Причины кризиса в межнациональных отношениях ссср. Проблемы межнациональных отношений

В арктических широтах единственной магистралью, которая связывает субарктические и арктические районы, является Северный морской путь. Он оказывает
большое влияние
на развитие российского Севера в целом. Это целая транспортная система, в комплекс которой входят и все многочисленные реки, впадающие в Северный Ледовитый океан.

Как считают некоторые эксперты, перспективы развития СМП во многом связаны с тем, что он может стать полноценным конкурентом Суэцкому каналу.

Аналитики пришли к выводу, что СМП способен пропускать около 50 млн. грузов в год. Мореплаватели разделяют эту точку зрения, поскольку считают, что с каждым годом Северный морской путь будет становиться все более востребованным, особенно если учесть растущую активность газовых и
нефтяных компаний
в регионе Арктики и Ямала.

Большую роль могут сыграть и частные инвесторы. До 2000 года в России уделялось мало внимания инфраструктуре Арктики. Но в
последнее время
правительством предпринимаются активные действия в этом направлении. Россия планирует вернуть себе былые лидерские позиции в арктическом регионе.

В 2008 году была принята «Стратегия развития арктической зоны
Российской Федерации
до 2020 года», в котором Арктика обозначена как ключевой стратегический резерв развития страны. Отечественные специалисты связывают перспективы роста грузоперевозок с увеличением экспорта, при том, что доля импорта и транзита останется незначительной. Также принимаются в расчет каботажные перевозки.

Северный морской путь как одна из будущих ключевых магистралей международных перевозок имеет много плюсов с учетом пиратства, процветающего на трассах Южного морского пути. Часть судовладельцев будут рассматривать другие маршруты, поскольку вынуждены тратить огромное количество средств на содержание охранных флотилий.

Развитие Северного морского пути в России может быть обусловлено еще и тем фактором, что в стране создан самый масштабный в мире ледокольный флот. К действующим атомоходам планируется добавить еще минимум 20. Последние должны профинансировать ресурсодобывающие организации.

Другими словами, у Северного морского пути существует огромный потенциал для того, чтобы если и не заменить полностью другие артерии транспорта, то стать весьма востребованным в части доставки определенных типов фрахта. Большие преимущества сулит и факт
глобального потепления
, поскольку маршруты, раннее покрытые значительным слоем льда, сегодня становятся судоходными и без ледоколов.

Развитие морских путей

История освоения трасс Северного Ледовитого океана насчитывает несколько столетий. Мощный толчок к развитию магистралей дало создание атомных ледоколов, в результате чего стала возможной навигация в течение всего года. В 90-х годах прошлого века активность движения на российских территориях резко упала. Только крупные транспортные объекты поддерживались за счет больших ресурсодобывающих корпораций, поскольку были нужны для их бесперебойного функционирования.

На сегодняшний день развитие Северного морского пути снова входит в число
приоритетных задач
, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. В основном повышенное внимание к данному региону связано с месторождениями арктического шельфа. И вопрос транспортировки здесь является ключевым.

В 2013 году в Китае была сформирована концепция Морского шелкового пути. Речь шла о маршрутах, которые могут связать порты Австралии, Индонезии, Сингапура и Малайзии. Если объединить этот коридор с трассами Северного морского пути, такая глобальная сеть принесет много «бонусов» странам по всему миру. С экономической точки зрения это очень выгодно, поскольку доставка грузов будет осуществляться быстрее, а транспортные расходы уменьшатся. В будущем, можно будет все торговые маршруты Азиатско-Тихоокеанского региона переориентировать в направлении Северного морского пути.

Традиционные маршруты в районе Суэцкого канала становятся все более небезопасными в связи с
активной деятельностью
пиратов. Поэтому риски морских перевозчиков растут. В этой связи развитие Северного морского пути для международной торговли становится довольно выгодным проектом.

Для России эффективная работа и развитие инфраструктуры транспорта на северном побережье означает динамичный рост экономики. В целом можно назвать ряд основных целей развития транспортной составляющей для европейского Севера:

1.​ Создание общего транспортного пространства.

2.​ Обеспечение доступных и добросовестных услуг в сфере транспортной логистики грузовых перевозок.

3.​ Предоставление доступных
транспортных услуг
для населения на уровне стандартов качества.

4.​ Вхождение в мировое транспортное пространство и максимальное осуществление возможности транзитных перевозок.

5.​ Увеличение показателей транспортной безопасности.

6.​ Уменьшение вреда для
окружающей среды
.

Проблемы Северного морского пути

В новых исторических реалиях необходимо решить ряд задач, связанных с проблемами развития Северного морского пути. В первую очередь
речь идет
о разработке и развитии новейшей инфраструктуры, гидрометеологическом и навигационно-гидрографическом обеспечении. СМП вполне может повысить свою конкурентоспособность, если урегулировать основные проблемы.

Как считают иностранные аналитики, для успешного развития Северного морского пути следует обратить внимание на такие проблемы, как:

  • процесс выдачи разрешений на проход судов по СМП, чтобы при этом принятые решения были ясны и понятны самим перевозчикам;
  • необходимость создания единых тарифов на оказание услуг для всех на протяжении Северного морского пути;
  • привлечение к деятельности на СМП крупных мировых перевозчиков, чтобы они могли принимать участие в составлении графика движения судов по арктическим трассам;
  • согласование работы всех портов, в районе которых пролегает Северный морской путь.

Помимо этого, для того, чтобы преимущества развития морского маршрута в северных широтах были очевидными, необходимо составить программу с демонстрацией потенциала СМП для наиболее значимых
международных мероприятий
(семинары, конференции и выставки). Для развития трассы необходимо также продумать и организовать отдельные рейсы на коммерческой основе в определенные периоды (предшествующие и последующие за летней навигацией).

Определенную трудность представляет собой обеспечение бесперебойности проводки судов в замерзающие порты на протяжении СМП. В связи с этим решения требует улучшение технических возможностей атомных ледоколов. Дизель-электрические становятся беспомощными в сложных ледовых условиях арктических морей.

Значительную проблему для развития СМП представляет отсутствие или недостаточность береговой инфраструктуры в той части пути, которая тянется от Дудинки до Чукотки. Ее развитие даст новый старт для функционирования СМП в качестве перспективного международного маршрута.

Инфраструктурное развитие СМП намечено на основе государственно-частного партнерства. При этом совокупную пропускную мощность портовых комплексов на трассе СМП (см. карту) планируется увеличить более чем вдвое в ближайшие 7-10 лет. Как отметил Медведев, “раньше использование СМП было более полным. Он и сегодня, и в перспективе должен работать на реализацию российских транспортно-логистических преимуществ”. Напомним, что СМП минимум вдвое сокращает расстояние между Европой и Восточной Азией в сравнении с перевозками по традиционному маршруту (Средиземное море – Суэцкий канал – Индийский океан). По данным вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, объем перевозок по СМП в среднем за 2012-2014 гг. ненамного превысил 4 млн тонн в год. Но потенциал этих перевозок в предстоящие 15 лет – более 80 млн тонн в год.

Основную часть грузопотока по СМП (более 85%) ныне составляют “Северный завоз”, поставки из Арктики нефтегазового сырья и межпортовый каботаж. По данным Владимира Михайличенко,
исполнительного директора
“Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути”, в
последние годы
увеличивается количество проводимых по СМП-трассе нефтеналивных судов. Он уверен, что за перевозками углеводородов – будущее Северного морского пути. Аналогичного мнения придерживается эксперт Института географии РАН Николай Осокин: “Месторождения, которые планируют разрабатывать на Ямале и на шельфе, частично ориентированы на азиатский рынок. Поэтому намечена постройка крупных судов ледокольного типа для перевозок нефти и газа по СМП”.

В последние годы – в связи с потеплением климата в регионе – Дания, США, Канада разрабатывают аналоги СМП. В арктических районах этих стран создаются современные терминалы, вводятся в действие новые ледокольные суда; планируется также подписание долгосрочных контрактов со странами или компаниями, заинтересованными в грузоперевозках по трансарктическим “коридорам”. Поэтому можно ожидать растущей конкуренции в Арктике за овладение основной частью международных грузопотоков.

По оценкам экспертов этих стран, совокупный объем международных грузоперевозок по трансарктическим маршрутам к 2022-2025 гг. увеличится минимум вдвое в сравнении с 2014-2015 гг. В первую очередь это будут перевозки нефти, сжиженного
природного газа
и контейнерных грузов. Причем растущий интерес к использованию этих маршрутов проявляется в Великобритании, Франции, обладающих островами в приарктическом регионе, а также в Японии, Китае, Южной Корее.

“Глобальное и особенно “арктическое” потепление повышает роль Арктики в качестве международного транзитного пути, – пояснил “РГБ” директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Поэтому нужно комплексно, оперативно развивать перевозочный сектор в арктическом регионе России. Так как именно через этот регион проходят трассы наиболее коротких транзитных маршрутов в бассейне Северного Ледовитого океана”.

Схожее мнение о российских планах недавно высказал спецпредставитель США по вопросам Арктики Роберт Пэпп: “Крупные российские инвестиции в развитие Севморпути оправданы и производят большое впечатление. Тем более что в приарктическом районе России начнется высвобождение ото льдов, по нашим оценкам, около 4 тыс. миль побережья”.

По оценке Baltika-Trans Ltd., интенсивность судоходства по трансарктическим маршрутам будет расти, хотя они вряд ли станут полноценной альтернативой Суэцкому или Панамскому каналам. А выбор судовладельцем конкретного пути через Арктику будет зависеть прежде всего от стоимости ледовой проводки.

Инфографика РГ /Мария Пахмутова/ Алексей Чичкин

Руслан Садыков – Казань

Татарстан как ключевой национальный регион продолжает сохранять
высокий уровень
межнационального и межконфессионального согласия. Почти 80% жителей республики уверены, что живут в спокойной, стабильной национальной обстановке.

Впрочем, тревога, которую у людей вызывает кризис, сказалась даже на этой сфере отношений: 18% жителей говорят, что напряженность начинает расти и лишь 3% указывают, что ситуация в республике напряженная. Это результаты опроса, проведенного институтом социологии РАН, которые на днях представил экспертный совет при Казанском федеральном университете.

Мусульман, живущих в официальном браке, в два раза меньше, чем православных. Однако пар, которые зарегистрировали брак и по религиозным канонам, и в ЗАГСе, больше в два раза среди мусульман.

Ориентация на выполнение религиозных практик у мусульман и православных стала больше в сравнении с прошлым годом. Тем не менее, стабильным остается тот показатель, где респондент идентифицирует себя как мусульманин без более детализированной самоиндификации.

Источником знаний для мусульман и православных остается семья и старшие родственники, которые передают свои традиции младшему поколению. Этот источник является более важным. Семья у мусульман и православных опережает все остальные знания и каналы знаний о религии.

Показательный вопрос: насколько комфортно живется мусульманам и православным в Татарстане. Здесь обе конфессии одинаково довольны – по 88%.

Вероятность межконфессионального конфликта в РТ, по оценкам респондентов, невелика. Доля тех, кто считает, что возможность конфликта между православными и мусульманами очень высока, – чуть более 4%.

Это показывает, что все-таки в Татарстане отношение между религиями более лояльное, говорил Козлов.

Большинство респондентов обеих религиозных групп выражают
высокую степень
интегрированности в
правовое пространство
РФ и в сложной ситуации предпочтут руководствоваться законодательством России.

«Общий итог представленных оценок ситуации в религиозной сфере республики отражает, на наш взгляд, весьма высокую эффективность реализации Концепции
национальной политики
Республики Татарстан», – заявил Козлов.


Фото: voinskayachast.ru

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению
межнациональных отношений
и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и
национальных проблем
в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о “сплоченной семье братских народов” и созданной в СССР новой исторической общности – “советском народе” – очередными мифами “развитого социализма”.

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в
Средней Азии
, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению “социалистической законности” и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось “умиротворить” лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа).

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период
народных фронтов
. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной “пакта Риббентропа- Молотова” состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов
народных депутатов
СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала “тихой” массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на
следующий год
в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к-КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. , В условиях все более нараставшего социально-
экономического кризиса
в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.

Наряду с национал-сепаратизмом
союзных республик
набирало силу
национальное движение
народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного “малодержавия”, их национальное движение носило как бы оборонительный характер.

Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы
Советского Союза
: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена
крымских татар
, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул
приднестровский конфликт
. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16), На основании
положительных результатов
всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием “Заявления 9 + I”, в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.

Киселева Кристина

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего
внутренней политики
. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не
главная причина
распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

Мнение эксперта:

Возникновение кризиса в межнациональных отношениях в СССР было обусловлено рядом факторов. Экономические проблемы, неравномерное распределение ресурсов и возрастающие социальные неравенства способствовали возникновению напряженности между различными этносами. Политические репрессии и национальные конфликты также оказали негативное влияние на отношения между народами. Недостаток диалога и взаимопонимания между различными этническими группами привел к углублению проблемы межнациональных отношений. Важным фактором стало также отсутствие эффективной политики по укреплению межэтнического согласия и уважения культурных различий. Все эти факторы в совокупности привели к возникновению кризиса в межнациональных отношениях в СССР, который требовал комплексного и внимательного подхода для разрешения.

Урок №59  Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешенияУрок №59 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Скачать:

Интересные факты

  1. Неравномерное социально-экономическое развитие республик СССР.Это привело к тому, что некоторые республики стали более развитыми, чем другие, что вызвало недовольство и напряженность между ними.
  2. Насильственная коллективизация и индустриализация.Эти процессы привели к массовым репрессиям и депортациям, что также вызвало недовольство и напряженность между народами СССР.
  3. Политика русификации.Эта политика проводилась советским правительством с целью укрепления единства страны, но она привела к тому, что многие народы СССР почувствовали себя ущемленными в своих правах.
Межнациональные конфликты конца ХХ века.Межнациональные конфликты конца ХХ века.

Опыт других людей

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР и проблемы межнациональных отношений вызвали ожесточенные дискуссии среди историков и политологов. Некоторые утверждают, что основной причиной кризиса стало национальное неравенство, а другие считают, что это было следствием политики национальной дискриминации. Однако, все согласны в том, что проблемы межнациональных отношений в СССР были вызваны как историческими, так и политическими факторами. Это привело к возникновению конфликтов, распаду страны и формированию новых национальных государств.

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ладожский многопрофильный техникум»

Доклад по истории

На тему:

«Межнациональный кризис и распад СССР»

Работу выполнила студентка I курса

группы 8по профессии

повар, кондитер

Киселева КристинаСергеевна

Краснодар 2017

1.Введение

2.Обострение межнациональных конфликтов

3.
Беловежское соглашение

4.Последствия распада СССР

Заключение

1.Введение

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

Несомненно, это тема актуальна именно в наше время. Изучив проблемы рассматриваемого периода (конец 50-х – 91гг.), можно выявить причины экономического отставания нашего государства. Поскольку эта тема мало изучена, поэтому взгляды историков расходятся.

Историк А. Г.Механик считает, что в период с 1917 по 1991 гг. происходила не иначе как Великая революция, и все существование Советского государства лишь
переходный период
к новой
российской государственности
. М. Головин считает, что именно развал армии привел к развалу СССР. Есть мнение о несовпадении этнополитики и геополитики СССР. Исследованием данной темы занимались такие политики как Э. Баталов, А. Зубов, Т. Камоза, В. Цедербаум-Левицкий и другие.

Цель работы
– изучить процесс распада СССР. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Выявить причины распада СССР;

Рассмотреть Беловежское соглашение 1991 года;

Подвести итог распада СССР.

2. Обострение межнациональных конфликтов

В середине 80-х годов состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек – представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе
национальный вопрос
и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на
Чернобыльской АЭС
. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера.

Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые
политические партии
и движения (“Рух” на Украине, “Саюдис” в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем ком-партия Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха – территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев – таков быд один из результатов происшедших конфликтов

3. Беловежское соглашение

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом – А. В. Руцкой. Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских
Социалистических Республик
и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление “Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения”. В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4%
общего числа
участвовавших в голосовании лиц.

В апреле – мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора.

Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие
новой Конституции
, изменение
избирательной системы
. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности
гражданской войны
в стране. Руководители движения ”
Демократическая Россия
” выдвинули идею о подписании
временного договора
, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа
государственных деятелей
заявила о невозможности М. С. Горбачева – в связи с состоянием его здоровья – исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП –
Государственного комитета
по
чрезвычайному положению
в СССР. В его состав вопий вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр B. C. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур.

ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром
августовских событий
стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконститупионный переворот. Объявлялось о переходе в ведение
российского президента
всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в
Беловежской пуще
(БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств – России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур
бывшего Союза
. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего
многонационального государства
, завершение советского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эта задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.

4. Последствия распада СССР

Можно выделить несколько последствий распада СССР:

1. В
политической сфере
распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система
международных отношений
стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе
ядерной войны
, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

2. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

4. Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс “разделенной нации”. Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

5. Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный – на несколько десятилетий – процесс строительства новых
независимых государств
. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать – желательно политическими методами.

6. Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало. Новые государства столкнулись с рядом сложных приграничных вопросов.

7. В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.

Заключение

Распад СССР являлся следствием ошибок в правящей среде. На протяжении всей истории
советского государства
делались попытки либерализации «системы», однако все реформы имели незаконченный характер.

В обществе шло прогрессирующее отчуждение народа от власти. Власть повисла в воздухе, у нее не было социальной опоры.

Подавляюще большинство ресурсов направлялось на
развитие ВПК
– военно-промышленного комплекса. Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности.

1985 год – избрание М. С.Горбачева – провозглашение руководством КПСС курса на перестройку – время великих перемен, масштаб которых справедливо сопоставляют с такими событиями, как Великая
французская революция
или Октябрь 1917 г. в России. Однако носила она затяжной, мучительный характер и завершилась, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что тоталитарная система не поддается реформированию.

Список используемой литературы

Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России 1917-2014.

Верт Н. История советского государства 1900-1995.- М.: Прогресс-академия, 2014.

Гумилёв Л. Н. От Руси к России. – М.: Прогресс, 2013.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. ХХ век. – М.: Новый учебник, 2015.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ХХ век. – М., 2015.

Дмитренко В. П., Есаков В. П., Шестаков В. А. История отечества. ХХ век. – М.: Дрофа. 20014.

Долуцкий И. И.
Отечественная история
. ХХ век. – М.: Мнемозина, 2014.

Зуев М. Н. История России. – М.: Просвещение, 2015.

История России XX – начала XXI в./под. ред. Милова Л. В. – М.: Наука. 2016.

Кириллов В. В. Отечественная история ХХ века в таблицах и диаграммах: В помощь старшекласснику и абитуриенту. – М.: Дом педагогики, 2013.

Личман Б. В. История России. – М., 2014.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Неоргиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. – М.: Проспект, 2014.

Отечественная история. Учебник для вузов/ под ред. Проф. Ш. М. Мунчаева. – М.: Наука, 2013.

Платонов С. Ф. Курс лекций по русской истории. – М., 2012.

Пушкарёв С. Т. Обзор русской истории. – М., 2014.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Свиные ребрышки с картошкой
    ;
  • Салат с крабовыми палочками и корейской морковью
    ;
  • Дисциплинарные меры в церкви?
    ;
  • Как сделать дрожжевые закрытые беляши с мясом
    ;
  • Рецепт вкусного десерта из антоновки
    ;
  • Салат с крабовыми палочками и кукурузой по классическому рецепту
    ;
  • Карта россии со спутника
    ;
  • Астероид флоренс можно ли увидеть
    ;

Как распался СССР?Как распался СССР?

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю межнациональных отношений в СССР, чтобы понять их корни и развитие. Это поможет лучше понять современные проблемы и конфликты.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на современные исследования и аналитические материалы по теме межнациональных отношений в бывшем СССР. Это поможет получить актуальную информацию и точку зрения на проблему.

СОВЕТ №3

Обсудите эту тему с представителями разных национальностей, чтобы услышать разные точки зрения и понять их мнение по данной проблеме.

Частые вопросы

Какие причины привели к кризису в межнациональных отношениях в СССР?

Кризис в межнациональных отношениях в СССР был вызван рядом факторов, включая национальные и культурные различия, экономические неравенства, идеологические противоречия, а также политические репрессии и насилие.

Какие проблемы возникли в межнациональных отношениях в СССР?

В межнациональных отношениях в СССР возникли проблемы, такие как национальные конфликты, дискриминация, нарушение прав меньшинств, ассимиляция культурных и языковых традиций, а также недовольство национальных республик централизованной политикой.

Оцените статью
Добавить комментарий