Виды
придаточных предложений
:
Определительные
относятся к существительному, всегда находятся после главного или внутри главного предложения
Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда…
Егорушка в надежде, что туча уходит мимо, выглянул из рогожи.
Изъяснительные
относятся в главном предложении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (радоваться, жаль, ради др)
Вопросы косвенных падежей
Союзы и союзные слова: что, как будто, чтобы, ли
Мы знали, что Петька принес всего двух карасей, но молчали
Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.
Где? Куда? Откуда?
Союзные слова: где, куда, откуда
Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые.
2. Времени
Когда? С какого времени? До какого времени?
Когда, с тех пор, едва, как только
Только иногда, когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал.
3.Условия
При каком условии?
Если, если…то
Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше.
4. Причины
Почему? По какой причине?
Потому что, оттого что, так как, ибо
Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
С какой целью? Для чего?
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
6. Следствия
Вследствие чего что
произошло?
Снег становился белее, так что
ломило глаза.
7. Образа действия
Как? Каким образом?
как, будто, точно, словно
Старик говорил так, как будто было очень холодно.
8. Меры и степени
В какой мере? В какой степени? До какой степени?
что, как, сколько
Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
9. Сравнения
Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?
как, чем, словно, будто…
Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы.
10. Уступки
Несмотря на
хотя, несмотря
на, пусть, пускай, даром что
Этот дом назывался
постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было.
Особенности лексики начного стиля речи
Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия
научной сферы
общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы – термины. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.
В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 %
общей лексики
научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:
« К тому времени физики уже знали, что эманация – это радиоактивный
химический элемент
нулевой группы
периодической системы
, то есть –
инертный газ
; порядковый номер его – 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа – 222. »
Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже – в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется
числовым значением
). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении
большого количества
лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «
солнечное сплетение
», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочиненное предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.
103.
Основные разделы русского языка
1. Фонетика и орфоэпия. Фонетика – раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики – звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии – науке о правильном произношении.
2. Грамматика изучает строй языка.
3. Семантика. Лексикология. Значения слов и словосочетаний изучает семантика (семасиология) .
Лексикология изучает взаимоотношения различных слов внутри языка.
4. Стилистика – учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.
5. Сравнительно-историческое языкознание. Семьи языков, сравнительно-исторический метод.
6. Историческая лингвистика. История языка, диалектология.
7. Графика. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками.
8. Культура речи. Культура речи – раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.
9. Орфография – раздел науки, изучающий правила правописания.
10. Фразеология изучает
устойчивые выражения
типа “бить баклуши”, используемые в данном языке.
11. Этимология. Происхождение различных слов и выражений.
План:
- Введение
-
1
Концепции сущности сложного предложения - 2
Виды сложных предложений-
2.1
Сложносочинённое предложение - 2.2
Сложноподчинённое предложение - 2.3
Бессоюзное сложное предложение - 2.4
Сложное предложение с
разными видами
связи
-
2.1
Примечания
Литература
Мнение эксперта:
Сложноподчиненные предложения представляют собой важный элемент русского языка, который позволяет передавать разнообразные отношения между частями предложения. Эксперты отмечают, что типы сложноподчиненных предложений, такие как придаточные, определительные, обстоятельственные и дополнительные, обогащают речь, делая её более выразительной и информативной. При этом важно уметь грамотно строить сложноподчиненные предложения, чтобы избежать недопонимания и смысловых искажений. Эксперты рекомендуют обращать особое внимание на правильное сочетание союзов, порядок слов и пунктуацию при использовании сложноподчиненных предложений в тексте.
Введение
Сложное предложение– предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.
Интересные факты
- В сложноподчиненных предложениях придаточная часть может находиться перед главной, после нее или внутри нее. Например:
- Когда я пришел домой, родители уже спали.
- Родители уже спали, когда я пришел домой.
- Я пришел домой, когда родители уже спали.
- Сложноподчиненные предложения могут быть союзными и бессоюзными. В союзных предложениях связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных – с помощью интонации и порядка слов. Например:
- Я пришел домой, потому что родители уже спали. (союзное предложение)
- Я пришел домой: родители уже спали. (бессоюзное предложение)
- Сложноподчиненные предложения могут быть однородными и неоднородными. В однородных предложениях придаточные части относятся к одному и тому же слову в главной части, а в неоднородных – к разным словам. Например:
- Я пришел домой, потому что родители уже спали и потому что я устал. (однородное предложение)
- Я пришел домой, потому что родители уже спали, а я устал. (неоднородное предложение)
1. Концепции сущности сложного предложения
В лингвистике были выдвинуты две основные концепции сущности сложного предложения.
Согласно первой из них (восходящей к трудам А. М. Пешковского и А. А. Шахматова) сложное предложение понимается как соединение, сочетание, сцепление предложений, каждое из которых сохраняет свою смысловую и структурную самостоятельность. Считая, что простое предложение, входящее в состав сложного, не утрачивает своих
существенных признаков
, сторонники данной точки зрения приходят, в частности, к отрицанию существования сложносочинённого предложения как синтаксической единицы.
Согласно второй концепции сущности сложного предложения (обоснованной в трудах В. А. Богородицкого, H. С. Поспелова, В. В. Виноградова) его компоненты, составляя единую синтаксическую единицу, теряют свою самостоятельность. Эта точка зрения получила наибольшее распространение. Однако перед её сторонниками встаёт вопрос о том, в чём состоит отличие сложного предложения от простого. По этому вопросу между лингвистами наметились определённые разногласия.
Ряд авторов полагает, что сложное предложение представляет собой объединение предикативных единиц на основе синтаксической связи, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве единого коммуникативного целого. Компоненты сложного предложения при этом обладают формальной и смысловой организацией, свойственной простым предложениям, но лишены коммуникативной самостоятельности. Иную позицию занимает по данному вопросу другие авторы, считая, что для того, чтобы создать сложное предложение, его компоненты не просто должны быть лишены коммуникативной самостоятельности, но должны отличаться от соответствующих простых независимых предложений по структуре и по функции.
Третьи полагают, что простые предложения становятся компонентами сложного предложения, претерпевая определённые изменения под влиянием синтаксической связи, однако компоненты сложного предложения характеризуются различной степенью подобия простым предложениям. Одни могут отличаться и по структуре, и по функциям, других может отличать только отсутствие коммуникативной самостоятельности.
Опыт других людей
Сложноподчиненные предложения вызывают разные реакции у людей. Одни считают их сложными и запутанными, другие находят в них глубину и красоту. Некоторые люди считают, что сложноподчиненные предложения усложняют текст и делают его менее доступным для понимания, в то время как другие утверждают, что они обогащают язык и делают высказывание более точным и выразительным. Как бы то ни было, понимание различных типов сложноподчиненных предложений поможет улучшить навыки письма и устной речи.
2. Виды сложных предложений
Сложные предложения бывают
четырёх видов
, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.
2.1. Сложносочинённое предложение
Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами.
2.2. Сложноподчинённое предложение
Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.
2.3. Бессоюзное сложное предложение
В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая.
2.4. Сложное предложение с разными видами связи
Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа).
В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания:
- сочинительной и подчинительной связи,
- сочинительной и бессоюзной,
- подчинительной и бессоюзной,
- сочинительной, подчинительной и бессоюзной
В таких усложнённых предложениях смешанного типа иногда выделяют кроме частей сложные блоки, объединяющие несколько более тесно связанных между собой частей. Граница между такими блоками проходит в месте сочинительной или бессоюзной связи. Например:
В сущности, довольно часто 1/, когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется 2/, что 3/ и как нам следует думать по тому или иному поводу 4/ или что, к примеру, думает сам Толстой о войне, мире и сельском хозяйстве 5/, чары его слабеют 1/, и начинает казаться 6/, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни, вдруг отняты у нас 7/, дверь заперта и не откроется до тех пор 8/, пока величавый автор не завершит утомительного периода и не изложит нам свою точку зрения на брак, на Наполеона, на
сельское хозяйство
или не растолкует своих этических и религиозных воззрений 9/ (В. Набоков).
Здесь сложное предложение с союзной и бессоюзной связью состоит из двух блоков, соединенных сочинительным союзом «и».
Первый блок состоит из 5 частей и представляет собой по форме СПП с последовательным и однородным подчинением.
Второй блок состоит из 4 частей и представляет собой СПП с однородным и последовательным подчинением.
Примечания
- См. Джепко Л. П. (1993).
- Бархударов Л. С., Колшанский Г. В. (1958), Ванников Ю. В., Котляр Т. Р. (1960), Иофик Л. Л. (1958).
- Золотова Г. А. (1973), Ильенко С. Г. (1964), Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. (1977).
- Васильева Н. М. (1967), Максимов Л. Ю. (1971).
- Грамматика современного русского литературного языка (1970); Гулыга Е. В. (1971), Иванова И. П., Бурлакова В. В., Почепцов Г. Г. (1981), Колосова Т. А. (1972), Русская грамматика (1981).
Министерство образования
Российской Федерации
Городская научно – практическая конференция
Научно – практическое исследование
на тему: “Сложноподчинённые предложения”
Выполнил:
ученик МОУ СОШ №73
Кокора М. Н.
Руководитель:
Иванова А. С.
Краснодар 2011
Введение
3. Сложноподчинённые предложения, их виды
4. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
6. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными
7.
Типичные ошибки
в построении сложноподчинённых предложений
Введение
Цель работы: изучить виды сложноподчинённых предложений.
Методы: наблюдение, анализ, синтез, работа с
научной литературой
.
Русский язык-это национальный язык русского народа, включающий в себя всю совокупность
языковых средств
, которые используют в своем общении русские люди. Вместе с украинским и белорусским он входит в группу восточнославянских языков.
Высшей формой русского языка является язык литературный, обладающий целой системой норм, в становлении и укреплении которых, их обработке и шлифовке выдающуюся роль сыграли русские писатели, учёные, публицисты,
общественные деятели
.
Нормы литературного языка охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Например, в русском
литературном языке
не принято говорить “обле
гчить”, “средства
“, “инстру
мент” (надо: облегчи
ть, сре
дства, инструмент).
Синтаксис сложных предложений тоже подчинен определенным
литературным нормам
языка. Каждый культурный человек должен хорошо владеть ими, уметь грамотно строить свою речь.
Правописание и построение сложных предложений всегда вызывало у меня трудности. Я узнал, что эта тема сложна не только для меня.
Среди моих одноклассников я провёл опрос по теме “Сложноподчинённое предложение”. На вопрос, что такое предложение правильно ответили лишь 17,6% опрошенных. Не точную формулировку определения предложения дали 41,2%, не ответили на вопрос – 41,2%. Чёткое определение сложного предложения дали 29,4%. имеют какое-то понятие об этой теме 29,4%, а совсем не ответили на вопрос 41,2%. Все особенности сложноподчинённых предложений не смог выделить ни один ученик, совсем не ответили на этот вопрос 35,3%. Виды сложноподчинённых предложений правильно указали 35,3%, не все виды выделили 23,5%, подвиды указали 23,5% ответивших на этот вопрос, из которых ни один ученик не обнаружил все случаи, не справились с этим заданием 41,2% опрошенных.
Таким образом, мы видим, что тема “Сложноподчинённое предложение” вызывает затруднение не только у меня. А ведь известно, что очень важно уметь правильно строить сложные предложения и грамотно расставлять в них знаки препинания.
Именно для того, чтобы допускать меньше ошибок в родном языке и разобраться в тонкостях построения сложных предложений, я решил работать над данной темой.
1. Понятие сложных предложений, их виды
Сложным называется предложение, имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.
По способу соединения простых предложений в сложные различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения (см. приложение, табл.1).
Различие между последними двумя типами сложных предложений основано в первую очередь на различной синтаксической функции сочинительных и подчинительных союзов. Кроме того, при сочинении предложения могут сохранять свою смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, тогда как при подчинении предложений одно из них в смысловом и синтаксическом отношении обычно подчинено другому. Сравните:
Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна(Чехов);
Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое произвела на него сестра(Фадеев). Первое предложение сложносочинённое; каждая из его частей носит характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость; возможна перестановка обеих частей без нарушения смысла и структуры сложного целого. Второе предложения сложноподчинённое; вторая часть в нём носит характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении не равноправна с первой частью сложного целого.
Часто в одном предложении встречается несколько типов связи, что вызывает у учеников повышенное затруднение при постановке знаков препинания. Следующая глава моего реферата именно о таких предложениях.
2. Сложные синтаксические конструкции, способы их образования
Способы образования сложных синтаксических конструкций.
Сложными синтаксическими конструкцияминазываются сложные предложения с
различными видами
союзной и бессоюзной связи. Сюда относятся:
)
сочинение и подчинение;
)
сочинение и бессоюзная связь;
)
подчинение и бессоюзная связь;
)
сочинение, подчинение и бессоюзная связь одновременно.
Примеры таких предложений смешанного типа с подчинительной связью:
1. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку (Пушкин).
3. Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие (Пантелеев).
4. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом всё уже было залито водой, и для того чтобы попасть в деревню, надо было идти по узкой полосе в несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.
синтаксический препинание сложноподчинённый предложение
Сложноподчинённые предложения, их виды
Сложноподчиненным называется предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или относительными словами.
Подчинительная связь между частями сложноподчинённого предложения выражается в синтаксической зависимости одной части слова от другой.
Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, которой подчинено придаточное, называется главным предложением.
Подчинительная связь выражается в определённых формальных показателях – подчинительных союзах и относительных (союзных) словах.
Союзы служат только средством синтаксической связи между частями сложноподчинённого предложения, относительные (союзные) слова наряду с этим выполняют функцию одного из членов предложения. Сравните:
Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой(Короленко);
Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом(Чехов).
В первом предложении
чтовыполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Во втором предложении
чтоявляется относительным (союзным) словом, так как оно не теряет своей семантической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточном предложении.
Существуют следующие виды придаточных предложений:
)определительное; 2)изъяснительное; 3)времени; 4)места; 5)образа действия; 6)причины; 7)цели; 8)сравнительное; 9)условное; 10)уступительное; 11)следствия (см. приложение табл.2).
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного.
Иногда, при интонационном подчёркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом
ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире:
Кто весел -тот смеётся(Лебедев – Кумач);
Как рассказывал учитель – долго слушал у окна я(Плещеев);
Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут – кто знает(М. Горький);
Пахарь ли песню вдали запоёт – долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся – сосна да осина(Некрасов) (в последнем примере во второй части – неполное предложение).
В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие; это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова):
а именно: Хаджи – Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских…(Л. Толстой).
Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (
потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор каки т. п.), то запятая ставится один раз:
) перед союзом, если придаточное предложение следует за главным:
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все(Лермонтов);
) после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному:
По мере того как я рассказывал, он приходил в себя(М. Горький).
Примечание. В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдёт в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза:
Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости(Л. Толстой);
Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся(Аксаков).
Сложные союзы
тогда как, словно как, даже если, лишь когдане разбиваются.
Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание
нелибо повторяющийся дальше сочинительный союз
и, или, либои т. п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой:
Важно не что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой(между придаточным предложением запятая в подобных случаях ставится).
Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения
во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочии т. п.
Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется:
Он обиделся, но не сказал почему.
Также необходимо учитывать постановку знаков препинания в простом предложении в составе сложного (однородные члены предложения, вводные конструкции, обращения, причастные и деепричастные обороты и т. п.).
Но существуют такие виды сложноподчинённых предложений, для которых эти правила применить нельзя, и о таких предложения следующая глава реферата.
5. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
В таких предложениях возможны два типа отношений между объединёнными предложениями.
Все придаточные предложения относятся непосредственно к главному предложению.
В зависимости от значения придаточных предложений и их отношения к главному они могут быть однородными подчинёнными предложениями и неоднородными.
Однородными называются одноимённые придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной связью и потому называются придаточными соподчинёнными.
В предложении
Она, Аночка, пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика(Федин) два придаточных изъяснительных, соединённых между собой сочинительным союзом
и,относятся к одному члену главного предложения
довольная.
Неоднородными называются придаточные предложения разноимённые, т. е. относящиеся к
разным типам
по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения. Такое подчинение называется параллельным.
В предложении
В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и йогурт(Федин) два придаточных определительных, но они не однородны, так как относятся к разным членам главного предложения.
Придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному, второе – к первому придаточному, третье – ко второму придаточному и т. д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточное – соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т. д.
В предложении
Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь(Панова) придаточное изъяснительное, относясь к главному, имеет при себе придаточное определительное.
6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, если они не соединены союзами:
Мне всё ещё не верилось, что это был наш родной степной певун, что слышалось пенье жаворонка;если придаточные части сложноподчинённого предложения сильно распространены, особенно когда внутри них уже имеются запятые, вместо запятой ставится точка с запятой:
Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк; чтобы двухутренний цветок увял ещё полураскрытый(Пушкин).
Если придаточные части сложноподчинённого предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится:
Получили известие, что Волга стала и что через неё потянулись обозы(Аксаков).
Примечание. Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании:
Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой(Короленко).
При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или относительного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза –
то, так, но;в противном случае запятая не ставится. Например:
Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики(Фадеев) – придаточное условное с союзом
еслиможно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится;
Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уж впоследствии времени мне будет трудно освободится от его опеки(Пушкин) – придаточное условное с союзом
еслинельзя опустить или переставить, так как рядом окажется
что…то,поэтому запятая между двумя союзами не ставится.
Запятая и тире ставятся в следующих случаях:
)перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных, если подчёркивается распадение единого целого на две части:
Делал ли что-нибудь для этого Шпольц, что делал и как делал, – мы того не знаем(Добролюбов);
)перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения:
Я знала очень хорошо, что это был муж: мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а
хороший человек
, – муж мой, которого я знала, как самое себя(Л. Толстой);
)в периоде (значительном по объёму сложном предложении, которое делится паузой на две части- повышение и понижение) между его частями:
О, если правда, что в ночи, когда покоятся живые и с неба лунные лучи скользят на камни гробовые, о, если правда, что тогда пустеют тихие могилы, – я тень зову, я жду Лейлы: ко мне, друг мой, сюда, сюда!(Пушкин).
Типичные ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Не только ученики, но и абитуриенты при сдаче экзаменов часто делают ошибки в построении сложноподчинённых предложений. Основные такие ошибки указаны в этой таблице.
не правильноправильнопричина1.Который человек бережёт свою честь, он не сделает подлости.Человек, который бережёт свою честь, не сделает подлости.Определительное придаточное должно следовать за определяемым словом.2.К числу достижений преподавательского коллектива гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа,
внеклассные мероприятия
хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся. во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок словБез должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчинённых придаточных предложениях.3.Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественная сторона произведения.Смешение конструкции, главное предложение “перебивается” находящимся внутри его придаточным.4.Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован.1)…в одном из цехов завода, недавно реконструированном; 2)…в одном из цехов завода, недавно реконструированного.Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания.5.1.Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы.Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы.
Неправильное употребление союзов и союзных слов.Союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которое не подходит для данного контекста.5.2.Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.Постановка рядом однозначных союзов.5.3.Докладчик привёл новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы.союз что лишний Союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимают за часть главного предложения.5.4.Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.Если предложения западных держав были приняты, ничего не изменилось бы, разве что бала бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.Повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено в форме условно-сослагательного наклонения.5.5.Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного. Врачи считают: болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного. Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений. 5.6.В современной Венгрии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной.…в такой же мере отличается …в какой вся экономика страны…(не существует парного союза настолько – как)Неудачное построение с парным сопоставительным союзом.6.Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же он мог не заметить того нового, что имеется в книге.
Смешение прямой и косвенной речи.Придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов). 7.Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Неправильное совмещение придаточного предложения и причастного оборота.
Список используемой литературы
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б.Русский язык на отлично. Правила и упражнения. М.: Махаон, 2005.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах
средней школы
. М.: Просвещение, 1988.
Фёдорова М. В.Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. СПб.: “Валерии СПД”, 1998.
Василенко М. В., Денисова М. А., Лагутина Е. В.Русский язык в таблицах. 5-9 классы. М.: “Издат-школа 2000”.
Воителева Т. М., Войлова К. А., Герасименко Н. А. и др.Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.
Греков В. Ф.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2001.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А.Современный русский язык:
Учебные пособия
для вузов. М.: Рольф; Айрис-пресс, 2000.
Розенталь Д. Э.Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Рольф, 1996.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
Теги:
Сложноподчинённые предложения
РефератАнглийский
По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих
сложных предложениях
соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами*.
Виды придаточных предложений
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) | Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. | Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали. |
2. Изъяснительные | Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. | Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. |
3. Обстоятельственные: | ||
образа действия, меры и степени | Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. | Мы так устали, что не могли идти дальше. |
времени | Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. | Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома. |
места | Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. | На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа. |
цели | Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. | Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку. |
причины | Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. | Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно. |
условия | Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли… ли. | Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести. |
уступки | Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. | Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет. |
сравнения | Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. | Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки. |
следствия | Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. | Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим. |
Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употребленной в значении союза. Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними. ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос. Союзы и союзные слова могут вносить в СПП дополнительные оттенки значения. Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.
Предикативные части которого связаны подчинительной связью. Сложноподчиненное предложение состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главной и придаточной.
Главная часть – основная и независимая, она определяет синтаксическую позицию придаточного предложения и функциональный тип всей сложной конструкции в целом. Придаточная часть подчинена главной части и отражает отношение зависимости одной ситуации от другой (отношения условия, причины, следствия и цели и др.)
Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье(И. Крылов).
Придаточная часть в сложноподчиненном предложении может:
- распространять одно слово в главном предложении:
Не знаю, как смогу тебя забыть; - относиться ко всему главному предложению:
Когда я вижу освещенный снег, я имя ваше вспоминаю сразу(Е. Рейн).
В связи с этим все сложноподчиненные предложения делятся на предложения нерасчлененной структуры (
присловные) и предложения расчлененной структуры (
присоставные). Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительного союза, союзного слова (относительного местоимения или местоименного наречия), а также с помощью – интонации .
Главная часть, как правило, служит средством обозначения основной ситуации, а придаточная часть описывает ситуацию, в том или ином отношении ее мотивирующую:
Когда хлеб, тогда и мера,
когда деньги, тогда и вера (Пословица).
Когда мы пересекали Восточную Пруссию,
видел я колонны возвращающихся пленных(Солженицын)
– устанавливается временная обусловленность ситуаций.
В сложноподчиненных предложениях с изъяснительно-объектными придаточными главная часть, помимо обозначения ситуации, также может оценочно интерпретировать сообщение в придаточной части:
Хорошо, что затяжной дождь закончился.
Основные виды сложноподчиненных предложений по значению
В языкознании существует несколько классификаций придаточных предложений, которые немного отличаются друг от друга. Согласно традиционной классификации придаточные предложения бывают трех видов: определительные, изъяснительные и обстоятельственные. Их названия соотносимы с второстепенными членами предложения, и различаются виды придаточных предложений по значению и тем вопросам, на которые они отвечают.
Придаточная часть сложноподчинённого предложения может раскрывать дополнительную информацию о предмете, явлении, лице, указывать на условия, цели или причины тех событий, о которых говорится в главной части предложении. В связи с этим выделяются три вида придаточных предложений:
изъяснительные,
определительныеи
обстоятельственные(места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).
Рыбы производили на поверхности воды легкий шум, который походил на звук поцелуя(И.С. Тургенев).
Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельства, например: КАК?, КОГДА?, ГДЕ?, ЗАЧЕМ? и другие, например:
Уже совсем завечерело, когда мы возвратились домой(И.С. Тургенев).
Средства связи главного и придаточного предложений:
- Подчинительные союзы.
- Союзные слова, которые выражены относительными местоимениями или местоименными наречиями и могут сочетаться с опорными словами: О
н писал о нападении японцев на Анучино, где были сосредоточены главные партизанские силы (Фадеев). - Интонация.
-
Корреляты– (указательные местоимения, употребляющиеся в главной части, и свидетельствующие о ее незавершенности:
Ко мне подошел тот самый человек, с которым меня вчера познакомили в театре. - Опорные слова – слова в главном предложении, которые распространяет придаточная часть предложения:
Уверенность
, что он меня не подведет, придавала мне сил. - Порядок предикативных частей (фиксированный или нефиксированный:
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.(Пушкин) и
Как он мог так невозмутимо лгать, не понимаю. -
Парадигма– соотношение видовременных форм и модальных планов сказуемых:
Когда мы подъехали к дому, зажгли фонари (отношение следования) и
Когда мы гуляли в саду, светила луна (отношения одновременности).
Возможно, будет полезно почитать:
- Отливка воском: обозначения фигур и их расшифровка
; - Став “кнут” Рунный став огненный кнут com
; - Руны халявы и исполнения желания Рун ставы халява
; - Проверенные руны для исполнения желаний Руны халява которые работают у женщин
; - Рунические формулы на восстановление любовных отношений
; - Что такое крадник и как воспользоваться таким колдовством себе на благо Как забрать красоту и грацию
; - Формулы рун для подключение к денежному эгрегору — Чистка финансового канала Правила проведения обряда
; - Соте из баклажанов на зиму
;
Частые вопросы
Какие бывают типы сложноподчиненных предложений?
временные: когда, пока, едва, лишь,причинные: так как, потому что, ибо (устар.),условные: если, кабы (устар.), коли (устар.),целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.),уступительные: хотя, несмотря на то что,следствия: так что,сравнительные: как, словно, будто, точно, чем,Ещё
Как определить вид сложноподчиненных предложений?
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.
Сколько видов Сложноподчинённых предложений?
По характеру соотнесенности придаточного предложения с главным сложноподчинённые предложения делятся на следующие группы: СПП с придаточным определительным, СПП с придаточным изъяснительным, СПП с придаточным обстоятельственным.
Какие есть виды сложносочиненных предложений?
В сложносочиненных предложениях все части равноправны, к одной от другой нельзя задать вопрос. Какие же есть типы сложносочинённых предложений? Союзные, Бессоюзные.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении типов сложноподчиненных предложений обращайте внимание на различные виды связи между главным и придаточным предложениями, такие как причинно-следственная, временная, уступительная и т. д.
СОВЕТ №2
Изучайте примеры сложноподчиненных предложений из художественной и научной литературы, чтобы лучше понять и запомнить различные типы и структуры таких предложений.