Свт. Василий Великий
«Будите мудри яко змия», может быть, в том отношении, что змея благоразумно и смышлено совлекает с себя старость. Ибо когда ей нужно скинуть с себя кожу, вползает в тесное место, где было бы отовсюду тело ее сжато, и таким образом, протесняясь чрез него, скидывает с себя старость. Так, может быть, слово сие и от нас требует, чтобы, идя тесным и скорбным путем, совлекались мы ветхого человека и облекались в нового и чтобы юность наша обновлялась
«яко орля»(Пс. 102, 5) .
Толкование на пророка Исаию.
Вопрос. Кто мудр, как змея, и цел, как голубь?
Ответ. Мудр, как змея, кто предлагает учение с осмотрительностью и с разумением, как успешно привести слушателей к благопокорности. А цел, как голубь, кто не держит и в мысли, чтобы мстить злоумышляющему, но продолжает ему благодетельствовать, по заповеданному Апостолом:
«Вы же, братия, не унывайте, делая добро»(2Сол.3, 13) . Ибо Господь заповедует это ученикам, посылая их на проповедь, где была потребность и в мудрости для убеждения, и в незлобии к злоумышляющим, чтобы, как некогда змий умел и подойти с лицом льстивым и говорить увлекательно для отторжения от Бога и для подчинения греху, так и мы избирали себе и лице, и место, и время, и всеми мерами устроили
«словеса… на суде»(Псал.111, 5) для отторжения от греха и для подчинения Богу, а в искушениях соблюдали терпение до конца, как написано (Матф.24, 13) .
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что принцип “хитры как змеи и просты как голуби” является важным в деловом мире. Он подразумевает умение быть осторожным и внимательным, как змея, в принятии решений, а также быть честным и прямодушным, как голубь, в общении с людьми. Этот принцип помогает создавать доверительные отношения, а также быть гибким и адаптивным в различных ситуациях. Эксперты считают, что соблюдение этого принципа способствует успешной карьере и эффективному ведению бизнеса.
Свт. Иоанн Златоуст
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Затем, чтобы они поняли, что [теперь]
новый закон
брани и
необычный способ
битвы, Он, посылая их [почти] нагими, в одном хитоне, босых, без жезла, без пояса и без сумы, и повелевая получать пищу от тех, кто их принимает, и на этом не закончил Своего слова, но, показывая Свою несказанную силу, говорит: «Вам так следует идти [на проповедь]: проявляйте овечью кротость, хотя вам предстоит идти к волкам, и не просто к волкам, но и в среду волков».
…Видишь ли ты могущество? Видишь ли власть? Видишь ли непреодолимую силу? Слова Его имеют такой смысл: не смущайтесь, говорит Он, что Я вас посылаю как овец среди волков, и повелеваю, чтобы вы были как голуби. Я мог поступить иначе: Я мог не попустить претерпевать вам какое-либо зло и не предавать вас как овец волкам; Я мог сделать вас страшнее львов. Но лучше этому быть так: это и вам приносит более славы, и Мою возвещает силу.
Так же Он говорил и Павлу:
довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи(2 Кор. 12:9) . Такова Моя воля относительно вас. Итак, когда Господь говорил:
вот, Я посылаю вас, как овец, – давал им разуметь: не унывайте, Я знаю, Мне совершенно известно, что вы в особенности, поступая таким образом, не будете никем побеждены. Далее, чтобы они сколько-нибудь и сами содействовали, чтобы не все казалось делом одной благодати, и чтобы не подумали, что они получают венцы ни за что, – говорит:
будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Но поможет ли нам сколько-нибудь, скажут, наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость, когда нас обуревают такие волны? Сколько бы овца мудра ни была, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Сколько бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов? Для бессловесных тут нет никакой пользы, а для вас – польза величайшая. Но посмотрим, какая здесь требуется мудрость. Мудрость змеиная. Как змей ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры.
Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой. Вот почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил то и другое, чтобы из того и другого составилась добродетель: Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием.
Что может быть строже этих повелений? Не достаточно только претерпевать бедствия: нет, – говорит, – Я не позволяю тебе за то даже и гневаться (это и значит быть голубем).
Беседы на Евангелие от Матфея.
Действительно, когда душа в хорошем состоянии, то все прочее придет само собою; а когда она не в хорошем состоянии, то всякое другое благоденствие не принесет нам никакой пользы. Потому нам должно и делать и говорить так, чтобы она спаслась. На это указывает и Христос, когда говорит: «
будьте мудры, как змии». Как змий выставляет все свое тело, чтобы только спасти голову, так и тебе нужно оставить все прочее для спасения души. Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий – смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа; равно как и от самой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла.
Беседы на псалмы.
Они обошли всю вселенную, как овцы среди волков. Кто видел, кто слышал подобное? Господь говорит:
«посылаю вас, как овец среди волков». Какой пастырь посылает овец
«среди волков»? Напротив, когда пастырь видит волка, то собирает овец. Христос же сделал обратное по сравнению с этим: послал овец к волкам, и овцы не были пойманы дикими зверями, но сами волки стали кроткими, как овцы. И чтобы те не говорили: «Мы – овцы, а Ты посылаешь нас на съедение волкам и в пищу диким зверям», Он одним словом устранил такую их мысль. Не сказал: «отправьтесь», потому что, посылая их, Он не имел в виду их собственной силы; но сказал:
«Вот, Я посылаю вас». Вы немощны; зато силен посылающий вас. Кто – Ты? Я – Тот, Который утвердил небо, основал землю, излил море, Который пригвоздил ко кресту направленное против вас рукописание,отменил ветхий закон, возвратил вас в древнее отечество; Тот, Который сокрушает сильное и укрепляет слабое. Что могущественнее моря? А между тем, малый песок сдерживает его невыносимую силу.
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков».
Дикие звери
служат как бы стеной для овец, чтобы последние не стяжали себе спасения бегством. О, сила Пославшего! В середине – овцы, а кругом – волки; но волки переменились и сделались овцами, потому что они были волками не по природе своей, а по своему произволению.
«Вот, Я посылаю вас». Что же Ты повелеваешь?
«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Что значит:
«мудры, как змии»? Змий, хотя бы получивший и бесчисленные раны, но сохранивший невредимой свою голову, здоров весь. Так и ты, если враг пожелает взять у тебя деньги, отдай ему; отдай, хотя бы он отнимал у тебя твои сокровища и даже самую жизнь; только сохрани свою веру.
«Будьте мудры». Пока сохраняется вера, все весьма легко. Ты нагим вышел из чрева своей матери, нагим и уйдешь из этой жизни. Но если кто-нибудь отправит тебя в ссылку?
«Господня земля и что наполняет ее»(Пс.23:1) . Быть может, ты умираешь? Но смерть для тебя – путешествие. Только не потеряй своей веры, этого неубывающего сокровища – веры, которая неистощима.
Слово первое на святую Пятидесятницу.
Подлинно, ничто не бывает столько причиною вражды и раздора, как любовь к настоящим благам, пристрастие или к славе, или к богатству, или к удовольствиям. Когда же ты разорвешь все эти узы и не попустишь душе пленяться чем-нибудь подобным, тогда увидишь, откуда берет свое начало раздор, где лежит основание добродетели. Для того Христос и повелевает нам быть овцами среди волков, чтобы ты не говорил: я потерпел то и то, и оттого ожесточился. Хотя бы ты потерпел бесчисленное множество обид, продолжай быть овцою, и победишь волков. Такой-то человек зол и нечестив; но ты имеешь силу, которою можешь преодолевать и злых. Что смиреннее овцы? Что свирепее волка? Однако первая преодолевает последнего, как видно на апостолах, потому что нет ничего могущественнее кротости, ничего – сильнее долготерпения. Вот почему Христос и заповедует нам быть овцами среди волков. Но сказав это и желая объяснить, каков должен быть Его ученик, и что для него недостаточно этой простоты, т.е. кротости овцы, прибавляет еще нечто другое:
«будьте…, говорит,
как голуби», соединяя кротость двух смирных и незлобивых животных. Такой требует Он от нас кротости, когда мы обращаемся среди злобных! Не говори мне: он зол, я не могу сносить. Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело с злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действенность, достоинство и польза.
Беседы на псалмы. На псалом 119.
Интересные факты
-
Хитры как змеи и просты как голуби. Свт – это цитата из Библии, которая призывает христиан быть мудрыми и осторожными, как змеи, и в то же время простыми и невинными, как голуби.
-
Змеи часто ассоциируются с хитростью и коварством, в то время как голуби – с простотой и невинностью. Эта цитата призывает христиан сочетать в себе эти качества, чтобы быть эффективными в служении Богу.
-
Эта цитата также может быть истолкована как призыв к христианам быть мудрыми в отношении зла и простыми в отношении добра. Христиане должны быть осторожны и не попадаться в ловушки зла, но в то же время они должны быть простыми и невинными в своих отношениях с Богом и другими людьми.
Свт. Григорий Палама
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Змея бережет свою жизнь, но, имея инстинкт и силу самосохранения и причинения зла другим, приносит вред другим. Голубь же – беззлобен и неосторожен. Итак, Господь заповедует Своим ученикам: не быть ни злодейственными, по образу змей, ни – беспечными, по образу голубей, но разумно и здраво сочетав инстинкт самосохранения с беззлобием, быть на страже своего благочестия и добродетели, и в то же время иметь настолько беззлобное сердце к оскорбителям, что даже и молиться за них. Ибо таким образом и для них, ужаленных на смерть духовным змием, они станут живительным исцелением. Потому что, как врачи, взяв змеиное тело, и счистив его от яда и смешав с каким-то снадобьем, лечат тем укушенных змеями, так и сочетавший во время испытаний благоразумие и инстинкт самосохранения змеи с беззлобием голубя, не только этим поставил себя выше вреда, наносимого змеей, т.е. – козней, причиняемых диаволом, – но и укушенных змеей, т.е. – обольщенных, – исцеляет, уничтожая вред от змей, т.е. – нечестие и грех.
Омилия 43. О иже во святых Великомученике и Чудотворце и Мироточце Димитрии.
Опыт других людей
Хитрые как змеи и простые как голуби – так описывают свои впечатления люди о компании “Светлый путь”. Они отмечают профессионализм и гибкость в подходе к клиентам, а также простоту и понятность предоставляемых услуг. Клиенты отмечают, что работа с “Светлым путем” приносит уверенность и спокойствие, ведь компания действительно заботится о своих клиентах, стремясь быть как змея – хитрой и умелой в своих решениях, и как голубь – простой и доброжелательный в общении.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Когда люди, близкие к нам по плоти, вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией, окажем к ним святую ненависть, подобную той, какую оказывают волкам агнцы, непретворяющиеся в волков и незащищающиеся от волков зубами. Святая ненависть к ближним заключается в сохранении верности к Богу, в несоизволении порочной воле человеков, хотя ее эти человеки и были ближайшими родственниками, в великодушном терпении оскорблений, наносимых ими, в молитве о спасении их, – отнюдь не в злоречии и не в однородных злоречию действиях, которыми выражается ненависть естества падшего, ненависть богопротивная.
О последовании Господу нашему Иисусу Христу.
Прп. Антоний Великий
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Вопрос. Что имеет в виду Господь, когда повелевает нам быть мудрыми равно проклятой змее, говоря: «
Будьте мудры как змеи, и кротки как голуби»?
Ответ. Мудрыми как змеи Господь нам повелевает быть во всякой напасти и искушении, сохраняя свою главу, а глава Церкви – Христос. Ибо, как сказал Апостол, змея, будучи настигнута преследующими ее людьми, все тело подставляет под удары, но, действуя мудро, сохраняет голову невредимой: остановившись и замерев, она свивается в клубок; при этом в середине оказывается голова, как стеной охраняемая телом. Так же мудро она сбрасывает старую кожу, как бы освобождаясь от ветхости, тем самым велит нам, отягощенным узким и полным несчастий путем, совлечься ветхого человека и облечься в нового, таким образом обновившись. Кроме того, можно для своей пользы подражать ее изобретательности: как она лестью ввела нас в преступление и падение, так мы должны в ближних всевать то, что относится к вере. […]
Иисус Христос, когда раб бил Его во время добровольного Его страдания, не ответил, хотя и тьмы Ангелов Ему служили. Апостол Павел, подражая Ему, когда получил от иудеев единым разом сорок пять ударов, показывал, как мы долготерпим равно Богу. Тот, кто одноименной жизни в Боге причащается, удален от гнева, ибо любое совершенное делание добра – это Бог. Бог прекрасно именуется долготерпеливым, ибо Он далек от гнева. И внешние учения почитают это: так, Сократ – законодатель афинского учения, будучи избит, не отомстил. Антисфен, когда какой-то злохульник искалечил его лицо, ничего не сказав, ушел, но только написал на лице имя ударившего, чтобы не думали видящие, что он одержим или пьян. Эпиктету лютый хозяин перебил голень. И у многих философов учением было молчание в бедствиях – оно было владыкой для владыки по мудрости. Мы не можем ослабнуть от того, что нас оскорбляют. Но последуем за Творцом своим и всего: если встретится разнузданный раб, который даст пощечину, то мы скажем ему словами Божиими:
«Если я говорил плохое, то свидетельствуй об этом плохом, а если хорошее, то почему ты меня бьешь?»(см. Ин. 18:23) Так противник будет словно ранен стрелою долготерпения и, отказавшись от дерзости языка и поведения, во всем будет воздавать благодарность. А виновник этого отказа обучится не налетать и не дерзать на худшее, желая большой платы за труды, но будет сдерживаться о большем, и не брать дополнительной суммы. Разве труды не становятся совершенными, когда есть свидетельства:
«Страдания этого времени не стоят откроющейся славы»(см. Рим. 8:18), – сказал много раз пострадавший ради Христа и все в настоявшем имевший великий Апостол.
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 213.
Прп. Исидор Пелусиот
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Господь повелевает нам, разумливый мой, быть мудрыми подобно змее, во всяком искушении соблюдать главу свою, то есть веру нашу. Ибо змея, в каких бы затруднительных обстоятельствах ни находилась и каким бы ударам ни подвергалась, сохраняет голову свою невредимою. А также ухитряется совлечь с себя ветхость, проползая сквозь какое-либо тесное отверстие и там слагая свою старую кожу. Посему Господу угодно, чтобы и мы на тесном пути и в злострадании совлекались ветхого человека и облекались в человека нового, обновляемаго по образу Его (Кол. 3:10) …
Мудрость, растворенная простотою, есть некое божественное достояние и, скажу даже, составляет самую совершенную добродетель. Но если одна от другой отделена, то мудрость впадает в лукавство, а простота кончает глупостью; потому что первая способна делать злое, а последняя – обманываться. Посему Божественное Слово не представило сего в одном образе, так как в бессловесных животных нет мудрости с простотою, но одни стремятся к лукавству, а другие – к простоте; а напротив того, изрекло:
будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие.
Но это сказано не в том смысле, чтобы мы подражали змеям в ядовитости и способности угрызать (Иудеи осуждаются как змии и
порождения ехиднова(Мф.23:33)), а также в скрытности и коварстве – пример берется не во всех отношениях, а только отчасти, иначе будет не примером, но тождеством, – но чтобы мы, как змеиной чешуи, совлекались ветхого человека, то есть порока, и хранили веру, как змея – голову, мало же заботились о теле, и прочие змеиные свойства отложив в сторону, соединили с этим простоту голубя, заимствуя у голубя не его несмысленность (Ефрем осуждается,
(Ос. 7:11)), но простосердечие и незлобие.
Если же угодно, Слово объяснит это и другим примером. Львом называется не только Христос, но и праведник, и диавол; однако не в одном и том же отношении, потому что, как сказал я прежде, пример берется не во всех отношениях, но в той одной части, которая с пользою прилагается к предмету речи, все же прочее отлагается в сторону. Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости,
ибо возлег, уснул, яко лев(Быт. 49:9) , а праведник – по небоязненности и бесстрашию, ибо
праведный, яко лев, уповает(Притч. 28:1) ; диавол же – по зверству и кровожадности, ибо,
яко лев ходит, иский кого поглотити(1 Пет. 5:8) .
Итак, если Писание представило различные образы, взятые от одного животного, и мы не смешиваем изображаемого ими, но каждому присваиваем то, что подобает, чему дивишься, когда Ап. Павел заимствовал образ от брения не с намерением унизить свободу, которую он везде увенчивает, но желая и показать ту великую покорность и то послушание, какие праведный человек должен иметь по отношению к Богу, и уврачевать беснования тех, которые осмеливаются подвергать нареканию познание чистое и превышающее всякое слово и разум.
Письма. Книга I.
Подобия берутся не во всей полноте; иначе будут не подобия, но тождество. Если Спаситель повелел подражать целости и незлонравию голубя, то надлежит уклоняться от его малосмысленности, то есть не прибегать к тем, которые стараются уловить. Если не надобно делать вреда другим, то не следует и самим терпеть существенный вред и бежать к тем, избавление от которых – величайшая выгода.
Если же желаешь ты иметь и очевидное свидетельство на то, что сказано мною, послушай, что говорит Пророк:
и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца. А если спросишь о причине, то Пророк немедленно приводит ее:
Египта моляше, и во Ассирианы отыде(Ос. 7:11) , то есть один из двух народов, зараженных самоуправством, ненавистью и давнею любостяжательностью, призывал на помощь, а к другому бежал, ища спасения. Посему, кто же, говорит Пророк, несмысленнее Ефрема, стремящегося к тем, которым и снится только одно – плен и рабство его?
Письма. Книга III.
Прп. Максим Исповедник
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Ведующий ум становится
мудрым, как змий, и простым, как голубь, всегда сохраняя веру, словно голову, несокрушаемой и мудро отстраняя от себя, наподобие голубя, раздражение ярости, а поэтому он не помнит зла [своим] обидчикам и притеснителям.
Вопросоответы к Фалассию.
Прпп. Варсанофий и Иоанн
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Вопрос. Что значит:
будите мудри яко змия и цели яко голубие.
Ответ. Кто мудрость змия, в отношении зла, соединит с незлобием голубя, в отношении добра, тот не допустит мудрости своей смешаться с лукавством и простоте своей быть несмысленною.
Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников.
Прп. Амвросий Оптинский
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
По смыслу божественных толковников мудрость змии состоит в том, что когда наносят удары телу ее, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, то есть веру и в Господа и Его Евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастися тесный и прискорбный путь. Но теснота эта и прискорбие скоропреходящи, а воздаяние за них в
будущей жизни
нескончаемо-и
райским наслаждением
и необъяснимой радостью, по сказанному:
ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его(1 Кор. 2:9) . Все это непрестанно должно обносить в уме, и в сердце, и в памяти, чтобы быть в состоянии мудрую борьбу со страстями и неприятностями совне растворять незлобием голубиным, повторяя себе те же слова, какие изрек на подобные случаи Искупитель наш и Избавитель к Богу Отцу:
остави им грех сей, не ведят бо что творят(Лк. 23:34) .
Мудрость змеиная, по изречению толковников, состоит в том, что когда бьют змею, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змеиная состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь, по Евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид, или досад, или подобного.
Письма.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Нам нужно быть только мудрыми духовно, чистыми и незлобивыми, чтобы Дух Божий был с нами и в нас и действовал чрез нас.
Дневник. Том I. 1856.
Будьте мудры, как змии, сказал Спаситель. Когда змея видит неприятеля своего, тогда она искусно скрывает свою голову, чтобы неприятель не уязвил ее, и свертывается в кольцо. Подобным образом должен беречься человек от духовного врага своего, диавола: он должен прятать голову свою, то есть ум свой, в сердце и, сосредоточивши таким образом всю жизнь свою в одном пункте, тем сильнее противиться духу злобы, который развлеченные силы души очень скоро ниспровергает. Оттого рассеянных людей ему ничего не стоит опрокинуть, разбить.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
В чем мудрость змеиная? В том, что змея очень осторожна и ко всему внимательна. А также в том, что при опасности змея больше всего старается защитить свою голову, то есть самое главное. Так и служитель Христов: должен быть осторожным во всех своих поступках, вдумчиво относиться ко всему окружающему. А в моменты опасности для святой веры больше всего нужно ему хранить ее неповрежденность. Если ученик Христов лишился имущества, постигло его унижение, впал он в болезнь, сидит в узах, но православие свое сохранил – он удержал все…
Простота голубиная – это чистосердечие, незлобие, отсутствие всякого лукавства, чистота, целомудрие во всем. Прочь хитрость, лукавство, прочь всякие безнравственные приемы: ложь, обман, лесть, запугивания, тем более насилие. Если бы нам, слугам Христовым, предстояло бы искушение путем какой-нибудь маленькой нравственной сделки со своей совестью или же небольшой догматической погрешности в святой вере нашей достичь, казалось бы, добрых целей, – нужно немедленно отвергнуть это искушение! Но не проигрывают такие, по-видимому, наивные проповедники, избегающие всякой хитрости, старающиеся соблюсти чистоту своей души! Нет, не проигрывают, а весьма выигрывают, так как с ними всесильная благодать Божия, обитающая только в чистом сердце. Всякая хитрость, лукавство, тем более ложь отгоняют от себя Божию помощь, и проповедник, иногда очень мудрый и ученый, остается один со своими, пусть и большими, человеческими силами (1 Кор. 8:2–3) . Мудрый же и чистый душою, при
Божьей помощи
, которая увеличивает его силы в 30, 60 или 100 раз, смотря от усердия проповедника, многое достигает в своем святом деле возвещения людям Царства Небесного!
В защиту христианской веры. Размышления на
избранные места
Священного Писания.
Блаж. Иероним Стридонский
Волками Он называет книжников и фарисеев, которые были клириками иудеев.
посему будьте мудры, как змии и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей, ибо они передадут вас в суды и будут бичевать вас в собраниях (синагогах) своих, и к правителям и царям вы будете водимы ради Меня во свидетельство им и народам
Таким образом (ut) с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя. Потому и апостол говорит:
На злое будьте младенцы(1 Кор. 14:20) .
Блаж. Феофилакт Болгарский
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков
Господь дал им, как оружие, чудеса и обеспечил их относительно пищи, открыв для них двери достойных; теперь же, показывая Свое предвидение, говорит и об опасностях, которые имеют случиться с ними, и бодрит их словом. «Я, – говорит, – силен, поэтому дерзайте, ибо неприкосновенны будете. Но приготовляет их и к страданиям. Как невозможно овце не страдать среди волков, так и вам среди иудеев; но если и пострадаете, не гневайтесь. Хочу, чтобы вы были кротки, как овцы, и этим главным образом побеждали».
итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби
Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть незлобив, прост.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие
Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков
Ободрив их тем, что Он прежде возвестил, и сделав их твердыми и непоколебимыми, предсказывает то, что должно случиться с ними не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. Делает же Он это, во-первых, для того, чтобы Апостолы знали силу Его предведения, во-вторых, чтобы, страдая, не подумали, что страдают по слабости Пославшего их, в-третьих, чтобы заранее зная, что пострадают, впоследствии легче переносили эти страдания.
Се, говорит,
Аз посылаю вас яко овцы посреде волков. Я, Всемогущий, посылаю вас, чтобы уязвляли и терзали вас злонамеренные люди, но вы не мстите им и не защищайтесь от них руками. Почему? Потому что таким путем вы скорее победите и волков сделаете овцами. Сила Моя все совершает и кротость ваша смирит, как и многое другое, свирепость и жестокость неверных. Не дерзостью обыкновенно укрощается дерзость, но кротостью. Врачующему безумных должно терпеливо переносить их обиды, имея в виду одно только избавление их от безумия. Поэтому и мы, если не обнаружим кротости овец против жестокости обижающих нас, ни в каком случае не получим помощи от Своего Пастыря, потому что Он – Пастырь овец, а не волков. Я посылаю вас, как овец среди волков для того, разумеется, чтобы вы обнаруживали кротость овец пред волками, и имели не только эту кротость, но и тщательно сохраняли целость, т.е. простоту и невинность; чтобы, подвергшись обидам и преследованиям, вы не переставали благотворить обижающим. А чтобы и то, и другое было согласно с добродетелью, необходима мудрость змеи в охранении головы, т.е. веры, и простота голубя в прощении обид злоумышляющему. И это нужно соблюдать не пять, или десять лет, но до последнего издыхания, потому что такое значение имеют слова:
претерпевый же до конца, той спасен будет(Мф. 10, 22).
будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие
И здесь под змеями, и в другом месте под несправедливым правителем разумей благоразумие, наблюдение того, что полезно. Желает, чтобы Апостолы были мудры, т.е. избегали смертельного поражения, и незлобивы, т.е. не злопамятны. Так как мудрость змеи обнаруживается в том, что она, при поражении своем, не обращает внимания на остальныя части тела, а спасает одну только голову, зная, что только удар в нее наносит смерть, – то Спаситель повелел подражать мудрости змей тем, чтобы презирать и тело, и душу, и все остальное, а сохранять одну только веру, как голову, удар в которую бывает смертельный. И опять: так как голуби, лишившись детенышей, не бывают злопамятны по отношению к отнявшим, но опять приходят к ним, хотя бы и часто они отнимали, – то повелевает подражать их простоте, т.е. незлобию, тем, чтобы не быть злопамятными по отношению к обижающим, но опять приходить к ним и любить их. И обрати внимание на премудрость: не повелел подражать ни одной только мудрости змей, ни одному только незлобию голубей, но соединил и то, и другое, потому что это составляет одну добродетель: нет никакой пользы от мудрости, если она не сопровождается незлобием. Но мы должны подражать и другого рода мудрости змеи. Когда она состарится, то проползает чрез тесное пространство, соскабливает с себя скорлупу, т.е. верхнюю кожу, и становится крепче; так и мы, состарившиеся от ветхости страстей, подчиним себя тесному и узкому образу жизни и, совлекши таким образом обветшавшую одежду души, станем сильнее. Итак, здесь Спаситель взял в пример змей и голубей – в хорошем смысле, а в другом месте они приведены в дурном смысле. Иудеи порицаются как змеи, порождения ехидн; и Ефрем осуждается,
яко голубь безумный, не имый сердца(Ос. 7,11). Св. Писание часто заимствует различные образы от одного и того же животного, когда оно имеет и хорошие, и дурные свойства. Так, напр., львом называется и Христос по Своему царскому достоинству и непобедимости:
возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его(Быт. 49, 9); львом же называется праведник, по своей смелости:
праведный же яко лев уповая(Притч. 28, 1); наконец, львом называется и диавол по своей неукротимости и кровожадности:
яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити(1 Пет. 5,8).
Толкование Евангелия от Матфея.
Анонимный комментарий
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Давайте посмотрим, почему про этих Он сказал «
как овец», а про тех не «как волков», а «
волков». Если бы Он назвал первых овцами только по их кротости нрава, ибо по природе они были людьми, а по нраву – овцы, то тогда бы и о других сказал «как волки»; ведь эти, последние, также по природе были людьми, хотя жестокостью сходны с волками. Думаю, вот почему одни названы «словно овцами», а другие не «словно волками», а настоящими волками. Потому что
Божий человек
, даже если он добр, всегда по причине своей плотскости как человек имеет в себе нечто дурное; и поскольку он добр, то о нем говорят «овца», но именно «словно овца», ибо он не во всей полноте добр. Но тот, кто не знает Бога, не может иметь в себе никакого добра, поэтому он называется волк, а не «словно волк», ибо в нем нет никакого добра, раз он не познает в себе Бога.
Лопухин А.П.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Троицкие листки
Ст. 16-18 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками
Посылая Своих апостолов на проповедь, Христос Спаситель сначала «вооружил их чудесами, обеспечил относительно пропитания, освободил от всех житейских попечений» (святитель Иоанн Златоуст), и только после всего этого начинает говорить им о тех бедствиях, какие должны их постигнуть, и подготавливает к той брани против диавола, какая их ожидает впоследствии.
Это было нужно, во-первых, чтобы апостолы еще раз узнали силу Его предведения; во-вторых, чтобы никто не думал, будто эти бедствия происходят от безсилия их Учителя; в-третьих, чтобы ученики не боялись бедствий, как неожиданных и непредвиденных; в-четвертых, чтобы они не смущались и при наступлении Его крестных страданий, как они смутились в то время, когда Он, обличая их, говорил:
«оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше»(Ин. 16:6) . Впрочем, о Себе Он теперь еще ничего не говорит, чтобы не возмутить сердце их прежде времени, а только предсказывает им то, что с ними будет. И вот, чтобы они уразумели, что им предлежит новый закон духовной брани, Он говорит:
Вот, Я,как всемогущий, как полномочный Владыка Нового Завета, как Господь,
посылаю вас, как овец среди волков. «Вот, – толкует святитель Златоуст, – как вам должно идти на проповедь: показывайте овчую кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков, и не только кротость овчую, но и голубиное незлобие. Я покажу Мою крепость в особенности в том, что овцы преодолеют волков, и, находясь посреди них и подвергаясь безчисленным от них угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их самих». И это тогда, когда овец будет только двенадцать, а волков – полна вся вселенная!
«И Я посылаю вас!.». (Ин. 20:21) . Этого довольно для вашего утешения, для вашего ободрения, чтобы вам не бояться никого из противников ваших… Я мог сделать вас страшнее львов… Но лучше, чтобы это было так, потому что это и вам приносит более славы, и проповедует Мою силу:
«ибо сила Моя совершается в немощи»(2 Кор. 12:9) . «Итак, устыдимся, – увещавает святитель Златоуст, – когда мы нападаем на своих врагов, как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать, хотя бы и безчисленное множество волков нас окружало. Если же будем волками, то будем побеждены, ибо отступит от нас помощь Пастыря… Это-то и должно было смутить их еще больше, когда, несмотря на данную им власть воскрешать мертвых, им следовало терпеть такие ужасные бедствия. Какое же было для них утешение во всех этих бедствиях? Сила Посылающего: «так и Я посылаю вас!.». Но чтобы не все казалось делом благодати, чтобы они не подумали, что получают венцы ни за что, Он говорит:
итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Но апостолы могли сказать: поможет ли нам сколько-нибудь наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость нам, обуреваемым толикими волнами? Сколько бы овца ни была мудра, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Как бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов?
Да, для безсловесных тут нет никакой пользы, а для вас много. Какая же здесь требуется мудрость? Мудрость змииная! Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». «Равным образом, – объясняет блаженный Феофилакт, – как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т.е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби». Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием. «Мудрость змииная заповедана нам, – говорит преподобная Синклитикия, – чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших». Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других. Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам. «Итак, – говорит святитель Златоуст, – не считай этих повелений неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им:
«не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?»(Деян. 5:28) , то апостолы, имея власть творить безчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря:
«судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?»(Деян. 4:19) . Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная:
«Мы не можем не говорить того, что видели и слышали»(Деян. 4:20) . Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе. Потому и говорит далее Спаситель:
остерегайтесь же людей, принадлежащих к миру, который вас ненавидит.
ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня…
И так как Господь намерен был потом послать Своих учеников не к одним Иудеям, но и к язычникам, то и говорит,
для свидетельства перед ними и язычниками, т.е. в обличение всем, которые не веруют, дабы потом не могли сказать, что им не было возвещено Евангелие, когда они проповедников этого Евангелия мучили…»
Троицкие листки. №801-1050.
С голубями лично у меня никогда не было проблем при восприятии этой евангельской фразы. А вот со “змиями” несколько сложнее. Даже весьма сложно. Голубка являет как бы воплощение кротости, чистоты, незлобия. В конце концов, Святой Дух явился именно в виде голубки. Но причем тут мудрость змеи? И нет ли тут намека на того самого библейского змея, хитрее всех других созданий?..
Однако, читаю сейчас воспоминания об о. Александре Мене моего нового хорошего друга, поэта и литературоведа Григория Зобина, живущего по соседству со мной в Сокольниках (мы периодически встречаемся вместе и гуляем по парку). Он мне давал уже свои воспоминания об о. Александре, и вот надо же,
frengsв связи с этой самой евангельской фразой!
И вот как прот. Александр комментирует этот стих в воспоминаниях Григория Зобина:
Однажды мы решили пригласить батюшку на встречу с нашей группой. Собрались в Семхозе на даче Александра Ивановича. Мама в этот раз тоже поехала с нами. На дворе был июль 1985 года. Надежды в наших разговорах мешались с настороженностью, восторги со скепсисом, радость с горечью. Общим было одно чувство – безвременье кончается, мы входим в историю, для нас наступают новые времена и неизвестные до сей поры испытания. Мы разговаривали, а рядом с нами играли дети…
Батюшка пришел часа в три дня. Помолившись, мы сели за стол. К этому дню нами были заготовлены несколько вопросов. Часть из них касалась Писания и Предания, а часть – наших повседневных дел. Но для отца и то, и другое было одинаково важно. Все вопросы он раскрывал с потрясающей глубиной. Помню, сначала мы его спросили, когда сложился в Церкви статус священства и какова разница между раннехристианским пресвитером и нынешним священником. «О функциях пресвитера катакомбной церкви сегодня известно немногое, – ответил батюшка. – Иногда “пресвитером” могли называть и епископа. А статус священства сложился приблизительно в IV веке. Связано его появление с необходимостью профессионализма. Ведь в работе священника, как и в любом другом деле, нужно, чтобы основное время было отдано ей. Пастырством невозможно заниматься “по совместительству”. Но в средние века возник другой перекос – “патернализм”. Представьте себе моих средневековых коллег. Блестяще образованная латинская элита, но замкнутая в себе. А рядом с ними – множество вилланов и горожан, которые ничего не смыслят в том, что совершается в церкви. Это и стало причиной Реформации. Ведь если бы Лютер увидел
Католическую Церковь
наших дней, вряд ли бы ему захотелось что-либо в ней менять. Профессионализм священства – лишь половина дела. Он должен дополняться грамотностью и активностью мирян».
Другой вопрос был о том, почему голубь стал символом Святого Духа. «Прежде всего, когда
речь идет
о словах Христа – “Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби,” – сказал отец Александр, – не нужно понимать их буквально. Как вы знаете, в обыденной жизни голубь – далеко не воплощение кротости и мира. Между собой эти птицы дерутся так, что порой забивают друг друга на смерть. Ну, разве что “голубь мира” Пикассо. Но он какой-то уж такой хилый и жалкий, что ему, кроме мира, и в самом деле, кажется, ничего другого не надо. Лишь бы не обидели… То же самое можно сказать и о “мудрости” змей. Более глупых и ленивых тварей трудно найти. Однажды в зоопарке удава кормили живыми мышами, так для того, чтобы он проглотил мышку, ее нужно было чуть ли не в пасть ему засунуть. А если она была чуть-чуть сбоку, удав уже не догадывался повернуть голову»…
«Неужели настолько глупы?» – спросил кто-то из наших. «Да, змеи одни из самых глупых животных, – ответил батюшка, – на лестнице эволюции по разуму нам ближе всего человекообразные обезьяны, собаки, дельфины… И как ни странно, одно из первых мест тут занимает свинья»…
Почему же тогда «мудры, как змеи, и просты, как голуби?» «Дело в том, что здесь имеется в виду не обычная змея, а змей из вавилонской мифологии – “нахаш”. Змей и голубь в древневосточных мифах были эротическими символами. В
Ветхом Завете
эти символы подверглись переосмыслению. И изображение Святого Духа в виде голубя связано с голубем Ноя – символом спасения, благой вести».
Когда змея ползет через трещину, она снимает свою старую кожу. Так и Христос хочет, чтобы мы шли узким путем и умерщвляли ветхого человека. Когда мы пресмыкаемся по земле и живем среди мирской суеты, в душе от этого праха образуется некий твердый слой, как бы другая кожа. И потому христианин должен как можно чаще отрясать прах земной и заботиться о совлечении “греховного тела плоти” (Кол. 2, 11). А у пренебрегающих этой змеиной мудростью греховная природа может до такой степени окаменеть и окрепнуть, что переменить ее будет невозможно.
Преподобный Исидор Пелусиот (115, 763).
“Будьте мудры, как змеи…” Может быть, в том отношении, что змея благоразумно совлекает с себя старость. Ибо когда ей нужно скинуть кожу, вползает в тесное место, где было бы отовсюду сжато ее тело, и таким образом, протеснившись через него, сбрасывает с себя старость. Так, может быть, это слово и от нас требует, чтобы, идя тесным и скорбным путем, мы вовлекались ветхого человека и облекались в нового, чтобы юность наша обновлялась, “подобно орлу” (Пс. 102, 5) (115, 764). Мудр, как змея, кто с осмотрительностью и с разумением Предлагает учение, как успешно привести слушателей к благой покорности Богу. А прост, как голубь, кто не думает мстить замышляющему зло, но продолжает ему благодетельствовать, по заповеданному апостолом: “Вы же, братия, не унывайте, делая добро” (2 Фее. 3, 13). Ибо Господь дает это повеление ученикам, посылая их на проповедь, где была потребность и в мудрости для убеждения, и в незлобии на злоумышляющих. Как раньше змей сумел и подойти с лестью, и говорить увлекательно, и потому слушавшие его отступили от Бога и предались греху, так и мы должны избрать для себя и образ, и способ, и время, и всеми мерами придать “твердость словам своим на суде” (Пс. 111, 5), стараясь отвести слушающих от греха и привести к Богу, а в искушениях соблюдать терпение до конца, как сказано в Писании (Мф. 24, 13).
Святитель Василий Великий (115, 764).
Я не хочу, говорит Господь, чтобы вы всегда были, как голуби, чтобы слишком большая простота не ввела вас в сети искушения. Но не хочу и чтобы вы всегда были только как змеи, потому что в таком случае вы будете изливать яд на всякого. Будьте подобны змеям, если не хотите быть в плену; но если вы пленены, тогда будьте, как голуби, чтобы не мстить своим противникам и оскорбителям (115, 764).
“Будьте мудры, как змеи…”. Как змея больше всего старается спрятать голову, так и ты: отдай все – имение, тело, даже жизнь, но только сохрани веру. Ибо вера есть глава и корень. Если она останется неприкосновенной, тогда и ты, хотя бы все потерял, все опять получишь в обилии.
Святитель Иоанн Златоуст (115, 763).
Надо заметить, что Господь не желает представить Своим ученикам для подражания ни голубя без змея, ни змея без голубя, чтобы простота голубя была изощрена хитростью змея, и хитрость змея была умерена простотой голубя.
Святитель Григорий Богослов (115, 764).
“Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби” (Мф. 10, 16). Змея прижимает одно ухо к земле, а другое закрывает хвостом. Так и христианин должен хранить свои уши от соблазнительных речей и обольстительных внушений мира.
Блаженный Августин (115, 763).
Мудрость духовная.
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16)
Просты – в переводе. бесхитростны
Мессия Йешуа (Иисус) хочет, чтобы Его ученики были мудры, как змеи, но в то же время бесхитростны и просты, как голуби!
В чем мудрость змеи?
В осторожности, в догадливости, в расчетливости, в гибкости. Так и мы должны быть осторожными, догадливыми, расчетливыми, гибкими.
Есть одна древняя еврейская притча: “Сказал р. Йеhуда во имя р. Шимона, святой благословенный Бог сказал об Израиле: будьте ко Мне “чисты, как лебеди”, но среди народов мира будьте “проницательны, как змеи”.
Церковные комментаторы обращают внимание на ряд важных моментов:
“Таким образом с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя.
“Спаситель не говорит: будьте мудры, как лисицы, хитрость которых заключается в том, что они обманывают других; но как змеи, политика которых заключается в защите самих себя, а не в хитрости ради своей безопасности. В деле Христа мы должны быть мудры настолько, чтобы не навлекать без нужды бедствий на свои головы.”
“Слово (просты) akeraioV производят от a и kerannumi. Таким образом akeraioV значит «несмешанный», «чистый», и в таком значении это слово употребляется, например, о металлах для обозначения их чистоты и отсутствия в них каких-либо примесей.
“Равным образом, как змий снимает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее: так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но, как змий вместе вреден и лукав: то Христос повелевает нам быть целыми, то есть, простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби. Голуби обыкновенно тотчас возвращаются к своим хозяевам и тогда, когда отнимают у них детей и когда отгоняют их. Ещё глаза у голубя имеют такое строение, что они видят только перед собой, т.е. узко, то есть смотри только на Христа.
Итак, будь мудр, как змея, чтоб не стали смеяться над тобою по твоему образу жизни, но и храни себя непорочным. Будь безвреден для других, будь незлобив, как голубь”
Ещё о змее из комментариев:
Змея никогда не станет тратить свой яд попусту – она кусает лишь в крайних случаях, взвешивая свое решение.
В поведении змеи нет поспешности и суетливости. Всё взвешенно и расчётливо, как у мудреца.
Змее не присущи эмоции, она хладнокровное животное, которое не делает лишних движений, всегда поступает обдуманно, никогда не укусит без особой надобности. В нашем обществе ее можно сравнить с человеком, который умеет контролировать свои чувства и поступать по велению разума. Такой человек и считается мудрым, ведь он не делает ошибок под влиянием минутных порывов.
Господь говорит: ПОСЫЛАЮ ВАС, КАК ОВЕЦ СРЕДИ ВОЛКОВ. “Вот, – (толкует святитель Златоуст) – как вам должно идти на проповедь: показывайте овчую кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков, и не только кротость овчую, но и голубиное незлобие. Я покажу Мою крепость в особенности в том, что овцы преодолеют волков, и, находясь посреди них и подвергаясь бесчисленным от них угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их самих”.
Мудрость змииная!
Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой. “Равным образом, – (объясняет блаженный Феофилакт) – как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т.е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби”. Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием.
“Мудрость змииная заповедана нам, – (говорит преподобная Синклитикия) – чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших”.
Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других. Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам.
“Итак, – (говорит святитель Златоуст) – не считай этих повелений неудобо-исполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью, и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?
(Деян.5:28),то апостолы, имея власть творить бесчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря:
“судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?” (Деян.4:19).Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали
(Деян.4:20).
Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе.
“БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМЕИ, И ПРОСТЫ, КАК ГОЛУБИ”
Вернувшись в город, я прежде всего поспешил к себе домой.
Как у каждого сибиряка, у меня дома хранилось традиционное охотничье снаряжение – походный рюкзак, болотные сапоги, котелок, фляга… И теперь я хотел собрать все это и приготовиться к
дальней дороге
– к погоне за Каином.
Дома, однако, меня подстерегала новая неожиданность.
Обе двери – парадная и та, что ведет в мою комнату, – оказались отворенными. Причем дверные замки были не открыты ключом, а отжаты каким-то острым инструментом, то ли стамескою, то ли топором.
И когда я шагнул к себе, глазам моим предстала картина полнейшего разрушения. Все было разбросано, разрублено, обращено в хаос. На полу, вперемешку с лоскутами рубашек и клочьями пиджаков валялись смятые, затоптанные листы моих рукописей. Под окном, у стола, виднелась груда сваленных как попало книг.
Сначала я решил было, что в комнате что-то искали… Но потом, приглядевшись, понял: нет! Здесь кто-то явно хулиганил, бесчинствовал, срывал свою ярость. Очевидно потому, что не застал меня на месте.
„Опять Каин!” – подумал я.
Как же так получилось? Он наверняка явился сюда уже после Анциферова – значит, мы разминулись где-то по дороге… Но странно: почему мы там не встретились. Наверное он шел какими-то окольными тропами. Или плыл по реке. Да, по реке быстрее и легче всего. А впрочем, суть не в этом. Банда все-таки добралась до меня! Семен оказался прав: все у них было запланировано заранее. До сих пор меня наказывали страхом, а теперь наступил финал… И наступил он, скорее всего, именно потому, что Семен опять появился на горизонте. Его приезд конечно же ускорил события! Каин понял: игры кончились… Друг мой тоже это сообразил и поспешил ко мне. Помог мне поломать этот дьявольский план… И что теперь осталось Каину? Только корчиться от злобы и неутоленной ненависти и творить свой дикий произвол.
Здесь, у меня, он вовсю развернулся… Не осталось ни одной целой вещи! А страницы некоторых книг заметно обуглились и пожелтели; судя по всему, их пытались поджечь. Или же просто кинули, уходя, горящую спичку… Но, к счастью, бумага не вспыхнула сразу, стала тлеть и постепенно угасла.
Я присел у книжной груды и вытащил из нее какой-то растрепанный том, пострадавший от огня… Это оказалась Библия.
Я раздобыл ее в Енисейске сразу же по приезде, как только начал свою карьеру репортера, обслуживающего староверов. Мне она нужна была для цитат. Ведь с религиозными сектантами лучше всего разговаривать, пользуясь библейскими метафорами и притчами.
Но иногда я, конечно, читал ее и просто так, для удовольствия. Должен сказать, что это, прежде всего, превосходная литература! Ни одна из известных мне обращенных к древности книг не могла и не может дать ощущения такой тесной связи с прошлым, как Библия. Облик нашего мира во всей его сложности отражен наиболее отчетливо здесь! И несмотря на двухтысячелетнюю давность книга эта необыкновенно актуальна. Она актуальна во всем, вплоть до последних ее страниц, вплоть до пророческих откровений… И если вдуматься, это вполне естественно, ибо прошлое и будущее сплетены неразрывно. А настоящее – что ж… В сущности, его ведь и нет. Каждая прожитая нами минута относит его назад. И это уже необратимо! И все наши нынешние противоречия проросли из вчерашних посевов. А завтрашняя беда будет итогом сегодняшней, сиюминутной нашей суеты.
И есть еще кое-что в удивительной этой книге. Например, исходящая от нее эманация некой тайны. А также возникающее при чтении ее странное чувство, такое, будто бы ты – малая частица – соприкасаешься с чем-то целым, необъятно большим…
Но это совсем другая тема. А что касается актуальности, то она тут явная, бесспорная! Не случайно же в Библии можно отыскать изречения, затрагивающие любые (конечно, не технические) проблемы современности. А данное обстоятельство немаловажно. Особенно сейчас, в эпоху небывалого духовного голода и всеобщей растерянности.
На мир обрушился словесный потоп. Началось владычество демагогической фразы. А ведь людям нужны не лозунги, не митинговые вопли, не журналистские трафареты, а нечто совсем другое, противоположное…
Я задумчиво разгладил и обровнял края обгоревших страниц. Сдул с них пепел. Затем стал перелистывать книгу. И внезапно увидел ту самую строчку, которую процитировал нынче утром.
Цитатчик я все-таки был, как выяснилось, неважный… Строка эта оказалась длиннее, и я почему-то забыл, опустил вторую ее половину.
„Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби”, – прочел я. И подумал с удивлением: как голуби? Но разве это возможно после всего того, что случилось в Ручьях?..
И еще я подумал, захлопнув тяжелый том: обойдемся пока первой половиной строки… А о второй поразмышляем когда-нибудь после. В тишине. На покое.
Я поднялся и закурил. И какое-то время стоял, озирая царящий вокруг беспорядок. Прибирать комнату у меня не было сил. Да здесь, в сущности, надо было почти все выбрасывать. Изо всех носильных вещей уцелело теперь только то, что на мне… И еще, слава Богу, сохранилась старая, верная моя двустволочка. Я же всю ночь не расставался с нею. И догадывался, что отныне мне долго не придется с ней расставаться.
„Надо зайти к хозяйке, – мелькнула мысль, – поговорить, спросить о подробностях…”
Я вышел в коридор. И мы столкнулись с ней лицом к лицу.
Господи, что тут произошло? – воскликнула она испуганно. – Скандал? Драка?
Дом, где я обитал, был двухэтажный, старинный и принадлежал вдове весьма известного полярного летчика, погибшего в
предвоенные годы
. На нижнем этаже помещалась кухня, просторная, всегда запертая на ключ гостиная и небольшая комната, в которой, собственно, и происходили все описываемые тут события. Наверху же располагались кабинет и спальня. И хозяйка – женщина тихая, пожилая – почти все время проводила там. Спускалась вниз она обычно поздним утром; протапливала печку, что-то себе готовила. И затем на целые сутки исчезала с глаз. Нижний этаж, таким образом, пустовал и был, по сути, отдан в мое распоряжение. Мы жили с ней мирно и не мешали друг другу. Я тоже ведь был жилец тихий! Но сейчас, впервые, она посмотрела на меня с опаской и недоверием.
Я проснулась рано, – стала рассказывать она, – только-только рассвело. Слышу внизу шум какой-то, возня, голоса…
Так меня тут и не было! Я почти всю ночь провел в редакции.
Вот как! А я уж хотела было спуститься, приструнить вас. Но потом…
Что – потом?
Потом почему-то испугалась. Не пошла… – Она на минуту умолкла, кутаясь в шаль. – Вы говорите, вас не было… Но зачем же тогда они приходили? И кто они были такие?
Трудно сказать… Но в этом я разберусь! А пока прошу вас: найдите кого-нибудь, кто мог бы прибраться здесь, навести порядок. И да… Еще надо починить двери, переменить замки. Позаботьтесь об этом, пожалуйста. И не беспокойтесь, я оплачу все расходы.
А куда вы теперь? – спросила она, внимательно меня разглядывая. – Вы что же, в редакцию стали ходить с ружьем?
Да, понимаете ли, – забормотал я, – есть кое-какие обстоятельства… Видимо мне придется ненадолго съездить в тайгу.
К Медвежьему логу? – вдруг спросила она.
Куда, куда? – насторожился я. – К Медвежьему? Почему?
Ну, это я так сказала… Просто я слышала, как это название кто-то внизу произнес, причем два раза!
А о чем вообще они там говорили?
Я, знаете ли, особенно не прислушивалась…
Но эту фразу „Медвежий лог” вы точно слышали? Она ведь не могла вам померещиться?
Эта – нет! Я как встала, сразу же приоткрыла дверь и тихонько выглянула на лестницу. И вот как раз в тот самый момент…
Та-ак, – протянул я. – Ну, спасибо. Может быть, эта деталь нам поможет!
Из книги
По следам конквистадоров
автора
Каратеев Михаил Дмитриевич
Змеи и насекомые
Едва мы приступили к работе, что на наше несчастье совпало с наступлением самой сильной жары, у всех начали появляться акклиматизационные заболевания. Но в этом судьба оказалась к нам довольно милостивой: желудками и внутренними болезнями никто не
Из книги
Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной
автора
Абашидзе Григол
МОЛИТВА ЗМЕИ
Как холодна змея,
красива,
когда черты ее видны.
Все крапинки ее курсива
так четко распределены.
Внимая древнему мотиву,
она касается земли
и погружается в молитву,
молитву страшную змеи.
Знать, душу грешную свою
с надеждой Богу поверяет,
в молитве с нею
Из книги
После казни
автора
Бойко Вадим Яковлевич
«Посетители, будьте взаимно вежливы!»
Газовые камеры были оборудованы под баню. Но в заблуждение это могло ввести только тех, кого отправляли туда, едва сгрузив с эшелона. При газации старожилов Освенцима камуфляж был ни к чему: обмануть нас было невозможно. Однажды ночью
Из книги
Любовь со второго взгляда
автора
Сурикова Алла Ильинична
БУДЬТЕ МОИМ МУЖЕМ
Названием фильма я пользовалась в свое удовольствие. Эту фразу я обыгрывала и в личных беседах, и в
официальных письмах
. Например,
генеральному директору
«Мосфильма» Сизову: «Уважаемый Николай Трофимович! БУДЬТЕ МОИМ МУЖЕМ. Под таким названием в
Из книги
Рассказы
автора
Листенгартен Владимир Абрамович
Змеи
Гриша не боялся змей. Можно сказать, что он их даже любил. Он с удовольствием отправлялся из Баку в пустынные районы Западного Апшерона, чтобы половить змей. Со временем, изучив соответствующую литературу, он стал в них разбираться: уже мог отличить безобидного ужа от
Из книги
Иван Ефремов
автора
Ерёмина Ольга Александровна
«Сердце Змеи»
Лев Николаевич Толстой задумал написать произведение о декабристах, возвращающихся из ссылки. Размышления привели его к необходимости рассмотреть истоки возникновения декабризма, к идее начать с 1805 года. Так возник замысел романа «Война и мир».Ефремов к
Из книги
Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины]
автора
Лифшиц Галина Марковна
«Будьте осторожны!»
Помимо преподавания в школе я еще периодически читала лекции для гимназических преподавателей русского языка Северной Моравы. Это был интересный опыт. Чаще всего меня везли в какую-нибудь гимназию, где сначала проходила лекция, потом я отвечала на
Из книги
Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания
автора
Берестов Валентин Дмитриевич
ЗМЕИ
Говоря о нынешнем населении древних городов, нельзя не вспомнить про змей. Пожалуй, каждый год на раскопках или в лагере от наших рук гибнет какая-нибудь змея. Иногда эти встречи оканчиваются мирно. Как-то я поднялся на стену крепости, чтобы полюбоваться закатом.
Из книги
«Пламенные моторы» Архипа Люльки
автора
Кузьмина Лидия
«Будьте осторожны с сектором газа»
Двигатель АЛ-7Ф-1, выходя на максимальную тягу, давал (по ощущению летчика) некоторую уверенность, что из него можно еще «выжать» тягу. То есть если бы еще увеличить обороты двигателя, которые были ограничены максимальными оборотами,
Из книги
Галилей
автора
Штекли Альфред Энгельбертович
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
«БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМИИ…»
Непосредственной угрозы Рим пока не испытывал: чума не подобралась достаточно близко. Но в городе было очень неспокойно. Невзирая на ропот народа, задавленного поборами, Урбан тратил огромные деньги на военные
Из книги
Человек-дельфин
автора
Майоль Жак
Змеи
Змеи принадлежат к подклассу змееподобных. Их жизненные функции выполняют в большинстве случаев те же органы и таким же образом, что и у рептилий, так что мы не будем вновь обращаться к дыханию этих животных. Здесь все особи приспособлены к апноэ, а
отдельные виды
Из книги
Любовь без границ [Путь к потрясающе счастливой любви]
автора
Вуйчич Ник
Из книги
Клеопатра. Любовь на крови
автора
Громов Алекс Бертран
УКУС ЗМЕИ ИЛИ ПРОСТО ЯД?
О том, что стало причиной смерти Клеопатры, споров было не меньше, чем о других значимых моментах ее биографии. А возможно, даже и больше, ибо гибель египетской царицы, которая демонстративно предпочла уход в небытие любым попыткам цепляться за
Из книги
Влас Дорошевич. Судьба фельетониста
автора
Букчин Семен Владимирович
Глава X
«НЕ БУДЬТЕ НИ ЗА РЕВОЛЮЦИЮ, НИ ПРОТИВ НЕЕ»
По словам Амфитеатрова, «в Февральскую революцию Дорошевич был окрылен». Увы – этой «окрыленности» не видно на страницах «Русского слова». С начала 1917 года и до конца мая в газете нет его фельетонов. Он давно уже болел
Из книги
Однажды Гоголь… Рассказы из жизни писателя
автора
Воропаев Владимир Алексеевич
Будьте как дети
Как-то раз Гоголя спросили, не лучше ли детям бегать и резвиться по воскресеньям, нежели ходить в церковь. На это он ответил: «Когда от нас требуется, чтобы мы были, как дети, какое же мы имеем право от них требовать, чтобы они были, как мы?»В другой раз Гоголь
Из книги
Черчилль и
древняя тайна
«Заговора рептилий»
автора
Грейгъ Ольга Ивановна
Глава 2. Пират, адмирал, сэр Дрейк и тайна монаршей змеи
Прежде чем мы последуем за молодым британцем, будущим героем страны, на просторы Черного континента, проследим его родословный коктейль, отвечающий, как считают «посвященные от науки», за роль и место человека в
Возможно, будет полезно почитать:
- Что написать в резюме в разделе «обо мне
; - Срок давности по неоплаченным кредитам: какой он
; - Психологическое понимание труда и профессии
; - Как испечь пасхальный кулич – рецепты к пасхе
; - Как испечь пасхальный кулич: мой семейный рецепт с подробными картинками
; - Пустынными тропами Аризоны
; - Пошаговый рецепт морковных оладий: фото и секреты
; - Сколько хранится фаршированный перец в холодильнике
;
Частые вопросы
В чем мудрость змеи и простота голубя?
простоту и невинность, чтобы, подвергшись обидам и преследованиям, вы не переставали благотворить обижающим. А чтобы и то, и другое было согласно с добродетелью, необходима мудрость змеи в охранении головы, т. е. веры, и простота голубя в прощении обид злоумышляющему.
Что значит будьте мудры как змии и просты как голуби?
Руководствоваться змеиной мудростью означает быть осторожным и здравомыслящим, настолько, чтобы не навлечь на себя лишние беды, а обладать голубиной простотой – значит быть искренним и оставаться чистым, с любовью к врагам и недоброжелателям.
Что значит быть простыми как голуби?
«Будьте просты, как голуби» означает, что эта полноценная умственная деятельность вполне может в человеке сочетаться с бесхитростностью, с отсутствием лукавства, со следованием тем нравственным заповедям, которые дал Господь Иисус Христос.
В чем заключается мудрость змеи?
Мудрость змея в Евангелии от Матфея толкуют как «осторожность», что сложно подтверждается лингвистически, но аргументировано выводится из контекста, не содержащего негативных коннотаций.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите характеристики и поведение змей, чтобы понять их хитрость и умение избегать опасности. Это поможет вам быть более бдительными и предусмотрительными в различных ситуациях.
СОВЕТ №2
Придерживайтесь принципа простоты и искренности, как голуби. Это поможет вам избегать сложностей в общении с другими людьми и создавать доверительные отношения.