Школа и ее влияние на формирование личности ребенка. Какое имеет влияние школы на развитие личности ребенка? Исследование влияния школы на развитие личности ребенка Школа, как институт социализации

Ваш малыш пошел в первый класс. Естественно, в первую очередь вы думаете о том, как ваш

ребенок
будет учиться, сможет ли он контактировать со сверстниками, какой уровень знаний сможет получить ваш малыш в данной школе и так далее. Однако никто не задумывается о здоровье школьников.

Многие врачи и гигиенисты, исходя из данных статистики, утверждают, что количество школьников, отличающихся хорошим

здоровьем
, с каждым годом уменьшается. Около 90 % детей к выпускному уже имеют различные хронические заболевания. Некоторые дефекты в состоянии организма выявляются в период обучения. К ним можно отнести:

Близорукость;

Проблемы с желудком;

Нарушения осанки.

Помимо этого у детей развиваются неврозы, они получают различные травмы на занятиях по физической подготовке, наблюдается вегетососудистая дистония. Кроме того многие

школьники
в течение года могут несколько раз подхватывать инфекционные, кишечные и респираторные заболевания.

Миопия.

Самое распространенное заболевание органов зрения у школьников –

близорукость
. В редких случаях наблюдается дальнозоркость и астигматизм. Вызывают эти патологии слишком высокие нагрузки на глаза на уроках, а также при выполнении домашней работы, частое пользование компьютером и телевизором. Также не стоит забывать и о наследственности, которая играет в этом особую роль.

Если вы заметили, что ваш ребенок щурится, достаточно близко держит книгу или же часто говорит о том, что у него болят глаза, следует немедленно обратиться к

окулисту
.

  1. Ежедневно выполняйте с ребенком

    гимнастику
    для глаз, чтобы тренировать мышцы глаза.
  2. Стол, где ребенок делает уроки, должен быть оснащен хорошей лампой, а естественный свет должен быть с левой стороны.
  3. Следите, чтобы между учебником и глазами малыша было расстояние около 40 сантиметров.
  4. После школы у ребенка должен быть часовой

    отдых
    , не стоит заставлять малыша сразу же идти и делать домашнее задание.
  5. Если ребенок часто занимается уроками на компьютере, не забывайте рекомендаций офтальмологов – в день малышу разрешено быть у компьютера около тридцати минут.

Мнение эксперта:

Школа играет ключевую роль в формировании личности ребенка, влияя на его развитие и социализацию. Эксперты отмечают, что школьная среда оказывает значительное воздействие на формирование ценностей, установок и поведенческих паттернов учащихся. В процессе обучения дети учатся взаимодействовать с окружающими, развивать навыки коммуникации, адаптироваться к различным ситуациям. Кроме того, школа способствует развитию самодисциплины, ответственности и умению работать в коллективе. Важно отметить, что качество образования и методы воспитания, применяемые в школе, имеют прямое влияние на формирование личности ребенка.

Людмила Петрановская "Границы: что это такое и как научиться ставить их детям"Людмила Петрановская “Границы: что это такое и как научиться ставить их детям”

Проблемы с желудком.

Очень часто школьники жалуются на

боли
в животе. В большинстве случаев это проявления гастрита, который вызывается бактерией под названием Helicobacter pylori. Ее можно обнаружить в желудке у 80 % людей. Но проявляется она лишь в том случае, если организм ослаблен. Школьники в период обучения испытывают на себе серьезную нагрузку в плане умственного напряжения, а также эмоционального. Кроме того в школе дети не имеют полноценного питания, их перекусы включают чипсы, сухарики и булочки, что в результате и приводит к развитию

гастрита
.

Если ваш ребенок жалуется на газы, периодическую тошноту и отрыжку – обязательно сходите с ним на прием к

гастроэнтерологу
.

Как предотвратить заболевание?

  1. Очень важно соблюдать

    режим
    приема пищи.
  2. Ребенок должен питаться только домашней пищей. Избегайте полуфабрикатов и различных газированных напитков. Помните, что особую нагрузку на желудок ребенка оказывает жирные, жареные и острые продукты.
  3. Если ребенок отличается повышенной возбудимостью, необходимо постараться уменьшить

    нагрузки
    на психику. Только в этом случае придут в норму и пищевые процессы.
  4. Если у малыша появилась

    изжога
    , можно использовать адсорбирующие препараты, которые уменьшат неприятные ощущения. Обязательно обратитесь к врачу, чтобы пройти обследование и получить необходимое лечение.

Интересные факты

  1. Исследования показывают, что дети, посещающие школы с высоким уровнем академических достижений, имеют более высокие шансы поступить в колледж и получить высокооплачиваемую работу.

  2. Школа играет важную роль в формировании личности ребенка. Она помогает ему социализироваться, учиться взаимодействовать с другими людьми, развивать свои навыки и способности.

  3. Школа также может оказывать негативное влияние на развитие личности ребенка. Например, если в школе царит неблагоприятная атмосфера, это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя неуверенно и некомфортно.

"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила Петрановская“О детях по-взрослому”: Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила Петрановская

Нарушение осанки.

В первом классе многие школьники, да и их родители, даже и не подозревают о том, что к старшим классам многие из них будут иметь нарушения в

осанке
. Только около 2 % школьников не сталкиваются с этой проблемой. Другие же сталкиваются с лордозами, асимметрией, сколиозами и остальными дефектами. Обусловлено это неправильной посадкой за рабочим столом, значительным весом рюкзаков, сумками на одно плечо, снижением активности. В результате этого получаем слабый мышечный корсет

спины
. Но, что самое удивительное, зная эту проблему, во многих школа никто не стремится исправить проблему несоответствия школьной мебели антропометрическим данным школьников.

Как предотвратить заболевание?

  1. Следите, чтобы при ходьбе ребенок держал спину ровно, голова всегда была приподнята, а лопатки развернуты.
  2. Не допускайте, чтобы школьник делал домашнее задание, сидя в кресле или лежа на кровати.
  3. Приобретите специальный ортопедический

    матрац
    .
  4. Отдайте малыша в спортивную секцию.

Опыт других людей

Школа играет важную роль в формировании личности ребенка, так как она является не только местом обучения, но и институтом социализации. Люди отмечают, что школьная среда оказывает значительное влияние на развитие личности и характера детей. В школе дети учатся общаться, сотрудничать, решать конфликты, что важно для формирования социальных навыков. Кроме того, школа способствует развитию самодисциплины, ответственности и умению работать в коллективе. Исследования показывают, что успешное обучение в школе способствует формированию уверенности в себе, самостоятельности и стремлению к достижению целей. Таким образом, школа оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, формируя его как личность и готовя к жизни в обществе.

Лекция Катерины Мурашовой "Как перестать раздражаться и начать дружить со своим ребенком?"Лекция Катерины Мурашовой “Как перестать раздражаться и начать дружить со своим ребенком?”

Респираторные заболевания.

Вирусные заболевания– частые гости школьников. И это не удивительно. Большое количество детей, находящихся в замкнутом помещении, которое оснащено искусственной вентиляцией и очень редко проветривается, способствует обмену вирусами между школьниками. Да и многие из них появляются в школе с насморком и кашлем. Если

иммунитет
ребенка не достаточно развит, он станет первой жертвой респираторного заболевания. Дети, обладающие более сильным иммунитетом, просто не заметят и не ощутят на себе никаких изменений, поэтому им намного проще влиться в окружающую среду школьной жизни.

Как предотвратить заболевание?

  1. Приучайте ребенка совершать ежедневные прогулки в течение 1-2 часов.
  2. Важно, чтобы малыш был приучен к гигиене – мытье рук с мылом, использование салфеток вне дома – все это поможет избежать попадания

    инфекции
    в организм.
  3. Обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом по поводу вакцинации против гриппа.
  4. Никогда не отправляйте ребенка в школу, если заметили у него первые признаки

    ОРВИ
    . Ваш ребенок не получит осложнений, да и другие дети останутся здоровыми.

Чтобы избежать различных заболеваний очень важно, чтобы ребенок правильно питался, вел активный образ жизни, укреплял иммунитет и следил за своим режимом. Благодаря этому ваш малыш сможет легко

адаптироваться
к школьным условиям и будет радовать вас крепким здоровьем.

Для многих людей совершенно очевидно, что качество образования определяется не только усвоенными знаниями и умениями, но и тем, каковы физические и психические ресурсы, затраченные на приобретение этих знаний. Вопросы здоровья российское педагогическое сообщество поднимает с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Состояние здоровья детей в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с ним ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в процессе обучения несет образовательная организация.

Однако медицинская статистика показывает, что

за время учебы здоровье школьников ухудшается в 4–5 раз
. В структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста серьезное место занимают нервно-психические дисфункции (38%), нарушение осанки (37%) и близорукость (30%), то есть так называемые школьные формы патологии. За время дальнейшего обучения 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза). Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска. При этом большая часть болезней является следствием образа жизни и напрямую связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды.

Проблема.В чем же причины такого положения дел? Какие факторы школьной среды оказывают негативное влияние на здоровье ребенка? Как сделать образование здоровьесберегающим?

Известно, что болезнь – явление многофакторное. Здесь оказывают влияние и генетические факторы, и экологическая среда, и эпидемиологическая ситуация. Но основные причины медицина связывает с образом жизни человека: питанием, двигательной активностью, санитарно-гигиенической культурой, вредными привычками. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется таким

факторам школьной среды
, как горячее питание, влажная уборка, проветривание, сменная обувь, утренняя гимнастика, уроки на воздухе, подвижные перемены, удобное расписание, посильные домашние задания, медицинский контроль за здоровьем школьников.

Одним из факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, является

снижение двигательной активности
. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа. Более того, даже в выходные дни учащиеся 1 класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя у старшеклассников – в среднем 50,5 часов, тогда как продолжительность рабочей недели у взрослого человека составляет 41 час.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). Большинство детей ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома – перед телевизором и компьютером.

В-третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Безусловно, управление гигиеническими факторами школьной среды, организация питания и физической активности, повышение медицинского контроля за здоровьем школьников являются необходимыми способами профилактики заболеваемости. Кроме этого важен учет психофизиологических особенностей детей: их роста и телосложения при проектировании школьной мебели и ее расстановки в классе; возможностей произвольного внимания при определении длительности уроков или одного вида деятельности в нем и пр.

Однако посмотрим на проблему шире. Ведь достаточно часто

соматическое нездоровье определяется психологическими факторами
. Нередко в школе, особенно в выпускных классах, проявляется потребительское отношение педагогов (и даже родителей) к здоровью обучающихся – его приносят в жертву учебным достижениям.

Школьные перегрузки
– одна из причин и нервно-психических нарушений, и повышенной подверженности детей вирусным инфекциям. Перегрузка возникает при несоответствии объема, содержания, трудности учебной деятельности временн

ы
м условиям и психологическим возможностям ребенка. Многие педагоги в связи с этим предлагают пересмотреть содержание образования, соотнести его с психологическими возможностями детей, оценить, какое содержание знаний неактуально для школьников данного возраста. Однако перегрузка возникает как в условиях завышенных учебных требований, так и в том случае, если учебная деятельность лежит вне интересов и мотивов ребенка.

«Врачи не раз отмечали распространение детской нервозности и связанных с ней осложнений, – пишет Ш.А. Амонашвили. – Однако они это приписывают в основном перегрузке учеников уроками и учебными заданиями и потому выдвигают требования о сокращении количества уроков на каждый день, о введении ежедневных уроков физкультуры, игр на чистом воздухе, об упрощении программ и учебников, об улучшении условий учебной работы в классе и т.п. Эти требования заслуживают того, чтобы отнестись к ним крайне внимательно и ответственно. Но давайте разберемся глубже. Ребенок может заболеть не только от того, что он перегружен – приходится каждый день работать по 6-8 часов над решением разных учебных задач, заучиванием текстов, но и от того, что постоянно

переживает принуждение в педагогическом процессе
. В домашних заданиях, в выполнении которых он не видит жизненного смысла, над ним довлеет опять-таки чувство принуждения. Дети «отбывают» обучение и в школе, и дома. Чувство принуждения есть, по моему убеждению, главная болезнь, источником которой является авторитарный педагогический процесс. На фоне этой болезни могут возникнуть и нервозность, и «недостаточность» познавательной активности. Симптомы этих болезней трудно установить, а результаты порой переходят в неизлечимые дурные черты характера, порой же имеют трагический исход. Всем этим психологическим отклонениям сопутствуют отклонения и в физическом здоровье ребенка».

Снижение мотивации учения– серьезный психологический фактор риска, влияющий на здоровье ребенка. На желании многих детей учиться в школе отрицательно сказывается существующая практика подготовки к школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены дошкольной учебой, что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет, хочу играть, гулять, разговаривать; петь люблю, плясать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не то, что хочешь…».

Когда учебная деятельность опирается не на естественные потребности ребенка (стремление познавать мир, быть взрослым, проявлять свою личность, переживать успех и гордость собой, быть значимым для других), а на долженствование и внешние мотивы (отметки, наказания, поощрения), не происходит полного включения в деятельность, реализации в ней собственных смыслов, личностного и творческого потенциала, а значит, целостного развития ребенка. Учение «вне интереса» – это исключение из духовной жизни ребенка высоких смыслов жизни, врожденного познавательного механизма, игнорирование эмоциональной и мотивационной сфер, а также «систематическое пребывание ребенка в состоянии духовно-психической невыносимости тягучести течения времени».

К одному из важнейших психологических факторов риска также можно отнести

стрессовый характер педагогических воздействий
, порождаемых оценочной дисциплинарной системой, а также властные, авторитарные взаимоотношения учителя с учеником, предполагающие доминирование педагога, диктат, акцентирование внимания на ошибках и недостатках, требованиях и замечаниях. Эмоционально

отвергающий, унижающий ребенка стиль педагогического взаимодействия в начальной школе помимо постоянных переживаний ребенка ведет к снижению учебной мотивации, нежеланию ходить в школу, непринятию себя. Следствием становится нарушение формирования базового доверия к миру, личностные и эмоциональные нарушения, приводящие к заболеваниям психосоматического происхождения. В средней школе, особенно в период подросткового кризиса, у одних детей авторитаризм педагогов может вызывать протесты, бунтарство, отклоняющиеся формы поведения, у других (послушных) учеников он может порождать конформные (соглашательские, подчиняющиеся) стили поведения, способствовать формированию синдрома «выученной беспомощности». Все это влечет за собой психологический дискомфорт ребенка, внутриличностные конфликты, неадекватную самооценку, что в дальнейшем является источником психосоматических заболеваний.

Здесь нужно понимать, что здоровье – это не просто отсутствие болезней. Всемирная организация здравоохранения определяет его как

состояние полного физического, душевного и социального благополучия
. А ведь ощущение благополучия зависит не только от биологических функций организма, но и от субъективного мира личности: доверия к себе и другим, чувства принадлежности, социальной поддержки. Кроме того, здоровье имеет уровневый характер: помимо физического и психического здоровья, характеризующих организм и психику человека с точки зрения нормального функционирования человека как биологического вида, выделяют психологическое и духовно-нравственное здоровье. Так, психологическое здоровье традиционно рассматривается как совокупность характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В его основе – внутренняя гармония, целостность личности. Суть духовно-нравственного здоровья – в соответствии индивидуальной траектории развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям. Два последних, более высоких уровня, «надстраиваясь» над предыдущими, используют их в качестве своей основы и, в свою очередь, оказывают влияние на физическое и психическое здоровье, обогащая (или снижая) их потенциал. Так, известно, что человек, уверенный в себе, имеющий осознанные жизненные цели, увлеченный своим делом, более устойчив перед стрессами, менее подвержен вирусным инфекциям и другим заболеваниям.

С позиции профессора Г.К. Зайцева, систему образования можно считать здоровьесберегающей в том случае, если она на каждом этапе созревания обеспечивает

реализацию базовых потребностей человека
, что создает условия для наиболее полного развития его способностей, познания собственной уникальности, безошибочного самоопределения в жизни и непроизвольного формирования в процессе самоактуализации основных компонентов здоровья.

Доктор медицинских наук, академик В.Ф. Базарный, много лет изучавший учебный процесс с точки зрения здоровья детей, делает вывод о том, что этот процесс, имея формально-рассудочную, вербальную основу, не способствует здоровью, поскольку строится: 1) на условно сигнальных, формально-логических принципах, отрешающих и отчуждающих мир чувств детей от животворного реализма; 2) на инструктивно-принудитель­ных принципах, подавляющих и закрепощающих волю и творческую инициативу детей и формирующих изначальное рабство в духе; 3) в условиях отрешенного от жизни замкнутого сенсорно обедненного кабинетного пространства; 4) на расчленяющем целостный план сознания узкоспециализированном предметном «урокодательстве»; 5) на основе глубокого чувственного и психомоторного подавления, закрепощения, вытекающего из «сидяче-слушающего» положения, жизни «в уме» и по книгам.

«Из базового учебного плана, – пишет В.Ф. Базарный, – фактически исключено все то, что возвысило нас в эволюции и сделало цельной нравственной, творческой и физически зрелой личностью: художественное и конструктивное рукотворчество. Исключена основа раскрепощения духовных потенциалов личности – технология чувственного восприятия и осознания мира, технология универсальной, одухотворенной в чувствах дидактики – технология искусства». Такая школа ориентирована против природы ребенка, против свободного развития личности, целостности ее сознания, а значит, против физического, психического, психологического, духовно-нравственного здоровья.

Таким образом, рассматривая школу не просто как среду, которая не способствует возникновению заболеваний, а как здоровьеукрепляющую среду, необходимо ориентироваться на то, насколько она соответствует природе ребенка, способствует удовлетворению его потребностей, обеспечивает психологическую комфортность и возможность для самореализации. Учитывая, что сам человек, его образ жизни и мировоззрение существенным образом влияют на здоровье, школа также должна решать задачу формирования культуры здоровья, помощи учащимся в осознании собственного здоровья как ценности, в освоении ими способов его обеспечения.

Вывод.При ориентации образования на здоровье ребенка необходимо не только обеспечить выполнение в образовательной организации санитарно-гигиенических и психофизиологических требований, учитывающих состояние предметно-пространственной среды, нагрузку учащихся, организацию питания, режима труда и отдыха, физической активности, наличие медицинского контроля за здоровьем школьников, но и создать в образовательной организации педагогические и социально-психологичес­кие условия, соответствующие естественной природе человека (гуманные, нравственные взаимоотношения, разнообразная личностно значимая деятельность), способствующие удовлетворению детьми социальных и духовных потребностей, их личностному развитию и самореализации.

Страница 1

Семья и школа выступают последними бастионами в великом и благородном деле реальной защиты подрастающих поколений. Они выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков, молодежи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура и, в частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

По мнению педагогов наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):

Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

Чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей;

Низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;

Низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.

К сожалению, упрощение контактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общая социально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе. В условиях углубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдается разрушение семейных отношений, отчуждение детей и взрослых, родителей – от проблем детей, самоустранение от прямых родительских обязанностей, снижение общей культуры, элементарных этических норм. Все более заметными и ощутимыми становятся процессы деформации семьи. Это усугубляется отсутствием средств на организацию семейного досуга, на занятия физкультурой и спортом, оздоровлением детей.

В процессе коллективной творческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляется педагогическое воздействие школы ни семьи учащихся – непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучение особенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированной психолого-педагогической помощи – на этой основе идет их сближение.

Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества

Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта.

Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности.

Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму.

В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействие процесса обучения, оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Другое на сайте:

Вывод

Из всего выше сказанного следует, сто спор это искусство. Человек, который вступает в Спор, должен владеть им. Владение этим искусством является важным аспектом нашей деловой жизни.
Человек, который вступает в спор должен всегда действо…

Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в котор…

Подходы к изучению структуры индивидуальности

В отечественной психологии существуют несколько подходов к выделению структуры индивидуальности, авторами которых являются Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Э.А. Голубева.
Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования индивидуал…

Родители делают все возможное, чтобы направлять своих детей к правильному выбору. Вы надеетесь, что, когда ваш ребенок не уверен в курсе действий, он будет помнить ваши слова или придет к Вам с вопросами. Однако, ребенок посещает школу, которая также имеет большое влияние на его выбор и поведение.

Подготовительные занятия

В обзоре, опубликованном в журнале “Детская психология и Психиатрия” сообщили о долгосрочных преимуществах для детей, посещающих предварительную подготовку к школе. Такие дети поддерживают позитивные модели социального поведения и более высокую самооценку. Они пользуются доверием, что помогло им лучше учиться в школе.

Первый выбор одежды и определение собственного стиля

Именно в школе, приглядываясь к остальным детям, ребенок начинает формировать собственное представление о том, как он должен выглядеть. Часто он может брать пример с других детей, отдавая свое предпочтение тем или иным моделям и аксессуарам. Вы можете помочь ребенку с самоопределением, выбирая с ним вместе одежду онлайн, так, мы можем порекомендовать Интернет-магазин детской одежды Мамино Счастье
https://www.momhappy.com.ua/ .
С его помощью вы сможете ненавязчиво определить вкусы ребенка, деликатно подкорректировать его предпочтения в ходе совместных обсуждений, и, конечно, купить понравившуюся вам обоим одежду.

Рискованное Поведение

Учащиеся средних и старших классов более склонны к рискованному поведению, чем младшие дети. Когда дети превращаются в подростков, их стремление к самостоятельности заставляет их задавать вопросы сверстникам вместо родителей. Они могут испытать желание экспериментировать с наркотиками, сексом и другими опасными действиями. Общество подросткового здоровья и медицины в 2011 году опубликовало исследование, в котором были обнаружены сильные корреляции между мнением учеников о своей школе и уменьшением числа случаев рискованного поведения. Иными словами, подростки, которые чувствовали себя комфортно и безопасно в школе, были менее склонны к риску.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом

социализации ребенка
, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности – это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация – это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук – философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации

Значимость

школьной социализации
сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое – неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое – усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов

социализации детей
, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Аллегорический смысл оды “фелица”
    ;
  • Клеточная теория Основные постулаты клеточной
    ;
  • Тригонометрические уравнения — формулы, решения, примеры
    ;
  • Народы населяющие африку Какие народы населяли африканский континент история
    ;
  • Магниты и магнитное поле проводника с током
    ;
  • Кого называют солнечным человеком
    ;
  • Однозначные и многозначные слова (примеры)
    ;
  • Вера божья и вера человеческая
    ;

Частые вопросы

Как школа влияет на развитие личности ребенка?

В стенах учебного учреждения ребенок обретает базовые знания, которые формируют мышление и способствуют его дальнейшему интеллектуальному развитию. Школьник овладевает навыками обучения, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни. В стенах школы закладывается так называемый «образовательный фундамент».

Как школа помогает социализации?

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Что влияет на формирование личности ребенка?

Формирование личности ребенка происходит в результате ее активного взаимодействия с окружающим миром, в процессе получения социального опыта, овладения общественными нормами и правилами поведения, общения, в результате коллективных и межличностных отношений, в совместной деятельности с окружающими, в том числе и с …

Как образование влияет на формирование личности?

Вместе с базовым образованием дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите программу обучения школы, чтобы понять, какие ценности, знания и навыки ваш ребенок будет получать. Обратите внимание на предметы, учебные материалы и методики, которые используются в школе.

СОВЕТ №2

Установите открытый диалог с ребенком о его учебе и взглядах на мир. Обсуждайте с ним уроки, впечатления от учителей и одноклассников, чтобы понимать, как школьная среда влияет на его мировоззрение и личностное развитие.

СОВЕТ №3

Поддерживайте ребенка в его учебных достижениях, но также помогайте ему развивать критическое мышление и самостоятельность в принятии решений, чтобы школа не только формировала его личность, но и учила адаптироваться к различным ситуациям.

Оцените статью
Добавить комментарий