к тому, что французский монарх вместе с войском покинули Акру и отправились обратно во Францию.

Таким образом, Ричард Львиное Сердце остался один на один с огромным войском Саладина.

После захвата Акры Ричард вместе с войском двинулся к мусульманскому городу

Арфус
. Во время похода на него напало войско мусульман. Неверные обсыпали крестоносцев стрелами. Тогда Ричард построил свои отряды таким образом, что кавалерия разместилась в центре, а вокруг нее была построена пехота с большими щитами, получились своего рода

«коробочки»
. С помощью подобного боевого строя, крестоносцы двигались вперед, игнорируя мусульманских лучников. Но вот рыцари-госпитальеры не выдержали и перешли в атаку, Ричарду удалось выждать момент, и он приказал всем силам пойти в решительную атаку, которая

завершилась победой крестоносцев.

После победы войско крестоносцев двигалось

к Иерусалиму.
Крестоносцы преодолели пустыню, после чего

были сильно истощены.
Подойдя к городу, у крестоносцев не осталось сил для осады Иерусалима. Тогда Саладин предложил крестоносцам уйти без боя, если они покинут Иерусалим.

Ричард отступил к Акре
и там казнил несколько тысяч
мирных жителей
арабского происхождения, Саладин ответил той же монетой.

Третий крестовый поход близился к своему завершению. Ричард хотел вновь пойти не Иерусалим, но всегда находился повод вернуться в Акру. Когда французский монарх запланировал захватить земли Англии, в то время управляемую братом Ричарда Иоанном,

Ричард заключил перемирье с Саладином
и решил вернуться чтобы спасти свою корону. В

1192
году Ричард покинул Святую Землю, и Третий крестовый поход подошел к концу.

Во время возвращения домой, Ричарда пленил

Леопольд V
и посадил монарха

в темницу на два года.
Из плена Ричард вышел только после того, как Англия заплатила выкуп размером в

23
тонны серебра.

Последствия Третьего крестового похода

Третий крестовый поход закончился полным поражением крестоносцев, хотя им и изначально удалось одержать несколько побед. Победы Ричарда в конечном итоге, не принесли никаких результатов. Иерусалим вернуть во владения католиков не удалось, а Акра была сдана после ухода Ричарда. После окончания крестового похода за крестоносцами осталась только узкая полоска побережья.

Поход закончился смертью императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Власть Ричарда была подорвана и была поставлена под угрозу вся Англия. Усилились разногласия с Францией, а самого Ричарда пленили, за что Англия выкупила его и тем самым понесла потери в экономике.

Мусульмане тем самым укрепили свои позиции в Святой земле, а личность Саладина стала культовой, после победы над крестоносцами к нему присоединились многие мусульмане и были готовы к новому вторжению крестоносцев.

В XI–XII столетиях, по призыву Ватикана и с одобрения Византийского императора, сотни и сотни тысяч европейцев покинув свои страны, двинулись освобождать гроб Господень, а по существу, завоевывать Азию, «освобождать» земли, которые когда-то принадлежали великой
Византийской империи
. Их целью были Палестина, Сирия, Месопотамия. Только малая часть (в основном руководители) возвратились домой. Традиционно принято считать, что остальные погибли, потому как нет об их судьбе никаких сведений.

В действительности, многие погибли в сражениях, или от голода и жажды, от эпидемий. Однако чтобы погибли все? Это невозможно. Человек – существо чрезвычайно живучее. Считаем, большинство крестоносцев, рыцарей и крестьян, остались живы и провели свою жизнь на Востоке, отдав ему свои знания и умения, навыки и культуру. Крестьянин и в
мусульманской стране
останется крестьянином, а воины в равной степени нужны и королям, и султанам.

Предлагая современную версию хронологии цивилизации, мы возвращаем истории сведения об их судьбе. Ищите пропавших без вести крестоносцев в «древних» странах Востока!

Ниже мы широко цитируем книгу Бернгарда Куглера «История крестовых походов», впервые изданную в России в 1895 г. и переизданную в 1995-м.

Куглер пишет:

«Цель крестовых походов была не просто освобождение Иерусалима, но, кроме того, вновь подчинить Восток христианскому западному господству. В этом смысле они представляются переселением народов, направленных на восток, но которое началось в век довольно скудных географических познаний и крайне неразвитых средств сообщения. Потому эти пилигримства могли быть совершены только при таком огромном расходе человеческого материала…

Великое германское переселение народов, которое стоит в начале средневековой истории, порой прославляется, правда, как самое блестящее и самое победоносное проявление германской силы, но временами указывалось и на то, что при этом переселении погибло сравнительно с достигнутыми результатами поистине ужасающее множество благороднейших племен».

1-й Крестовый поход, 1096–1099 годы

Первые отряды немцев с присоединившимися «несколькими итальянскими толпами» вторгаются на тюркские земли Малой Азии, ничего не ведая ни о географии земли, ни о силах противника. Смогли завладеть городом Ксеригордон. Тюрки попросту окружили их и отрезали им воду.

«На протяжении нескольких дней немцы переносили мучения жажды; в конце концов одна часть их перешла на сторону неприятеля, которому теперь не составляло труда справиться с истощенными остальными людьми», – пишет Б.Куглер. Прослышав об этом, новые крестоносные отряды, не слушая начальников, отправились на выручку и, конечно, нарвались на жестокий бой.

«Жалкие остатки были приняты на берегу (Босфора) византийским флотом и отвезены обратно в Константинополь. Там несчастные продали свое оружие и в жалком убожестве рассеялись во все стороны (октябрь 1096 год)».

Тем временем из Европы уже двинулась колоссальная сила, не менее 300 000 крестоносцев, «…хорошо вооруженных воинов, за которыми, разумеется, двигался еще длинный обоз слуг и монахов, женщин и детей, шпильманов и девок». Общего предводительства у этого воинства не было, потому как «каждый самостоятельный человек вооружался, предпринимал свое странствие к Святым местам, как, когда и в каком направлении желал».

То есть статистического учета, кто куда подевался, не велось.

В результате 1-го Крестового похода захватили Иерусалим и создали латинское Иерусалимское королевство. Крестоносцами также было основано несколько княжеств на территории Сирии, как правило по Средиземноморскому побережью.

Позднее примкнуть к сражающимся на Востоке решились еще тысячи людей. В 1100 г. двинулись ломбардцы, в 1101 – французы и немцы. В скором времени на азиатском берегу соединились войска маршала Конрада, Стефана Бургундского, Стефана Блуаского и других господ: «Так что еще до прибытия остальных немцев и аквитанцев, там – по преданию, конечно, мало достоверному – собралось не меньше 260 тыс. крестоносцев. У ломбардцев возникла мысль, что во славу Спасителя надо предпринять что-то необыкновенное и грандиозное, а именно… покорить Багдад и таким образом уничтожить самый халифат» (Б. Куглер).

В общем, чтобы не возиться с окраиной халифата, рыцари надумали взять столицу Ирака. Византийский император Алексей такую авантюру не одобрил и уговаривал идти в Сирию и Палестину, в поддержку королю Иерусалима, но разве благородных господ удержать? Не имея никаких карт, они отправились в путь и около двух недель шли прямо на восход Солнца, потом взяли город Анкиру, повернули на северо-восток, дошли до Гангры, но, не решившись напасть на этот укрепленный город, вновь направились на восток. И встретили воинов халифа Багдадского.

«Поражение было ужасным и решительным для всего войска. Только слабые остатки его смогли достичь берега, и лишь немногие из этих спасшихся счастливо добрались до Константинополя, а именно Стефан Бургундский и Стефан Блуаский, Раймунд Тулузский, маршал Конрад и архиепископ Ансельм Миланский. Последний скончался однако вскорости после этой катастрофы 31 октября 1101 года»

В последующие годы крестоносцы не только отбивались от турок-сельджуков, но и стали «прижимать» своих верных союзников армян, и даже враждовать между собой.

Следующая катастрофа произошла в 1119 г., когда мусульмане наголову разгромили войска князя Рожера, а самого князя убили. Едва не пала Антиохия, на волоске держались Эдесса (Новгород по-еврейски), Телль-Башир и мелкие армянские владения.

«Собственными силами северо-сирийские христиане были не в состоянии долго держаться. Если они могли быть спасены и обеспечены от нападения сельджуков, это могло произойти теперь только благодаря усилившемуся тем временем могуществу королевства Иерусалимского».

Как видим, довольно слабые и неорганизованные войска европейцев завоевали-таки себе восточные земли, потому как и войска Востока были довольно слабы. Прошло каких-то 20 лет, и вот уже возросло могущество королевства Иерусалимского, но значительно усилились и мусульманские войска.

2-й Крестовый поход, 1147–1149 годы

Минуло немало лет, подросло новое поколение европейского, прежде всего германского рыцарства. Войска собирали и немецкий король Конрад, и король Франции Людовик. Кроме рыцарей в их войсках были легкая конница, пехота и обоз.

«Интересно, что греки, когда захотели потом сосчитать немецкое войско при его переходе через Босфор, находили более 900 тыс. человек», – пишет Б.Куглер.

Не станем вдаваться в подробности, как они с бесчинствами прошли по Европе до Константинополя, а византийские греки тем временем заключили мир с турками, и немцы чуть не передрались с греками. Не суть важно. Важно, что и эту (немецкую) армию разбили, остатки бежали, да еще 30 тыс. умерли от голода и болезней.

Когда с немцами уже покончили, подоспели французы во главе со своим королем. В скором времени они оказались в еще худшем положении и запросили у греков суда, чтобы убраться из этой Сирии подальше. Корабли-то греками были присланы, но их было мало; на них смогли разместиться лишь самые знатные господа. Людовик, разумеется, уплыл, а «оставшиеся отряды, конечно, в скорости все погибли», сообщает Б.Куглер. Неужто ВСЕ погибли? «Не надо нас дурить», как с присущим ей остроумием заметила бы Е.Ермилова.

Вот что любопытно. В результате 1-го Крестового похода на неподвластных христианам территориях Ирака, Сирии, Палестины, Египта остались сотни тысяч молодых европейских мужчин призывного, условно говоря, возраста. Зная мужчин по
личному опыту
, мы не будем даже предполагать, что они прожили жизнь холостяками и не пустили гулять по мусульманскому Востоку сотен тысяч детей. А для их детей родиной стал уже тот самый Восток. Кто обучал мальчиков воинскому искусству? Вместе с мусульманскими учителями также их отцы, вчерашние европейские рыцари.

Между первым и вторым крестовыми походами минуло 50 лет. Сменились два, даже три поколения. Европейская культура, пришедшая в Месопотамию с крестоносцами (которых ученые принимают за древних ассирийцев и хеттов), начала свое своеобразное развитие здесь и продолжила движение на восток – в Иран, Индию и Китай.

С крестоносцами 2-го похода воевали потомки крестоносцев 1-го похода. При этом
коренное население
мусульманских земель, в особенности тех, что не были затронуты войной непосредственно, рвения к боям не испытывало. Отвоевывавший Сирию и Палестину султан Саладин неоднократно попросил о помощи халифа Багдадского, царей Ирана, Аравии и даже Марокко. Они воевать не желали. «Есть ли хоть один мусульманин, который следует призыву, который приходит, когда его зовут? -жаловался Саладин. – Мусульмане вялы, лишены мужества, равнодушны, утомлены, бесчувственны, не ревностны к вере».

У людей, родившихся в XX столетии, сложились определенные стереотипы, понимание того, что такое война, какова она. Однако это понимание не следует прилагать к крестовым войнам.

Что такое войны в начале и середине XX столетия? Армии, подчиненные общему командованию, захватывают громадные территории. Войска противников противостоят друг другу по фронтам.

Но еще в XIX столетии война была совсем иной! Вспомните знаменитую
Отечественную войну
с . Было ли противостояние войск по фронту? Нет, был военный поход: французская армия по двум дорогам двигалась от границы России к Москве (которая, кстати, столицей государства не была). Уже в 30-ти км от этих дорог никакой войны вроде бы и не было! Барышни окрестных городов давали балы заезжавшим отдохнуть гусарам, расспрашивали о ходе кампании. Это эпоха книгопечатания, газет, развитой географии, стратегии и тактики.

А за 600–700 лет до Бонапарта не было не только линии фронта, но также общего командования, географических планов местности, надежных средств сообщения.

Многие летописи (по большей части датируемых более ранними, чем эпоха крестовых походов, временами) упоминают о проходе на восток больших масс конных людей с железным оружием. Прошли, и все. Кто? Куда? Традиционно эти сообщения считают за письменные подтверждения так называемого «великого переселения народов», а это переселялась культура. Это шли крестоносцы.

Отдельные отряды могли забраться довольно далеко от Сирии или Ирака.

Не надо также думать, что во все время крестовых войн на всей этой территории гремели сплошные бои и Передняя Азия была в развалинах. Ничего этого не было! Люди продолжали жить, земля плодоносила. В боях мусульмане и христиане соревновались в ловкости и жестокости, в перерывах между битвами солдаты дружелюбно сходились для совместных игр и забав. Христианские земли Сирии постепенно стали центром всемирной торговли. Лимоны, апельсины, фиги и миндаль, тонкие масла, тяжелые вина и фрукты, шелковые ткани, пурпур и стекло – все было предметом торгов:

«В больших портовых городах различные товары Запада встречались с произведениями греческой техники и сокровищами Персии, Индии и Китая. На рынки Аккона и Бейрута доставлялись, например, произрастающий в восточной Азии ревень, добывавшийся в Тибете мускус, затем перец, корица, мускатный орех, гвоздика, алоевое дерево, камфора и другие продукты Индии или ее островов, слоновая кость также оттуда или из восточной Африки, жемчуг из
Персидского залива
, а также ладан и финики из Аравии».

Королевства и княжества крестоносцев – прообраз исторического Ассирийского государства. Оно находилось на севере Месопотамии с центром в городе Ашшур, там же держались крестоносцы. Это одна и та же история, записанная разными летописцами. Ассирийская политика НАСАХУ, вырывание с корнем, на самом деле есть заселение Северной Месопотамии пленными и свободными немцами, французами, итальянцами.

Известно немало описаний боев и походов, в которых воины и монахи прославляли себя, своих командиров и
Божью помощь
. А вот пленные крестьяне и ремесленники воспоминаний не пишут. Отсюда и перекос в восприятии событий.

3-й Крестовый поход, (1189–1192) годы

1187 год, 2 октября – султан Саладин взял Иерусалим, и это стало прологом 3-го Крестового похода. Европу раздирали политические страсти, как всегда пикировались папство и германский (святой римский) император. Папа Урбан III получил печальное известие о падении Иерусалима 18 октября и, не вынесши удара, 20 октября умер. Его преемник Григорий VIII отложил в сторону все политические дрязги и призвал европейских монархов начать приготовления к новому походу.

Поход лично был возглавлен императором Священной Римской империи Фридрихом I. Наученные горьким опытом, немцы решили создавать войско только из пригодных для войны людей. Никаких бедных пилигримов, никаких фанатствующих религиозных толп! Собрали 100 000 или немногим больше человек, «но это сплошь были князья, рыцари и закаленные воины» (при этом на каждое знамя, то есть на каждого знатного господина, полагалось 20 человек обслуги).

Дисциплину в воинстве поддерживали образцовую. В походе император Фридрих проявил себя выдающимся полководцем!.. Если бы он остался жив, может быть, политическая карта мира была бы сейчас совсем другой, но с ним произошло несчастье: на одном из переходов он утонул в азиатской речке. Дисциплина упала, в армии начались разброд и распри. И чем же, вы думаете, закончилось дело? Б.Куглер, основываясь на документах той поры, сообщал: «На рынке в Галебе пленных немцев продавали целыми толпами, как рабов».

На Востоке усилилась власть Салах-ад-дин Юсуфа ибн-Айюба (в Европе его звали Саладин). Он подчинил сначала Дамаск, затем Сирию и Месопотамию. Саладин стал султаном. Основным соперником был король Иерусалимского государства Балдуин IV. Оба правителя избегали генерального сражения друг с другом.

В 1185 году после смерти Балдуина королём становится, женившийся на его сестре, радикал Ги де Лузиньян. Вместе с с Рено де Шатильоном он стремился покончить с Саладином. Рено провоцирует дамасского султана и нападает на обоз с его сестрой. В 1187 году начинает войну. Он захватывает Тивериаду, Акру, Бейрут и другие христианские города. 2 октября 1187 года под натиском его армии падает Иерусалим. Лишь три города (Антиохия, Тир и Триполи) остаются под властью крестоносцев.

Замечание 1

Сообщение о падении Иерусалима всколыхнуло европейцев. К войне с неверными призвал папа Григорий VII.

Состав и цели участников третьего крестового похода

Общей провозглашённой целью нового похода стало возвращение Святой земли Иерусалима в руки христиан. Реально каждый монарх-участник похода стремился добиться своих политических устремлений.

Английский король Ричард I пытался достичь осуществления замыслов отца Генриха II Плантагенета. В его планы входило подчинение Иерусалимского королевства, упрочение власти в Средиземноморье и формирование мировой Анжуйской державы.

Германский император Фридрих I ставил цель укрепить династию Барбароссов. Для этого ему хотелось восстановить границы великой Римской империи. Поэтому Фридрих II стремился усилить влияние в Италии и Сицилии, разгромить Византию.

Французский король Филипп II видел ослабление королевской власти в государстве и пытался исправить ситуацию победоносной войной. Одновременно с повышением престижа он надеялся собрать силы для подавления Плантагенетов.

Не отставал в захватнических планах от своих могущественных союзников сицилийский адмирал Маргаритон.

Пути продвижения к Иерусалиму полководцы избрали следующие:

  • англичане переправлялись через Ла-Манш, соединялись с французами, дальше двигались вместе через Марсель и Геную в Мессину и Тир;
  • немцы планировали вдоль Дуная дойти до полуострова Галлиполи и переправиться в Малую Азию.

Мнение эксперта:

Третий крестовый поход, также известный как “Поход Фридриха II”, был организован в 1189 году с целью освободить святые места в Палестине от мусульманского владычества. Эксперты отмечают, что этот поход был меньше успешен, чем предыдущие крестовые походы, и завершился заключением мира между христианскими и мусульманскими правителями. Однако он оказал значительное влияние на политическую карту Восточной Средиземноморья, укрепив позиции христианских государств в регионе.

ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД на пальцахТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД на пальцах

Основные события третьего крестового похода

Замечание 2

Новый крестовый поход начали итальянцы. В 1188 адмирал Маргаритон отплыл со своей эскадрой из Пизы и Генуи. В мае 1189 года выступили из города Регенсбурга немцы.

Первыми выступили итальянцы под командованием адмирала Маргаритона, к флоту которого присоединились корабли из Пизы и Генуи (1188). В мае 1189 г. из Регенсбурга отправились немцы. Весной
следующего года
(март 1190) крестоносцы прибыли в Иконий. 10 июня 1190 года при переправе через реку Салеф утонул король Фридрих I. Немцы были сломлены и вернулись домой. Лишь небольшая группа достигла Акру.

Летом этого же года наконец-то отправились в поход французы и англичане. Ричард переправил свои войска из Марселя на Сицилию. Местного правителя Танкреда ли Лечче поддерживал французский король. Англичане потерпели поражение, и Ричард, захватив по пути остров Кипр, отправился Тир. Здесь уже был Филипп II.

Объединённые силы европейцев и восточных христиан осадили Акру. В июле 1191 года город был захвачен. Филипп II отправился во Францию и начал подготовку к войне с Ричардом I. В это время английскй король пытался освободить Иерусалим. 2 сентября 1192 года Саладин и Ричард подписали мирный договор. Он закрепил следующие положения:

  1. война между христианами и мусульманами прекращалась;
  2. Иерусалим оставался мусульманским, его правителем признавался Саладин;
  3. крестоносцам передавалась прибрежная полоса между городами Тиром и Яффом для развития торговли.

Интересные факты

  1. Третий крестовый поход был инициирован папой римским Григорием VIII в ответ на захват Иерусалима Саладином в 1187 году. Целью похода было освобождение Святой земли от мусульман и возвращение христианского контроля над городом.

  2. В Третьем крестовом походе приняли участие три великих европейских монарха: английский король Ричард Львиное Сердце, французский король Филипп II Август и германский император Фридрих Барбаросса. Это был первый и единственный раз в истории, когда три великих монарха Европы объединились для достижения общей цели.

  3. Третий крестовый поход был одним из самых продолжительных и дорогостоящих в истории. Он длился более трех лет и стоил жизни сотням тысяч людей. Несмотря на первоначальные успехи, крестоносцам не удалось достичь своей главной цели – освободить Иерусалим.

ЧЕТВЁРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД на пальцахЧЕТВЁРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД на пальцах

Опыт других людей

Третий крестовый поход, также известный как 3-й крестовый поход, вызывает различные мнения у историков и общественности. Одни считают его неудачным и бесплодным, другие видят в нем попытку укрепить позиции крестоносцев на Ближнем Востоке. Несмотря на разногласия, этот поход оказал значительное влияние на ход истории и взаимоотношений между Востоком и Западом.

Итоги третьего крестового похода

Официально провозглашённая цель крестоносцами не была достигнута. Им удалось захватить лишь остров Кипр. Отрицательное последствие похода: обострение отношений между европейскими государствами. Положительное последствие – оживление торговли между Западом и Востоком.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Целоваться во сне: к чему такое снится?
    ;
  • К чему снится Варить Суп?
    ;
  • Сонник видеть себя в новом красивом платье
    ;
  • Астральные путешествия во сне и наяву
    ;
  • Снится качаться на качелях высоко
    ;
  • К чему снится переодеваться по соннику К чему снится переодевание одежды
    ;
  • Став “кнут” Рунный став огненный кнут com
    ;
  • Руны халявы и исполнения желания Рун ставы халява
    ;

Краткая история КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВКраткая история КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Частые вопросы

Чем знаменит 3 крестовый поход?

Осада Акры (28 августа 1189 — 12 июля 1191) — одно из самых важных сражений Третьего крестового похода в Святой земле. После тяжёлой двухгодичной осады, крестоносцам удалось захватить стратегически важный город Акру, который в течение 100 лет оставался оплотом крестоносцев и столицей Иерусалимского королевства.

Какой был результат Третьего крестового похода?

Таким образом, участники Третьего крестового похода, несмотря на собранные силы и подготовку, достигли только частичного успеха. Государства крестоносцев были спасены, но Иерусалим остался в руках мусульман. Источники: Рис.

Как назывался третий крестовый поход?

Три похода. Один называют «крестовый поход детей», второй и третий — «крестовый поход пастушков», хотя случались они в разные годы.

Сколько всего было крестовых походов?

Историки выделяют восемь крестовых походов 1095-1270гг, а также были многочисленные походы под эгидой церкви, но ни один из них не был так успешен, как Первый крестовый поход. К 1291г. все территории, завоеванные крестоносцами, были отбиты Мамлюкским султанатом.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю Третьего крестового похода, чтобы понять его значение и последствия.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на ключевые факты и события, связанные с Третьим крестовым походом, чтобы лучше осознать его историческую значимость.

Оцените статью
Добавить комментарий