(Оцени первым)
О полётах к планетам и звёздам мечтать в нашей стране начали ещё до Революции. Революционеры мечтали о прорыве к звездам Общества Будущего, понимая что сделать это может только то общество, за которое оно шли на смерть. Приговоренный к смерти гениальный изобретатель-революционер Кибальчич в камере смертников пишет не письма родным, не прошения о помиловании, а чертит наброски реактивного межзвездоного аппарата, зная что он может сохраниться в тюремном архиве для потомков. Самые передовые люди России мечтали о Космосе, образовалось целое направление в философии Русский — Космизм. К философам-космистам относится и основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, который заложил теоретические основы космических полётов, дал философское и техническое обоснование освоения космоса Человечеством. Циолковский настолько обогнал своё время, что его на Западе в то время попросту не поняли и… забыли!
Помнили и чтили его только русские.
Тем не менее, начиная с 60-х на Западе, крупные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, один-в-один совпадающие с проектами Циолковского, но полностью присваивая себе авторство его идей. К этой категории относятся так называемая «Сфера Дайсона», «Космические поселения О’Нэйла” и многое другое. На Западе наследие великого учёного и философа почти вычеркнуто из истории и практически неизвестно даже специалистам.
Царской России, как и современной олигархической Россиянии никакой был не нужен и даже вреден. Шанс для развития идей Циолковского дала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Захлестывающий Страну Советов энтузиазм строительства Нового Общества был неразделим для русского человека с мечтой о других мирах.
Есть даже полулегенда, что красная звезда на гербе страны – есть ни что иное, как Марс. Планета, на которую НАДО обязательно слетать! Разрушенная, нищая крестьянская страна грезила полетами в Космос. В 20-х года огромную популярность в СССР получила замечательная научно-фантастическая книга А. Толстого «Аэлита» о полете на Марс двух энтузиастов на самодельной ракете. Фантасткий для того времени была межпланетная ракета, но отражение состояние духа в Красной России было совершенно реальным: группы инженеров- энузиасты жили идеей создания реальных средств преодоления межпланетных пространств. К концу двадцатых годов ХХ в стало очевидно, что для освоения Космоса подходит только ракетная техника на рективной тяге. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был реальный советский инженер — преподаватель Московском авиационного инстита Фридрих Цандер. Смертельно больной неизлечимой формой туберкулёза он успевает основать научно-инженерную группу ГИРД, заложить основы теоретических расчетов реактивных двигателей, ракетной астродинамики, рассчета продолжительности космических полетов, выдвинуть концепцию космоплана – комбинации самолета и ракеты, теоретически обосновать принцип планирующего спуска из околоземного пространства, доказать идею «гравитационной пращи», которую сейчас используют почти все космические аппараты, отправляемые для исследования групп планет. На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники.
В московскую группу ГИРД входил будущий Главный Конструктор советских ракет-носителей – Сергей Павлович Королёв. В начале работы наши ракетчики имели только одну идею: построить космический корабль для полёта в космос, как мечтал Цандер — на Марс, который полагался обитаемым, а как промежуточный этап – на Луну, как считал Циолковский. Но реальность показала, что без завершения Индустриализации никаких шансов на полет к Марсу быть не может. Поэтому стали строиться не романтические планы, а более реальные, но зато выполняемые: ракеты предполагалось применять в двух основных областях: «геофизические ракеты» для исследования верхних слоёв атмосферы, куда тогда не могли подняться аэростаты и самолёты и еще в – военном деле. Геополитические и идеологические противники не скрывали планов подготовки военного уничтожения
Советской России
. Кстати, результатом развития военного направления были простые по своей идее, но обладающие ужасающей эффективностью системы залпового огня – реактивные миномёты «Катюша» конструкции Ивана Платоновича Граве, он же изобретатель твердотопливной ракеты на бездымном порохе. К сожалению, из-за тотальной фальсификации истории имя настоящего создателя оружия-легенды сейчас мало кому известно. После начала Войны стало явно не до разработок полетов к Марсу, делалось то, что могло непосредственно помочь разгрому врага: проектировались реактивные истребители, ракетные ускорители для тяжёлых бомбардировщиков, тяжелые 300- мм реактивные мины («Андрюша») и др.
Применение немцами крылатых ракет Фау-1 и баллистических ракет Фау-2 против Англии показало их высокую эффективность. Практика показала, что баллистические ракеты были неуязвимы для ПВО того времени и являлись неотразимым оружием.
Кстати, идея
крылатой ракеты
и приоритет ее создания принадлежит С.П. Королёву, который назвал ее «самолетоснарядом». Такая ракета была испытытана Московским ГИРД в 1936 году. Немцы повторили эту идею, по их утвеждениям, не зная о советской разработке, однако по одной из версий перспективная разработка была-таки украдена немецкой разведкой.
Рождение космической программы
Бурное развитие ракетной техники после Великой Отечественной Войны неизбежно привело к разработке Советской Космической Программы. Советская Космическая Программа рождалась как естественное продолжение оборонных программ. План полета человека в Космос был предложен Сталину в 1946 г, но последовал ответ: «Полстраны в руинах, надо подождать лет 7-8, пока не поднимемся». Сталин помнил об этих планах и государственный планы создания Р-7, основы всей Советской Космонавтики был подписан Сталиным и принят к исполнению всего за несколько недель до его смерти.
Планировалось не только послать человека в околоземное пространство, но и создать невиданное в истории средство доставки оружия – межконтинентальную баллистическую ракету. К тому времени СССР сумел создать ядерную бомбу, но без средств доставки до цели она не могла стать полноценным оружием возмездия. У американцев было вполне надёжное средство доставки – тяжелые бомбардировщики В-52, тем более американцы, окружили СССР со всех сторон своими военными базами, с которых они свободно могут достигнуть своими бомбардировщиками любого города СССР, в то время как главные американские города были вне зоны досягаемости советских бомбардировщиков. Территория США, за исключением Аляски, оставалась практически недоступной для нанесения ответного удара. Американцы полагали, что СССР попал в безвыходное положение и будет практически беззащитной жертвой.
Планы США по нанесению ядерных ударов по городам СССР и развязыванию войны были хорошо известны, да вчерашние союзники особо их и не скрывали — подготовка к уничтожению СССР и русского народа велась в США полным ходом. По плану Дропшот планировалось сбросить на советские города 300 атомных бомб, уничтожив почти половину населения и
большую часть
промышленного потенциала. Всерьез создавались планы раздела России на зоны оккупации, подбирались кадры для этого и т.д.
Чтобы сорвать эти планы, жизненно необходимо было создать такое средство доставки
атомной бомбы
, которое могло достичь противоположного полушария, в противном случае
страшный удар
англосаксонских фашистов по русской цивилизации был неизбежен. Достижимость территории агрессора для ответного ядерного удара очень серьёзно бы охладила бы был этих нелюдей, с наслаждение истребляющих беззащитных людей, но опасающихся грозного противника. Что, кстати, подтвердило ближайшее будущее.
В середине 40-х у наших инженеров были два варианта решение задачи: бомбардировщик дальнего радиуса действия и баллистическая ракету, выходящая в ближний космос.
Расчеты показали, что США вполне могли обезопасить себя от бомбардировщиков основном из-за военных баз по всему миру, часто почти на границе СССР. Ракету же сбить было практически невозможно. Только сейчас появились относительно надёжные средства перехвата боеголовок, но даже в обозримом будущем они не по-прежнему не способны отразить массированный удар тысяч ракет.
Вполне естественно, что именно развитие ракетнной отрасли получило максимальное финансирование. Но наши инженеры продолжали мечтать о звёздах. Ракета не только может доставить в любую точку Земли атомную бомбу, но и может вывести на орбиту искусственным спутником земли (ИСЗ). Советские люди верили, что военная тематика их разработок – зло неизбежное, но преходящее, которое вот-вот кончится. Они верили в светлое будущее, когда война и насилие отойдут навсегда в прошлое, и можно будет заняться непосредственно изучением тайн Вселенной.
В стране, победившей фашизм, подобные идеи носились в воздухе. Произведения фантастической литературы 30-х и
послевоенных годов
об этом прямо свидетельствуют.
Ещё до запуска Первого Искусственного Спутника Земли (ИСЗ) в нашей стране Иваном Антоновичем Ефремовым было создано гениальное фантастическое произведение «Туманность Андромеды» о людях Будущего и полётах к звёздам. И.А. Ефремов мог знать о глубоко засекреченных работах по созданию мощных ракет, способных выводить спутники на орбиту Земли и запускать аппараты к небесным телам. Он просто отразил современное ему состояние духа людей страны, их мечтания и конкретные представления о прекрасном Будущем. И то, что это Будущее прямо связано со звёздами, было очень знаменательно.
Первые шаги за атмосферу
Естественно, что в процессе создания ракет, не обходилось без испытательных пусков. Эти пуски часто использовались для зондирования верхних слоёв атмосферы. Выделилось, поэтому, даже специальное направление в конструировании и использовании баллистических ракет – геофизическая ракета. Практически все ракеты перед «семёркой», выведшей первый ИСЗ на орбиту, были также геофизическими. Нумерация велась непритязательно: первая буква – «ракета», а далее номер модели. Модель седьмая – та самая, что вывела и первый ИСЗ и первый корабль с человеком на борту.
Чем более мощными становились ракеты, тем выше они забирались в верхние слои атмосферы, которые уже всё менее и менее отличались от космического пространства. Уже Р-5 могла выходить в космос по баллистической траектории. Но для полноценного запуска спутника она ещё не годилась.
Наши учёные были осведомлены, что в США тоже ведутся работы по ракетной тематике, тем более они вывезли в США талантливого изобретателя немецких ракет – фон Брауна и сумели похитить ряд других крупных ученых Германии. Но так как у США были носители
ядерного оружия
самолёт Б-52, то с разработкой мощных ракет они не спешили. По-видимому считали, что до этого не дойдёт – СССР падёт раньше. Тем не менее, они весьма шумно заявили о том, что собираются запустить первый искусственный спутник Земли. Даже демонстрировали то, что собирались запустить – аппарат величиной с апельсин. Вокруг этого дела, как обычно для американцев, был поднят невероятный пропагандистский шум. Считалось, что данный запуск будет триумфом американской науки и несомненной демонстрацией всему миру абсолютного превосходства англо-саксонской науки над всеми остальными, прежде всего — над советской. Они даже не сомневались в том, что будет именно так – они будут первыми. Тем более, что со стороны «русских» в этой области было глухое молчание. Разведка США знала, что в СССР работы над ракетами ведутся, но не знали насколько успешно. «По умолчанию» считалось, что русские «всегда» отстают от американцев.
Пуск американской ракеты был приурочен к международному геофизическому году. Но их в этом преследовала целая серия неудач.
У нас также подумывали о запуске первого ИСЗ.
Были даже выполнены эскизное проектирование ракеты для запуска спутника на основе уже отработанных, рабочих моделей. В ходе этих работ стало ясно, что уже с Р-5 это технически возможно хотя она была ракетой средней дальности. Предполагалось (по эскизному проекту) связать четвёрку этих ракет, для запуска спутника.
Фото Спутника
Но наиболее важной целью на тот момент, было создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести атомную бомбу.
Поэтому проект запуска спутника был отложен до тех пор, пока не появилась Р-7. «Семёрка» прошла успешные испытания как раз к геофизическому году. Так как для ракеты было совершенно не важно, какой груз нести, было решено, в один из пусков поставить в виде полезной нагрузки Спутник.
Кстати Спутник, по свидетельству инженеров, был сделан весьма интересно: корпусом ему служила оболочка атомной бомбы с полностью удалённой начинкой. Начинкой для первого ИСЗ был простой радиопередатчик.
Политическое значение запуска первого ИСЗ
Уже вес первого спутника поверг американских инженеров изумление. Если они рассчитывали с помощью своей суперпередовой ракеты-носителя «запустить апельсин», то советский спутник весил почти центнер.
Второй искусственный спутник Земли – первый в мире биологический спутник, в герметической кабине которого в ноябре 1957 г. совершила полет собака Лайка. А запуск третьего спутника вообще шокировал – его вес был полторы тонны.
Модель Второго Спутника
Фото третьего спутника.
Дальнейшая детализация космической программы
По началу, программа как таковая была только в умах инженеров и ученых, непосредственно занятых созданием ракетной техники. Носила она совершенно абстрактный характер типа: «Хорошо бы слетать на Луну, на Марс, к Звёздам», но когда стало абсолютно ясно, что Спутник будет запущен в ближайшие несколько лет, Королёв разослал академикам письмо, в котором просил их изложить мнение о задачах, которые могли бы быть решены и исследованиях, которые могли бы быть выполнены на борту искусственного спутника Земли. Некоторые академики подумали, что это глупый розыгрыш и ответили в духе: «Фантастикой не увлекаюсь!»- были, к сожалению, ретрограды. Но предложения тех учёных, которые подошли к вопросу серьёзно стали основой Советской Космической Программы.
Все предложения, которые поступили, группировались по следующим разделам:
изучение верхних слоёв атмосферы Земли(ионосферы), и околоземного пространства;
изучение Земли из космоса в интересах картографии, метеорологии, геофизики;
Изучение околоземного пространства;
Внеатмосферная астрономия;
Непосредственное изучение Луны и тел
Солнечной системы
.
Впоследствии, данная Программа только дополнялась в деталях и конкретизировалась.
Как-то само собой разумеющемся было то, что эта Программа – навсегда, и то, что изучение и освоение космического пространства будет процессом непрерывным, плановым и полностью отвлечённым от каких-либо чисто «развлекательных», честолюбивых целей, типа голой погони за рекордами. Как и всегда в СССР, по отношению к таким областям деятельности горизонт планирования был «на столетия» в отличие от западных 4-5 лет.
Уточнения от С.П. Королёва
Королёв был инженером, и, естественно, просчитывал те шаги, что вели к решению грандиозных задач заложенных в Космической Программе. У Королёва была конкретная цель-мечта – полёт на Марс и для его осуществления он и выстраивал свою «лестницу в небо» — последовательно, методично, целеустремлённо. Все те ступеньки, которые он наметил к марсианской экспедиции, страна впоследствии аккуратно прошла без пустой погони за рекордами и никчёмной траты средств на достижение сиюминутных выгод в ущерб главному.
Всё делалось по
генеральному плану
составленному ещё С.П. Королёвым, рассчитанному на десятилетия вперёд с которым было согласно большинство инженеров, так и тех, кто отвечал за принятие решений в руководстве страны. Вполне естественно, забывать о «делах Земных», и не заботиться о выполнении текущих нужд страны никто не собирался. Но ставить долговременные цели наряду с целями более близкими и чисто прагматическими было правилом, ведь страна строила коммунизм – Общество всеобщей социальной справедливости, а этот план был на века. А раз так, уже сейчас надо было озаботиться решением тех маленьких и больших задач, которые необходимы для осуществления такого суперпроекта. Продумать ступени, пройдя которые, советская наука сможет решить проблему посылки пилотируемой экспедиции на Марс, решить без перенапряжения сил и средств. Отсюда и вопросы…
Что нужно «для Марса»?
АМС или …?
Очевидно, что необходимо было получить достоверные предварительные данные о природе Марса, чтобы знать с чем столкнутся космонавты на этой планете. Чисто астрономическими методами выяснить это было чрезвычайно сложно. Значит, надо было выяснить это слетав туда, но как? Уже появились надёжные автоматические космические аппараты, но летали они возле Земли. Возможно ли вообще послать аппарат к Марсу и управляя им на расстоянии в сотни миллионов километров точно «вырулить» к Марсу? Это был совершенно новый вопрос, когда вставала на повестку дня астронавигация. Необходимо было очень четко представлять в пространстве и времени, где находится космический аппарат на невообразимых для человека расстояниях. Кроме того, надо было знать много чего, например, не убьют ли человека условия космического полета? Получалось так, что существует две возможности – пилотируемая экспедиция и полёты автоматических межпланетных станций. Возникала
интересная задача
: где кончается то, что можно изучить с помощью автоматических станций и начинается то, что можно сделать только человеку?
Уже из самых приблизительных подсчётов следовало, что сама по себе экспедиция – дело исключительно дорогостоящее. Ведь аппарат с людьми не только надо запустить в сторону Марса, но и обеспечить его возвращение, обеспечить минимум комфорта и безопасности для людей и еще многое другое.
С автоматом всё обстояло проще. Его не нужно возвращать обратно — он делается под конкретную задачу. Следовательно, АМС (автоматическая межпланетная станция) проще, легче и дешевле в тысячи раз. Так или иначе следовало то, что начало непосредственному изучению тел Солнечной системы положат Автоматические Межпланетные Станции.
А что же нужно для пилотируемой экспедиции?
Но так или иначе лететь человеку всё-таки рано или поздно придётся. Что для этого нужно?
Во-первых, системы жизнеобеспечения, способные работать надёжно необходимое время и обеспечить космонавтов чистым воздухом и водой.
Во-вторых, выяснить влияние на человека воздействие всех факторов длительное космического полёта (в первую очередь невесомости) и нейтрализовать их по мере возможности.
В третьих, создать эффективные двигатели для межпланетных кораблей. Имевшиеся химические не годились из-за низкой скорости истечения реактивной струи. В результате стартовая масса
космического корабля
получалась непомерно большой.
Сразу появились идеи использовать ядерную энергию для работы двигетеля. Таких двигателей придумано два типа:
Электроракетный (придуманные еще в 30 г), но с компактным ядерным реактором – источником тока
Собственно ядерный двигатель.
По последнему из всех возможных было выделено три направления, способные дать результат в ближайшем будущем — твёрдофазный, жидкофазный и газофазный ядерные двигатели.
В первом типе сердцевина двигателя – небольшой ядерный реактор, где делящееся вещество находится в твёрдом состоянии, через которое прогоняется водород, который нагревается и выбрасывается, благодаря нагреву, со скоростями 8 — 10 км/с.
Во втором делящееся вещество находится в
жидком состоянии
и прижимается к стенкам камеры её вращением и скорость истечения водорода будет уже до 20 км/с.
Но самый перспективный, правда и самый проблематичный – газофазный ядерный реактивный двигатель. В основе его идеи стоит то, что если удастся изолировать газообразное делящееся вещество от контакта со стенками ядерного двигателя, то водород можно будет разонать до 70 км/с! Если бы такие двигатели были бы созданы, то путешествия внутри Солнечной системы стали бы чем-то весьма повседневным, например можно было бы совершить пилотируемую экспедицию к Сатурну за 1 год. Стартовая масса корабля на околоземной орбите получалась бы очень небольшой – несколько сотен тонн, а не сотни тысяч, как для химической ракеты. Следует сказать, что СССР в последние годы был очень близок к решению этой задачи. Мы стояли на пороге интенсивного изучения человеком Солнечной Системы и посылки роботов-автоматов к ближайшим звездам. Одной из причин столь срочного уничтожения СССР была задача пресечь движение Красного Проекта и всего человечества к Звездам. Рассмотрение причин последнего вопроса выходит далеко за пределы этой работы.
Прагматические задачи
Хорошо, это, так сказать, возвышенные и далекие цели. Но что же использовать прямо сейчас? Это тоже логически связано с дальними целями – «ближний космос» — околоземное пространство
Обеспечение с помощью спутников надёжной теле- и радиосвязи со всеми точками нашей огромной страны.Несколько спутников стоят в сотни раз дешевле, чем постройка постоянно действующей сети ретрансляционных станций.
Изучение метеорологической обстановки в масштабах всей Земли с целью достоверного предсказания погоды, предупреждения о катастрофах на достаточно
длительный срок
.
Наблюдение за природными ресурсами Земли и природными опасностями – лесными пожарами, миграциями насекомых, цунами и геологическими сдвигами…
Производство уникальных материалов в космосе. Сверхчистый вакуум и почти неограниченная во времени невесомость предоставляют исключительные возможности по производству материалов, которые на Земле получить попросту невозможно.
Ну и, естественно, пока существуют страны, активно вынашивающие планы по уничтожению СССР, нужны военные спутники – космическая разведка, предупреждение об агрессии, а если потребуется, то и обеспечение контрудара.
Для выполнения этих задач необходимо было обеспечить страну целым комплексом аппаратов, полностью перекрывающих все возможные здесь задачи – от выведения спутника на орбиту, до обеспечения связи с ними и последующей доставки полученных материалов на Землю.
Это означало:
Создание тяжелых носителей, чтобы вывести на орбиту бό
льшие грузы с меньшими затратами. Разработка многоразовых систем.
Создание постоянно действующего форпоста на околоземной орбите, на котором можно было бы проводить весь комплекс исследований: от медико-биологических, технологических, военных до фундаментальных научных исследований Космоса. Необходимы были исследования поведения материалов в космосе. Это знание необходимо было для создания надёжных, постоянно действующих объектов в космосе. Тогда совершенно не знали, как себя поведут земные материалы в условиях вакуума под непрерывным долгим воздействием всех видов излучений.
С относительно
простыми экспериментами
и измерениями вполне справляются роботы-автоматы, значит их нужно создать, что требует развития прикладной математики, компьютерной техники и многих других отраслей. Но сложные задачи требовали присутствия человека, то есть создания постоянно действующей орбитальной станции.
Всё это представляло единую Советскую Космическую Программу, взаимосвязанную настолько, что часто невозможно было отделить одно направление от другого.
Одной из дальних целей этой программы был Марс.
Первый полёт человека в космос. Космическая гонка.
После триумфа первого ИСЗ, реально спасти лицо американской науки мог только первый полёт человека в космос. США в то время не обладали достаточно мощной ракетой-носителем для вывода корабля с человеком на борту на околоземную орбиту, чтбоы он стал спутником Земли, поэтому планировался лишь кратковременный выход аппарата в космос по баллистической траектории. Американские инженеры его образно назвали – «прыжок блохи».
Корабль стартовал с земли, выныривал минут на десять из атмосферы в космос и валился обратно. Вполне естественно, что такой «космический полёт» не мог быть полноценным. Но для США главное было «застолбить» первыми космос и тем самым спасти лицо.
В отличие от США СССР обладал уже достаточно мощной Р7. Поэтому, сразу же после запуска ИСЗ стал планироваться именно орбитальный, а не баллистический полёт корабля с человеком на борту.
Здесь правда, надо бы упомянуть эпизод, когда была создана ракета Р-5. Советские инженеры подсчитали, что связка из четырёх таких ракет могла вывести кабину с человеком в космос («прыжок блохи» по-американски). От этого никчемного и очень дорогого варианта постановки рекорда высоты отказались в пользу реальной, а не пропагандисткой цели – запуска ИСЗ и орбитального полёта.
После удачного эксперимента с запуском автомата развернулись следующие этапы исследования Космоса- второй и третий спутники были биологическими. На живых организмах исследовалось воздействие факторов космического полёта. В космос полетели первые животные-космонавты. Имя первой собаки, побывавшей в космосе – Лайки – облетело весь мир. Её дворняжью морду печатали на первых полосах все газеты мира, крутили документальные кадры с ней во всех кинотеатрах. Следующими «космонавтами», вернувшимися на Землю живыми стали собаки — Белка и Стрелка, была отработана была не только чисто научная программа, но решена и техническая проблема возврата космического аппарата из космоса на землю с мягкой посадкой. Отработав на собаках то, что впоследствии предстояло пройти человеку, советская космическая программа вплотную подошла к решению проблемы полёта человека в космос.
Создавался первый аппарат для полёта человека в космос с предварительной отработкой всех узлов в беспилотном режиме и многих из них модульно — по частям, это было правилом в Советской Космонавтике. После того, как все части были отработаны, полетели беспилотные корабли «Восток». Один из полетов был неудачным – из-за неправильной отработки импульса схода с орбиты, вместо того, чтобы сесть на Землю, аппарат перешёл на более высокую орбиту. Вместо космонавта в кресле пилота летал манекен. Наши инженеры, которые готовили его к полётам, в шутку прозвали манекен «дядя Ваня».
Видимо, эти беспилотных пуски корабля «Восток» с манекенами стали основой для дикой легенды, по которой до полёта Ю. Гагарина якобы летал кто-то другой, который даже погиб.
Наконец, когда все элементы полёта были успешно отработаны, 12 апреля 1961 года, стартовав с космодрома , корабль «Восток» с человеком на борту совершил один полный виток вокруг Земли и сел в заданном районе Советского Союза. Так состоялся первый в истории человечества полёт человека в космос. Первым космонавтом планеты стал Юрий Алексеевич .
Вторым полётом был полёт Германа Титова 7 августа 1961 года (он был у Гагарина дублёром). Титов пробыл на орбите более суток – 25 часов 11 минут.
Фото: в Центре Управления Полетами
После ТАКИХ достижений, американский «прыжок блохи» выполненный на корабле «Меркурий», вполне естественно за полноценный космический полёт воспринят не был (хоть они и с помпой заявили о двух космических полётах выполненных между стартом Гагарина и полётом Титова).
Для американцев данное обстоятельство было уже не просто серьёзным провалом, а позором. Пытаясь хоть как-то смыть его и восстановить совершенно порушенную легенду о «неоспоримом лидерстве науки и техники США» Америка яростно включилась в космическую гонку.
Новые пилотируемые полёты и наши приоритеты
К сожалению, в настоящее время, в нашей стране ведётся целенаправленная кампания по замарыванию великих побед прошлого. Многие молодые люди часто просто не знают ничего о том, что реально происходило во времена «тоталитаризма». Они слышат лишь клевету врагов СССР, но
реальные факты
от них оказываются «за семью печатями». Политика клеветников на Советский Союз здесь элеметарна: убедить человека в том, что ничего хорошего «тогда» не было… да и вообще ничего особенного не было – всё главное и важное происходило только в США, а мы только и знали, что отставали и повторяли чужие достижения.
Но ведь на самом деле, всё обстояло совершенно наоборот. И
яркий пример
тому – советские достижения в освоении космического пространства.
Вот только небольшой перечень того, что было сделано и СДЕЛАНО ВПЕРВЫЕ В МИРЕ Советским Союзом в космосе.
Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Совершила полёт 16-19.06.1963г. на корабле «Восток-6» продолжительностью полета 2 суток 22 ч 50 мин. Этот полёт не был чисто
политической акцией
, а имел целью получить серьёзную научную информацию о поведении
женского организма
в условиях космического полёта, что потом было использовано при полётах других женщин-космонавтов, в том числе и американок, полетевших много позже наших
Снимок Гагарин с Терешковой
Так как Советский Союз намеревался всерьёз осваивать ближний космос, то необходимо было сделать корабли, на которых можно было «возить» не одного, а нескольких космонавтов, выполняющих не только функции пилотирования корабля, но и полномасштабные научные эксперименты. Такой первый трёхместный космический корабль стартовал 12.10.1964 Экипаж состоял из командира корабля В.М. Комарова, научного сотрудника К.П. Феоктистова и врача Б.Б. Егорова.
Чтобы выяснить для возможность работы человека операций вне космического корабля впервые в мире нашим, советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым был осуществлен выход человека в космос в рамках полёта КК «Восход-2» 18-19.03.1965 года. Продолжительность пребывания в космосе – 12 мин 9 с. Надо ли говорить, что для этого надо было впервые создать специальный скафандр, равного которому тогда не было?
Фото: Леонов в космосе.
Леонов был не только космонавтом, но и художником. Сам и вместе с художником Соколовым он написал множество «космических картин». Наследие этих двух художников воистину огромно и бесценно. Художник может отобразить такие грани мира и восприятия, которые воспроизвести не может никакая фото- и киноплёнка.
Этими приоритетными акциями, естественно, наши достижения не ограничились. И далее наша наука не раз ставила американцев в крайне трудное и малопочтенное положение догоняющих и повторяющих чужие достижения. Наши возможности что-либо делать первыми и впервые в мире закончились только в 1991 году с предательским уничтожением СССР.
Первый полет за пределы земной атмосферы на космическом корабле «Восток» совершил наш соотечественник майор ВВС Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 г. За прошедшее время об […]
Альбом: Космические пейзажи
130 фотографий JPG 1600х1200 и 1920х1200
Смотреть все фотографии в […]
«
Две вещи поражают моё воображение:
звёздное небо над головой
и нравственный закон внутри нас»
И. Кант
Таинственное и неизведанное всегда манило и пленяло человеческий ум и воображение.
Апологеты науки говорят, что это свойство ума является всего лишь одним из инстинктов, передаваемых генетически.
Для человека религиозного причина тяги к творчеству и исследованию лежит в сфере метафизики; именно это качество открывает возможность человеку стать со-творцом Вседержителя.
Третий скажет, что творчество и исследования являются объективными потребностями людей, так как обеспечивают активное преобразование окружающего пространства в соответствии со своими нуждами и желаниями.
Мы же считаем, что все эти точки зрения не только не противоречат друг другу, но и взаимодополняют друг друга. Они отражают те грани истины, которые открылись конкретному человеку.
Как бы то ни было, но именно звёздное небо и космос представляли собой одну из наибольших тайн, которую люди пытались познать с самого начала своего существования.
Уже первые известные нам цивилизации делали попытки исследовать космос. Но только с изобретением телескопа в 1608 году Иоанном Липперсгейем, человечество получило возможность более обстоятельно заняться исследованием космоса.
А экспоненциальное развитие техники и технологий в XX-м веке позволило уже не просто созерцать звёздное небо, но и «дотронуться рукой» до него. Флагманом в этом процессе стал Советский Союз.
В данной статье мы расскажем о становлении космонавтики в СССР.
КОСМОНАВТИКА В СССР
«
То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением».С.П. Королёв
Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века.
Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полёта в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полёт в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил природы (смерчей, ураганов).
Ближе к XX веку для этих целей в описаниях фантастов уже присутствовали технические средства —
воздушные шары
, сверхмощные пушки и, наконец, ракетные двигатели и собственно ракеты.
Не одно поколение молодых романтиков выросло на произведениях Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Толстого, А. Казанцева, основой которых было описание космических путешествий.
Всё изложенное фантастами будоражило умы учёных. Так, К.Э. Циолковский говорил:
«
Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчёт».
Циолковский и конструктор первой советской жидкостной ракеты ГИРД-09 М.К. Тихонравов
Публикация в начале XX века теоретических работ пионеров космонавтики К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Ю.В. Кондратюка, Р.Х. Годдарда, Г. Гансвиндта, Р. Эно-Пельтри, Г. Оберта, В. Гомана в какой-то мере ограничивала полет фантазии, но в то же время вызвала к жизни новые направления в науке — появились попытки определить, что может дать космонавтика обществу и как она на него влияет.
Надо сказать,что идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому. Когда учёный говорил:
«
Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»
Он не выдвигал альтернативы — либо Земля, либо космос. Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безысходности жизни на Земле. Напротив, он говорил о рациональном преобразовании природы нашей планеты силой разума. Люди, утверждал учёный,
«
изменят поверхность Земли, её океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как на самой Земле, которая ещё неопределённо долгое время будет оставаться жилищем человечества».
НАЧАЛО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В СССР
В СССР начало
практических работ
по космическим программам связано с именами С.П. Королева и М.К. Тихонравова.
В начале 1945 года М.К. Тихонравов организовал группу специалистов РНИИ по разработке проекта пилотируемого высотного ракетного аппарата (кабины с двумя космонавтами) для исследования верхних слоев атмосферы.
В группу вошли Н.Г. Чернышев, П.И. Иванов, В.Н. Галковский, Г.М. Москаленко и др. Проект было решено создавать на базе одноступенчатой жидкостной ракеты, рассчитанной для вертикального полета на высоту до 200 км.
Один из запусков в рамках «Проекта ВР-190»
Этот проект (он получил название ВР-190) предусматривал решение следующих задач:
- исследование условий невесомости в кратковременном свободном полёте человека в герметичной кабине;
- изучение движения центра масс кабины и её движения около центра масс после отделения от ракеты-носителя;
- получение данных о верхних слоях атмосферы;
- проверка работоспособности систем (разделения, спуска, стабилизации, приземления и др.), входящих в конструкцию высотной кабины.
В проекте ВР-190 впервые были предложены следующие решения, нашедшие применение в современных КА:
- парашютная система спуска, тормозной ракетный двигатель мягкой посадки, система разделения с применением пироболтов;
- электроконтактная штанга для упредительного зажигания двигателя мягкой посадки, бескатапультная герметичная кабина с системой обеспечения жизнедеятельности;
- система стабилизации кабины за пределами плотных слоёв атмосферы с применением сопел малой тяги.
В целом проект ВР-190 представлял собой комплекс новых технических решений и концепций, подтверждённых теперь ходом развития отечественной и зарубежной ракетно-космической техники.
В 1946 году материалы проекта ВР-190 были доложены М.К. Тихонравовым И.В. Сталину. С 1947 года Тихонравов со своей группой работает над идеей ракетного пакета и в конце 1940-х — начале 1950-х годов показывает возможность получения первой космической скорости и запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ) при помощи разрабатывавшейся в то время в стране ракетной базы.
В 1950 — 1953 годах усилия сотрудников группы М.К. Тихонравова были направлены на изучение проблем создания составных ракет-носителей и искусственных спутников.
Развернулись работы по подготовке запуска первого ИСЗ ПС-1. Был создан первый Совет главных конструкторов во главе с С.П. Королёвым, который в дальнейшем и осуществлял руководство космической программой СССР, ставшего мировым лидером в освоении космоса.
Созданное под руководством С.П. Королёва ОКБ-1-ЦКБЭМ-НПО «Энергия» стало с начала 1950-х годов центром космической науки и промышленности в СССР.
Космонавтика уникальна тем, что многое предсказанное сначала фантастами, а затем учёными свершилось воистину с космической скоростью.
Уже 4 октября 1957 — всего 12 лет после окончания разрушительнейшей Великой Отечественной войны — с комического аэродрома, расположенного в городе Байконур был осуществлён запуск ракеты-носителя под названием Спутник, впоследствии выведенном на околоземную орбиту — он являлся самым первым спутником, сотворённым руками человека и запущенным с Земли.
Запуск этой ракеты ознаменовал новую эпоху в развитии космических исследований. Спустя месяц СССР был произведён запуск второго искусственного спутника Земли.
При этом уникальная особенность этого спутника заключалась в том, что в него было помещено первое живое существо, выведенное за пределы Земли. На борт спутника поместили собаку по имени Лайка.
Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 года первого человека в космос — Ю.А. Гагарина (http://inance.ru/2015/04/den-cosmonavtiki/).
Затем — групповой полёт, выход человека в космос, создание орбитальных станций «Салют», «Мир»… СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пилотируемым программам.
Показательной являлась тенденция перехода от запуска одиночных КА,предназначенных для решения в первую очередь военных задач, к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных).
Юрий Гагарин в костюме космонавта
Другие важные достижения космонавтики в СССР
Но кроме таких всемирно известных достижений, чего же ещё достигла советская космическая наука в XX веке?
Начнём с того, что для сообщения ракетам-носителям космических скоростей были разработаны мощные жидкостные ракетные двигатели. В этой области особенно велика заслуга В.П. Глушко.
Создание таких двигателей стало возможным благодаря реализации новых научных идей и схем, практически исключающих потери на привод турбонасосных агрегатов.
Разработка ракет-носителей и жидкостных
ракетных двигателей
способствовала развитию термо-, гидро- и газодинамики, теории теплопередачи и прочности, металлургии высокопрочных и жаростойких материалов, химии топлив, измерительной техники, вакуумной и плазменной технологии.
Дальнейшее развитие получили твердотопливные и другие типы ракетных двигателей.
В начале 1950-х гг. советские учёные М.В. Келдыш, В.А. Котельников, А.Ю. Ишлинский, Л.И. Седов, Б.В. Раушенбах и др. разработали математические закономерности и навигационно-баллистическое обеспечение космических полётов.
Задачи, которые возникали при подготовке и реализации космических полетов, послужили толчком для интенсивного развития и таких общенаучных дисциплин, как небесная и теоретическая механика.
Широкое использование новых математических методов и создание совершенных вычислительных машин позволило решать самые сложные задачи проектирования орбит космических аппаратов и управления ими в процессе полета, и в результате возникла новая научная дисциплина — динамика космического полёта.
Конструкторские бюро, возглавлявшиеся Н.А. Пилюгиным и В.И. Кузнецовым, создали уникальные системы управления ракетно-космической техникой, обладающие высокой надёжностью.
В это же время В.П. Глушко, A.M. Исаев создали передовую в мире школу практического ракетного двигателестроения. А теоретические основы этой школы были заложены ещё в 1930-е гг., на заре отечественного ракетостроения.
Ракета УР-200
Благодаря напряжённому творческому труду конструкторских бюро под руководством В.М. Мясищева, В.Н. Челомея, Д.А. Полухина были выполнены работы по созданию крупногабаритных особо прочных оболочек.
Это стало основой создания мощных межконтинентальных ракет УР-200, УР-500, УР-700,а затем и пилотируемых станций «Салют», «Алмаз», «Мир», модулей двадцатитонного класса «Квант», «Кристалл», «Природа», «Спектр», современных модулей для Международной космической станции (МКС) «Заря» и «Звезда», ракет-носителей семейства «Протон».
Большая работа по созданию ракет-носителей на базе баллистических ракет была выполнена в КБ «Южное», возглавлявшимся М.К. Янгелем. Надёжность этих ракет-носителей лёгкого класса не имела в то время аналогов в мировой космонавтике. В этом же КБ под руководством В.Ф. Уткина была создана ракета-носитель среднего класса «Зенит» — представитель второго поколения ракет-носителей.
За четыре десятилетия развития космонавтики в СССР существенно возросли возможности систем управления ракет-носителей и космических аппаратов.
Если в 1957 — 1958 гг. при выведении искусственных спутников на орбиту вокруг Земли допускалась ошибка в несколько десятков километров, то к середине 1960-х гг. точность систем управления была уже столь высока, что позволила космическому аппарату, запущенному на Луну, совершить посадку на её поверхности с отклонением от намеченной точки всего на 5 км.
Системы управления конструкции Н.А. Пилюгина были одними из лучших в мире.
Большие достижения космонавтики в области космической связи, телевещания, ретрансляции и навигации, переход к высокоскоростным линиям позволили уже в 1965 году передать на Землю фотографии планеты Марс с расстояния, превышающего 200 млн км, а в 1980 году изображение Сатурна было передано на Землю с расстояния около 1,5 млрд км.
Научно-производственное объединение прикладной механики, многие годы возглавлявшееся М.Ф. Решетневым, первоначально было создано как филиал ОКБ С.П. Королёва; сегодня это НПО — один из мировых лидеров по разработке космических аппаратов такого назначения.
Произошли качественные изменения и в области пилотируемых полетов. Способность успешно работать вне космического корабля впервые была доказана советскими космонавтами в 1960—1970-х гг., а в 1980—1990-х гг. была продемонстрирована способность человека жить и работать в условиях невесомости в течение года. Во время полётов было проведено также большое число экспериментов — технических, геофизических и астрономических.
В 1967 году в ходе автоматической стыковки двух беспилотных искусственных спутников Земли «Космос-186» и «Космос-188» была решена крупнейшая научно-техническая проблема встречи и стыковки КА в космосе, позволившая в сравнительно короткие сроки создать первую орбитальную станцию (СССР) и выбрать наиболее рациональную схему полета космических кораблей к Луне с высадкой землян на её поверхность.
В целом решение разнообразных задач исследования космоса — от запусков искусственных спутников Земли до запусков межпланетных космических аппаратов и пилотируемых кораблей и станций — дало много бесценной научной информации о Вселенной и планетах Солнечной системы и значительно способствовало
техническому прогрессу
человечества.
Спутники Земли совместно с зондирующими ракетами позволили получить детальные данные об околоземном космическом пространстве. Так, при помощи первых искусственных спутников были обнаружены радиационные пояса, в ходе их исследования было глубже изучено взаимодействие Земли с заряженными частицами, испускаемыми Солнцем.
Межпланетные космические полеты помогли нам глубже понять природу многих планетарных явлений — солнечного ветра, солнечных бурь, метеоритных дождей и др.
Космические аппараты, запущенные к Луне, передали снимки её поверхности, сфотографировал и в том числе и её невидимую с Земли сторону с разрешающей способностью, значительно превосходящей возможности земных средств.
Были взяты пробы лунного грунта, а также доставлены на лунную поверхность автоматические самоходные аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2».
Луноход-1
Автоматические космические аппараты дали возможность получить дополнительную информацию о форме и гравитационном поле Земли, уточнить тонкие детали формы Земли и ее
магнитного поля
. Искусственные спутники помогли получить более точные данные о массе, форме и орбите Луны.
Массы Венеры и Марса также были уточнены с помощью наблюдений траекторий полетов космических аппаратов.
Большой вклад в развитие передовой техники внесли проектирование, изготовление и эксплуатация очень сложных космических систем. Автоматические космические аппараты, посылаемые к планетам, являются, по сути дела, роботами, управляемыми с Земли посредством радиокоманд.
Необходимость разработки надежных систем для решения задач такого рода привела к более совершенному пониманию проблемы анализа и синтеза различных сложных технических систем.
Такие системы сегодня находят применение как в
космических исследованиях
, так и во многих других областях человеческой деятельности. Требования космонавтики обусловили необходимость конструирования комплексных автоматических устройств при жестких ограничениях, вызванных грузоподъемностью ракет-носителей и условиями космического пространства, что явилось дополнительным стимулом для быстрого совершенствования автоматики и микроэлектроники.
Несомненным успехом мировой космонавтики было осуществление программы ЭПАС, заключительный этап которой — запуск и стыковка на орбите космических кораблей «Союз» и «Аполлон» — был осуществлен в июле 1975 года.
Стыковка Союз-Аполлон
Этот полёт ознаменовал собой начало международных программ, которые успешно развивались в последнюю четверть XX века и несомненным успехом которых явились изготовление, запуск и сборка на орбите Международной космической станции.
Особое значение приобрела международная кооперация в сфере космических услуг, где лидирующее место принадлежит ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.
ПРИЧИНЫ УСПЕХОВ СССР В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Каковыми же были главные причины того, что именно СССР стал флагманом в исследовании и освоении ближнего космоса? Какие особенности советского подхода к развитию космонавтики обеспечили такой прорыв?
Несомненно, на становление и развитие космонавтики в СССР повлиял целый ряд факторов.
Это и исторические традиции развития науки и техники, теоретическое наследие более ранних периодов, новаторская деятельность отдельных выдающихся личностей — основоположников РКТ, их способность к научному риску; сочетание необходимого уровня развития теоретической базы и экономических возможностей их практической реализации; достаточный багаж фундаментальных научных исследований, — но все эти факторы не смогли бы так эффективно сработать без участия механизма партийно- хозяйственного управления страны, который принято называть административно-командной системой.
В то же время, эта зависимость носит и обратный характер, «система» может поставить задачу, мобилизовать ресурсы, ужесточить политический режим, то есть способствовать или мешать, но не генерировать научную и конструкторскую мысль.
Совершенствуя систему образования и предоставляя доступ к нему всем слоям населения, власть только открыла возможность для освоения познавательно-творческого потенциала. Главная задача легла на плечи советских тружеников. И они до поры до времени справлялись с этой задачей достойно.
Что можно сказать о космической программе СССР? Она длилась чуть дольше половины столетия и была крайне успешной. За свою 60-летнюю историю эта, в первую очередь, засекреченная военная программа была ответственна за ряд новаторских достижений в космическом полете, среди которых:
- первая в мире и в истории межконтинентальная баллистическая ракета (R-7);
- первый спутник (“Спутник-1”);
- первое животное на орбите Земли (собака Лайка на “Спутнике-2”);
- первый человек на космической и земной орбите (космонавт Юрий Гагарин на «Востоке-1″);
- первая женщина на космической и земной орбите (космонавт Валентина Терешкова на “Востоке-6”);
- первый в истории выход человека в космос (космонавт Алексей Леонов на “Восходе-2”);
- первое изображение дальней стороны Луны (“Луна-3”);
- беспилотная мягкая посадка на Луне (“Луна-9”);
- первый космический марсоход (“Луноход-1”);
- первый образец лунной почвы автоматически извлекается и доставляется на Землю (“Луна-16”);
- первая в мире известная космическая станция (“Салют-1”).
Другие заметные достижения: первые межпланетные зонды “Венера-1” и “Марс-1”, которые пролетели мимо Венеры и Марса. Кратко о космической программе СССР читатель узнает из этой статьи.
Немецкие ученые и Циолковский
Программа СССР, первоначально усиленная благодаря помощи захваченных ученых-сотрудников передовой немецкой ракетной программы, основывалась на некоторых уникальных советских и дореволюционных теоретических разработках, многие из которых были придуманы Константином Циолковским. Его иногда называют отцом теоретической космонавтики.
Мнение эксперта:
Советская космическая программа оставила неизгладимый след в истории исследования космоса. Интересные факты о ней продолжают увлекать и вдохновлять людей по всему миру. Город, который стал символом этой программы, – Байконур, расположенный в Казахстане. Этот космодром стал местом запуска первого искусственного спутника Земли и первого человека в космосе. Создателем советской космической программы был Сергей Павлович Королев, главный конструктор и один из основоположников ракетно-космической техники. Его вклад в развитие космонавтики огромен, и его имя неразрывно связано с знаменитыми достижениями советской космонавтики.
Вклад Королева
Сергей Королев был руководителем основной проектной группы; его официальное звание звучало как «главный конструктор» (стандартное название для аналогичных должностей в СССР). В отличие от своего американского конкурента, у которого НАСА было единым координирующим органом, программа Советского Союза была поделена между несколькими соревнующимися друг с другом бюро во главе с Королевым, Михаилом Янгелем, а также такими выдающимися, но полузабытыми гениями своего дела, как Челомей и Глушко. Именно эти люди дали возможность отправить в СССР первого человека в космос, это событие прославило страну на весь мир.
Интересные факты
- Город и создатель космической программы СССР
Космическая программа СССР была создана в городе Королёв, который ранее назывался Калининград. Город был назван в честь Сергея Королёва, главного конструктора советской ракетно-космической техники. Королёв был одним из самых выдающихся ученых и инженеров в истории космонавтики, и его вклад в развитие советской космической программы был огромен.
- Первый искусственный спутник Земли
4 октября 1957 года Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, названный “Спутник-1”. Это событие стало началом космической эры и ознаменовало собой огромный прорыв в развитии науки и техники. Запуск “Спутника-1” вызвал огромный резонанс во всем мире и продемонстрировал всему миру мощь и достижения советской космической программы.
- Первый человек в космосе
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. Он совершил один оборот вокруг Земли на космическом корабле “Восток-1” и благополучно вернулся на Землю. Полет Гагарина стал одним из самых значимых событий в истории человечества и продемонстрировал всему миру превосходство советской космической программы.
Неудачи
Из-за секретного статуса программы и пропагандистской ценности объявления о результатах миссий откладывались до тех пор, пока успех не был определен. В эпоху гласности Михаила Горбачева (в 1980-х) многие факты о космической программе были рассекречены. Среди значительных неудач – гибель Королева, Владимира Комарова (в результате крушения корабля “Союз-1”) и Юрия Гагарина (в ходе обычной миссии на истребителе), а также неудача в разработке гигантской ракеты “Н-1”, предназначенной для питания пилотируемого лунного спутника. Она взорвалась вскоре после старта на четырех беспилотных испытаниях. Космонавты СССР в космосе в итоге стали настоящими первопроходцами в этой сфере.
Опыт других людей
Советская космическая программа вызывает восхищение и уважение у многих людей по всему миру. Ее создатель, Сергей Королев, стал легендой космонавтики благодаря своему вкладу в освоение космоса. Город, где родилась советская космическая программа, Байконур, стал символом космических достижений. Интересный факт: первый искусственный спутник Земли, запущенный советскими учеными, назывался “Спутник-1” и был запущен 4 октября 1957 года. Этот и многие другие достижения советской космонавтики продолжают вдохновлять и восхищать людей по всему миру.
Наследие
С распадом Советского Союза Россия и Украина унаследовали эту программу. Россия создала Российское авиационно-космическое агентство, ныне известное как Государственная корпорация Роскосмос, а Украина – НКАУ.
Предпосылки
Теория освоения космоса имела прочную основу в
Российской империи
(до Первой мировой войны) благодаря трудам Константина Циолковского (1857-1935 гг.), который высказал ряд совершенно революционных идей в конце XIX и начале XX века, а в 1929 году представил концепцию многоступенчатой ракеты.
Большую роль
сыграли различные эксперименты, проведенные членами исследовательских групп в 1920-х и 1930-х годах, среди которых были такие гении и отчаянные первопроходцы, как Сергей Королев, мечтавший о полетах на Марс, и Фридрих Цандер. 18 августа 1933 года советские испытатели запустили первую советскую ракету на жидком топливе Gird-09, а 25 ноября 1933 года – первую гибридную ракету GIRD-X. В 1940-1941 гг. произошел еще один прорыв в области реактивных силовых установок: разработка и серийное производство многоразовой ракетной установки “Катюша”.
1930-е и Великая Отечественная война
В 1930-х годах советская ракетная техника была сопоставима с германской, но «Великая чистка» Иосифа Сталина серьезно навредила ее развитию. Многие ведущие инженеры были убиты, а Королев и другие были заключены в ГУЛАГ. Хотя «Катюша» была очень востребована на Восточном фронте во времена ВМВ, передовое состояние немецкой ракетной программы поразило советских инженеров, которые осмотрели ее остатки в Пенемюнде и Миттельверке после окончания всех битв за Европу. Американцы тайно перевезли большинство ведущих германских специалистов и около ста ракет V-2 в Соединенные Штаты в ходе операции «Скрепка», но советская программа извлекла большую выгоду из захваченных немецких записей и ученых, в частности чертежей, полученных с мест производства V-2.
После войны
Под руководством Дмитрия Устинова Королев и другие осматривали чертежи. При поддержке ракетного ученого Гельмута Гроттрупа и других захваченных немцев до начала 1950-х годов наши ученые создали полный дубликат известной немецкой ракеты “Фау-2”, но под своим собственным названием R-1, хотя габариты советских боеголовок требовали более мощного ракетоносителя. Работа конструкторского бюро ОКБ-1 Королева была посвящена криогенным ракетам на жидком топливе, с которыми он экспериментировал в конце 1930-х годов. В результате этой работы была разработана знаменитая ракета “Р-7” («семерка»), которая была успешно испытана в августе 1957 года.
Советская космическая программа была привязана к пятилетним планам СССР и с самого начала зависела от поддержки советских военных. Несмотря на то что он был «единодушно движим мечтой о космических путешествиях», Королев, как правило, держал это в секрете. Тогда в приоритете была разработка ракеты, способной нести ядерную боеголовку к Соединенным Штатам. Многие высмеивали идею запуска спутников и пилотируемых космических кораблей. В июле 1951 года на орбиту были впервые запущены животные. Две собаки были найдены живыми после достижения высоты в 101 км.
Это было очередным успехом СССР в космосе. Благодаря своей огромной дальности полета и большой грузоподъемности, составляющей приблизительно пять тонн, R-7 была не только эффективной в качестве доставки ядерных боеголовок, но и отличной основой для построения космического корабля. Заявление Соединенных Штатов в июле 1955 года о своем плане запуска спутника очень помогло Королеву убедить советского лидера Никиту Хрущева поддержать его планы, чтобы превзойти американцев. Был одобрен план для запуска спутников на околоземной орбите (“Спутник”) для получения знаний о космосе, а также запуск четырех беспилотных военных разведывательных спутников “Зенит”. Дальнейшие запланированные разработки требовали полета человека на орбиту к 1964 году, а также беспилотного полета на Луну в более ранние сроки.
Успех “Спутника” и дальнейшие планы
После того как первый спутник оказался успешным с пропагандистской точки зрения, Королеву, известному публично только как анонимный «главный конструктор ракетно-космических систем», было поручено ускорить пилотируемую программу производства космического корабля “Восток”. Все еще находясь под влиянием Циолковского, который выбрал Марс в качестве наиболее важной цели для космических путешествий, в начале 1960-х годов российская программа под руководством Королева разработала серьезные планы пилотируемых полетов на Марс (с 1968 по 1970 год).
Фактор милитаризма
На Западе полагали, что куратор космической программы СССР Хрущев заказывал все миссии для пропагандистских целей и находился в необычайно близких отношениях с Королевым и другими главными конструкторами. Сам Хрущев на самом деле делал упор на ракеты, а не на освоение космоса, поэтому не очень интересовался конкуренцией с НАСА. Представления американцев о своих советских коллегах были сильно замутнены идеологической ненавистью и конкурентной борьбой. Тем временем история космической программы СССР приближалась к своей звездной эпохе.
Систематические планы миссий, задуманных по политическим мотивам, создавались очень редко. Своеобразным исключением стал выход в космическое пространство Валентины Терешковой (первая женщина в космосе в СССР) на “Востоке-6” в 1963 году. Советская власть была больше заинтересована в использовании космических технологий в военных целях. Например, правительство в феврале 1962 года внезапно приказало провести миссию с участием двух “Востоков” (одновременно) на орбите, запущенную «за десять дней», чтобы побить рекорд “Меркурия-Атласа-6”, запущенного в том же месяце. Программа не могла быть реализована до августа, но исследование космоса в СССР продолжалось.
Внутренняя структура
Организованные СССР полеты в космос были очень успешными. После 1958 года конструкторское бюро ОКБ-1 Королева столкнулось с возрастающей конкуренцией со стороны Михаила Янгеля, Валентина Глушко и Владимира Челомея. Королев планировал двигаться вперед с кораблем “Союз” и тяжелым ускорителем “Н-1”, который станет основой постоянной пилотируемой космической станции и пилотируемого исследования Луны. Тем не менее Устинов поручил ему сосредоточиться на околоземных миссиях с использованием очень надежного космического корабля «Восход», модифицированного «Востока», а также на межпланетных беспилотных полетах на близлежащие планеты – Венеру и Марс. Если описать кратко, космическая программа СССР шла очень гладко.
Янгель был помощником Королева, но при поддержке военных в 1954 году ему было предоставлено собственное конструкторское бюро для работы в основном по военной космической программе. У него была более сильная команда разработчиков ракетных двигателей, им было разрешено использовать гиперголическое топливо, но после катастрофы Неделина в 1960 году Янгелю было поручено сосредоточиться на разработке МБР. Он также продолжал разрабатывать свои собственные конструкции тяжелого ускорителя, аналогичные “Н-1” Королева, как для военных применений, так и для полетов грузов в космос при строительстве будущих космических станций.
Глушко был главным конструктором ракетных двигателей, но у него были личные трения с Королевым, и он отказался разрабатывать большие однокамерные криогенные двигатели, в которых Королев нуждался для создания тяжелых ускорителей.
Челомей воспользовался покровительством куратора космической программы СССР Хрущева, и в 1960 году ему была поручена разработка ракеты для отправки пилотируемого корабля вокруг Луны и пилотируемой военной космической станции.
Дальнейшее развитие
Успех американского шаттла Apollo встревожил главных разработчиков, каждый из которых выступал за свою собственную программу. Несколько проектов получили одобрение власти, а новые предложения поставили под угрозу уже утвержденные проекты. Из-за «особой настойчивости» Королева в августе 1964 года, спустя три года после того, как американцы во весь голос заявили о своих амбициях, Советский Союз наконец решил бороться за Луну. Он поставил цель посадки на Луну в 1967 году – на 50-летие Октябрьской революции. На одном из этапов еще в 1960-х годах советская космическая программа активно развивала 30 проектов для пусковых установок и космических кораблей. С отстранением от власти Хрущева в 1964 году Королеву был предоставлен полный контроль над космической программой.
Королев скончался в январе 1966 года после операции на толстой кишке, а также от осложнений, вызванных болезнями сердца и сильным кровотечением. Керим Керимов курировал разработку как пилотируемых аппаратов, так и беспилотников для бывшего Советского Союза. Одним из величайших достижений Керимова был запуск «Мира» в 1986 году.
Руководство ОКБ-1 было поручено Василию Мишину, который должен был отправить человека в полет вокруг Луны в 1967 году и высадить на нее человека в 1968 году. Мишину не хватало
политической власти
Королева, и он все еще сталкивался с конкуренцией со стороны других главных конструкторов. Под давлением Мишин одобрил запуск полета корабля “Союз-1” в 1967 году, хотя аппарат так и не был успешно испытан в беспилотном полете. Миссия стартовала с конструктивными недоработками и завершилась падением машины на землю, убив Владимира Комарова. Это был первый летальный исход за всю историю космической программы СССР.
Борьба за Луну
После этой катастрофы и под возросшим давлением у Мишина возникла проблема с алкоголем. Количество новых достижений СССР в космосе значительно сократилось. Советы были обыграны американцами при отправке первого пилотируемого полета вокруг Луны в 1968 году “Аполлоном-8”, но Мишин продолжил разработку проблемного сверхтяжелого “Н-1” в надежде, что американцы потерпят неудачу, которая предоставит достаточно времени, чтобы сделать “Н-1” работоспособным и высадить человека на Луну первыми. Был успешный совместный полет кораблей “Союз-4” и “Союз-5”, в ходе которого были испытаны методы рандеву, стыковки и передачи экипажа, которые будут использоваться для посадки. LK Lander был успешно испытан на околоземной орбите. Но после того как четыре беспилотных испытания “Н-1” закончились неудачей, разработку ракеты завершили.
Засекреченность
Космическая программа СССР скрывала информацию о своих проектах, предшествовавших успеху “Спутника”. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) имело право объявлять обо всех успехах космической программы, но только после успешного завершения миссий.
Достижения СССР в долгое время были неизвестны самому советскому народу. Секретность советской космической программы служила как средством предотвращения утечки информации за пределы государства, так и для создания таинственного барьера между космической программой и
советским населением
. Программа была настолько секретной, что обычный советский гражданин мог представить только поверхностную картину ее истории, нынешней деятельности или будущих усилий.
События в СССР в космосе охватывали энтузиазмом всю страну. Однако из-за засекреченности советская космическая программа столкнулась с парадоксом. С одной стороны, чиновники пытались продвигать космическую программу, часто связывая ее успехи с силой социализма. С другой стороны, те же чиновники понимали важность секретности в контексте
холодной войны
. Этот акцент на секретности в СССР можно понимать как меру защиты его сильных и
слабых сторон
.
Последние проекты
В сентябре 1983 года ракета “Союз”, запускаемая для доставки космонавтов на космическую станцию ”Салют-7″, взорвалась на площадке, в результате чего система сброса капсулы корабля “Союз” сработала, сохранив жизнь экипажу.
В дополнение к этому было несколько неподтвержденных сообщений о потерянных космонавтах, чьи смерти якобы были скрыты Советским Союзом.
Космическая программа “Буран” выпустила одноименный космический челнок на основе третьего в истории сверхтяжелого пускового устройства “Энергия”. “Энергия” должна была использоваться в качестве базы для пилотируемой миссии на Марс. “Буран” предназначался для поддержки крупных космических военных платформ в качестве ответа сначала на космический челнок США, а затем на известную космическую оборонную программу Рейгана. В 1988 году, когда система только начала работать, договоры о сокращении стратегических вооружений сделали “Буран” ненужным. 15 ноября 1988 года “Буран” и ракета “Энергия” были запущены с Байконура, и через три часа и две орбиты пошли на посадку в нескольких милях от стартовой площадки. Было построено несколько машин, но только одна из них совершила беспилотный испытательный полет в космос. В итоге эти проекты были сочтены слишком дорогими, и их свернули.
Начало радикальных экономических преобразований в стране ухудшило положение оборонной отрасли. Космическая программа оказалась и в сложном
политическом положении
: прежде служившая показателем преимущества социалистического строя перед капиталистическим, с приходом гласности она обнаружила свои недостатки. К концу 1991 года космическая программа прекратила существование. После распада СССР ее деятельность не была возобновлена ни в России, ни в Украине.
С 1958 по 1963 год.
Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом , позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство . Этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики .
В последующем совершили полёты ещё пять кораблей серии, в том числе два групповых (без стыковки), в том числе с первой в мире женщиной-космонавтом Терешковой . Планировавшиеся ещё 4 полёта (в том числе более длительные, с созданием искусственной гравитации) были отменены.
Восход
Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» , но имел увеличенный передний приборный подотсек, его спускаемый аппарат был переконфигурирован для полёта и посадки внутри СА двоих-троих космонавтов (для чего были исключены катапультные кресла и для экономии места космонавты располагались без скафандров), а вариант для выходов в открытый космос имел навесную шлюзовую камеру.
Полёт корабля «Восход-1» в 1964 был первым в мире многоместным, «Восхода-2» – с первым в мире выходом в открытый космос. После двух полётов ещё несколько планировавшихся полётов (в том числе на низкую орбиту, более длительные, групповые, с первым смешанным женско-мужским экипажем, первым выходом женщины в открытый космос) были ещё впереди.
Союз
Корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 сначала для облёта Луны . К Луне должна была отправиться связка из космического корабля и разгонных блоков
7К-9К-11К. Впоследствии этот проект был закрыт в пользу облёта Луны на корабле Л1, выводимым на РН «Протон» , а на базе 7К и закрытого проекта околоземного корабля «Север» начали делать
7К-ОК– многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК) с солнечными батареями, предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите , для проведения различных экспериментов , в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.
Испытания 7К-ОК начались в 1966 году. Первые 3 беспилотных пуска оказались неудачными и выявили серьёзные ошибки в конструкции корабля. 4-й пуск с В. Комаровым оказался трагическим – космонавт погиб. Тем не менее программа продолжилась, и уже в 1968 году состоялась первая автоматическая стыковка 2-х «Союзов», в 1969 – первая пилотируемая стыковка и групповой полёт трёх кораблей, в 1970 – первый долговременный полёт, в 1971 – первые стыковка и экспедиция (после которой экипаж погиб) на орбитальную станцию «Салют»-ДОС.
Совершены и продолжаются несколько десятков полётов (в том числе только два, закончившихся гибелью экипажей) корабля в разных вариантах «Союз» (в том числе 7К-Т, 7К-ТМ, 7К-МФ6, 7К-Т-АФ, 7К-С), «Союз-Т» (7К-СТ), «Союз-ТМ» (7К-СТМ), «Союз-ТМА» (7К-СТМА), «Союз-ТМА-М/ТМАЦ» (7К-СТМА-М)
, в том числе для первой стыковки с иностранным кораблем, экспедиций на орбитальные станции «Салют»-ДОС, «Алмаз», «Мир» и т. д.
Корабль стал основой для создания пилотируемых кораблей нереализованных лунных программ (Л1 и Л3 и Союз-Контакт для отработки стыковки модулей Л3) и военных программ (Союз 7К-ВИ военисследователь, -П перехватчик, -Р разведчик, многофункционального «Звезда»), а также для автоматического грузового корабля «Прогресс».
Л1
Лунно-облётная пилотируемая программа КБ Королёва, доведённая до стадии последних беспилотных отработочных запусков и полётов и отменённая до проведения первого пилотируемого полёта.
Л3
Лунно-посадочная пилотируемая программа КБ Королёва, доведённая до стадии первых беспилотных испытательных запусков и полётов и отменённая до проведения первого пилотируемого полёта.
Звезда
Военный пилотируемый корабль КБ Козлова, проект которого разрабатывался взамен «Союза 7К-ВИ » КБ Королёва, был доведён до предполётной стадии и был отменён в пользу комплекса КБ Челомея из военной орбитальной станции «Алмаз» и корабля ТКС.
ТКС
Пилотируемый корабль КБ Челомея для обслуживания военной орбитальной станции «Алмаз» и прочих задач Министерства обороны, запускавшийся на РН «Протон» только в беспилотном режиме, но стыковавшийся с орбитальными станциями (в том числе пилотируемыми) «Салют»-ДОС.
Заря
Частично-многоразовый пилотируемый транспортный корабль КБ Королёва с запуском на РН «Зенит» , проект которого был отменён на этапе проектирования в виду сосредоточения ресурсов на создании системы «Энергия»-«Буран».
Алмаз
Долговременные пилотируемые военные орбитальные станции КБ Челомея, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Салют-2,-3,-5», «Космос-1870», «Алмаз-1», из которых две эксплуатировались пилотируемыми («Салют-3,-5»). Имели на борту в том числе оружие (пушки).
Салют-ДОС
Долговременные пилотируемые орбитальные станции ЦКБЭМ, выводившиеся на РН «Протон» под названиями «Космос-557», «Салют-1,-4,-6,-7», из которых все кроме первой эксплуатировались пилотируемыми. Две последние имели по два стыковочных узла и принимали одновременно на борт по два пилотируемых или автоматических грузовых и прочих корабля, в том числе тяжёлые ТКС.
Мир
Спираль
Единственный из пяти строившихся, первый корабль серии совершил единственный беспилотный полёт в 1988 году, после чего программа была закрыта в 1993 году, ввиду распада СССР и тяжёлой экономической ситуации .
В постсоветской России разрабатывались проекты многоразового космического корабля МАКС (отменён) и частично-многоразовых космических кораблей «Клипер» (отменён) и «Русь» (продолжается).
Подборка фотографий, которые помогут увидеть историю развития советской космической программы.
4 октября 1957 года: Спутник I был запущен с космодрома Байконур в Республике Казахстан в Советском Союзе, став первым искусственным спутником, который был запущен на орбиту Земли, и ознаменовал собой начало серьезной космической гонки.
3 ноября 1957 года: собака Лайка стала первым живым существом, которое побывало на орбите Земли. Лайка попала в космос на борту Спутника II. Лайка умерла через несколько часов после старта от стресса и перегрева. Скорее всего, причинами гибели собаки являлись сбои в работе системы терморегулирования. Точная дата ее гибели не была обнародована вплоть до 2002 года – по официальной информации, которую представила средствам
массовой информации
советская власть
, собака умерла на шестой день во время своего пребывания в космосе.
19 августа 1960 года: Две собаки, Белка и Стрелка, стали первыми живыми существами, которые побывали на орбиту и вернулись на Землю живыми. Их сопровождали кролик, несколько мышей, мухи. Также на орбиту были отправлены растения. Все вернулись живыми и невредимыми.
12 апреля 1961 года: советский космонавт Юрий Гагарин становится первым человеком, который совершил путешествие в космос и на орбиту Земли. в космосе он провел 1 час и 48 минут…
Корабль «Восток 1», на борту которого находится Юрий Гагарин, взлетает с космодрома Байконур.
Советский лидер, генеральный секретарь Никита Хрущев обнимает космонавтов Германа Титова и Юрия Гагарина после того, как Титов стал вторым человеком, который побывал на орбите нашей планеты. Он провел 25 часов в космосе, став первым человеком который спал, находясь на орбите. Титову во время полета было всего лишь 25 лет, он остается самым молодым человеком, который когда-либо выходил в космос.
16 июня 1963 года. Валентина Терешкова стала первой женщиной-космонавтом, побывавшей в космосе. Прошло еще девятнадцать лет, пока в космос вышла вторая женщина-космонавт, Светлана Савицкая.
18 марта 1965 года: советский космонавт Алексей Архипович Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос. Леонов совершил свое путешествие на космическом корабле «Восход 2».
3 февраля 1966 года: беспилотный космический корабль Луна-9 стал первым космическим аппаратом, который совершил мягкую посадку на Луну. Эта фотография поверхности Луны был отправлен обратно на Землю советским космическим аппаратом.
Валентина Комарова, вдова советского космонавта Владимира Комарова, целует фотографию своего погибшего супруга, 26 апреля 1967 году во время официальной церемонии похорон на Красной площади в Москве. Комаров погиб во время своего второго полета, на борту космического корабля Союз-1, 23 апреля 1967 года, когда космический аппарат разбился при возвращении на Землю. Он был первым человеком, погибшим во время полета в космос, и первым советским космонавтом, который совершил космическое путешествие несколько раз. Незадолго до гибели Комарова, советский премьер-министр Алексей Косыгин сказал космонавту, что его страна гордится им.
1968 год: советские ученые обследуют двух черепах после того как они вернулись из путешествия на Луну на борту космического аппарата Зонд 5. Космический аппарат, на борту которого кроме черепах находились мухи, растения и бактерии, облетел вокруг Луны и приводнился в Индийском океане, через неделю после взлета.
17 ноября 1970: Луноход-1 стал первым роботом с дистанционным управлением, который совершил приземление на поверхности другого небесного тела. Луноход провел анализ поверхности Луны и отправил обратно на Землю более чем 20000 фотографий, пока, наконец, советские специалисты не потеряли с ним контакт после того, как миновало 322 дня.
1975 год: Венера-9 – этот космический аппарат стал первым, который приземлился на другую планету и прислал на Землю изображения с поверхности этой планеты …
Фотография поверхности Венеры, которая была сделана Венера-9.
17 июля 1975 года: командир советского экипажа космического корабля Союз, Алексей Леонов (слева) и командующий американским экипажем миссии Аполлон, Томас Стаффорд, пожимают друг другу руки в космосе, находясь где-то в районе Западной Германии, после стыковки двух космических аппаратов, которая прошла успешно. Это была последняя пилотируемая космическая миссия США до первого полета шаттла, который состоялся в апреле 1981 года.
25 июля 1984 года: Светлана Савицкая стала первой женщиной, которая совершила выход в открытый космос. Она также была второй женщиной, побывавшей в космосе, через девятнадцать лет после Валентины Терешковой, и за один год до Салли Райд, которая стала первой американкой, побывавшей в космосе.
С 1989 по 1999 годы: Космическая станция Мир стала первой пилотируемой
космической станцией
. Строительство ее началось в 1986 году, станции было разрешено возвратиться на Землю в 2001 году.
1987-88 годы: Владимир Титов (слева) и Муса Манаров стали первыми людьми, которые находились в космосе более чем год. Общая длительность их миссии составила 365 дней, 22 часов и 39 минут.
Возможно, будет полезно почитать:
- Дельвиг, Антон Антонович – краткая биография
; - Афанасий никитин, русский путешественник
; - Мария Волконская Сообщение о волконской марии николаевне кратко
; - Краткая биография рембрандта и его творчество
; - Эдуард ii плантагенет, король англии
; - Белецкий — значение и происхождение фамилии Руководствовался “флюидами неприязни”
; - Восточный гороскоп Какое сегодня год по японскому летоисчислению
; - Вредна ли шаурма Вредна ли шаурма для желудка
;
Частые вопросы
Какое достижение принадлежит космической программе СССР?
Среди основных успехов космической программы СССР: запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, запуск 3 ноября 1957 второго спутника с собакой на борту, первое изображение обратной стороны Луны — Луна-3.
Как называлась космическая программа СССР?
Серия космических аппаратов «Космос» — название советских ИСЗ. Было запущено с 1962 по 2001 гг., около 2000. Некоторые спутники запускались одновременно. Выполняли военные, научные, медицинские исследования.
В чем СССР был первым в космосе?
В начале 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».
Кто создал первый в СССР проект межпланетного космического корабля?
В проектном отделе ОКБ-1 под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова, рассматривались различные варианты кораблей для полёта к Марсу. Исследования велись параллельно двумя группами конструкторов под руководством Глеба Юрьевича Максимова и Константина Петровича Феоктистова.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю советской космической программы, чтобы понять ее значение и вклад в освоение космоса. Это поможет вам лучше понять контекст и значимость событий.
СОВЕТ №2
Исследуйте жизнь и достижения создателя советской космической программы, Сергея Королева. Понимание его вклада в развитие космонавтики поможет вам лучше оценить его влияние на современную космическую индустрию.
СОВЕТ №3
Изучите интересные факты о советской космической программе, чтобы расширить свои знания об этом удивительном периоде истории космонавтики.