Папа бонифаций 8. Филипп IV Красивый и Бонифаций VIII

Бонифа́ций VIII (Bonifacius) (в миру Бенедетто Каэтани, Caetani) (ок. 1235, Ананьи – 11 октября 1303, Рим), папа римский (понтификат 1294-1303). Сторонник церковной супрематии, способствовал усилению светской власти церкви, внес вклад в развитие теократической доктрины. Следствием его политики стала резкая конфронтация с французским королевским домом, которая привела к так называемому авиньонскому пленению пап , на период которого папство стало орудием политики французских королей и утратило значение самостоятельной силы.

Будущий папа происходил из древнего и благородного рода, владевшего землями в округе Рима и стремившегося играть
большую роль
в самом Риме. Изучал церковное право в Болонье и еще совсем молодым занимал важные должности в правительстве Папской области. Будучи кардиналом, Каэтани сумел оказать серьезное влияние на папу Целестина V . Именно под влиянием кардинала Каэтани произошло отречение Целестина, мечтавшего вновь обрести покой монаха-отшельника. Однако Каэтани жестоко обманул своего предшественника: Целестин V окончил жизнь узником в местечке Ананьи, являвшемся вотчиной Каэтани. Взойдя на престол под Рождество 1294, Бонифаций VIII – полная противоположность предшественнику – стал бороться за усиление политической роли папства.

С этой целью Бонифаций начал
сложную игру
с Анжуйской династией и Валуа , пытаясь посеять рознь среди Капетингов . В самой Италии Бонифаций прославился своим непотизмом . По словам анонимного хрониста, «что ни год, то очередной Каэтани получал
важный пост
в церкви». Представители рода Каэтани скупали владения не только в округе Рима, но и в самом городе, потеснив несколько древних римских родов (Аннибальди и Колонна). Колонна первоначально поддерживали избрание Бонифация, но сразу после интронизации между бывшими союзниками произошел конфликт, который вылился в настоящую войну. Колонна напали на папский кортеж на пути между Римом и Ананьи и разграбили папскую сокровищницу. В ответ папа взял несколько замков своих врагов, крупнейший из которых, Палестрина, был стерт с лица земли.

Эта война ослабила позиции папы в Риме, он не мог успешно соперничать в разгоревшемся противоборстве с французским королем Филиппом IV . Резкий протест папы вызвали попытки короля обложить поборами французское духовенство и ордена, действовавшие на территории Франции. С момента провозглашения буллы «Clericis laicos» (1296) началась открытая борьба властителя церкви за признание теократического идеала государями христианского мира. В булле («Unam Sanctam», 1302) Бонифаций отстаивал превосходство церкви, единственной главой которой являлся папа, и разрабатывал доктрину «двух мечей» о спиритуальной (духовной) и темпоральной (светской) власти, в том смысле, что христианские государи владеют мечом светской власти лишь с согласия и по милости римского первосвященника. Все верующие, в том числе и правители, подчиняются папе по причине греха. Духовная власть, воплощаемая папством, является судьей для любой светской власти и правителя, сама же не дает отчет никому, кроме Христа. Как указывалось в заключительной части буллы, для спасения каждого человеческого существа необходимо признание им верховной власти наместника Св. Петра.

Французский король Филипп IV – один из могущественнейших государей своего времени – резко воспротивился тому, чтобы признать свое право на власть лишь уступкой Церкви. Это право, таким образом, не могло быть неотъемлемым «по причине греха», как указывал в своих разъяснениях папа. Тем самым создавалась предпосылка узурпации светской власти любого правителя со стороны наместника св. Петра, и французский король не мог не почувствовать прямую угрозу в теоретических рассуждениях буллы.

Филипп IV сумел нанести папе сокрушительный удар, использовав недовольство Бонифацием в Италии. Француз Гийом Ногарэ, неблагородного происхождения, но приближенный к королю вместе с главным врагом папы в Италии Шиара Колонна, силой проникли в папскую резиденцию в Ананьи и, подвергнув оскорблениям, арестовали Бонифация. Жители Ананьи поднялись против дерзких захватчиков и освободили понтифика. Но папа был морально уничтожен случившимся и через месяц после пережитого унижения скончался.

Бонифацию VIII принадлежит первенство в установлении так называемых «юбилеев» (с 1300), во время которых в Рим стекалось до 300 тысяч паломников, производилось отпущение грехов и канонизация святых. Обладая хорошей юридической подготовкой, папа внес значительный вклад в развитие идей средневековой теократии. В самой церкви проводил взвешенную политику в отношении нищенствующих орденов, ограничивая их свободу.

Это последний из пап XIII в., пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной
Западной Европы
Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами – Францией и Англией.

Некоторых успехов Бонифаций VIII добился в политических интригах, связанных с борьбой за королевскую власть в Германии . Попытка вмешаться в англо-французские отношения оказалась неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII в. практику. Бонифаций VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII не решился применить отлучение.

Новый толчок амбициям Бонифация VIII дало проведение в 1300 г. первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 г. появилась папская булла «Unam Sanctam», где Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой – светскую власть. По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты (где участвовало и духовенство), которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Для того, чтобы такой суд состоялся, Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гильома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. Ногаре арестовал папу, избил его, но вывезти не смог – папу отбили его земляки в г. Ананьи. Через месяц оскорблённый престарелый Бонифаций VIII скончался.

Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках французской монархии.

В литературе

Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом недостойном папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко (А., VI, 69), Николая III (ст. 55-57), Гвидо да Монтефельтро (А., XXVII, 70-111), Бонавентуры (Р., XII, 90), Каччагвиды (Р., XVII, 49-51), апостола Петра (Р., XXVII, 22-27) и Беатриче (Р., XXX, 148). Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста.

Упоминается Бонифаций VIII и в «Декамероне» Боккаччо (вторая новелла десятого дня), а также в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле среди других пап, королей и императоров, которые влачат жалкое существование в аду (вторая книга, эпизод со смертью и воскрешением Эпистемона).

Мнение эксперта:

Папа Бонифаций VIII и Филипп IV Красивый, король Франции, вступили в конфликт, который привел к серьезным последствиям для Церкви и государства. Эксперты отмечают, что этот конфликт стал одним из ключевых событий в истории папства и монархии. Бонифаций VIII стремился укрепить папскую власть и установить ее превосходство над мирской властью, в то время как Филипп IV настаивал на своей независимости от папы в делах государства. Этот конфликт привел к разрыву их отношений и даже к временному закрытию папского посольства во Франции. Мнение экспертов подчеркивает, что эти события имели долгосрочные последствия для взаимоотношений между Церковью и государством, а также для политической и религиозной истории Европы.

Курс "Позднее средневековье". Лекция 2. Филипп Красивый против Бонифация VIIIКурс “Позднее средневековье”. Лекция 2. Филипп Красивый против Бонифация VIII

Опыт других людей

Папа Бонифаций VIII и Филипп IV Красивый вызывали много разногласий в своё время. Некоторые историки отмечают, что Филипп IV Красивый был известен своими конфликтами с папой, включая известное столкновение, известное как “конфликт Филиппа IV и Бонифация VIII”. Многие источники также отмечают, что Папа Бонифаций VIII был решительным и энергичным лидером Церкви, который стремился укрепить свою власть. В то же время, многие критики указывают на его конфликтные отношения с монархами и его стремление к централизации власти в римско-католической церкви.

Интересные факты

  1. Папа Бонифаций VIII и Филипп IV Красивый были непримиримыми врагами. Их конфликт начался в 1296 году, когда Бонифаций VIII издал буллу “Clericis laicos”, запрещающую духовенству платить налоги светским властям без разрешения папы. Филипп IV Красивый ответил на это изгнанием всех папских легатов из Франции и конфискацией церковного имущества.

  2. В 1302 году Бонифаций VIII отлучил Филиппа IV Красивого от церкви. В ответ Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты, которые поддержали его в конфликте с папой. В 1303 году французские войска захватили резиденцию папы в Ананьи и взяли его в плен. Бонифаций VIII умер через месяц после освобождения.

  3. Конфликт между Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым имел далеко идущие последствия. Он привел к ослаблению папской власти и усилению светской власти во Франции. Кроме того, этот конфликт стал одним из факторов, приведших к началу Авиньонского пленения пап.

Филипп IV Красивый (король Франции) — ЛИМБ 40Филипп IV Красивый (король Франции) — ЛИМБ 40

Библиография

  • Лозинский С. Г. История папства. М., 1986
  • Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967

Бонифаций VIII и тамплиеры

История и судьба Бонифация VIII, в миру Бенедетто Каэтаии из Ананьи (1230- 1294), тесно связаны с тамплиерами.

Разногласия с французской монархией, начавшиеся через год после его избрания на Папский престол (булла Clericis laicis, запрещавшая всем духовным лицам делать какие бы то ни было дарения мирянам без папского разрешения), еще больше обострились в 1301 г. Бонифаций попытался заставить короля Франции Филиппа IV Красивого выпустить из тюрьмы епископа Памьерского, обвиненного в государственной измене. В своей булле Ausculta fili («Внемли Сыну») он даже потребовал от короля дать отчет римскому синоду в своих деяниях. Филипп разрешил публикацию буллы, по в извращенном виде, сопроводив ее своим ответом, в котором, в частности, говорилось: «Филипп – Бонифацию, без всякого приветствия. Извольте, Ваша глупость, принять к сведению, что мы не намерены подчиняться кому бы то ни было в вопросах светской власти… А кто хотел бы думать иначе – глупец». Бонифаций не позволил себя запугать: в 1302 г. он объявил об отлучении от церкви Филиппа и обнародовал буллу Unam Sanctam, в которой он требовал для наследника Петра, хранителя и радетеля о вечном здравии всех душ, права Церкви вмешиваться и диктовать законы светской власти.

Бонифаций VIII. Вот тезис из буллы Unam Sanctam, который Филипп Красивый расценил как провокацию: «Духовный меч и меч материальный – оба находятся во власти Церкви: за второй нужно браться ради Церкви, а первый берет в рукисама Церковь. Этот вложен в руки священнослужителей, а первый – в руки короля и воинов, но под руководством священника. Таким образом, необходимо, чтобы один из этих мечей подчинялся другому, а светская власть подчинялась духовной».

Данте дал Бонифацию VIII безапелляционно отрицательную оценку: несмотря на то, что во время написания Ада (Божественная комедия) папа был еще жив, поэт определил ему место среди торговавших церковными должностями, которых в наказание закапывали в землю головой вниз. Данте, не видящий грешника, мог спутать папу Николая III, наказанного таким образом, с Бонифацием, прибытия которого он ожидает (гравюра Гюстава Доре к XIX песни Ада).

Король Франции Филипп Красивый (миниатюра XII в.)

Французская монархия находилась в трудном положении: она потерпела поражение в ходе успешного восстания горожан и буржуа во Фландрии против олигархии, поддерживаемой французами. Король несколько раз был вынужден обесценивать национальные деньги (кажется, он прибегал даже к чеканке фальшивых монет) и под большие проценты брать займы у тамплиеров. Однако, несмотря на это, он не оставил без внимания выпад Бонифация и направил в Ананьи, где находился папа, карательную экспедиции во главе с Гильомом Могаре, своим верным сановником. Целью экспедиции было пленение папы и доставка его под арестом во Францию. Здесь
Церковный собор
, но уже под руководством короля, устроил бы над ним процесс. Этому плану не суждено было осуществиться, поскольку Бонифаций был освобожден своими сторонниками еще тогда, когда он находился в Италии, однако несколько недель спустя он умер.

Преемник Бонифация VIII, Бенедикт XI, отменил все отданные им распоряжения, направленные против Филиппа Красивого, по, подчиняясь требованиям канонического права, отлучил от Церкви участников нападения в Ананьи. Когда он умер менее чем через девять месяцев после своего избрания, внутренние распри в Коллегии кардиналов привели к смуте, продолжавшейся одиннадцать месяцев, в течение которой Папский престол оставался вакантным, а вопрос с захватом в Ананьи не получил своего окончательного решения.

Наконец был избран новый папа Климент V, гасконец, человек слабохарактерный, абсолютно готовый подчиняться воле и амбициям Филиппа Красивого. Воспользовавшись этим, французский король решил раз и навсегда покончить с последствиями событий в Ананьи, поручив все тому же Гильому Ногаре организовать процесс против покойного Бонифация VIII, обвинив его в ереси, неверии, симонии и занятиях черной магией (вплоть до регулярных сношений с демоническими существами) и защите колдунов.

Страница 1 из 3

БОНИФАЦИЙ VIII(Бенедетто Каэтани) – папа Римский с 24 декабря 1295 г. по 11 октября 1303 г., правовед, один из защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи, воспитывался при дворе дяди, Тодийского епископа (г. Тоди, Италия), закончил факультет права в Болонском университете, затем продолжил учебу в Париже, в 1260 г. стал каноником
кафедрального собора
в Тоди. После возвращения в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручались важные дипломатические миссии во Франции (1264 г.), в Англии (1265 г.) и ряде других стран. Он поочерёдно исполнял функции секретаря пап Адриана V (11 июля – 18 августа 1276 г.), Николая III (1277–1280 гг.), Мартина IV (1281–1285 гг.), пользовался репутацией высокообразованного правоведа. Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 г. папа Мартин IV возвёл его в кардинала-диакона, а папа Николай IV (1288–1292 гг.) в 1291 г. – в кардинала-пресвитера. Назначенный в 1290 г. папским легатом во Франции, он сумел уладить конфликт между епархиальным духовенством и нищенствующими орденами, принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского университета, в переговорах между Францией и Англией способствовал примирению Франции с королём Альфонсо III Арагонским. Властолюбивый 76-летний Каэтани склонил своего предшественника, смиренного и благочестивого папу Целестина V (5 июля – 13 декабря 1294 г.), к отречению и в декабре 1294 г. был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке короля Карла II Анжуйского. Однако часть духовенства поставила законность этих выборов под сомнение. В ответ Бонифаций VIII, опасаясь популярности своего предшественника, приказал заключить Целестина V в тюрьму, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах, а Бонифаций VIII лицемерно объявил, что святой монах умер от старости. Поскольку эти действия Бонифация VIII вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил его представителям войну, отлучил их от церкви, конфисковал имущество и разрушил их оплот – г. Палестрину. Его понтификат стал поворотным пунктом в истории папства: Бонифаций VIII освободил Апостольскую столицу от зависимости от Неаполя и перенёс оттуда папскую резиденцию обратно в Рим; вывел из состава Римской курии ставленников сицилийского короля, пытавшегося оказывать влияние на политику Ватикана. Проводя достаточно взвешенную политику в церкви, папа ограничил свободу нищенствующих орденов. Но своей
главной целью
Бонифаций VIII считал утверждение папской теократии в противовес формирующимся
национальным государствам
. Усердный почитатель, но неудавшийся подражатель Григория VII (1073–1085 гг.) и Иннокентия III (1198–1216 гг.), пытался осуществить их идеи, но был высокомерен, даже с королями говорил тоном диктатора. С этой целью он окружил себя знатью, ввёл пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие. Его непомерные спесивость и заносчивость, однако, свидетельствовала о слабости папы как политика. Он только раздражал всех своими ругательствами и проклятиями, но никто не чувствовал к нему ни страха, ни уважения. Будучи сторонником крайней теократической идеи, он пытался полностью подчинить светскую власть духовной. Желая утвердить верховенство папы, Бонифаций VIII признал избрание германским королём Альбрехта I Австрийского Габсбурга (1298–1308 гг.) при условии его отказа от императорских прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны ввёл празднование юбилейного года («Annus sanctus») и установил, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide» от 22 февраля 1300 г.).

(ок. 1235, Ананьи, Италия – 11.10.1303, Рим; мирское имя – Бенедетто Каэтани), папа Римский (24 дек. 1294 – 11 окт. 1303), правовед, один из защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи. Закончил фак-т права в Болонском ун-те, затем продолжил учебу в Париже. В 1260 г. стал каноником. По возвращении в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручались важные дипломатические миссии во Франции (1264), в Англии (1265). Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 г. папа Мартин IV возвел его в кардинала-диакона, в 1291 г. папа Николай IV – в кардинала-пресвитера. В это же время назначенный папским легатом, он принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского ун-та, в переговорах между Францией и Англией, способствовал примирению Франции с кор. Альфонсо III Арагонским. После отречения папы Римского Целестина V Каэтани был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке кор. Карла II Анжуйского. Однако частью духовенства законность этих выборов была поставлена под сомнение. В ответ по приказу Б. был заключен в тюрьму Целестин V, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Поскольку эти действия Б. вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил представителям этого семейства войну, отлучил их от Церкви, конфисковал имущество и разрушил их оплот – г. Палестрина.

Своей главной целью Б. считал утверждение папской теократии в противовес формирующимся национальным гос-вам. Пытался осуществить идеи пап Григория VII и Иннокентия III . С этой целью он окружил себя знатью, ввел пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие. Желая утвердить верховенство папы, Б. признал избрание герм. кор. Альбрехта I Габсбурга Австрийского (1298) при условии его отказа от имп. прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны Б. было введено празднование юбилейного года («Annus sanctus») и установлено, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide» от 22 февр. 1300). С небывалой пышностью был отпразднован «святой» 1300 год при стечении тысяч паломников в Рим, перед к-рыми на торжествах Б. появлялся поочередно в одеянии понтифика и императора.

Бескомпромиссная и жесткая позиция Б. спровоцировала конфликт с Францией, где формировалась сильная королевская власть. Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введенный в 1296 г. франц. кор. Филиппом IV Красивым в связи с начавшейся войной с Англией. На этот раз обложению было подвергнуто и духовенство, часть к-рого обратилась за защитой к папе. Б. буллой «Clericis laicos» от 24 февр. 1296 г. объявил о недопустимости для светской власти облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы Римского. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны денег, что резко ударило по поступлениям в папскую казну. Буллой «Ineffabilis amor» (от 20 сент. 1296) Б. открыто заявил о превосходстве духовной власти над светской. Однако обе стороны не были готовы к продолжению конфликта, и тогда он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а Б. в серии булл («Romana Mater Ecclesia» от 7 февр., «Ab olim» от 27 июля, «Etsi de statu» от 31 июля 1297) признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы.

Возобновление конфликта было спровоцировано действиями папского легата Бернара Сессе, еп. Памье, посланного во Францию для разбирательства жалоб духовенства на действия короля. Миссия его была расценена как подстрекательская, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Франции, вызывала подозрения. Весной 1301 г. он был арестован, имущество его конфисковано, а к Б. был отправлен Пьер Флот с целью добиться снятия с легата неприкосновенности для начала судебного расследования. Однако Б., не признавая
судебной власти
мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе. В итоге папой была объявлена открытая война королю Франции: буллой «Ausculta fili» от 5 дек. 1301 г., отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех фак-тов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 нояб. 1302) Собор Церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля.

Однако во Франции большинство поддержало действия короля. На созванном специально по этому вопросу собрании представителей 3 сословий королевства – Генеральных штатах – 10 апр. 1302 г. при воздержавшемся духовенстве рыцари и горожане высказались в пользу короля. Последний вновь запретил вывоз денег из страны, а распределение церковных бенефициев в королевстве сохранилось в ведении чиновников. В ответ Б. пригрозил всем, кто не приедет в Рим, санкциями, а королю Франции – отлучением от Церкви. Несмотря на запрет короля более половины прелатов (39 франц. епископов) прибыли на Собор. Итогом его явилась булла «Unam Sanctam» от 18 дек. 1302 г., где в предельно законченной форме была сформулирована теория папской супрематии. Опираясь на учение о «двух мечах», Б. построил теорию о соединении в руках Церкви как единой главы власти духовной и светской, о подчинении и подсудности ей, викарию Бога, всякой власти на земле.

В ответ Франция перешла к наступательной политике: на собрании Генеральных штатов 12 марта 1303 г. легист Гийом де Ногаре обвинил Б. в ереси, симонии , непотизме и призвал защитить католич. Церковь от недостойного папы Римского путем созыва Вселенского Собора для его смещения. После долгих переговоров перед угрозой отлучения короля Франции и наложения интердикта на королевство новое собрание представителей 3 сословий 13 июля 1303 г. одобрило позицию королевской власти и присоединилось к призыву о созыве Вселенского Собора. В стране за это решение отдали голоса свыше 700 прелатов, капитулов, баронов и городских коммун. Внутри католич. Церкви против Б. выступали также спиритуалы , осуждавшие роскошь папской курии и вмешательство Б. в мирские дела, за что подвергались с его стороны гонениям.

С целью сообщить Б. о созываемом Вселенском Соборе Гийом де Ногаре прибыл в г. Ананья, родовое поместье семьи Каэтани, где находился в то время папа, готовивший коалицию против Франции. Б. запретил франц. ун-там присваивать
ученые степени
, капитулам – выбирать своих глав, освободил подданных королевства от клятвы королю. Город перешел в руки противников Б., замок был окружен войсками сторонников Колонна, и в ночь с 6 на 7 сент. 1303 г. ворота замка были взломаны. Б., встретивший своих противников в торжественном облачении понтифика, был подвергнут оскорблениям и угрозам смерти (легенда приписывает Ш. Колонне пощечину, нанесенную в сердцах папе). После освобождения Б. поехал в Рим, но, опасаясь отравления, ничего не ел; от полученной на почве нервного расстройства лихорадки он через месяц умер.

Поражение Б. в столкновении с королем Франции имело последствиями т. н. Авиньонское пленение пап , схизму в католической Церкви (папскую схизму) и Соборное движение .

Б. был покровителем науки и искусств. Он пригласил в Рим худож. Джотто, основал рим. ун-т Сапиенца (см. ст. Университеты католические). Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права «Liber Sextus», результатом к-рой стал новый сборник канонов, вошедший в «Corpus juris canonici».

Соч.: Les Régistres de Boniface VIII / Éd. G. Digart et al. P., 1884-1936. Fasc. 1-16.

Лит.: Vigor
S
. Histoire du différend entre le pape Boniface et Philippe le Bel / Ed. et transl. P. Dupuy. P., 1655; Dease
T
. R
. S
. Boniface VIII. L., 1933; Digart
G
. Philippe le Bel et le St. Siège de 1285 à 1304. Liège, 1936. 2 vol.; Sibilia
S
. Bonifacio VIII. R., 1949; Levis-Mirepoix
P
. L”attentat d”Anagni. P., 1969; Luscombe
D
. The «Lex divinitatis» in the Bull «Unam Sanctam» of Pope Boniface VIII // Church and Government in the Middle Ages. Camb., 1976. P. 205-221; Schmidt
T
. Libri rationum camerae Bonifatii papae VIII. R., 1984; idem
. Der Bonifaz-Prozess: Verfahren der Papstanklage in der Zeit Bonifaz” VIII und Clemens V. Köln, 1989 ; Menache
S
. Un peuple qui a sa demeure à part: Boniface VIII et le sentiment national français // Francia. 1984. Vol. 12. P. 193-208; Ubicki
Th
. M
. «Clericis laicos» and the Canonists I // Popes, Teachers and Canon Law in the Middle Ages. L., 1989. P. 179-190.

С. К. Цатурова

Возможно, будет полезно почитать:

  • Пошаговый рецепт морковных оладий: фото и секреты
    ;
  • Сколько хранится фаршированный перец в холодильнике
    ;
  • Сколько калорий в котлете: диетические рецепты Сколько калорий в мясных и рыбных жареных, запеченных и паровых котлетах
    ;
  • Готовим рыбу в нежном молочном соусе
    ;
  • Фрикадельки, как сделать фрикадельки из фарша мясного, фрикадельки рыбные
    ;
  • Мастер – повар – кулинарная школа
    ;
  • Целоваться во сне: к чему такое снится?
    ;
  • К чему снится Варить Суп?
    ;

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите исторический контекст эпохи Папы Бонифация VIII и короля Филиппа IV Красивого, чтобы лучше понять их взаимоотношения и значимость их конфликта для истории.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на религиозные и политические аспекты конфликта между Папой Бонифацием VIII и королем Филиппом IV, чтобы понять влияние церкви на политические процессы того времени.

Людовик IX Святой, король Франции (рассказывает историк Наталия Басовская)Людовик IX Святой, король Франции (рассказывает историк Наталия Басовская)

Частые вопросы

Какие конфликты возникли между Папой Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым?

Конфликты между Папой Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым возникли из-за попыток папы установить свою власть над королем Франции и его подданными, а также из-за финансовых вопросов и налогов.

Какие последствия имели конфликты между Папой Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым?

Конфликты между Папой Бонифацием VIII и Филиппом IV Красивым привели к тяжелым последствиям, включая отстранение Папы от власти и даже его временное заключение под стражу королем Франции.

Оцените статью
Добавить комментарий