Зачем запечатывают землю после похорон. Погребение умерших согласно традиции Православной Церкви

Приехала подруга (намного старше меня) из другой области и рассказала следующее:

10 октября у неё умерла мачеха. Мачеха была не просто атеистка, а, как я понимаю, то, что раньше называли “воинствующая атеистка”. Её хоронили без церковных обрядов – похороны организовывала её племянница.

14 октября был церковный праздник Покрова. Подруге моя, придя в церковь, решила, что над мачехой задним числом всё равно нужно провести отпевание, “чтоб ей на том свете было хорошо, она, наверное, теперь мучается из-за отношения к церкви”. Рассказала ситуацию священнику. Священник спросил, была ли она вообще крещёная. Сиё, конечно, было неизвестно. Тогда спросил хотя бы год рождения. Узнав, что 1924, сказал, что “тогда крестили всех” (а я вот, например, так не думаю))))). Разрешил отпевать, то есть произвести обряд над горстью земли, принесённой в церковь с её могилы. (интересно, что в их области обряд отпевания называется “запечатать” – у меня это слово ассоциировалось с тем, как будто пытаются запечатать могилу, чтоб покойник оттуда не встал. Я вообще первый раз такое название слышу, и предположила, что это их местный диалект, она же стала утверждать, что это везде во всех областях так называется. Опять же повторюсь, что задумала она это из ЛУЧШИХ побуждений, а не чтоб мачеха с того света не пришла -))))

На следующий день, правда, в церкви ещё потребовали справку о причине смерти – отпевание вскоре и фактически втихую после похорон, их видимо, насторожило, захотели удостовериться, что будут отпевать не самоубийцу (кто не знает, в христианстве это исключено). Справку и землю с могилы она им принесла, обряд над землёй совершили.

В тот же день (то есть 15 октября, девять дней после смерти не прошло, душа или что там остаётся от человека ещё на земле, ходит рядом) пошла она на могилу мачехи, чтоб доделать обряд. Был сильнейший дождь. На кладбище – вообще никого. Пришла она на могилу и сказала: “Здравствуйте, Нина Григорьевна! Я знаю, что вам не понравится то, что я сейчас сделаю, но я иначе не могу”. Сняла венки, три раза, как научили в церкви, крестообразно посыпала на могилу принесённую землю с молитвою “Святый боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас.” Запечатала, значит. Положила венки и цветы обратно. И пошла ещё проведать могилу отца. Дождь, точнее, ливень, продолжался. На кладбище кроме неё никого не было. От могилы отца пошла к выходу. До конца кладбища оставалось всего метров 30. И тут она услышала у себя за спиной звук, напоминающий глухое злобное рычание. Она остановилась и замерла от ужаса. Постояв, всё же смогла обернуться и посмотреть. Никого! Ни человека, ни собаки! Такое же пустое кладбище и сильнейший ливень. И только услышала, как зашуршала сухая листва – как будто под чьими-то шагами? Услышала, отметила, потом сообразила – КАКАЯ СУХАЯ ЛИСТВА? Всё кругом мокрое!!! Сообразив, побежала с кладбища. По дороге домой её спрашивали – что случилось – говорить ей не хотелось. Дома никого не было, сидеть одной было страшно, пошла к знакомым. Те её тоже сразу спросили – что случилось? Такое у неё лицо было! Рассказала. Они ей сказали, что это “не душа мачехи возмущалсь, а злые силы, которые её уже хотели себе забрать, а ты не дала”. После этого она неделю не спала (я себе такое вообще не представляю) – “была в
нервном напряжении
“. Хотя бывает, что людям кажется, что они ночь вообще не спали, а со стороны видно, что спали, как сурки и ничего не слышали – у меня такое было.

На всякий случай поясняю, что у подруги моей с головой всё в порядке, ничего не потребляет, и даже пить и курить бросила шесть с половиной лет назад.

Я ей, как могла, объясняла, что она, вообще-то, плохо сделала, что это личное право человека – как ему умереть и быть похороненным, и если б я была на месте её мачехи, я б ей дома все стены нецензурными словами исписала – говорят же, что будто надписи появляются сами по себе:-)))Мачеха, правда, была культурная))))

Когда я вечером пересказала эту историю своей матери, она тоже сказала, что моя подруга “для себя это сделала, а не для мачехи, это ОНА так решила, что будет лучше”.

В общем, пишите, кто что думает по этому поводу, подруге я обещала, что все мнения ей перескажу (интернета у неё нет).

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению
всеведущего Бога
, получают то, что заслужили.

Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному – одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие – сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в
загробную жизнь
Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов – бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви – храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия – во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим
православным людям
приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего

панихиды
в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания – мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих
христианские имена
, а о упокоении – только крещенных в
Православной Церкви
.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.

Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.

После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его
правую руку
. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая “подорожной”, служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека – в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:

“Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет.”

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается “Вечная память”. Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: “Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней”.

Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.

Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа

(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу – покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют – выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)

Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний – центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе
исторического развития
началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в
похоронном обряде
сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х – середины 80-х годов. В плачах смерть называется “злодейкой”, “душегубицей”, которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу (“собачий вой – на вечный покой”); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего – птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник – спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: “Смотрит – кого-нибудь насмотрит”. Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что ”
нечистая сила
” может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший “отдыхал”). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж

За таких разбойников,

Лучше купим по ушату,

Будем мыть покойников.

(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода “мертвая” – она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: ” Сорок человек обмоешь – сорок грехов снимешь”. Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы “там” он “выглядел хорошо” (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье “вековечное”. Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды – тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С
большой степенью
уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной “смертной” одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать “домовину” из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб – домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами – к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в
Православной вере
люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали “венчики” или “прощеные грамоты”, в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую – носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на “том свете”. Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию
нательного крестика
, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит “пропуском” и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались
еловые ветки
, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной “шел” по “чистой дороге”, так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице

(Антонио Чизери, 1883 г.) – исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то “нужно ожидать и третьего” (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было “вымести” кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось “уважительнее”, чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: “Отойди, отойди, не роняй слезы туда”. А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: “Вот тебе доля – не проси боле”. Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы – традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не “насмотрел бы кого-нибудь”. Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в
Родительские субботы
– дни, установленные христианской традицией. В
поминальные дни
люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось
.

Жизнь и смерть – две неразрывные составляющие земного существования человеческой души. У
разных народов
сложились определенные правила погребения, бережно передаваемые из поколения в поколение. По христианским обычаям усопших предают земле, в день погребения на могиле ставится деревянный восьмиконечный крест, возлагаются цветы. Когда убирают венки с могилы после похорон и нужно ли это делать? Давайте попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на церковные каноны и народные традиции.

Крест как символ нетленности души

По христианским обычаям крест следует ставить в ногах усопшего, чтобы лицо покойного было обращено к распятию. Этим правилом часто пренебрегают, устанавливая крест в головах. Нередко нарушается еще один церковный канон – прикручивание к кресту фотографии умершего родственника. Так делать не нужно, достаточно повесить табличку с именем и датами рождения/смерти.

У православных крест является традиционной формой надгробия, стремящаяся вверх макушка указывает на небеса – место пребывания освободившейся от
бренного тела
души. По сложившимся традициям, на могилу возлагают цветы и ставят похоронные венки в дань памяти и уважения к покойному.

Мнение эксперта:

После похорон в православной традиции землю запечатывают с целью укрепления связи умершего с землей. Это символическое действие, которое выражает веру в воскресение и вечную жизнь. Эксперты отмечают, что запечатывание земли также служит защитой от внешних воздействий и сохраняет память об усопшем. Этот обычай имеет глубокие корни в православной культуре и является важной частью ритуала прощания с ушедшими.

Что можно и что нельзя делать после похорон. Священник Игорь СильченковЧто можно и что нельзя делать после похорон. Священник Игорь Сильченков

Какие цветы лучше, живые или искусственные?

Поддержание порядка на кладбище – аспект не столько духовный, сколько социальный. Согласитесь, что умершему абсолютно неважно, как выглядит его могила. Это нужно живым – чтобы было куда прийти в минуты скорби или радости, попросить совета или получить благословение. Вопроса, когда убирают венки с могилы после похорон по церковным канонам, не должно было существовать в принципе. Во всяком случае, до середины прошлого века такой проблемы не возникало.

Всё дело в том, что по христианским обычаям могилы украшались живыми цветами, срок жизни которых недолог. Поэтому их убирали в течение первых нескольких дней. Очищать место погребения от ненужных деталей, приводить его в надлежащий вид можно и нужно в любое время. Так считает большинство священнослужителей. Более того, по канонам церкви, искусственные цветы, пришедшие сегодня на смену живым, – символ лжи и лицемерия.

Интересные факты

  1. Погребение умерших согласно традиции Православной Церкви включает в себя запечатывание земли после похорон. Это делается для того, чтобы предотвратить попадание в могилу посторонних предметов, а также для того, чтобы защитить тело умершего от воздействия внешних факторов.

  2. Запечатывание земли после похорон также имеет символическое значение. Оно означает, что душа умершего покинула тело и отправилась в иной мир. Кроме того, запечатывание земли является знаком того, что родственники и друзья умершего смирились с его смертью и готовы отпустить его.

  3. В некоторых культурах запечатывание земли после похорон сопровождается особыми ритуалами. Например, в некоторых странах принято бросать на могилу горсть земли или поливать ее водой. Эти ритуалы символизируют прощание с умершим и выражение скорби по его поводу.

Как вести СЕБЯ НА ПОХОРОНАХ.  ТРАДИЦИИ, которые нужно соблюдатьКак вести СЕБЯ НА ПОХОРОНАХ. ТРАДИЦИИ, которые нужно соблюдать

Привязка к сороковому поминальному дню

В
советское время
, когда особо не соблюдались, появилась традиция возлагать на могилы цветы, изготовленные из легкой ткани или бумаги. Сегодня похоронные венки делают из пластика, что значительно продлевает срок их службы. Эти поминальные атрибуты могут находиться под
открытым небом
без ущерба своему
внешнему виду
несколько месяцев и даже лет.

Люди, глубоко верующие, на вопрос, когда убирают венки с могилы после похорон по церковным канонам, обычно отвечают: к сороковому дню после захоронения. В действительности, строгих церковных правил на этот счет не установлено.

Можно объяснить справедливость данного утверждения сложившимся в православии обычаем по истечении 40 дней после похорон приглашать священника на могилу усопшего для свершения заупокойной службы. Весьма желательно, чтобы к приходу батюшки здесь было красиво и чисто прибрано. Но повторимся: никаких запретов на наведение порядка в местах захоронения раньше этого срока не существует.

Опыт других людей

После похорон в Православной Церкви землю запечатывают, чтобы символически показать, что умерший человек перешел в другой мир и больше не принадлежит этому миру. Этот обряд имеет глубокий символический смысл и связан с верой в воскресение и жизнь после смерти. Запечатывание земли также служит для сохранения памяти о усопшем и укрепления веры у живущих. Этот обычай вызывает уважение и понимание у прихожан, поскольку он отражает духовные и культурные традиции Православной Церкви.

Что нельзя делать после смерти человека. Основные правила и запреты.Что нельзя делать после смерти человека. Основные правила и запреты.

Как ухаживать за могилой

Уход за могилами, по мнению священнослужителей, должен осуществляться регулярно, по мере необходимости. Убирать увядшие цветы, заменять пришедшие в негодность венки, подправлять осыпавшуюся землю – это можно делать в любое время. Таким образом живущие отдают дань уважения умершим, показывают окружающим и в первую очередь себе, что в их сердцах не угасает память и любовь к ушедшим.

Когда убирают венки с могилы после похорон, в случае оседания почвы, ее подправляют лопатой, придавая холмику правильную форму. Поверхность можно обложить зеленым дерном, высадить вокруг многолетние цветы. Хорошо приживаются и не требуют постоянного ухода хризантемы, цинии, бархатцы, нарциссы, ландыши. В таком случае отпадает необходимость в использовании искусственной атрибутики.

Куда девать пришедшие в негодность венки

При каждом кладбище существуют специально отведенные места для складирования подобных предметов, являющихся в конечном итоге
бытовыми отходами
, подлежащими утилизации. Во многих странах постепенно отказываются от использования искусственных венков, так как переработка пластика требует дополнительных затрат и наносит вред экологии.

Представьте себе огромное городское кладбище, где ежедневно производятся сотни захоронений. Естественно, когда убирают венки с могилы после похорон, образуются целые завалы ненужных поминальных атрибутов, которые потом вывозятся на свалку. В сельской местности отслужившие свой срок венки попросту сжигают где-то поблизости. Выделяющийся при этом едкий запах пластика не только загрязняет
окружающую среду
, но и нарушает благостную атмосферу внутри деревенского погоста.

В какие дни нельзя убираться на кладбище

Согласно церковным уставам, запрещается делать уборку, красить ограды, сажать цветы и деревья на могилах во все
воскресные дни
, а тем более в
православные праздники
. Такие действия считаются грехом и высказыванием неуважения к церкви.

Кроме того, существуют определенные периоды, когда вообще не следует ходить на кладбище. К таким относятся:

  • Святочные дни (с 7 по 20 января).
  • Чистый четверг,
    Страстная пятница
    и Великая суббота.
  • Пасха и последующая за ней Светлая седмица.
  • Дни двунадесятых праздников.
  • Любые воскресные дни.

Навещать усопших обычно начинают с Радоницы (
родительского дня
), приходящейся на вторник спустя шестнадцать дней после Пасхи.

А нужен ли памятник?

Православная церковь осуждает любые излишества при обустройстве мест захоронения. Но поскольку многие из нас не относят себя к глубоко верующим, на протяжении последних нескольких десятилетий сложился обычай устанавливать на могилах памятники. Как правило, такие монументы изготавливают из мрамора или гранита, отливают из
различных видов
металла. Часто можно слышать в ответ на вопрос, когда ставить памятник после похорон, утверждение: не раньше, чем через двенадцать месяцев. Почему так?

Некоторые объясняют это необходимостью выдержать срок в 1 год, после которого любые манипуляции на могиле усопшего не смогут его потревожить. Согласно народным поверьям, через 12 месяцев душа покойного окончательно покидает наш мир. Вполне возможно, что в таких рассуждениях присутствует какое-то рациональное зерно. Заглянуть за грани вечной темноты еще никому не удавалось.

Что интересно, в мастерских по изготовлению тяжелых надгробий вам скажут то же самое. Только основание будет более приземленным, без привязки к загробной мифологии. Итак, когда ставить памятник после похорон? Только тогда, когда почва на могиле полностью уплотнится, даст окончательную усадку. На этот процесс в большинстве случаев требуется не менее одного года. В противном случае металлическая или каменная конструкция может встать неровно, перекоситься, упасть или деформироваться из-за движения почвенных слоев.

Крест памятнику не помеха

Теперь мы знаем, куда и когда убирают венки с могилы после похорон. Но вот с установленными при погребении крестами, согласно
православным обычаям
, следует обращаться бережно. Даже если вы решили увековечить память умершего родственника в мраморе или бронзе, крест нужно оставить на месте. Монумент в таком случае устанавливается либо рядом с крестом, или на противоположной от него стороне.

В
отдельных случаях
крест можно уложить рядом с могилой или, по согласованию со священнослужителем, сжечь в церковной печи. Думается, что при любом раскладе не так уж и важны
внешние проявления
уважения к усопшим. Главное – душевное родство и память, живущая в нашем сердце.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНО ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и
загробный мир
соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родив-шуюся душу легко перетянуть в загробный мир. Как попросить прощения у покойника при перезахоронении. От тоски по покойному. Как снять порчу сделанную на похоронах? Если человек уронил на себя кутью или еще что-нибудь со стола. О покойниках и похоронах. Советы и приметы. Молитва прощальная.

Похороны.

По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

Обмывают покойного в тот же час после смерти, пока полностью не остыл. Мыло, как правило, оставляют. Оно помогает во многих делах и от бед. Но надо быть осторожным, так как с помощью этого мыла можно нанести и вред другим людям.

Одевают обычно в новое, чтоб было в пору, не велико и не мало. Если нет нового одеяния, то надевают только чистое.

Нельзя надевать одежду, имеющую на себе пот и кровь. Это может повлечь за собой еще одного покойника.

Если человек еще при жизни попросил надеть него то, что он хочет, то необходимо исполнить его желание.

Военных обычно одевают в военное. Фронтовики просят, чтобы на них надели ордена, ведь все равно их потеряют или выкинут много лет спустя, а они заслужили их и гордятся ими. Вообще это сугубо личных вопрос семьи.

Обязательно должно быть белое покрывало, которым укрывают покойника. На лоб кладется венец с изображением Иисуса Христа,
Божьей Матери
, Иоанна Предтечи. На венце – слова в старом стиле, это написание Трисвятой песни. В руки следует вложить крест или икону.

Если нет возможности пригласить из церкви служителя, то заранее позаботьтесь пригласить пожилых людей, чтобы читать псалмы и служить панихиду. Псалмы обычно читают, не прерываясь. Прерываются лишь во время панихиды.

Такие моления являются утешением для тех, кто скорбит о мертвом. Кроме того, следует прочитать эту молитву:

Помяни, Господи Боже, в вере и надежде живото вечногопредставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбия, отпущай грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечные муки и огня геенского и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тебя, если и согрешивших, но не отступивших от Тебя, и несумненно во Отца и Сына и Святого Духа, Бога Тебя в Троице славимого, верова и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, прославно, даже до последнего своего воздыхания исповеда.

Тем же милостив тому буди, и верую я же в Тя. Вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко щедр, упокой: несть бо человека иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси, кроме Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Положено по окончании трех суток везти покойника в церковь на отпевание. Но постепенно не стали этого придерживаться, и уже не трое суток, а одну ночь ночует дома умерший. На гроб ставят по углам четыре свечи, меняя их по мере сгорания.

Все время со дня смерти стоит стакан с водой и кусочком хлеба, в блюдце насыпано пшено. Нужно быть внимательным во время похорон. Обычно родным не до этого. Но можно оговорить, кто будет следить за порядком, так как не секрет, что на похоронах много делается: снимают порчу, подкладывают фото врагов в гроб, стараются забрать волосы, ногти, веревочки с рук и ног и т.д.

Под предлогом «потрогать ноги», чтобы не бояться, делают необходимые дела. Просят табуретку, на которой стоял гроб, цветы из венка, воду. Решать, давать это все или нет, Вам. Кровным родственникам нельзя мыть в доме пол, где лежал покойник.

Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино. Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин.

На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили.

Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото. Если часы уже надели, то ни за что не снимайте. В том, что у покойника часы на руке, вреда нет. А вот если с
мертвой руки
снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать. В отношении украшений: если Вам не жалко, то плохого тоже ничего нет в том, что они одеты на покойника.

По прощании лицо укрывается. Крышку забивают, и гроб опускают. Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям. Но лучше их не брать, можете заболеть.

Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток. В могилу бросают деньги, откуп для покойника: первыми бросают родственники. Затем бросают землю. Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год.

Если вы поняли, что допустили ошибку во время похорон, обязательно отчитайте ее!

Переярые мои слова, вы церковные купола, вы серебряные колокола. Ан Тын, Хаба, Уру, Ча, Чабаш, мертвые вы духи. Не к миру моему, а к миру своему не зовите, не зрите, не ищите. Светом Божьим опояшусь. Святым Крестом открещусь. Господь мой Великий. Ныне, присно. Во веки веков. Аминь.

Как попросить прощения у покойника при захоронении.

Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но вряд ли тот, кто это задумал и испол-нил, понимает, какой поступок он совершает. Люди привыкли думать о покойнике, как о каком-то пред-мете, который не видит, не слышит и не чувствует, а следовательно, с ним можно поступать как угодно, не неся никакой ответственности, и что любые дей-ствия с
мертвым телом
останутся безнаказанными. Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа,
бессмертная душа
усопшего человека. Когда тело покойного пре-дают земле, оно обретает свое жилище, или, как говорили раньше, домовину.

Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу. И только после сорока дней после кончины человека, когда его душа на-всегда покидает землю, оставленное ею тело уходит в царство духов. Покинутое, неподвижное тело гото-вится перейти в тлен. Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет.

Священное место, где до
Судного дня
хранится плоть, которая носила в себе кровь, разум и душу, священен покой, который заслужил тот, кто поки-нул этот мир, в котором он любил, страдал, трудил-ся, переносил боль, растил детей.

О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать.

Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: Боже мой! Ведь каждый из них —
целый мир
. И в каждом из них этот мир умер…

Так вдумайтесь, следует ли нарушать мир усоп-шего, выкапывая тронутый тленом его прах, чтобы перевезти на другое, с вашей точки зрения,
лучшее место
. Лучшее чем?

Нельзя снова заставлять плакать душу о потрево-женном людьми теле. Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Дух мертвеца будет наказывать тех, кому в голову пришла мысль переза-хоронить гроб на элитное кладбище.

Если же все-таки это случилось, нужно обезопа-сить себя от возможной беды.

На новом месте захоронения сорок раз прочитай-те этот заговор. Читать надо, стоя в ногах могилы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Удержи, Господи, в царствие Твоем душу усопшего раба Твоего (имя). Не дай этой душе мертвой по земле ходить, не дай душе
мертвой живым
душам вредить. Святой Лазарь, ты после смерти по земле ходил? И по земле после смерти ходил и живым людям никогда не вредил. Так чтобы и душа усопшего раба (имя) по земле более не ходила и живым людям во веки веков не вредила. Ключ, замок, язык. Аминь.

Уходить с могилы следует не оглядываясь. Дома съесть кутью и выпить кисель.

Знаменуй себя крестом и произнеси молитву Чес-тному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица
любящих Бога
и знаменующихся
крестным знамением
, и в веселии гла-голящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диавола, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата.

О, Пречестный и Животворящий Крест Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богороди-цею и со всеми святыми во веки. Аминь.

От тоски по покойному.

Встаньте ночью, подойдите к зеркалу и, глядя, себе в зрачки, говорите:

Не тосковать, не горевать, слез не проливать! Ночь-мать, возьмись тоску с меня снять. Как тебя рассвет уберет, так и ты сними с меня тоску. Ныне и присно и во веки веков.

После этого умойтесь и ложитесь спать. Уже на другой день вам будет легче. Так сделайте три раза, и тоска сойдет.

Как снять порчу, сделанную на похоронах.

Ночью сжигайте на угольях ладан, говоря:

Как этот ладан горит и тает, чтоб сгорела, иста-яла болезнь гробовая с рабы Божьей (имя). Аминь.

Если человек перевернул на себя кутью.

Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминаль-ную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!»

Действительно, если при похоронах у кого-нибудь падает свечка или падает кусок хлеба и стакан с водой, поставленный для покойника, прямо на колени сидящего человека, то этот человек вскоре умирает.

Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специаль-ным заговором, который я даю в этой книге.

Читают заговор до солнечного восхода:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело защищаю, Дух вызволяю, чувство обороняю. Господь Бог заповедь дал, Господь Бог оберег сказал: – Не придет к тебе зло, рана не приблизится к телу твоему. Ангелы мои заповеют о тебе, как на земле, так и на небе. Истинный Господь истину сказал. Ангела-спасителя, хранителя послал. Ангел Божий, всю мою жизнь, час от часа, день ото дня, спаси, сохрани и помилуй меня. Верую во Единого Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если покойника похоронили не в обед, а после захода солнца, то ровно через семь лет будет новый гроб.

Детей до годовалого возраста не берут на похоро-ны и не кормят с поминального стола.

Если Вам на похоронах дают часть полотенца, на котором опускали в могилу гроб, не берите его. Полотенце нужно оставлять в могиле, а не раздавать людям. Тот, кто воспользуется им, будет болеть.

Иногда на поминах кто-нибудь предлагает спеть любимую песню умершего человека и все, не заду-мываясь, поют. Но давно подмечено, что поющие за поминальным столом вскоре начинают болеть, а те, у кого слабый ангел-хранитель, вообще рано уходят из жизни.

Не берите ничего взаймы в той семье, где не про-шло сорока дней помин по умершему человеку. Ина-че и у вас в том же году будет гроб.

По обычаю вокруг гроба люди сидят всю ночь. Сле-дите за тем, чтобы никто из сидящих у гроба не спал и не дремал. Иначе «наспите» еще одного покойника. Если подобное все же случилось, то это следует от-читать.

После похорон не топят баню. В этот день не сле-дует полностью мыться, достаточно вымыть лицо и руки. Особенно следует опасаться просьб чужих лю-ее помыться после похорон в вашей бане или ванне.

Часто задают вопросы по поводу помин, которые совпадают с Великим постом. Нужно знать, что помины в первую, четвертую и седьмую неделю поста делаются только постными и чужих на помины ни-когда в это время не приглашают.

Очень
плохая примета
, когда несущий гроб пер-вый человек выходит из квартиры спиной. Нужно об этом заранее позаботиться и предупредить тех, кто будет нести гроб, чтобы они выходили из квартиры лицом к выходу, а не спиной.

Гроб в доме не переставляют, не подыскивают ему удобное место. Заранее продумайте, где его поставить, чтобы не переносить его с места на место.

О ПОКОЙНИКАХ И ПОХОРОНАХ.

Как проводить в последний путь родного,
близкого человека
, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие заста-ет нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказы-вается, не все так просто. Порой люди исполь-зуют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно прово-дить человека в последний путь.

В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Свя-того крещения, и демонов. Родные и близ-кие умирающего должны стараться молит-вой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или рыдать.

В момент разлучения души с телом по-лагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную све-чу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто-нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, еек дух мой».

Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

По
церковному обычаю
умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.

Не часто, но все-таки бывает, что чело-век заранее готовит себе гроб. Его, как пра-вило, хранят на чердаке. В этом случае об-ратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Рань-ше, чтобы этого не произошло, в
пустой гроб
насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все се-ребряные предметы: ведь это именно тот ме-талл, который используется для борьбы с «нечистыми». Поэтому последние могут «по-тревожить» тело покойного.

Тело усопшего тотчас после смерти омы-вают. Омовение происходит в знак духов-ной чистоты и непорочности жизни умер-шего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

Омывать тело нужно теплой, а не горя-чей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, поми-луй нас» или «Господи, помилуй».

Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют кле-енку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с
чистой водой
, а другой — с мыль-ной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вы-тирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.

После омовения умершего одевают в но-вую светлую чистую одежду. Обязательно на-девают крест на умершего, если у него его не было.

Желательно, чтобы омовение происхо-дило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необхо-димо выкопать яму вдалеке от двора, огоро-да и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вы-лить и засыпать землей.

Дело в том, что на воде, в которой обмы-вали покойника, делают очень сильные пор-чи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квар-тире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни бу-дущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Родным и близким нельзя делать гроб.

Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду но только не сжигать их.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.

На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.

Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машиналь-но не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока в доме покойник, не следует мес-ти пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).

Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.

Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели — отгоняет «нечистую силу».

Для таких же целей можно использо-вать ветки вербы, которую святят в
Вербное воскресенье
и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника,

Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разре-шайте этого, не причиняйте себе вред.

Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — луч-шую загробную жизнь.

В течение трех дней над умершим чи-тают Псалтырь.

Псалтырь читают непрерывно над гро-бом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.

В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме нахо-дится покойник.

Бывает, что вместо подсвечника исполь-зуют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кор-еек птицу или скот.

Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху, В
левую руку
усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ.

Следите, чтобы под покойника не поло-жили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы за-метили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

Иногда по незнанию некоторые сердо-больные мамы кладут фотографии своих де-тей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вов-ремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.

Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто-нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начина-ет болеть.

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела прово-жающие поют песнь в честь Святой Трои-цы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто-то и на-чинает завязывать узлы на тряпках, объяс-няя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гро-бов. Хотя на уме у такого человека совер-шенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.

Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Мо-еек родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком не-обходимо заранее — до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священ-ник крестообразно посыпает его землей.

При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

Бывает так, что церковь находится да-леко от дома усопшего, тогда по нему совер-шается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешитель-ную молитву и землю с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умер-шему кладут разрешительную молитву, на лоб — бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое — чтобы получился правильной формы крест).

Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

По христианскому обычаю, когда чело-века хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.

Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, подержи-тесь за его ноги.

Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делают для наведения порчи.

Когда опускают гроб с телом покойно-го в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не исполь-зовать их для различных домашних нужд или отдавать кому-либо.

При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.

После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и вы-сыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.

Хоронить покойника с музыкой — не по-христиански, хоронить следует со священ-ником.

Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязатель-но сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.

Желательно, во избежание всяких не-приятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после по-хорон. Побрызгать такой водой необходи-мо и людей, которые участвовали в похорон-ной процессии.

Похороны позади, и по старому хрис-тианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды. Следите за тем, чтобы ма-ленькие дети или взрослые по неосторожно-сти не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрос-лые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по тради-ции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать. Лучше бу-дет, если водку выльете на могилку.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной све-чи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Существует и такой вид порчи: в гро-бу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в вед-ро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем исполь-зуют для наведения порчи.

Вот еще один вид порчи, в которой при-сутствуют несовместимые вещи — смерть и цветы.

Один человек дарит другому букет цве-тов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть по-даренным, всю ночь пролежал на могиле.

Если у кого-нибудь из вас умер близ-кий или
родной человек
и вы по нему час-то плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.

Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шап-ку), который носил покойник, перед вход-ной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры ос-татки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.

Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто-то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А вся-кий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам, ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в
будущей жизни
не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие тела-ми, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Свя-того.

Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоми-нание (милостыня и пожертвование на цер-ковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

Если вам на пути встретилась похорон-ная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.

Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы — этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в го-сти.

Если берут землю для «печатания» по-койника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из-под ног.

Когда кто-нибудь умирает, постарай-тесь, чтобы при этом присутствовали толь-ко женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умира-ющего кладут на солому.

Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.

Умершего человека не оставляйте од-ного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая на-ходилась в ведрах или кастрюлях. Ее необ-ходимо вылить, а свежей налить.

Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.

На том месте, где в доме лежал покой-ник, необходимо положить топор, чтобы боль-ше в этом доме долго не умирали.

До 40 дней не раздавайте вещей умер-шего родственникам, друзьям или знако-мым.

Ни в коем случае не надевайте на по-койника свой нательный крестик.

Перед погребением не забудьте снять с покойника
обручальное кольцо
. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.

Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40 дней.

Нельзя, чтобы слезы капали на покой-еек. Это тяжелый груз для усопшего.

После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.

Когда из дома выносят покойника, смот-еек за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.

После выноса покойника из дома ста-рый веник следует тоже унести из дома.

Перед последним прощанием с покой-ником на кладбище, когда поднимают крыш-ку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.

Гроб с покойником, как правило, ста-вят посреди комнаты перед домашними ико-нами, обращая лицо к выходу.

Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церк-ви, то есть ежедневное поминовение во вре-мя Божественной литургии.

Ни в коем случае не слушайте тех лю-дей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в кото-рой обмывали покойника.

Если поминки (третий, девятый, соро-ковой дни, годовщина) приходятся на вре-мя Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.

Http://blamag.ru/o_magi/213-poxorony.html

Возможно, будет полезно почитать:

  • Простые и сложные углеводы
    ;
  • Презентация на тему: Общее строение клетки Скачать презентацию по теме строение
    ;
  • Что такое система привести примеры
    ;
  • Презентации по обж Скачать презентацию по обж
    ;
  • Сонник: к чему снится луна
    ;
  • Железная дорога и поезд по соннику
    ;
  • Сонник ремень мужской Во сне видеть ремень красный мужской
    ;
  • Забор толкование сонника
    ;

Частые вопросы

Для чего покойника предают земле?

После церемонии прощания покойный полностью накрывается церковным покрывалом, и священнослужитель (если не будет батюшки, то благочестивый христианин) в виде креста посыпав тело покойного землей тем самым предает тело земле, произнося слова «Господня земля, и исполнения ею, и вся живущие на ней».

Зачем будить покойника на следующий день?

Согласно христианским традициям, первый приезд на кладбище после погребения осуществляется на следующее утро после похорон. Традиция «нести завтрак» («будить покойного») на следующее утро ознаменовывает то, что родственники окончательно простились с умершим. Принесенный с собой «помин» раскладывают на могиле.

Нужно ли идти в церковь на следующий день после похорон?

Посещение на следующий день считается обязательным. В последующие дни родные также могут посетить кладбище, но уже без поминального завтрака, а ради молитвы. Помолиться за упокой души можно в церкви.

Зачем утром после похорон ехать на кладбище?

Согласно христианским обычаям, душа еще привязана к месту погребения, и родственники отправляются к могиле, чтобы пробудить близкого человека и примирить его душу. На кладбище стоит отправиться утром, чтобы к 12 часам вернуться домой. С собой нужно принести легкий завтрак.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При похоронах согласно традиции Православной Церкви, важно учитывать, что после захоронения землю запечатывают, чтобы символически обозначить возвращение усопшего в землю до Страшного суда. Поэтому, если вы участвуете в таком обряде, будьте внимательны к этому моменту и уважайте традиции.

СОВЕТ №2

При подготовке к похоронам согласно традиции Православной Церкви, обратитесь к священнику или духовному наставнику, чтобы получить советы и рекомендации по проведению обряда. Они смогут помочь вам понять особенности и значения каждого этапа погребения.

Оцените статью
Добавить комментарий