Для иудеев, а позже и для отделившихся от них христиан, Пасха всегда была светлым праздником. Сначала однокоренными для Пасхи словами обозначались два важных для
еврейской истории
события. Первое из них – десятая «египетская казнь», когда мор прошел по всем домам, поразив всех первенцев у людей и скота, миновав только еврейские семьи. Второе – исход евреев из Египта. Слово «пасха» связано с термином «пасах», которое на иврите обозначает «миновал», «прошел мимо». В любом случае, слово несло положительный оттенок для еврейского народа еще в Ветхозаветной истории.
Позже, когда, в соответствии с библейской историей, на дату празднования исхода евреев выпало Воскресение Христово, Пасха стала ассоциироваться именно с ним: более того, не все наши современники, причисляющие себя к христианам, знают о «египетских казнях» и исходе из Египта как раз на праздник Пасхи. Хотя, конечно, для христиан и неевреев именно этот аспект Пасхи и является основным: более того, это самый древний и один из самых радостных праздников в этой конфессии – наряду с Рождеством и Благовещением.
Именно поэтому церковь считает греховным предаваться мрачным и грустным мыслям об усопших в тот день, который у верующих должен ассоциироваться как раз с победой над смертью.
Еще одна причина, почему визит стоит отложить, заключается в том, что обычно мы убираемся на могиле при посещении кладбища, а в Пасху, как и в прочие церковные праздники, делать этого нельзя.
Откуда появилась традиция ходить на кладбище в Пасху
Но почему же все-таки сложилось так, что наши бабушки-дедушки и родители упорно верят, что именно на Пасху нужно отправляться на кладбище для уборки и поминовения? Дело в том, что в советские времена излишняя религиозность, как известно, не одобрялась – как минимум. Храмы были закрыты, а кладбища – открыты. И верующие пытались сохранить какую-то обрядовость так, как умели и могли; возможно, единственным решением было как раз посещение кладбища в этот день: тогда встречались с живыми родственниками и могли помянуть ушедших.
Теперь, когда на Пасху можно смело отправляться в храм, именно это и стоит делать – хотя по старой памяти люди старших поколений все еще упорно тянутся на кладбища. Делать этого не стоит: для этого есть специально отведенные дни.
Кстати, есть также мнение, что обычай посещать кладбище в Пасху сложился еще до запрета на храмы, то есть до Революции: в сельской местности храмы и погосты часто располагались рядом, поэтому люди просто шли к усопшим сразу после Пасхальной службы.
Мнение эксперта:
В православной традиции существует запрет на посещение кладбища во время Пасхи. Это связано с особым характером этого праздника, который наполнен радостью и праздничным настроением. Поэтому посещение мест памяти усопших в эти дни не рекомендуется, чтобы не нарушать праздничную атмосферу и не нарушать установленные традиции.
Вместо этого, поминание усопших в честь Пасхи проводится в дни перед этим великим праздником, а также в последующие дни после него. Это позволяет сохранить особое значение и символику Пасхи, а также уважение к усопшим, не нарушая праздничную обстановку.
Эксперты подчеркивают, что соблюдение традиций и уважение к особым дням важно для поддержания духовной гармонии и сохранения ценностей, которые несут в себе праздники.
Когда отправиться на кладбище в честь Пасхи?
В первую очередь для того, чтобы нанести визит усопшим с вестью о том, что Христос Воскрес, есть Радоница: вторник Фоминой (следующей после Пасхальной) недели. Вопреки устоявшимся традициям, не стоит нести на могилу еду и тем более водку, как это любят делать в России; однако окрашенное в красный цвет яичко принести можно и нужно – оно является символом Воскресения и победы жизни над смертью.
Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.
Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «
Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.
Обычаю почитания усопших первые христиане в
буквальном смысле
слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать
общественных организаций
или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.
Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.
Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:
«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».
Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет
давнюю историю
, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «
что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».
Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого
Христова Воскресения
разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к
историческим примерам
. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:
«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».
Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.
Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены
преподобные отцы
. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «
не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.
Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасхуне потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.
Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:
«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».
Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».
Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.
Митрополит
Сурожский Антоний
(Блум) однажды заметил, что
«кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения».Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.
Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «
Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.
У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:
«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху – это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».
Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «
покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».
Прежде всего стоит отметить, что
Радоница— это особый день поминовения усопших.
И по своей сути праздник очень старый, поэтому в нем и соседствуют древние языческие традиции и новые церковные.
И, как это обычно случается, одно «конфликтует» с другим.
Традиционно Радоница празднуется во вторник (на 9-ый день после Пасхи), который следует сразу после Фомина воскресенья. Радоница в 2018 году приходится на 17 апреля.
Интересные факты
- Пасха – праздник жизни и обновления, а кладбище – место смерти и скорби.Поэтому считается, что посещение кладбища в этот день неуместно.
- В Пасху принято радоваться и веселиться, а на кладбище принято скорбеть и плакать.Поэтому посещение кладбища в этот день может испортить праздничное настроение.
- В Пасху принято посещать церковь, а не кладбище.Церковь – это место, где люди молятся и прославляют Бога, а кладбище – это место, где люди хоронят умерших. Поэтому посещение кладбища в этот день может быть расценено как неуважение к церкви.
Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции?
Традиционно на кладбище после Пасхи ходят — на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после
пасхальной недели
(9 день после Пасхи).
Радоница, после Пасхи — есть родительский день. В этот день вспоминают родителей. Согласно православным церковным традициям и Уставу кладбище нужно посещать на 9-й день после Пасхи. Радоницу усопшие тоже должны чувствовать. Название этого дня Радоница говорит о том, что и живые, и усопшие радуются Воскрешению Христа. На пасхальной неделе, которая проникнута радостью от Воскресения Христа, в храмах даже не принято подавать записки о поминовении усопших.
Опыт других людей
В православной традиции на Пасху не принято ходить на кладбище, так как этот день считается особенно священным и радостным. Вместо этого, люди поминают усопших в дни перед или после Праздника Светлой Пасхи. В этот день верующие собираются в церкви, делятся пасхальными яйцами и освященной пасхальной водой, чтобы отметить воскрешение Христа. Поэтому, согласно традиции, на Пасху не рекомендуется посещать кладбище, чтобы сохранить радостное и праздничное настроение этого дня.
Что можно делать на Радоницу, а что нельзя?
К
праздничному дню
христиане готовились постоянно с особенной тщательностью. На могилках прибирались, поправляли и подкрашивали оградки, памятники, убирали прошлогодние листья, подсаживали цветочки. Производить уборку общепринято и в располагающихся рядом забытых могилах. В праздничный день повсюду обязан быть порядок.
Перед тем как идти на погост, люди проходят в храм. Священник читает утреннюю литургию, прихожане устанавливают свечки и молятся за упокой души членов семьи и родных. Наводить порядок не запрещено, однако правильнее это совершить предварительно, чтобы не отвлекаться от поминания и не препятствовать иным посетителям. Вере в то, что в период Радоницы усопший пребывает на земле, чувствует и наблюдает собственных родных, насчитывается тысячи лет.
Как правильно вести себя на кладбище?
На Радоницу совершается первая панихида после Пасхи. Принято посещать кладбища, раздавать милостыню и просить молиться об усопших.
Следует отметить, что традиция оставлять
пасхальные яйца
и куличи на могилах является языческим пережитком древних поминальных трапез — тризн.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря
современным языком
– новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге
церковных праздников
— сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Поверья на Радоницу
Вспоминая в «поминальной» недели умерших предков, не годится их называть покойниками, потому что в эти дни «они все слышат, которая о них речь говорится». Лучше их называть родственниками, свояками и знакомыми.
За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.
В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.
Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах.
Около могилы надо прочитать «Отче наш», можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: «Нам пусть здоровится, а вам легко лежится», «Вам Царства Божьего, а нам — к вам не спешить».
В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников.
Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам. Знак креста — это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо.
В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.
Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести.
Если есть возможность, беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура, к тому же маленькие дети часто видят, то, что не дано видеть взрослым. При желании лучше сходите в церковь.
Поминовение усопших в дни Пасхи – как оно осуществляется? Одобряется ли это
Православной Церковью
? На эти вопросы ответит протоиерей Александр Ильяшенко.
Поминовение усопших на Пасху
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря, председатель редакционного совета сайта :
– это самый
главный праздник
в году. Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших.
Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.
Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.
Посещать кладбища на Пасху стали только в
советское время
, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить
церковную традицию
: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.
Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.
Как поминают усопших в дни Пасхи?
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется
Радоницей.
Как правильно поминать усопших?
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно
живая душа
умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему
домашняя молитва
за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Как вести себя на кладбище?
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить
литию(это слово в буквальном смысле означает
усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в “Полном
православном молитвослове
для мирян” и в брошюре “Как вести себя на кладбище”, выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
с использованием материалов сайта zavet.ru
Все привыкли к тому, что в пасхальное воскресенье люди семьями ходят на могилы усопших родственников. Муниципальные власти зачастую даже выделяют бесплатные автобусы. Однако православные христиане точно знают, почему нельзя во время Пасхи и следующей недели ходить на кладбище. Что по этому поводу говорит церковь, и каковы причины массового нарушения христианских традиций? Разберемся в этих вопросах подробнее.
Православие не одобряет посещение усопших в светлый день Пасхи. Причина этого проста – это праздник радости и веселья, время для того, чтобы отчиститься от печальных мыслей и скорби. Вот почему поминать умерших родственников в этот период неуместно. Конечно,
страшным грехом
это не является, но и одобрения не вызывает.
Также нельзя приходить на захоронения родных в:
- Рождество Христово;
- Благовещение;
- Святую Троицу.
Церковный устав предполагает осуществить ночное богослужение в ночь перед пасхальным воскресеньем. После можно отправиться домой или в гости к родственникам с целью совместного веселья и радостного времяпровождения. Следующая неделя также считается праздничной. Несомненно, нужно помянуть усопших – это обязанность каждого христианина. Это делают даже те, кто не соблюдает всех божьих канонов.
Для посещения ушедших в иной мир специально существует Радоница, которая наступает на 9 день после празднования Пасхи. Также перед праздником, во время Великого поста, имеется еще 3
родительских дня
, предназначенных для того, чтобы поминать родных и убираться на их могилах.
При особом желании всё же можно посещать усопших, если вы предварительно посетите
церковную службу
и получите благословение у батюшки. Помните: горевать при этом не стоит, радуйтесь светлому празднику и молитесь за упокоенных.
История традиции нарушать традицию
Все началось с того, что несколько веков назад церквей в российских деревнях было очень мало. Это вынуждало их жителей в канун Пасхи ездить на церковную службу в большие села. Этот путь занимал достаточно много времени, поэтому отправляться назад по окончанию ночного богослужения никто не спешил.
Кладбище часто располагалось там же, возле храма. Именно поэтому, чтобы не возвращаться сюда на Радоницу, прихожане навещали захоронения родственников в этот день, общались между собой и употребляли освященную на служении еду.
Во времена
Советской власти
разрушение храмов и церквей приобретало большие масштабы, поэтому христиане стали проводить молитвы на кладбищах. С тех пор в этот праздник многие так делают. Это стало новой традицией, ошибочно считающейся христианской.
Несмотря на то, что в наше время недостатка в монастырях нет, люди продолжают в Пасху ходить на могилы родных. Многие даже не понимают, почему поступают не по канону.
Посещать кладбища по всем правилам
Перед посещением упокоенных мест желательно прийти на службу в церковь и передать записку с именем покойных родственников для совершения поминовения в алтаре. Молитва – это то, что живой человек может дать мертвому. Даже гроб и памятник является ничем большим, чем благой традицией, от которой умершему нет никакой пользы.
Христианам следует идти на кладбище в отведенные для этого дни. При этом нужно поставить свечку и осуществить моление. Для этого приглашают священнослужителя либо четко следуют молитвослову для мирян. После этого можно заняться уборкой могилы либо помянуть родственника молчанием.
Употребление еды и алкоголя, а также окропление могильного холма водкой недопустимо. Не за тем сюда ходят. Таким образом, вы оскорбляете память умершего. Даже такой общепринятый обычай, как рюмка водки с хлебным ломтиком относится не к христианской вере, а к языческой.
Ездить на кладбища после заката не приветствуется. Не стоит надевать яркую одежду. Ноги нужно прикрывать штанами или длинной юбкой, а также закрытой обувью. Женщинам следует покрывать голову платком или другим головным убором.
Следите за своим поведением, будьте спокойны, избегайте громкого плача или смеха. Разумеется, не стоит сквернословить. Уважайте других и себя, выбрасывайте мусор и справляйте нужду в специально отведенных для этого местах. Не ступайте по могилам и не перепрыгивайте их. Не стоит хозяйничать и убираться на чужих захоронениях. Покидая кладбище, не оборачивайтесь и не возвращайтесь. Это плохая примета.
Посещайте места захоронения родных тогда, когда велит вам сердце, а не только раз в году. А при отсутствии такой возможности, сходите в церковь и поставьте свечку за упокой.
Возможно, будет полезно почитать:
- Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
; - Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
; - Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
; - Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
; - Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
; - Поиск инн организации по названию
; - Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
; - Измерение величин Измеряется s в физике
;
Частые вопросы
Что будет если поехать на кладбище в Пасху?
Пасха — праздник живых, где нет места скорби и грусти, ведь верующие празднуют воскрешение Иисуса Христа. В эти дни принято радоваться и встречаться с близкими. Конечно, церковь не запрещает посещать кладбища в этот день — но все же рекомендуется отложить поездку на специально отведенные дни.
Сколько дней после Пасхи нельзя ходить на кладбище?
Как правильно делать уборку на кладбище перед Пасхой Церковные каноны предполагают дни, в которые посещение кладбища проводить нежелательно. Это сам пасхальный день, а также 8 день после Пасхи. 9 день после Пасхи называется Радоницей – это традиционное время посещения территории, где захоронены люди.
Можно ли поминать усопших на Пасху?
В Пасхальную неделю не работают, в храмах не звучат молитвы об усопших, не служат панихиды, не принято устраивать поминки.
Когда можно ходить на кладбище поминать усопших?
В какие дни можно ходить на кладбище День похорон, третий, девятый и сороковой день — считаются важными датами. На них рекомендуется посещать могилы. Также не стоит забывать и родительские дни, в которые можно позаботиться об уборке и благоустройстве участка.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поминание усопших в честь Пасхи проводится в соответствии с христианскими обычаями и традициями. Лучше всего обратиться к священнику или духовному наставнику, чтобы узнать правильные даты и обстоятельства проведения поминовения.
СОВЕТ №2
Посещение кладбища во время Пасхи может быть неприемлемым с точки зрения религиозных убеждений. Вместо этого, можно посвятить время молитве и вспоминанию усопших дома или в церкви.