Стадии развития по фрейду. Психосексуальные стадии развития личности по фрейду

Многие слышали про загадочные теории Зигмунда Фрейда, основанные на сексуальных переживаниях, но что представляет собой хотя бы одна из них? Почему ученый строил их именно так, а не иначе? Что означает термин «латентная стадия» и каковы ее значения?

Чтобы это понять, нужно обязательно ознакомиться с полным материалом психоанализа и подробно рассмотреть каждую из фаз развития.

Кроме латентной стадии по Фрейду, существует еще один подобный термин, который применяется к одной из стадий болезни ВИЧ, тема которой тоже будет охвачена в конце данной статьи, так как очень важна для будущего каждого из нас.

Теория Фрейда

Несомненно, родители наиважнейшим образом влияют на дальнейшую жизнь и развитие своего ребенка. И многие из них стараются увидеть
окружающий мир
глазами своих детей. Что вполне разумно, так как помогает в установке четкого контакта с собственным чадом, и избавляет от многих проблем в будущем. Поэтому необходимо самостоятельно разобраться в механизмах психического развития личности. И особенно следует уделить внимание такой простой на первый взгляд стадии психосексуального развития, как латентный период. Ведь именно во время него развивается эго и супер-эго.

Мнение эксперта:

Согласно теории Зигмунда Фрейда, развитие личности проходит через психосексуальные стадии. Первая стадия – оральная – связана с удовлетворением потребностей через ротовую зону. Затем следует анальная стадия, где акцент делается на контроле и усвоении правил. Фаллическая стадия связана с осознанием половой идентичности. Латентный период характеризуется подавлением сексуальных желаний. Наконец, генитальная стадия – завершающая – связана с возобновлением интереса к половым отношениям. Эксперты отмечают, что психосексуальные стадии Фрейда оказывают влияние на формирование личности и поведенческие особенности взрослого человека.

5 Стадий Психосексуального Развития по Фрейду5 Стадий Психосексуального Развития по Фрейду

Стадии психосексуального развития

Некогда великим ученым Зигмундом Фрейдом была выдвинута весьма оригинальная теория развития психики у детей, которая является актуальной и по сей день, поэтому родителям просто необходимо с ней ознакомиться.

По теории ученого, основой психического развития является сексуальность. Но чтобы превратиться в ту, которая возникает в нашем понимании, она проходит не одну стадию.

До наступления генитальной фазы развития объекты переживания ребенка вовсе не «
загадочные места
» человеческого тела, а совсем другие его части.

Стадии психосексуального развития по Фрейду выглядят так:

  1. Оральная стадия – (0-1, 5 года).
  2. Анальная стадия – (1,5-3 года).
  3. Фаллическая стадия – (3-7 лет).
  4. Латентная стадия – (7-13 лет).
  5. Генитальная стадия – (13-18 лет).

Каждая из них прямым образом влияет на формирование того или иного характера личности. От благополучного или неудачного течения каждой зависит то, как она проявит себя во взрослой жизни. Поэтому в любой фазе становления личности, а особенно латентной стадии сексуального развития человека, основную роль играет то, как родители ведут себя по отношению к ребенку. Когда в прохождении определенного этапа случается сбой, развитие может «застопориться», говоря научным языком – зациклиться именно на этой фазе травмирования.

Зацикливание на одной из стадий развития чревато тем, что, будучи уже взрослым, человек помнит о психической травме, полученной в тот или иной период на бессознательном уровне, причем неважно, было ли это в анальной или латентной стадии. Фрейд для каждого периода нашел свои объяснения.

В момент потери самоконтроля, в стрессовой ситуации, человек словно становится тем беззащитным маленьким ребенком, которым был в момент получения эмоционального шока. И, несомненно, зацикливание на любой из этих стадий развития, будет проявлять себя во взрослой жизни, ведь травмы, полученные в детстве, это, по сути, нерешенные проблемы в отношениях – родитель – ребенок.

Интересные факты

  1. Стадия оральная (от рождения до 1 года):

    • Основное удовольствие – сосание и жевание.
    • Фиксация на этой стадии может привести к зависимости от еды, курения или алкоголя.
  2. Стадия анальная (от 1 до 3 лет):

    • Основное удовольствие – контроль над выделениями.
    • Фиксация на этой стадии может привести к анальной задержке или диарее.
  3. Стадия фаллическая (от 3 до 6 лет):

    • Основное удовольствие – игра с половыми органами.
    • Фиксация на этой стадии может привести к нарциссизму или импотенции.
Стадии психосексуального развития по Фрейду. Основы.Стадии психосексуального развития по Фрейду. Основы.

Оральная стадия

Данная фаза психического развития получила это название потому, что приоритетным органом чувств младенца является рот. С его помощью он не только получает пищу, но и изучает мир вокруг себя, получая при этом множество новых ощущений. И это первый этап на пути развития сексуальности. Дитя считает себя и маму единым целым, и прочная связь, начавшаяся при беременности, длится и в этот период. Материнская грудь для него – продолжение его самого.

Период можно охарактеризовать как состояние аутэротизма, так как
сексуальная энергия
направляется вовнутрь. Питаясь из теплой маминой «сиси», ребенок не только насыщается, получая при этом удовольствие, но и испытывает покой и защиту.

Поэтому грудное вскармливание на протяжении всей фазы развития столь важно сохранить, тем более что в этот период для карапуза нет ничего приоритетнее, чем близкое общение с мамой, которой следует дорожить каждой секундой, проведенной с крохой, потому что в четвертой (латентной) стадии ей будет этого очень не хватать.

Но к сожалению, в силу
разных причин
многие малыши не получают
грудного молока
, и мамы вынуждены кормить их искусственным питанием. В подобном случае очень важно брать кроху на руки, в момент приема пищи, чтобы он чувствовал мамино тепло, так как тактильный контакт становится особенно важен.

Опыт других людей

Стадии развития по Фрейду вызывают много интереса у людей. Многие высказывают свое мнение о психосексуальных стадиях развития личности, предложенных известным психоаналитиком. Одни считают, что эти стадии имеют глубокий смысл и влияют на формирование личности, другие же относятся скептически, считая их устаревшими и несоответствующими современным реалиям. В целом, мнения разделились, но интерес к этой теме остается высоким, и многие продолжают изучать и обсуждать теорию Фрейда.

СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ по Фрейду кратко. Теория  Зигмунда Фрейда о психосексуальном ...СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ по Фрейду кратко. Теория Зигмунда Фрейда о психосексуальном …

Как избежать травмирования на этой стадии?

Малыши этого возраста проявляют тревожность, если мама исчезает из поля зрения, не хотят спать одни, громко плачут и требуют, чтобы их взяли на ручки. Не стоит им в этом отказывать, потому что в данном случае это не проявления капризности, а желание обрести уверенность как во внутреннем, так и во внешнем мире. Строгость на этой стадии развития может лишь навредить малышу, и, по Фрейду, существует две крайних типа поведения мамы:

  1. Чрезмерная суровость и, как следствие, игнорирование эмоциональных потребностей ребенка.
  2. Избыточная опека, которая проявляется в преждевременном угодничестве любому желанию карапуза.

И та и другая модель материнского поведения ведет к развитию орально-пассивного типа личности, в котором преобладает чувство неуверенности в себе и инфантильность. Став взрослым, этот человек все время будет ждать от окружающих такого же отношения, как от матери, и будет требовать постоянного содействия и похвалы в свой адрес. Обычно он чрезмерно доверчив и инфантилен, что может плохо сказаться уже в IV латентной стадии.

Поэтому если вы хотите вырастить решительного и уверенного в себе человека, то:

  • во-первых – не жалейте своей ласки для малыша, когда он зовет вас плачем;
  • во-вторых – не бойтесь кормить его грудью дольше, чем принято в массах;
  • в-третьих – не бойтесь положить кроху в свою постель.

Все вышеперечисленное только укрепляет доверие крошечного человечка к внешнему миру и маме с папой, поэтому не стоит слушать «опытных» бабушек.

часть II

С наступлением второго полугодия первого года жизни начинается орально-садистическая фаза психического развития, которая напрямую связана с прорезыванием зубов. С этого момента наряду с сосанием груди зачастую присутствует укус, которым обиженный кроха может отреагировать на длительное отсутствие мамы или на слишком медленное удовлетворение его потребностей.

Человек, зацикленный на этой стадии, зачастую вырастает саркастичным циником и спорщиком, для которого единственной целью является власть над людьми и использование их в своих корыстных целях. Такой ребенок может негативно проявить себя в отношении других детей, находясь уже в латентной стадии развития человека, после чего конфликты этого возраста могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Резкое и несвоевременное отнятие ребенка от груди и применение сосок и пустышек чревато зацикливанием на оральной фазе развития. Вследствие чего в будущем проявятся такие
вредные привычки
, как покусывание губ, ногтей и различных предметов, попадающих в руки (ручка, карандаш, спичка и т. д.); любовь к жвачке; курение; болтливость, а также привычка «заедать» стресс, что, конечно же, способствует набору лишнего веса.

Эти люди зачастую склонны к депрессии им постоянно не хватает какого-то особенного смысла жизни.

Анальная стадия

Наступает в возрасте около полутора лет и длится до трех. Называется она так потому, что и родители, и сам ребенок в этот период, особенное внимание уделяют его заду, так как в этом возрасте пора приучать человека к горшку.

Исходя из теории Фрейда, младенец получает истинное облегчение и удовольствие во время «выхода отходов жизнедеятельности организма», а особенно от того, что начинает сам контролировать этот процесс. Именно сейчас ребенок начинает осмысливать собственные действия, и приучение к горшку – важнейший элемент в познании новых навыков и способностей.

Родителям важно понимать, что интерес малыша к собственным фекалиям является вполне нормальным явлением, ведь он еще не знает чувства отвращения и брезгливости. Зато он прекрасно понимает, что его испражнения принадлежат только ему, и он сам решает, что с ними делать. Слыша похвалу от родителей за то, что он сходил на горшок, кроха искренне считает свои фекалии подарком маме и папе, по этой причине и далее считает нужным поступать так же, преподнося им новые «сюрпризы». Поэтому измазаться продуктами своей жизнедеятельности для малыша становится приятной процедурой.

Фрейд подчеркивает то, каким именно образом родители обычно осуществляют процедуру. Если высаживание дитяти на горшок начинается несвоевременно (оптимальный для этого возраст 2-3 года, так как контролирующие мышцы анального сфинктера наконец сформированы,) или родители слишком строги к соблюдению правил, новых для него – кричат, пристыжают и наказывают за нежелание сходить в туалет, – то у малыша формируется один из этих типов поведения:

  • Анально-выталкивающий – формируется установка, что любовь родителей можно получить, только успешно сходив на горшок.
  • Анально-удерживающий – реакция мамы и папы может подействовать противоположно, и кроха в знак протеста просто отказывается испражняться. Вследствие чего возникает запор.

Для людей первого типа характерны такие черты, как разрушительность, импульсивность, беспокойное поведение. Для них трата денег – основное проявление любви.

Людей второго типа характеризуют такие черты, как бережливость, пунктуальность, усидчивость, упрямство, жадность и скупость. Это настоящие педанты, патологически боящиеся малейшего загрязнения. И в возрасте латентной стадии (7-13 лет) эти черты могут оцениваться весьма положительно школьными учителями.

Но совсем иную личность можно воспитать, если правильно подойти к этому вопросу. Главное – не забывать похвалить малыша за успехи и не ругать слишком строго за неудачи. Тогда маленький человечек почувствует поддержку и понимание со стороны близких и постепенно научится самоконтролю, тем самым повышая свою самооценку. Став взрослым, он будет великодушным и щедрым, и делать подарки своим родным будет настоящим удовольствием для него.

Бытует мнение, что правильное поведение родителей – залог развития у малыша
творческих способностей
. Но несмотря на успешное протекание этой стадии, остается ощущение некого диссонанса, так как для ребенка фекалии – подарок маме, а вот она, в свою очередь, стремится поскорее их выбросить. Этот конфликт в понимании придает анальной фазе развития весьма драматичный характер.

Фаллическая стадия

Наступает, когда ребенок достигает трехлетнего возраста, потому что его начинают интересовать собственные половые органы. В этот момент он впервые узнает, что мальчик и девочка несколько отличаются друг от друга. И именно тогда впервые звучит вопрос: «Мама, а как я появился?», на который родители зачастую дают ответ, несовместимый с реальностью.

Родителям не стоит неадекватно реагировать как на подобные вопросы, так и на игру карапуза с собственными «причиндалами», считая, что их ребенок – будущий извращенец. Это вполне естественная стадия развития, к которой следует отнестись терпеливо и с пониманием. Запугивания, строгие запреты и бранные слова ни к чему хорошему не приведут, а, напротив, станут причиной того, что ребенок будет делать это тайно, попросту став невротиком. В будущем это чревато полным отказом от сексуальной жизни в пользу онанизма.

У многих психологов выделен именно трехлетний возраст, который назван критичным, и Фрейд входит в их число, ведь, по его мнению, в этот период каждый ребенок переживает Эдипов комплекс (девочка – комплекс Электры), после прохождения которого наступает стадия психосексуального развития – латентный период.

Для мальчика это характеризуется неосознанным сексуальным влечением к матери, желанием всецело владеть ее вниманием и занять место отца. В этом возрасте мать для него становится идеалом женщины, а присутствие отца вызывает жажду соперничества и зависть.

Зачастую можно услышать от ребенка такую фразу: «Мама, выходи лучше замуж за меня!», и ею все сказано. Но ощущение папиного превосходства вызывает у него страх быть наказанным путем кастрации, поэтому он отказывается от желания завладеть мамой. В возрасте семи лет у ребенка наступает момент, когда он хочет все делать как отец и быть похожим на него, поэтому дух соперничества сменяется подражанием. «Раз мама любит папу, значит, я должен стать таким же сильным и смелым!» – думает кроха, перенимая все черты поведения у отца, что создает основу для развития супер-эго. И это последний этап Эдипова комплекса.

Для девочки этот комплекс проходит с некоторыми отличиями. Первой любовью у нее становится отец, как и для мальчика – мать.

В теории Фрейда упоминается, что, находясь еще в
детском возрасте
, женщины начинают завидовать наличию пениса у мужчин, который являет собой силу и власть. Исходя из этого, девочка винит мать в том, что та родила ее неполноценной, и бессознательно стремится завладеть отцом, потому что в ее понимании мама любит его именно за этот «элемент власти».

Исход комплекса Электры завершается по аналогии с Эдиповым комплексом. Дочь справляется с влечением к отцу, начиная во всем подражать матери. Чем больше она будет ей соответствовать, тем больше у нее шансов когда-нибудь обрести мужчину, напоминающего отца.

По теории Фрейда, травмы в этом периоде зачастую становятся ключом к развитию импотенции, фригидности и нервозности во взрослом возрасте. Люди, зацикленные на фаллической стадии психического развития, особенное внимание уделяют своему телу, всячески демонстрируя его окружающим. Одеваются довольно броско и экстравагантно. Особи мужского пола зачастую личности наглые и самоуверенные. Победы на любовном фронте для них – основа всего! Они постоянно доказывают всем вокруг свою мужскую состоятельность, но глубоко внутри каждого из них сидит маленький мальчик, трясущийся от страха потерять свое «достоинство». И следующая за фаллической фазой латентная стадия соответствует периоду становления личности в обществе.

Для женщин, зацикленных на комплексе Электры характерна половая распущенность и постоянное желание привлекать к своей особе как можно больше мужчин.

Латентная стадия

В возрасте от семи до тринадцати лет интерес к эротической теме временно притупляется, и энергия либидо уходит на активную социализацию. Сложный этап Эдипова конфликта успешно разрешается, и долгожданное равновесие наконец устанавливается.

Латентная стадия в развитии ребенка- это проявление первостепенного внимания к социальной стороне жизни. В этот период он налаживает товарищеские связи с другими детьми, активно осваивает
школьную программу
, увлекается спортом и другими видами досуга. Формируются структура личности по типу «эго» и «супер-эго».

После прихода в этот мир все существование ребенка зависит от одного первостепенного компонента личности, которому Фрейд присвоил имя «Оно» (Id). Этот компонент – наши бессознательные инстинкты и потребности, которые напрямую зависят от получения наслаждения. Когда стремление приобрести желаемое не соответствует реальности, возникает конфликт и элемент «Оно» перерастает в «Я» (Ego).

Эго – это наше сознание, представление о себе, которое напрямую зависит от действительности. И когда окружающий социум требует от ребенка соблюдения общепринятых норм поведения, возникает третий элемент личности – «Сверх-Я» (Super-ego).

Супер-эго – это наша совесть, то есть внутренний судья, строго оценивающий все наши поступки. К моменту наступления латентной стадии все три элемента личности успешно сформированы, и во время прохождения этой фазы психического развития, продолжается подготовка к последнему, генитальному этапу. Но если во время развития супер-эго родители накладывают строгие запреты и всячески ограничивают свободу ребенка, то он начинает переживать все это слишком эмоционально, неправильно интерпретируя такое поведение старших. Но в развитии его эго проявляются такие качества, как независимость от чужого мнения, упорство и целеустремленность.

Вопреки мнению большинства о том, что в латентной стадии сексуального развития человека наступает «полный штиль» и бездействие, это далеко не так. Развиваются такие важные качества, как адаптация к действительности и самоуважение.

Времяпрепровождение с детьми такого же возраста приносит подростку
большую радость
, чем общение с родными. Он учится вести себя в компании сверстников, а в спорах все чаще находит способ пойти на компромисс. В школе ребенок учится послушанию и исполнительности, зачастую даже соревнуясь в этом с другими.

Когда латентная стадия сменяет фаллическую фазу, супер-эго становится уже не таким суровым к внешнему миру, как было изначально, а более терпимым.

В момент полового созревания в организме подростка происходят физические изменения, происходящие на гормональном фоне. Именно в этот момент латентная стадия и генитальная стадия перетекают одна в другую. Продолжается это в среднем до 18 лет. Она становится основой сексуальности уже взрослого человека и сопровождает его всю жизнь.Однако затянувшаяся латентная фаза может надолго оставить в приоритете друзей, а не вторую половинку, и тогда человек поздно создает семью.

Все сексуальные влечения и эрогенные зоны, проявлявшиеся в предгенитальных фазах, сливаются в одно общее
сексуальное желание
. Сейчас повзрослевший ребенок полностью подготовлен к
интимной близости
, которой оказывается не так просто добиться. Именно поэтому, во время прохождения этой фазы развития, могут проявить себя все «зацикливания» ребенка на предшествующих стадиях. Подросток словно «откатывается» назад, к более раннему возрасту. И может проявить себя латентная стадия конфликта супер-эго с действительностью.

Если верить Фрейду, то все люди в отрочестве проходят через гомосексуальную фазу, которая не всегда заметна даже самому подростку, и зачастую проявляется лишь в том, что ему больше хочется проводить время в общении с товарищами его пола.

Чтобы блестяще пройти генитальную стадию развития, требуется проявить решительность и самостоятельность в собственных действиях, уметь отвечать за них и перестать быть инфантильным мальчиком, в случае опасности срывающимся под маминой юбкой. Только в этом случае личность успешно сформируется в идеальный – генитальный тип личности.

И напоследок о теории Фрейда

Любое учение о психоанализе, почти всегда считает благополучное прохождение всех стадий лишь редким исключением из правил. В каждой из них присутствуют страхи и конфликты, и несмотря на желание родителей не травмировать детскую психику, свести на нет возможность получения травм не удается практически никому. Поэтому можно с уверенностью сказать, что каждый человек зациклен на одной из вышеперечисленных стадий психического развития.

Но можно с уверенностью говорить, что знание всех этих особенностей формирования личности заметно снижает риск получения многих психических травм на пути стадий развития и способствует правильному воспитанию ребенка со стороны родителей. Вот теперь вопрос о том, что такое латентная стадия по Фрейду, можно считать закрытым.

Наказание за беспорядочные половые связи и незащищенный секс

Далее речь пойдет о таком страшном заболевании, как инфекция ВИЧ, потому что повзрослевшего ребенка требуется предупредить о возможной опасности, подстерегающей тех, кто пренебрег «безопасным» сексом. И прежде чем объяснять ребенку то, зачем нужна контрацепция, нужно самим кратко ознакомиться с темой.

Стадии болезни ВИЧ (вируса иммунодефицита человека)

  1. Инкубационная стадия. Начинается в момент заражения, и длится до клинических проявлений симптомов острой инфекции, и сопровождается выработкой антител, поэтому диагностика проводится путем сдачи крови. Длится период в среднем от 3 до 12 недель, в индивидуальных случаях может затянуться до 12 месяцев.
  2. Стадия начальных проявлений. Имеет несколько выраженных форм течения заболевания.
  3. Латентная стадия болезни – продолжается у каждого человека индивидуально, так как течение зависит от многих факторов. В ряде случаев возможны вариации от 2 до 20 лет. Но в основном длительность латентной стадии – 5- 6 лет, и этот период совпадает со снижением CD+ Т-лимфоцитов.
  4. Стадия сопутствующих заболеваний. Из-за все более развивающегося иммунодефицита к ВИЧ присоединяются всевозможные (оппортунистические) «болячки», которые лишь отягощают течение основного заболевания. У этой стадии имеется три фазы: 4 А, 4 Б, 4 В. И течение болезни становится хуже, чем в описании латентной стадии.
  5. СПИД (терминальная стадия). Второстепенные заболевания, присутствующие в организме человека, переходят в неизлечимую фазу, и никакие антивирусные методы лечения не имеют должного действия. И человек, промучившись не один месяц в этой стадии, в конце концов умирает от банальной простуды или пореза во время бритья.

Но в
последнее время
у больных инфекцией ВИЧ в латентной стадии появились некие шансы на выздоровление, так как в Америке одобрили новый разработанный учеными препарат, а в Европе уже применяется специальное лечение, состоящее из трех этапов.

Оральным этапом в развитии ребенка Фрейд называл первую стадию в процессе психосексуального развития. На данном этапе основной источник удовольствия для ребенка – это рот. Само слово «оральный» произошло от
латинского языка
и дословно переводится как «относящийся ко рту».

Основные особенности стадии

Продолжается оральная стадия развития в среднем от рождения до полутора лет. Фактически ее завершение приходится на тот момент, когда ребенка отнимают от груди. На данной стадии общение ребенка и матери происходит посредством груди. Младенец получает наслаждение от сосания и кусания груди. В этом заключается одно из важнейших взаимодействий между матерью и ребенком на данном этапе. Основной чертой оральной стадии является стремление младенца тянуть различные предметы в рот. Когда ребенок напуган или же чем-либо расстроен, мать прикладывает его к груди. Это позволяет ему успокоиться. Особенности поведения на оральной стадии определяют, насколько в будущем ребенок будет уверен в себе или зависим. Фрейд считал, что уже в этом возрасте детей можно разделить на пессимистов и оптимистов.

Особенности взглядов Эриксона на оральный этап: отличия от теории Фрейда

Стадии развития были также описаны и Эриксоном. За основу их были взяты исследования Фрейда. Орально-сенсорная стадия по Эриксону также длится с рождения до 18 месяцев. В это время ребенок решает для себя один из важнейших вопросов, который будут определять всю его дальнейшую судьбу: могу ли я доверять внешнему миру? Если потребности ребенка удовлетворяются, то он считает, что миру можно доверять. В том случае, если ситуация вокруг младенца складывается противоречивым образом, причиняет ему страдания, то именно этого дети и учатся ожидать от жизни. Становясь взрослыми, они убеждаются в том, что другие люди не заслуживают доверия.

Несмотря на общность, между концепциями Фрейда и Эриксона есть различия. Если основатель психоанализа во главу угла ставит инстинктивные влечения, то теория Эриксона основной акцент делает на социальное развитие. Фрейд описывает развитие ребенка в триаде «мать – отец – ребенок», а Эриксон подчеркивает важность взаимодействия с социумом.

Формирование орального характера

Фиксация – это отсутствие способности продвигаться от одного этапа развития к другому. Ее основным следствием является чрезмерная выраженность потребностей, свойственных тому этапу, на котором имела место фиксация. К примеру, двенадцатилетний ребенок, который сосет палец, фрейдистами будет рассматриваться как застрявший на оральной стадии психосексуального развития. Его энергия либидо проявляется в том виде активности, который свойственен более раннему этапу. Чем хуже у человека получается решать задачи в определенных возрастных периодах, тем в большей степени он оказывается подверженным эмоциональному стрессу в будущем.

Фиксация поведения на оральной стадии происходит по ряду причин: раннее расставание младенца с матерью, перекладывание заботы о малыше на других родственников или нянь, досрочное отнятие от груди. Так и формируется тип характера, который Фрейд называл оральным. Взрослый человек с подобным складом личности характеризуется пассивностью, зависимостью от других (орально-пассивный тип), негативизмом, сарказмом (орально-садистический тип).

Не менее важным понятием является также термин «регрессия», или же возврат человека на более ранний этап психосексуального развития. Регрессия сопровождается ребячливыми замашками, которые характерны для раннего периода. К примеру, уже взрослый человек в стрессовой ситуации регрессирует, что проявляется слезами, кусанием ногтей, навязчивым желанием выпить «чего-нибудь покрепче». Регрессия представляет собой
особый случай
фиксации.

Невыраженная агрессия у младенца

Во время оральной стадии ребенку необходимо присутствие матери, ее любовь и забота. Однако, если у него нет возможности обрести с родительницей удовлетворительный контакт, малыш учится подавлять это ощущение потери до того момента, пока его потребности (в том числе эмоциональные) не будут удовлетворены. Подрастая, ребенок начинает вести себя таким образом, будто бы мать ему и вовсе не нужна. Невыраженная агрессия направляется не на мать, а на него самого. Иными словами, в процессе развития у ребенка внутри создается образ родительницы, которая его не любила и которую, в свою очередь, также невозможно полюбить.

Толчком для этого всегда является заброшенность малыша. Ему не хватает присутствия матери, физического контакта, психоэмоциональной подпитки, а иногда и пищи. Возможно, мать такого малыша была психологически незрелой, не была готова к появлению ребенка и потому не сумела установить с ним контакт. Также она могла иметь трудности во взаимоотношениях с собственной матерью. Наиболее распространенная ситуация, в которой происходит застревание на оральной стадии, – когда малыша отдают в ясли или же оставляют на попечение других родственников. Мать же в это время работает, учится или занимается своими делами.

К чему приводит фиксация: последствия у взрослых

Так как малыш вечно оставался без внимания, в нем развивается такая модель поведения, чтобы постоянно цепляться за других, держаться за человека или какой-либо предмет. Иными словами, он развивает в себе зависимость от людей, вещей, явлений.

Объектом привязанности, как правило, являются основные объекты любви и ненависти – мать, отец, другие близкие домочадцы. Может возникать сильное чувство к домашним животным, что также свидетельствует о серьезном недостатке любви матери в оральной стадии. Проблемы во взрослом состоянии обычно связаны со взаимоотношениями с сексуальными партнерами, собственными детьми. Так как человек психологически застревает в раннем детстве, он не ощущает себя действительно взрослым в присутствии других людей. Это создает зависимость от них.

Также оральный характер отличается жадностью, ненасытностью объектом своей зависимости. Однако, с другой стороны, человек, ищущий для себя постоянную подпитку, оказывается неспособен принять ее. Ведь глубоко в душе он уверен в том, что ему этого не дадут. Детская психологическая травма трагически формирует его жизненный путь, мировосприятие.

Оральный характер проявляется в навязчивой привычке кусать губы, грызть ногти или колпачок карандаша, постоянно жевать жвачку. Помимо этого фиксация на данной стадии имеет и ряд других проявлений, начиная от болтливости и вербальной агрессии и до обжорства, пристрастия к курению. Подобный характер можно назвать и депрессивным, склонным к чрезмерному пессимизму. Такому человеку свойственно ощущение острой нехватки чего-то важного, значительного.

Отношения с другими людьми

Во взаимоотношениях с другими людьми человек будет стремиться к тому, чтобы окружающие его поучали, воспитывали, помогали реализовать собственный потенциал. Иными словами, в нем наличествует сильнейшая тенденция зависимости от других людей – это одна из главных особенностей застревания на оральной стадии. Фаза не была пройдена младенцем успешно, что оставляет отпечаток на бессознательном уровне. Поэтому таким взрослым требуется длительное взаимодействие с психологом, чтобы избавиться от подобного рода фиксации.

Есть и другое проявление данного вида характера – смещение. Такой человек всеми силами будет заботиться о другом или же сам начинает поучать окружающих, непрошенно вторгаясь в их личное пространство, постоянно навязываясь. Это также создает конфликты во взаимоотношениях с людьми.

Взрослый человек с подобной фиксацией постоянно терпит неудачи, так как внутренне, бессознательно считает себя недолюбленным ребенком. Он без конца жалуется на утомляемость, пассивность, склонность к бесконечным депрессиям. Он также имеет преувеличенное ощущение своей независимости. Исчезает оно при первом же стрессе – здесь человек с оральным характером наиболее остро ощущает потребность в поддержке других людей.

Такой человек постоянно проверяет себя на прочность и без труда находит для этого подходящие ситуации. Он пытается доказать себе, что является лучше других, таким образом компенсируя ощущение своей неполноценности и недолюбленности.

От него можно услышать фразы наподобие «мне нужно все или ничего», «если этот человек меня не понимает в этом вопросе, значит, он меня не понимает в принципе», «я ничего не буду вам объяснять, ведь вы все равно ничего не поймете». Иными словами, у него напрочь отсутствует гибкость в общении, толерантность.

Психологические установки фиксированного на оральной фазе взрослого

Рассмотрим главные убеждения человека, которому свойственен оральный характер.

  • «Мне не удастся этого достичь».
  • «Здесь нет ничего, что мне бы подошло».
  • «Ты должен мне это отдать, я заставлю тебя сделать это».
  • «Мне ничего от вас не надо».
  • «Все хотят меня оставить с моими проблемами наедине».
  • «Я ни в ком не нуждаюсь».
  • «Я сделаю это самостоятельно, без чужой помощи».
  • «Меня все осуждают».
  • «Я кажусь людям попрошайкой».
  • «У других имеется то, что нужно мне».
  • «Ты мне не нужен, я не буду тебя ни о чем просить».
  • «Заботься обо мне, приюти меня, обеспечивай мои потребности».

Особенности стадии, определяемые кормлением грудью

Основной процесс, определяющий особенности оральной стадии, – это грудное вскармливание. Оно позволяет ребенку не только получать необходимое питание, но и приносит удовольствие, позволяет познавать окружающий мир.

Оральная фаза является первой в развитии сексуальности человека. На этом этапе младенец все еще ощущает единение со своей матерью. Симбиоз не прекращается с завершением беременности и рождением ребенка, поэтому материнская грудь в некотором роде является для младенца продолжением его самого. В таком состоянии, по мнению Фрейда, сексуальность ребенка ориентирована на него самого. Материнская грудь приносит чувство безопасности, комфорта. Именно поэтому на протяжении всей оральной стадии необходимо кормить ребенка грудью.

Если по каким-либо причинам приходится кормить младенца смесями, следует при этом брать его на руки, чтобы сохранялся физический контакт. Он крайне важен в данный период. Чувство материнского тепла позволяет ребенку на искусственном вскармливании частично скомпенсировать недостатки этого процесса.

В младенчестве дети нередко выражают беспокойство, если их мамы нет рядом. Нередко их сложно оставить одних даже ненадолго – они начинают сопеть, кричать, проситься на руки. Психологи рекомендуют не отказывать своему ребенку. Пока что мать не просто потакает капризам ее ребенка, а позволяет ему ощущать себя уверенно в незнакомом мире. Чрезмерная строгость отрицательно скажется на развитии ребенка в будущем.

Роль гиперопеки

Наряду с излишней строгостью и пренебрежением потребностями ребенка Фрейд выделял еще один вид материнского поведения, приводящий к неприятным последствиям, – гиперопеку. Под данным термином понимается повышенное внимание, стремление во всем угождать младенцу, при этом делая это даже раньше, чем он просигнализирует о своих нуждах. Фрейд считал, что оба типа поведения приводят к формированию у ребенка такого характера, как орально-пассивный, который будет рассмотрен далее.

Приблизительно полгода у ребенка начинают прорезываться зубы. Они являются знаком начала второй фазы оральной стадии – орально-агрессивной, или же орально-садистической. Жевание и покусывание расценивается в качестве агрессивных действий, посредством которых ребенок получает возможность демонстрировать недовольство. Подобные люди во взрослом возрасте стремятся властвовать над окружающими ради достижения своих целей. Таким образом, основные оральные стадии, которых всего две, также оказывают влияние на дальнейшее психосексуальное развитие ребенка. Если потребности малыша удовлетворяются, оно будет происходить гармонично. Если же присутствует конфликт, то возможны отклонения и различные психологические нарушения.

Возникновение “эго” и “сверх-я”

Оральная фаза психосексуального развития характеризуется постепенным развитием у ребенка ощущения «я». Психика младенца изначально представлена бессознательными влечениями и инстинктивными побуждениями, которые должны быть удовлетворены немедленно. В свою очередь, ощущение удовольствия распространяется по всему тела младенца. Поначалу его «эго» оформляется в качестве инстанции, способной отсрочить удовлетворение этих потребностей, а также избрать способ достижения удовольствия и воспользоваться им. Далее будет развита и способность отбрасывать неприемлемые влечения или же способы получения удовольствия – данная функция психоаналитиками соотносится со “сверх-я”.

“Эго” оказывает непосредственное влияние на то, в какой форме инстинкт сможет достичь сознания, воплотиться в активное действие. “Эго” может или разрешить инстинкту воплотиться в действии, или запретить, преобразуя влечение. Так или иначе, развитие инстинкта зависит от особенностей “эго”. Оно представляет собой своеобразную линзу, в которой преломляются раздражители, поступающие из внутреннего мира.

Взаимодействие “эго” и бессознательного

Таким образом, во время оральной стадии «я» развивается, находясь на службе у “оно”. В это время “эго” представлено разнообразными нарциссическими переживаниями, поскольку подавляющее большинство
внутренней энергии
либидо направлено на собственное тело ребенка. Если взрослый человек конкретно представляет свое «я» в процессе самопознания, то у младенца в возрасте до полутора лет “эго” существует в качестве удовольствия. При этом к нему присоединяются совершенно любые приятные аспекты окружающего мира.

На оральной стадии развития происходит развитие сознательного «я» человека как его главного наблюдаемого и испытываемого (феноменологического) свойства. На первый план сознания выходит понятие о границах личности.

Роль матери в развитии младенца

Исследования Спитца показывают, насколько опустошительным может быть недостаток внимания ребенку в течение первого года его существования. Ученый наблюдал за малышами из приюта, у которых всегда удовлетворялось ощущение голода. Однако они были в течение длительного промежутка времени предоставлены сами себе. Эти дети демонстрировали глубокие задержки одновременно в нескольких сферах развития. Часть данного синдрома получила название госпитализма.

Другие исследования, проводимые учеными Проувенсом и Липтоном, описывают замещение раннего генитального онанизма или игры (которые имеются у каждого ребенка при условии удовлетворительных отношений с матерью) другими аутоэротическими действиями в случаях проблем в отношениях. Если же мать отсутствовала совсем (как в детском приюте), эти явления исчезали полностью. Исследования показывают, что материнское кормление грудью имеет решающее значение для нормального развития ребенка.

Еще один взгляд на границы оральной стадии: микропсихоанализ

Если классический психоанализ предполагает, что данная фаза психосексуального развития длится от 0 до 18 месяцев, то в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, согласно которой она начинается еще раньше – в утробе матери.

Фрейд сумел развенчать миф о «золотом детстве», предполагавшем, что ребенку неведомы конфликты и темные влечения. Но в 70-е годы прошлого столетия встал под вопрос еще один миф – о «золотом веке» пренатального периода, когда ребенок и мать находятся в полном психологическом и физическом симбиозе и потребности еще не рожденного малыша удовлетворяются автоматически. Направление, изучающее психосексуальное развитие человека во время внутриутробного развития, получило название микропсихоанализа. Его сторонники показали, что ни о каком пренатальном симбиозе матери и дитя не может идти речи. Участники этой диады состоят в сложных, а нередко и в конфликтных взаимоотношениях. Дитя появляется на свет, уже имея непростой опыт борьбы, конфронтации. С данной точки зрения психологическая травма рождения не является первичной психотравмой. И подавно на эту роль не претендует прекращение кормления грудью.

Беззащитен ли младенец?

Считается, что ребенок появляется на свет совершенно беспомощным. Однако это не совсем так. Ему еще только предстоит обнаружить собственную беспомощность и отыскать средства избавиться от нее в контакте с матерью, что и происходит во время оральной стадии. Беспомощность обнаруживается только в тот момент, когда младенец на какое-то время испытывает потребность в воде, еде, пище. И именно удовлетворение этих нужд для ребенка на данном этапе связано с областью рта.

Необходимость аутоэротического удовольствия для ребенка: взгляд А. Фрейд

То, что младенец во время
грудного вскармливания
испытывает удовольствие, сравнимое с эротическим, доказывается наличием эрекции у младенцев мужского пола. Подобное возбуждение испытывают и девочки. Как было показано дочерью Зигмунда, определенное количество подобной стимуляции совершенно необходимо младенцам для нормального психологического развития. В данном отношении в любом возрасте (не только в оральной стадии) запреты родителей неуместны. В противном случае ребенок вырастает пассивным, зависимым. У него могут наблюдаться не только нарушения в психосексуальном развитии, но и интеллектуальные отклонения.

Физическое и психологическое единство

В оральной стадии ребенок пока не отделяет себя от своей матери в психологическом плане. Единым он считает и собственный организм с ее телом. В случае дефицита тактильного контакта возникают различные нарушения поведения во взрослом возрасте. Данные нарушения касаются прежде всего сексуального поведения и наблюдаются не только у людей, но и у приматов. Это было показано большим количеством исследований, проведенных в 50-70-е годы прошлого столетия.

Особая опасность возникает в ситуации, когда ребенок не просто на оральной стадии оказывается в отрыве от матери, а в такой обстановке, когда приближение взрослого означает гарантию болезненных процедур. У такого человека в бессознательном запечатлевается неосознаваемый страх перед физическим контактом с другими людьми, а также серьезные отклонения
сексуального характера
. Поэтому нахождение ребенка в условиях стационара должно быть организовано только как совместное с матерью.

Оральная и анальная стадии: различия

Следующий этап был назван Фрейдом анальным. Начинается он в возрасте порядка 18 месяцев и длится до трех лет. Оральная и анальная стадии отличаются источником удовольствия у ребенка. Если для младенца это рот, то на следующем этапе ребенок получает удовлетворение от задерживания кишечника и последующего выталкивания фекалий. Постепенно ребенок учится усиливать наслаждение посредством отсрочки опорожнения.

Оральная и анальные стадии развития, согласно Фрейду, во многом определяют поведение уже взрослого человека. На данных стадиях задается вектор его личностного развития. Если застрявший на оральном этапе ребенок может стать зависимой или
агрессивной личностью
, то фиксация на следующей фазе приводит к педантичности, жадности, упрямству. Оральная и анальная стадии развития – это всего лишь два первых этапа в жизни ребенка. За ними следует фаллическая, латентная и генитальная стадии. За это время ребенок должен преодолеть Эдипов комплекс и научиться жить в обществе, внося в него свой трудовой вклад.

Характеристики анальной и оральной стадии также различны. Если на первом этапе основой качественного психологического развития является забота и любовь матери, то на следующей стадии от обоих родителей малышу необходимо принятие и похвала. Интерес к фекалиям у ребенка совершенно естественен. Дети в этом возрасте лишены брезгливости. Фекалии они воспринимают как первую принадлежащую им вещь. Если родители будут хвалить ребенка за успешное пользование горшком, фиксации на данной стадии не произойдет.

Оральная стадия по Фрейду – важнейший этап в развитии личности. Зная особенности данной ступени и других фаз развития, родители и педагоги получают возможность избежать нанесения психологических травм ребенку. Формирование личности в таком случае произойдет с наименьшим ущербом, а значит, ребенок будет расти более счастливым.

Другое направление развития состоит из психосексуальных стадий, перечисленных и описанных в сводке внизу этой страницы.
Здесь основное внимание фокусируется на эрогенных зонах, смещающихся в течение первых нескольких лет развития.

Эрогенная зона – это некая область тела, при стимуляции которой возникает интенсивное чувство удовольствия. На первой стадии, соответствующей большей части младенческого возраста, эта область концентрируется вокруг губ и рта; поэтому, Фрейд назвал ее оральной стадией. После нее идет анальная стадия, когда эрогенная зона смещается в область ануса и в течение которой в большинстве культур происходит приучение ребенка к туалету. Далее следует фаллическая стадия, в процессе которой эрогенная зона смещается в область гениталий, оставаясь в ней в течение всей дальнейшей жизни. Затем, находясь в периоде среднего детства, ребенок переходит на латентную стадию. В это время сексуальные побуждения отходят на второй план и не проявляют себя. Наконец, наступает генитальная стадия, начинающаяся со вступлением в пубертат, когда сексуальные импульсы снова выступают на первый план.

О последних двух стадиях Фрейд говорил очень мало; большую часть своих усилий он посвятил изучению первых трех стадий, вероятно, в силу своего убеждения, что основы личности человека окончательно формируются в течение его раннего детства. Повседневное наблюдение за поведением детей в течение оральной, анальной и фаллической стадий показало его соответствие акцентам, расставленным Фрейдом. Младенцы действительно взаимодействуют с объектами, главным образом, при помощи рта; двухлетки, несомненно, очень заняты реализацией своих выделительных функций; и к вступлению в период раннего детства дети на самом деле имеют хотя бы примитивные зачатки сексуальности, так как они испытывают сексуальное возбуждение.
Фрейд был первым теоретиком, обратившим внимание на такие аспекты поведения детей, хотя интерпретации им выявленных закономерностей не оказались особо удачными.

Кроме того, Фрейд считал, что при прохождении психосексуальных стадий возможно образование фиксаций, влияющих на личность в течение всей дальнейшей жизни. Фиксации – это «задержки» в развитии, побуждающие взрослых людей продолжать искать удовлетворения способами, приемлемыми только для детей. Например, если некоего младенца слишком много или слишком мало кормили, он может вырасти во взрослого, который постоянно жует жвачку, курит, пьет или говорит – сайт. Однако, хотя никто не отрицает глубокого влияния, оказываемого ранними переживаниями на формирование личности, исследования, проведенные за многие годы, прошедшие с момента формулирования Фрейдом своей теории, предоставили очень мало (точнее, практически никаких) данных в поддержку факта существования долгосрочного влияния ранних фиксаций. Тем не менее вы все еще можете услышать, как в повседневной речи используются некоторые термины, приведенные в сводке.

Сводка:
Стадии психосексуального развития по Фрейду

Оральная стадия (от рождения до 1-1,5 лет)

Младенец получает удовольствие и удовлетворение главным образом от стимуляции области рта и губ.

Пример фиксации: Орально-инкорпоративная (втягивающая): такой индивид продолжает получать основное удовольствие от таких действий, как еда, питье и курение.

Анальная стадия (от 1-1,5 до 3 лет)

Ребенок извлекает удовольствие и удовлетворение главным образом при реализации выделительной функции.

Пример фиксаций: Анально-ретентивная (удерживающая): личность такого человека характеризуется такими чертами, как жадность, упрямство, а также «эмоциональный запор» и сложность в выражении чувств. Анально-элиминативная (изгоняющая): человек отличается «эмоциональным поносом», не может держать при себе свои мысли и чувства.

Фаллическая стадия (от 3 до 5-6 лет)

Эрогенная зона перемещается в область гениталий, становясь сексуальной.

Главный вопрос, который необходимо решить: Эдипов комплекс или комплекс Электры.

Латентная стадия (от 5-6 до 12 лет)

Сексуальные импульсы дремлют.

Генитальная стадия (от 12 лет и старше)

Главенство сексуальных побуждений возвращается с вступлением в пубертат и в подростковый возраст.

* * *

Динамика психосексуального развития, предложенная Фрейдом, очень противоречива. Однако она заслуживает пристального внимания, поскольку акцентируется на некоторых из проблем, связанных с обсуждавшимся в предыдущем разделе сайта методом анализа индивидуальных случаев, с его подходом в целом. На основании анализа сообщений отдельных пациентов и событий из собственного детства Фрейд предположил, что все дети переживают то, что он назвал Эдиповым комплексом, по имени легендарного фиванского царя, убившего отца и невольно взявшего в жены свою мать. Фрейд считал, что в ходе фаллической стадии у мальчика появляется сексуальное влечение к своей матери, а затем и боязнь того, что отец кастрирует его за эти желания (страх перед кастрацией). Однако постепенно он идентифицируется с отцом, пытается максимально походить на него, особенно в отношении моральных принципов. В основе этого поведения лежит идея мальчика о том, что отец не станет кастрировать его, если он будет точно таким же, как отец. Таким образом, Суперэго мальчика развивается как следствие Эдипова комплекса.

Девочки тоже переживают Эдипов комплекс (одно время Фрейд хотел называть женский вариант его проявления комплексом Электры, по имени женщины, персонажа
древнегреческой мифологии
, но в дальнейшем решил использовать имя Эдипа применительно к обоим полам). В женском варианте развития, согласно Фрейду, у девочки появляется половое влечение к ее отцу, а также зависть к пенису, которая вызывает желание обладать пенисом ее отца. Постепенно она приходит к символическому разрешению этого конфликта, либо идентифицируясь с матерью, либо через надежды родить ребенка мужского пола – сайт. Однако, по мнению Фрейда, зависть к пенису не обладает даже приблизительно такой мотивирующей силой, как кастрационная тревога, поэтому девочки приобретают через нее гораздо меньше моральных и личных этических принципов. В результате женщины обладают слабым Суперэго, уступающим мужскому.

Известно, что последующие исследования не подтвердили идею о наличии универсальных Эдиповых конфликтов в раннем детстве и, конечно, мысль о меньшей моральной силе женщин.

Все мы родом из детства, но еще до рождения в человеке уже заложены инстинкты, в т.ч. сексуальный. Бессознательная часть психики (по Фрейду – Оно) является наследственным фактором, а влияние внешнего мира, окружения, общества способствуют возникновению сознания и Сверх-Я.

Согласно теории Фрейда развитие
личности идет
поэтапно, выделяется пять стадий психосексуального развития –
оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Особенности прохождения этих стадий ребенком и обусловливают судьбу, характер, а также разновидность нарушений психики, проблемы и трудности в жизни взрослого человека.

Каждый из этих этапов развития характеризуется определенным способом проявления энергии либидо через эрогенные зоны, характерные для данного возраста.
Либи́до – (похоть, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, введенных Фрейдом, обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Понятие включает не только само стремление к сексу, а всю энергию влечения к тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т.д.
Если либидо удовлетворяется не полностью или неадекватным образом, человек рискует остановиться на достигнутой стадии, не развиваться дальше и у него фиксируются определенные черты личности.

Оральная стадия

Оральная стадия начинается сразу с момента рождения и продолжается примерно до полутора лет. На этой стадии (
период кормления грудью) рот младенца становится эрогенной зоной – зоной удовольствия, и х
арактеризуется сосредоточением большей части энергии либидо в области рта. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять. А материнская грудь удовлетворяет не только потребность в пище, но и становится первым сексуальным объектом. Во время кормления ребёнка покачивают, поют ему песни или что-то говорят. Это уменьшает напряжение и ассоциируется ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие – недоверие, зависимость – независимость, чувство надежности, опоры или отсутствия надежности и опоры, т.е опасности мира. Формируются навыки любви.

Все дети испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, бутылочки с соской, пустышки, ибо это лишает их удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию и произошла его фиксация на первой фазе оральной стадии (примерно до 6 месяцев), то может сформироваться орально-пассивный тип личности, что проявляется в
беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения, поддержки от окружающих.

Во второй половине первого года жизни в ребенка появляются зубы, начинается вторая фаза оральной стадии

орально-агрессивная

,
когда укусы становится средством выражения недовольства или даже наказанием за не предоставление удовольствия по первому требованию. Если фиксация происходит в этот период, то во взрослой жизни человек склонен спорить по любым поводам, пессимизму, критике, цинизму, эксплуатации, доминированию с целью удовлетворения собственных нужд и даже к садизму.

Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением: обжорством, курением, употреблением алкоголя, обгрызанием ногтей, жеванием
жевательной резинки, словесной агрессивностью, поцелуями, преобладанием орального способа получения сексуального удовлетворения и т.п. Уже на данной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия

Эта стадия начинается примерно в полуторагодичном возрасте и продолжается примерно до трех с половиной лет.
На этой стадии ребенок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом и перемещает внимание сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации, а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием

.
В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий и мочи.

Родители приучают ребенка к туалету по-разному, и способ приучения влияет на его позднее личностное развитие.
В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста – удерживание (
анально-удерживающий тип личности
) или выталкивания (
анально-выталкивающий тип личности).
В первом случае протест выражается в удержании, замедлении процесса, чтобы заставить родителей ждать, осчастливить или наказать их таким образом, могут быть запоры. Во взрослой жизни человек характеризуется упрямством (как в хорошем, так и в плохом смысле), скупостью, накопительством, собирательством всего, что «может пригодиться», пунктуальностью, методичностью, неспособность переносить беспорядок и неопределенность. Во втором случаи протест выражается в выталкивании – родителей можно осчастливить чистым полом (постелью, штанами и т.п.) или наоборот – наказать грязным, могут быть расстройства ЖКТ. Во взрослой жизни – склонность разрушению, беспокойству по любым поводам и без таковых, импульсивность, жестокость, садомазохизм.

Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, у них развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Фаллическая стадия

Начинается после окончания анальной стадии и продолжается примерно до шестилетнего возраста ребенка. В этот период проявляется активный интерес к своему телу, его строению, к функциям отдельных органов, особенно половых.
Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения.
Появляется интерес к родителю противоположного пола, происходит идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Главный символ этого периода – мужской половой орган, фаллос, основная задача – половая самоидентификация. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.
Более подробно так называемый Эдипов период описан в заметках «Психология: Эдипов комплекс» (в отношении мальчиков) и «Психология: Электры» (в отношении девочек) на моем сайте.

Неразрешенные проблемы Эдипова периода расцениваются психологами и психотерапевтами, как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, похожего на родителя противоположного пола. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, проявление социальных моделей поведения, свойственных своему полу.

Латентная стадия

Буря утихла… Период примерно с шести до примерно двенадцати лет (у девочек чуть раньше)
характеризуется снижением полового интереса, и ребенок активно направляет свою энергию на несексуальные цели: обучение, овладение определенными навыками (проявляется интерес к определенному делу или области знаний), освоение общечеловеческого опыта и культуры, форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения. В этот период, как считают многие психологи, в дружбе мальчиков с мальчиками, а девочек с девочками проявляется гомосексуальная тенденция.
У
довольствие получают от успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Фиксация на этой стадии выражается склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, когда успехи в работе, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, отношения с людьми, семья, дети, друзья (человеческие ценности) смещаются на второй план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.

Генитальная стадия

С двенадцати лет (у девочек чуть раньше) и до конца жизни – заключительный этап психосексуального развития человека. Происходит биологическое созревание в пубертатный период,
все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению
, происходит прилив сексуальных сил. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.
Таким образом, развитие завершается наступлением психологической зрелости

,
характеризующейся способностью к безусловной любви к другому человеку, зрелой сексуальностью, отношением к детям, именно как к детям, стремлением реализовать свои способности на благо человечества.

Но этой стадии достигают далеко не все: многие люди по различным причинам останавливаются на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни. Человек взрослеет только телом, его психика остается детской, ему очень трудно своей детской психикой встречаться с реалиями взрослой жизни. И даже достигшие зрелости люди иногда регрессируют к более
ранним стадиям
развития под давлением жизненных трудностей. Но они способны вернуться к зрелому состоянию в отличие от тех, кто пятой стадии никогда не достигал. Согласно теории Фрейда, с чем соглашаются современные психологи и психотерапевты, нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры. Описано два часто встречающихся типа нарушений в формировании характера на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм.
Психические гомосексуалисты не проявляют гомосексуальность, как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола. Часто это отражается в выборе профессии: выбирается такой род деятельности, где присутствие лиц противоположного пола минимально или полностью исключено (пример моряки, полярники и т.п), или осуществляется бегство от противоположного пола (пример заключенные, монахи и т.п). Второй тип нарушения – нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя, внимание концентрируется только на себе, своих действиях и переживаниях. Главным становятся самоудовлетворение и самодовольство.

Переход на следующую стадию развития происходит в результате разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения на предыдущей стадии. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Само развитие есть процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Поиск удовольствия – внутреннее стремление, а удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве в основном от матери. Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания получать удовольствия господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе в удовлетворении принадлежит родителям или другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой может обусловить асоциальное пове
дение. Только когда ребенок способен действовать исходя из реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход к взрослому состоянию. В этом помогают
защитные механизмы психики: часть инстинктивных желаний, не одобряемых в обществе, вытесняется из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Целоваться во сне: к чему такое снится?
    ;
  • К чему снится Варить Суп?
    ;
  • Сонник видеть себя в новом красивом платье
    ;
  • Астральные путешествия во сне и наяву
    ;
  • Снится качаться на качелях высоко
    ;
  • К чему снится переодеваться по соннику К чему снится переодевание одежды
    ;
  • Став “кнут” Рунный став огненный кнут com
    ;
  • Руны халявы и исполнения желания Рун ставы халява
    ;

Частые вопросы

Какие стадии психосексуального развития выделял З Фрейд?

На начальном этапе развития психоанализа Фрейд рассматривал прегенительную организацию сексуальности, выделив оральную и анальную фазы развития.

Сколько стадий развития по Фрейду?

Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности. Оральная (0 — 18 мес.)

Сколько периодов в теории психосексуального развития по Фрейду?

Согласно представленной Фрейдом концепции психосексуальное развитие личности проходит последовательно определенные стадии: Оральную (0-1,5 года) Анальную (1,5 года- 3 года) Фаллическую (3 года- 6 лет)

Сколько этапов психосексуального развития?

и соавторы [2] выделяли следующие этапы психосексуального развития человека: перинатальный период, парапубертатный период, препубертантный период, пубертатный период, переходный период, период зрелой сексуальности, инволюционный период.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении стадий развития по Фрейду, обратите внимание на влияние детских переживаний на формирование личности взрослого человека. Попробуйте проанализировать свои собственные воспоминания и переживания из детства, чтобы понять, как они могли повлиять на ваше развитие.

СОВЕТ №2

Изучите каждую психосексуальную стадию развития по Фрейду отдельно, чтобы понять, какие конкретные конфликты и задачи стоят перед человеком на каждом этапе развития. Это поможет вам лучше понять себя и окружающих.

СОВЕТ №3

Обсудите прочитанное с психологом или другими специалистами, чтобы получить дополнительные точки зрения и глубже понять тему развития личности по Фрейду.

Оцените статью
Добавить комментарий