Сколько процентов выборы считаются состоявшимися. Правительство пытается увеличить явку избирателей на выборах

Центризбирком официально подвел итоги выборов президента РФ. Они “соответствовали тем требованиям, которые должны были быть выполнены”, то есть были конкурентными, прозрачными, прошли строго в соответствии с законом, а результаты подсчитаны достоверно, сказала председатель ЦИК России

Однако накануне Элла Памфилова пообещала проверить всю
избирательную систему
Петербурга, так как именно из этого региона поступило больше всего жалоб, более 200 за 5 послевыборных дней. “Проверим всё от и до. Я встречусь со всеми наблюдателями и представителями партий и штабов”, – заявила глава ЦИК, добавив, что имеет “серьезные претензии”.

Основания для недовольства у Эллы Памфиловой, надо полагать, имеются. Она давно критикует петербургский Горизбирком – выборы в Госдуму 2016 года , говорила о “бессовестном административном ресурсе” и настойчиво рекомендовала пересчитать итоги на округе №217 (там баллотировалась , как говорят, давняя знакомая Эллы Памфиловой). Но ни к отмене выборов, ни к серьезным кадровым перестановкам гнев председателя ЦИК тогда не привел.

Еще до выборов зампредседателя ЦИК устроил разнос петербургскому Горизбиркому из-за огромного количества открепительных и нескольких тысяч “двойных” и “тройных” откреплений – людей, которые получили более одного открепительного удостоверения. Во-вторых, уже в день выборов наблюдатели сообщали о нарушениях на участках, но Горизбирком на них не особенно реагировал, отправляя все поступающие заявления в территориальные избирательные комиссии, которые до сих пор не вынесли по многим жалобам решений.

Итоги выборов в Петербурге действительно изобилуют странностями. О некоторых из них . Но и итоговые цифры вполне могли привлечь внимание специалистов ЦИК.

Главной задачей организаторов выборов президента, как не раз говорилось, было обеспечение высокой явки. В Петербурге она, по официальным данным, составила в итоге 63,7% – процент оказался больше, чем на выборах 2012 года (62,27%). При этом избирателей пришло меньше – в 2012 году избиркомы выдали 2,4 млн бюллетеней, в 2018-м – 2,32 млн. Возможно, эта аномалия и вызвала вопросы.

Первое, что бросалось в глаза наблюдателю, – резкое снижение количества избирателей в городе. На 1 января 2018 года, по официальным данным того же ГИК, в Петербурге насчитывалось 3,817 млн избирателей. А утром в день выборов 18 марта в списки на всех участках оказались внесены чуть менее 3,5 млн. Официально Горизбирком объяснил это актуализацией списков: мол, убрали всех, кто умер или уехал. Но около 330 тыс. человек вряд ли могли исчезнуть за два с половиной месяца – для сравнения: за 2017 год количество избирателей в Петербурге, наоборот, выросло на 5 тыс. Мора в январе-феврале, кажется, не наблюдалось.

По словам экс-председателя Горизбиркома , это просто невозможно. “Перед выборами 2012 года мы добавили в списки 250 тыс. человек, которых по
разным причинам
туда не включили. Кроме того, население города каждый год растет на 100 тыс. человек, а количество избирателей уменьшается? Это удивительно”, – отметил специалист.

Все наблюдатели отмечали
большое количество
голосующих по открепительным удостоверениям; логично предположить, что это ноу-хау выборов-2018 и повлияло на результат. Многие избиратели, придя на участок, обнаруживали, что их либо по неизвестной причине не включили в список, либо вообще открепили без их ведома, прикрепив к каким-то другим регионам или вообще за границу. По данным источника в ГИК, из Петербурга в другие регионы получили открепления около 170 тыс. человек (это единственная цифра в расчетах, известная лишь со слов, то есть приблизительно).

После подведения итогов избирателей в городе оказалось уже 3,632 млн человек. От начала голосования до закрытия участков их количество росло на каждом участке. Всего в течение дня пришло дополнительно около 157 тыс. человек, что заметно меньше количества пропавших.

В эти 157 тыс. входили и те, кого открепили из города, и те, кого просто вычеркнули из списка избирателей. Но еще 180 тыс. так и не дошли до участков и не знают, были ли они вычеркнуты или откреплены.

Но если открепляли из Петербурга, значит, кого-то прикрепляли и в Петербург – внезапная охота к перемене мест охватила перед выборами всю страну. Количество прибывших в город избирателей с открепительными в ГИК назвать не смогли, но эту цифру можно подсчитать. Всего на все участки пришло с открепительными 316 142 человека. А открепились в сумме 419 тыс. Учитывая, что 170 тыс. “отправились” за пределы города, остается около 250 тыс. – это те, кто менял место голосования внутри Петербурга. Открепившись от одного участка, они прикреплялись к другому, соответственно, эти цифры равны. При вычете 250 тыс. из общего количества прикрепленных, 316 тыс., получается 66 тыс. “лишних” – очевидно, это и есть те, кто был прикреплен в Петербург из других регионов.

Итак, из Петербурга открепили 170 тыс. избирателей, 250 тыс. сменили место голосования внутри города, 66 тыс. иногородних прибыло в город, а 180 тыс. были вычеркнуты и так об этом и не узнали. В общей сложности получается, что выборными манипуляциями так или иначе оказались охвачены 666 тыс. человек, около 18% избирателей, если исходить из реальной численности в 3,8 млн.

Технически здесь не обязательно есть состав нарушения. Право людей на волеизъявление не было нарушено (бюллетень в итоге выдавали каждому, столкнувшемуся с проблемой на участке), сокращение списка избирателей тоже не нарушение, и получение открепительного талона вполне легально. Если, конечно, оно не производилось без ведома избирателя или по принуждению, но этого пока никто не доказал. Чтобы человек открепился, необходимы паспорт, личное заявление и, что самое важное, подпись гражданина под запросом. Получается, что кто-то получил персональные данные людей и воспользовался ими. С другой стороны, для разбирательства требуется заявление от пострадавшего, а подавляющее большинство избирателей вполне удовлетворялись получением бюллетеня. В Горизбиркоме же говорят о том, что все произошедшее – это большая техническая ошибка.

Просто за счет снижения изначальной базы и массовой выдачи/приема открепительных (а нужно исходить из того, что каждый открепленный почти наверняка железно проголосовал, иначе незачем и огород городить), организаторам удалось повысить процент явки, что от них и требовалось.

Судя по тому, что сами выборы Центризбиркомом признаны состоявшимися и соответствующими всем критериям, серьезных последствий от заявлений Эллы Памфиловой не будет. Никто и ни при каких условиях не поставит под сомнение выборы президента. Максимум, на что могут рассчитывать недовольные, – незначительные корректировки по отдельным участкам и некоторые кадровые изменения. Возможна плавная замена руководства ГИК ближе к следующим выборам.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории законодательства о выборах президента РФ.

Первый закон о выборах российского президента

Пост президента РСФСР (с 25 декабря 1991 г. – президента
Российской Федерации
) был учрежден по итогам общероссийского референдума 17 марта 1991 г.

24 апреля 1991 г. председатель Верховного совета (ВС) РСФСР Борис Ельцин подписал первый закон, установивший правила выборов президента России. Согласно документу, на высший должностной пост в стране мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок его полномочий составлял пять лет. Голосование проводилось одновременно по кандидатам в президенты и вице-президенты (
последний пост
был упразднен с принятием
новой Конституции
РФ 12 декабря 1993 г.). В нем могли участвовать граждане, достигшие 18 лет (эта норма позднее не менялась).

Право на выдвижение кандидатов в президенты по закону имели зарегистрированные политические партии, профсоюзы, массовые общественно-политические движения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших
учебных заведений
, собрания граждан и военнослужащих. Для участия в выборах претендентам необходимо было собрать подписи 100 тыс. граждан или получить поддержку не менее 20% от
общего числа
народных депутатов
РСФСР. При голосовании избиратели должны были оставить в бюллетене фамилию только одного кандидата, которого поддерживают, остальные – вычеркнуть. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что увеличение явки избирателей на выборах является важным аспектом для обеспечения законности и легитимности результатов голосования. По их мнению, чем выше явка, тем больше доверия можно удостовериться в результате выборов. Однако, попытки правительства увеличить явку избирателей могут вызвать определенные споры и критику со стороны оппозиции и общественности. Важно, чтобы подобные меры не нарушали принципы свободы и независимости выборов, и не приводили к давлению на избирателей.

Как проверить честность выборов не выходя из домаКак проверить честность выборов не выходя из дома

Изменения в законодательстве в 1990-е годы

17 мая 1995 г. был принят
новый закон
“О выборах Президента Российской Федерации”. В нем появился ценз оседлости: президентом мог быть избран только гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. При этом верхнее ограничение по возрасту – 65 лет – было снято.

В законе впервые был определен механизм назначения даты выборов. Днем голосования стало первое воскресенье после истечения конституционного срока полномочий действующего главы государства.

Выдвигать кандидатов получили право инициативные группы граждан, избирательные объединения (
общественные организации
в уставе которых прописана возможность участия в выборах) и избирательные блоки, в которые входили два и более объединений. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо было провести собрание инициативной группы численностью не менее 100 человек. Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был предоставить в Центризбирком 1 млн подписей избирателей в свою поддержку (при досрочных и повторных выборах – в два раза меньше).

Впервые в законодательстве были предусмотрены
досрочное голосование
(на судах, находящихся в день выборов в плавании, полярных станциях, в отдаленных районах РФ), а также голосование по открепительным удостоверениям. Были установлены
современные правила
заполнения избирательного бюллетеня: гражданин должен был поставить любой знак в пустом квадрате напротив фамилии выбранного им кандидата.

Избранным считался претендент, получивший более половины голосов граждан, принявших участие в голосовании. Был введен минимальный порог явки избирателей: выборы признавались несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей.

30 марта 1999 г. в законодательство были внесены поправки, требовавшие от кандидатов сообщать сведения о своей судимости и иностранном гражданстве, а также о доходах и имуществе. Предоставление недостоверных сведений в ЦИК стало основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены. Законом установлена возможность регистрации претендентов на высший государственный пост на основании денежного залога.

31 декабря 1999 г. был принят новый
федеральный закон
“О выборах Президента Российской Федерации”. В документе был изменен принцип назначения даты выборов: днем голосования было определено первое воскресенье месяца, в котором состоялись предыдущие выборы главы государства.

Также был введен
дополнительный критерий
признания выборов несостоявшимися. Центризбирком принимал такое решение в случае, если против всех кандидатов проголосовали больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наи
большее число
голосов.

Интересные факты

  1. В России выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие более 25% избирателей, внесенных в списки для голосования. Это правило закреплено в статье 69 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

  2. Правительство пытается увеличить явку избирателей на выборах различными способами. Например, в 2020 году была проведена кампания “Выборы – это важно!”, в рамках которой избирателям разъясняли важность их участия в выборах и призывали их прийти на избирательные участки.

  3. Несмотря на усилия правительства, явка избирателей на выборах в России в последние годы снижается. Так, на выборах в Государственную Думу в 2016 году явка составила 47,88%, а на выборах в Президента Российской Федерации в 2018 году – 67,54%.

Почему так важна явка на выборах, на пальцах!Почему так важна явка на выборах, на пальцах!

Изменения в законодательстве в 2000-е годы

10 июля 2001 г. в избирательное законодательство были внесены поправки, запрещавшие главе государства, досрочно покинувшему свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

10 января 2003 г. был принят ныне
действующий закон
“О выборах Президента Российской Федерации”, усложнивший регистрацию кандидатов-самовыдвиженцев. Численность группы граждан, которую необходимо было создать в поддержку самовыдвиженца, была увеличена до 500 человек. Вместо 1 млн подписей избирателей для регистрации нужно было собрать 2 млн. Была введена норма об отказе в регистрации кандидатов, суммарное количество недостоверных и недействительных подписей в поддержку которых составляет 25% от общего количества.

Согласно поправке в закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 21 июля 2005 г., право выдвигать кандидатов получили политические партии, а избирательные блоки были запрещены. Сокращен допустимый процент брака в подписных листах (до 5%).

Отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории “А” (президент, председатель правительства, председатели палат
Федерального собрания
РФ, руководители органов законодательной и
исполнительной власти
субъектов РФ, депутаты, министры и др.).

В 2006 г. рядом поправок в избирательное законодательство были отменены порог явки и графа “Против всех”. Тогда же
политическим партиям
было запрещено выдвигать в качестве кандидатов членов иных партий.

В том же году (25 июля и 5 декабря) права быть избранными на пост президента РФ были лишены несколько категорий граждан РФ:

Имеющие иностранное гражданство или вид на жительство;

Осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость;

Осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности;

Подвергнутые административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование “нацистской атрибутики или символики”;

24 июля 2007 г. права баллотироваться на высший пост в стране были лишены граждане, которые подвергались административному наказанию за производство и распространение экстремистских материалов.

30 декабря 2008 г. в Конституцию РФ были внесены изменения, согласно которым срок полномочий президента, начиная с выборов 2012 г., был увеличен до шести лет. 19 июля 2009 г. соответствующие поправки были включены в избирательное законодательство.

В марте 2009 г. вступили в силу поправки, отменившие денежный залог для регистрации кандидатов.

Опыт других людей

На фоне обсуждения процента явки на выборах, многие граждане выражают свои различные мнения. Одни считают, что выборы считаются состоявшимися, если явка превышает определенный процент, в то время как другие считают, что это не должно быть основным критерием. Правительство активно пытается увеличить явку избирателей на выборах, используя различные методы и механизмы, чтобы обеспечить более широкое участие граждан в политической жизни страны.

Выборы 146%Выборы 146%

Изменения в законодательстве в 2010-е годы

2 мая 2012 г., согласно очередным поправкам в федеральным закон “О выборах Президента Российской Федерации”, количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тыс. Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. подписей.

7 мая 2013 г. были приняты законодательные нормы, запрещавшие кандидатам в президенты иметь счета и хранить ценности в иностранных банках за пределами РФ. Также претендентов на высший пост в стране обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера.

В 2014 г., в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 г., было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права (т. е. права быть избранными на пост президента) лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости (для совершивших тяжкие преступления) или через 15 лет (для совершивших особо тяжкие преступления).

1 июня 2017 г. было отменено голосование по открепительным удостоверениям. Кроме того, в закон была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 г. на 18 марта – день, когда в 2014 г. в Крыму прошел референдум о воссоединении с Россией.

В наступившем 2018 году в России ожидается событие, которое определит судьбу страны в ближайшие шесть лет – выборы президента Российской Федерации. Официальная дата выборов назначена на 18 марта 2018 года. Однако, уже сейчас политологи и эксперты пытаются прогнозировать результаты выборов, которые отразятся на экономике и политической ситуации в стране. Независимые исследования помогут спрогнозировать не только исход голосования, но и явку на выборах 2018 года в регионах России.

Последние десять лет показатель явки имеет тенденцию снижения. Поэтому спрогнозировать ситуацию экспертам несложно. Такие показатели позволяют предвидеть динамику, которая, как предполагается, двигается в том же направлении. На присутствие граждан на избирательных участках в день
единого голосования
могут влиять много факторов. Некоторые из этих факторов уже хорошо известны. Тем не менее, правительство пытается сделать всё возможное для того, что увеличить явку населения.

Общий процент явки избирателей по России

Сегодня социально-политическая устойчивость в РФ неоднородна, потому средняя явка граждан России в избирательные участки не отражает действительную активность народа в разных регионах государства. Но эти параметры напрямую влияют на исход выборов главы Российской Федерации.

Порог явки отменили ещё в 2006 году. Низкие показатели явки избирателей увеличивают вероятность спекуляций и различного рода провокаций.

По предварительным прогнозам, относительно явки электората в день единого голосования, составленным такими крупными и известными аналитическими компаниями, как «Левада-Центр» и «Петербургская политика» удалось составить усреднённые показатели явки избирателей на предстоящих выборах президента РФ. По результатам проведенных опросов среди населения в разных регионах страны, получилось выяснить, что в день голосования 58% населения планируют прийти на избирательный участок. В соответствии с показателями, которые аналитики смогли получить, намерения граждан в отношении грядущих выборов, распределились так:

30%– возможно, придут на избирательный участок в день голосования,

20%– пока сомневаются, что будут голосовать,

19%– вообще не планируют идти в избирательный участок в день голосования.

Именно те граждане, которые точно придут голосовать и те граждане, которые, возможно, будут голосовать, составили ту часть избирателей, которая уже определилась со своей гражданской позицией. Это первые две категории граждан в представленном выше списке. На другие две категории можно пытаться воздействовать с помощью различных механизмов, которые могут повлиять на их окончательное решение.

Из практики предыдущих лет аналитики сделали выводы, что фактическая явка избирателей обычно оказывается ниже, чем прогнозируемая явка избирателей. Так происходит потому, что в последний момент люди, планировавшие голосовать, по тем или иным причинам меняют своё решение, отказываются от своего права голоса и своего волеизъявления.

В то же время Всероссийский Центр исследования общественного мнения дал более оптимистичные показатели. В результате их исследований выяснилось, что за выбранного кандидата будут голосовать примерно 70% населения, обладающего избирательным правом.

Процент явки избирателей по регионам России

По результатам опросов и исследований тех же аналитических компаний стала известна явка избирателей в 2018 году в регионах страны:

Тюмень и Тува – почти 100% населения,

Республика Дагестан – 99,20% населения,

Кемеровская область – 99,18% населения,

Чеченская Республика – 95,9% населения.

Таким образом, выяснилось, что максимальное количество избирателей ожидается в Тюмени и Туве. Также высока активность проявляется в
Ямало-Ненецком округе
, Карачаево-Черкесской Республике, Ингушетии,
Северной Осетии
и Татарстане.

Низкой будет явка населения в Новосибирске, Иркутске, Томске, Новгородске, Костромской области, Забайкальском крае, где голосовать на выборах президента в 2018 году будет очень маленький процент избирателей.

Также к регионам с низким процентом явки относятся Астраханская область, где всего 37,3% граждан пойдут в избирательный участок и Санкт-Петербург, где отправятся голосовать 37% граждан. Столица России занимает самую последнюю позицию в данном рейтинге. В Москве голосовать будут всего 33,15% населения, что является самым минимальным показателем явки на выборах президента России в 2018 году среди всех регионов страны.

Спрогнозировать данные по Крыму аналитики не смогли, так как слишком мало информации. В этом регионе была лишь одна федеральная избирательная кампания – думская, которая проходила осенью 2016 года. Этот регион тогда также не показал рекордов. В Крыму явка составила всего 49%.

Конечно, нет сомнений, что данная статистика может поменяться. Чем ближе к дате выборов, тем больше ожидается изменений в приведенных показателях. На мнение населения, несомненно, будет воздействовать
предвыборная кампания
кандидатов, которая только недавно стартовала. Кандидаты будут использовать разные политические технологии. Соответственно, граждане, ранее не желавшие голосовать на выборах президента России, ближе к выборам, скорее всего, поменяют своё решение и пополнят число избирателей.

Самые высокие показатели явки избирателей были зафиксированы в России в 1991 году. Тогда на выборах явка составила 77% российских граждан, обладающих правом голоса. Наименьшие показатели были в 2004 году – 64,4% граждан приняли участие в выборах. В 2008 году явка составила 70%, в 2012 – 65,3%.

Прогнозируемый на 2018 год процент явки избирателей составляет меньшее число, чем на президентских выборах в других странах. Например, во время выборов во Франции (голосование в 2 этапа) явка составила 77,8 и 74,5%. В Иране явка составила 73%. В
Южной Кореи
– 77%. Тем не менее, существуют и более низкие показатели, например, во время выборов президента Сербии явка составила 54,5%, в Чили – 46,7%, в Словении – 44%.

По мнению эксперта Дмитрия Орешкина, по результатам опросов из 110 миллионов граждан придут голосовать только 64 миллиона, четверть из них – это люди, которые уже дали положительный ответ в отношении голосования, но на выборы они идти не хотят. Соответственно, их нужно вычесть из 64 миллионов, но добавить к этому числу 12 миллионов человек, которые окажутся в числе проголосовавших, как «нарисованные». Таким образом, по расчетам эксперта, на выборах будут присутствовать 60 миллионов россиян (55-60%) и оснований для превышения данного порога эксперт не видит. Ведь основная причина столь низких параметров – это отсутствие интриги, как считают многие политтехнологи: «Крымский синдром уже заканчивается, возрастает чувство неопределенности, уменьшается материальный уровень. Все это снижает готовность граждан идти на выборы».

Как считает эксперт Дмитрий Бадовский, более реальные показатели можно будет замерить не ранее февраля, ведь именно к этому времени категория граждан, которая точно будет голосовать, превысит 40%: «Общая прогнозируемая явка поднимется до 57-60%, но нужно понимать, что до конца кампании ещё остаётся время».

В Кремле сегодня обеспокоены из-за столь низких показателей в ряде регионов, выявленных в результате проведенных опросов аналитическими компаниями. Поэтому власти серьёзно задумались над тем, какие выбрать технологии и какой должен быть подход к населению, чтобы увеличить количество желающих принять участие в
дальнейшей судьбе
страны.

Мнения политиков и экспертов о низкой явке

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал результаты опросов аналитических компаний. Он сообщил о том, что в Кремле не собираются оценивать работу глав регионов по уровню явки на выборы президента: «Это было бы неправомерно и неправильно. Информированием граждан в регионах о важности каждого голоса занимается ЦИК РФ».

Заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко, курирующий вопросы внутренней политики, дал главам регионов жёсткую установку – избежать «накрутки» голосов и связанных с этим ссор и скандалов.

Повышение явки должно происходить без использования административных ресурсов. В конце осени 2017 года все вице-губернаторы, отвечающие за
внутреннюю политику
в регионах, были собраны на семинаре в Москве. Там перед ними была поставлена задача – 18 марта 2018 года они должны создать максимально праздничное настроение. Народ должен быть привлечен за счет различного рода мероприятий: спортивных, культурных и так далее. Во время мероприятий обязательно должны быть проведены опросы жителей о судьбе их регионов.

По мнению руководителя экспертной группы Константина Калачева, явка должна быть максимальной. Этого добиться можно по-разному. Есть регионы, где все мероприятия проходят как праздник и народное гуляние, где выборы – это форма досуга для народа, а участие в
культурных мероприятиях
– это обязательная традиция.

Некоторые главы регионов восприняли эти установки буквально. Таким образом, в Республике Коми хотели провести 18 марта местный референдум о переносе столицы из Сыктывкара в Ухту. В Севастополе планировали провести референдум о выборе флага и герба города. Однако, в процессе сбора подписей эти варианты были отклонены. Одобрен только один референдум в Волгоградской области, где жители будут решать вопрос о переводе местного времени на 1 час вперёд (Волгоградская область расположена в том же часовом поясе, что и Москва).

Что касается интриги, то сегодня ЦИК уведомили о желании принять участие 33 кандидата, из которых 15 самовыдвиженцев. Из них 11 человек отклонили по тем или иным причинам. А пока зарегистрированным оказался только Владимир Жириновский, успевший подать документы в ЦИК первым. Он сдал документы ещё 22 декабря. В его фонд уже переведено партией 200 миллионов рублей. Максимальная сумма составляет 400 миллионов рублей, из них лишь 10% кандидат может перевести самостоятельно. Партия, выдвинувшая кандидата, может внести максимум 50% предельной суммы. Добровольные переводы россиян максимально могут составить только 1,5%, а добровольные пожертвования
юридических лиц
– 7%.

Как власти будут поднимать показатели явки избирателей

Не исключено, что власти областей и регионов, в которых на сегодня выявлены низкие показатели, будут предпринимать соответствующие меры для обеспечения высокой явки избирателей. Например, могут быть внедрены различные технологии. Сюда относится и проведение разъяснительной деятельности, целью которой является донесение до граждан важности предстоящего мероприятия и социальной активности каждого гражданина. На избирательных участках обязательно должна быть обеспечена дружелюбная, праздничная обстановка. Будут проведены подготовительные мероприятия, чтобы поднять число явки граждан. Например, часть не проголосовавших людей технически будет устранена детальной проработкой списков на избирательных участках. То есть будут исключены уехавшие заграницу, сменившие в недавнем времени гражданство, погибшие и иные граждане, не зарегистрированные по данным адресам. Другими словами, будут вычищены списки «мертвых душ». В некоторых регионах страны их число достигает 10% избирателей.

Увеличенная продолжительность работы участковой комиссии на двадцать дней также может поспособствовать более активному голосованию. В 2018 году участковые комиссии будут работать в течение 30 дней, что позволит полноценно провести адресное распространение пригласительных, а также занести в предварительные списки все уточнения.

Призывы к протесту и бойкотированию, созданные оппозиционерами, также могут повлиять на процент явки избирателей. Из-за сильного давления и навязывания чужой политической воли, граждане России могут прислушаться и отказаться высказать своё волеизъявление в день голосования. Данные призывы могут привести к тому, что некоторая часть граждан откажется от собственного права голоса, и сама того не понимая, доверит своё будущее людям, лишённым доверия электората.

Но как бы там ни было, чем больше явка и процент проголосовавших в день единого голосования, тем большее число граждан проявит свою социальную активность. Потому предварительные данные весьма красноречивы, в плане общественной сознательности и политической заинтересованности граждан в будущем их страны.

Меры для увеличения явки избирателей

В 2017 году в правительстве были приняты некоторые меры, направленные на увеличение явки граждан в избирательные участки в день голосования 18 марта 2018 года.

Сюда относится поправка в законе «О выборах президента РФ». Главным изменением является отсутствие открепительных талонов. Это означает, что человек может проголосовать в любом избирательном участке, независимо от того, зарегистрирован он по данному адресу или просто проживает. Система «мобильный избиратель» направлена на увеличение явки, за счёт удобства для граждан. Теперь для того, чтобы проголосовать в ближайшем избирательном участке, гражданин должен просто подать заявление через «Госуслуги».

Для поднятия процента явки граждан также приняты меры в отношении людей, отдыхающих или проживающих заграницей. Сегодня за пределами Российской Федерации проживают миллионы граждан России, которые также имеют право голоса. Центральная избирательная комиссия России увеличит явку граждан заграницей за счёт приезда избирательной комиссии в места повышенной активности россиян. Например, ЦИК отправит представителей участвующих кандидатов на пост главы государства на избирательные участки в другие страны. Но и тут есть свои нюансы. Многие россияне, пребывающие за пределами России, находятся в мелких населенных пунктах и не у каждого есть возможность приехать в
крупный город
для того, чтобы проголосовать. Для решения этой проблемы, ЦИК отправит сотрудников в районы, заселенные русскими гражданами, чтобы те смогли проголосовать. Таким образом, можно собрать больше голосов, что существенно повлияет на результат голосования.

В 2018 году Центральная избирательная комиссия планирует привлечь к участию в выборах президента несколько миллионов россиян, постоянно или временно пребывающих за пределами России. Всего планируется открыть 360 избирательных участков заграницей. В этом случае голосование возможно также без открепительных талонов.

Как полагают эксперты, из-за отмены открепительных удостоверений, явка избирателей будет увеличена на пять миллионов. На последних выборах главы государства в 2012 году по открепительным талонам проголосовало 1 600 046 россиян. Это маленький показатель, однако, много россиян хотели бы проголосовать, но находились в этот день не по месту постоянной регистрации. Многие граждане вообще не желают связываться с открепительными талонами, ведь для того, чтобы их получить, нужно затратить немало времени. Упрощение в «бумажных» вопросах напрямую повлияет на увеличение явки избирателей в 2018 году.

Также приняты меры для проведения
честных выборов
. Избирательные участки будут снабжены видеокамерами, а за процессами, происходящими на избирательных участках, можно наблюдать в режиме онлайн.

Стали продуктом активных дебатов между депутатами-единороссами, предложившими их, и Центральной избирательной комиссии. В последний день весенней сессии
Государственной Думы
депутаты в первом чтении рассматривали законопроект, вносящий изменения в Закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и Гражданский процессуальный кодекс. Документ предполагал полное восстановление досрочного голосования на выборах и введение новых оснований для отказа в регистрации кандидатам и снятия с регистрации.

Усилиями Центризбиркома инициатива депутатов ко второму чтению, прошедшему только осенью, серьезно изменилась. В итоге досрочное голосование на выборах было окончательно отменено, но главное – из избирательного законодательства всех уровней исчезло понятие
минимального порога
явки.

Со вступлением в силу поправок любые выборы в Российской Федерации будут признаны действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. Даже если в день голосования на избирательный участок придет только один человек. До сих пор по
российским законам
выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20 процентов на региональных выборах, не менее 25 процентов – на федеральных парламентских и не менее 50 процентов – на президентских.

Сторонники отмены порога свою позицию объясняли просто. В большинстве стран, в том числе демократических, минимальной явки вообще не существует. Что касается России, то у нас, подчеркивает председатель ЦИК Александр Вешняков, особой проблемы с явкой нет.

По крайней мере на
федеральных выборах
. Избрание президента никогда не проходило с явкой ниже 60 процентов. А интерес населения к думским выборам всегда позволял преодолеть планку в 50 процентов.

Что до региональных выборов, то здесь граждан будут привлекать другими методами. В частности, выборами только по партийным спискам, с последующим выдвижением кандидатуры губернатора победившей партией. К тому же, уверены в ЦИК, с отменой явки на региональных выборах исчезнет и дамоклов меч признания их недействительными из-за недостаточного количества проголосовавших. Как известно, в
последние годы
к региональным выборам интерес населения становился все меньше и меньше. Это нередко приводило к тому, что граждан целыми предприятиями принуждали идти на выборы или централизованно голосовать по открепительным удостоверениям. Теперь такое административное принуждение тоже должно уйти в прошлое.

Одновременно усиливается ответственность кандидатов и избирательных объединений за нарушение законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Так, уже весной партии может быть отказано в регистрации списка кандидатов, если до начала или во время
избирательной кампании
кто-то из ее представителей, входящих в список, допускал в
публичных выступлениях
призывы и высказывания, разжигающие социальную, расовую, национальную или религиозную рознь. Демонстрация нацистской символики СС тоже станет причиной для отказа в регистрации.

Кандидатом на федеральных и региональных выборах не сможет стать гражданин с неснятой или непогашенной на день выборов судимостью за преступления экстремистской направленности, а также совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления.

Снимать с регистрации будут и за использование административного ресурса, и при обнаружении факта подкупа избирателей избирательным объединением или его доверенным лицом.

Определенные запреты вступают и на период ведения избирательной кампании. Они касаются ведения контрагитации против оппонентов. Зарегистрированным кандидатам и партиям запрещается использовать эфирное время на радио и телевидении с целью агитации против других кандидатов и партий, описывать возможные негативные последствия в случае избрания гражданами политического соперника и в целом распространять информацию, создающую
негативный образ
конкурента у избирателей.

“Агитационные” запреты при этом не распространяются на такой вид теле- и радиоэфира, как предвыборные дебаты. То есть в очном словесном противостоянии с оппонентами оспаривать их позиции можно. Даже если кандидат или партия отказываются от участия в дебатах, это не означает, что остальные должны в этих дебатах молчать о конкуренте.

На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении очередной пакет поправок в избирательное законодательство. Как и многие другие законодательные инициативы последних пяти лет,
новый документ
усложняет правила выборов для противников
нынешней власти
и упрощает их для Кремля.

Наиболее значимой из полутора сотен поправок, внесенных в федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, как и предполагала “Власть” в предыдущем номере, стала отмена минимального порога явки на выборах всех уровней.

Согласно действующему законодательству, этот порог является дифференцированным: президентские выборы признаются состоявшимися при явке не менее 50%, на выборы в Госдуму должны прийти как минимум 25% избирателей, а на выборы в региональные парламенты — не менее 20%. Порог явки на

муниципальных выборах

разрешается опускать региональными законами ниже 20% либо вовсе отменять.

Теперь же активность избирателей не будет иметь никакого значения: выборы любого уровня будут признаны состоявшимися, если на них пришел хотя бы один гражданин России, имеющий право голоса. Авторы этой поправки из числа думских единороссов, разумеется, ссылались на опыт цивилизованных стран, где никаких ограничений явки не существует (см. “Мировую практику”) и до уровня которых Россия, по их мнению, уже вполне дозрела. Однако независимые эксперты (см., например, интервью Дмитрия Орешкина во “Власти” №44 от 6 ноября 2006 года) не преминули отметить, что

низкая явка

, судя по результатам последних региональных выборов, для действующей власти объективно выгодна. Если активность россиян, имеющих право голоса, составляет 35-40% от списочного состава избирателей, как было в регионах 8 октября, то симпатии большинства из них разделяются между двумя партиями власти — “

Единой Россией

” и “

Справедливой Россией

“, которые, собственно, и должны обеспечить Кремлю уверенное большинство в следующей Госдуме. Если же на выборы придет спящий пока электорат, то исход голосования может оказаться совершенно непредсказуемым, что чревато для Кремля либо потерей думского большинства, либо даже провалом операции “Преемник” на выборах президента-2008.

Кроме того, эта поправка лишает внесистемную оппозицию, кандидаты от которой все чаще просто не допускаются к выборам, едва ли не последнего козыря — возможности призвать избирателей к бойкоту выборов с целью признания их несостоявшимися. Вместе с этим думские единороссы предупредили и другой способ народного протеста, заключавшийся в выносе с избирательных участков незаполненных бюллетеней. Отныне число избирателей, принявших участие в голосовании, будет определяться не по количеству выданных бюллетеней, как прежде, а по тому, сколько их будет обнаружено в ящиках для голосования. Стало быть, все россияне, получившие бюллетени, но не бросившие их в избирательные урны, будут считаться не принявшими участие в голосовании и не войдут ни в какие итоговые протоколы. И, соответственно, доказать миру несправедливость прошедших выборов путем указания на разницу между числом получивших бюллетени и бросивших их в урны у противников режима не будет никакой возможности.

Кроме оппозиционно настроенных избирателей, жертвами этих поправок станут оппозиционные кандидаты и партии, для отказа в регистрации которым единороссы придумали целый ряд новых оснований. Хотя официальным мотивом этих нововведений стало усиление борьбы с экстремизмом, под определение “экстремистов” легче всего будет подвести именно кандидатов, недостаточно лояльных действующей власти.

Так, в регистрации будет отказано политикам, которые “в течение срока полномочий органа госвласти или
местного самоуправления
” (то есть, например, в случае с Госдумой — в течение четырех лет до очередных выборов) допустили “призывы к совершению деяний, определяемых как
экстремистская деятельность
“. Перечень таких деяний минувшим летом был значительно расширен (см. “Власть” №29 от 24 июля), и в экстремисты при желании можно записать, скажем, коммунистов, блокирующих здание обладминистрации в знак протеста против монетизации льгот (“воспрепятствование деятельности органов госвласти и их
должностных лиц
“), или демократов, обвиняющих Владимира Путина в том, что он стал виновником гибели заложников в Беслане и театральном центре на Дубровке (“публичная клевета в отношении лица, замещающего госдолжность, соединенная с обвинением этого лица в совершении деяний экстремистского характера”). Причем в праве быть избранными будет отказано даже тем потенциальным кандидатам, которые получили за свои “экстремистские деяния” не уголовные, а административные наказания.

Кстати, среди поправок, предварительно одобренных профильным комитетом Госдумы по госстроительству, была еще более жесткая норма, позволяющая отказывать в регистрации кандидатам, находящимся под стражей по обвинению в преступлениях экстремистской направленности. Это позволило бы властям оперативно отсекать от выборов нелояльных политиков путем предъявления им необходимого обвинения и выбора соответствующей меры пресечения. Но после того, как представители Центризбиркома на заседании профильного комитета Госдумы заявили, что этот пункт противоречит Конституции (она запрещает баллотироваться в любые органы власти лишь лицам, находящимся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда), эта норма перекочевала из таблицы рекомендованных к принятию поправок в таблицу отклоненных.

По требованию ЦИК была изменена и еще одна норма законопроекта, допускавшая отказ кандидатам в регистрации за неполноту представленной информации о себе. Во-первых, в законе был прописан исчерпывающий перечень сведений, которые кандидат должен представить в избирком при выдвижении, тогда как проект поправки позволял избиркомам трактовать термин “неполнота сведений” по собственному усмотрению. А во-вторых, Дума обязала избирательные комиссии извещать кандидатов об обнаруженных в их документах недочетах как минимум за три дня до предполагаемой даты регистрации, чтобы те успели внести необходимые изменения. Правда, представители оппозиции тут же указали, что двух дней (уточнения должны быть сделаны не позднее чем за сутки до возможной регистрации) явно недостаточно, если
речь идет
, скажем, о выборах в Госдуму, на которых депутаты избираются от Калининграда до Приморья.

Впрочем, шанс “попасть под сокращение” у оппозиционных кандидатов будет и после регистрации — в том случае, если они нарушат обновленные правила предвыборной агитации. Главным из этих правил станет запрет на “очернение” конкурентов в ходе агитации в телеэфире. К запрещенным действиям новый закон, в частности, относит “распространение призывов голосовать против кандидата”, “описание возможных
негативных последствий
в случае избрания кандидата”, “распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с негативными комментариями” или “информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату”.

Другими словами, после вступления этих поправок в силу кандидатам и партиям будет дозволено говорить о своих противниках как о покойниках — либо хорошо, либо ничего. Ведь любое упоминание о недостатках конкурента может быть сочтено нарушением вышеупомянутого запрета, за которое может последовать наказание в виде лишения регистрации. А следовательно, вся предвыборная конкуренция между кандидатами и партиями (в том числе и в ходе их дебатов в прямом телеэфире, за проведение которых особенно ратует Центризбирком) в итоге сведется к обмену любезностями, а победит тот, кто похвалит себя лучше других. Вот только рассчитывать в этом случае на искренний интерес простых российских телезрителей, которым государственные телеканалы будут предлагать подобные “дебаты” вместо любимых концертов и сериалов, будущим кандидатам вряд ли стоит.

Дмитрий Камышев

Явочные порядки в мире

Вопрос о легитимности избранной власти чаще всего встает именно там, где нет порога явки и ходить на выборы вовсе не обязательно.

Минимальная явка
избирателей предусмотрена во всех странах мира только в случае проведения референдумов — обычно она устанавливается на уровне 50%.

Во многих странах мира существует обязательный порог явки для признания законными
президентских выборов
, особенно в тех случаях, когда законодательством предусмотрены несколько туров голосования. В

Македонии
, например, порог в 50% установлен для обоих туров президентских выборов. Во

Франции
,

Болгарии
и некоторых других странах порог явки предусмотрен только для первого тура выборов.

Существование минимального порога явки избирателей на парламентских выборах характерно для стран Восточной и Центральной Европы, а также бывших
советских республик
. Например, 50-процентный порог явки установлен в

Таджикистане
, а 33-процентный — в

Узбекистане
(раньше и тут порог был на уровне 50%). Однако и здесь есть тенденция к отмене минимального порога явки избирателей. Так произошло в

Сербии
, а после провозглашения независимости и в

Черногории
.

В большинстве стран мира минимального обязательного порога явки не существует. В некоторых странах это объясняется
обязательным участием
в выборах (например, в таких странах, как

Австралия
,

Бразилия
или

Венесуэла
).

Там, где участие в выборах не является обязательным, а минимального порога явки нет (

Великобритания
,

США
,

Канада
), все чаще поднимается вопрос о недостаточной легитимности избранных органов власти. В этих странах принимаются дополнительные меры по привлечению избирателей на выборы. К примеру, в США зачастую выборы разного уровня объединяются с голосованиями по важным для населения местным законодательным инициативам.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Простые и сложные углеводы
    ;
  • Презентация на тему: Общее строение клетки Скачать презентацию по теме строение
    ;
  • Что такое система привести примеры
    ;
  • Презентации по обж Скачать презентацию по обж
    ;
  • Сонник: к чему снится луна
    ;
  • Железная дорога и поезд по соннику
    ;
  • Сонник ремень мужской Во сне видеть ремень красный мужской
    ;
  • Забор толкование сонника
    ;

Частые вопросы

Сколько процентов должно быть чтобы выборы состоялись?

Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании.

Когда голосование считается состоявшимся?

  1. Голосование считается состоявшимся, если число сенаторов Российской Федерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа сенаторов Российской Федерации, необходимого для принятия решения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Какой порог явки на выборах Президента Российской Федерации?

Согласно федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации», президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 25 лет.

Сколько процентов было у Путина на выборах?

По данным, представленным ЦИК РФ, победу в первом туре одержал действующий президент России Владимир Путин с результатом 76,69 % голосов от принявших участие в голосовании, тем самым он был избран на второй срок подряд (и на четвёртый в общем, если учитывать его президентские сроки с 2000 по 2008 год).

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите предложения кандидатов и их программы, чтобы принять информированное решение о своем голосе.

СОВЕТ №2

Примите активное участие в обсуждении политических вопросов в своем окружении, чтобы мотивировать других принять участие в выборах.

СОВЕТ №3

Используйте возможности социальных сетей и медиа, чтобы распространить информацию о важности участия в выборах.

Оцените статью
Добавить комментарий