Успенский пост питание по дням для мирян. Успенский пост: история и традиции праздника




Хотя Успенский пост не так известен и почитаем, как Великий, среди людей, которые не строго следуют канонам
православной церкви
, но достаточно уважительно относятся к религии, он также является строгим. Это подразумевает, что во время поста запрещается есть продукты животного происхождения, то есть мясо, молоко и яйца. А вот рыбу и морепродукты разрешается употреблять в пищу, но всего лишь раз за весь двухнедельный период, пока идет пост – на праздник Преображения Господня, 19 августа.

Успенский пост – это самый короткий многодневный пост у православных христиан, он длится всего две недели. Начинается он на Медовый (Маковый) Спас, который каждый год отмечается 14 августа по новому стилю. Также за время поста православный народ отметит еще один Спас – Яблочный (19 августа), а Хлебный Спас будет праздноваться сразу после окончания поста (29 августа). Именно поэтому Успенски пост в народе называют Спасовкой. Заканчивается Успенский пост на Успение
Пресвятой Богородицы
, 27 августа по новому стилю.

Как и любой
православный пост
, Спасовка подразумевает как духовное, так и физическое воздержание. Это время для очищения тела и души человека, поэтому существует ряд запретов на употребление в пищу различных продуктов. Поэтому и начинающие, и опытные озяйки начинают хвататься за голову, думая, что можно кушать в Успенский пост 2017, и чего бы такого приготовить, чтобы разнообразить меню своей семьи. Сразу хотим отметить, что паниковать не стоит. Ведь, не смотря на строгость Успенского поста, в пищу позволяется использовать много сладостей, именно поэтому Спасовку также называют Лакомкой. Издавна в эти дни хозяйки готовили различную постную выпечку с медом, маком и яблоками (после Второго Спаса), грушами, виноградом и прочими вкусными дарами лета. Кроме того постящиеся абсолютно не ограничены в употреблении всевозможных овощей и зелени, которых в конце лета обычно в изобилии. Поэтому нужно всего лишь подключить свою фантазию, и вы поймете, что можно кушать в Успенский пост огромное количество вкусных и полезных блюд. Однако каждый день поста отличается некоторыми ограничениями, которые не стоит сбрасывать со счетов во время составления своего меню.

Кстати, также о питании в этот период вы можете прочесть еще в одной нашей .

Успенский пост 2017: питание по дням

Разобраться в том, как составить свое меню в Успенский пост 2017, что можно есть, а что запрещено, вам поможет этот календарь питания.

Понедельник (14, 21 августа)– разрешается употреблять постную горячую пищу без добавления масла – различные супы, тушеные или отварные овощи, каши.

Вторник (15, 22 августа)– запрещается есть вареные, жареные или печеные продукты, то есть это день сухоядения. В пищу можно употреблять сыры овощи и фрукты, хлеб, орехи и сухофрукты.

Среда (16, 23 августа)– можно есть блюда с добавлением растительного масла, а также пить вино.

Пятница (18, 25 августа)– день сухоядения, можно употреблять хлеб, фрукты, овощи, орехи и сухофрукты.

Суббота (19, 26 августа)– можно кушать постные горячие блюда, приготовленные с использованием растительным маслом, в том числе и рыбные блюда. Также разрешается пить вино. С 19 августа разрешается есть яблоки и виноград нового урожая.

Воскресенье (20, 27 августа)– день сухоядения. Запрещено есть все, кроме
сырых овощей
и фруктов, хлеба, сухофруктов и орехов.

В успенский пост 2017 питание можно организовать таким образом, что ваши родные и вы сами не будете замечать абсолютно никаких ограничений. Ведь огромный плюс в успенский пост 2017, что можно есть такие питательные продукты как картофель, ароматные грибы, сочные ягоды, фрукты и свежие овощи.

Меню во время Успенского поста

Предлагаем вам несколько универсальных рецептов блюд, которые можно есть в любой день Успенского поста, кроме дней сухоядения, то есть понедельников, сред и пятниц.

Для приготовления этого густого, сытного и наваристого супа потребуется: полстакана перловой крупы и красной чечевицы, 1 средняя морковка, 3 зубка чеснока, 1 репчатая луковица небольшого размера, кабачок – половинка среднего овоща, а также соль, перец и свежая зелень. Перловую крупу промыть под
проточной водой
, залить кипятком, поставить на слабый огонь и варить в течение получаса. Лук мелко порубить ножом, а морковь нарезать мелким кубиком. Промытую чечевицу и нарезанные овощи добавить к перловке. Туда же отправить и пропущенный через пресс чеснок. Кабачок нарезать кубиком. Варить суп примерно 10-15 минут, после чего добавить кабачок. Когда все ингредиенты будут в кастрюле, добавить по вкусу соль и перец. Готовить блюдо еще около 20 минут. При подаче посыпать измельченной зеленью.

Чтобы приготовить этот аппетитный постный гарнир, понадобится 5-6 средних клубней картофеля, 1-2 зубчика чеснока и 2-3 соленых огурчика. Картошку помыть, завернуть в фольгу и запечь в духовке до мягкости. А пока картофель готовится, подготовить соус: измельчить огурцы и чеснок, перемешать. готовый картофель очистить от кожуры и посыпать смесью чеснока и огурцов. Можно дополнить блюдо свежей зеленью.

Также отличным гарниром могут стать с сытным соусом из авокадо.

Этот удивительно вкусный салатик можно готовить не только во время поста. Мы уверены, что вы его будете готовить регулярно, если однажды попробуете. Итак, чтобы порадовать родных этим аппетитным и
полезным блюдом
, потребуется: большой апельсин, 3 средних моркови, 4 ст. л. соевого соуса и 1 ст. л.
лимонного сока
. Морковку натереть на крупной терке или на терке для
корейских салатов
, сбрызнуть соком лимона. Цитрусы очистить от кожуры и нарезать дольками. Все ингредиенты смешать в одной емкости и заправить соевым соусом.

Фруктовый салат

А на десерт предлагаем приготовить вкусный витаминный фруктовый салат. Для его приготовления вы можете взять любимые фрукты и ягоды: груши, яблоки, виноград, абрикосы и т.д. Для заправки потребуется 1
спелый банан
и
фруктовый сок
(100 мл). Банан почистить и перемолоть в блендере вместе с соком в пюре. Заправка для салата готова. Все остальные ингредиенты помыть, при необходимости вытащить косточки и нарезать кубиком. Перемешать с соусом и можно подавать.

А еще на десерт можно приготовить

Успенский пост– это один из четырёх многодневных годовых постов, который приходится на

14–27 августа
(1-14-августа по старому стилю) включительно и завершается праздником . В числе прочих многодневных постов является самым кратким по продолжительности, но по строгости воздержания соответствует Великопостному уставному порядку. Церковный устав предписывает здесь следующие правила:

  • понедельник, среду, пяток – сухоядение (хлеб, невареная растительная пища без масла);
  • во вторник и четверток – горячая пища без масла;
  • в субботу и воскресенье – пища с маслом («дважды днем»);
  • если случится празднество (полиелеос или бдение) – пища с маслом;
  • в предпразднества Преображения и Успения во вторник и четверг пища с маслом, а в понедельник, среду и пятницу – горячая пища без масла;
  • разрешение на рыбу только в праздник Преображения Господня.

О духовном значении Успенского Поста можно прочитать у

преподобного Симеона Солунского
:

Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и молилась за нас, хотя, будучи Святой и Непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она за нас молилась, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и соединиться с Сыном Своим. А посему и мы должны поститься и воспевать Ее и побуждать Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, одного, как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас.

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (ст. ст.). Вальсамон об этом Соборе пишет: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам
святейший патриарх
подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному
церковному преданию
и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

Устав о молитве в Успенский пост имеет некоторые
отличительные особенности
, так как на это время выпадают

три великих Господских праздника
, которые, по издавна укоренившейся
народной традиции
, в просторечье именуют «Спасами» (именно отсюда на Руси Успенский пост также называли «Спасовка»).

14 августа(1 августа ст. ст.) –

происхождение Честного и Животворящего Креста Господня
(1-ый «Медовый» Спас).

По преданию, не позднее чем с VIII века в Константинополе был принят обычай выносить Честное Древо Креста Господня на дороги и улицы для освящения мест и на врачевание болезней. С 1 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы творили литии по всему городу и предлагали Крест народу для поклонения. В Русской церкви этот праздник соединился с воспоминанием крещения Руси 1 августа 988 года: «Крестися князь Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (хронограф 16-го века). В составленном в 1627 году по указу патриарха Филарета уставе Успенского собора Московского Кремля говорится о традициях настоящего праздника: «А на происхождение, в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям».

По церковному Уставу в этот день, на Великом Славословии, творим поклонение Кресту Господню по тому же чину, что и на Воздвижение Животворящего Креста и в
Крестопоклонную неделю
Великого поста. На утрени, во время чтения канона, первый раз поется клиросами годовая катавасия «Креста начертав Моисей…», которую, за редким исключением, положено петь теперь до Отдания праздника Воздвижения (21 сентября ст. ст.). Согласно церковному Уставу, по окончании литургии здесь совершается малый чин освящения воды. По общепринятому обычаю в этот день христиане приносят на благословение в церковь свежий мед нового годового сбора.

На
праздничной службе
, по заамвонной молитве, совершается чин освящения плодов вновь созревшего урожая: читается особое прошение на освящение «гроздий», т.е. винограда. В русской традиции, в соответствии с
климатическими условиями
, виноград обычно заменяют яблоки. Приносят также и груши и прочие плоды, на деревенских приходах здесь может быть очень широкий ассортимент различных овощей и фруктов. По русским народным поговоркам, несмотря на указное послабление в уставе, Петров пост именуют «голодовкой», Успенский же, напротив, считается «сытым». Так, на практике (особенно это заметно в деревне) именно в августе месяце можно уже без труда составить самое разнообразное
постное меню
, благодаря домашнему земледелию и прочим «дарам природы», которые находим в настоящее время.

29 августа(16 августа ст. ст.) –

перенесение Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Нашего Исуса Христа
, иже есть Убрус, от Эдеса в Царьград (3-ий «Хлебный» или «Ореховый» Спас).

В этот день принято освящать орехи и поспевшую пшеницу, а также выпекать первый хлеб из новой муки. Сам праздник находится уже вне Успенского поста, но нередко бывает, что именно в этот день Устав разрешает на последующее за постом разговение, если само празднование Успения Богородицы выпадает на
постные дни
– среду или пятницу.

Торжественное преставление Божьей Матери мы называем не «смертью», но именно «Успением», преставлением к лучшей и нескончаемой жизни, и здесь можем подводить для себя итоги уходящего
церковного года
, как в житейском, так и в
духовном смысле
. Ведь, собирая плоды для поддержания телесного, следует задуматься, обрели ли что полезное и для души, положили что-то или нет в нетленную «сокровищницу будущего века». Если же еще и ничего пока не имеем, тем паче будем прибегать к Скорой Помощнице и Первой Заступнице рода христианского, ибо, как известно, Она никогда не оставляет нас в наших нуждах и печалях, но всегда с великим дерзновением молится и печется о нас. Как поем и в день памяти Ея Успения, когда Сам Господь, спустившись в окружении великих ангельских полков, принял на Свои руки пречистую Ее душу:

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в заступлениих известное упование, гроб и смерть не удержаста. Но яко животу Матерь на живот престави, иже во утробу вселивыйся Приснодевственную (кондак празднику).

Успенский постустановлен перед великим праздником и продолжается две недели – с 14 по 27 августа (01.08 – 14.08 ст.ст), он длится всего две недели, но по строгости воздержания приравнивается к .

Слово ”

успение
” означает погружение в сон, мирную кончину,
подобную сну
. Кончину
Божией Матери
Церковь называет Успением, потому что Она “как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула”.

Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно” пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здеш­ней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух празд­ников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: “Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления
тело Твое
” (канон 1, песнь 6, тропарь 1). В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, в Успении соединила жизнь. По рождении Она пребывает Девою, и после смерти пребывает живой. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства. Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души Своими молитвами. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, потому что в этот день “Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собою”.

На первый день Успенского поста приходится праздник « ». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».

На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник ().

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговев переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Согласно церковному уставу в эти дни строгость трапезы такая же как и в
Великий пост
, то есть исключаются мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения. Кроме того, предписывается:

в понедельники, среды и пятницы – сухоядение;

по вторникам и четвергам – варёная пища без масла;

по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;

в первый день поста, в праздник (), по традиции совершается освящение мёда нового сбора и с этого дня благословляется его употребление в пищу (поэтому в России праздник получил
народное название
Медовый Спас и в этот день пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком);

в праздник () можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);

в праздник (), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет;

В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи, для большинства мирян допускаются послабления. Кроме того, несмотря на строгость, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

Успение Божией Матери

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских.

В I веке об Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского.

В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: “Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания”.

Это предание с подробностью собрано и изложено в
церковной истории
Никифора Каллиста в XIV веке.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.

С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала
праведного Иосифа
из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.

Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия.

После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом “Аминь”. Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.

Святой Иоанн Дамаскин говорит, что апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.

Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно седящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа семидесяти апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.

Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица.

Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа.

Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других
Небесных Сил
с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.

Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: “Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея” – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему.

Господь приглашал Ее в обители
Вечной Жизни
. Без всякого телесного страдания, как бы в
приятном сне
, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали:

“Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирали не можем и Той достойную честь воздати немощно” (стихира праздника на “Господи, воззвах”).

Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости.

Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы.

Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеной оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них были поражены слепотой.

Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верой исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.

Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя (“часть Господа”) и воскликнули: “Пресвятая Богородица, помогай нам”. (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса.

Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним.

Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

На Руси

Успенский пост
также называли Спасовка. Название Спасовка Успенский пост получил за то, что он связуется тремя радостными праздниками – Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий спасы приходятся на начало и конец поста, а второй спас – на середину.

В первый день Успенского поста, празднуется

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
– первый Спас. 14 августа совершается освящение воды. Вместе с этим освящается мед, благословляется вкушение его нового сбора. Поэтому в народе первый Спас получил еще название Медовый.

Православная Церковь отмечает праздник

Преображения Господня
в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор – второй Спас.

празднуется

перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа
(Спас на холсте), которое произошло в 944 году.

Сегодня православный
церковный праздник
:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
07.04.2019 –

08.04.2019 –

09.04.2019 –

Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа, по строгости приближается к Великому посту. Представляем календарь питания на каждый день Успенского поста.

Успенский пост в 2018 году: что можно есть

Успенский пост приурочен к Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который празднуется 28 августа. Успенским постом церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, которая перед своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

По строгости Успенский пост практически не уступает Великому посту:

  • Понедельник, среда, пятница – сухоядение (кроме , 19 августа, когда разрешается рыба, также рыбный день установлен и в , если праздник придется на среду или пятницу).
  • Вторник, четверг – горячая пища без масла;
  • В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Но зато пост этот называют самым сладким. Держать его не сложно, ведь в этот период созревает множество фруктов, ягод и овощей. Все эти дары природы можно и нужно кушать.

Начинается Успенский пост с освящения меда во время , потом будет , а на следующий день после его окончания христиан ждет третий — .

Но главное в любом посте не диета, а забота о душе. Надо понимать, что Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери.

Мнение эксперта:

Успенский пост – древний православный пост, который соблюдают верующие перед праздником Успения Пресвятой Богородицы. Этот период, как и другие посты, предполагает отказ от пищи животного происхождения, а также от некоторых видов рыбы и алкоголя. Эксперты отмечают, что Успенский пост имеет глубокие исторические корни и является важной частью православной традиции. Соблюдение поста считается духовным подвигом и способом очищения души. Важно помнить, что пост – это не только отказ от определенных продуктов, но и время для молитвы, самоанализа и благотворительности.

Успенский пост — история, традиции, режим питанияУспенский пост — история, традиции, режим питания

Опыт других людей

Успенский пост – это особый период в православном календаре, который сопровождается строгими правилами питания. Верующие отказываются от мяса, молочных продуктов, рыбы и яиц, предпочитая овощи, фрукты, зерновые и орехи. Миряне, присоединяющиеся к этой т

Интересные факты

  1. Успенский пост является одним из четырех многодневных постов в православном календаре. Он начинается 14 августа и длится до 27 августа. Пост посвящен Богородице и ее Успению (смерти). Во время поста верующие воздерживаются от употребления мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы.

  2. Успенский пост имеет древнюю историю. Он был установлен в IV веке и первоначально длился всего одну неделю. Со временем пост был продлен до двух недель, а затем до трех недель. В настоящее время Успенский пост длится две недели.

  3. Во время Успенского поста верующие должны не только воздерживаться от определенных продуктов питания, но и соблюдать другие духовные правила. Они должны молиться, читать Священное Писание, посещать богослужения и совершать добрые дела. Пост является временем духовного очищения и подготовки к празднику Успения Богородицы.

Успенский пост и его значение. Когда проходит и сколько длится. История Успенского поста.Успенский пост и его значение. Когда проходит и сколько длится. История Успенского поста.

Успенский пост в 2018 году: календарь питания по дням

14 августа 2018 года, вторник. Начало Успенского поста. Монастырский устав: горячая пища без масла.

Успенский пост в 2017 году, какого числа он начинается из года в год не меняется. Данный пост не является переходящим и он всегда начинается 14 августа, а заканчивается 28 августа с наступлением важного праздника Успение Богородицы. Кстати, именно в честь этого праздника пост и установлен.

Данный пост является многодневным и строгим, он был установлен Русской Православной Церковью и является самым коротким , которые православные верующие соблюдают в течение года. Отмечается этот пост уже спустя неделю после Апостольского или Петрова поста, приходится на период 14-28 августа вне зависимости от года.

Этот пост установлен в честь важного праздника Успение Пресвятой Богородицы – день, когда Матерь Божья покинула эту землю и переместилась в Царствие небесное, в жизнь вечную. Как говорят исторические книги, перед своим исходом она несколько недель постилась, сидя только на хлебе и воде, усиленно молилась. Пост любой в
православной вере
дается людям для того, чтобы немного остановиться, подумать о своей жизни, оценить свои недостатки, разобраться с отношением к себе, своей жизни и к Богу.

Первые исторические свидетельства

Успенский пост в 2017 году, какого числа начинается – это 14 августа и дата из года в год не меняется. Что касается
исторических дат
возникновения этого поста, то можно найти его отпечатки еще во времена зарождения христианства. Пост был установлен для того, чтобы люди могли вспомнить о том, как усердно и преданно молилась Богородица перед тем, как уйти в Царствие небесное. Она очищала свою душу и тело перед двумя большими
христианскими праздниками
, которые отмечаются и в современности – это Преображение Господне и Успение Богоматери.

Если говорить о документальных свидетельствах этого поста, то они датируются где-то 450 годом нашей эры. Упоминает о нем Папа Римский Лев Великий, когда говорит о том, что в течение года есть четыре продолжительных поста, чтобы как следует соблюдать законы физического и духовного воздержания. Несмотря на то, что документальное упоминание о посте датируется так рано, в каноны православной церкви этот пост внесли только после Константинопольского собора 1166 года. Тогда были установлены даты Успенского поста на период 14-27 августа по новому стилю или 1-15 августа по старому стилю. Начало и окончание поста знаменуется двумя важными праздниками в христианском календаре.

В честь чего установлен

Итак, Успенский пост в 2017 году, какого числа начинается и заканчивается теперь известно, предлагаем поговорить о событиях, в честь которых этот пост был установлен. По религиозным приданиям, предчувствуя свою кончину Богоматерь долго готовилась к тому, чтобы перейти в Царствие небесное.
Последние дни
она проводилась в посте и в молитвах о людях. Поэтому сегодня православные, которые хотят почтить память Богоматери, стараются соблюдать Успенский пост в рамках 14-27 августа. В период поста можно приготовить .

Также
интересную информацию
можно найти в Греческом часослове от 1897 года, где пишется, что происхождение поста связано с тем, что именно в августе в Константинополе фиксировалось много болезней. Поэтому, чтобы избавиться от болезней и напасти, было принято по улицам города в месяце августе носить Животворящее Древо Креста, дабы освятить город и прогнать болезни.

Интересно! Во время богослужений, которые в этот летний пост проходят практически каждый день, священнослужители обязательно вспоминают о празднике Крещения Руси.

О правилах соблюдения

Как уже отмечалось в этом материале, пост начинается 14 августа с большого праздника – Всемилостивый Спас Христа Бога и Пресвятой Богоматери. В этот день чествуют
великую победу
князя Андрея Боголюбского против булгар Поволжья. В честь Происхождения Древа Живородящего Креста в этот день проходится Крестный ход. Что касается дня окончания пост, 28 августа, в этот день отмечается Ореховый или Хлебный Спас (так называется день в народе, а по
церковному календарю
это праздник Успения Богоматери). Еще один постный рецепт – .

Важно! Напоминает, что в период самого поста, 19 августа, в
православном календаре
стоит еще один важный праздник – это День Преображения Господня или Яблочный Спас, как этот праздник традиционно называется в народе.

Как и во время любого поста, порядок приема пищи и содержание тарелки в Успенский пост строго регламентируется церковными канонами. В частности, нужно отказаться от всего мясного, а также не веселиться и не развлекаться. Время стоит посвятить молитвам, походу в храмы и размышлениям о Боге. В рамках этого поста в храмах не проводится торжественный обряд венчания.

Многие верующие ошибочно полагают, что пост – это воздержание только физическое, но никогда нельзя забывать о том, что, в первую очередь, это время духовного воздержания. Нужно творить добро, справляться со своим гневом, проявлять милосердие к окружающим людям. В пост не стоит только ограничивать себя в еде, это время духовного воздержания и все направлено на то, чтобы телесное и духовное в итоге стало единым целым.

Основные правила питания

Успенский пост в 2017 году, какого числа известно, теперь нужно понять, как именно на данный период составлять свое меню.
Строгие правила
соблюдения поста обязательны для священнослужителей, современный же человек может просто отказаться от запретных продуктов, но кушать в том ритме, в котором ему удобно, чтобы голод и слабость не мешали нормальной жизнедеятельности.

Церковный устав требуется на этот период каждый день воздерживаться от любых мясных и любых молочных продуктов, а также от яиц. Обратите внимание, что жирность молочных продуктов не имеет значения – все они находятся под строгим запретом.

За основу рациона в
постный период
должны отвечать овощи и фрукты, ягоды, грибы и крупы. К счастью, в августе все это находится в широком доступе, это период сбора урожая, так что, постный стол точно будет и полезным, и разнообразным. Некоторые продукты в пост является благословенными, потому что, освящаются в период Спасов – это яблоки, орехи, мед, мак, фрукты и злаковые культуры, а также овощи.

Важно! Церковный устав говорит о том, что в день Медового Спаса можно смело готовить постные блины и подавать их с медом и маком, также готовят постные булки и пряники с маком.

19 августа – это большой церковный праздник День Преображения Господня, в этот день в меню можно включать нежирную рыбу, а также освящать в храмах яблоки и виноград нового урожая, ставить эти овощи на стол. Также, если пост заканчивается в среду или пятницу, можно будет кушать в этот день рыбу. Если же окончание поста приходится на другой день недели, то разговение происходит уже на следующий день.

Если хочется более строго соблюдать правила поста, помните, что церковный устав запрещает готовить пищу в понедельник, среду и пятницу. В эти дни следует придерживаться сухоядения. Горячие блюда без растительного масла можно кушать по вторникам и четвергам, а вот в выходные можно готовить
растительные продукты
уже с использованием растительного масла, допускается употребление небольшого количества вина.

Помните о том, что беременным женщинам, больным людям, а также старикам и детям во время поста допускаются определенные послабления. Ограничения могут быть, но не такими строгими, как для других людей. Важно, чтобы пост каждому человеку приносил радость, а не подрывал здоровью, только тогда пост будет угодным Богу.

Успенский пост в 2017 году, какого числа и как именно питаться можно составить самостоятельно, если знать основные правила питания на этот период. Еще раз напоминаем об обязательной духовной составляющей поста, чтобы этот период не превратился просто в диету. Нужно обязательно отказаться от развлечений и увеселительных мероприятий, много молиться, посещать храмы и богослужения.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Магниты и магнитное поле проводника с током
    ;
  • Кого называют солнечным человеком
    ;
  • Однозначные и многозначные слова (примеры)
    ;
  • Вера божья и вера человеческая
    ;
  • Притчи о жизни с моралью – короткие Добрые притчи о добре
    ;
  • Рак предсказания на любовный гороскоп
    ;
  • Дельвиг, Антон Антонович – краткая биография
    ;
  • Афанасий никитин, русский путешественник
    ;

Частые вопросы

Что можно есть в Успенский пост по дням?

Питание по дням Нельзя употреблять горячую пищу. По вторникам и четвергам (15, 17, 22, 24 августа) подают горячую пищу без масла — каши, супы, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. В субботу и воскресенье (19, 20, 26, 27 августа) допускается горячая пища с добавлением растительного масла.

Какие праздники в Успенский пост?

Начинается с 1 [14] августа по 14 [27] августа включительно и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. В России, Белоруссии и на Украине Успенский пост в просторечии назывался Спасовка, Спасы, Госпожинки, Воспожинки, Спожинка, полес.

Что можно кушать мирянам в Успенский пост?

Что нельзя есть и пить в пост: Яйца. Рыбу и морепродукты – запрещаются по монастырскому уставу, допускаются у мирян. Разрешены в день Преображения Господня, 19 августа.

Что можно есть в праздник Успения Пресвятой Богородицы?

В этот день хозяйки солили на зиму капусту, помидоры, огурцы и другие овощи нового урожая. Также на праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьяне начинали собирать лесные и грецкие орехи. Также этот день считался наиболее благоприятным для сватовства.

Успенский пост. Что можно есть в пост. Что нельзя делать в Успенский пост. Календарь питания по днямУспенский пост. Что можно есть в пост. Что нельзя делать в Успенский пост. Календарь питания по дням

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю и традиции Успенского поста, чтобы понять его значение и значение для православных. Это поможет вам лучше понять, почему определенные продукты и блюда исключаются из рациона во время этого поста.

СОВЕТ №2

Планируйте свое питание заранее, чтобы избежать соблазна употреблять запрещенные продукты. Подготовьте список разрешенных продуктов и рецептов, чтобы разнообразить свой рацион во время Успенского поста.

Оцените статью
Добавить комментарий