Срок президента во франции. От де Голля до Макрона: президенты Франции и их политические платформы

Президент Французской Республики
Président de la République française
Официальная резиденция Елисейский дворец
Назначалась избирается на прямых выборах
Срок полномочий 5 лет, не более 2 раз подряд
Должность появилась 20 декабря

31 августа

16 января
Первый в должности Луи-Наполеон Бонапарт
Должность упразднена 2 декабря

11 июля
Сайт elysee.fr

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Мнение эксперта:

Срок президентского правления во Франции претерпел значительные изменения со времен Шарля де Голля до нынешнего президента Эммануэля Макрона. Эксперты отмечают, что политические платформы президентов Франции также претерпели существенные изменения. Де Голль был известен своими консервативными взглядами и укреплением роли Франции на мировой арене. Франсуа Миттеран, в свою очередь, ввел социалистические реформы и активно поддерживал европейскую интеграцию. Николя Саркози проводил реформы в экономике и активно участвовал в международной политике. Франсуа Олланд продолжил социалистическую линию Миттерана, а Эммануэль Макрон выдвинул лозунг “нового центризма” и активно поддерживает европейскую интеграцию. Эксперты отмечают, что смена президентов во Франции сопровождается изменением политических приоритетов и стратегий, что отражает динамичность политической сцены в стране.

История Франции за 18 минут. От Рима до Де Голля!История Франции за 18 минут. От Рима до Де Голля!

Нынешние конституционные атрибуты

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование
публичных властей
, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции ; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства . По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона.
Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации
государственной власти
, о реформах, касающихся экономической или
социальной политики
и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов.
Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению.
Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания.
Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска.
Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок – 15 дней.
Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты,
принятые Советом
министров.
Он назначает на гражданские и военные государственные должности.
Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники
Счетной палаты
, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров.
Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом.
Он информирует об этом нацию посланием.
Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в
кратчайшие сроки
конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом.
Парламент собирается по полному праву.
Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Фигура действующего президента Франции – личность яркая и привлекающая интерес со стороны не только своих соотечественников, но многих других людей со всего мира. Эммануэль Макрон, биография которого детально будет рассмотрена в данной статье, молодой, энергичный и амбициозный политик. Его жизнь в
последнее время
находится под прицелом СМИ и среднестатистических обывателей. Присоединимся к ним.

Интересные факты

  1. Шарль де Голль, первый президент Пятой республики, был избран в 1958 году и занимал этот пост до своей отставки в 1969 году. Он был одним из самых влиятельных и харизматичных лидеров Франции, который сыграл ключевую роль в восстановлении страны после Второй мировой войны и в создании новой конституции.

  2. Франсуа Миттеран, президент Франции с 1981 по 1995 год, был первым социалистом, избранным на этот пост. Он провел ряд реформ, в том числе национализацию ряда крупных компаний и введение 35-часовой рабочей недели. Миттеран также сыграл важную роль в процессе европейской интеграции.

  3. Эммануэль Макрон, действующий президент Франции, был избран в 2017 году. Он является самым молодым президентом в истории страны и первым, кто был избран от нового движения “Вперед, Республика!”. Макрон провел ряд реформ, в том числе снижение налогов для предприятий и сокращение государственных расходов. Он также является сторонником европейской интеграции и выступает за более тесное сотрудничество с Германией.

Франция после Второй Мировой войны | Всемирная история, 9 класс, ЦТ/ЦЭФранция после Второй Мировой войны | Всемирная история, 9 класс, ЦТ/ЦЭ

Краткая информация

Эммануэль Макрон (биография его вполне может являться примером для подражания) родился на свет 21 декабря 1977 года во французском городе Амьен. Его отец – профессор неврологии Жан-Мишель Макрон, а мать – врач Франсуаз Макрон-Ногез. По вероисповеданию Эммануэль считает себя католиком.

Опыт других людей

Срок президента во Франции вызывает живой интерес у общественности. От де Голля до Макрона, президенты Франции представляли различные политические платформы, отражая разнообразие взглядов и ценностей французского народа. Мнения о деятельности президентов разнятся: кто-то высоко оценивает их реформы, кто-то критикует. Однако, нельзя отрицать важность и влияние каждого из них на политическую картину Франции.

Так кто Президент Франции - я или Макрон? Пусть наведёт порядок. Меня‑то чего спрашивать?"- В. ПутинТак кто Президент Франции – я или Макрон? Пусть наведёт порядок. Меня‑то чего спрашивать?”- В. Путин

Образование

Практически вся его
школьная жизнь
прошла в местной христианской
средней школе
. Но уже в старших классах будущий политик стал учеником элитного лицея, носящего имя Генриха IV. После его окончания юноша стал глубоко изучать философию в университете под названием Париж X-Нантер, а затем начал вникать в тонкости связей с общественностью в Институте политических исследований, расположенном в столице страны. В период с 1997 по 2001 год Макрон был помощником
известного философа
Поля Рикера. В 2004 году молодой человек окончил Национальную школу администрации.

Старт трудовой деятельности

С чего начал свою взрослую жизнь Эммануэль Макрон? Биография его гласит, что первой его официальной работой была должность финансового инспектора в Министерстве экономики в период 2004-2008 годов. В это ведомство его лично пригласил советник президента Жак Аттали. После чего молодой талант стал инвестиционным банкиром в учреждении Rothschild & Cie Banque, где за свою активную работу получил от коллег весьма уважительно прозвище – “Финансовый Моцарт”.

Первые шаги в политике

Деятельность Макрона на этом поприще стартовала в 2006 году. Именно тогда он оказался в рядах Социалистической , где и пробыл последующие три года. Но здесь сразу же стоит отметить факт, на который указывали многие французские печатные издания: Эммануэль не платил членских взносов и не принимал участия в каких-либо публичных мероприятиях.

Переход на новую работу

В 2012 году Макрон оказывается на очередном месте службы – в Его начальником стал ни кто иной, как действующий на тот момент глава республики Эммануэль в то время стал замещать главного секретаря президента. В этом статуе наш герой пробыл два года, а именно до лета 2014 года. А спустя пару месяцев после увольнения стал самым молодым министром государства, заняв пост главы экономического ведомства.

Оказавшись у власти, Эммануэль начал инициировать принятие ряда законов, среди которых и был и документ, закрепляющий поправки, касательно торговли, транспорта, бизнеса, строительства и прочего. Так называемый «Закон Макрона» предусматривал разрешение проводить магазинам торговлю по воскресеньям 12 раз в год, а не 5, как это было ранее. А что касается туристических районов страны, то данные ограничения там и вовсе были сняты. Кроме этого, в документе значился пункт, который гласил о создании дешевых автобусов междугородного сообщения, значительной либерализации адвокатов, оценщиков и прочих представителей «свободных «профессий. По мнению министра, это должно было привести к снижению расценок на их услуги. Вместе с тем закон был воспринят обществом неоднозначно и спровоцировал различные массовые демонстрации и протесты.

Еще через год Эммануэль Макрон, карьера которого на тот момент шла в гору, создал политическую силу под названием «Вперед!». Осенью 2016 году политик выдвинул свою кандидатуру на пост президента. Причем во время подготовки
предвыборной программы
он сумел выпустить книгу «Революция», в которой очень подробно изложил все тонкости видения будущего страны. Данное издание сразу разошлось колоссальным тиражом и было признано настоящим политическим бестселлером.

Ход предвыборной кампании

Что же предлагал своим избирателям Макрон Эммануэль? Президент Франции, по его мнению, должен был обеспечить:

  • рост
    заработных плат
    работников, имеющих низкие доходы;
  • расширить перечень услуг, входящих в обязательную медицинскую страховку;
  • увеличить количество учителей и полицейских;
  • привлечь инвестиции в сельскохозяйственный сектор;
  • отменить пенсионные льготы для государственных служащих;
  • снизить налог для максимально обеспеченных граждан;
  • последовательно уменьшить дефицит
    государственного бюджета
    , на чем настаивал Евросоюз.

При этом во время гонки за президентское кресло штаб Эммануэля неоднократно обвинял
российские СМИ
в том, что якобы они распускали неправдивые слухи об их кандидате. По итогам первого тура Макрон прошёл во второй, где смог обойти свою соперницу в лице Марин Ле Пен. Причём отрыв молодого таланта был практически двукратным. Во многом его победу специалисты объяснили тем, что избиратели просто испугались той относительной нестабильности, которая могла бы им угрожать, если бы к власти пришла Марин.

На вершине

Макрон Эммануэль – президент Франции – свой первый рабочий день на этой должности провел 14 мая 2017 года. Он оказался на
данный момент
самым молодым главой республики за свою историю. После того как он официально вступил в права, сразу даже провёл переговоры по телефону с первыми лицами Великобритании, США, Турции, Германии и Канады. А на следующий день выехал в Берлин, где пообщался с Ангелой Меркель. Канцлер ФРГ, в свою очередь, также поприветствовала своего коллегу и отметила
высокую степень
важности отношений между их государствами.

Еще через два дня Макрон провёл
деловую встречу
с председателем Европейского Союза поляком Дональдом Туском. Вместе они объявили о желании укрепить Еврозону.

18 мая 2017 года Эммануэль Макрон, биография которого к тому моменту уже блистала на страницах ведущих мировых газет, осуществил
телефонный разговор
с Владимиром Путиным и обсудил с ним вопросы урегулирования конфликта на востоке Украины.

Неделей позже француз посетил саммит НАТО, где пообщался с главой США Трампом и президентом турецкого государства Эрдоганом.

Также с Макроном связан и интересный скандальный факт. Когда его спросил африканский журналист о том, сколько держав готовы оказать африканскому континенту помощь по типу «плана Маршалла», то Эммануэль ответил, что он не считает данный проект эффективным. Боле того, проблемы Африки являются достаточно «цивилизованными». За это президента пользователи
социальных сетей
посчитали абсолютным расистом. Кроме этого, Макрон назвал неправильным и рождение африканскими женщинами по 7-8 детей.

А после проведения саммита «Большой двадцатки» Эммануэль осудил решение Трампа выйти из по климату.

Политические взгляды

Эммануэль Макрон, личная жизнь которого в последнее время стала предметом многочисленных публичных обсуждений, является настоящим еврофилом и атлантистом. Он не признает существования Палестинского государства и является сторонником жесткой борьбы с терроризмом. При этом придерживается политики, направленной на принятие иммигрантов. Считает, что необходимо увеличивать финансирование спецслужб, полицейских и военных. Настаивает на ограничении привлечения
иностранных инвестиций
и отрицательно относится к открытому демонстрированию верующими своих религиозных чувств, но вместе с тем полагает, что нынешние законы достаточно жесткие для верующих людей.

Семейное положение

На ком же женат Макрон Эммануэль? С женой разница в возрасте у него 24 года. При этом сегодня трудно встретить человека, который не знал бы имени его супруги. Брижит Тронье – именно так зовут законную половину действующего президента Франции. История их любви заслуживает отдельного рассказа.

Макрон влюбился в свою избранницу еще будучи пятнадцатилетним мальчишкой. И его ни капли не смутил тот факт, что она была его учительницей, являлась
замужней дамой
и имела троих детей. А в семнадцать лет юноша и вовсе признался в своих чувствах Брижит Тронье.

Однако родители Эммануэля были против такого положения дел и отправили учиться парня в Париж. Получению места в элитном учебном заведении во многом поспособствовала бабушка
молодого человека
. Уезжая в столицу, влюблённый Макрон сказал Брижит, что в любом случае женится на ней. Неизвестно, послужило ли это признание сигналом для нее, но через некоторое время она развелась со своим мужем, от которого родила троих детей.

Стоит заметить, что родители женщины были на протяжении пяти поколений владельцами кондитерских и получили славу за свои миндальные тортики и пирожные-макароны. Именно из-за этого впоследствии пару Брижит и Эммануэль Макрон некоторые язвительные личности принципиально очень часто именовали не иначе как «макарон».

В конечном счете, влюбленные узаконили свои отношения в 2007 году. Таким образом, известный ныне политик сдержал свое слово, данное много лет назад еще в юношеском возрасте. И несмотря на критику Макрон Эммануэль с женой (разница в возрасте для них не играет никакого значения) живут душа в душу уже десять лет.

Каков же, как отец и главай семейства Эммануэль Макрон? Дети его супруги от первого брака стали для него как родные. А вот кровных наследников президент пока что не имеет.

ПАРИЖ, 8 мая — РИА Новости, Виктория Иванова.Непредсказуемая
избирательная кампания
на выборах президента Франции завершилась без сюрпризов — новым главой государства стал лидер движения “Вперед”,
бывший министр
экономики страны Эммануэль Макрон.

Сейчас обработаны 99,99% (35,4 миллиона) бюллетеней. За Макрона проголосовали 66,06% избирателей, а за его соперницу — лидера партии “Национальный фронт” Марин Ле Пен — 33,99%.

Президентские выборы в Пятой республике прошли в 11-й раз. Глава государства избирается на пять лет путем всеобщего прямого тайного голосования, в выборах могут принять участие граждане в возрасте от 18 лет — около 47 миллионов избирателей. До оставляющего должность Франсуа Олланда высший государственный пост занимали Шарль де Голль, Жорж Помпиду, Валери Жискар д”Эстен, Франсуа Миттеран, Жак Ширак и Николя Саркози.

Кто такой Макрон?

Макрон стал самым молодым президентом Франции в
новейшей истории
страны — ему всего 39 лет. Он закончил одно из самых престижных
учебных заведений
Франции — парижский Институт политических исследований Sciences-Po, а затем кузницу кадров французской
политической элиты
— Национальную школу администрации ENA. Макрон стал магистром философии, специализируясь по работам итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, автора “Государя”, считающегося основоположником политического реализма, а также написал работу по философии немецкого идеалиста, основоположника диалектики Георга Гегеля.

Макрон проявил способности и к финансам. В 2008 году он пришел на работу в банк Rothschild & Cie, где через два года стал управляющим партнером. За время работы в банке Макрон заработал свыше трех миллионов евро, после чего его
политическая карьера
резко пошла в гору, и уже в 2012 году он стал заместителем
генерального секретаря
при президенте Франсуа Олланде. Спустя два года он покинул и этот пост, чтобы в 36 лет стать уже министром экономики, промышленности и цифровых технологий Франции.

О своем решении баллотироваться на высший пост в государстве Макрон, которого считали протеже Олланда, объявил в ноябре 2016 года. Ранее, в апреле, он создал свое движение под названием En Marche! (“Вперед”). За год Макрон сделал то, чего от него никто не ждал, — он неожиданно занял лидирующие позиции в опросах общественного мнения.

Кампания

Первый тур выборов прошел 23 апреля, по его итогам борьбу за президентское кресло продолжили центрист Макрон, получивший 24,01% голосов, и лидер правого “Национального фронта” Марин Ле Пен, ставшая второй с 21,3%.

Избирательная кампания в преддверии выборов 2017 года во Франции стала, пожалуй, самой скандальной и непредсказуемой. Впервые в истории Пятой республики от права баллотироваться на второй срок отказался действующий президент страны Франсуа Олланд, который понимал, что с учетом провальных итогов его правления он не имеет шансов на переизбрание.

Также впервые во второй тур вышли кандидаты альтернативы, а правые и социалисты, которые на протяжении десятков лет сменяли друг друга у штурвала, в этот раз оказались за бортом: представитель правящей Социалистической партии, бывший министр образования Бенуа Амон был фактически проигнорирован большинством однопартийцев, решивших поддержать Макрона, и получил в первом туре только 6,36% голосов.

Казавшийся в начале года одним из фаворитов президентской гонки кандидат “Республиканцев”, экс-премьер Франсуа Фийон пал жертвой серии скандалов и финишировал лишь третьим с 20,01%.

День выборов

После разгромных дебатов, прошедших в среду в преддверии второго тура голосования, у французов и заграничных наблюдателей, кажется не осталось никаких иллюзий — президентом будет Макрон.

Уже утром, во время голосования самих кандидатов, картинка сложилась четко. У
избирательного участка
, где голосовал экс-министр, собралась толпа, долго не пускавшая политика, а голосование лидера Нацфронта прошло стремительно и без особого присутствия сторонников.

По информации французских социологических институтов, явка во втором туре может стать самой низкой с 1969 года, когда на второй тур выборов не пришли 31,1 избирателей. Официальной информации о явке к настоящему моменту не поступало.

В отличие от первого тура выборов, в преддверии которого был теракт и предотвращенная попытка теракта, второй тур прошел без серьезных происшествий. Протесты в Париже начались уже вечером, когда были объявлены первые результаты.

Настроения в штабах

Известие о поражении сторонники Ле Пен, собравшиеся вечером воскресенья в бывшем охотничьем павильоне императора Наполеона III на юго-востоке Парижа, встретили громким вздохом. Появление Макрона на экранах вызвало осуждающие возгласы.

Глава Нацфронта не заставила себя долго ждать — она вышла на трибуну почти сразу, признала поражение и заявила, что ее партия является “самой большой оппозицией” новому президенту и продолжит борьбу на парламентских выборах. Вечер продолжился исполнением гимна Франции — “Марсельезы” и танцами.

Макрон, выбравший для празднования площадь у Лувра, вышел к народу спустя почти три часа после оглашения первых результатов. Он поблагодарил французов за поддержку и приложенные усилия, а также кратко изложил свои задачи, направленные на процветание Франции.

В конце его выступления на сцену поднялась его супруга Бриджит и две ее дочери со своими детьми. Члены большой, теперь уже президентской семьи также исполнили гимн на глазах у тысяч избирателей.

Реакция в мире

Одним из первых Макрона с победой на выборах поздравил председатель Европарламента Антонио Таяни, заявивший, что “рассчитывает на Францию в самом центре Европы, чтобы изменить весь (Европейский) Союз”.

О роли Франции в Европе написал и официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, назвавший победу Макрона “победой сильной единой Европы”.

Премьер-министр Великобритании
Тереза Мэй
сообщила, что “с нетерпением ждем начала работы с новым президентом по широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес”.

Президент США Дональд Трамп поздравил Макрона и выразил надежду на совместную работу. “Поздравляю Эммануэля Макрона с сегодняшней
крупной победой
в качестве следующего президента Франции. Очень рассчитываю работать с ним!” — написал президент США в Twitter.

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием “правительство” два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров – под предводительством президента, и кабинет министров – под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят
специальное положение
об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в
    данном случае
    премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и
нормативные акты
. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в
Российской Федерации
, французский президент и премьер-министр – первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя
политическими деятелями
. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как “де Голль – Дебре”. По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой
политической программа
. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой “кохабитации”, или схемой “Миттеран-Ширак”. Суть этой программы – формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента – выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы
внутренней политики
отходят Совету Министров;
внешняя политика
регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения “Свободная Франция”. Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста – невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, – это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование,
следственные действия
, сбор судебной информации – все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от
судебного преследования
. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

“Личные” полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент,
    судебные органы
    (арбитражное, конституционное, мировое), правительство – Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все
    необходимые действия
    для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (
    данное право
    закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

“Разделяемые” полномочия президента Франции

“Разделяемые” президентские полномочия, в отличие от “личных”, требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о
    международных отношениях
    и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.

По Конституции 1958 г., президент является
центральным должностным лицом в системе
органов государственной власти (и не
только исполнительной).

Президент вместе с правительством
возглавляет систему органов исполнительной
власти государства. Такая формулировка,
закрепленная в Конституции Франции,
выражает


дуализм

исполнительной
власти: она принадлежит Президенту и
Правительству совместно – Правительство
может заседать под руководством
Президента (Совет министров) или
Премьер-министра (кабинет).

В этой модели организации исполнительной
власти, наиболее явно проявляется
сущность

смешанной республики
.

Следует отметить, что президент благодаря
значительным полномочиям может влиять
и на другие ветви государственной власти
(

и прежде всего законодательную
).


Статус президента
определен
разд. II, ст. 5 – 19 Конституции 1958 г. Место
президента в системе органов власти
определено через его функции:

Функции Президента
Франции

Такие функции, в общем, обычны для
республик с «

сильными президентами
»
(и президентских и смешанных республик).
Глава государства здесь, условно говоря
«возвышается» над иными ветвями
государственной власти, своим арбитражем
обеспечивая их нормальное функционирование,
разрешая конфликты между ними.

Такое положение, однако, не означает
особого положения президента, принцип
разделения властей естественно
сохраняется и функционирует – глава
государства не превращается в диктатора,
сосредотачивающего в своих руках всю
власть. Деятельность президента
осуществляется строго в рамках закона.


Порядок избрания:
президента
обычен для данной формы республик.
Президент избирается путем прямых
выборов населением страны, по

мажоритарной
системе смешанного типа
. Порядок
выборов, а
общих чертах
определен ст.7
конституции:

ПЕРВЫЙ ТУР

Применяется

мажоритарная система
абсолютного большинства
.

Поскольку в этом случае избрать
президента в один тур сложно, второй
тур почти обязателен (

все французские
президенты избирались во 2 туре
).

ВТОРОЙ ТУР

Здесь используется

мажоритарная
система относительного большинства.

Во втором туре участвуют два
кандидата набравшие наибольшее
количество голосов в первом.

Правовой статус президента Франции
вполне обычен:


Требования
к кандидату

Требования к кандидату на должность
президента традиционны:

    Гражданство
    Франции;

    Обладание
    избирательным правом;

    Возраст 35 лет;


Срок
полномочий

Срок полномочий президента также
вполне обычен– 5 лет.

Ранее
(до 2000 г.), срок был большим – 7 лет,
такое положение делало французских
президентов «

долгожителями
»
выделяя их статус по сравнению с
другими странами. Теперь срок полномочий
ничем не отличается от других государств


Возможность
переизбрания

Конституция


не устанавливает
никаких ограничений

на переизбрание
одного лица. Теоретически это возможно
сколько угодно раз.

Однако
на сегодняшний день, ни один из
президентов не избирался более чем
на два срока


Полномочия Президента
– как и
свойственно республике

смешанного
типа
, объем полномочий достаточно
велик. Все их можно подразделить на 2
группы:

Полномочия,
осуществляемые Президентом самостоятельно

Полномочия,
на которые требуется контрасигнатура
Премьер-министра

    Представляет
    страну в международных отношениях,
    заключает договоры

    Право роспуска
    Национального Собрания

    Право введения
    в стране чрезвычайного положения

    Назначение
    Премьер-министра, иных министров и
    других высших
    должностных лиц
    государства.

    Передача на
    референдум законопроектов

    Председательствовать
    на заседаниях Совета Министров

    Право обращения
    в Конституционный Совет

    Главнокомандующий
    вооруженными силами страны.

    Право
    помилования

    Созыв Парламента
    на внеочередные сессии

    Подписание
    нормативных актов принятых СМ

    Назначение на
    часть гражданских и военных должностей

    Назначение
    дипломатических представителей


Ответственность:
как и во всех
президентских республиках, политической
ответственности перед Парламентом нет.
Юридическая ответственность – традиционно
в форме импичмента.

Специфическая черта импичмента во
Франции – для его осуществления есть
особый орган

политической юстиции

Высокий суд
правосудия.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Заявление о приостановке работы в связи с невыплатой зарплаты
    ;
  • Что сказано об увольнении по собственному желанию в п
    ;
  • Как восстановить утерянную квитанцию Потерял чек сбербанка можно ли восстановить
    ;
  • Где взять номер лицевого счета для заявления на налоговый вычет?
    ;
  • Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Проверить уплату косвенных налогов в белоруссии
    ;
  • Поиск инн организации по названию
    ;
  • Дистанционное обучение на бухгалтерских курсах
    ;
  • Измерение величин Измеряется s в физике
    ;

Частые вопросы

Сколько срок президента во Франции?

Начиная с выборов 1965 года президент избирается всеобщим голосованием. С 2002 года президент Франции избирается сроком на 5 лет.

Какой срок у президента Макрона?

Кто был президентом Франции после де Голля?

Президент Жак Ширак (1995—2007) правительство Жюппе (1) с 18 мая 1995 по 7 ноября 1995, правительство Жюппе (2) с 7 ноября 1995 по 2 июня 1997, правительство Жоспена с 4 июня 1997 по 6 мая 2002.

Кто был президентом Франции до Эмануэля Макрона?

В настоящее время президентом республики является Эмманюэль Макрон, который вступил в должность на пятилетний срок с 14 мая 2017 года, став 25-м президентом Французской республики и сменив на этом посту 24-го президента Франсуа Олланда.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю президентов Франции, чтобы понять их политические платформы и влияние на страну.

СОВЕТ №2

Сравните программы различных президентов, чтобы понять изменения в политических приоритетах Франции.

СОВЕТ №3

Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику каждого президента, чтобы понять их влияние на мировую арену.

Оцените статью
Добавить комментарий